physħ — физика и космос – Telegram
physħ — физика и космос
8.14K subscribers
108 photos
4 videos
30 files
434 links
Здесь много физики и космоса, и немного личных впечатлений автора.

Вопросы и предложения отправляйте мне в личку @korzhimanov

Мой сайт-визитка: http://korzhimanov.ru
Мой научно-популярный блог: http://physh.ru
Download Telegram
Благодаря упоминанию в замечательном блоге @mtabakov (кстати, если не подписаны — рекомендую! Автор пишет про атомную энергетику и космос, а также образование, этику науки и техники) число моих подписчиков достигло сегодня 100 человек. Многие из них, я так думаю, про меня раньше не знали, поэтому хочу пару слов о себе всё-таки сказать.

Я физик. Живу в Нижнем Новгороде, работаю в Институте прикладной физики РАН. Занимаюсь теорией взаимодействия сверхсильных лазерных полей с веществом. Подробнее об этом можно почитать в нашем обзоре в УФН http://ufn.ru/ru/articles/2011/1/c/. Популяризацией увлекаюсь уже довольно давно: сначала писал статьи по физике в Википедии, затем завёл свой блог physh.ru Сотрудничал с интернет-изданиями slon.ru, Радио Свобода, Элементы, N+1.

Когда приглашают — с удовольствием читаю научно-популярные лекции. Вот, например, недавно выступал в Москве на лектории Set-Up https://www.youtube.com/watch?v=nDg-f5vZnbI

Как уже сказал, у меня есть свой блог http://physh.ru/, но веду я его в последнее время не очень регулярно, поэтому и завёл себе этот канал. Писать сюда как-то легче — запись в блоге кажется чем-то более ответственным. Но на самом деле всё годное я стараюсь отсюда потом перенести в блог. Так что, если блоги и чтение RSS вам ближе и привычнее, то смело подписывайтесь на http://feeds.feedburner.com/Flerant

Если кому-то что-то ещё интересно, можете спросить меня здесь — @korzhimanov
Ровно 108 лет назад, 10 июля 1908 года, Хейке Камерлинг-Оннес первым в мире получил жидкий гелий, достигнув рекордно низкой на тот момент температуры 0,9 К.

В связи с этим предлагаю потратить воскресенье с пользой и посмотреть двухсерийный научно-популярный фильм BBC о погоне человечества за абсолютным нулём температур.
https://www.youtube.com/watch?v=AZVqhoRdfGY
Из рубрики бесполезные факты: каждый день Землю покидает 90 тонн вещества, утекая из верхних слоёв атмосферы в окружащий космос. Правда, как именно это происходит, учёным пока известно очень приблизительно. http://phys.org/news/2016-07-curious-case-earth-leaking-atmosphere.html
Сегодня исполняется ровно 100 лет со дня рождения нобелевского лауреата А. М. Прохорова. О том, что это был за человек, и чем он знаменит, написала замечательная Катя Шутова http://goo.gl/ZKGwEr
Канал Sci-One выпустил видео по тексту, который я когда-то редактировал (там есть один косяк, кстати, но непринципиальный: калий-40 обычно распадается с испускание не позитрона, а электрона, вероятность излучить позитрон меньше 10 %, но это не отменяет тот вывод, который сделан в видео).

В общем, рекомендую: тема интересная и довольно неожиданная. Физика частиц вашего тела
https://www.youtube.com/watch?v=5s34m5A9Rck
Издатели элитных научных журналов ополчились на практику определять важность журнала по его импакт-фактору. Причина проста и понятна — невозможно одним числом измерить такую сложную вещь. Собственно, об этом много говорили и раньше, и у проблемы существует много граней, но в данном случае упор делается на один вполне конкретный недостаток: импакт-фактор не учитывает распределение статей по числу их цитирований.

Импакт-фактор журнала — это число, равное полному числу цитирований за этот год статей, изданных в этом журнале за предыдущие два года, делённое на число этих статей. То есть импакт-фактор — это как средняя температура по больнице. Однако именно он является едва ли не самым главным показателем качества журнала.

Издатели обращают внимание, что хотя в какой-то мере импакт-фактор и характеризует качество журнала, но зачастую он применяется для оценки конкретных статей (это же статья в Nature/Science! — значит, что-то крутое!). И что ещё хуже, по нему нередко оцениваются учёные (у этого есть статья в Nature/Science, а у того нет — берём на работу первого), хотя нет никакой гарантии, что конкретно эта статья является ценной или примечательной.

И действительно, если посмотреть, например, на статистику Nature и Science, то наблюдается практически одинаковая картина — три четверти (!) опубликованных в них статей имеют число цитирований меньше импакт-фактора журнала. Некоторые вообще ни разу не цитировались. Происходит так из-за того, что распределение статей по количеству цитирований имеет очень длинный хвост, а самые цитируемые статьи набирают совершенно фантастические цифры. Например, в 2015 году самая цитируемая статья в Nature набрала 905 ссылок, а в Science — 694.

В общем, издатели призывают отказаться от импакт-фактора как основной характеристики качества журнала. Вместо этого они предлагают приводить полное распределение статей по цитированиям. В Nature заверили, что сделают это уже в ближайшее время. В Science такую возможность тоже рассматривают всерьёз.

Ссылка на препринт: http://biorxiv.org/content/early/2016/07/05/062109
Вот так выглядят распределения статей по количеству цитирований в журналах Nature, Science и PLoS ONE.
Знаете что это такое? Это изображение протопланетного диска вокруг молодой звезды V883 Ориона, полученное на радиотелескопе ALMA.
Самым же интересным на этой фотографии является тёмная линия посредине диска. Это так называемая линия водяного снега, которая отмечает уровень, где температура диска, окружающего молодую звезду, опускается настолько низко, что начинается образование снега. И это первое изображение этой линии, полученное астрономами в таком хорошем качестве.

Линия водяного снега чрезвычайно важна для динамики планетообразования. Например, во времена образования Солнечной системы она находилась между орбитами Марса и Юпитера; внутри нее образовались каменные планеты Меркурий, Венера, Земля и Марс, а вне – газовые гиганты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Подробнее можно почитать здесь: http://www.eso.org/public/russia/news/eso1626/
Вы, наверное, знаете про батавские слёзки (или, как их ещё называют, болонские склянки, а также капли принца Руперта). Это небольшие застывшие капли закалённого стекла. Их главная фишка — огромные внутренние напряжения. За счёт них они могут выдерживать большое внешнее давление, но рассыпаются на мелкие кусочки, если отломать их хвостик.

В общем, нашёл вот видео с испытанием таких капелек под прессом. Они легко продавливают дерево и свинец, и оставляют заметные следы в стали.
https://www.youtube.com/watch?v=dViDJti9eCA
А можно я вас поспамлю сегодня картинками? Дело в том, что ровно год назад, 14 июля 2015 года, произошло историческое событие — аппарат «Новые горизонты» пролетел мимо Плутона, позволив впервые детально изучить эту планету. В общем, NASA по этому случаю опубликовало 10 самых ярких фотографий, сделанных «Горизонтами».
Это, наверное, самая известная фотография нашей карликовой планеты, названная «Сердце Плутона». Она была получена 13 июля 2015 года с расстояния около 768 000 км.
А это композитная фотография, составленная из изображений Плутона (снизу справа) и его спутника Харона (сверху слева), полученных 14 июля 2015 года во время пролёта.
Это Харон уже отдельно. «Новые горизонты» позволили узнать много нового и о нём.
У Плутона не очень толстая атмосфера, однако удалось сфотографировать и её. И да, она действительно голубая!
На этой удивительно красивой фотографии хорошо видна дымка, простирающаяся над поверхностью Плутона.
А это уже поверхность Плутона. В этом месте она покрыта снегом и льдом (из азота, конечно, а не из воды).
А это огромный ледник, который к тому же ещё и движется. Это видно, по характерному тёмно-светлому узору с завихрениями.
Это уже другая часть Плутона. Здесь поверхность состоит из метанового льда и представляет собой холмистую местность.
По этой фотографии учёным удалось установить, что на поверхности Плутона есть горные цепи, покрытые шапками метанового снега.