Политехнический музей – Telegram
Политехнический музей
4.66K subscribers
4.7K photos
240 videos
2.76K links
Политехнический музей рассказывает о самом интересном из мира науки и технологий и из своей жизни.

Для связи: @IraDavydoff
Download Telegram
Вся современная электроника основана на тех свойствах кристаллов, которые ещё в 1922 году открыл инженер-самоучка из Твери.


Прошло 30 лет, прежде чем научный мир смог это открытие оценить — и применить на практике. Устройство, перевернувшее привычное представление о распространении радиоволн, хранится сейчас в Политехническом музее.

Первые полупроводниковые радиоприёмники были довольно примитивны. Они состояли, в сущности, лишь из антенны, катушки проволоки и полупроводника, в роли которого мог выступать даже обломок бритвенного лезвия с куском карандашного грифеля или вовсе ржавый гвоздь. Умел такой приёмник немногое — поймать радиосигнал и, если к цепи подсоединены наушники, перевести его в звук. Усиливать сигнал он не мог. Что-то поймать было реально только неподалёку от радиостанции. Поэтому за пределами городов такие приёмники, как правило, оказывались совершенно бесполезны, хотя использовавшиеся тогда длинные волны могли огибать земной шар и распространяться на очень большие расстояния.

Положение исправили радиолампы, которые появились в начале XX века. Эти вакуумные электронные устройства создал Эдисон, причём совершенно случайно, в поисках способа продлить жизнь лампочкам накаливания. Электронная лампа давала какой-никакой свет, но главным в ней было не это. Она позволяла усиливать принятый сигнал почти неограниченно — пределом могло стать только количество задействованных в устройстве ламп. Так произошёл переворот в радиотехнике — появилась возможность принимать сигнал в любой точке мира, на любом расстоянии от передатчика.

Вакуумные лампы массивны, хрупки, дороги и сложны в производстве. А ещё часто перегорают. Тем не менее их плюсы в то время полностью перевешивали минусы. Первая половина ХХ века стала ламповым периодом радиотехники и электроники вообще.

В то время в Нижегородской радиолаборатории на должности курьера работал молодой радиотехник-самоучка Олег Лосев, имевший за плечами только реальное училище. Глава учёного совета лаборатории профессор Владимир Лебединский разглядел у простого курьера технические способности, рискнул — и предложил ему заняться кристаллическими детекторами. Для работы с лампами Лосеву не хватало теоретической подготовки. Молодой сотрудник двигался почти на ощупь, причём буквально — чтобы кристаллический детектор в цепи заработал, в него наугад приходилось тыкать проволочкой.

Однажды во время эксперимента Лосев для контроля пустил ток по цепи с проводником, в которой стоял кристалл — кусок цинкита. И, к своему удивлению, услышал в наушниках очень слабые радиосигналы. Такое могло произойти, только если кристалл усилил сигнал. Но про такие свойства кристаллов прежде никто не слышал. Лосев ухватился за эту зацепку и вскоре собрал работающий радиоприёмник с кристаллом цинкита в качестве детектора — и одновременно усилителя. Таких устройств до него никто не делал. Более того, никто — ни сам Лосев, ни маститые учёные — не мог объяснить, как и почему это вообще работает. Тем не менее кристалл цинкита в умелых руках детектировал сигнал, усиливал его в десятки раз и генерировал незатухающие колебания. Цинкит стоил копейки, а примитивный детекторный приёмник с ним работал подобно самым сложным и продвинутым на тот момент ламповым устройствам.

Устройство Лосева вскоре стало известно во Франции, где получило от научных журналистов имя «кристадин», а затем и в США. В 1920-х годах оно стало довольно популярным среди радиолюбителей по всему миру — благодаря дешевизне и отсутствию капризных ламп. Тем не менее лампы не сдали позиции — кристадины так и не вышли из ниши любительской игрушки.

🔵Проект Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» перешагнул рубеж в 150 оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно на платформе «Большой музей» — ссылка в описании профиля. Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.
👍4
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Видео недели

Отличный пример того, как технологии помогают людям с инвалидностью. Энтузиаст разработал и сконструировал при помощи 3D-принтера устройство, с помощью которого можно играть в видеоигры только одной рукой.

Чертежи можно скачать здесь
👏6
Запускаем новое направление в нашем «Университете детей» – «Движение»!

Занятия пройдут для дошкольников 5-6 лет. Абонемент можно купить до 25 марта 💥

В весеннем семестре 2022 года в нем будет три потока:
– Исследователи моря,
– Исследователи динозавров,
– Исследователи вулканов.

Мы научимся определять моллюсков и минералы, разберем до последней косточки всех динозавров и исследуем вулканическую лаву. А ещё — совершим путешествие на Камчатку и найдем пиратский клад.

Записаться можно здесь
👍3
Как поддержать себя в сложное время?

🔸Сейчас важно понять, чем вы можете быть полезны миру, и работать, занимаясь «своим» делом

🔹Добавьте в жизнь спорт или любую физическую активность

🔸Встречайтесь с близкими и любимыми. Если в вашем окружении мало таких людей, помочь справиться со стрессом могут домашние питомцы

🔹Создайте для себя культурную среду, которая у вас ассоциируется с комфортом.

🔸Читайте добрые книги, смотрите жизнеутверждающие фильмы, слушайте музыку мажорной тональности, посещайте мероприятия

🔹Придумайте график взаимодействия с медиасредой, чтобы ваша жизнь не превращалась в бесконечное просматривание ленты

🔸И главное – не оставайтесь один на один ни с одним экраном

Эти советы дала Оксана Мороз, культуролог, доцент НИУ ВШЭ, автор «Блога злобного культуролога» и гость «Бранча с учёным».

Мы говорили о человеческих ценностях и рассуждали о том, могут ли они трансформироваться в переломные исторические моменты. Спасибо всем, кто пришёл на мероприятие.

Видеозапись будет выложена позже
👍15
Друзья! Читайте и смотрите нас там, где вам удобно.

Мы в VK
Мы на YouTube
Мы в «Яндекс. Дзен»
3
Мы продолжаем принимать заявки на конкурс научно-технологического искусства STArt

Успейте подать заявку до 20 апреля и получить 500 тысяч рублей на воплощение оригинальной идеи.

Работа может относиться к любому из направлений: дизайн, графика, медиа, диджитал, саунд или что-то другое. Принимаются индивидуальные и коллективные проекты. Участниками могут стать только граждане РФ, но работать над проектом можно из любой точки мира.

Номинации:

• «Сон с роботом» — проекты, рассказывающие о технологических изменениях в нашей жизни в горизонте 50 лет, о гармоничном сосуществовании и сотворчестве людей и роботов.

• «Робот под запретом» — проекты, рассказывающие о жизни без искусственного интеллекта, о технологических и социальных альтернативах идее всеобщей цифровизации и роботизации. Победителей выберет экспертное жюри.

Участвовать
🔥91