Два пути развития социального интеллекта
Когда мы говорим с вами про социальный интеллект и его составляющие (например, умение убеждать других, умение понравиться, заинтересовать другого), мы говорим про те навыки, которые можно развить естественным и искусственным путем.
Естественный путь - это приобретение навыков СИ в процессе воспитания и развития. То есть, примерно до 25 лет, пока ваша психика активно развивается. У вас нет цели, например, научиться навыку убеждения. Но есть ситуация, где нужно доказать свою правоту учителю. Вы пробуете это делать, как сказала вам мама - слушаться взрослых и не спорить. Вам несправедливо поставили тройку, и вы злитесь, что промолчали. А потом вы увидели, как папа разговаривает по телефону, махая руками, четко и уверенно выделяя каждую фразу. Например, убеждает, что нужен контракт именно с этими поставщиками. Вы даже точно не поняли суть разговора, но увидели стиль и подачу. Автоматически решили попробовать вести себя так с учительницей. В итоге, у вас пятерка, потому что вы рассказывали доклад так уверенно, что она даже не вслушивалась в смысл. Вот вы и научились.
Искусственный путь строится на осознанных целях освоить конкретный навык. Это не тот путь, когда вы учитесь «внутри событий». Это путь, когда вы так подстраиваете события, чтобы научиться. Например, идете на тренинг по уверенному общению. Читаете посты о том, как понравиться женщинам. Спрашиваете у друга, как вежливо отказать навязчивому коллеге.
И вот если в детстве вы сформировали неадаптивные навыки, которые вам только мешают добиваться целей, или не сформировали навыков совсем, вы можете научиться искусственным путем. Искусственно навыки СИ можно приобрести в любом возрасте (как и выучить иностранный язык, например).
Еще более интересно, что искусственный путь может со временем перейти в естественный, когда вы продолжаете обучение автоматически, даже не зная об этом. Друзья, приведете пример? Есть представление, как такое бывает?
Когда мы говорим с вами про социальный интеллект и его составляющие (например, умение убеждать других, умение понравиться, заинтересовать другого), мы говорим про те навыки, которые можно развить естественным и искусственным путем.
Естественный путь - это приобретение навыков СИ в процессе воспитания и развития. То есть, примерно до 25 лет, пока ваша психика активно развивается. У вас нет цели, например, научиться навыку убеждения. Но есть ситуация, где нужно доказать свою правоту учителю. Вы пробуете это делать, как сказала вам мама - слушаться взрослых и не спорить. Вам несправедливо поставили тройку, и вы злитесь, что промолчали. А потом вы увидели, как папа разговаривает по телефону, махая руками, четко и уверенно выделяя каждую фразу. Например, убеждает, что нужен контракт именно с этими поставщиками. Вы даже точно не поняли суть разговора, но увидели стиль и подачу. Автоматически решили попробовать вести себя так с учительницей. В итоге, у вас пятерка, потому что вы рассказывали доклад так уверенно, что она даже не вслушивалась в смысл. Вот вы и научились.
Искусственный путь строится на осознанных целях освоить конкретный навык. Это не тот путь, когда вы учитесь «внутри событий». Это путь, когда вы так подстраиваете события, чтобы научиться. Например, идете на тренинг по уверенному общению. Читаете посты о том, как понравиться женщинам. Спрашиваете у друга, как вежливо отказать навязчивому коллеге.
И вот если в детстве вы сформировали неадаптивные навыки, которые вам только мешают добиваться целей, или не сформировали навыков совсем, вы можете научиться искусственным путем. Искусственно навыки СИ можно приобрести в любом возрасте (как и выучить иностранный язык, например).
Еще более интересно, что искусственный путь может со временем перейти в естественный, когда вы продолжаете обучение автоматически, даже не зная об этом. Друзья, приведете пример? Есть представление, как такое бывает?
Как понять, что пошло не так в отношениях
Почему вас больше не любят? На канале мы с вами знаем, что проблемы в общении с другими бывают из-за низкого уровня социального интеллекта (СИ). Мы уже говорили, что если вас разлюбили или от вас отдалились, то значит, что вы стали для человека не таким полезным или не таким приятным, как раньше. Или все вместе. Надеюсь, что вы помните эту волшебную формулу приятность+полезность.
Я предлагаю двигаться дальше и обсудить сегодня не только общие принципы, но и познакомиться с конкретной теорией практикующего психотерапевта, которая прекрасно накладывается на концепцию СИ.
Ричард Эрскин, один из основателей интегративной психотерапии, выделил 8 ключевых потребностей, которые человек стремится удовлетворить в близких отношениях. Если хотя бы одна из них хронически не реализуется, отношения начинают разрушаться.
Вот эти потребности:
— в безопасности
— в признании ценности
— в принятии
— в общности
— в самоопределении
— оказывать влияние
— в инициативе от другого
— проявлять любовь
Попробуйте посмотреть на ситуацию, в которой кто-то от вас отдалился: ребенок, который перестал звонить, или друг, который больше не делится с вами своей жизнью. Какую из этих потребностей он не мог удовлетворить в контакте с вами?
Этот же подход применим и в обратную сторону. Если вы разлюбили кого-то или вам стало с кем-то неприятно, противно (он бесит/не привлекает и др.) — скорее всего, одна или несколько ваших потребностей из списка не удовлетворяются.
По такому же принципу можно попробовать восстановить отношения, которые портятся у вас сейчас и шансы их улучшить еще есть. Все ли с вами может реализовать человек? В той или иной форме и степени, конечно. И все ли в отношениях можете реализовать вы? Обычно, если все 8 потребностей удовлетворяются в отношениях с кем-то, то из таких отношений не захочется никуда уходить.
Друзья, что думаете об этой теории?
Почему вас больше не любят? На канале мы с вами знаем, что проблемы в общении с другими бывают из-за низкого уровня социального интеллекта (СИ). Мы уже говорили, что если вас разлюбили или от вас отдалились, то значит, что вы стали для человека не таким полезным или не таким приятным, как раньше. Или все вместе. Надеюсь, что вы помните эту волшебную формулу приятность+полезность.
Я предлагаю двигаться дальше и обсудить сегодня не только общие принципы, но и познакомиться с конкретной теорией практикующего психотерапевта, которая прекрасно накладывается на концепцию СИ.
Ричард Эрскин, один из основателей интегративной психотерапии, выделил 8 ключевых потребностей, которые человек стремится удовлетворить в близких отношениях. Если хотя бы одна из них хронически не реализуется, отношения начинают разрушаться.
Вот эти потребности:
— в безопасности
— в признании ценности
— в принятии
— в общности
— в самоопределении
— оказывать влияние
— в инициативе от другого
— проявлять любовь
Попробуйте посмотреть на ситуацию, в которой кто-то от вас отдалился: ребенок, который перестал звонить, или друг, который больше не делится с вами своей жизнью. Какую из этих потребностей он не мог удовлетворить в контакте с вами?
Этот же подход применим и в обратную сторону. Если вы разлюбили кого-то или вам стало с кем-то неприятно, противно (он бесит/не привлекает и др.) — скорее всего, одна или несколько ваших потребностей из списка не удовлетворяются.
По такому же принципу можно попробовать восстановить отношения, которые портятся у вас сейчас и шансы их улучшить еще есть. Все ли с вами может реализовать человек? В той или иной форме и степени, конечно. И все ли в отношениях можете реализовать вы? Обычно, если все 8 потребностей удовлетворяются в отношениях с кем-то, то из таких отношений не захочется никуда уходить.
Друзья, что думаете об этой теории?
❤1👍1
Чат GPT в деятельности психолога
Друзья, обсуждение темы искусственного интеллекта сейчас популярно так же, как в 90е было популярно обсуждать появившийся Интернет.
Это не просто так. ИИ, действительно, сейчас способен на многое и правда помогает в профессиональной деятельности, в том числе, в деятельности психолога.
Если помните, я вам даже рекламировала один продукт - ИИ-психоаналитик Фрейд. Он раньше потрясающе работал. Анализировал не хуже реального аналитика, а иногда и лучше. Особенно он преуспевал в анализе снов, поддерживал беседы о психосоматике (в ходе которых реально удавалось уменьшить симптомы клиента), работал с острыми реакциями. Но правда больше я его не рекламирую. Разработчик либо продал этот стартап другому, либо побоялся, что Фрейд анализирует слишком точно, но анализ в этом боте стал плоским и шаблонным. «Фрейд» перестал быть аналитиком, просто поддерживает вас и говорит «не переживайте, это нормально». Грубо говоря. Так что больше никакого шарма в этом чате с ИИ нет.
Тем не менее, этот бот является ярким примером того, что ИИ может (в случае Фрейда, «мог») очень хорошо поддерживать диалог, слушать наш запрос и помогать.
Для рабочих задач в исследовательской лаборатории я тоже пользуюсь ИИ. Вот недавно мне нужно было найти и проанализировать центры по уходу за людьми с инвалидностью. До этого я не знала про эту группу практически ничего, поэтому такой анализ занял бы у меня неделю. Но мы делали заказное исследование с ограниченным сроком. Так вот, вместе с чатом GPT я сделала этот анализ за 2 часа.
Я пользуюсь самым классическим чатом GPT - https://chatgpt.com. Работает только с ВПН. В ИИ все еще есть много подводных камней, но их можно обходить. Могу потом рассказать, как.
Продолжение следует. А пока поделитесь, пожалуйста, решаете ли вы профессиональные задачи с помощью ИИ и какие.
Друзья, обсуждение темы искусственного интеллекта сейчас популярно так же, как в 90е было популярно обсуждать появившийся Интернет.
Это не просто так. ИИ, действительно, сейчас способен на многое и правда помогает в профессиональной деятельности, в том числе, в деятельности психолога.
Если помните, я вам даже рекламировала один продукт - ИИ-психоаналитик Фрейд. Он раньше потрясающе работал. Анализировал не хуже реального аналитика, а иногда и лучше. Особенно он преуспевал в анализе снов, поддерживал беседы о психосоматике (в ходе которых реально удавалось уменьшить симптомы клиента), работал с острыми реакциями. Но правда больше я его не рекламирую. Разработчик либо продал этот стартап другому, либо побоялся, что Фрейд анализирует слишком точно, но анализ в этом боте стал плоским и шаблонным. «Фрейд» перестал быть аналитиком, просто поддерживает вас и говорит «не переживайте, это нормально». Грубо говоря. Так что больше никакого шарма в этом чате с ИИ нет.
Тем не менее, этот бот является ярким примером того, что ИИ может (в случае Фрейда, «мог») очень хорошо поддерживать диалог, слушать наш запрос и помогать.
Для рабочих задач в исследовательской лаборатории я тоже пользуюсь ИИ. Вот недавно мне нужно было найти и проанализировать центры по уходу за людьми с инвалидностью. До этого я не знала про эту группу практически ничего, поэтому такой анализ занял бы у меня неделю. Но мы делали заказное исследование с ограниченным сроком. Так вот, вместе с чатом GPT я сделала этот анализ за 2 часа.
Я пользуюсь самым классическим чатом GPT - https://chatgpt.com. Работает только с ВПН. В ИИ все еще есть много подводных камней, но их можно обходить. Могу потом рассказать, как.
Продолжение следует. А пока поделитесь, пожалуйста, решаете ли вы профессиональные задачи с помощью ИИ и какие.
👍1
Как строится наше будущее?
Вы все знаете, что есть блогеры-психологи, которые «программируют» людей на деньги, на успех, на жену или на дайсон. Они говорят: «Если хотите стать женой миллиардера, вы должны уже сейчас вести себя как жена миллиардера». Это звучит очень понятно и привлекательно для аудитории. А главное, реализуется несложно: просто одевайтесь в стиле old money, заказав одежду на вайлдберрис, и всё, миллиардеры будут интересоваться.
Это, конечно, смешно, и даже выглядит как психоз, потому что предлагается полностью потерять связь с реальностью, да еще и намеренно. Не зря после таких тренингов и программирований люди оказываются в финансовых ямах, в слезах от неразделенной любви или в разочаровании от жизни. Это прямое следствие отказа от реальности.
На самом же деле, в основе такого «программирования» изначально лежала теория известного социолога 60х годов Роберта Мертона, только смысл ее сильно исказился. Искажения происходят, когда блогеры опираются не на первоисточники, а на пересказы других блогеров или авторов научпопа, потому что читать первоисточник сложно или непонятно из-за недостатка образования.
В 60х Мертон предложил особую концепцию понимания общественных процессов через «самодостаточность пророчества». Он говорил, что люди создают себе свой мир, в котором они живут в большей степени, чем а реальном мире. У людей есть образ, «картинка» мира, на основании которой он будет и вести себя соответствующе, а это, в свою очередь, влияет на поведение других.
И вот блогеры поняли это как факт того, что можно придумать себе картинку (например, что вы успешный криптомиллионер), поверить в это и вести себя так. И общество даст тебе криптомиллионы.
Но Мертон таких интерпретаций не делает. Наоборот, он ставит вопрос о том, с какой степенью объективности мы участвуем в этом «создании мира». Он хотел объяснить процесс того, как мы живем: не на основании реальности, а на основании картинки реальности. И чем ближе эта картинка к объективности, тем лучше складывается жизнь. В итоге он даже приходит к выводу, что нужно создать отдельную дисциплину, которая будет изучать степень этой объективности - социологию науки.
Был у кого-нибудь опыт участия в таких «тренингах по программированию»?
Вы все знаете, что есть блогеры-психологи, которые «программируют» людей на деньги, на успех, на жену или на дайсон. Они говорят: «Если хотите стать женой миллиардера, вы должны уже сейчас вести себя как жена миллиардера». Это звучит очень понятно и привлекательно для аудитории. А главное, реализуется несложно: просто одевайтесь в стиле old money, заказав одежду на вайлдберрис, и всё, миллиардеры будут интересоваться.
Это, конечно, смешно, и даже выглядит как психоз, потому что предлагается полностью потерять связь с реальностью, да еще и намеренно. Не зря после таких тренингов и программирований люди оказываются в финансовых ямах, в слезах от неразделенной любви или в разочаровании от жизни. Это прямое следствие отказа от реальности.
На самом же деле, в основе такого «программирования» изначально лежала теория известного социолога 60х годов Роберта Мертона, только смысл ее сильно исказился. Искажения происходят, когда блогеры опираются не на первоисточники, а на пересказы других блогеров или авторов научпопа, потому что читать первоисточник сложно или непонятно из-за недостатка образования.
В 60х Мертон предложил особую концепцию понимания общественных процессов через «самодостаточность пророчества». Он говорил, что люди создают себе свой мир, в котором они живут в большей степени, чем а реальном мире. У людей есть образ, «картинка» мира, на основании которой он будет и вести себя соответствующе, а это, в свою очередь, влияет на поведение других.
И вот блогеры поняли это как факт того, что можно придумать себе картинку (например, что вы успешный криптомиллионер), поверить в это и вести себя так. И общество даст тебе криптомиллионы.
Но Мертон таких интерпретаций не делает. Наоборот, он ставит вопрос о том, с какой степенью объективности мы участвуем в этом «создании мира». Он хотел объяснить процесс того, как мы живем: не на основании реальности, а на основании картинки реальности. И чем ближе эта картинка к объективности, тем лучше складывается жизнь. В итоге он даже приходит к выводу, что нужно создать отдельную дисциплину, которая будет изучать степень этой объективности - социологию науки.
Был у кого-нибудь опыт участия в таких «тренингах по программированию»?
🔥5👍2
Диалог про часы
Друзья, скоро вернемся к теме рефлексии (понимании себя) в общении, на работе и в отношениях более подробно. Все-таки это базовый навык социального интеллекта, а подключить его непросто, хоть и очень важно. Еще больше сложностей возникает из-за того, что рефлексию многие считают чем-то автоматическим, врожденным, хотя это навык, который можно развивать.
Сегодня потренируемся и посмотрим на короткий диалог между мужем и женой:
М.: Ну как, получилось забрать мои часы? Заехала в сервис?
Ж.: Ой… а сегодня надо было?
М.: Блин, ну вообще-то да! Я им сегодня написал, сказал, жена заберет! Они ждали!
Ж.: Ну, позвони, скажи, завтра заберу. Или я могу позвонить.
М.: Не надо.
Ж.: Какая разница, когда заберем? Что, катастрофа что ли?
М.: Ну я думал завтра в них пойти. Но ладно. Не критично.
Как думаете, есть ли рефлексия у мужа? Почему? А что скажете о поведении жены?
Друзья, скоро вернемся к теме рефлексии (понимании себя) в общении, на работе и в отношениях более подробно. Все-таки это базовый навык социального интеллекта, а подключить его непросто, хоть и очень важно. Еще больше сложностей возникает из-за того, что рефлексию многие считают чем-то автоматическим, врожденным, хотя это навык, который можно развивать.
Сегодня потренируемся и посмотрим на короткий диалог между мужем и женой:
М.: Ну как, получилось забрать мои часы? Заехала в сервис?
Ж.: Ой… а сегодня надо было?
М.: Блин, ну вообще-то да! Я им сегодня написал, сказал, жена заберет! Они ждали!
Ж.: Ну, позвони, скажи, завтра заберу. Или я могу позвонить.
М.: Не надо.
Ж.: Какая разница, когда заберем? Что, катастрофа что ли?
М.: Ну я думал завтра в них пойти. Но ладно. Не критично.
Как думаете, есть ли рефлексия у мужа? Почему? А что скажете о поведении жены?
👍5
3 составляющие рефлексии
Все-таки мы с комментаторами нашли правильные ответы на прошлую задачу. И выяснили, что рефлексия у мужа высокая.
Как мы поняли это по диалогу? По внешним проявлениям в поведении (в том числе, речи) можно достаточно точно определить уровень социального интеллекта, включая рефлексию человека. Не зря мы часто тренируемся на фильмах, сериалах, книгах и реальных историях.
Решить эту задачу помогло бы понимание структуры рефлексии. Напомню ее. Рефлексия состоит из понимания своих:
⁃ чувств,
⁃ желаний,
⁃ приоритетов.
Подключенная рефлексия означает, что вы интегрированы внутренне, «дружите» со своим бессознательным - то есть, у вас нет сильных психических защит и внутренних конфликтов. Иначе невозможно увидеть свои реальные чувства и желания.
Вот наш герой. Без сомнений, он отрефлексировал, что ситуация его разозлила и обидела. Ему обидно, что он не пойдет завтра в часах и хочется причитать. В контексте семьи делать это адекватно и даже рекомендовано: гораздо лучше, чем подавлять свои эмоции. Но также он осознает, что ссориться с женой он не собирается, тем более - раскручивать конфликт. Жена не увидела, что ему обидно, чувства его не поддержала, потому что у нее плохо работает эмпатия. От этого мужу стало одиноко и еще более грустно, а выяснения отношений или ссоры не улучшили бы его настроение. В конце он напрямую озвучивает приоритет - ситуация с часами, действительно, не насколько критична, чтобы ссориться.
Друзья, стала ли понятнее эта ситуация в диалоге? Поставьте реакции или задавайте вопросы, если остались. Разберем.
Все-таки мы с комментаторами нашли правильные ответы на прошлую задачу. И выяснили, что рефлексия у мужа высокая.
Как мы поняли это по диалогу? По внешним проявлениям в поведении (в том числе, речи) можно достаточно точно определить уровень социального интеллекта, включая рефлексию человека. Не зря мы часто тренируемся на фильмах, сериалах, книгах и реальных историях.
Решить эту задачу помогло бы понимание структуры рефлексии. Напомню ее. Рефлексия состоит из понимания своих:
⁃ чувств,
⁃ желаний,
⁃ приоритетов.
Подключенная рефлексия означает, что вы интегрированы внутренне, «дружите» со своим бессознательным - то есть, у вас нет сильных психических защит и внутренних конфликтов. Иначе невозможно увидеть свои реальные чувства и желания.
Вот наш герой. Без сомнений, он отрефлексировал, что ситуация его разозлила и обидела. Ему обидно, что он не пойдет завтра в часах и хочется причитать. В контексте семьи делать это адекватно и даже рекомендовано: гораздо лучше, чем подавлять свои эмоции. Но также он осознает, что ссориться с женой он не собирается, тем более - раскручивать конфликт. Жена не увидела, что ему обидно, чувства его не поддержала, потому что у нее плохо работает эмпатия. От этого мужу стало одиноко и еще более грустно, а выяснения отношений или ссоры не улучшили бы его настроение. В конце он напрямую озвучивает приоритет - ситуация с часами, действительно, не насколько критична, чтобы ссориться.
Друзья, стала ли понятнее эта ситуация в диалоге? Поставьте реакции или задавайте вопросы, если остались. Разберем.
👍10❤2
Книжная полка
Это моя подборка аудиокниг, которые я планирую послушать. По какому принципу я их выбираю?
По названию или оглавлению выбирать бесполезно, только если вы не ищите конкретную книгу под конкретный запрос.
Самый быстрый и надежный способ решить - по опыту и образованию автора. Это 90% гарантия того, что книга действительно повысит вашу квалификацию и будет полезной.
Что важно:
✔ наличие ученой степени и место обучения;
✔ профессиональный опыт (должность, места работы, проекты);
✔ заслуги в практике.
Например, А.Г. Асмолов - доктор наук, академик РАО (и мой преподаватель из МГУ), поэтому его книга находится в подборке.
Есть книги, сложные для восприятия в аудитоформате: учебники, научные статьи. Их лучше читать, а не слушать, поэтому в моей подборке более повествовательные произведения, которые содержат элементы художественной литературы.
Друзья, кто-то уже знаком с книгами из подборки? Читали? Возник у кого-то вопрос, что в подборке делает египетская мифология?)
Это моя подборка аудиокниг, которые я планирую послушать. По какому принципу я их выбираю?
По названию или оглавлению выбирать бесполезно, только если вы не ищите конкретную книгу под конкретный запрос.
Самый быстрый и надежный способ решить - по опыту и образованию автора. Это 90% гарантия того, что книга действительно повысит вашу квалификацию и будет полезной.
Что важно:
✔ наличие ученой степени и место обучения;
✔ профессиональный опыт (должность, места работы, проекты);
✔ заслуги в практике.
Например, А.Г. Асмолов - доктор наук, академик РАО (и мой преподаватель из МГУ), поэтому его книга находится в подборке.
Есть книги, сложные для восприятия в аудитоформате: учебники, научные статьи. Их лучше читать, а не слушать, поэтому в моей подборке более повествовательные произведения, которые содержат элементы художественной литературы.
Друзья, кто-то уже знаком с книгами из подборки? Читали? Возник у кого-то вопрос, что в подборке делает египетская мифология?)
❤5👍2
Профессиональная переподотовка по психологии: новый поток
Друзья, вы знаете, что я являюсь руководителем программы профессиональной переподготовки по психологии в РУДН. Традиционно приглашаю вас присоединиться к новому набору слушателей на курс.
Только вчера смотрела отзывы студентов, которые на этой неделе будут сдавать выпускной экзамен. Очень вдохновляет) Позже покажу несколько анонимных отзывов.
В конце сентября стартует новый поток. Мы стараемся каждый набор модернизировать программу и добавлять фишек. В этот раз мы добавили несколько специальных лекций по психологии пищевого поведения. А еще, по просьбам, немного расширили блок о психосоматике.
Психосоматику и психологию пищевого поведения ведет клинический психолог-практик. Но для разнообразия мнений мы даем вам постушать и мнение психоаналитика на этот счет, потому что в психодинамическом подходе эти вопросы рассматриваются совсем с другой позиции: с позиции работы бессознательного.
Прикрепила для вас запись дня открытых дверей в онлайн формате. Поучаствовали все преподаватели: можно послушать и выбрать для себя фаворита)
Наш сайт: https://ivm.rudn.ru/psychology2025
Друзья, вы знаете, что я являюсь руководителем программы профессиональной переподготовки по психологии в РУДН. Традиционно приглашаю вас присоединиться к новому набору слушателей на курс.
Только вчера смотрела отзывы студентов, которые на этой неделе будут сдавать выпускной экзамен. Очень вдохновляет) Позже покажу несколько анонимных отзывов.
В конце сентября стартует новый поток. Мы стараемся каждый набор модернизировать программу и добавлять фишек. В этот раз мы добавили несколько специальных лекций по психологии пищевого поведения. А еще, по просьбам, немного расширили блок о психосоматике.
Психосоматику и психологию пищевого поведения ведет клинический психолог-практик. Но для разнообразия мнений мы даем вам постушать и мнение психоаналитика на этот счет, потому что в психодинамическом подходе эти вопросы рассматриваются совсем с другой позиции: с позиции работы бессознательного.
Прикрепила для вас запись дня открытых дверей в онлайн формате. Поучаствовали все преподаватели: можно послушать и выбрать для себя фаворита)
Наш сайт: https://ivm.rudn.ru/psychology2025
VK Видео
День открытых дверей на курсе Психология
Познакомимся с преподавателями, узнаем 4 идеальные причины поступления на программу “Психология” и возможности после получения диплома”
Еще одна польза навыка рефлексии
Мы с вами давно обсуждаем концепцию социального интеллекта, способы его развития и влияние навыков СИ на вашу жизнь, работу и отношения.
А еще мы знаем, что очень многие психологи писали о СИ, но другими словами. Например, А. Маслоу говорил о самоактуализации, имея ввиду высокий СИ. З. Фрейд говорил о последствиях неврозов, имея ввиду поведение на низком уровне СИ.
Концепция самовосприятия Д. Бема также связана с СИ, а именно, с базовым навыком СИ - рефлексией. Правильная, «красивая»рефлексия дает вам уникальные возможности в общении с другими - плавность, уверенность и стройность ваших действий. Наряду с хаотичными действиями других, ваше поведение и ваша фигура для другого в целом выгодно выделяются.
Развитие навыка рефлексии - вещь, конечно, сложная и многоступенчатая. Хотя мы и развиваем его с вами на канале, помимо этого нужно убедиться, что развитию рефлексии ничего не мешает (неврозы, травмы, психические защиты и др). Чистая рефлексия не подключится, если личность «не готова», а травмы и неврозы обычными учебниками или аффирмациями не убираются.
Поэтому над рефлексией нужно работать с двух сторон: чистить поле от травм, переживаний, аддикций и неврозов + тренировать навык рефлексии. Первая сторона чаще всего подразумевает естественную адаптацию или работу с психологом, а вторая - саморазвитие, самотренировку на основе историй из книг и фильмов, или тренировку в группе.
Д.Бем считал, что люди обычно не знают свои подлинные установки, а узнают о них постфактум: на основе своего поведения. Так, например, муж может накричать на жену и только потом понять: «так может я не люблю ее больше, раз кричу?». Или, например, «раз я накричал, значит правда сильно разозлился, что она забыла про часы». Это осознание часто происходит уже после того, как вы что-то сделали. И это подразумевает, что рефлексия у вас подключена, но плохо. На канале мы с вами говорим - рефлексия ниже среднего или СИ ниже среднего.
Другое же дело, когда вы можете сразу понять, что злитесь. Если вы четко понимаете свои чувства в моменте, управлять поведением гораздо легче. Когда вы поняли, что разозлились на жену, кричать или начинать ссору становится не так уж важно, потому что проблему это не решит. Но и чувства, при этом, скрывать нет смысла, потому что подавление чувств лишает ваше поведение спонтанности. Хороший выбор: «ну вот как ты могла забыть про часы? (выражение чувств). Примерно как в нашем диалоге, который комментаторы правильно проанализировали.
Конечно, выражение чувств должно оставаться разумным и всегда учитывать контекст очень детально. К этому еще вернемся.
Если стало понятнее про навык рефлексии, отзовитесь реакцией на пост. Или задавайте вопросы: по содержанию поста.
Мы с вами давно обсуждаем концепцию социального интеллекта, способы его развития и влияние навыков СИ на вашу жизнь, работу и отношения.
А еще мы знаем, что очень многие психологи писали о СИ, но другими словами. Например, А. Маслоу говорил о самоактуализации, имея ввиду высокий СИ. З. Фрейд говорил о последствиях неврозов, имея ввиду поведение на низком уровне СИ.
Концепция самовосприятия Д. Бема также связана с СИ, а именно, с базовым навыком СИ - рефлексией. Правильная, «красивая»рефлексия дает вам уникальные возможности в общении с другими - плавность, уверенность и стройность ваших действий. Наряду с хаотичными действиями других, ваше поведение и ваша фигура для другого в целом выгодно выделяются.
Развитие навыка рефлексии - вещь, конечно, сложная и многоступенчатая. Хотя мы и развиваем его с вами на канале, помимо этого нужно убедиться, что развитию рефлексии ничего не мешает (неврозы, травмы, психические защиты и др). Чистая рефлексия не подключится, если личность «не готова», а травмы и неврозы обычными учебниками или аффирмациями не убираются.
Поэтому над рефлексией нужно работать с двух сторон: чистить поле от травм, переживаний, аддикций и неврозов + тренировать навык рефлексии. Первая сторона чаще всего подразумевает естественную адаптацию или работу с психологом, а вторая - саморазвитие, самотренировку на основе историй из книг и фильмов, или тренировку в группе.
Д.Бем считал, что люди обычно не знают свои подлинные установки, а узнают о них постфактум: на основе своего поведения. Так, например, муж может накричать на жену и только потом понять: «так может я не люблю ее больше, раз кричу?». Или, например, «раз я накричал, значит правда сильно разозлился, что она забыла про часы». Это осознание часто происходит уже после того, как вы что-то сделали. И это подразумевает, что рефлексия у вас подключена, но плохо. На канале мы с вами говорим - рефлексия ниже среднего или СИ ниже среднего.
Другое же дело, когда вы можете сразу понять, что злитесь. Если вы четко понимаете свои чувства в моменте, управлять поведением гораздо легче. Когда вы поняли, что разозлились на жену, кричать или начинать ссору становится не так уж важно, потому что проблему это не решит. Но и чувства, при этом, скрывать нет смысла, потому что подавление чувств лишает ваше поведение спонтанности. Хороший выбор: «ну вот как ты могла забыть про часы? (выражение чувств). Примерно как в нашем диалоге, который комментаторы правильно проанализировали.
Конечно, выражение чувств должно оставаться разумным и всегда учитывать контекст очень детально. К этому еще вернемся.
Если стало понятнее про навык рефлексии, отзовитесь реакцией на пост. Или задавайте вопросы: по содержанию поста.
❤8👍2
Диалог о поездке
Предлагаю сегодня устроить небольшой интерактив по социальному интеллекту.
Где обычно нужен СИ? Обычно мы задумываемся о СИ тогда, когда «почему-то» портится общение с кем-то важным. Мы не понимаем, почему все не так, как мы хотели. И тогда задумываемся о том, в чем причина. Появляются мысли, что может быть надо «как-то так завлечь» человека, чтобы общение шло именно в ту сторону, которую вы хотите.
Завлечь человека действительно можно, только не приворотом на любовь и не раскладом на таро, а красивым общением. Красивое общение никак не связано с экологичностью, нравственностью, высокой моралью и желанием мира во всем мире. Оно связано с хорошим пониманием себя и партнера, с самоуважением и самое главное - с уважением к вашему партнеру.
Потренируемся сегодня на примере диалога в формате «что ответить?». Диалог простой совсем, если внимательно посмотреть контекст. Но скоро будем брать примеры и посложнее.
Контекст: Ваш друг из общей компании приглашает на мероприятие. Раньше вы приятно общались на общих квартирниках и тд но не более. Он предлагает вам поездку. В целом, вы заскучали и хотели бы куда-то выбраться, но сомневаетесь. Ваши ценности: комфорт и качество. Пол друга: любой. Возраст средний.
Диалог
Друг: Привет, ты как, как дела? Помнишь меня?)
Я: Конечно) Все хорошо, спасибо, у тебя какие новости? Как ты?
Друг: Мы думаем поехать с Х и Y в Тулу, снять дом, нашли один на 4 места. Ты не хочешь с нами?
Я:
Предлагаю сегодня устроить небольшой интерактив по социальному интеллекту.
Где обычно нужен СИ? Обычно мы задумываемся о СИ тогда, когда «почему-то» портится общение с кем-то важным. Мы не понимаем, почему все не так, как мы хотели. И тогда задумываемся о том, в чем причина. Появляются мысли, что может быть надо «как-то так завлечь» человека, чтобы общение шло именно в ту сторону, которую вы хотите.
Завлечь человека действительно можно, только не приворотом на любовь и не раскладом на таро, а красивым общением. Красивое общение никак не связано с экологичностью, нравственностью, высокой моралью и желанием мира во всем мире. Оно связано с хорошим пониманием себя и партнера, с самоуважением и самое главное - с уважением к вашему партнеру.
Потренируемся сегодня на примере диалога в формате «что ответить?». Диалог простой совсем, если внимательно посмотреть контекст. Но скоро будем брать примеры и посложнее.
Контекст: Ваш друг из общей компании приглашает на мероприятие. Раньше вы приятно общались на общих квартирниках и тд но не более. Он предлагает вам поездку. В целом, вы заскучали и хотели бы куда-то выбраться, но сомневаетесь. Ваши ценности: комфорт и качество. Пол друга: любой. Возраст средний.
Диалог
Друг: Привет, ты как, как дела? Помнишь меня?)
Я: Конечно) Все хорошо, спасибо, у тебя какие новости? Как ты?
Друг: Мы думаем поехать с Х и Y в Тулу, снять дом, нашли один на 4 места. Ты не хочешь с нами?
Я:
Уважение собеседника
Друзья, в комментариях к прошлой задаче уже выстроилось понимание, какой ответ будет самым красивым. Хотя шли мы методом исключения пока)
Давайте посмотрим на каждый ответ и обсудим, какой бы из них улучшил взаимоотношения (мы называем это «красивый ответ»), а какой бы оттолкнул собеседника.
Чаще всего ваши ответы сами по себе не являются причиной того, что с вами перестают общаться, отдаляются или не делают того, что вы бы хотели. Один ответ ничего не испортит. Это как в диете - «от одной конфетки ничего не будет». Если за ней потом не съедается вся коробка.
Отталкивающий ответ содержит неуважение собеседника в том или ином виде. Видов очень много. Мы еще будем разбирать, какие есть, но главное, что проявление неуважения осознанно или интуитивно ощущается вашим собеседником. Иногда человек сам не осознает, что именно оттолкнуло его в вас, и это тоже нормально. Мы не должны требовать от собеседника идеальной рефлексии.
Контекст задачи - здесь
Теперь разберем ответы.
Здесь нет дружелюбия. Диалог по контексту начинался очень дружелюбно, и вдруг в ответе вы становитесь холодным. Это непоследовательно, но еще хуже, что здесь нет уважения. Вы говорите как инспектор или член комиссии, что рассмотрите это предложение, обсумаете, и выдадите вердикт. Это так ощущается. Вы бы хотели ожидать от своего друга вердикт?
Вроде бы дружелюбно и даже очень, но уважения все еще нет. Очень много самораскрытия, которого у вас не просили (все-таки это не брат родной и не лучшая подруга, не зря был дан контекст). А в конце что-то наподобие оскорбления: «мне бы абы с кем поехать, ты в принципе подходишь».
Хоть это и лаконичный ответ, но в нем есть дружелюбие и уважение. Ничего сверхкрасивого, резонансного и крышесносного тут нет. Просто ошибок не допущено. И этого уже достаточно, чтобы поддерживать очень хорошие отношения.
Дружелюбно, но нет уважения. Есть даже презрение и желание доминировать. Вы ставите условие, что поедете только по своим правилам. Но по контексту вы не лидер тусовки, не духовный вдохновитель и не наставник, чтобы ставить свои условия. Там совсем другой контекст. Вас выбрали для поездки по принципу «нужен кто-то четвертый».
Друзья, ставьте реакции, если задача понятна. Если не очень, задавайте вопросы, обсудим.
Друзья, в комментариях к прошлой задаче уже выстроилось понимание, какой ответ будет самым красивым. Хотя шли мы методом исключения пока)
Давайте посмотрим на каждый ответ и обсудим, какой бы из них улучшил взаимоотношения (мы называем это «красивый ответ»), а какой бы оттолкнул собеседника.
Чаще всего ваши ответы сами по себе не являются причиной того, что с вами перестают общаться, отдаляются или не делают того, что вы бы хотели. Один ответ ничего не испортит. Это как в диете - «от одной конфетки ничего не будет». Если за ней потом не съедается вся коробка.
Отталкивающий ответ содержит неуважение собеседника в том или ином виде. Видов очень много. Мы еще будем разбирать, какие есть, но главное, что проявление неуважения осознанно или интуитивно ощущается вашим собеседником. Иногда человек сам не осознает, что именно оттолкнуло его в вас, и это тоже нормально. Мы не должны требовать от собеседника идеальной рефлексии.
Контекст задачи - здесь
Теперь разберем ответы.
«Извини, но пока не знаю. Могу сказать позже. Можешь прислать сайт дома?»
Здесь нет дружелюбия. Диалог по контексту начинался очень дружелюбно, и вдруг в ответе вы становитесь холодным. Это непоследовательно, но еще хуже, что здесь нет уважения. Вы говорите как инспектор или член комиссии, что рассмотрите это предложение, обсумаете, и выдадите вердикт. Это так ощущается. Вы бы хотели ожидать от своего друга вердикт?
Классная идея, я как раз заскучал (а) дома, думал сам, а может поехать куда-то? С кем-то приятным))
Вроде бы дружелюбно и даже очень, но уважения все еще нет. Очень много самораскрытия, которого у вас не просили (все-таки это не брат родной и не лучшая подруга, не зря был дан контекст). А в конце что-то наподобие оскорбления: «мне бы абы с кем поехать, ты в принципе подходишь».
Хочу) А какой дом, есть сайт?)
Хоть это и лаконичный ответ, но в нем есть дружелюбие и уважение. Ничего сверхкрасивого, резонансного и крышесносного тут нет. Просто ошибок не допущено. И этого уже достаточно, чтобы поддерживать очень хорошие отношения.
Хочу, спасибо) Только мне важно, чтобы дом был качественный, надеюсь вы хороший дом сняли?)
Дружелюбно, но нет уважения. Есть даже презрение и желание доминировать. Вы ставите условие, что поедете только по своим правилам. Но по контексту вы не лидер тусовки, не духовный вдохновитель и не наставник, чтобы ставить свои условия. Там совсем другой контекст. Вас выбрали для поездки по принципу «нужен кто-то четвертый».
Друзья, ставьте реакции, если задача понятна. Если не очень, задавайте вопросы, обсудим.
🔥8❤4
Как работает система научных журналов?
В Департаменте труда, где я работаю, несколько месяцев назад меня попросили снять мотивирующе видео о том, что научная статья - это не сложно.
В принципе, видео мы сняли (смогу вам показать его после публикации в открытый доступ), а написать научную статью, и правда, не так сложно, если тема увлекает и если есть исследовательский интерес.
Сложности могут начаться на этапе публикации. Обычно я публикуюсь в высокорейтинговых научных журналах, потому что смысл публиковаться есть только в них: их действительно читают другие ученые и студенты, такие публикации хорошо цитируются и открывают возможности научного нетворкинга.
Публикации в таких журналах - это, конечно, вызов. Кроме того, что публикация занимает минимум 1 год (от подачи рукописи до размещения статьи в открытом доступе), она проходит несколько этапов рецензирования.
Один раз я подала статью, она прошла рецензирование и была год в очереди на публикацию. Мне написала редактор и попросила внести правки за 3 дня, чтобы успеть в выпуск, где еще есть место. Я была в отпуске, и на пляже, на лежаке, переделывала текст статьи, который писала год назад, в соответствии с комментариями редактора. И это абсолютно стандартная история.
Но возможно, что от такой «классической» журнальной системы научное сообщество скоро отойдет. Вчера на канале elibrary опубликовали пост о кризисе рецензирования и возможных изменениях в журнальной системе. Публикующимся коллегам может быть полезно.
Друзья, читаете научные журналы? Публикуетесь? Расскажите о своем опыте. У многих ученых есть треш-истории про научные журналы.
В Департаменте труда, где я работаю, несколько месяцев назад меня попросили снять мотивирующе видео о том, что научная статья - это не сложно.
В принципе, видео мы сняли (смогу вам показать его после публикации в открытый доступ), а написать научную статью, и правда, не так сложно, если тема увлекает и если есть исследовательский интерес.
Сложности могут начаться на этапе публикации. Обычно я публикуюсь в высокорейтинговых научных журналах, потому что смысл публиковаться есть только в них: их действительно читают другие ученые и студенты, такие публикации хорошо цитируются и открывают возможности научного нетворкинга.
Публикации в таких журналах - это, конечно, вызов. Кроме того, что публикация занимает минимум 1 год (от подачи рукописи до размещения статьи в открытом доступе), она проходит несколько этапов рецензирования.
Один раз я подала статью, она прошла рецензирование и была год в очереди на публикацию. Мне написала редактор и попросила внести правки за 3 дня, чтобы успеть в выпуск, где еще есть место. Я была в отпуске, и на пляже, на лежаке, переделывала текст статьи, который писала год назад, в соответствии с комментариями редактора. И это абсолютно стандартная история.
Но возможно, что от такой «классической» журнальной системы научное сообщество скоро отойдет. Вчера на канале elibrary опубликовали пост о кризисе рецензирования и возможных изменениях в журнальной системе. Публикующимся коллегам может быть полезно.
Друзья, читаете научные журналы? Публикуетесь? Расскажите о своем опыте. У многих ученых есть треш-истории про научные журналы.
👍6
Коллектив и достижение целей
Есть один навык социального интеллекта, о котором мы еще ни разу не говорили. А ведь этот навык СИ очень важен, потому что именно он защищает от буллинга в школе или травли в коллективе. Минимальное развитие этого навыка уже подталкивает членов любой социальной группы относиться к вам с уважением, а хорошо подключенный навык позволяет вам в любом новом коллективе достигать того, что вы запланировали и быть очень привлекательным для группы. Как и любой казалось бы точечный навык СИ, он сильно связан со всеми сферами жизни и с другими навыками СИ.
Мы будем называть его навыком вхождения в группу. Он необходим тогда, когда вы пришли в новую группу. Например, ребенок пришел в первый класс, специалист перешел в другой отдел на работе, мама вступила в родительский чат.
Вхождение в группу - это термин А.В. Петровского, который изучал социальные группы и социальную динамику. Он говорил о том, что есть 3 фазы (стадии) вхождения личности в группу:
1. Адаптация
2. Индивидуализация
3. Интеграция
Петровский описывал сами стадии, а навык СИ здесь заключается в умении последовательно пройти эти стадии и не напутать порядок. Обычно почти все путают.
Как можно напутать? На каждой стадии у человека есть определенная роль. Эта роль подразумевает правила поведения или ожидания группы. Иногда мы не хотим учитывать чьи-то правила и сразу придумываем свои, или придумываем свой порядок прохождения этих стадий. И когда ничего не выходит по придуманным законам, мы начинаем винить группу, что это они плохие и абьюзеры, травят нас в коллективе.
Чтобы этого не происходило, нужно подключать навык вхождения в группу.
На стадии адаптации человек узнает, как устроена группа, что принято в коллективе, какие есть подводные камни. Например, вы узнали, что в отделе, куда вас перевели, люди любят курить кальяны и регулярно собираются в кальянных.
На этом этапе ваше место - «наблюдатель». Вы вызовите у коллег отторжение, если будете сразу спорить или диктовать свои правила. Или объяснять, как вредно курение кальянов, и что лучше по вечерам вместе с вами ходить на хатха-йогу. Но это не означает, что вы должны страдать и сидеть в кальянных вместо любимой йоги, потому что так будет еще хуже и стадия снова будет не пройдена.
На стадии индивидуализации, когда вся информация собрана, ваше место меняется на «героя». Здесь очень хорошо работает наша формула «приятность+полезность», надеюсь, что вы ее помните. Если нет - спросите в комментариях, другие читатели кратко объяснят.
Чтобы пройти эту стадию, нужна уверенность и смелость. Тогда с этого этапа вы можете внедрять собственные правила в коллектив. Кстати, на первой стадии про уверенность и смелость мы не говорили. Что вместо них там пригодилось бы?
На стадии интеграции, которая длится дольше остальных пропорционально, вы становитесь для группы уже понятным членом. То есть, другие уже могут описать ваш характер, привычки, как-то относятся к вам.
Здесь ваше место можно назвать «представитель команды». Вам нужно поддерживать ту репутацию, которую вы планируете иметь, сохранять верность команде и групповым ценностям (в том числе, если вы сами внесли эту ценность в группу). Важна последовательность. Вы показываете, что вы «свой», а не «чужой», что бы ни случилось.
Если все эти стадии вы прошли красиво или хотя бы частично красиво, то ни о каком буллинге или травле речи никогда не пойдет. Человек с навыком вхождения в коллектив - это тот самый любымый учитель, при несправедливом увольнении которого ученики караулят его у подъезда и умоляют вернуться. Это тот самый член футбольной команды, который, если заболевает, то вся команда отказывается играть матч. Это тот самый сотрудник в отделе из нашего примера, которого уже через несколько месяцев повысят до руководителя, а если он захочет уйти, то предложат двойной оклад.
Эту тему еще будем продолжать, а пока может быть есть у кого-то примеры, как можно напутать порядок и пройти стадии наоборот?
Есть один навык социального интеллекта, о котором мы еще ни разу не говорили. А ведь этот навык СИ очень важен, потому что именно он защищает от буллинга в школе или травли в коллективе. Минимальное развитие этого навыка уже подталкивает членов любой социальной группы относиться к вам с уважением, а хорошо подключенный навык позволяет вам в любом новом коллективе достигать того, что вы запланировали и быть очень привлекательным для группы. Как и любой казалось бы точечный навык СИ, он сильно связан со всеми сферами жизни и с другими навыками СИ.
Мы будем называть его навыком вхождения в группу. Он необходим тогда, когда вы пришли в новую группу. Например, ребенок пришел в первый класс, специалист перешел в другой отдел на работе, мама вступила в родительский чат.
Вхождение в группу - это термин А.В. Петровского, который изучал социальные группы и социальную динамику. Он говорил о том, что есть 3 фазы (стадии) вхождения личности в группу:
1. Адаптация
2. Индивидуализация
3. Интеграция
Петровский описывал сами стадии, а навык СИ здесь заключается в умении последовательно пройти эти стадии и не напутать порядок. Обычно почти все путают.
Как можно напутать? На каждой стадии у человека есть определенная роль. Эта роль подразумевает правила поведения или ожидания группы. Иногда мы не хотим учитывать чьи-то правила и сразу придумываем свои, или придумываем свой порядок прохождения этих стадий. И когда ничего не выходит по придуманным законам, мы начинаем винить группу, что это они плохие и абьюзеры, травят нас в коллективе.
Чтобы этого не происходило, нужно подключать навык вхождения в группу.
На стадии адаптации человек узнает, как устроена группа, что принято в коллективе, какие есть подводные камни. Например, вы узнали, что в отделе, куда вас перевели, люди любят курить кальяны и регулярно собираются в кальянных.
На этом этапе ваше место - «наблюдатель». Вы вызовите у коллег отторжение, если будете сразу спорить или диктовать свои правила. Или объяснять, как вредно курение кальянов, и что лучше по вечерам вместе с вами ходить на хатха-йогу. Но это не означает, что вы должны страдать и сидеть в кальянных вместо любимой йоги, потому что так будет еще хуже и стадия снова будет не пройдена.
На стадии индивидуализации, когда вся информация собрана, ваше место меняется на «героя». Здесь очень хорошо работает наша формула «приятность+полезность», надеюсь, что вы ее помните. Если нет - спросите в комментариях, другие читатели кратко объяснят.
Чтобы пройти эту стадию, нужна уверенность и смелость. Тогда с этого этапа вы можете внедрять собственные правила в коллектив. Кстати, на первой стадии про уверенность и смелость мы не говорили. Что вместо них там пригодилось бы?
На стадии интеграции, которая длится дольше остальных пропорционально, вы становитесь для группы уже понятным членом. То есть, другие уже могут описать ваш характер, привычки, как-то относятся к вам.
Здесь ваше место можно назвать «представитель команды». Вам нужно поддерживать ту репутацию, которую вы планируете иметь, сохранять верность команде и групповым ценностям (в том числе, если вы сами внесли эту ценность в группу). Важна последовательность. Вы показываете, что вы «свой», а не «чужой», что бы ни случилось.
Если все эти стадии вы прошли красиво или хотя бы частично красиво, то ни о каком буллинге или травле речи никогда не пойдет. Человек с навыком вхождения в коллектив - это тот самый любымый учитель, при несправедливом увольнении которого ученики караулят его у подъезда и умоляют вернуться. Это тот самый член футбольной команды, который, если заболевает, то вся команда отказывается играть матч. Это тот самый сотрудник в отделе из нашего примера, которого уже через несколько месяцев повысят до руководителя, а если он захочет уйти, то предложат двойной оклад.
Эту тему еще будем продолжать, а пока может быть есть у кого-то примеры, как можно напутать порядок и пройти стадии наоборот?
❤8🔥1
О фразах и контексте
Вот такая подборка картинок мне попалась в одном из блогов. Подразумевается, что мамы и папы говорили нам плохие вещи, а оказалось, в жизни все не так.
На самом деле, фразы из раздела «мне говорили» не хуже и не лучше фраз из «но оказалось». Все зависит от того, в каком контексте вам их произносили, и в каком контексте потом оказалось.
В детстве вам говорили: «А тебе слова не давали!», когда вы лезли в документы мамы и кричали, как здорово их разрисовать фломастерами. Это один контекст.
Но если вам говорили это во время общих посиделок за столом или во время решения о планах на ваши каникулы - это другой контекст.
Или человек думает: «Высказываться - мое безусловное право»! О том, что его касается и тому, кому вообще в принципе нужно его высказывание - да. А если другой контекст?
Конкретные фразы и ваша позиция всегда работают с учетом контекста. Как личность всегда функционирует в социуме, так и фразы функционируют в контексте.
Что скажете по поводу других картинок?
Вот такая подборка картинок мне попалась в одном из блогов. Подразумевается, что мамы и папы говорили нам плохие вещи, а оказалось, в жизни все не так.
На самом деле, фразы из раздела «мне говорили» не хуже и не лучше фраз из «но оказалось». Все зависит от того, в каком контексте вам их произносили, и в каком контексте потом оказалось.
В детстве вам говорили: «А тебе слова не давали!», когда вы лезли в документы мамы и кричали, как здорово их разрисовать фломастерами. Это один контекст.
Но если вам говорили это во время общих посиделок за столом или во время решения о планах на ваши каникулы - это другой контекст.
Или человек думает: «Высказываться - мое безусловное право»! О том, что его касается и тому, кому вообще в принципе нужно его высказывание - да. А если другой контекст?
Конкретные фразы и ваша позиция всегда работают с учетом контекста. Как личность всегда функционирует в социуме, так и фразы функционируют в контексте.
Что скажете по поводу других картинок?
❤7
Где тренировать социальный интеллект?
Друзья, у многих возникает вопрос о том, где тренировать навыки СИ. Вот вы знаете про рефлексию, например, или про эмпатию. А еще знаете про уважение себя и других, про красивое поведение. Но без практики, конечно, эта теория не имеет смысла. Навык формируется тогда, когда вы минимум 50 раз успешно где-то закрепили его.
В нашем случае, тренировка всех навыков СИ начинается с наблюдения. Наблюдения за взаимоотношением людей, за их поведением и контекстом, в котором взаимоотношения происходят.
Даже в коротких диалогах, которые мы разбираем в блоге, я стараюсь давать вам минимальный контекст, потому что без конекста они не имели бы смысл.
Сегодня я хочу предложить вам варианты, где можно самостоятельно наблюдать за героями и какие источники, на мой взгляд, самые эффективные.
• Сериалы хороши тем, что в них максимально раскрывается контекст. Фильмы - это тоже хорошо, но именно в сериалах вы наблюдаете за героями неделями. Истории героев более подробные, и вы имеете возможность посмотреть, что случается у героя после того или иного действия. Например, что будет, если спасать того, кто не просил спасения, и вообще вы ему не нравились. Что будет, если липнуть к человеку. Что будет, если замечать только свои интересы, а интересы другого на время (или вообще) проигнорировать - в разном контексте.
• Анонимные истории - тоже отличный способ потренироваться. Контекста в них авторы дают много, чтобы мы могли как-то отреагировать на историю и помочь автору. Могу дать ссылку, где они ежедневно размещаются. Там психологи и солидарные читатели пытаются помочь человеку справиться с ситуацией. Только не читайте их комментарии к историям: обычно там нет ничего стоящего. Разбирайте сами.
• Произведения классиков - это менее очевидный, то тоже эффективный вариант тренировки. Даже короткий рассказ классика может быть очень показательным, потому что профессиональный писатель передает вам все - и характер героев, и диалоги, и поведение. Известные писатели не просто так становятся классиками, а потому что они могут через слова передать вам чувственный опыт, ощущения и настроения.
Предлагаю в ближайшее время вместе разобрать один рассказ русского классика на предмет навыков СИ героев. Не очень сложный. Отреагируйте на пост, если есть желание в таком поучаствовать.
Друзья, у многих возникает вопрос о том, где тренировать навыки СИ. Вот вы знаете про рефлексию, например, или про эмпатию. А еще знаете про уважение себя и других, про красивое поведение. Но без практики, конечно, эта теория не имеет смысла. Навык формируется тогда, когда вы минимум 50 раз успешно где-то закрепили его.
В нашем случае, тренировка всех навыков СИ начинается с наблюдения. Наблюдения за взаимоотношением людей, за их поведением и контекстом, в котором взаимоотношения происходят.
Даже в коротких диалогах, которые мы разбираем в блоге, я стараюсь давать вам минимальный контекст, потому что без конекста они не имели бы смысл.
Сегодня я хочу предложить вам варианты, где можно самостоятельно наблюдать за героями и какие источники, на мой взгляд, самые эффективные.
• Сериалы хороши тем, что в них максимально раскрывается контекст. Фильмы - это тоже хорошо, но именно в сериалах вы наблюдаете за героями неделями. Истории героев более подробные, и вы имеете возможность посмотреть, что случается у героя после того или иного действия. Например, что будет, если спасать того, кто не просил спасения, и вообще вы ему не нравились. Что будет, если липнуть к человеку. Что будет, если замечать только свои интересы, а интересы другого на время (или вообще) проигнорировать - в разном контексте.
• Анонимные истории - тоже отличный способ потренироваться. Контекста в них авторы дают много, чтобы мы могли как-то отреагировать на историю и помочь автору. Могу дать ссылку, где они ежедневно размещаются. Там психологи и солидарные читатели пытаются помочь человеку справиться с ситуацией. Только не читайте их комментарии к историям: обычно там нет ничего стоящего. Разбирайте сами.
• Произведения классиков - это менее очевидный, то тоже эффективный вариант тренировки. Даже короткий рассказ классика может быть очень показательным, потому что профессиональный писатель передает вам все - и характер героев, и диалоги, и поведение. Известные писатели не просто так становятся классиками, а потому что они могут через слова передать вам чувственный опыт, ощущения и настроения.
Предлагаю в ближайшее время вместе разобрать один рассказ русского классика на предмет навыков СИ героев. Не очень сложный. Отреагируйте на пост, если есть желание в таком поучаствовать.
❤16
Куст сирени
Увидела ваше желание поучаствовать в совместном разборе произведения классика 👍 Давайте пробовать. Если все получится, будем регулярно разбирать рассказы такого формата.
На этой неделе я предлагаю разобрать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» 1894 года написания. Я прикрепила его в комментариях в формате pdf. Рассказ короткий. Время чтения - около 10 минут.
Разбирать будем взаимоотношения партнеров в браке и СИ героев.
Николай Алмазов - это первый герой рассказа. У него сложности со сдачей экзамена в Академии.
Вера Алмазова - жена Николая, которая в этой истории как-то реагирует и ведет себя по отношению к мужу, который попал в сложную ситуацию с экзаменами.
В первую очередь, давайте попробуем оценить СИ героев. Нужно оценить уровень СИ и аргументировать, почему так думаете. Оценивать можно по всем критериям, в которых вы более менее разбираетесь. То есть, опираться в этот раз можно на все: на наличие рефлексии/эмпатии, на уважение и самоуважение, на последовательность в поведении, даже причины/следствия поведения и др. Главное, чтобы был какой-то аргумент.
Уровни СИ есть в закрепленных сообщениях.
Пишите в комментариях мнения и аргументы.
А потом, как определимся с СИ, можно разобрать их взаимоотношения в браке. Как считаете, в каком состоянии их отношения и какие у них перспективы.
Увидела ваше желание поучаствовать в совместном разборе произведения классика 👍 Давайте пробовать. Если все получится, будем регулярно разбирать рассказы такого формата.
На этой неделе я предлагаю разобрать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» 1894 года написания. Я прикрепила его в комментариях в формате pdf. Рассказ короткий. Время чтения - около 10 минут.
Разбирать будем взаимоотношения партнеров в браке и СИ героев.
Николай Алмазов - это первый герой рассказа. У него сложности со сдачей экзамена в Академии.
Вера Алмазова - жена Николая, которая в этой истории как-то реагирует и ведет себя по отношению к мужу, который попал в сложную ситуацию с экзаменами.
В первую очередь, давайте попробуем оценить СИ героев. Нужно оценить уровень СИ и аргументировать, почему так думаете. Оценивать можно по всем критериям, в которых вы более менее разбираетесь. То есть, опираться в этот раз можно на все: на наличие рефлексии/эмпатии, на уважение и самоуважение, на последовательность в поведении, даже причины/следствия поведения и др. Главное, чтобы был какой-то аргумент.
Уровни СИ есть в закрепленных сообщениях.
Пишите в комментариях мнения и аргументы.
А потом, как определимся с СИ, можно разобрать их взаимоотношения в браке. Как считаете, в каком состоянии их отношения и какие у них перспективы.
👍6