#ЧеловекДня. Борис Пастернак
Родиться в день смерти Пушкина для поэта – знамение, но и вызов тоже. Сегодняшний юбиляр Борис Пастернак, появившийся на свет 135 лет назад, 10 февраля (29 января) 1890 года, этот вызов принял. «Быть знаменитым некрасиво», - писал он, но стал знаменитым – писателем, поэтом, переводчиком, обладателем высшей литературной награды – Нобелевской премии, которая, правда, ничего, кроме, страдания ему не принесла. В день рождения автора афоризма «Жизнь прожить – не поле перейти» вспоминаем несколько ярких фактов его биографии.
✍️ Отец – художник, мать – пианистка, в доме бесконечная вереница прославленных гостей – от Льва Толстого до Сергея Рахманинова и Александра Скрябина. Под влиянием последнего юноша увлекается музыкой, сочиняет сонаты для фортепиано и мечтает о карьере композитора.
✍️ Высшее образование получает в Московском университете. Учится на юридическом, потом на философском, слушает курс профессора-неокантиста Германа Когена в немецком Марбурге. Диплом почему-то не забрал – он так и остался в университетском архиве.
✍️ Первое литературное прибежище Пастернак нашел среди футуристов.
✍️ Любимый поэт самого Бориса Пастернака – Райнер Мария Рильке. Он не только переводит его на русский, посвящает ему свою «Охранную грамоту», но и переписывается с ним, мечтает о встрече, которой, увы, не суждено было случится. Но переписывается не один, приглашая в этот эпистолярный союз еще и Марину Цветаеву. Эта тройная переписка изучается до сих пор как важнейший документ и литературный памятник первой трети XX века, важный комментарий к творческим поискам самих поэтов.
✍️ Среди переводов Пастернака не только Рильке, но и Шекспир, Верлен, Китс. Пастернак также открыл русскому читателю современную грузинскую поэзию.
✍️ В 1935 году Пастернак написал письмо Сталину в защиту мужа и сына Анны Ахматовой. Оба были освобождены, а вождь получил в подарок от поэта сборник «Грузинские лирики».
✍️ Роман «Доктор Живаго» Пастернак писал 9 лет – с 1946 по 1955. Не рассчитывая на публикацию в СССР, согласился передать его за границу. Книга была опубликована в Италии, и в 1958 Альбер Камю выдвинул Пастернака на Нобелевскую премию. Ее присудили «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». В Советском Союзе разразился скандал: Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», а в газете «Правда» появился фельетон «о литературном сорняке». Пастернака исключили из Союза писателей, запретили иностранную переписку, встречи с иностранцами и выезд за границу. От Нобелевской премии он отказался и подписал письмо с извинениями, также опубликованное в «Правде». Через два года после начала травли Пастернака не стало.
✍️ В 1987 году Борис Пастернак был реабилитирован и его посмертно восстановили в Союзе писателей СССР. Через год журнал «Новый мир» опубликовал роман «Доктор Живаго», Шведская академия признала недействительным вынужденный отказ от награды, и в 1989 году на официальной церемонии Нобелевский диплом и медаль Бориса Пастернака передали его старшему сыну Евгению.
✍️ Человек, способствовавший первому изданию «Доктора Живаго» – итальянский журналист Серджо Д’Анджело, который вывез рукопись в 1956 году в Европу, прожил сто лет и ушел из жизни в начале марта 2023 года.
✍️ Дом-музей Бориса Пастернака в Переделкино был открыт 10 февраля 1990 года, в день столетия со дня рождения поэта. Большую роль в его создании сыграл Андрей Вознесенский, многолетний друг и ученик Пастернака. Сейчас это филиал Государственного музея истории литературы им. Даля.
Родиться в день смерти Пушкина для поэта – знамение, но и вызов тоже. Сегодняшний юбиляр Борис Пастернак, появившийся на свет 135 лет назад, 10 февраля (29 января) 1890 года, этот вызов принял. «Быть знаменитым некрасиво», - писал он, но стал знаменитым – писателем, поэтом, переводчиком, обладателем высшей литературной награды – Нобелевской премии, которая, правда, ничего, кроме, страдания ему не принесла. В день рождения автора афоризма «Жизнь прожить – не поле перейти» вспоминаем несколько ярких фактов его биографии.
✍️ Отец – художник, мать – пианистка, в доме бесконечная вереница прославленных гостей – от Льва Толстого до Сергея Рахманинова и Александра Скрябина. Под влиянием последнего юноша увлекается музыкой, сочиняет сонаты для фортепиано и мечтает о карьере композитора.
✍️ Высшее образование получает в Московском университете. Учится на юридическом, потом на философском, слушает курс профессора-неокантиста Германа Когена в немецком Марбурге. Диплом почему-то не забрал – он так и остался в университетском архиве.
✍️ Первое литературное прибежище Пастернак нашел среди футуристов.
✍️ Любимый поэт самого Бориса Пастернака – Райнер Мария Рильке. Он не только переводит его на русский, посвящает ему свою «Охранную грамоту», но и переписывается с ним, мечтает о встрече, которой, увы, не суждено было случится. Но переписывается не один, приглашая в этот эпистолярный союз еще и Марину Цветаеву. Эта тройная переписка изучается до сих пор как важнейший документ и литературный памятник первой трети XX века, важный комментарий к творческим поискам самих поэтов.
✍️ Среди переводов Пастернака не только Рильке, но и Шекспир, Верлен, Китс. Пастернак также открыл русскому читателю современную грузинскую поэзию.
✍️ В 1935 году Пастернак написал письмо Сталину в защиту мужа и сына Анны Ахматовой. Оба были освобождены, а вождь получил в подарок от поэта сборник «Грузинские лирики».
✍️ Роман «Доктор Живаго» Пастернак писал 9 лет – с 1946 по 1955. Не рассчитывая на публикацию в СССР, согласился передать его за границу. Книга была опубликована в Италии, и в 1958 Альбер Камю выдвинул Пастернака на Нобелевскую премию. Ее присудили «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». В Советском Союзе разразился скандал: Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака», а в газете «Правда» появился фельетон «о литературном сорняке». Пастернака исключили из Союза писателей, запретили иностранную переписку, встречи с иностранцами и выезд за границу. От Нобелевской премии он отказался и подписал письмо с извинениями, также опубликованное в «Правде». Через два года после начала травли Пастернака не стало.
✍️ В 1987 году Борис Пастернак был реабилитирован и его посмертно восстановили в Союзе писателей СССР. Через год журнал «Новый мир» опубликовал роман «Доктор Живаго», Шведская академия признала недействительным вынужденный отказ от награды, и в 1989 году на официальной церемонии Нобелевский диплом и медаль Бориса Пастернака передали его старшему сыну Евгению.
✍️ Человек, способствовавший первому изданию «Доктора Живаго» – итальянский журналист Серджо Д’Анджело, который вывез рукопись в 1956 году в Европу, прожил сто лет и ушел из жизни в начале марта 2023 года.
✍️ Дом-музей Бориса Пастернака в Переделкино был открыт 10 февраля 1990 года, в день столетия со дня рождения поэта. Большую роль в его создании сыграл Андрей Вознесенский, многолетний друг и ученик Пастернака. Сейчас это филиал Государственного музея истории литературы им. Даля.
👍12🥰4🙏1
🌿Внимание! Розыгрыш! 🌿
С 20 февраля по 30 марта в залах Союза художников России в западном крыле Новой Третьяковки на Крымском Валу, 10 пройдет XII Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия». Нас ждут 37 тематических выставок, которые позволят совершить головокружительное путешествие с Востока на Запад и, благодаря лучшим отечественным фотохудожникам, увидеть самые отдаленные уголки родной природы.
В программе фестиваля лекции, встречи с путешественниками, исследователями и фотографами, мастер-классы для детей, кинопоказы.
По традиции, Perspectum тоже примет участие в фестивале. Подробности чуть позже, пока же приглашаем вас испытать удачу в розыгрыше пригласительных билетов на праздник. Правила, как всегда, просты.
🌿Проверьте подписку на каналы Perspectum и Фестиваль «Первозданная Россия»
🌿Нажмите кнопку «Участвую»
Имя победителя, который получит 2 приглашения узнаем 19 февраля.
С 20 февраля по 30 марта в залах Союза художников России в западном крыле Новой Третьяковки на Крымском Валу, 10 пройдет XII Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия». Нас ждут 37 тематических выставок, которые позволят совершить головокружительное путешествие с Востока на Запад и, благодаря лучшим отечественным фотохудожникам, увидеть самые отдаленные уголки родной природы.
В программе фестиваля лекции, встречи с путешественниками, исследователями и фотографами, мастер-классы для детей, кинопоказы.
По традиции, Perspectum тоже примет участие в фестивале. Подробности чуть позже, пока же приглашаем вас испытать удачу в розыгрыше пригласительных билетов на праздник. Правила, как всегда, просты.
🌿Проверьте подписку на каналы Perspectum и Фестиваль «Первозданная Россия»
🌿Нажмите кнопку «Участвую»
Имя победителя, который получит 2 приглашения узнаем 19 февраля.
🔥21👍9❤7🥰5👏4
📚Дина Рубина. «Дизайнер Жорка. Книга первая. Мальчики». ЭКСМО, 2025📚
Дина Рубина – писатель щедрый. На строки, страницы и тома. На хитросплетенные, пронзительно печальные и гомерически смешные сюжеты. На пышную вязь эпитетов и по-восточному богатых метафор, пряных и сладких, как густое медовое тесто для пахлавы. И на сложную палитру эмоций, которые судьбы ее героев вызывают у читателей.
В этом смысле не исключение и новая трилогия «Дизайнер Жорка» - ее первый том уже можно читать или слушать в артистичном авторском исполнении (Дина Ильинична не только говорит на разные голоса с характерными акцентами, но даже поет).
По сути «Мальчики» – это обширная экспозиция, завязка, вступление, где шахматные фигуры героев только занимают свои клетки, делают первые ходы, которые дают первоначальное, едва намеченное легким пунктиром представление о драматизме дальнейшей партии.
1939-й. Варшава. Лучший в городе (а может, и во всей Польше) часовщик Абрахам Страйхман запирает на ключ свою поистине музейную коллекцию старинных часов и бежит с женой и детьми на восток, спасаясь от коричневой чумы. Лодзь, Львов, а там и знойная Бухара, где изможденное и поредевшее семейство наконец находит временный приют. После войны сын Абрахама – Ицхак-Ицик-Ижьо, он же Цезарь Адамович Стахура – вернется на родное пепелище, чтобы после… Бурная, похожая на фейерверк в темном небе биография Цезаря, этого «виртуоза криминального мира» и просто виртуоза, за которым охотится полиция чуть ли не всей земли во главе с Интерполом, - это уже содержание следующих серий. А в первой части он мальчик-беженец и нелюдимый старик, доживающий свой век в Астрахани. Там, в Астрахани 1980-х он и знакомится с Жоркой, в каком-то смысле своим совсем еще юным двойником: талантливым сиротой со всеми задатками будущего криминального гения, замкнутым, но пытливым, мечтающим превратить весь мир в один большой тайник.
Талант и «инаковость», двойничество, предначертанность и само время, чей ход отсчитывают часы земные и небесные, – вот он тот груз, который везет в своих бездонных трюмах эта историческая трилогия. Объема, веса и пышности происходящему добавляют пространные «онегинские» отступления обо всем на свете: многостраничное описание часовой коллекции Абрахама Страйхмана, бухарской махалли, астраханской грозы и помидоров-«брикадель», многоголосых рынков и даже рецепт засолки царской селедки-залома, «плачущей, потеющей золотым янтарным жиром, светящейся изнутри, излучающей благоухание и благовещение». Щедрая выходит картина. Ее нельзя просто читать – можно только обонять, осязать, слушать, чувствовать, одним словом - проживать…
Дина Рубина – писатель щедрый. На строки, страницы и тома. На хитросплетенные, пронзительно печальные и гомерически смешные сюжеты. На пышную вязь эпитетов и по-восточному богатых метафор, пряных и сладких, как густое медовое тесто для пахлавы. И на сложную палитру эмоций, которые судьбы ее героев вызывают у читателей.
В этом смысле не исключение и новая трилогия «Дизайнер Жорка» - ее первый том уже можно читать или слушать в артистичном авторском исполнении (Дина Ильинична не только говорит на разные голоса с характерными акцентами, но даже поет).
По сути «Мальчики» – это обширная экспозиция, завязка, вступление, где шахматные фигуры героев только занимают свои клетки, делают первые ходы, которые дают первоначальное, едва намеченное легким пунктиром представление о драматизме дальнейшей партии.
1939-й. Варшава. Лучший в городе (а может, и во всей Польше) часовщик Абрахам Страйхман запирает на ключ свою поистине музейную коллекцию старинных часов и бежит с женой и детьми на восток, спасаясь от коричневой чумы. Лодзь, Львов, а там и знойная Бухара, где изможденное и поредевшее семейство наконец находит временный приют. После войны сын Абрахама – Ицхак-Ицик-Ижьо, он же Цезарь Адамович Стахура – вернется на родное пепелище, чтобы после… Бурная, похожая на фейерверк в темном небе биография Цезаря, этого «виртуоза криминального мира» и просто виртуоза, за которым охотится полиция чуть ли не всей земли во главе с Интерполом, - это уже содержание следующих серий. А в первой части он мальчик-беженец и нелюдимый старик, доживающий свой век в Астрахани. Там, в Астрахани 1980-х он и знакомится с Жоркой, в каком-то смысле своим совсем еще юным двойником: талантливым сиротой со всеми задатками будущего криминального гения, замкнутым, но пытливым, мечтающим превратить весь мир в один большой тайник.
Талант и «инаковость», двойничество, предначертанность и само время, чей ход отсчитывают часы земные и небесные, – вот он тот груз, который везет в своих бездонных трюмах эта историческая трилогия. Объема, веса и пышности происходящему добавляют пространные «онегинские» отступления обо всем на свете: многостраничное описание часовой коллекции Абрахама Страйхмана, бухарской махалли, астраханской грозы и помидоров-«брикадель», многоголосых рынков и даже рецепт засолки царской селедки-залома, «плачущей, потеющей золотым янтарным жиром, светящейся изнутри, излучающей благоухание и благовещение». Щедрая выходит картина. Ее нельзя просто читать – можно только обонять, осязать, слушать, чувствовать, одним словом - проживать…
🥰17❤5👍2
❤️Любимые книги о любви. Выбор Ольги Лишиной❤️
Что бы вы ни праздновали сегодня – День Всех Влюбленных или Международный День книгодарения – рекомендации поэта, прозаика, автора текстов группы «Мельница» и ведущей канала «Туман этот я сама» Ольги Лишиной пригодятся вам в любом случае.
Поэзия Ольги метафорична и наполнена отсылками к истории, мифологии и фольклору. Отобранные ею любимые книги о любви – тоже шкатулки с многочисленными доньями, открывающие свои заветные тайники отнюдь не с первого прочтения.
📚 «Повести Белкина». Как прекрасно, что новеллы объединены литературной маской нашего любимого Александра Сергеевича и можно не выбирать между «Метелью» и «Барышней-крестьянкой». Светлые, нежные и страстные герои, достойные счастья и получившие его от своего создателя – редкость и вдохновение.
📚 «Евгений Онегин» — простите, если ждали рифмы розы, то есть большей оригинальности, но нет ничего прекраснее и священнее для поэта и девушки, вечно первой признающейся в своих чувствах (Привет Марине Ивановне Цветаевой ее поэмам, которые, кстати, тоже все о любви).
📚 «Доктор Живаго» Бориса Пастернака — метель большого мира и картечь мира малого, скрещение рук и судеб, несчастливая и в то же время очень счастливая любовь века.
📚 «Письма к Вере» Владимира Набокова — не будем впадать в долгие споры, можно ли читать чужие письма, такие, как эти, иногда просто необходимо, чтобы верить в возможность любви столь ясной и прекрасной под этой привычной луной.
📚 «Школа для дураков» Саши Соколова — как говорить о любви, не сбиваясь со слога и темы? Сбиваясь, перепрыгивая с ветки на ветку, в попытках угнаться за ветром и его повелителем, признавая себя влюбленным и дураком. #Читаем_С_Писателем
Что бы вы ни праздновали сегодня – День Всех Влюбленных или Международный День книгодарения – рекомендации поэта, прозаика, автора текстов группы «Мельница» и ведущей канала «Туман этот я сама» Ольги Лишиной пригодятся вам в любом случае.
Поэзия Ольги метафорична и наполнена отсылками к истории, мифологии и фольклору. Отобранные ею любимые книги о любви – тоже шкатулки с многочисленными доньями, открывающие свои заветные тайники отнюдь не с первого прочтения.
📚 «Повести Белкина». Как прекрасно, что новеллы объединены литературной маской нашего любимого Александра Сергеевича и можно не выбирать между «Метелью» и «Барышней-крестьянкой». Светлые, нежные и страстные герои, достойные счастья и получившие его от своего создателя – редкость и вдохновение.
📚 «Евгений Онегин» — простите, если ждали рифмы розы, то есть большей оригинальности, но нет ничего прекраснее и священнее для поэта и девушки, вечно первой признающейся в своих чувствах (Привет Марине Ивановне Цветаевой ее поэмам, которые, кстати, тоже все о любви).
📚 «Доктор Живаго» Бориса Пастернака — метель большого мира и картечь мира малого, скрещение рук и судеб, несчастливая и в то же время очень счастливая любовь века.
📚 «Письма к Вере» Владимира Набокова — не будем впадать в долгие споры, можно ли читать чужие письма, такие, как эти, иногда просто необходимо, чтобы верить в возможность любви столь ясной и прекрасной под этой привычной луной.
📚 «Школа для дураков» Саши Соколова — как говорить о любви, не сбиваясь со слога и темы? Сбиваясь, перепрыгивая с ветки на ветку, в попытках угнаться за ветром и его повелителем, признавая себя влюбленным и дураком. #Читаем_С_Писателем
❤14🥰5🔥3👍1
📚 Жан-Батист Андреа. «Храни её». Перевод Аллы Беляк. Polyandria NoAge, 2025📚
На конкурсе неудачников Микеланджело Виталиани мог бы возглавить жюри: родился карликом, рано потерял отца и был отправлен на воспитание к бездушному каменотесу-пропойце, взвалившему на парня всю работу. Так, по-диккенсовски сентиментально и жестоко начинается роман, удостоенный в 2023-м Гонкуровской премии – высшей литературной награды Франции.
Очень быстро выясняется, что у Господа на мальчика свои планы. Он – гениальный скульптор, умеющий высвободить из мертвого камня сокрытый в нем шедевр, а потому достойный встать вровень со своим великим тезкой – Микеланджело Буонарроти. Благодаря влиятельному семейству Орсини, Мимо Виталиани причащается славы и больших денег, но за все надо платить. Бесконечные сделки с совестью однажды обернутся потерей дара, и Мимо перестанет видеть камни насквозь. Да, ему удастся все исправить и создать произведение столь идеальное, что зрители будут впадать в транс, так что Ватикан благоразумно укроет статую в подземелье горного монастыря – от греха подальше. В какую цену обошелся мастеру его последний шедевр – вот вопрос…
За свою долгую и бурную жизнь на огненном фоне двух мировых войн Виталиани познал многих женщин, но любил только одну – несгибаемую бунтарку Виолу Орсини, мечтавшую покорить небо, стать второй Марией Кюри, верившую исключительно в бога Разума и Справедливости. Мимо и Виола будут встречаться и расставаться, ссориться и мириться, любить и ненавидеть, чувствуя друг друга так, будто некогда были единым целом, в шутку или в назидание разделенным надвое.
Жан-Батист Андреа создал роман о любви, но не в традиционном, а словно бы в надмирном, космическом ее понимании. Роман о людях, приблизившихся к Создателю на расстояние вытянутой руки. Роман о природе таланта и об искусстве как проявлении божественного в обыденном. Роман о страсти и страдании, немыслимых друг без друга. Роман, между нами, воздействующий на читателя примерно так же, как загадочная скульптура Виталиани – на зрителя.
В ближайший четверг, 20 февраля, обсудить роман можно будет в книжном клубе «Под обложкой». Почетный гость вечера – переводчица Алла Беляк.
#КнигаДня
На конкурсе неудачников Микеланджело Виталиани мог бы возглавить жюри: родился карликом, рано потерял отца и был отправлен на воспитание к бездушному каменотесу-пропойце, взвалившему на парня всю работу. Так, по-диккенсовски сентиментально и жестоко начинается роман, удостоенный в 2023-м Гонкуровской премии – высшей литературной награды Франции.
Очень быстро выясняется, что у Господа на мальчика свои планы. Он – гениальный скульптор, умеющий высвободить из мертвого камня сокрытый в нем шедевр, а потому достойный встать вровень со своим великим тезкой – Микеланджело Буонарроти. Благодаря влиятельному семейству Орсини, Мимо Виталиани причащается славы и больших денег, но за все надо платить. Бесконечные сделки с совестью однажды обернутся потерей дара, и Мимо перестанет видеть камни насквозь. Да, ему удастся все исправить и создать произведение столь идеальное, что зрители будут впадать в транс, так что Ватикан благоразумно укроет статую в подземелье горного монастыря – от греха подальше. В какую цену обошелся мастеру его последний шедевр – вот вопрос…
За свою долгую и бурную жизнь на огненном фоне двух мировых войн Виталиани познал многих женщин, но любил только одну – несгибаемую бунтарку Виолу Орсини, мечтавшую покорить небо, стать второй Марией Кюри, верившую исключительно в бога Разума и Справедливости. Мимо и Виола будут встречаться и расставаться, ссориться и мириться, любить и ненавидеть, чувствуя друг друга так, будто некогда были единым целом, в шутку или в назидание разделенным надвое.
- Мы два магнита. Чем больше мы сближаемся, тем сильнее отталкиваемся.
- Мы не магниты. Мы симфония. Но даже музыке нужна пауза.
Жан-Батист Андреа создал роман о любви, но не в традиционном, а словно бы в надмирном, космическом ее понимании. Роман о людях, приблизившихся к Создателю на расстояние вытянутой руки. Роман о природе таланта и об искусстве как проявлении божественного в обыденном. Роман о страсти и страдании, немыслимых друг без друга. Роман, между нами, воздействующий на читателя примерно так же, как загадочная скульптура Виталиани – на зрителя.
В ближайший четверг, 20 февраля, обсудить роман можно будет в книжном клубе «Под обложкой». Почетный гость вечера – переводчица Алла Беляк.
#КнигаДня
❤12🔥4👏2
🎬 «Пророк. История Александра Пушкина». Режиссер: Феликс Умаров. Россия, 2025🎬
Юбилей Пушкина прошел, а фильмы, снятые «под событие», продолжают выходить. На телеэкранах – сериал «Натали и Александр», в кино – музыкальный полуфантастический «Пророк. История Александра Пушкина», замаскированный под байопиксборник мемов и анекдотов в стиле рэп .
Если хочется исторической правды, то вам не сюда, а к Юрию Лотману. Реальные факты пушкинской биографии отражаются в «Пророке», как в кривом зеркале. Да, однокашник Пущин приезжал к ссыльному поэту в Михайловское, но про заговор декабристов не рассказывал. Бенкендорф надзирал за Пушкиным, но кожаную чекистскую тужурку не носил и точно не был похож на Дзержинского. Поэт встречался с царем Николаем I, но в Москве, во время коронации, а не в Петропавловской крепости, в тени виселицы, на которой погибли предводители восстания на Сенатской площади. Этот список можно продолжать, но не в качестве претензии, а как подтверждение того, что у авторов «Пророка» очевидно не было задачи слово в слово экранизировать параграфы из учебника. Скорее, хотелось создать некую альтернативную вселенную, обитатели которой окажутся ближе и понятнее начинающему зрителю – подросткам и юношеству.
Вышло, если честно, не очень… И не потому, что первый национальный поэт неприкосновенен и о нем нельзя рассказать языком мюзикла (а скорее – Петрушки из ярмарочного балагана). Все можно – даже в теннис с императором играть (прямая отсылка к шахматной партии с кардиналом Ришелье из другой отечественной музыкальной ленты). Только в итоге фильм получился не о пророке, как гласит название, а скорее о разочарованном авантюристе-мушкетере, потому что магический секрет Пушкина-поэта так и остался не раскрыт. И совершенно непонятно, что в этом гуляке и вертопрахе покоряло современников и продолжает будоражить потомков. Смонтировать в единый сюжет самые расхожие байки о Пушкине – от его суеверий до саранчи, которая «летела, летела, все съела и вновь полетела», — вовсе не значит создать сложный и объемный портрет без ретуши и глянца. Потому как на выходе глянец и ретушь есть, а портрета – нет.
Однако справедливости ради стоит заметить, что, если после «Пророка» кому-то захочется выяснить, как оно все было на самом деле, результаты эксперимента можно будет считать пусть и не блестящими, но и не совсем провальными.
#ФильмДня
Юбилей Пушкина прошел, а фильмы, снятые «под событие», продолжают выходить. На телеэкранах – сериал «Натали и Александр», в кино – музыкальный полуфантастический «Пророк. История Александра Пушкина», замаскированный под байопик
Если хочется исторической правды, то вам не сюда, а к Юрию Лотману. Реальные факты пушкинской биографии отражаются в «Пророке», как в кривом зеркале. Да, однокашник Пущин приезжал к ссыльному поэту в Михайловское, но про заговор декабристов не рассказывал. Бенкендорф надзирал за Пушкиным, но кожаную чекистскую тужурку не носил и точно не был похож на Дзержинского. Поэт встречался с царем Николаем I, но в Москве, во время коронации, а не в Петропавловской крепости, в тени виселицы, на которой погибли предводители восстания на Сенатской площади. Этот список можно продолжать, но не в качестве претензии, а как подтверждение того, что у авторов «Пророка» очевидно не было задачи слово в слово экранизировать параграфы из учебника. Скорее, хотелось создать некую альтернативную вселенную, обитатели которой окажутся ближе и понятнее начинающему зрителю – подросткам и юношеству.
Вышло, если честно, не очень… И не потому, что первый национальный поэт неприкосновенен и о нем нельзя рассказать языком мюзикла (а скорее – Петрушки из ярмарочного балагана). Все можно – даже в теннис с императором играть (прямая отсылка к шахматной партии с кардиналом Ришелье из другой отечественной музыкальной ленты). Только в итоге фильм получился не о пророке, как гласит название, а скорее о разочарованном авантюристе-мушкетере, потому что магический секрет Пушкина-поэта так и остался не раскрыт. И совершенно непонятно, что в этом гуляке и вертопрахе покоряло современников и продолжает будоражить потомков. Смонтировать в единый сюжет самые расхожие байки о Пушкине – от его суеверий до саранчи, которая «летела, летела, все съела и вновь полетела», — вовсе не значит создать сложный и объемный портрет без ретуши и глянца. Потому как на выходе глянец и ретушь есть, а портрета – нет.
Однако справедливости ради стоит заметить, что, если после «Пророка» кому-то захочется выяснить, как оно все было на самом деле, результаты эксперимента можно будет считать пусть и не блестящими, но и не совсем провальными.
#ФильмДня
❤🔥16👍7❤1🔥1
✨Внимание! Розыгрыш! ✨
Уже в эту пятницу, 21 февраля, в легендарной «нехорошей квартире» на Большой Садовой, 10 открывается выставка главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова «Другие города Михаила Булгакова». В экспозицию войдут работы, в которых арт-путешествия живописца пересеклись с биографической и творческой картой писателя.
Картины и рисунки, большая часть которых создана специально для этого проекта Музея Михаила Булгакова, выступят своего рода порталами в литературный мир Мастера, не иллюстрируя его буквально, но оставляя зрителю право на собственные фантазии и трактовки.
Хотите отправиться в это литературно-художественное путешествие и получить два приглашения на выставку Сергея Кузнецова «Другие города Михаила Булгакова»?
✔️Подпишитесь на каналы Perspectum и Музей Михаила Булгакова;
✔️Нажмите кнопку «Участвую».
‼️Имя победителя узнаем в четверг, 27 февраля ‼️
Уже в эту пятницу, 21 февраля, в легендарной «нехорошей квартире» на Большой Садовой, 10 открывается выставка главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова «Другие города Михаила Булгакова». В экспозицию войдут работы, в которых арт-путешествия живописца пересеклись с биографической и творческой картой писателя.
Картины и рисунки, большая часть которых создана специально для этого проекта Музея Михаила Булгакова, выступят своего рода порталами в литературный мир Мастера, не иллюстрируя его буквально, но оставляя зрителю право на собственные фантазии и трактовки.
Хотите отправиться в это литературно-художественное путешествие и получить два приглашения на выставку Сергея Кузнецова «Другие города Михаила Булгакова»?
✔️Подпишитесь на каналы Perspectum и Музей Михаила Булгакова;
✔️Нажмите кнопку «Участвую».
‼️Имя победителя узнаем в четверг, 27 февраля ‼️
❤13🔥3🤩1😍1
🌟Книги о настоящих мужчинах. Выбор Натальи Ломыкиной🌟
Наталья Ломыкина – не только литературный критик, преподаватель Московского университета, автор канала Lady Libra и хозяйка книжногосалона клуба «Под обложкой», но еще и очень красивая женщина. А кто, если не красивая женщина, может в этот праздничный день порекомендовать лучшие книги о настоящих мужчинах – сильных, верных, бесстрашных, целеустремленных? Итак, празднуем и читаем!
📚 «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича - подлинная, основанная на реальных документах, история противостояния белого генерала Анатолия Пепеляева и красного командира Ивана Строда в якутских льдах. «Зимняя дорога», в которой нет ни слова вымысла, действует на читателя сильнее многих великих романов. Настоящая ода благородству, стойкости духа и верности Отечеству.
📚 «Тайна пропавшей экспедиции. Затерянные во льдах» - еще один пример головокружительного нонфикшена: книга о преодолении, мужестве и неподвластной времени романтике, история о том, как книги, прочитанные в детстве, становятся жизненной навигацией. Она собрана исследователями Арктики, первооткрывателями, участниками полярной экспедиции «По следам «Двух капитанов», преданными читателями романа Вениамина Каверина, которые выросли и пустились по следам любимых героев детства. Причем, не только фигурально, но и буквально. Обнаружив подлинные дневники Валериана Альбанова, ставшего в романе прототипом штурмана Климова, авторы отправились туда, где штурман Альбанов и матрос Конрад расстались с другими членами экипажа шхуны «Святая Анна», известной читателям Каверина как «Святая Мария», провели исторический эксперимент и нашли останки пропавшего человека.
📚 «Выше ноги от земли» Михаила Турбина - интересный пример мужской «прозы тридцатилетних». Потерявший жену и сына детский реаниматолог Илья Руднев живет с огромной дырой в сердце и латает ее как может. У него непростое прошлое - мальчишка рос без матери, с отцом-алкоголиком и неродным старшим братом - и хватает травм, на которые принято сейчас списывать свои жизненные неудачи, но при этом Руднев остается активным и ответственным человеком, который умеет заботиться о других и любить по-настоящему. Сюжетный, динамичный, художественно и зримо написанный роман о живом порядочном молодом человеке. Очень, знаете ли, редкая в нынешней русской литературе история.
Наталья Ломыкина – не только литературный критик, преподаватель Московского университета, автор канала Lady Libra и хозяйка книжного
📚 «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича - подлинная, основанная на реальных документах, история противостояния белого генерала Анатолия Пепеляева и красного командира Ивана Строда в якутских льдах. «Зимняя дорога», в которой нет ни слова вымысла, действует на читателя сильнее многих великих романов. Настоящая ода благородству, стойкости духа и верности Отечеству.
📚 «Тайна пропавшей экспедиции. Затерянные во льдах» - еще один пример головокружительного нонфикшена: книга о преодолении, мужестве и неподвластной времени романтике, история о том, как книги, прочитанные в детстве, становятся жизненной навигацией. Она собрана исследователями Арктики, первооткрывателями, участниками полярной экспедиции «По следам «Двух капитанов», преданными читателями романа Вениамина Каверина, которые выросли и пустились по следам любимых героев детства. Причем, не только фигурально, но и буквально. Обнаружив подлинные дневники Валериана Альбанова, ставшего в романе прототипом штурмана Климова, авторы отправились туда, где штурман Альбанов и матрос Конрад расстались с другими членами экипажа шхуны «Святая Анна», известной читателям Каверина как «Святая Мария», провели исторический эксперимент и нашли останки пропавшего человека.
📚 «Выше ноги от земли» Михаила Турбина - интересный пример мужской «прозы тридцатилетних». Потерявший жену и сына детский реаниматолог Илья Руднев живет с огромной дырой в сердце и латает ее как может. У него непростое прошлое - мальчишка рос без матери, с отцом-алкоголиком и неродным старшим братом - и хватает травм, на которые принято сейчас списывать свои жизненные неудачи, но при этом Руднев остается активным и ответственным человеком, который умеет заботиться о других и любить по-настоящему. Сюжетный, динамичный, художественно и зримо написанный роман о живом порядочном молодом человеке. Очень, знаете ли, редкая в нынешней русской литературе история.
👍14❤3🔥3
🌟Спасти Сампо. 28 февраля – День эпоса «Калевала» 🌟
Финскому врачу, а по совместительству ученому-фольклористу Элиасу Лённроту было всего 33 года, когда свет увидел главный труд его жизни – собранный им по крупицам и составленный из древних рунических песен карело-финский эпос «Калевала». С того знаменательного дня, когда книга вышла из печати, прошло 190 лет, а в Финляндии день «Калевалы» и сегодня остается праздником, который отмечается торжественным поднятием национального флага.
История о том, откуда есть пошла наша земля и жизнь на ней, как кузнец Ильмаринен выковал для колдуньи Севера магическую мельницу Сампо, дарующую богатство и счастье, а полубог-получеловек Вяйнямёйнен помог ее похитить, оказалась настоящим вызовом не только для многочисленных исследователей, с азартом разгадывающих тайную символику древнего эпоса, но и для художников-иллюстраторов – реалистов, модернистов, авангардистов и даже комиксистов.
Первым, кто в начале XX века отрыл читателям образный мир «Калевалы», стал финский художник Аксели Галлен-Каллела. Оформлять первое советское издание эпоса доверили ученикам школы Павла Филонова. В 1949-м году, к 100-летию со дня издания финального текста «Калевалы», был объявлен Всесоюзный конкурс на создание новых иллюстраций к эпосу. Победителями стали художники Георгий Стронк — вторая премия, Осмо Бородкин и Мюд Мечев — третья премия (первую не присудили никому).
С тех пор в загадочный мир карело-финского эпоса пытались проникнуть сотни, если не тысячи живописцев и графиков. Околдованные магией мистического слова, они находили и спасали свою мельницу Сампо… И на всех хватило!
О «художественной» биографии «Калевалы» рассказываем на нашем сайте и любуемся самыми оригинальными иллюстрациями к эпосу 👇
Финскому врачу, а по совместительству ученому-фольклористу Элиасу Лённроту было всего 33 года, когда свет увидел главный труд его жизни – собранный им по крупицам и составленный из древних рунических песен карело-финский эпос «Калевала». С того знаменательного дня, когда книга вышла из печати, прошло 190 лет, а в Финляндии день «Калевалы» и сегодня остается праздником, который отмечается торжественным поднятием национального флага.
История о том, откуда есть пошла наша земля и жизнь на ней, как кузнец Ильмаринен выковал для колдуньи Севера магическую мельницу Сампо, дарующую богатство и счастье, а полубог-получеловек Вяйнямёйнен помог ее похитить, оказалась настоящим вызовом не только для многочисленных исследователей, с азартом разгадывающих тайную символику древнего эпоса, но и для художников-иллюстраторов – реалистов, модернистов, авангардистов и даже комиксистов.
Первым, кто в начале XX века отрыл читателям образный мир «Калевалы», стал финский художник Аксели Галлен-Каллела. Оформлять первое советское издание эпоса доверили ученикам школы Павла Филонова. В 1949-м году, к 100-летию со дня издания финального текста «Калевалы», был объявлен Всесоюзный конкурс на создание новых иллюстраций к эпосу. Победителями стали художники Георгий Стронк — вторая премия, Осмо Бородкин и Мюд Мечев — третья премия (первую не присудили никому).
С тех пор в загадочный мир карело-финского эпоса пытались проникнуть сотни, если не тысячи живописцев и графиков. Околдованные магией мистического слова, они находили и спасали свою мельницу Сампо… И на всех хватило!
О «художественной» биографии «Калевалы» рассказываем на нашем сайте и любуемся самыми оригинальными иллюстрациями к эпосу 👇
❤11👍1
🌟Спасти Сампо. 28 февраля – День эпоса «Калевала» 🌟
❤15🔥1