А вот история из "болдинской" жизни Пушкина. Часто рассказываю ее на экскурсиях.
Во время пребывания в Большом Болдино Пушкин навестил генеральскую вдову Н.А.Новосильцеву. Село Апраксино, где жила помещица с дочерьми Анастасией и Варварой, находилось в 12 верстах. Заговорили о "Евгении Онегине". Одна из дочерей посетовала поэту: "Зачем вы убили Ленского? Варя весь день плакала". "А вы как бы кончили дуэль?"- спросил он Анастасию. "Я бы ранила Онегина; Татьяна бы за ним ходила, и он оценил бы ее и полюбил ее". "Ну нет, он Татьяны не стоил", - произнес Пушкин.
Во время пребывания в Большом Болдино Пушкин навестил генеральскую вдову Н.А.Новосильцеву. Село Апраксино, где жила помещица с дочерьми Анастасией и Варварой, находилось в 12 верстах. Заговорили о "Евгении Онегине". Одна из дочерей посетовала поэту: "Зачем вы убили Ленского? Варя весь день плакала". "А вы как бы кончили дуэль?"- спросил он Анастасию. "Я бы ранила Онегина; Татьяна бы за ним ходила, и он оценил бы ее и полюбил ее". "Ну нет, он Татьяны не стоил", - произнес Пушкин.
Вчера была в Семенове (в 70 км от НН), где расписывают хохлому. Сняла на видео, как художник наносит рисунок. Это не финальная стадия, а только четвертая. Всего их шесть , не считая вытачивания заготовки. Грунтовка, олифление, лужение, роспись, лакирование, сушка в электропечи при t-120° и выше. На одно изделие средних размеров уходит полтора месяца. Смотрите видео.
"Нижегородские губернские ведомости", 1898 г.
"Князь Гагарин был выслан в Нижний Новгород из Санкт-Петербурга за то, что из пари, будто нечаянно, толкнул на Невском высокопоставленное лицо.
Проживая в Нижнем, Гагарин старался отличиться разными эксцентричностями. Он жил на Б. Покровской на 2 этаже каменного дома с балконами. Князь держал двух дрессированных годовалых медвежат. И во время гулянья на масленицу по Покровке, сидя с приятелем на балконе и рОспивая шампанское, забавлялся тем, что на балконе медвежат, привязанных на цепь, спускал по веревкам на гуляющую публику, кого награждали оплеухой, с кого срывали шапку, возвращал на балкон и опять повторял свои акробатические упражнения".
"Князь Гагарин был выслан в Нижний Новгород из Санкт-Петербурга за то, что из пари, будто нечаянно, толкнул на Невском высокопоставленное лицо.
Проживая в Нижнем, Гагарин старался отличиться разными эксцентричностями. Он жил на Б. Покровской на 2 этаже каменного дома с балконами. Князь держал двух дрессированных годовалых медвежат. И во время гулянья на масленицу по Покровке, сидя с приятелем на балконе и рОспивая шампанское, забавлялся тем, что на балконе медвежат, привязанных на цепь, спускал по веревкам на гуляющую публику, кого награждали оплеухой, с кого срывали шапку, возвращал на балкон и опять повторял свои акробатические упражнения".
Первый русский автомобиль создан изобретателями из Петербурга Е.Яковлевым и П.Фрезе. Представлен он впервые для всеобщего обозрения в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленно-художественной выставке в июне 1896 г. Весил 300 кг и мог развивать скорость до 20 км/час. Мощность двигателя 2 л.с., один горизонтальный цилиндр, двухступенчатая коробка передач. Пробразом отечественного автомобиля послужил немецкий "Бенц Вело". Но все узлы и механизмы охранялись авторскими правами, поэтому Яковлев и Фрезе двигатель разрабатывали сами.
Это стало неожиданностью не только для Григория Орлова, но и всего царского двора. Екатерина II, отправив графа для ведения мирных переговоров с турками, находит нового фаворита поручика Конного полка Александра Васильчикова. Орлову императрица дает отставку и в качестве отступных дарит промышленное село Городец. Подобных подарков у него было достаточно, и село по купчей переходит брату Владимиру Орлову. Дочь его Софья, наследница владений, выходит замуж за графа Панина, будущего вице-канцлера Павла I. Так появилась в маленьком Городце графская усадьба - образец деревянного ампира первой половины XIX в.
Сейчас здесь музей Дом графини Паниной. Считаю, один из лучших в городе. В экспозиции одежда городчан XVIII-XIX вв., древние рукописные книги, старинные музыкальные проигрыватели, и, конечно, фотографии и документы рода Паниных.
Сейчас здесь музей Дом графини Паниной. Считаю, один из лучших в городе. В экспозиции одежда городчан XVIII-XIX вв., древние рукописные книги, старинные музыкальные проигрыватели, и, конечно, фотографии и документы рода Паниных.
Сегодня в Нижнем Новгороде встречали участников знаменитого ретро-ралли "Пекин-Париж". Впервые оно прошло в 1907 г. (было всего пять машин), потом в 1997г., и с 2007г. каждые три года. И всегда маршрут пролегает через Нижний. В ралли участвуют 105 винтажных автомобилей из 19 стран мира. Самый старый - 1907 г. выпуска, самый "юный" - 1977г. Пробег называют "ралли на выносливость". Да и некоторые водители ненамного моложе своих машин, 65-75 л. В сутки машины преодлевают расстояние 400-650 км. На фото Rolls-Royce Phantom" 1917г.
Ниже см.фото ретромобиля 1933 г.
Ниже см.фото ретромобиля 1933 г.
Жил в конце XIX века в городе Павлово-на-Оке богатый купец Петр Щеткин. И была у него одна проблема - выдать замуж 13 своих дочерей. Возить их на балы - дело хлопотное. Тогда решил купец сам стать устроителем балов для местной элиты и возвел этот особняк с кружевным эркером. Все дочери купца нашли себе выгодную партию, а особняк и по сей день украшает одну из улиц этого старинного самобытного городка в 60 км от Нижнего Новгорода.
В этом году первому в России электрическому трамваю исполнилось 123 года. А где он появился? Правильно, в Нижнем. Относился к ГУЖД - городское управление ж/д. Нижегородцы расшифровывали аббревиатуру: "Господи, унеси живым домой!". Ходил первый трамвай только по прямой, иногда заваливался, и пассажиры выходили и всей толпой его поднимали. Кроме того, он часто ломался и был небезопасен для прохожих.
Вот что писала в конце XIX века о трамвайных происшествиях одна из местных газет (см.ниже).
Вот что писала в конце XIX века о трамвайных происшествиях одна из местных газет (см.ниже).
"Никогда холоп не будет владельцем родового имения дворян Приклонских!" - возмутилась его старая хозяйка Прасковья Приклонская. Однако через два года после ее смерти владельцем усадьбы становится Сергей Рукавишников, богатый нижегородский купец-промышленник, дед которого был крепостным. Он приобрел усадьбу в д. Подвязье, что в 40 км от Нижнего, в 1878 году. Первым делом купец уничтожает все, что напоминает о прежних владельцах. Перестраивает дом, поворачивает его фасадом к Оке, меняет интерьер и великолепно его декорирует. Рукавишников специально изучил английский и немецкий, чтобы читать в оригинале журналы о новых технологиях. В усадьбе площадью 19 га была устроена самая современная система водоснабжения, разбиты сады, оранжерея, парк с липовой аллеей, открыт конезавод. В советские времена усадьба была заброшена и только сейчас начинает восстанавливаться силами энтузиастов.
На фото шлем великого полководца Александра Невского, который хранится в краеведческом музее Городца, что в 60 км от Нижнего. Последние десять лет своей жизни (1252-1263 гг.) Невский княжил во Владимире. Он не раз проезжал через Городец, направляясь в Золотую Орду для переговоров с монгольскими ханами об освобождении русичей из плена. Так что неудивительно, что в 1985 году житель Городца нашел этот шлем XIII века во дворе своего дома.
Лимон – официальный символ города Павлово Нижегородской области. Лимонные деревца везде – в домах, магазинах, офисах, библиотеках. Их дарят на свадьбы, новоселья, дни рождения, а также продают туристам. А дело было так. 150 лет назад в селе Павлово жил купец Карачистов (на фото)
большой любитель чая с лимоном. И решил купец выращивать лимоны у себя на подоконнике. Он привез из Турции черенки, которые дали первые плоды через 10 лет. Экзотические растения в Павлове прижились. И теперь павловчане сравнивают свой лимон с сицилийским: "Сицилийский толстокожий и в стакан не лезет, а наш небольшой тонкошкурый и ароматный".
большой любитель чая с лимоном. И решил купец выращивать лимоны у себя на подоконнике. Он привез из Турции черенки, которые дали первые плоды через 10 лет. Экзотические растения в Павлове прижились. И теперь павловчане сравнивают свой лимон с сицилийским: "Сицилийский толстокожий и в стакан не лезет, а наш небольшой тонкошкурый и ароматный".
Бурлаки на Волге. Это и про Нижний Новгород. В XVIII-XIX вв. с началом навигации в город стекались сотни людей. Среди них были бродяги, крепостные крестьяне, мещане. Собравшись в артель, бурлаки покупали хохломские деревянные ложки, шли в кабак "мочить лямку" и рано утром отправлялись тянуть груженое судно. Обычный маршрут бурлаков был до Рыбинска, за что им платили 23-25 руб. Многие заработок пропивали, но были и те, кто сколотил начальный капитал на бурлацкой работе. Бывший крепостной Петр Бугров, основатель нижегородской купеческой династии, на заработанные деньги купил "вольную", приобрел соляную баржу. Позже его флот увеличился до 40 барж и шести буксиров. Бугров занялся строительными подрядами, хлеботорговлей, затем построил доходный дом, который арендовал у него городской театр. Дело Бугрова продолжил внук Николай. О нем сделаю отдельный пост.
На рубеже XIX-XX веков городская дума Нижнего Новгорода (здание на фото) ведала финансами и вопросами благоустройства города. Выборы в думу проходили раз в четыре года, в ней было 60 мест. Избирателями могли быть жители только двух категорий: собственники недвижимости стоимостью от 1000 руб. и торгово-промышленные предприятия. Кто относился к обеим группам, имел на выборах два голоса. Таким образом, на 80 000 жителей Нижнего в конце XIX в. приходилось всего 1200 - 1300 избирателей, из них 30-35 имели двойное право голоса. Все важные вопросы думские гласные решали заранее в кулуарах, а на заседаниях зачастую спали. Думским сторожам даже приходилось будить их, когда пора было расходиться по домам.
Лето 1957 год. Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Фурор тогда произвело появление на Москве-реке первого в мире пассажирского судна на подводных крыльях "Ракета". Судно на большой скорости будто летело над водой, а управлял им его главный конструктор Ростислав Алексеев, работавший на заводе "Красное Сормово" в Горьком. Через три года "Ракеты" запустили в серийное производство. В роковые 90-е выпуск таких судов, да и эксплутацию прекратили.
И вот в начале августа 2019 в Нижнем Новгороде, родине крылатых судов, вновь появились речные маршруты.
По выходным от Нижнего до Городца курсирует "Валдай 45Р" (на фото). Это первое судно на подводных крыльях в постсоветской России.
И вот в начале августа 2019 в Нижнем Новгороде, родине крылатых судов, вновь появились речные маршруты.
По выходным от Нижнего до Городца курсирует "Валдай 45Р" (на фото). Это первое судно на подводных крыльях в постсоветской России.
Во время восстания декабристов в 1825 году жил в Петербурге француз по фамилии Гризье. Он обучал фехтованию детей сановных особ. Был знаком со многими декабристами и вел дневники. Вернувшись в Париж, Гризье передал их Александру Дюма, по которым тот написал роман "Учитель фехтования". Он о декабристах и о любви кавалергарда Анненкова и француженки, модистки Полины Гёбль, которая поехала за своим возлюбленным в Сибирь. Конечно, Николай I роман тут же запретил и Дюма в Россию не пускал. После смерти царя в 1858 году писатель приехал в Россию и, в числе других городов, посетил Нижний Новгород, где в то время после возвращения из Сибири уже обосновались Анненковы (на фото). На приеме у губернатора Муравьева лакей объявляет очередных гостей: "Супруги Иван Александрович и Прасковья Егоровна Анненковы". Муравьев вежливо напоминает писателю: "Это персонажи вашего романа". Если сказать, что Дюма был поражен, значит ничего не сказать. Вот так автор познакомился со своими героями.
Нашла интересный канал и зачиталась. Автор рассказывает о необычных зданиях городов мира. Что особенно приятно, пишет и про Нижний. Читая его канал @citysecrets, вспоминаешь Гете, который назвал архитектуру "музыкой, застывшей в камне".
Для кого-то осень - начало учебного года, а для меня - сезон экскурсий в Б.Болдино, имение А.С. Пушкина Решила по этому поводу устроить здесь викторину из трех вопросов. Правильные ответы опубликую через пару дней. Чур, не гуглить. Поехали!