Что наши поцелуи, укусы и лизания как не отзвуки желания пожирать, засовывать в себя, пусть оторванными кусками, но присваивать? Желания, которое уже и скрывать как-то неприлично. Объектные отношения — это постоянная грызня за поглощение кусков друг друга. Наиболее отчетливо это проявляется в языке психоанализа кляйнианской традиции, перенасыщенном оральными метафорами. Закон простой: хорошее высасывается и откусывается, плохое выплевывается или выблевывается.
Ритм наслаждения задается соотношением возбуждения от чужой крови на языке и боли от укусов. Если шаткого баланса достичь не удается, то начинает казаться справедливой формулировка Шопенгауэра, назвавшего человеческое общение «жуткой свалкой взаимного калечения». А я вспоминаю этот стих Роллинза:
Мужчина и женщина
Навсегда разорванные
Навсегда разъединённые
Сцепившись
Терзают плоть друг друга
Ебутся в мелких могилах
Катаются в пропитанной кровью грязи
Он смотрит ей в глаза
Он протискивается в неё
Глубоко в неё
Он вырывает ей матку
И вытряхивает ей на лицо
Он кричит:
Чья это была фантазия?
См. «Железо»
Перевод О.Титовой
#Роллинз
#Fetzen
Ритм наслаждения задается соотношением возбуждения от чужой крови на языке и боли от укусов. Если шаткого баланса достичь не удается, то начинает казаться справедливой формулировка Шопенгауэра, назвавшего человеческое общение «жуткой свалкой взаимного калечения». А я вспоминаю этот стих Роллинза:
Мужчина и женщина
Навсегда разорванные
Навсегда разъединённые
Сцепившись
Терзают плоть друг друга
Ебутся в мелких могилах
Катаются в пропитанной кровью грязи
Он смотрит ей в глаза
Он протискивается в неё
Глубоко в неё
Он вырывает ей матку
И вытряхивает ей на лицо
Он кричит:
Чья это была фантазия?
См. «Железо»
Перевод О.Титовой
#Роллинз
#Fetzen
«Я умею говорить мыслями. Я умею плакать. Я умею смеяться. Что ты хочешь?»
См. «Елка у Ивановых»
Звучащий в этом фрагменте из Введенского вопрос не предполагает ответа. Это, скорее, восклицание, служащее для выражения отчаяния. Жест, констатирующий разрыв, причем сразу на нескольких уровнях.
Во-первых, даже если бы Другой и сказал, чего он хочет, это сообщение не удалось бы воспринять без потери содержания, его искажения. Этим человеческое общение отличается от коммуникации животных или машин. Субъект существует в инерции собственного опыта и в речи Другого слышит, в первую очередь, отзвуки того, что уже когда-то слышал. Этого нельзя избежать, но об этом разрыве можно помнить. Более того: в тот момент, когда нам начинает казаться, что мы совершенно точно знаем, чего хочет другой человек, когда для сомнений уже не остается места, мы вплотную приближаемся к психозу.
Во-вторых, — что хуже — Другой сам крайне слабо представляет, чего же он, собственно, хочет. Субъект гетерономен. Это довольно шаткое образование, между различными составляющими которого всегда есть напряжение, уклонение, цензура, обман. И мотивы, доступные Я, порой катастрофически далеки от мотивов, которыми реально движимо Оно. Между субъектом Я и субъектом Желания всегда имеется некоторое напряжение, и даже при самых гибких вариантах конфигурации разрыв между ними сохраняется.
По этой причине эффективность когнитивно-поведенческой терапии в реальной практике довольно ограничена: многим пациентам требуются если не годы, то месяцы работы до момента, когда они будут в состоянии сформулировать запрос, адекватный их проблеме.
#Entwurf
#Введенский
Многотысячелетняя история человечества — это история совершенствования анестезии. Но некоторые разрывы слишком плохо поддаются драпировке, какой бы искусной она ни была. Они практически полностью уничтожают возможность какой-либо игры, сублимации. Только зияющая дыра, бездна, которая, вопреки метафоре Ницше, даже никуда не смотрит. После этой черты слова и объекты почти полностью лишены какой-либо ценности, превращены в шелуху — все соскальзывает в асимволию. Выйти из этого состояния крайне сложно. Передать его вербально практически невозможно. Остаются только жест, взгляд — как в «Иди и смотри». И верлибр.
Мир
рухнул
когда оказалось
что стены моей разбомбленной школы
были в середине красными
Мир
рухнул
когда я увидел
что переулок
который я считал до этого вечным
перерезали
противотанковыми рвами
Мир
рухнул
когда в замерзшем аквариуме я увидел
удивленные глаза
рыбок
Он рухнул
и превратился в бездну
которую невозможно заполнить
ни телами любимых женщин
ни стихами
#Бурич
#Entwurf
Мир
рухнул
когда оказалось
что стены моей разбомбленной школы
были в середине красными
Мир
рухнул
когда я увидел
что переулок
который я считал до этого вечным
перерезали
противотанковыми рвами
Мир
рухнул
когда в замерзшем аквариуме я увидел
удивленные глаза
рыбок
Он рухнул
и превратился в бездну
которую невозможно заполнить
ни телами любимых женщин
ни стихами
#Бурич
#Entwurf
В праздник красьте сегодняшнее число.
Творись,
распятью равная магия.
Видите —
гвоздями слов
прибит к бумаге я.
#Маяковский
#Fetzen
Творись,
распятью равная магия.
Видите —
гвоздями слов
прибит к бумаге я.
#Маяковский
#Fetzen
В одном из своих рассуждений о любви Лакан сделал акцент на ее интерсубъективности:
Эту интерсубъективность можно понимать по-разному. В структуралистском или постструктуралистском духе.
Например, что любовь не существует вне символа, знака, дискурса. На эту тему есть известный афоризм Ларошфуко: «Есть люди, которые никогда не влюблялись бы, если бы никогда ничего о любви не слышали».
Но интерсубъективность — это еще и то, что для любви необходим Другой. Не фантазия о нем, не набор символическо-воображаемых построений, а живое соприкосновение с его инаковостью, недоступностью. Такой реальный Другой — не столько место в порядке, сколько разрыв в нем. И невозможно научиться любви, не получив опыта ужаса и/или восторга от этой дыры.
Иначе говоря, любовь — если она вообще есть — опирается на порядок слов и образов, но разворачивается по ту сторону от него. Если вообще не вопреки.
#Лакан
#Entwurf
«… реализация совершенной любви — дело не природы, а благодати, т.е. интерcубъективного согласия, навязывающего свою гармонию расчлененной природе, которая служит ему опорой».
См. «Функция и поле речи и языка в психоанализе»
Эту интерсубъективность можно понимать по-разному. В структуралистском или постструктуралистском духе.
Например, что любовь не существует вне символа, знака, дискурса. На эту тему есть известный афоризм Ларошфуко: «Есть люди, которые никогда не влюблялись бы, если бы никогда ничего о любви не слышали».
Но интерсубъективность — это еще и то, что для любви необходим Другой. Не фантазия о нем, не набор символическо-воображаемых построений, а живое соприкосновение с его инаковостью, недоступностью. Такой реальный Другой — не столько место в порядке, сколько разрыв в нем. И невозможно научиться любви, не получив опыта ужаса и/или восторга от этой дыры.
Иначе говоря, любовь — если она вообще есть — опирается на порядок слов и образов, но разворачивается по ту сторону от него. Если вообще не вопреки.
#Лакан
#Entwurf
Forwarded from Уроборос Юнгера
Наш взгляд никогда по-настоящему не достигает той сцены, которая нас создала и которую мы тем не менее бесконечно повторяем во время объятий, где тела складываются и вновь диссоциируются. Внезапная молния, которая падает задолго до того, как прогремит гром, задолго до того, как раздастся песня, задолго до того, как станет понятен человеческий язык.
Эта сцена предшествует еще не существующим телам, которые она создает.
Паскаль Киньяр
Эта сцена предшествует еще не существующим телам, которые она создает.
Паскаль Киньяр
Сами по себе слова не значат ничего, в этом заключается проблема и трагедия рационализма. Для того, чтобы тебя хотя бы слушали, развернули в сторону тебя ухо, необходимо уже заранее что-то дать. Или хотя бы не забирать. И это, вопреки известному фрагменту из Довлатова, относится не только к женщинам:
В мире, который выстраивается принципом удовольствия, никто не открывает рот просто так — ни чтобы взять, ни, тем более, чтобы дать.
#Довлатов
#Entwurf
«В разговоре c женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса».
См. «Заповедник»
В мире, который выстраивается принципом удовольствия, никто не открывает рот просто так — ни чтобы взять, ни, тем более, чтобы дать.
#Довлатов
#Entwurf
на чердаке распадался на субстанции,
которые питаются электричеством и таинством
Влюбленность поддерживается тайной. Ее режим нуждается в пространстве, которое можно заполнять вызывающей возбуждение фантазией. В отношениях влюбленности Другого не должно быть слишком много, иначе он начинает мешать и вся магия рушится.
Поэтому худшее, что можно сделать с влюбленными — бросить их в совместную жизнь. Многие догадываются об этом, поэтому предпочитают дистантные форматы отношений. Удерживая Другого в прокрустовом ложе текста или даже плоскости изображения при видеозвонке, намного проще замещать его собственной фантазией. Наслаждаться об него.
В этом одно из проявлений сущностного различия между влюбленностью и любовью. Любовь плохо объяснимым образом крепнет с узнаванием Другого, по мере предоставления ему все большего пространства. Она лелеет его инаковость и недоступность. Влюбленность же улетучивается, когда для фантазии не остается места. После этого в лучшем случае остается привычка, но чаще — раздражение и обида.
#Entwurf
которые питаются электричеством и таинством
Влюбленность поддерживается тайной. Ее режим нуждается в пространстве, которое можно заполнять вызывающей возбуждение фантазией. В отношениях влюбленности Другого не должно быть слишком много, иначе он начинает мешать и вся магия рушится.
Поэтому худшее, что можно сделать с влюбленными — бросить их в совместную жизнь. Многие догадываются об этом, поэтому предпочитают дистантные форматы отношений. Удерживая Другого в прокрустовом ложе текста или даже плоскости изображения при видеозвонке, намного проще замещать его собственной фантазией. Наслаждаться об него.
В этом одно из проявлений сущностного различия между влюбленностью и любовью. Любовь плохо объяснимым образом крепнет с узнаванием Другого, по мере предоставления ему все большего пространства. Она лелеет его инаковость и недоступность. Влюбленность же улетучивается, когда для фантазии не остается места. После этого в лучшем случае остается привычка, но чаще — раздражение и обида.
#Entwurf
Stoff
на чердаке распадался на субстанции, которые питаются электричеством и таинством Влюбленность поддерживается тайной. Ее режим нуждается в пространстве, которое можно заполнять вызывающей возбуждение фантазией. В отношениях влюбленности Другого не должно быть…
Структурно к отношениям влюбленности ближе всего не любовь, а ненависть.
Как и влюбленность, ненависть представляет из себя утилизацию воображаемого образа, интенсивную зависимость от него, но с другой полярностью. Она также движима в значительной степени бессознательной фантазией, выступающей источником для поддержания идентичности, но эта фантазия — не про слияние, а про уничтожение и контроль.
Иначе говоря, ненавидящий грезит об уничтожении своего сверхценного объекта, но совершенно не представляет, как без него существовать. Как отметил Отто Кернберг:
#Entwurf
Как и влюбленность, ненависть представляет из себя утилизацию воображаемого образа, интенсивную зависимость от него, но с другой полярностью. Она также движима в значительной степени бессознательной фантазией, выступающей источником для поддержания идентичности, но эта фантазия — не про слияние, а про уничтожение и контроль.
Иначе говоря, ненавидящий грезит об уничтожении своего сверхценного объекта, но совершенно не представляет, как без него существовать. Как отметил Отто Кернберг:
«Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение своего объекта, специфического объекта бессознательной фантазии и сознательных производных этого объекта. В глубине души человек нуждается в объекте и вожделеет к нему и так же точно нуждается в его разрушении и вожделеет этого. Понимание данного парадокса находится в центре психоаналитического исследования этого аффекта».
См. «Агрессия при расстройствах личности и перверсиях»
#Entwurf
Некоторые треки забываешь сразу, как только они перестают звучать. Другие хотел бы забыть, но не можешь. Но есть такие, которые накрывают собой и растворяют в себе: хочется лишь вставить инъекционную иглу в аудиовыход и пустить их себе по вене.
My Least Favorite Life от Lera Lynn для меня как раз из последних. Сотни раз я уже слышал, как эта женщина поет о разрыве, поет болью. Сотни раз буду слушать. Дистиллированная депрессивная тоска, грандиозная, бескрайняя. Обожание лирической героини столь же безмерно, как и ее обида, они заслоняют собой и черноту неба, и холод звезд. Я слишком много хочу написать про эту песню, поэтому напишу всего три абзаца.
Песня — OST второго сезона «Настоящего детектива». Она играет в самом конце первой серии и образует пространство, в котором четыре главных героя впервые оказываются вместе.
#Fetzen
#Filmkunst
My Least Favorite Life от Lera Lynn для меня как раз из последних. Сотни раз я уже слышал, как эта женщина поет о разрыве, поет болью. Сотни раз буду слушать. Дистиллированная депрессивная тоска, грандиозная, бескрайняя. Обожание лирической героини столь же безмерно, как и ее обида, они заслоняют собой и черноту неба, и холод звезд. Я слишком много хочу написать про эту песню, поэтому напишу всего три абзаца.
Песня — OST второго сезона «Настоящего детектива». Она играет в самом конце первой серии и образует пространство, в котором четыре главных героя впервые оказываются вместе.
#Fetzen
#Filmkunst
YouTube
Lera Lynn - My Least Favorite Life (From The HBO Series True Detective / Audio)
Get it on iTunes: http://smarturl.it/td_music
Follow the True Detective: Music From The HBO Series playlist on Spotify:
http://smarturl.it/td_playlist
Follow the True Detective: Music From The HBO Series playlist on Spotify:
http://smarturl.it/td_playlist…
Follow the True Detective: Music From The HBO Series playlist on Spotify:
http://smarturl.it/td_playlist
Follow the True Detective: Music From The HBO Series playlist on Spotify:
http://smarturl.it/td_playlist…
он отрицает земную твердь, идет по воде,
веря, надеясь, любя –
здравствуй, море
Христос ведь отлично понимал, что остаться в живых, жить с влюбленной в него женщиной, завести детей, даже продолжая учить и творя чудеса – это такое же распятие, только чуть менее буквальное. Не на кресте, а на цепях дискурса. Он знал, что искусителю глобально нечего ему предложить. Лишь ту же смерть, только растянутую: в форме не единомоментного уничтожения, а воспроизведения и консервации.
Но Он отличался от прочих тем, что умел различать смерть, притворяющуюся жизнью, и жизнь, кажущуюся смертью. Мир, выстроенный вокруг наслаждения и дефицита, казался ему оскорбительно узким. И потому Он сделал и свою жизнь, и свою смерть жестом отказа от этого мира.
#Entwurf
веря, надеясь, любя –
здравствуй, море
Христос ведь отлично понимал, что остаться в живых, жить с влюбленной в него женщиной, завести детей, даже продолжая учить и творя чудеса – это такое же распятие, только чуть менее буквальное. Не на кресте, а на цепях дискурса. Он знал, что искусителю глобально нечего ему предложить. Лишь ту же смерть, только растянутую: в форме не единомоментного уничтожения, а воспроизведения и консервации.
Но Он отличался от прочих тем, что умел различать смерть, притворяющуюся жизнью, и жизнь, кажущуюся смертью. Мир, выстроенный вокруг наслаждения и дефицита, казался ему оскорбительно узким. И потому Он сделал и свою жизнь, и свою смерть жестом отказа от этого мира.
#Entwurf
Stoff
Нежнее нежного Лицо твое, Белее белого Твоя рука, От мира целого Ты далека, И все твое — От неизбежного. От неизбежного Твоя печаль И пальцы рук Неостывающих, И тихий звук Неунывающих Речей, И даль Твоих очей. 1909 #Мандельштам
Рот твой накрашен
Ногти тоже
Белая чаша —
Тела овал
Я эту чашу
В ночах целовал
Пьёшь из неё
И всегда остаётся
Тело твоё
Как струя из колодца
Но я не пустыня
Чтоб пить без конца
Мутную пену
Пустого лица
В моем мире это стихотворение Валентина Соколова почему-то всегда воспринималось как ответ на мандельштамовское «Нежнее нежного лицо твое». Хотя из общего у них разве что «белое» и «лицо».
Стихотворение Мандельштама выстраивается вокруг упоения фантазмом. По этому тесту хорошо видна работа тайны, которая необходима для того, чтобы могло разворачиваться состояние влюбленности. Тайна лежит в сердцевине воображаемого образа, с которым идентифицируется лирический герой, она придает ему очарование, насыщает и даже перенасыщает его.
В «Рот твой накрашен» нет никакой тайны. Только разочарование в самой структуре, вынуждающей субъекта раз за разом отдаваться фантазии, пытаясь хоть как-то, хоть ненадолго свести концы с концами в мире дефицита. Дистанция в отношении нее.
Иначе говоря, герой Валентина Соколова отказывается обслуживать консервативность влечения и рвет с устойчивой, приятной и выгодной влюбленностью. Приближается ли он за счет этого к любви? Да Бог его знает. Но так он хотя бы сохраняет для себя ее возможность.
#Соколов
#Entwurf
Ногти тоже
Белая чаша —
Тела овал
Я эту чашу
В ночах целовал
Пьёшь из неё
И всегда остаётся
Тело твоё
Как струя из колодца
Но я не пустыня
Чтоб пить без конца
Мутную пену
Пустого лица
В моем мире это стихотворение Валентина Соколова почему-то всегда воспринималось как ответ на мандельштамовское «Нежнее нежного лицо твое». Хотя из общего у них разве что «белое» и «лицо».
Стихотворение Мандельштама выстраивается вокруг упоения фантазмом. По этому тесту хорошо видна работа тайны, которая необходима для того, чтобы могло разворачиваться состояние влюбленности. Тайна лежит в сердцевине воображаемого образа, с которым идентифицируется лирический герой, она придает ему очарование, насыщает и даже перенасыщает его.
В «Рот твой накрашен» нет никакой тайны. Только разочарование в самой структуре, вынуждающей субъекта раз за разом отдаваться фантазии, пытаясь хоть как-то, хоть ненадолго свести концы с концами в мире дефицита. Дистанция в отношении нее.
Иначе говоря, герой Валентина Соколова отказывается обслуживать консервативность влечения и рвет с устойчивой, приятной и выгодной влюбленностью. Приближается ли он за счет этого к любви? Да Бог его знает. Но так он хотя бы сохраняет для себя ее возможность.
#Соколов
#Entwurf
«Фауст», 1926, реж. Фридрих Вильгельм Мурнау
#Fetzen
#Filmkunst
Есть свое обаяние в гипертрофированности немого кино. Оно напоминает о том, что речь качественно шире и глубже вербального. Что иногда, чтобы быть понятым, лучше обойтись без слова.
#Fetzen
#Filmkunst
Есть свое обаяние в гипертрофированности немого кино. Оно напоминает о том, что речь качественно шире и глубже вербального. Что иногда, чтобы быть понятым, лучше обойтись без слова.