ЕС справится с перебоями в поставках газа из России
Заявление председателя Еврокомиссии
ЕС может справиться с частичным прекращением поставок газа из России, заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен журналистам в Страсбурге.
«Сейчас мы скорее в безопасности», - подчеркнула она, добавив, что ЕС провёл серию переговоров с поставщиками СПГ с целью выяснить, смогут ли они перенаправить часть грузов в Европу.
Россия поставляет в ЕС около 40% природного газа. В январе поставки сильно снизились, что связано с высокими ценами - европейцам выгоднее откачивать газ из своих подземных хранилищ. Таким образом, по состоянию на 12 февраля европейские ПХГ были заполнены лишь на 34% (отобрано уже более 90% от закачанного летом газа).
В то же время увеличился поток СПГ в Европу - в прошлом месяце ЕС получил рекордный объём сжиженного природного газа, около 11 млрд кубометров (половина этого объёма пришлась на США). Это связано с тем, что с конца декабря прошлого года СПГ на европейских рынках начал торговаться с премией к ценам в Азии.
Заявление председателя Еврокомиссии
ЕС может справиться с частичным прекращением поставок газа из России, заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен журналистам в Страсбурге.
«Сейчас мы скорее в безопасности», - подчеркнула она, добавив, что ЕС провёл серию переговоров с поставщиками СПГ с целью выяснить, смогут ли они перенаправить часть грузов в Европу.
Россия поставляет в ЕС около 40% природного газа. В январе поставки сильно снизились, что связано с высокими ценами - европейцам выгоднее откачивать газ из своих подземных хранилищ. Таким образом, по состоянию на 12 февраля европейские ПХГ были заполнены лишь на 34% (отобрано уже более 90% от закачанного летом газа).
В то же время увеличился поток СПГ в Европу - в прошлом месяце ЕС получил рекордный объём сжиженного природного газа, около 11 млрд кубометров (половина этого объёма пришлась на США). Это связано с тем, что с конца декабря прошлого года СПГ на европейских рынках начал торговаться с премией к ценам в Азии.
Атомный ренессанс. ESG-страхование ТЭК. Газ Средиземноморья.
Новый выпуск "Нефтегазовой вертикали" уже на сайте:
http://www.ngv.ru/magazines/atomnyy-renessans-esg-strakhovanie-tek-gaz-sredizemnomorya/
Новый выпуск "Нефтегазовой вертикали" уже на сайте:
http://www.ngv.ru/magazines/atomnyy-renessans-esg-strakhovanie-tek-gaz-sredizemnomorya/
Журнал "Нефтегазовая Вертикаль"
Атомный ренессанс. ESG-страхование ТЭК. Газ Средиземноморья
Журнал на нефтегазовую тематику. Политика, экономика, обзоры, прогнозы, транспорт нефти, нефтегазовые технологии, нефтегазовая аналитика
Лихачёв: «Ожидание атомного ренессанса уже бодрит участников рынка»
Климатическая повестка и запрос на низкоуглеродные виды генерации открывает новые перспективы для атомной энергетики, ожидание атомного ренессанса уже бодрит участников рынка, заявил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв в интервью журналу «Нефтегазовая вертикаль».
В частности, он привёл пример Китая, который осенью прошлого года объявил об амбициозных планах по строительству 150 новых атомный энергоблоков в ближайшие 15 лет. Лихачёв подчеркнул, что, скорее всего, китайская сторона не будет строить всё в одиночку, а будет привлекать внешних игроков. При этом сама КНР прикладывает максимум усилий, чтобы участвовать в зарубежных проектах.
«Появление новых продуктов - АЭС малой мощности и плавучих атомных станций - расширит возможности применения атомной энергетики, сделает её доступной для небольших государств, а это увеличит рынок. Мы ожидаем, что активизируются все игроки, и готовимся к усилению конкуренции», - сказал глава «Росатома».
Полный текст интервью читайте в новом выпуске: http://www.ngv.ru/magazines/article/aleksey-likhachyev-ozhidanie-atomnogo-renessansa-uzhe-bodrit-uchastnikov-rynka/
Климатическая повестка и запрос на низкоуглеродные виды генерации открывает новые перспективы для атомной энергетики, ожидание атомного ренессанса уже бодрит участников рынка, заявил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв в интервью журналу «Нефтегазовая вертикаль».
В частности, он привёл пример Китая, который осенью прошлого года объявил об амбициозных планах по строительству 150 новых атомный энергоблоков в ближайшие 15 лет. Лихачёв подчеркнул, что, скорее всего, китайская сторона не будет строить всё в одиночку, а будет привлекать внешних игроков. При этом сама КНР прикладывает максимум усилий, чтобы участвовать в зарубежных проектах.
«Появление новых продуктов - АЭС малой мощности и плавучих атомных станций - расширит возможности применения атомной энергетики, сделает её доступной для небольших государств, а это увеличит рынок. Мы ожидаем, что активизируются все игроки, и готовимся к усилению конкуренции», - сказал глава «Росатома».
Полный текст интервью читайте в новом выпуске: http://www.ngv.ru/magazines/article/aleksey-likhachyev-ozhidanie-atomnogo-renessansa-uzhe-bodrit-uchastnikov-rynka/
Журнал "Нефтегазовая Вертикаль"
Алексей ЛИХАЧЁВ: «Ожидание атомного ренессанса уже бодрит участников рынка»
Пока ведутся дискуссии о признании атомной энергии «зеленой», российская атомная отрасль задает новые мировые тренды и быстро развивается. Об актуальных наработках и будущих проектах предприятия рассказал Алексей Лихачёв, генеральный директор ГК «Росатом».
Россия - лидер по переработке отработанного ядерного топлива
Россия является мировым лидером в области переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ), рассказал «Нефтегазовой вертикали» генеральный директор Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами - ФГУП «НО РАО» - Игорь Игин.
Он подчеркнул, что, в отличие от радиоактивных отходов, ОЯТ содержит в себе радионуклиды, которые можно вернуть в ядерно-топливный цикл, поэтому, в соответствии с российской концепцией развития ядерной энергетики, его следует перерабатывать.
«Что касается переработки ОЯТ, то Россия - впереди планеты всей в буквальном смысле. У нас уже есть конкретные практические шаги в этом направлении. Сегодня в реактор на быстрых нейтронах Белоярской АЭС загружают топливные сборки с так называемым МОКС-топливом, полученным от переработанного ОЯТ. Их производство в промышленных масштабах очень близко», - сказал Игин.
При этом он отметил, что определение возможного количества повторных циклов и их технологических особенностей будет происходить на протяжении ближайших пятидесяти лет.
Полный текст интервью читайте в новом выпуске журнала «Нефтегазовая вертикаль».
Россия является мировым лидером в области переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ), рассказал «Нефтегазовой вертикали» генеральный директор Национального оператора по обращению с радиоактивными отходами - ФГУП «НО РАО» - Игорь Игин.
Он подчеркнул, что, в отличие от радиоактивных отходов, ОЯТ содержит в себе радионуклиды, которые можно вернуть в ядерно-топливный цикл, поэтому, в соответствии с российской концепцией развития ядерной энергетики, его следует перерабатывать.
«Что касается переработки ОЯТ, то Россия - впереди планеты всей в буквальном смысле. У нас уже есть конкретные практические шаги в этом направлении. Сегодня в реактор на быстрых нейтронах Белоярской АЭС загружают топливные сборки с так называемым МОКС-топливом, полученным от переработанного ОЯТ. Их производство в промышленных масштабах очень близко», - сказал Игин.
При этом он отметил, что определение возможного количества повторных циклов и их технологических особенностей будет происходить на протяжении ближайших пятидесяти лет.
Полный текст интервью читайте в новом выпуске журнала «Нефтегазовая вертикаль».
Журнал "Нефтегазовая Вертикаль"
Игорь ИГИН: «К нам приковано внимание всего мира»
В 2012 году распоряжением Правительства Российской Федерации был создан Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами – ФГУП «НО РАО». В этом году компании – 10 лет. О том, что было сделано за это время, о перспективах обращения с РАО в мире…
Спрос на углехимию будет расти быстрее мирового ВВП
Развитие углехимии в России позволит перейти от экспорта «дешёвого» угля к экспорту «дорогой» химической продукции, заявил руководитель направления Нефтегазохимия, Консалтинг, СНГ ценового агентства Argus Валентин Котломин в рамках конференции «Argus Уголь России 2022. СНГ и глобальные рынки».
Он подчеркнул, что ни один из сценариев развития мировой угольной отрасли не предполагает роста спроса на уголь, в то время как спрос на химическую продукцию, которую можно получить в результате его переработки, будет демонстрировать устойчивый рост, в ряде случаев превышающий темпы роста мирового ВВП. Так, на горизонте до 2030 года спрос на окись пропилена будет расти на 5,5% в год (ВВП - 3,6%). На этот путь уже встали многие «угольные» страны, лидером среди которых является Китай - к 2030 году страна планирует двукратное увеличение углехимических мощностей.
Таким образом, углехимия может стать эффективным направлением повышения внутреннего спроса на уголь. Главным препятствием для развития этого направления в России является высокая капиталоёмкость проектов (в 2,5 раза дороже, чем строительство традиционного нефтехимического комплекса). Помимо этого, встаёт необходимость модернизации существующей или строительства новой инфраструктуры, а также подготовки кадров. Минимизация этих рисков, по словам Котломина, должна решаться в формате государственно-частного партнёрства.
Развитие углехимии в России позволит перейти от экспорта «дешёвого» угля к экспорту «дорогой» химической продукции, заявил руководитель направления Нефтегазохимия, Консалтинг, СНГ ценового агентства Argus Валентин Котломин в рамках конференции «Argus Уголь России 2022. СНГ и глобальные рынки».
Он подчеркнул, что ни один из сценариев развития мировой угольной отрасли не предполагает роста спроса на уголь, в то время как спрос на химическую продукцию, которую можно получить в результате его переработки, будет демонстрировать устойчивый рост, в ряде случаев превышающий темпы роста мирового ВВП. Так, на горизонте до 2030 года спрос на окись пропилена будет расти на 5,5% в год (ВВП - 3,6%). На этот путь уже встали многие «угольные» страны, лидером среди которых является Китай - к 2030 году страна планирует двукратное увеличение углехимических мощностей.
Таким образом, углехимия может стать эффективным направлением повышения внутреннего спроса на уголь. Главным препятствием для развития этого направления в России является высокая капиталоёмкость проектов (в 2,5 раза дороже, чем строительство традиционного нефтехимического комплекса). Помимо этого, встаёт необходимость модернизации существующей или строительства новой инфраструктуры, а также подготовки кадров. Минимизация этих рисков, по словам Котломина, должна решаться в формате государственно-частного партнёрства.
В России растёт профицит портовых мощностей
Это ограничивает потенциал страны по экспорту угля
В России наблюдается кратный профицит портовых мощностей по отгрузке угля на экспорт - практически по всем направлениям, заявила директор по портовым и железнодорожным проектам «Уральской горно-металлургической компании» Ирина Ольховская в рамках конференции «Argus Уголь России 2022. СНГ и глобальные рынки».
По её словам, за последние три года ситуация не изменилась - недозагруженность только растёт. Если в 2019 году профицит составил 89,1 млн тонн, то в 2021 году - 140,5 млн. Это не даёт России воспользоваться благоприятной ценовой конъюнктурой в полной мере.
Основным сдерживающим фактором, по словам Ольховской, является железнодорожная инфраструктура. Дальнейшее развитие портовых мощностей будет зависеть от сроков и темпов реализации инвестиционных программ РЖД.
«Выход только один - увеличение пропускной способности, оптимизация перевозочного процесса. Все деньги у РЖД для этого есть, правительством все подписано, надо реализовывать», - подчеркнула она.
Пандемийный год показал, что, несмотря на заявления стран о переходе на ВИЭ, они не могут обеспечить электроэнергией не только растущую экономику АТР, но и текущие потребности европейского рынка, отметила Ирина Ольховская. Только угольная генерация готова обеспечить хороший объём электроэнергии для производств и населения. В перспективе 2025-2030 годов мировой рынок угля будет стабилен, будет идти рост, хоть и небольшой, но он позитивно скажется на российской угольной отрасли.
Это ограничивает потенциал страны по экспорту угля
В России наблюдается кратный профицит портовых мощностей по отгрузке угля на экспорт - практически по всем направлениям, заявила директор по портовым и железнодорожным проектам «Уральской горно-металлургической компании» Ирина Ольховская в рамках конференции «Argus Уголь России 2022. СНГ и глобальные рынки».
По её словам, за последние три года ситуация не изменилась - недозагруженность только растёт. Если в 2019 году профицит составил 89,1 млн тонн, то в 2021 году - 140,5 млн. Это не даёт России воспользоваться благоприятной ценовой конъюнктурой в полной мере.
Основным сдерживающим фактором, по словам Ольховской, является железнодорожная инфраструктура. Дальнейшее развитие портовых мощностей будет зависеть от сроков и темпов реализации инвестиционных программ РЖД.
«Выход только один - увеличение пропускной способности, оптимизация перевозочного процесса. Все деньги у РЖД для этого есть, правительством все подписано, надо реализовывать», - подчеркнула она.
Пандемийный год показал, что, несмотря на заявления стран о переходе на ВИЭ, они не могут обеспечить электроэнергией не только растущую экономику АТР, но и текущие потребности европейского рынка, отметила Ирина Ольховская. Только угольная генерация готова обеспечить хороший объём электроэнергии для производств и населения. В перспективе 2025-2030 годов мировой рынок угля будет стабилен, будет идти рост, хоть и небольшой, но он позитивно скажется на российской угольной отрасли.
Новые санкции не станут серьёзным ударом для ТЭК России
Мнение эксперта
Введение новых санкций не станет серьёзным ударом для российского ТЭК, сказал «Нефтегазовой Вертикали» директор Погодно-климатического центра ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко. По его словам, ограничения, о которых говорит западное сообщество в лице США, ЕС, Великобритании и ряда других стран, не касаются фундаментальных основ сотрудничества с Россией в энергетическом секторе.
«Россия остается ключевым поставщиком энергоресурсов на западном направлении - это порядка 30% всего объёма нефти и 40% газа. Заменить их нечем, и в краткосрочном периоде Европа не сможет отказаться от российской нефти и газа. Соответственно, они все санкции планируют так, чтобы сам сектор не был затронут», - подчеркнул эксперт.
Ранее сегодня глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила, что новые санкции ЕС против России сделают невозможной модернизацию нефтепереработки в стране. Однако Вячеслав Мищенко полагает, что и здесь не стоит говорить о серьёзном ущербе для отрасли.
Во-первых, крупные российские компании уже достаточно давно (ещё до 2014 года, и особенно активно - после) занимаются импортозамещением. Если есть какой-то процент технологий, которые заменить нельзя, то можно рассчитывать на их разработку совместно с Китаем. Во-вторых, 27 крупнейших НПЗ России совсем недавно прошли модернизацию, сейчас это современные заводы, и прежде, чем им снова потребуется обновление, пройдёт несколько лет. Кроме того, как отмечает эксперт, всегда можно найти способ обхода санкций.
«В частности, есть партнёр России Казахстан, по которому нет никаких санкций. Он может спокойно импортировать какое-то оборудование, каким-то образом его переоформлять и передавать российским партнёрам. Какие-то варианты обхода санкций всегда можно придумать, поэтому думаю, что отечественная нефтепереработка серьёзно не пострадает», - заключил Мищенко.
Мнение эксперта
Введение новых санкций не станет серьёзным ударом для российского ТЭК, сказал «Нефтегазовой Вертикали» директор Погодно-климатического центра ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко. По его словам, ограничения, о которых говорит западное сообщество в лице США, ЕС, Великобритании и ряда других стран, не касаются фундаментальных основ сотрудничества с Россией в энергетическом секторе.
«Россия остается ключевым поставщиком энергоресурсов на западном направлении - это порядка 30% всего объёма нефти и 40% газа. Заменить их нечем, и в краткосрочном периоде Европа не сможет отказаться от российской нефти и газа. Соответственно, они все санкции планируют так, чтобы сам сектор не был затронут», - подчеркнул эксперт.
Ранее сегодня глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила, что новые санкции ЕС против России сделают невозможной модернизацию нефтепереработки в стране. Однако Вячеслав Мищенко полагает, что и здесь не стоит говорить о серьёзном ущербе для отрасли.
Во-первых, крупные российские компании уже достаточно давно (ещё до 2014 года, и особенно активно - после) занимаются импортозамещением. Если есть какой-то процент технологий, которые заменить нельзя, то можно рассчитывать на их разработку совместно с Китаем. Во-вторых, 27 крупнейших НПЗ России совсем недавно прошли модернизацию, сейчас это современные заводы, и прежде, чем им снова потребуется обновление, пройдёт несколько лет. Кроме того, как отмечает эксперт, всегда можно найти способ обхода санкций.
«В частности, есть партнёр России Казахстан, по которому нет никаких санкций. Он может спокойно импортировать какое-то оборудование, каким-то образом его переоформлять и передавать российским партнёрам. Какие-то варианты обхода санкций всегда можно придумать, поэтому думаю, что отечественная нефтепереработка серьёзно не пострадает», - заключил Мищенко.
Рост спроса на СПГ в Азии замедлится
Рост спроса на СПГ в Азии в текущем году может замедлиться на фоне высоких спотовых цен, подогреваемых кризисом в Европе, пишет агентство Reuters.
Конкуренция со стороны ЕС растёт из-за начала вооруженного конфликта на Украине - европейские страны стремятся заменить российский газ альтернативными поставками СПГ (Европа заявляет о намерении сократить зависимость от газа из РФ на две трети уже в этом году).
«Азиатским покупателям придется заплатить премию за доставку грузов из Европы, поэтому спотовые цены на СПГ в Азии будут поддерживаться европейскими ценами на газ», - сказал один из аналитиков консалтинговой компании FGE.
Так, Wood Mackenzie ожидает, что рост спроса на СПГ в Азии в 2022 году составит всего 2% по сравнению с 8% в 2021 году. В то же время в Европе по итогам года спрос на сжиженный природных газ увеличиться на 20%.
Главным драйвером роста спроса на СПГ в Азии по-прежнему останется Китай (на его долю придется 45%). По оценке Rystad Energy, в 2022 году КНР нарастит импорт сжиженного природного газа на 8,5 млн тонн.
Рост спроса на СПГ в Азии в текущем году может замедлиться на фоне высоких спотовых цен, подогреваемых кризисом в Европе, пишет агентство Reuters.
Конкуренция со стороны ЕС растёт из-за начала вооруженного конфликта на Украине - европейские страны стремятся заменить российский газ альтернативными поставками СПГ (Европа заявляет о намерении сократить зависимость от газа из РФ на две трети уже в этом году).
«Азиатским покупателям придется заплатить премию за доставку грузов из Европы, поэтому спотовые цены на СПГ в Азии будут поддерживаться европейскими ценами на газ», - сказал один из аналитиков консалтинговой компании FGE.
Так, Wood Mackenzie ожидает, что рост спроса на СПГ в Азии в 2022 году составит всего 2% по сравнению с 8% в 2021 году. В то же время в Европе по итогам года спрос на сжиженный природных газ увеличиться на 20%.
Главным драйвером роста спроса на СПГ в Азии по-прежнему останется Китай (на его долю придется 45%). По оценке Rystad Energy, в 2022 году КНР нарастит импорт сжиженного природного газа на 8,5 млн тонн.
США не смогут переориентироваться на нефть из Ирана и Венесуэлы
Один из сенаторов подготовил законопроект о запрете на импорт нефти из этих стран
Сенатор от штата Флорида Марко Рубио разработал законопроект о запрете импорта нефти в США из Венесуэлы и Ирана в будущем, сообщает агентство Bloomberg. Отмечается, что этот шаг направлен на то, чтобы предотвратить любые потенциальные попытки администрации президента Джо Байдена обратиться к этим странам за помощью в борьбе c ростом цен, вызванным отказом США от импорта нефти из России.
Во вторник Джо Байден подписал указ, запрещающий импорт нефти, СПГ, угля, а также ряда нефтепродуктов из РФ. При этом, по информации агентства, представители американской администрации уже провели ряд встреч в Венесуэле, на которых обсуждался вопрос о возможном ослаблении санкций, что позволит республике вновь свободно продавать нефть. Кроме того, по-прежнему идут переговоры в Вене о возобновлении иранской ядерной сделки, в случае успешного завершения которых рынок получит дополнительные объемы нефти из Ирана.
«Законопроект Рубио позволит предотвратить такую возможность, запретив импорт сырой нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа из Ирана и Венесуэлы из соображений национальной безопасности, ссылаясь на их поддержку «иностранных террористических организаций» в действующих конфликтах и незаконной деятельности», - говорится в публикации.
Один из сенаторов подготовил законопроект о запрете на импорт нефти из этих стран
Сенатор от штата Флорида Марко Рубио разработал законопроект о запрете импорта нефти в США из Венесуэлы и Ирана в будущем, сообщает агентство Bloomberg. Отмечается, что этот шаг направлен на то, чтобы предотвратить любые потенциальные попытки администрации президента Джо Байдена обратиться к этим странам за помощью в борьбе c ростом цен, вызванным отказом США от импорта нефти из России.
Во вторник Джо Байден подписал указ, запрещающий импорт нефти, СПГ, угля, а также ряда нефтепродуктов из РФ. При этом, по информации агентства, представители американской администрации уже провели ряд встреч в Венесуэле, на которых обсуждался вопрос о возможном ослаблении санкций, что позволит республике вновь свободно продавать нефть. Кроме того, по-прежнему идут переговоры в Вене о возобновлении иранской ядерной сделки, в случае успешного завершения которых рынок получит дополнительные объемы нефти из Ирана.
«Законопроект Рубио позволит предотвратить такую возможность, запретив импорт сырой нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа из Ирана и Венесуэлы из соображений национальной безопасности, ссылаясь на их поддержку «иностранных террористических организаций» в действующих конфликтах и незаконной деятельности», - говорится в публикации.
Россия нарастит экспорт угля в Индию
В марте ожидается крупнейший объём поставок за два года
Экспорт российского угля в Индию в марте может вырасти до максимального уровня за два года, пишет агентство Reuters со ссылкой на оценки консалтинговых компаний. Так, в текущем месяце ожидается прибытие в индийские порты 1,06 млн тонн коксующегося и энергетического угля из России (данные Kpler).
Трейдеры полагают, что РФ, занимающая шестое место по поставкам угля в Индию, может начать предлагать индийским и китайским покупателям более конкурентные цены с учётом того, что США совсем отказались от закупок российского угля, а европейцы намерены сокращать их объём. Однако проблемы возникают из-за ограничений, наложенных на Россию в банковском и финансовом секторе.
«Индийские покупатели всё ещё получают уголь из России, но им становится всё труднее, поскольку банки не хотят открывать аккредитивы», - сказал один из источников в отрасли.
По словам управляющего директора компании Jindal Steel and Power, облегчить ситуацию сможет создание системы расчётов в рупиях.
«Если торговля рупиями будет одобрена, то мы сможем получать уголь из России по доступным и более дешёвым ценам», - подчеркнул он.
Трейдер «Сибуглемета», одного из крупнейших российских экспортеров, сказал, что его компания и другие производители продолжают поставлять уголь в Индию, однако отметил, что «появляются некоторые проблемы». По его словам, если будет введён строгий контроль за платежами, торговля будет организована через третьи страны.
В марте ожидается крупнейший объём поставок за два года
Экспорт российского угля в Индию в марте может вырасти до максимального уровня за два года, пишет агентство Reuters со ссылкой на оценки консалтинговых компаний. Так, в текущем месяце ожидается прибытие в индийские порты 1,06 млн тонн коксующегося и энергетического угля из России (данные Kpler).
Трейдеры полагают, что РФ, занимающая шестое место по поставкам угля в Индию, может начать предлагать индийским и китайским покупателям более конкурентные цены с учётом того, что США совсем отказались от закупок российского угля, а европейцы намерены сокращать их объём. Однако проблемы возникают из-за ограничений, наложенных на Россию в банковском и финансовом секторе.
«Индийские покупатели всё ещё получают уголь из России, но им становится всё труднее, поскольку банки не хотят открывать аккредитивы», - сказал один из источников в отрасли.
По словам управляющего директора компании Jindal Steel and Power, облегчить ситуацию сможет создание системы расчётов в рупиях.
«Если торговля рупиями будет одобрена, то мы сможем получать уголь из России по доступным и более дешёвым ценам», - подчеркнул он.
Трейдер «Сибуглемета», одного из крупнейших российских экспортеров, сказал, что его компания и другие производители продолжают поставлять уголь в Индию, однако отметил, что «появляются некоторые проблемы». По его словам, если будет введён строгий контроль за платежами, торговля будет организована через третьи страны.
Америка хочет нарастить нефтегазовую инфраструктуру
Канада изучает возможность повышения загрузки своих трубопроводов для увеличения экспорта нефти, заявил в четверг министр природных ресурсов страны Джонатан Уилкинсон (его слова приводит агентство Reuters).
Канада является главным поставщиком нефти в США, ежедневно экспортируя порядка 4 млн баррелей нефти. Небольшая часть этого объёма потом перенаправляется в другие страны.
«Наши системы по транспортировке жидких углеводородов и природного газа находятся почти на пределе возможностей, но мы изучаем варианты, которые можно предпринять для обеспечения США и Европы дополнительными энергоресурсами. Это включает в себя использование экспортных мощностей на побережье Мексиканского залива для поставок нефти и природного газа», - сказал министр.
США приняли решение отказаться от импорта российской нефти в связи с началом военной операции России на Украине. При этом в прошлом году администрация Джо Байдена закрыла проект трубопровода Keystone XL, предназначенный для поставки 800 тыс. баррелей в сутки канадской нефти (из нефтяной провинции Альберта) в Соединённые Штаты.
«Нефтегазовая вертикаль» поговорила с заместителем генерального директора Института национальной энергетики Александром Фроловым о том, возможна ли реабилитация проекта на фоне сложившейся ситуации.
«Вероятность есть, но это не решает текущих проблем, и дело не только в самом трубопроводе, а в дополнительных капиталовложениях, которые необходимы Канаде для замещения российских поставок канадской нефтью. И в принципе это не решает никаких проблем, существующих объективно на фоне мирового энергетического кризиса», - сказал эксперт.
Канада изучает возможность повышения загрузки своих трубопроводов для увеличения экспорта нефти, заявил в четверг министр природных ресурсов страны Джонатан Уилкинсон (его слова приводит агентство Reuters).
Канада является главным поставщиком нефти в США, ежедневно экспортируя порядка 4 млн баррелей нефти. Небольшая часть этого объёма потом перенаправляется в другие страны.
«Наши системы по транспортировке жидких углеводородов и природного газа находятся почти на пределе возможностей, но мы изучаем варианты, которые можно предпринять для обеспечения США и Европы дополнительными энергоресурсами. Это включает в себя использование экспортных мощностей на побережье Мексиканского залива для поставок нефти и природного газа», - сказал министр.
США приняли решение отказаться от импорта российской нефти в связи с началом военной операции России на Украине. При этом в прошлом году администрация Джо Байдена закрыла проект трубопровода Keystone XL, предназначенный для поставки 800 тыс. баррелей в сутки канадской нефти (из нефтяной провинции Альберта) в Соединённые Штаты.
«Нефтегазовая вертикаль» поговорила с заместителем генерального директора Института национальной энергетики Александром Фроловым о том, возможна ли реабилитация проекта на фоне сложившейся ситуации.
«Вероятность есть, но это не решает текущих проблем, и дело не только в самом трубопроводе, а в дополнительных капиталовложениях, которые необходимы Канаде для замещения российских поставок канадской нефтью. И в принципе это не решает никаких проблем, существующих объективно на фоне мирового энергетического кризиса», - сказал эксперт.
Reuters: Индия может закупать нефть из России со скидкой
Индия рассматривает возможность покупки нефти и других сырьевых товаров из России по сниженным ценам с оплатой по системе рупия-рубль, пишет агентство Reuters со ссылкой на двух индийских чиновников.
Индия обеспечивает до 80% своих потребностей в нефти за счёт импорта. При этом доля России составляет всего 2-3%. Однако ситуация может измениться.
«Россия предлагает нефть и другие товары с большой скидкой. Мы будем рады принять это предложение. Нам нужно решить некоторые вопросы - с танкерами, страховым покрытием и нефтяной смесью. Как только мы их решим, мы примем предложение», - сказал один из собеседников агентства.
Как отмечает Reuters, некоторые международные трейдеры избегают российской нефти, чтобы не попасть под санкции, однако, по словам источников, ограничения не помешают Индии импортировать топливо. В настоящее время идёт работа по созданию механизма платежей рупии-рубли (для оплаты поставок нефти). Собеседники агентства не указали, о каких объёмах нефти и о какой скидке идёт речь.
Индия рассматривает возможность покупки нефти и других сырьевых товаров из России по сниженным ценам с оплатой по системе рупия-рубль, пишет агентство Reuters со ссылкой на двух индийских чиновников.
Индия обеспечивает до 80% своих потребностей в нефти за счёт импорта. При этом доля России составляет всего 2-3%. Однако ситуация может измениться.
«Россия предлагает нефть и другие товары с большой скидкой. Мы будем рады принять это предложение. Нам нужно решить некоторые вопросы - с танкерами, страховым покрытием и нефтяной смесью. Как только мы их решим, мы примем предложение», - сказал один из собеседников агентства.
Как отмечает Reuters, некоторые международные трейдеры избегают российской нефти, чтобы не попасть под санкции, однако, по словам источников, ограничения не помешают Индии импортировать топливо. В настоящее время идёт работа по созданию механизма платежей рупии-рубли (для оплаты поставок нефти). Собеседники агентства не указали, о каких объёмах нефти и о какой скидке идёт речь.
Депутаты допускают корректировку налогообложения нефтянки
Закон о корректировке демпферного механизма, как и налогообложение нефтяной отрасли в целом, требует переоценки с учётом текущей неопределённости, сказал «Нефтегазовой вертикали» председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.
11 марта ожидалось принятие закона о корректировке демпфера, согласно которому увеличивался размер компенсации нефтяным компаниям разницы между экспортной и индикативной ценой топлива - с 68% до 83% для бензина и с 65% до 83% для «дизеля». Однако рассмотрение законопроекта отложили.
«В рамках налогового маневра в нефтяной отрасли требуется постоянная корректировка демпфирующего механизма, чтобы в условиях повышения стоимости нефти на внутреннем рынке компенсировать затраты на приобретение сырья нефтеперерабатывающим заводам, которые поставляют нефтепродукты на внутренний рынок с тем, чтобы стабилизировать цены на ГМС внутри страны.
Сегодня, в условиях неопределенности, в том числе в отношении доходов бюджета от экспорта углеводородов, требуется актуализация оценки не только последствий принятия закона о корректировке демпфера, но и всей ситуации с доходами и расходами федерального бюджета и возможной корректировкой налогообложения нефтяной отрасли», - сказал Завальный.
Закон о корректировке демпферного механизма, как и налогообложение нефтяной отрасли в целом, требует переоценки с учётом текущей неопределённости, сказал «Нефтегазовой вертикали» председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.
11 марта ожидалось принятие закона о корректировке демпфера, согласно которому увеличивался размер компенсации нефтяным компаниям разницы между экспортной и индикативной ценой топлива - с 68% до 83% для бензина и с 65% до 83% для «дизеля». Однако рассмотрение законопроекта отложили.
«В рамках налогового маневра в нефтяной отрасли требуется постоянная корректировка демпфирующего механизма, чтобы в условиях повышения стоимости нефти на внутреннем рынке компенсировать затраты на приобретение сырья нефтеперерабатывающим заводам, которые поставляют нефтепродукты на внутренний рынок с тем, чтобы стабилизировать цены на ГМС внутри страны.
Сегодня, в условиях неопределенности, в том числе в отношении доходов бюджета от экспорта углеводородов, требуется актуализация оценки не только последствий принятия закона о корректировке демпфера, но и всей ситуации с доходами и расходами федерального бюджета и возможной корректировкой налогообложения нефтяной отрасли», - сказал Завальный.
Суэцкий канал отменил скидки для СПГ-танкеров
Администрация Суэцкого канала с 15 марта отменяет скидки для танкеров, перевозящих СПГ. Об этом говорится на сайте управления канала. До октября 2021 года скидка составляла 25%, затем она была снижена до 15%.
28 февраля канал объявил о повышении сборов с судов за проход. По словам главы Управления Усамы Рабиа, это связано со «значительным ростом мировой торговли, улучшением экономики судов, развитием водного пути Суэцкого канала и улучшением транзитных услуг». Так, с 1 марта на 10% выросла стоимость прохода для нефтяных танкеров, на 7% - для газовозов (перевозящих СПГ), многоцелевых и большегрузных судов, на 5% - для сухогрузов.
Отмечается, что канал устанавливает сборы, исходя из динамики международных морских перевозок. В условиях введения антироссийских санкций многие страны стремятся отказаться от энергоресурсов из РФ и перейти на альтернативные источники. В частности, большая ставка делается на сжиженный природный газ.
Администрация Суэцкого канала с 15 марта отменяет скидки для танкеров, перевозящих СПГ. Об этом говорится на сайте управления канала. До октября 2021 года скидка составляла 25%, затем она была снижена до 15%.
28 февраля канал объявил о повышении сборов с судов за проход. По словам главы Управления Усамы Рабиа, это связано со «значительным ростом мировой торговли, улучшением экономики судов, развитием водного пути Суэцкого канала и улучшением транзитных услуг». Так, с 1 марта на 10% выросла стоимость прохода для нефтяных танкеров, на 7% - для газовозов (перевозящих СПГ), многоцелевых и большегрузных судов, на 5% - для сухогрузов.
Отмечается, что канал устанавливает сборы, исходя из динамики международных морских перевозок. В условиях введения антироссийских санкций многие страны стремятся отказаться от энергоресурсов из РФ и перейти на альтернативные источники. В частности, большая ставка делается на сжиженный природный газ.
Источник: Издержки за логистику нефти вырастут на 30%
Издержки за логистику нефти и нефтепродуктов возрастут на 30%, рассказал «Нефтегазовой вертикали» осведомлённый источник. По его словам, логистика в настоящий момент столкнулась сразу с несколькими проблемами. Во-первых, повысилась аварийность на РЖД (это сезонная проблема, рельсы расходятся, и происходит множество сходов).
Во-вторых, в портах нестабильно происходит выгрузка. Это связано с антироссийскими санкциями, которые не позволяют продавать продукт по старой схеме (речь об аккредитации покупки сырья).
«Сейчас проблемы и у «Роснефти», и у «Сургетнефтегаза», и у ЛУКОЙЛа. Покупают, но не так равномерно, как ранее, стандартный порядок разрушился. И из-за этого возникают временные перебои, суда приходят несвоевременно, уходят несвоевременно, нарушается работа порта. Соответсвенно, вагоны плохо разгружаются и плохо уходят на заводы. Заводы вынуждены снижать загрузку. На разных заводах «Газпрома», «Роснефти» есть перебои с загрузкой готовой продукции, то есть продукции произвели больше, чем есть вагонов, в которые это можно погрузить», - сказал источник.
По словам собеседника НГВ, если российские компании не пересмотрят традиционные правила реализации нефти и нефтепродуктов, не придумают новые, то перебои будут ухудшаться. Однако если будут выработаны новые механизмы, все нормализуется.
Издержки за логистику нефти и нефтепродуктов возрастут на 30%, рассказал «Нефтегазовой вертикали» осведомлённый источник. По его словам, логистика в настоящий момент столкнулась сразу с несколькими проблемами. Во-первых, повысилась аварийность на РЖД (это сезонная проблема, рельсы расходятся, и происходит множество сходов).
Во-вторых, в портах нестабильно происходит выгрузка. Это связано с антироссийскими санкциями, которые не позволяют продавать продукт по старой схеме (речь об аккредитации покупки сырья).
«Сейчас проблемы и у «Роснефти», и у «Сургетнефтегаза», и у ЛУКОЙЛа. Покупают, но не так равномерно, как ранее, стандартный порядок разрушился. И из-за этого возникают временные перебои, суда приходят несвоевременно, уходят несвоевременно, нарушается работа порта. Соответсвенно, вагоны плохо разгружаются и плохо уходят на заводы. Заводы вынуждены снижать загрузку. На разных заводах «Газпрома», «Роснефти» есть перебои с загрузкой готовой продукции, то есть продукции произвели больше, чем есть вагонов, в которые это можно погрузить», - сказал источник.
По словам собеседника НГВ, если российские компании не пересмотрят традиционные правила реализации нефти и нефтепродуктов, не придумают новые, то перебои будут ухудшаться. Однако если будут выработаны новые механизмы, все нормализуется.
Индийская Reliance может отказаться от нефти из РФ
Индийская Reliance Industries - оператор крупнейшего нефтеперерабатывающего комплекса в стране - может отказаться от закупок российского сырья для своих заводов в связи с санкциями против РФ, сообщает агентство Reuters со ссылкой на представителя компании Раджеша Равата.
Reliance закупает в РФ нефть Urals и мазут, однако главными поставщиками корпорации являются страны Ближнего Востока и США. При этом Рават подчёркивает, что основные объёмы нефти из России закупают индийские государственные компании и, вероятно, эти поставки сохранятся, так как санкции будут иметь большее влияние на частный сектор, нежели на государственный.
Ранее сегодня сообщалось, что Индия может закупить 15 млн баррелей российской нефти. По сообщениям СМИ, Россия предлагает Индии нефть с существенной скидкой. Кроме того, стороны обсуждают возможность проведения платежей по системе рупии-рубли.
Индийская Reliance Industries - оператор крупнейшего нефтеперерабатывающего комплекса в стране - может отказаться от закупок российского сырья для своих заводов в связи с санкциями против РФ, сообщает агентство Reuters со ссылкой на представителя компании Раджеша Равата.
Reliance закупает в РФ нефть Urals и мазут, однако главными поставщиками корпорации являются страны Ближнего Востока и США. При этом Рават подчёркивает, что основные объёмы нефти из России закупают индийские государственные компании и, вероятно, эти поставки сохранятся, так как санкции будут иметь большее влияние на частный сектор, нежели на государственный.
Ранее сегодня сообщалось, что Индия может закупить 15 млн баррелей российской нефти. По сообщениям СМИ, Россия предлагает Индии нефть с существенной скидкой. Кроме того, стороны обсуждают возможность проведения платежей по системе рупии-рубли.
РФ вошла в число стран с самым дешёвым бензином
США заняли 83 позицию из 170
Россия входит в число стран с самыми низкими ценами на бензин, свидетельствуют данные портала GlobalPetrolPrices. По состоянию на 14 марта РФ заняла 11-ую строчку из 170, средняя стоимость бензина с октановым числом 95 в стране составила $1,631 за галлон (или $0,431 за литр). В то же время США, где цены на бензин бьют исторические рекорды, находились на 83-ей позиции - там галлон бензина 95 стоил $4,689 ($1,239 за литр).
Самый дешёвый бензин в Венесуэле ($0,095 за галлон), Ливии ($0,132), Иране ($0,194). Самый дорогой - в Гонконге ($10,898 за галлон), Монако ($9,375) и Нидерландах ($9,205).
С точки зрения покупательской способности (процент ежемесячного дохода, который уходит на заправку бензином 40-литрового бака), США заняли четвёртое место - американцы в среднем тратят на бензин всего 0,9% дохода в месяц. Лидерами являются Люксембург (0,8%), Кувейт (0,7%) и Катар (0,6%). Россия по данному показателю занимает 17-ое место, россияне тратят на бензин 2% своего ежемесячного дохода.
США заняли 83 позицию из 170
Россия входит в число стран с самыми низкими ценами на бензин, свидетельствуют данные портала GlobalPetrolPrices. По состоянию на 14 марта РФ заняла 11-ую строчку из 170, средняя стоимость бензина с октановым числом 95 в стране составила $1,631 за галлон (или $0,431 за литр). В то же время США, где цены на бензин бьют исторические рекорды, находились на 83-ей позиции - там галлон бензина 95 стоил $4,689 ($1,239 за литр).
Самый дешёвый бензин в Венесуэле ($0,095 за галлон), Ливии ($0,132), Иране ($0,194). Самый дорогой - в Гонконге ($10,898 за галлон), Монако ($9,375) и Нидерландах ($9,205).
С точки зрения покупательской способности (процент ежемесячного дохода, который уходит на заправку бензином 40-литрового бака), США заняли четвёртое место - американцы в среднем тратят на бензин всего 0,9% дохода в месяц. Лидерами являются Люксембург (0,8%), Кувейт (0,7%) и Катар (0,6%). Россия по данному показателю занимает 17-ое место, россияне тратят на бензин 2% своего ежемесячного дохода.
ФРГ и Норвегия могут построить водородопровод
Германия и Норвегия обсуждают строительство трубопровода для поставок водорода в рамках политики, направленной на снижение зависимости ФРГ от российских энергоресурсов, сообщает газета «Коммерсант». Данный вопрос обсуждался в среду на встрече министра экономики и энергетики Германии Роберта Хабека с премьер-министром Норвегии Юнасом Гар Стёре.
«В ближайшие месяцы и годы будет крайне важно ускорить развитие альтернативных источников энергии для Европы как заменителей российского газа и нефти, а также развивать необходимую для них инфраструктуру», - говорится в совместном заявлении.
Отмечается, что в первое время по трубопроводу будет поставляться «голубой» водород из Норвегии (получаемый из природного газа), а затем и «зелёный» водород (из ВИЭ). Трубопроводы для водорода уже существуют в разных странах мира, в частности, в США (продолжительность около 2,5 тыс. км).
Германия и Норвегия также обсудили вопрос об увеличении поставок норвежского газа (его доля составляет порядка 20-25% в европейском импорте). В среду норвежская Equinor сообщила, что планирует в текущем году нарастить поставки газа в Европу на 1,4 млрд кубометров.
В рамках стремления снизить зависимость от энергоносителей из РФ Германия также планирует построить два СПГ-терминала - в Брунсбюттеле и Вильгельмсхафене. Кроме того, рассматривается возможность более широкого использования атомной энергетики и более позднего отказа от угольных электростанций.
Германия и Норвегия обсуждают строительство трубопровода для поставок водорода в рамках политики, направленной на снижение зависимости ФРГ от российских энергоресурсов, сообщает газета «Коммерсант». Данный вопрос обсуждался в среду на встрече министра экономики и энергетики Германии Роберта Хабека с премьер-министром Норвегии Юнасом Гар Стёре.
«В ближайшие месяцы и годы будет крайне важно ускорить развитие альтернативных источников энергии для Европы как заменителей российского газа и нефти, а также развивать необходимую для них инфраструктуру», - говорится в совместном заявлении.
Отмечается, что в первое время по трубопроводу будет поставляться «голубой» водород из Норвегии (получаемый из природного газа), а затем и «зелёный» водород (из ВИЭ). Трубопроводы для водорода уже существуют в разных странах мира, в частности, в США (продолжительность около 2,5 тыс. км).
Германия и Норвегия также обсудили вопрос об увеличении поставок норвежского газа (его доля составляет порядка 20-25% в европейском импорте). В среду норвежская Equinor сообщила, что планирует в текущем году нарастить поставки газа в Европу на 1,4 млрд кубометров.
В рамках стремления снизить зависимость от энергоносителей из РФ Германия также планирует построить два СПГ-терминала - в Брунсбюттеле и Вильгельмсхафене. Кроме того, рассматривается возможность более широкого использования атомной энергетики и более позднего отказа от угольных электростанций.
Долгосрочные СПГ-контракты пока доминируют
Их доля в мире составляет 62,3%
Долгосрочные контракты продолжают служить основой мировой торговли газом, обеспечивая 62,3% объёмов в рамках СПГ-контрактов в мире, заявил представитель «Газпром экспорта» Леонид Логинов в рамках «СПГ Конгресса-2022».
При этом, по его словам, заметно увеличивается доля спотовых сделок, в основном за счёт наращивания импорта спотовых грузов в Азии и Европе. Среди направлений поставок наибольшую долю занимает Азия (73,1%), поддержку которой оказало восстановление национальных экономик ведущих стран региона после ослабления мер по сдерживанию пандемии, а также высокий уровень спроса на газовую генерацию.
Доля Латинской Америки увеличилась до 13,1% за счёт импорта в Бразилию и Аргентину.
Их доля в мире составляет 62,3%
Долгосрочные контракты продолжают служить основой мировой торговли газом, обеспечивая 62,3% объёмов в рамках СПГ-контрактов в мире, заявил представитель «Газпром экспорта» Леонид Логинов в рамках «СПГ Конгресса-2022».
При этом, по его словам, заметно увеличивается доля спотовых сделок, в основном за счёт наращивания импорта спотовых грузов в Азии и Европе. Среди направлений поставок наибольшую долю занимает Азия (73,1%), поддержку которой оказало восстановление национальных экономик ведущих стран региона после ослабления мер по сдерживанию пандемии, а также высокий уровень спроса на газовую генерацию.
Доля Латинской Америки увеличилась до 13,1% за счёт импорта в Бразилию и Аргентину.
Сенаторы США предлагают запретить импорт урана из России
Сенаторы от Республиканской партии США представили законопроект о запрете импорта урана из России в рамках ответа на действия РФ на Украине. Об этом пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на документ.
8 марта президент США Джо Байден подписал указ о прекращении импорта энергоносителей из России (нефти, нефтепродуктов, газа и угля). Уран в санкционный список не вошёл, так как около половины всего необходимого для американских АЭС урана поставляется из России, Казахстана и Узбекистана (22,8 млн фунтов в 2020 году).
«Этот высокий уровень зависимости от иностранного урана угрожал нашим национальным интересам и национальной безопасности еще до того, как Россия вторглась в Украину, а теперь это просто неприемлемо», - сказал сенатор Роджер Маршалл.
По информации Bloomberg, более 35% мирового обогащения урана приходится на долю «Росатома» и его дочерних компаний. Как сообщало агентство Reuters, американские компании (Duke Energy Corp, Exelon Corp) обратились к правительству США с просьбой не вводить санкции против российского урана, так как в настоящий момент в самих Соединённых Штатах производство заморожено.
Сенаторы от Республиканской партии США представили законопроект о запрете импорта урана из России в рамках ответа на действия РФ на Украине. Об этом пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на документ.
8 марта президент США Джо Байден подписал указ о прекращении импорта энергоносителей из России (нефти, нефтепродуктов, газа и угля). Уран в санкционный список не вошёл, так как около половины всего необходимого для американских АЭС урана поставляется из России, Казахстана и Узбекистана (22,8 млн фунтов в 2020 году).
«Этот высокий уровень зависимости от иностранного урана угрожал нашим национальным интересам и национальной безопасности еще до того, как Россия вторглась в Украину, а теперь это просто неприемлемо», - сказал сенатор Роджер Маршалл.
По информации Bloomberg, более 35% мирового обогащения урана приходится на долю «Росатома» и его дочерних компаний. Как сообщало агентство Reuters, американские компании (Duke Energy Corp, Exelon Corp) обратились к правительству США с просьбой не вводить санкции против российского урана, так как в настоящий момент в самих Соединённых Штатах производство заморожено.
ФРГ сможет заменить 50% импорта газа из России
Заявление немецкой отраслевой ассоциации
Германия в текущем году сможет заместить порядка половины импорта природного газа из России другими источниками, заявила ассоциация BDEW (объединяет операторов в сфере газо-, электро- и водоснабжения ФРГ).
Отмечается, что в январе-марте на газ из РФ пришлось 40% импорта Германии (в декабре прошлого года показатель составил 50%).
«Около 50% российского природного газа может быть замещено в краткосрочной перспективе. Это соответствует примерно 20% годовой потребности Германии в газе», - сказали в BDEW, при этом не указав, чем конкретно можно заменить газ из РФ.
Подчёркивается, что эмбарго на российский природный газ будет иметь значительные последствия для экономики и промышленности ФРГ. Согласно оценке EconPol Europe, отказ Германии от нефти и газа из России обойдётся стране в краткосрочной перспективе в 3% ВВП.
Заявление немецкой отраслевой ассоциации
Германия в текущем году сможет заместить порядка половины импорта природного газа из России другими источниками, заявила ассоциация BDEW (объединяет операторов в сфере газо-, электро- и водоснабжения ФРГ).
Отмечается, что в январе-марте на газ из РФ пришлось 40% импорта Германии (в декабре прошлого года показатель составил 50%).
«Около 50% российского природного газа может быть замещено в краткосрочной перспективе. Это соответствует примерно 20% годовой потребности Германии в газе», - сказали в BDEW, при этом не указав, чем конкретно можно заменить газ из РФ.
Подчёркивается, что эмбарго на российский природный газ будет иметь значительные последствия для экономики и промышленности ФРГ. Согласно оценке EconPol Europe, отказ Германии от нефти и газа из России обойдётся стране в краткосрочной перспективе в 3% ВВП.