Old mice & hardware by Pavlov – Telegram
Old mice & hardware by Pavlov
563 subscribers
204 photos
5 videos
45 links
Отдать/предложить мышь или железку: @MichaelPavlov
Download Telegram
Современный трекбол Daco DT420-02-01
Позиционируется как подходящий для особых условий по вибрации и с расширенным температурным дипазоном (= предполагаем промышленное/военное применение).

Концепция: в обычных оптомеханических трекболах шар касается непосредственно валов, на которых установлены диски энкодеров, поэтому при вибрации или ударных нагрузках шар "прыгает" на этих валах и от этого страдает качество работы.
Поэтому давайте отделим валы энкодеров от механики, удерживающей шар.
В этом трекболе шар удерживается в стакане, а энкодеры цепляются сборку и принимаю вращение шара через мягкий ролик.

Правда у меня ролик был только на одном энкодере и напоминал советский поролон после 10 лет хранения), поэтому ролики тут точно узкое место.
Сами энкодеры клевые (еще в процессе изучения)

При этом мозгов тут нет, просто снимается сырой сигнал с энкодеров и делай с ним что хочешь. Разъем тоже с дополнительной защитой от сильного дурака неправильного подключения
👍6🔥5
Everton WinPoint EVT-P01
Мышка со встроенным ковриком, этакий гусеничный бульдозер.

В отличие от обычных мышей у WinPoint нет ни шарика, ни оптики. Весь секрет — в коврике размером 10х10 см, который с точностью до 1600 dpi определяет положение мыши.
Делается это за счет того, что часть мыши жестко прикреплена к коврику, а любое перемещение фиксируется специальными линейными энкодерами: полосками с ненесенными рисками, которые просвечивает светодиод.

Позиционирование в итоге происходит не по относительным, а по абсолютным координатам - видимо драйвер подстраивается под текущее разрешение монитора. Но с двумя мониторами похоже работать не будет.

Рабочий диапазон перемещений мыши по коврику укладывается в прямоугольник 1,8х1,6 см.
Записал вам видос.
🔥6👍5🤯3🤩1
Если вдруг хотели узнать как работает световое перо и не спрашиваете =)

Наш экземпляр ЕС7927.02.Е000 к терминалу, внезапно, ЕС7927. Примерно 80-е года.
Схема работы примерно такая:
- Внутри ЭЛТ-дисплея электронный луч последовательно сканирует экран построчно (развертка).
- Когда оператор касается экрана и нажимает кнопку пера, фотоэлемент внутри пера считывает изменение яркости в момент нажатия.
- Контроллер пера фиксирует время вспышки и вычисляет положение точки на экране, используя синхронизацию с разверткой монитора.

В основном перо использовалось для навигации и перемещению курсора по отображаемому на экране тексту - задач рисования еще не появилось, а удобные комбинации перемещения по строкам редактора, как в vim, еще не изобретены.

Наше перо не имеет кнопки, но имеет подпружиненый кончик. При физическом нажатии пером на экран, кончик толкает магнитик, который замыкает геркон и дает сигнал на считывание.

Из интересного, разъем со стороны терминала скрыт за металлической крышкой. Здорово что инженеры подумали про износ крепления кабеля, ну и/или усложнили съем и неконтролируемое отделение пера: 7 винтов всяко сложнее открутить, чем одну гайку, ну и пломбируется легко
👍16😁3
В 1949 году в Гарварде Ван Ань и Во Вайдун изобрели новый тип памяти на основе магнитных колец из феррита. Этот материал мог «запоминать» данные без постоянного питания, так как сохранял намагниченность даже после выключения устройства.

К 1950-м годам такая память стала главным типом оперативки в компьютерах. Она оказалась надёжнее аналогов: не боялась помех, долго служила и не требовала энергии для хранения информации.

Внешне ферритовая память представляет собой набор колечек, пронизанных тонкими медными проволочками. Проволочки образуют прямоугольную сетку, или матрицу. Чтобы обратиться к конкретной ячейке, нужно подать ток на «вертикальную» и «горизонтальную» проволочки. В результате перемагнитится только тот сердечник, который находится на их пересечении, а остальные сохранят своё состояние.

Одну двухмерную матрицу ферритовых сердечников называют рамкой. Если же сложить стопкой несколько таких рамок, получится трёхмерный массив — куб памяти.

Со временем кольца уменьшили с 2 мм до 0,3 мм, а скорость их перемагничивания выросла в 13 раз. К 1980-м ферритовую память вытеснили полупроводники. Однако в авиации и космической технике её применяли до конца 1990-х из-за исключительной надёжности. В некоторых бортовых ЭВМ ее используют до сих пор.

На фото рамка от куба ЭВМ «Минск-32», к котором было 38 таких рамок. Каждая вертикальная линия куба хранила одно машинное слово. Весь блок вмещал 16 384 слова (примерно 76 КБ), а при объединении 4–8 таких кубов память достигала более 0,5 МБ — огромный объём для начала 1970-х.

Первые матрицы собирали вручную, как бусины на проволоке. Даже когда процесс автоматизировали, термин «прошивка» (как в ПЗУ) остался от тех времён — его связывали с «прошиванием» проводов через кольца.
Ну и сore dump, конечно тоже оттуда
👍21
Процессор IBM 3090
1985 год.

Одной из ключевых технологий, использованных в этом процессоре, стала MCM (Multi-Chip Module). MCM предполагает интеграцию нескольких микросхем/кристаллов в одном модуле-подложке.

Это позволяет:
- Сократить длину соединений: уменьшение расстояний между компонентами снижает задержки передачи сигналов
- Оптимизировать тепловые характеристики
- Увеличить плотность интеграции: компактное расположение функциональных блоков повышает тактовую частоту и общую производительность системы.

Проблематика того времени - при повышении площади чипа, процент брака растет экпоненциально, таким образом делать небольшие чипы и располагать их на одной подложке сильно дешевле, чем делать один большой кристалл.

С улучшением процессов производства, появилась возможность делать большие чипы, которые сейчас мы называем Системы на кристалле (SoC).
👍114
Mouse Systems ProAgio / Genius EasyScroll Mouse

Первая серийная мышь со скроллом. Представлена в 1995 году. Существовала под двумя брендами, поскольку KYE Sytems (владелец бренда Genius, Тайвань) купил Mouse Systems (США) еще в 1990: в США мышка называлась - MSC ProAgio, а в регионах EasyScroll.

Идея была в том, чтобы ускорить работу юзеров в браузерах и текстовых редакторах - дать возможность прокручивать длинные документы, не используя полосу прокрутки сбоку экрана.

Посколько и MSC и Genius мыши на тот момент имели по три кнопки, то третью кнопку этой мыши интегрировали прямо в колесо.

В ранних прототипах инженеры попробовали реализовать прямой привод от колеса прокрутки к крохотному валу энкодера. Но прямое соединение давало слишком "жесткую" прокрутку и дребезг - любое касание колеса передавалось сразу на датчик.
Чтобы решить проблем с плавностью решили использовать резиновый пассик, который смягчал дребезг за счет инерционности соединения (но дох от времени).

Годом позже Microsoft выпустила свою IntelliMouse, которая обладала в том числе привычной сейчас "дискретностью" скрола за счет ребристого вала колеса.

Забавно, что вдохновитель мыши в Microsoft вообще не думал про длинные тексты и интернет, а стремился полечить боль пользователей Excel в части zoom-in/zoom-out, и даже хотел сделать эту функцию дефолтной для колеса. Но позже под давлением Уолта Моссберга сдался, и мы теперь наслаждаемся прокруткой во всех приложениях MS и вообще.

Ну а первый известный прототип мыши с скролом появился еще в 1985 году, про него будет отдельный пост.
👍186🔥1🤯1
Mighty Mouse

Совместная разработка ребят из Японии и Швейцарии в 1985 году (за 10 лет до появления серийного скролла)
По этой мыши удалось найти довольно детальную "продуктовую" документацию, поэтому у нас есть возможность подглядеть в мысли того времени.
Мышка, похоже, так и не вышла из прототипа, есть несколько фотографий с живыми экземплярами

5 кнопок и колесо отдельно для "максимально эффективного использования ловкости человеческой руки".
Две из пяти кнопок были сложными - с возможностью различать клик и клик с нажатием (медленное нажатие).

Мышка по форме близка к Depraz, оно и понятно, круглая форма корпуса - единственный вариант впихнуть по кнопке на каждый палец.

Вообще авторы претендовали на стандартизацию мышей с точки зрения кнопок-команд (и до, и после 1985 года количество кнопок у разных производителей варировалось от 1 (apple Lisa) до 3х, а иногда до десятков у совсем экзотических моделей)
Собственно идея была в том, чтобы на всех компьютерах одни и те же кнопки означали одинаковые действия.
Сейчас такое получилось, но только для двух кнопок и колеса, а все остальное идет в нагрузку и кастомизируется.

Детально по кнопкам:
Кнопка большого пальца (motion|scroll) - управление просмотром содержимого файлов. Включает в себя движение вперед и назад в пределах "линейно упорядоченного набора данных", например прокрутку текстового файла. Быстрое нажатие означает переход на следующую страницу. Медленное нажатие приводит к непрерывной прокрутке со скоростью, пропорциональной силе нажатия.

Кнопка указательного пальца (pick) - выбор объекта. Быстрое нажатие выбирает объект, на который указывает курсор на экране. Медленное нажатие используется для получения всё более подробной информации об объекте, например, при увеличении. Коэффициент увеличения пропорционален силе нажатия клавиши.

Кнопка среднего пальца (menu) - показ вслывающего (контекстного) меню.

Кнопка безымянного пальца (undo) - приводит к отмене последней введенной пользователем операции и возвращению системы в состояние, предшествующее этой операции.

Кнопка мизинца (quit) - выход или завершение операции.

Колесо прокрутки большого пальца(angle) - изменение угловой ориентации курсора на экране.

В комменты положу весь документ
👍9🔥3