НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ – Telegram
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ
1.71K subscribers
1.9K photos
33 videos
3 files
1.04K links
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ, единственный официальный канал, БЫЛ И ЕСТЬ
Download Telegram
Суэцкий канал отменил скидки для СПГ-танкеров

Администрация Суэцкого канала с 15 марта отменяет скидки для танкеров, перевозящих СПГ. Об этом говорится на сайте управления канала. До октября 2021 года скидка составляла 25%, затем она была снижена до 15%.

28 февраля канал объявил о повышении сборов с судов за проход. По словам главы Управления Усамы Рабиа, это связано со «значительным ростом мировой торговли, улучшением экономики судов, развитием водного пути Суэцкого канала и улучшением транзитных услуг». Так, с 1 марта на 10% выросла стоимость прохода для нефтяных танкеров, на 7% - для газовозов (перевозящих СПГ), многоцелевых и большегрузных судов, на 5% - для сухогрузов.

Отмечается, что канал устанавливает сборы, исходя из динамики международных морских перевозок. В условиях введения антироссийских санкций многие страны стремятся отказаться от энергоресурсов из РФ и перейти на альтернативные источники. В частности, большая ставка делается на сжиженный природный газ.
Источник: Издержки за логистику нефти вырастут на 30%

Издержки за логистику нефти и нефтепродуктов возрастут на 30%, рассказал «Нефтегазовой вертикали» осведомлённый источник. По его словам, логистика в настоящий момент столкнулась сразу с несколькими проблемами. Во-первых, повысилась аварийность на РЖД (это сезонная проблема, рельсы расходятся, и происходит множество сходов).

Во-вторых, в портах нестабильно происходит выгрузка. Это связано с антироссийскими санкциями, которые не позволяют продавать продукт по старой схеме (речь об аккредитации покупки сырья).

«Сейчас проблемы и у «Роснефти», и у «Сургетнефтегаза», и у ЛУКОЙЛа. Покупают, но не так равномерно, как ранее, стандартный порядок разрушился. И из-за этого возникают временные перебои, суда приходят несвоевременно, уходят несвоевременно, нарушается работа порта. Соответсвенно, вагоны плохо разгружаются и плохо уходят на заводы. Заводы вынуждены снижать загрузку. На разных заводах «Газпрома», «Роснефти» есть перебои с загрузкой готовой продукции, то есть продукции произвели больше, чем есть вагонов, в которые это можно погрузить», - сказал источник.

По словам собеседника НГВ, если российские компании не пересмотрят традиционные правила реализации нефти и нефтепродуктов, не придумают новые, то перебои будут ухудшаться. Однако если будут выработаны новые механизмы, все нормализуется. 
Индийская Reliance может отказаться от нефти из РФ

Индийская Reliance Industries - оператор крупнейшего нефтеперерабатывающего комплекса в стране - может отказаться от закупок российского сырья для своих заводов в связи с санкциями против РФ, сообщает агентство Reuters со ссылкой на представителя компании Раджеша Равата.

Reliance закупает в РФ нефть Urals и мазут, однако главными поставщиками корпорации являются страны Ближнего Востока и США. При этом Рават подчёркивает, что основные объёмы нефти из России закупают индийские государственные компании и, вероятно, эти поставки сохранятся, так как санкции будут иметь большее влияние на частный сектор, нежели на государственный.

Ранее сегодня сообщалось, что Индия может закупить 15 млн баррелей российской нефти. По сообщениям СМИ, Россия предлагает Индии нефть с существенной скидкой. Кроме того, стороны обсуждают возможность проведения платежей по системе рупии-рубли.
РФ вошла в число стран с самым дешёвым бензином
США заняли 83 позицию из 170

Россия входит в число стран с самыми низкими ценами на бензин, свидетельствуют данные портала GlobalPetrolPrices. По состоянию на 14 марта РФ заняла 11-ую строчку из 170, средняя стоимость бензина с октановым числом 95 в стране составила $1,631 за галлон (или $0,431 за литр). В то же время США, где цены на бензин бьют исторические рекорды, находились на 83-ей позиции - там галлон бензина 95 стоил $4,689 ($1,239 за литр).

Самый дешёвый бензин в Венесуэле ($0,095 за галлон), Ливии ($0,132), Иране ($0,194). Самый дорогой - в Гонконге ($10,898 за галлон), Монако ($9,375) и Нидерландах ($9,205).

С точки зрения покупательской способности (процент ежемесячного дохода, который уходит на заправку бензином 40-литрового бака), США заняли четвёртое место - американцы в среднем тратят на бензин всего 0,9% дохода в месяц. Лидерами являются Люксембург (0,8%), Кувейт (0,7%) и Катар (0,6%). Россия по данному показателю занимает 17-ое место, россияне тратят на бензин 2% своего ежемесячного дохода.
ФРГ и Норвегия могут построить водородопровод

Германия и Норвегия обсуждают строительство трубопровода для поставок водорода в рамках политики, направленной на снижение зависимости ФРГ от российских энергоресурсов, сообщает газета «Коммерсант». Данный вопрос обсуждался в среду на встрече министра экономики и энергетики Германии Роберта Хабека с премьер-министром Норвегии Юнасом Гар Стёре.

«В ближайшие месяцы и годы будет крайне важно ускорить развитие альтернативных источников энергии для Европы как заменителей российского газа и нефти, а также развивать необходимую для них инфраструктуру», - говорится в совместном заявлении.

Отмечается, что в первое время по трубопроводу будет поставляться «голубой» водород из Норвегии (получаемый из природного газа), а затем и «зелёный» водород (из ВИЭ). Трубопроводы для водорода уже существуют в разных странах мира, в частности, в США (продолжительность около 2,5 тыс. км).

Германия и Норвегия также обсудили вопрос об увеличении поставок норвежского газа (его доля составляет порядка 20-25% в европейском импорте). В среду норвежская Equinor сообщила, что планирует в текущем году нарастить поставки газа в Европу на 1,4 млрд кубометров.

В рамках стремления снизить зависимость от энергоносителей из РФ Германия также планирует построить два СПГ-терминала - в Брунсбюттеле и Вильгельмсхафене. Кроме того, рассматривается возможность более широкого использования атомной энергетики и более позднего отказа от угольных электростанций.
Долгосрочные СПГ-контракты пока доминируют
Их доля в мире составляет 62,3%

Долгосрочные контракты продолжают служить основой мировой торговли газом, обеспечивая 62,3% объёмов в рамках СПГ-контрактов в мире, заявил представитель «Газпром экспорта» Леонид Логинов в рамках «СПГ Конгресса-2022».

При этом, по его словам, заметно увеличивается доля спотовых сделок, в основном за счёт наращивания импорта спотовых грузов в Азии и Европе. Среди направлений поставок наибольшую долю занимает Азия (73,1%), поддержку которой оказало восстановление национальных экономик ведущих стран региона после ослабления мер по сдерживанию пандемии, а также высокий уровень спроса на газовую генерацию.

Доля Латинской Америки увеличилась до 13,1% за счёт импорта в Бразилию и Аргентину.
Сенаторы США предлагают запретить импорт урана из России

Сенаторы от Республиканской партии США представили законопроект о запрете импорта урана из России в рамках ответа на действия РФ на Украине. Об этом пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на документ.

8 марта президент США Джо Байден подписал указ о прекращении импорта энергоносителей из России (нефти, нефтепродуктов, газа и угля). Уран в санкционный список не вошёл, так как около половины всего необходимого для американских АЭС урана поставляется из России, Казахстана и Узбекистана (22,8 млн фунтов в 2020 году).

«Этот высокий уровень зависимости от иностранного урана угрожал нашим национальным интересам и национальной безопасности еще до того, как Россия вторглась в Украину, а теперь это просто неприемлемо», - сказал сенатор Роджер Маршалл.

По информации Bloomberg, более 35% мирового обогащения урана приходится на долю «Росатома» и его дочерних компаний. Как сообщало агентство Reuters, американские компании (Duke Energy Corp, Exelon Corp) обратились к правительству США с просьбой не вводить санкции против российского урана, так как в настоящий момент в самих Соединённых Штатах производство заморожено.
ФРГ сможет заменить 50% импорта газа из России
Заявление немецкой отраслевой ассоциации

Германия в текущем году сможет заместить порядка половины импорта природного газа из России другими источниками, заявила ассоциация BDEW (объединяет операторов в сфере газо-, электро- и водоснабжения ФРГ).

Отмечается, что в январе-марте на газ из РФ пришлось 40% импорта Германии (в декабре прошлого года показатель составил 50%).

«Около 50% российского природного газа может быть замещено в краткосрочной перспективе. Это соответствует примерно 20% годовой потребности Германии в газе», - сказали в BDEW, при этом не указав, чем конкретно можно заменить газ из РФ.

Подчёркивается, что эмбарго на российский природный газ будет иметь значительные последствия для экономики и промышленности ФРГ. Согласно оценке EconPol Europe, отказ Германии от нефти и газа из России обойдётся стране в краткосрочной перспективе в 3% ВВП.
Baker Hughes прекращает инвестиции в Россию
Об аналогичном решении объявила Schlumberger

Американская нефтесервисная компания Baker Hughes в субботу объявила о приостановке новых инвестиций в свои операции в России. При этом подчёркивается, что фирма «продолжает соблюдать действующее законодательство и санкции при выполнении текущих договорных обязательств».

Об аналогичном решении сообщила и Schlumberger, которая является крупнейшей в мире сервисной компанией в области добычи нефти и газа.

«Уход нефтесервисных компаний - это реальная проблема для экономики России. Компенсировать потери от их ухода будет очень сложно. Китайцы не обладают нужным технологиями и опытом. Наши российские нефтесервисные компании тоже не дотягивают во многих аспектах. В результате уход этих компаний с очень большой вероятностью приведет к заметному снижению объёмов добычи нефти в РФ на довольно коротком горизонте. А снижение нефтедобычи и, как следствие, экспорта нефти и нефтепродуктов приведёт к сокращению основных статей доходов бюджета РФ со всеми вытекающими последствиями», - сказал «Нефтегазовой вертикали» источник в отрасли.

В то же время независимый эксперт Софья Каткова полагает, что уход иностранных нефтесервисных компаний создаст определенные проблемы, но они будут решаемы. По её словам, эти компании продают сервис-пакеты, что удобнее и выгоднее, однако их можно будет заменить. В частности, российские ВИНКи могут диверсифицировать бизнес и развивать технологические компетенции. 
Государство стремится соблюсти баланс между экологией и индустрией
Интервью с Дмитрием Кобылкиным

В том, что касается углеродного налога, необходимо соблюдать сложно формируемый баланс экологии и индустрии, сказал председатель Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин в интервью «Нефтегазовой вертикали».

«Мы должны стремиться достичь устойчивого развития экономики, но без существенных потерь для нее. В рамках проводимого эксперимента на территории Сахалинской области мы как раз планируем отработать такой механизм», - подчеркнул он.

Кобылкин отметил, что государство стремится соблюсти баланс интересов - Комитет находится в постоянном диалоге с предприятиями и профильными ведомствами. В частности, ведётся работа над рядом приоритетных законопроектов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности недропользования, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр.

Среди проблем - слабый приток частных инвестиций в геологическое изучение недр (инвесторов останавливает отсутствие эффективных экономических стимулов и чрезмерно длительный процесс получения разрешений), а также недостаточная доступность геологической информации.

«Наш Комитет видит безусловным приоритетом своей работы скорейшее принятие законодательных инициатив, направленных на решение существующих отраслевых проблем», - сказал Кобылкин.

Полный текст интервью читайте в мартовском номере «Нефтегазовой вертикали».
Россия возобновит экспорт СУГ в Афганистан

Российские производители возобновят поставки сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Афганистан, сообщает агентство Reuters со ссылкой на данные Refinitiv Eikon.

Поставки СУГ из России в Афганистан прекратились в 2020 году из-за коронавирусных ограничений и низкой рентабельности. Как свидетельствуют данные железнодорожных перевозок, Оренбургский ГПЗ (принадлежит «КазРосГазу») планирует поставить в Афганистан 10 тыс. тонн СУГ. Ранее продукция отправлялась с Оренбургского ГПЗ по железной дороге в украинский порт Измаил и в Беларусь, однако конфликт на Украине заставил компанию пересмотреть маршруты поставок.

Пермский НПЗ ЛУКОЙЛа и завод «Омский каучук» также планируют экспортировать в Афганистан в марте более 10,5 тыс. тонн СУГ.

РЖД прекратили отгрузку СУГ на территорию Украины после начала военной операции на территории страны. Поставки в Белоруссию были приостановлены из-за переизбытка запасов в республике.
«Инфраструктура - главный экономический актив»
Интервью НГВ с учеными Валерием Крюковым и Владимиром Шматом

Изолированное развитие Северного морского пути вне связи с экономическим развитием средней и южной полосы Востока России даёт сравнительно мало с точки зрения и развития пространства, и решения геостратегических задач, которые далеко не ограничиваются транспортной инфраструктурой в пограничных водах. Об этом рассказали в интервью «Нефтегазовой вертикали» сибирские ученые Валерий Крюков, директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, и Владимир Шмат, ведущий научный сотрудник Центра Ресурсной Экономики ИЭОПП СО РАН.

По их словам в современной России возобладало мнение о как можно более быстром накоплении нефтегазовых доходов в финансовых активах - «на чёрный день», и только сейчас приступили к обсуждению инвестирования в инфраструктурные проекты на территории страны. Однако речь идёт о современной транспортной инфраструктуре лишь до Казани (в перспективе - до Екатеринбурга). В то же время Восточный регион - широтный промышленно-экономический пояс вдоль Транссиба - остро нуждается в современном скоростном сообщении. Основной целью в данном случае является не столько перевозка древесины и угля, сколько содействие экономической кооперации и интеграции научно-производственного потенциала данных центров.

«Инфраструктура - транспортная, энергетическая, инженерная, - важнейший экономический актив решения задач социально-экономического развития. Пренебрежение его развитием чревато более чем серьезными последствиями – от депопуляции и до деградации экономики и социума на данных территориях», - сказали они.

Полный текст интервью читайте в мартовском номере «Нефтегазовой вертикали».
Дизель на АЗС Европы дороже бензина
Это связано с сокращением поставок из России

Цена на дизельное топливо в Европе превысила стоимость бензина на фоне сокращения поставок из России, пишет агентство Bloomberg.

Так, 14 марта средняя стоимость дизеля на АЗС Германии составляла 2,13 евро за литр - это на 5,3 евроцента выше, чем средняя цена за литр бензина марки Euro super-95. Это произошло впервые за последние 15 лет.

По данным агентства, аналогичная ситуация наблюдается в большинстве стран Евросоюза - в 17 из 27. При этом ещё 28 февраля стоимость дизеля на заправках была выше цены бензина лишь в девяти странах. Сильнее всего дизельное топливо подорожало в Швеции, Бельгии и Польше.

Как заявил вице-премьер РФ Александр Новак, из-за нехватки дизеля, вызванной санкциями против России, Европа может быть вынуждена сократить потребление. По его словам, запасы дизельного топлива в Европе сейчас на 8% ниже среднего значения за последние пять лет (самый низкий показатель с 2008 года).

«Нехватка дизельного топлива может стать сильным дестабилизирующим фактором в условиях повышения спроса в связи с возобновлением грузовых и пассажирских перевозок после пандемии», - сказал Новак.
ING прекратит вкладываться в нефтегазовые проекты

ING Groep больше не будет финансировать новые проекты по добыче нефти и газа, сообщает агентство Reuters со ссылкой на заявление одного из топ-менеджеров нидерландского банка Михеля де Хаана.

Отмечается, что речь идёт о проектах, утверждённых после 31 декабря 2021 года. При этом банк продолжит спонсировать энергетические компании, хотя ING постепенно сокращает финансирование нефтегазового сектора и увеличивает вложения в возобновляемую энергетику.

По словам де Хаана, банк планирует к 2025 году увеличить объём кредитования ВИЭ на 50% (в 2021 году показатель вырос на 26% - до 7,3 млрд евро). В то же время вложения в нефтегазовый сектор к 2025 году будут сокращены на 12% - до 3,5 млрд евро.
Россия собирается продавать газ за рубли

Президент России Владимир Путин поручил перевести оплату за поставки газа в «недружественные страны» в рубли. Об этом он заявил в ходе совещания с членами правительства.

«Поставлять наши товары в Европейский союз, в Соединённые Штаты, и получать оплату в долларах, евро, ряде других валют не имеет для нас уже никакого смысла. Поэтому мною принято решение в самое короткое время реализовать комплекс мер по переводу оплаты - начнем с этого, с нашего природного газа - переводу оплаты нашего природного газа, поставляемого в так называемые недружественные страны, за российские рубли», - сказал он.

При этом президент подчеркнул, что Россия продолжит поставлять газ в тех объёмах и по тем ценам, которые были зафиксированы в заключённых ранее контрактах.

Стоит отметить, что стоимость апрельских фьючерсов на газ подскочила сразу до $1350 за тысячу кубов на фоне заявления президента РФ.

Как отметил председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, долгое время Россия продавала природный газ на внешние рынки за доллары и евро, поскольку валютная выручка была нужна для приобретения товаров и услуг за рубежом, обслуживания внешнего госдолга и в качестве резервной валюты. Однако сейчас на фоне санкционного давления эта схема потеряла всякий смысл, так как российские валютные резервы заморожены, компании лишены возможности валютных расчетов и приобретения оборудования и технологий, а доступ к западным финансовым рынкам закрыт.

«Я полагаю, решение Президента приведет к укреплению российской валюты, а вот на стоимости энергоресурсов на рынках США и ЕС скажется негативно», - подчеркнул Завальный.

В то же время заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отметил, что, поскольку газ продаётся не государством государству, а компаниями другим компаниям в рамках долгосрочного контракта, данное решение президента РФ должно породить череду переговоров с партнерами «Газпрома» в Европе, чтобы они пошли на изменение контракта.

«Продажа газа за рубли на данный момент невозможна, исходя из контрактных обязательств…Надо понимать, что переговоры будут проходить достаточно тяжело», - сказал эксперт.

Однако если этого удастся достичь и российский газ будет покупаться за рубли, то на них повысится спрос и стабильность российской валюты возрастёт. Но это всё отдаленная перспектива, заключил Фролов.
Ультиматум Путина вынуждает ЕС снять санкции с ЦБ
Мнение эксперта

Решение Владимира Путина о продаже газа на внешние рынки за рубли является ультиматумом для европейцев, и момент выбран удачно для российской стороны, рассказал «Нефтегазовой вертикали» ведущий аналитик Фонда национальной безопасности Игорь Юшков.

Сейчас Европа выходит из отопительного сезона, запасов в ПХГ крайне мало (ещё меньше, чем год назад). Учитывая то, что страны ЕС планируют ввести норматив по заполнению ПХГ на 90% к 1 октября (а в прошлом году они к 1 ноября смогли накопить лишь 74%), отказаться от российского газа не представляется возможным, считает эксперт.

Если европейцы откажутся принять условия России, ссылаясь на то, что в контрактах прописана оплата поставок газа в евро и долларах, то у них есть вариант перекупить часть объёмов у Азии и перейти на уголь. Однако РФ также является крупнейшим поставщиком угля. И, если ЕС откажется от поставок российского газа, Россия может воспринять это как некое эмбарго и в итоге отключить и поставки нефти и угля.

«Но европейцы тоже понимают, что этот ультиматум - политический шаг, и, мягко говоря, попытаются сохранить лицо, не пойти на выполнение этого ультиматума. Но, конечно, проще начать торговать в рублях. По сути это одно и то же. Но тут возникает вопрос: если европейцы соглашаются на эти новые условия, то тогда они должны будут где-то покупать огромные объёмы рублей. И логично, что они должны покупать это у Центробанка. А ЦБ находится под санкциями. И этот ультиматум - не только про газовую отрасль. Он во многом вынуждает европейцев снять санкции с ЦБ», - заключил эксперт.
Джонсон призвал развивать атомную энергетику
Это повысит энергонезависимость Британии

Новая стратегия энергетической безопасности Великобритании будет подразумевать расширение ядерных мощностей, а также развитие ветроэнергетики, заявил в четверг премьер-министр страны Борис Джонсон в интервью радиостанции LBC (по Reuters).

Это позволит повысить энергетическую независимость королевства, а также снизить цены на энергоносители. Ожидается, что новая стратегия будет представлена к концу месяца.

Как сообщило ранее издание The Guardian, британское правительство хочет, чтобы 25% потребностей страны в электроэнергии обеспечивалось за счёт атомных электростанций (сейчас этот показатель составляет 16%). Достижение данной цели потребует серьёзного изменения структуры энергоснабжения Великобритании.

В последние десятилетия страна не только не строила новых АЭС, но и закрывала некоторые старые. В ближайшие месяцы планируется закрыть два реактора, ещё два - в 2024 году. После этого остающиеся реакторы будут вырабатывать лишь 3,6 ГВт в год.

Великобритания столкнулась с серьёзным ростом стоимости электроэнергии на фоне скачка мировых цен на газ. В феврале власти страны увеличили на 54% верхний предел цен на электроэнергию для потребителей. Ситуацию усугубляет намерение Британии отказаться от российских энергоресурсов к концу 2022 года из-за ситуации на Украине.

Помимо этого, страна намерена увеличивать внутреннее производство газа. В частности, британские власти планируют возобновить выдачу лицензий на разработку новых месторождений в Северном море (разрешения не выдавались два года из-за климатических вопросов).
Нехватка дизеля замедлит рост ВВП в Европе
Риск дефицита возник в связи с антироссийскими санкциями

Нехватка дизельного топлива, необходимого для тяжёлой промышленности, может привести к замедлению экономического роста в Европе, пишет агентство Reuters.

Проблема возникла в связи с антироссийскими санкциями - многие европейские компании отказываются от сотрудничества с РФ и прекращают закупки нефтепродуктов. При этом Россия является главным поставщиком дизеля в ЕС и обеспечивает около половины европейского импорта (порядка 760 тыс. баррелей в день).

«Правительства понимают, что существует чёткая связь между дизелем и ВВП», - сказал Джон Купер, генеральный директор Fuels Europe.

По его словам, Европе вряд ли удастся нарастить производство на своих НПЗ, поэтому придётся искать альтернативные источники поставок. Наиболее вероятным вариантом являются ближневосточные производители. Саудовская Аравия - второй по величине поставщик дизеля в ЕС, в 2021 году на долю королевства пришлось 12% импорта (данные FGE). Однако не все нефтепродукты Ближнего Востока соответствуют европейским экологическим стандартам.

Ещё одна альтернатива - Соединённые Штаты. Но, как отметил один из трейдеров, переориентация потоков займёт время. Кроме того, рост поставок из США в Европу, которая может предложить более высокую цену, вызовет дефицит дизельного топлива в Латинской Америке.

Ранее вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что из-за нехватки дизеля европейцы могут быть вынуждены ограничить потребление. По его словам, запасы дизельного топлива в Европе сейчас находятся на самом низком уровне с 2008 года (на 8% ниже среднего показателя за последние пять лет).
США переключились на топливо Ближнего Востока
НПЗ страны наращивают закупки мазута

Американские НПЗ начали скупать мазут у производителей Ближнего Востока после решения президента США Джо Байдена о запрете импорта нефти и нефтепродуктов из России. Об этом пишет агентство Reuters со ссылкой на данные о грузоперевозках.

В прошлом году Соединённые Штаты в среднем импортировали 700 тыс. б/с разных видов мазута, который поступал на нефтеперерабатывающие предприятия Мексиканского залива в дополнение к тяжёлой нефти. По данным Kpler, на долю РФ пришлось 20% поставок, столько же - на долю Мексики. Ближний Восток обеспечил 5% импорта. При этом, согласно расчётам Refinitiv Eikon, в апреле доля поставок ближневосточных производителей вырастет до 17%.

Так, в следующем месяце ожидается прибытие в США 4 млн баррелей топлива из стран Персидского залива (в основном из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и ОАЭ) - это самый высокий показатель за последние 12 лет. Для сравнения - за весь прошлый год всего было поставлено 12 млн баррелей. Кроме того, в апреле ожидается рост поставок из Мексики.

Как отмечает аналитик Kpler Мэтт Смит, Соединённым Штатам трудно заполнить потерю российского мазута.
Эксперт: Место TotalEnergies в «Арктик СПГ-2» может занять Китай

Если TotalEnergies захочет уйти из «Арктик СПГ-2», долю французской компании может забрать Китай, рассказал «Нефтегазовой вертикали» обозреватель агентства экономической информации «Прайм» Андрей Карабьянц.

По мнению эксперта, TotalEnergies точно не будет уходить из «Ямал СПГ» (владеет 20%), так как имеет большую выгоду от участия в проекте. В частности, при непосредственном участии TotalEnergies осуществляются поставки СПГ с завода в Китай, пока невозможна навигация по СМП в восточном направлении: газ поставляется на терминал Gate в Роттердаме, где осуществлялась перегрузка, и далее газовозы идут в КНР. Хотя себестоимость СПГ в таком случае возрастает, этот обходной маршрут окупается за счёт высоких цен на газ.

«По поводу финансирования «Арктик СПГ-2» - там доля TotalEnergies не велика (всего 10%). Если захотят, найдут способ профинансировать. При определенных обстоятельствах китайцы могут французскую долю забрать (у CNPC и CNOOC сейчас по 10% - прим. НГВ). Исключать этого нельзя, китайцы воспользуются этим моментально. На это, кстати, можно давить российской стороне», - отметил Карабьянц.

Однако в таком случае под угрозой может оказаться участие TotalEnergies в остальных проектах НОВАТЭКа.

Пока ещё не окончательно ясна позиция Японии, но, по мнению Карабьянца, с большей вероятностью страна останется в проекте (у консорциума Mitsui и JOGMEC 10%). Финансирование же можно проводить в обход американской системы - посредством банков Гонконга или Сингапура (не обязательно в долларах).

Эксперт полагает, самый большой риск касается оборудования, основными поставщиками которого являются немецкие компании Lionde и Siemens. На текущий момент все авансовые платежи проведены, но всё будет зависеть от позиции Германии.

«Пока вроде бы не отказываются (от поставок). Можно найти замену, но тогда надо платить неустойки, они (поставщики) могут сказать, что заплатят, но по решению суда. Суд может длится годами, а сейчас каждый месяц на счету», - сказал Карабьянц.

В настоящий момент первая линия «Арктик СПГ-2» готова на 98%. Её запуск ожидается в 2023 году, запуск второй линии - в 2024 году, третьей - в 2025 году. Производственная мощность каждой из них должна составить 6,6 млн тонн в год. Все партнёры НОВАТЭКа заключили контракты на поставку СПГ с завода на 20 лет пропорционально своей доле.

Ранее газета «Коммерсант» написала, что НОВАТЭК на фоне антироссийских замораживает реализацию всех своих проектов, за исключением первой линии «Арктик СПГ-2».
СМИ: Турция и Израиль хотят построить газопровод
Он сможет стать альтернативой газу из России

Турция и Израиль обсуждают строительство газопровода, который мог бы стать альтернативой поставкам газа из России в Европу. Об этом сообщает агентство Reuters со ссылкой на представителей правительств обеих стран.

Замысел возник ещё несколько лет назад. Предполагается строительство газопровода от газового месторождения «Левиафан» в Израиле до Турции, откуда топливо будет поступать в страны Южной Европы. По словам источника Reuters, переговоры ведутся с момента визита президента Израиля Ицхака Герцога в Анкару в марте и в ближайшие месяцы могут быть приняты «конкретные решения» касательно маршрута и участников проекта.

Однако существует множество проблем, которые будет необходимо решить. В частности, как отмечают эксперты, газопровод должен будет пройти через территориальные воды либо Кипра, который Турция не признаёт, либо Сирии, с которой у Анкары нет дипломатических отношений. Кроме того, ещё предстоит обсудить вопрос об экономической целесообразности проекта.