👉 Важное исследование и текст о нём от «Проверено»
Почему это важно (даже с учётом всех ограничений исследования):
1️⃣ Исследование проводилось на «голых» бесплатных моделях. И именно такими пользуется большинство, очень немногие платят Google, OpenAI или Perplexity.
2️⃣ Промтинг — это навык. Большинство им не владеет. Это усиливает вероятность галлюцинаций в среднем по больнице.
3️⃣ Галлюцинации неизбежны, так устроены LLM. И скорее всего это так и останется навсегда.
Почитайте, это ценно
Почему это важно (даже с учётом всех ограничений исследования):
1️⃣ Исследование проводилось на «голых» бесплатных моделях. И именно такими пользуется большинство, очень немногие платят Google, OpenAI или Perplexity.
2️⃣ Промтинг — это навык. Большинство им не владеет. Это усиливает вероятность галлюцинаций в среднем по больнице.
3️⃣ Галлюцинации неизбежны, так устроены LLM. И скорее всего это так и останется навсегда.
Почитайте, это ценно
🔥5❤2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Как-то так я разминаю голосовые связки перед записью видео. Приличную версию смотрите завтра в районе обеда на Patreon «Проверено» (бесплатно, то есть даром)
❤🔥3🔥1
Прогноз Погоды | OSINT, фактчек и все, все, все
Как-то так я разминаю голосовые связки перед записью видео. Приличную версию смотрите завтра в районе обеда на Patreon «Проверено» (бесплатно, то есть даром)
🎬 А вот и собственно видео, в котором я предлагаю вам поразмышлять о том, как аристотелевская этика оказывается прекрасно работающей в том числе и применительно к ИИ.
В дополнение — рассказываю про Instahunt в методичке «Проверено»
В дополнение — рассказываю про Instahunt в методичке «Проверено»
👍2❤1
Интересный эксперимент от Chequeado. Обратите внимание на ограничения
Patreon
Как алгоритмы X формируют политическую повестку: эксперимент аргентинских фактчекеров | Проверено.Медиа
Get more from Проверено.Медиа on Patreon
👍2
🖖 Я уже писал тут про DeepFindMe, когда инструмент был совсем сырым. Теперь он стал лучше, смотрите видео (бесплатно). Очень недурной мультитул для тех, кого пугает командная строка
❤🔥1❤1
✅ О пропаганде, очень пунктирно, для понимания сути проблемы
Как метод политической борьбы и влияния на общественное мнение она формируется во времена Великой французской революции и при правлении Бонапарта. Именно тогда закрепляются технологии распространения — печать, агитки, памфлеты, карикатуры. И хотя уже в 19 веке проявляется и фиксируется авторами негативное значение слова (и явления), мы пока не можем говорить о насущной необходимости отделения понятий продвижения, агитации и пропаганды. Пропагандой всё ешё большей частью может называться распространение любых идей. Радикально всё меняет век двадцатый, Первая мировая война и институционализация пропаганды. И тут, ожидаемо, морями правила Британия.
5 сентября 1914 года был создан Веллингтон-хаус, он же Бюро военной пропаганды (War Propaganda Bureau), а в 1918 на его основе появился Департамент пропаганды во вражеских странах (Department of Propaganda in Enemy Countries). Параллельно с пропагандой работали МИД и Генштаб Германии (не так централизовано, как в Британии) и Комитет по общественной информации в США. Именно эти институции придали форму государственной пропаганде — как внешней, так и внутренней. Мобилизация своих и расчеловечивание чужих. Причём чужие это не только прямой враг, это любой козёл отпущения, на которого можно повесить неудачи — социалисты, шпионы, спекулянты, забастовщики, уклонисты (не говоря уже о геях и евреях), а после и вообще любые инакомыслящие. Британская пропаганда создавала образ «немецких дикарей», насильников, зверей, которые варят мыло из трупов своих солдат (через несколько десятков лет этот сюжет превратится в миф о мыле из жира узников немецких концлагерей). Расчеловеченного противника легче убивать. Он ведь как бы и не человек уже. (Геббельс после взял на вооружение именно британские методы времён Первой мировой.)
Между двумя мировыми войнами и после пропаганда теоретизируется (здесь стоит помянуть Институт анализа пропаганды в США, действовавший с 1937 по 1942) и в так называемом Западном мире за ней окончательно закрепляется негативное значение со вполне чёткими определениями. Именно в этот период мы начинаем отделять от пропаганды рекламу, добросовестное продвижение и агитацию, public relations. Даже если под видом этих активностей используется пропаганда, называть её так пропагандисту становится неловко, заметьте, как слово «пропаганда» исчезает из названий военных ведомств и вообще из нейтральной сферы.
Неловко пропагандисту западному, надо понимать, в СССР никакого осмысления пропаганды по понятным причинам не происходит, она мягкая и пушистая, как в словаре Ожегова, отсюда это ужасное словосочетание «пропаганда здорового образа жизни». Нацистская Германия и СССР взяли пропаганду в качестве главного инструмента государственной идеологии, но Германия проиграла войну и была вынуждена осмыслять геббельсовскую пропаганду, а СССР доехал на своей вплоть до 1991 года.
Вот с таким багажом мы приехали в конец 20 века, а в 21 веке началась совсем другая история, пропаганда как метод стала доступна всем. Но это уже совсем другая история о Маугли.
Итого: не стоит в 2025 году в приличном обществе использовать слово «пропаганда» в качестве нейтрального термина. Даже идиоты, сидящие в парламенте моего многострадального отечества, кажется, догадываются об этом.
Приложение раз. Определение пропаганды в Британнике:
— распространение информации — фактов, аргументов, слухов, полуправды или лжи — с целью повлиять на общественное мнение.
Приложение два. Определение пропаганды в Оксфордском словаре:
— идеи или заявления, которые могут быть ложными или представлять только одну сторону аргумента, используемые для получения поддержки политического лидера, партии и т. д.
Как метод политической борьбы и влияния на общественное мнение она формируется во времена Великой французской революции и при правлении Бонапарта. Именно тогда закрепляются технологии распространения — печать, агитки, памфлеты, карикатуры. И хотя уже в 19 веке проявляется и фиксируется авторами негативное значение слова (и явления), мы пока не можем говорить о насущной необходимости отделения понятий продвижения, агитации и пропаганды. Пропагандой всё ешё большей частью может называться распространение любых идей. Радикально всё меняет век двадцатый, Первая мировая война и институционализация пропаганды. И тут, ожидаемо, морями правила Британия.
5 сентября 1914 года был создан Веллингтон-хаус, он же Бюро военной пропаганды (War Propaganda Bureau), а в 1918 на его основе появился Департамент пропаганды во вражеских странах (Department of Propaganda in Enemy Countries). Параллельно с пропагандой работали МИД и Генштаб Германии (не так централизовано, как в Британии) и Комитет по общественной информации в США. Именно эти институции придали форму государственной пропаганде — как внешней, так и внутренней. Мобилизация своих и расчеловечивание чужих. Причём чужие это не только прямой враг, это любой козёл отпущения, на которого можно повесить неудачи — социалисты, шпионы, спекулянты, забастовщики, уклонисты (не говоря уже о геях и евреях), а после и вообще любые инакомыслящие. Британская пропаганда создавала образ «немецких дикарей», насильников, зверей, которые варят мыло из трупов своих солдат (через несколько десятков лет этот сюжет превратится в миф о мыле из жира узников немецких концлагерей). Расчеловеченного противника легче убивать. Он ведь как бы и не человек уже. (Геббельс после взял на вооружение именно британские методы времён Первой мировой.)
Между двумя мировыми войнами и после пропаганда теоретизируется (здесь стоит помянуть Институт анализа пропаганды в США, действовавший с 1937 по 1942) и в так называемом Западном мире за ней окончательно закрепляется негативное значение со вполне чёткими определениями. Именно в этот период мы начинаем отделять от пропаганды рекламу, добросовестное продвижение и агитацию, public relations. Даже если под видом этих активностей используется пропаганда, называть её так пропагандисту становится неловко, заметьте, как слово «пропаганда» исчезает из названий военных ведомств и вообще из нейтральной сферы.
Неловко пропагандисту западному, надо понимать, в СССР никакого осмысления пропаганды по понятным причинам не происходит, она мягкая и пушистая, как в словаре Ожегова, отсюда это ужасное словосочетание «пропаганда здорового образа жизни». Нацистская Германия и СССР взяли пропаганду в качестве главного инструмента государственной идеологии, но Германия проиграла войну и была вынуждена осмыслять геббельсовскую пропаганду, а СССР доехал на своей вплоть до 1991 года.
(Нельзя не упомянуть: Холодная война — это информационное противостояние двух пропагандистских машин, советской и американской, и оно лишь закрепило сложившийся консенсус относительно пропаганды как метода и как явления действительности.)
Вот с таким багажом мы приехали в конец 20 века, а в 21 веке началась совсем другая история, пропаганда как метод стала доступна всем. Но это уже совсем другая история о Маугли.
Итого: не стоит в 2025 году в приличном обществе использовать слово «пропаганда» в качестве нейтрального термина. Даже идиоты, сидящие в парламенте моего многострадального отечества, кажется, догадываются об этом.
Приложение раз. Определение пропаганды в Британнике:
— распространение информации — фактов, аргументов, слухов, полуправды или лжи — с целью повлиять на общественное мнение.
Приложение два. Определение пропаганды в Оксфордском словаре:
— идеи или заявления, которые могут быть ложными или представлять только одну сторону аргумента, используемые для получения поддержки политического лидера, партии и т. д.
❤4
👆 Приложение три. Составное определение пропаганды, которое я использую в своих тренингах:
— односторонняя или неполная, вводящая в заблуждение или искажённая, часто — ложная информация, распространённая с целью повлиять на мнения и решения общества.
— односторонняя или неполная, вводящая в заблуждение или искажённая, часто — ложная информация, распространённая с целью повлиять на мнения и решения общества.
❤3
🆓 📚 И снова бесплатный курс! На этот раз по основам промпт-инжиниринга.
Ведём на пару с Максимом Маршаком, он отвечает за GPT и Atlas, я — за Perplexity и Comet. Но поговорим и о Gemini, и о Claude, если будет такой запрос.
📆 Расписание:
2 декабря: Основы промпт-инжиниринга: LLM, рынок моделей, актуальные кейсы, моделирование сценариев.
5 декабря: ИИ-среда для работы: возможности и ограничения (сравнение интерфейсов и ключевых функций, отличие моделей, форматы работы, примеры слепых зон).
9 декабря: Создание среды в ChatGPT, агентный браузер Atlas (интеграции, особенности безопасности, профилактика ошибок и угроз, настройка задач и автоматизация процессов).
12 декабря: Создание среды в Perplexity, агентный браузер Comet (персональные ассистенты, сценарии использования, настройка агентных сессий).
👉 Регистрация тут 👈
Ведём на пару с Максимом Маршаком, он отвечает за GPT и Atlas, я — за Perplexity и Comet. Но поговорим и о Gemini, и о Claude, если будет такой запрос.
📆 Расписание:
2 декабря: Основы промпт-инжиниринга: LLM, рынок моделей, актуальные кейсы, моделирование сценариев.
5 декабря: ИИ-среда для работы: возможности и ограничения (сравнение интерфейсов и ключевых функций, отличие моделей, форматы работы, примеры слепых зон).
9 декабря: Создание среды в ChatGPT, агентный браузер Atlas (интеграции, особенности безопасности, профилактика ошибок и угроз, настройка задач и автоматизация процессов).
12 декабря: Создание среды в Perplexity, агентный браузер Comet (персональные ассистенты, сценарии использования, настройка агентных сессий).
👉 Регистрация тут 👈
👍5
🖖 Для тех, кому исследования пропаганды интереснее, чем ИИ
Проект CARAVAN приглашает на мини онлайн-курс «FIMI и пропаганда в Центральной Азии — уязвимость региона и пути противодействия».
Если коротко, то будем говорить о том, как дезинформация влияет на наш регион, как она проявляется, что такое пропаганда и FIMI.
Даты: 8, 10, 17 декабря 2025
Время: 15.00 по времени Алматы (16.00 по времени Бишкека)
👉 Обязательная регистрация на вебинар по ссылке
Расписание
— 8 декабря 2025, Павел Банников | FIMI и пропаганда: что это? И почему разногласия в терминах делают Центральную Азию уязвимой
— 10 декабря 2025, Павел Банников | FIMI в Центральной Азии: кейсы, возможности противодействия
— 17 декабря 2025, Петру Маковей | Как проявлялась дезинформация в Молдове во время последних президенстких выборов. Как ее показывать, чтобы аудитория доверяла.
Проект CARAVAN приглашает на мини онлайн-курс «FIMI и пропаганда в Центральной Азии — уязвимость региона и пути противодействия».
Если коротко, то будем говорить о том, как дезинформация влияет на наш регион, как она проявляется, что такое пропаганда и FIMI.
Даты: 8, 10, 17 декабря 2025
Время: 15.00 по времени Алматы (16.00 по времени Бишкека)
👉 Обязательная регистрация на вебинар по ссылке
Спикеры: Павел Банников, фактчекер, исследователь пропаганды, преподаватель Faculty of Liberal Arts and Sciences Montenegro, редактор методического раздела проекта «Проверено».
Петру Маковей, исполнительный директор Ассоциации независимой прессы Молдовы (API), портал Stopfals.md
Расписание
— 8 декабря 2025, Павел Банников | FIMI и пропаганда: что это? И почему разногласия в терминах делают Центральную Азию уязвимой
— 10 декабря 2025, Павел Банников | FIMI в Центральной Азии: кейсы, возможности противодействия
— 17 декабря 2025, Петру Маковей | Как проявлялась дезинформация в Молдове во время последних президенстких выборов. Как ее показывать, чтобы аудитория доверяла.
❤4👍1
Меж тем на сайте «Проверено» появилось кросивое — разборы из рубрики «Фастчек», которую @provereno_media ведёт в Телеграм, теперь отображается на сайте.
Что это за рубрика и зачем она (как я вижу)
Не все запросы читателей попадают под критерии, которые «Проверено» применяет при отборе материала для проверки и не все нарративы стоят большого разбора. Однако быстрой проверке эти сюжеты поддаются и интересуют аудиторию. Год, кажется, мы обсуждали эту рубрику, месяца два как стали разбирать на постоянной основе то, что кажется редакции любопытным, а теперь она интегрирована с сайтом. И это хорошо
Что это за рубрика и зачем она (как я вижу)
Не все запросы читателей попадают под критерии, которые «Проверено» применяет при отборе материала для проверки и не все нарративы стоят большого разбора. Однако быстрой проверке эти сюжеты поддаются и интересуют аудиторию. Год, кажется, мы обсуждали эту рубрику, месяца два как стали разбирать на постоянной основе то, что кажется редакции любопытным, а теперь она интегрирована с сайтом. И это хорошо
❤4🔥1
Хочется ржать и плакать — от этой новости. Асия Несоевая номер два, только звать Дмитрий Шишкин (нет, не казахстанский журналист и редактор отличного проекта @shishkin_like, другой).
А плакать хочется от того, что процесс фактчекинга даже в приличных редакциях не налажен. ХотяКац с самого начала предлагал сдаться не раз было сказано (там, кстати, смешная опечатка, хе-хе) и доказано, что этот процесс можно наладить даже в очень маленькой редакции на 5 человек
А плакать хочется от того, что процесс фактчекинга даже в приличных редакциях не налажен. Хотя
😢7