Общественная потребительская инициатива – Telegram
Общественная потребительская инициатива
11.1K subscribers
434 photos
71 videos
4 files
1.61K links
Общественная потребительская инициатива. Вы можете быть зрителем, следящим за уловками мошенников из первого ряда, или активистом, участвующим в борьбе вместе с ОПИ. РКН: https://clck.ru/3H5pW2
Download Telegram
🔵 Пролить свет на качество готовой еды: в России впервые заработал «Луч»

Законопроект о цифровых платформах, принятый Госдумой, предусматривает контроль качества продукции, включая готовую еду. Закон вступит в силу 1 октября следующего года, однако бизнес уже сейчас активно работает над поиском технологических решений этого вопроса. Одним из таких механизмов стало внедрение «Самокатом» информационной системы «Луч», созданной Общественной потребительской инициативой совместно с Общественным советом при Роспотребнадзоре.

«Луч» работает с массивами информации из проверенных цифровых источников, что позволяет в реальном времени контролировать безопасность готовой еды, а также помогает оперативно корректировать процессы в случае необходимости. Система дает возможность также точечно перепроверять отдельные линейки кулинарии для нивелирования возможных рисков.

Онлайн-ритейлер «Самокат» выступил пионером, первым внедрив в свою работу «Луч». В компании отметили, что это незаменимый инструмент при серьезном объеме заказов, большом числе поставщиков, широком ассортименте и росте спроса на готовую еду. По данным «Самоката» интерес россиян к этой категории за последние два года вырос на 70%.

Подписаться на АКИТ
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Вышла моя статья, посвященная обелению экономики.
Занимаясь этим вопросом и как глава Российского союза налогоплательщиков, и как председатель Экспертного совета по детенизации экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике, вижу процесс обеления как один из ключевых векторов развития.

Подробнее:
https://www.rosbalt.ru/news/2025-12-11/boy-s-tenyu-obelenie-ekonomiki-stanovitsya-klyuchevym-vektorom-razvitiya-5521806
Государство идёт навстречу предпринимателям и даёт возможность «разгрузить» очереди, накопившиеся из-за многочисленных попыток ввоза нелегальной продукции.

У не вполне добросовестного бизнеса, который изначально пренебрегал обязательными требованиями и шел на нарушения таможенного и налогового законодательства, появляется шанс на амнистию при условии совершения всех предусмотренных законом процедур (подтверждение соответствия, маркировка, достоверное декларирование и т.п.).

В целом, надеемся что подобная ситуация послужит хорошим уроком для недобросовестных предпринимателей и заставит отказаться от нелегальных схем ввоза.
В ходе очередного заседания Экспертного совета по развитию цифровой экономики 
при Комитете по экономической политике ГД ФС РФ обсудили угрозы, связанные с использованием иностранных платформ, и меры, необходимые для их устранения без потерь для отечественной экономики.

Отдельный акцент был сделан на действиях со стороны иностранных торговых площадок, ставящих под угрозу потребителей из России.
Правительство внесло на рассмотрение Госдумы поправки в КоАП, которые позволят внедрить механизм "автоштрафов" за продажу просроченных товаров и немаркированной табачной и никотинсодержащей продукции.

Привлекать к ответственности виновных лиц можно будет на основании сведений, полученных из информационной системы мониторинга за оборотом товаров, и подтверждать такие нарушения выездными проверочными мероприятиями не будет необходимости.

На выходе получаем win-win: неотвратимость наказания плюс снижение административной нагрузки.
"На российском рынке существуют иностранные платформы и агрегаторы, которые позволяют себе обходить регулирование и формируют благодатную почву для различных нарушений. Именно на этих платформах чаще всего можно столкнуться с контрафактом или с продукцией, содержащей запрещенные компоненты", - рассказал председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олег Павлов.

Он объясняет, что подход к присутствию на российском рынке иностранных платформ должен быть единым. В российской юрисдикции не должно оставаться платформ, которые не выполняют требования российского законодательства и не создали для этого всех необходимых условий. Так, каждая компания должна иметь свое представительство на территории России.
До 50% кафе и ресторанов не уведомляли государство о начале деятельности

Согласно исследованию, проведенному общественной организацией «Общественная потребительская инициатива» значительная часть кафе, ресторанов и иных объектов общественного питания не уведомляла государство о начале осуществления деятельности.

В частности, в Москве доля таких заведений составляет 60,1%, в Санкт-Петербурге – 53,3%, в Краснодарском крае – 68,2%, в Нижегородской области – 67,2%, в Новосибирской области – 68,6%, в Республике Татарстан – 52,7%, в Ростовской области – 67,8% и т.п.

В соответствии с действующим законодательством, направление такого уведомления является обязательным. Подавая уведомление, предприниматель указывает фактическое место осуществления деятельности и подтверждает, что его объект общепита отвечает требованиям законодательства: помещение, оборудование и условия работы соответствуют санитарным нормам и правилам, а работники прошли медосмотр и оформили санитарные книжки. Таким образом, подача уведомления является не просто обязанностью предпринимателя, но и формой самоконтроля.

Процесс подачи уведомления максимально автоматизирован и оцифрован – необходимую форму можно заполнить и отправить на Госуслугах, без необходимости личного посещения какого-либо ведомства.

В свою очередь, отсутствие уведомления не только само по себе является административным правонарушением. Оно может свидетельствовать о недостаточном уровне квалификации владельца бизнеса и сопутствовать более серьезным нарушениям, ущемляющим интересы потребителей и государства (нелегальная продукция, некачественные и небезопасные услуги, ненадлежащий персонал, неприменение контрольно-кассовой техники, неуплата налогов и др.) и порождающим значительные риски, в том числе, для общественной безопасности.

В этой связи, «Общественная потребительская инициатива» и Общественный совет при Роспотребнадзоре при поддержке Роспотребнадзора запускают пилотный проект – возможность для каждого потребителя и предпринимателя проверить организацию на сайте ЭТОЛУЧ.РФ. На указанном ресурсе сформированы публичные профили предпринимателей с указанием на наличие или отсутствие базовых рисков. Данные синхронизированы с официальными государственными реестрами и регулярно обновляются.

Использование публичных профилей позволяет просвещать потребителей и предпринимателей – информировать их об установленных требованиях и их соблюдении конкретными заведениями, а также стимулировать бизнес к выполнению обязательных положений законодательства.

Дополнительно, каждый предприниматель, соответствующий базовым требованиям для его вида деятельности, может получить и разместить на своем объекте бесплатный QR-код, который является свидетельством соблюдения базовых требований и позволяет размещать правила продажи и другую обязательную информацию для потребителей в электронном виде (снижая издержки на бумажные версии).

Ранее в ходе Восточного экономического форума глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщала, что в России появится система, в которой пользователи смогут получить информацию о кафе и ресторанах.
Учитывая значительные масштабы выявленных отклонений, ключевым элементом должна выступать широкая информационная кампания о недопустимости подобных практик и удобные инструменты для самоконтроля, в качестве которых выступает информационная система "Луч" (ЭТОЛУЧ.РФ), разработанная при участии Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике .

Отсутствие уведомления о начале деятельности, лицензии или регистрации в системе маркировки – это достаточно серьёзные нарушения, которые пока еще носят заметный характер. И в силу своей массовости для их пресечения и предупреждения требуются нестандартные современные решения в духе умного регулирования. В этой связи, на площадке Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике разрабатываются новые подходы к экономическим и технологическим санкциям для компаний, не соблюдающих базовые требования к видам деятельности. Такие санкции на техническом уровне ограничат возможность осуществления незаконной деятельности, но при этом не приведут к росту административной нагрузки на бизнес.

При этом добросовестный бизнес, соблюдающий обязательные требования, даже не заметит таких нововведений. Мы уже готовим соответствующие предложения по поправкам в законодательство в рамках общего трека по обелению экономики.
📱 ЦРПТ и Роспотребнадзор запустили сервис «Что За продукт?» - удобный способ узнать состав продукта через приложение Честный ЗНАК

😋 Сервис помогает покупателю быстро разобраться в составе продуктов питания. Для этого в России провели тысячи лабораторных исследований. Достаточно сканирования кода маркировки через приложение Честный ЗНАК, чтобы увидеть содержание сахара, соли, жиров, трансжиров, добавок, аллергенов – всего 11 ключевых показателей. Сервис уже работает для молочки, воды, сладких напитков и скоро распространится на другие категории.

🚦 В основе - методика Роспотребнадзора «Светофор». По цветовой подсказке можно сразу понять, сколько в продукте сахара, соли, жиров и трансжиров с учетом суточной нормы:

🟢 зеленый цвет - низкое содержание,
🟡 желтый - умеренное,
🔴 красный - высокое.

🗯 «Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета. Потребителя необходимо информировать о составе продукта максимально доступным способом, чтобы каждый мог осознанно решить, какие продукты можно употреблять практически без ограничения, а какие требуют более умеренного употребления. Цветовая индикация «Светофор» помогает сделать грамотный выбор продуктов и снизить риски для здоровья граждан», - подчеркнула руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.

🗯 «Анализ состава продуктов с помощью цифровых сервисов – мировой тренд. В России таким источником информации стало наше приложение, которое скачали уже 34 миллиона пользователей – каждый четвертый житель страны. Сейчас мы сделали следующий шаг, чтобы люди могли осознанно выбирать продукты и управлять своим питанием. «Честный знак» провел тысячи исследований, определяя фактическое содержание сахара, соли и трансжиров. Наш сервис делает эти данные доступными и понятными для всех», - комментирует председатель Совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин.

👍 Первым сотрудничество с сервисом «Что За продукт?»поддержал «ВкусВилл» - компания предоставила данные о составе своих продуктов и собственных результатах лабораторных исследований.

🗯 «Мы во «ВкусВилл» считаем, что здоровое питание должно быть удобным, понятным и вкусным. Первыми среди российских ритейлеров в 2019 году мы внедрили «Светофор», и на упаковке 95% нашего ассортимента опубликован расширенный состав. Простая навигация помогает каждому покупателю легко ориентироваться в питательной ценности продуктов, делая осознанный выбор без ограничений и сложностей. Мы создаем продукты, которые позволяют питаться сбалансированно и с удовольствием, а маркировка помогает правильно распределять их в рационе. Именно поэтому мы первыми подключились к проекту, чтобы эти данные были доступны и в цифровом виде в мобильном приложении Честный ЗНАК», - рассказала бренд-лидер «ВкусВилл» Татьяна Янышева.

ЧЗ breaking news
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👀 С 2018 года Роспотребнадзор реализует проект добровольной маркировки пищевых продуктов «Светофор»: цветовая индикация (зелёный, жёлтый, красный) на упаковке отражает уровень содержания соли, сахара и насыщенных жирных кислот с учётом суточной нормы.

❗️Маркировка не указывает на опасность продукта, а служит наглядным ориентиром для выбора пищи.

📣 Новый цифровой сервис доступен в приложении «Честный ЗНАК»: при сканировании кода маркировки покупатель получает данные о составе продукта — содержание сахара, соли, жиров и трансжиров, а также другие характеристики. Сейчас сервис работает для молока и молочной продукции, бутилированной воды, соков и сладких напитков. В ближайшее время планируется расширение перечня категорий.

🫱 Роспотребнадзор передал оператору «Честного ЗНАКа» свою базу данных по содержанию указанных веществ в пищевой продукции, база была дополнена тысячами исследований оператора. В карточке каждого продукта отображаются 1️⃣1️⃣ показателей, включая аллергены, пищевые добавки («Е»), калорийность и КБЖУ (белки, жиры, углеводы), витамины и микроэлементы — это должно помочь потребителю сравнить товары и сделать осознанный выбор.

«Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета. Потребителя необходимо информировать о составе продукта максимально доступным способом, чтобы каждый мог осознанно решить, какие продукты можно употреблять практически без ограничения, а какие требуют более умеренного употребления. Цветовая индикация «Светофор» помогает сделать грамотный выбор продуктов и снизить риски для здоровья граждан», — подчеркнула руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.


Приложение «Честный ЗНАК» уже позволяет проверить легальность товара и узнать, где, кем и когда он произведён. Новая функция дополняет эти возможности. Сервис «Что за продукт?» опирается на наработки мобильного приложения «Здоровое питание» и содержит информацию о критически значимых веществах по 11 группам продуктов (молочная и кисломолочная продукция, творог, мясная и рыбная продукция, хлеб, напитки, кулинария, бакалея, сыры, готовая еда). С декабря 2025 года эти данные интегрированы в «Честный ЗНАК».

👉🏻 Подписывайтесь на Ваш Роспотребнадзор в MAX

#Роспотребнадзор_маркировка
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В Совете Федерации состоялась презентация первого отраслевого регламента контроля качества оказания услуг по доставке населению пищевых продуктов, разработанного при непосредственном участии сенаторов Совета Федерации, ключевого общественного потребительского объединения «Общественная потребительская инициатива» и ведущего игрока рынка компании «Самокат»

Важнейшей характеристикой Регламента является его жесткая привязка к существующему законодательному каркасу. Документ не создает «параллельную реальность», а детализирует требования федеральных законов и Технических регламентов Таможенного союза применительно к специфике дистанционной торговли. Более того, положения Регламента коррелируют с утвержденными Роспотребнадзором методическими рекомендациями, что создает единое правовое поле.

Положения Регламента обязывают операторов доставки проверять легальность деятельности поставщиков через государственные информационные системы, а также анализировать их надзорную историю, в том числе, с использованием информационной системы "Луч". Это закрывает доступ на рынок для фирм-однодневок и нелегальных производств, которые не платят налоги и не несут ответственности за качество. Крупные агрегаторы, соблюдающие Регламент, становятся «санитарами рынка» и союзниками государства, выдавливая из цепочек поставок серые схемы.

Поддержка и внедрение в Регламенте широкого использования государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров («Честный ЗНАК») и функции «запретительной кассы» обеспечивают полную прослеживаемость товародвижения. Государство получает достоверные данные об обороте пищевой продукции, что способствует росту налогооблагаемой базы и искоренению контрафакта.

Внедрение данного Регламента фактически формирует первый общественный договор в сфере электронной коммерции, где безопасность и качество становятся не опцией, а безусловным императивом, обеспечиваемым солидарной ответственностью бизнеса и гражданского общества под эгидой государства.

Проделанная при непосредственном участии сенаторов работа является качественной основой для возможного отраслевого регулирования, как в сфере доставки готовой еды, так и в других чувствительных для потребителя областях.
Выступил на заседании Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности по вопросам развития агрегатов доставки еды.

Отметил, что такие регламенты затрагивают чувствительные аспекты городской среды и повседневной жизни людей. Рост числа объектов торговли и услуг в жилых зонах нередко вызывает напряжённость между жителями и бизнесом, и здесь важно найти взвешенный баланс интересов. Полностью исключить шум невозможно, но чёткая регламентация работы, соблюдение законов о тишине и принципов добрососедства позволяют существенно снизить дискомфорт для жителей.

Подчеркнул, что регламент уделяет особое внимание вопросам шума, парковки, поведению персонала, развитию каналов обратной связи с жителями и учёту их обращений. Он стимулирует бизнес инвестировать в современное, более экологичное и малошумное оборудование, тем самым повышая общее качество городской среды.

Отдельно остановился на механизмах взаимодействия бизнеса и государства. Регламент позволяет оперативно реагировать на выявленные нарушения и фактически ускоряет исполнение предписаний надзорных органов, в том числе через блокировку недобросовестной продукции.

Также обратил внимание на важность консультирования малого бизнеса по соблюдению санитарных и обязательных требований.

Участие крупных игроков в этой работе снижает уровень правовой неграмотности и соответствует стратегическим задачам государства.

Коллеги по Комитету мою позицию поддержали.

#советфедерации #ОлегГолов
Принял участие в дискуссии по вопросу создания первого отраслевого регламента контроля качества оказания услуг по доставке населению пищевых продуктов — документа, разработанного при непосредственном участии сенаторов Совета Федерации, ключевого общественного потребительского объединения «Общественная потребительская инициатива» и ведущего игрока рынка компании «Самокат».

Регламент основан на четырех фундаментальных принципах: системность работы, непрерывность контроля, безопасность продуктов и цифровой подход. При его составлении были проанализированы федеральные законы, технические регламенты, ГОСТы, СанПиНы и методические рекомендации Роспотребнадзора, учтены особенности профессиональной деятельности по доставке готовой еды.

Отдельное внимание в ходе обсуждения было уделено роли регламента в системе государственного контроля и борьбе с нелегальными участниками рынка.

В условиях современных угроз государство заинтересовано в минимизации рисков распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, а регламент фактически формирует дополнительную систему защиты.

Положения документа обязывают операторов доставки проверять легальность деятельности поставщиков через государственные информационные системы и анализировать их надзорную историю, что закрывает доступ на рынок для фирм-однодневок и нелегальных производств.

Крупные агрегаторы, соблюдающие регламент, становятся «санитарами рынка» и союзниками государства, выдавливая из цепочек поставок серые схемы.

Поддержка государственной системы мониторинга за оборотом товаров и функции «запретительной кассы» обеспечивают полную прослеживаемость товародвижения, дают государству достоверные данные об обороте пищевой продукции и способствуют искоренению контрафакта.

Регламент позволяет надзорным ведомствам сместить фокус с тотального контроля на точечную работу с нарушителями, полагаясь на данные аудитов, которые проводят добросовестные агрегаторы. Это инструмент, который закрывает доступ на рынок фирмам, работающим в серой зоне, и реализует задачу по легализации экономики.
Маркировка. Итоги 2025: перспективы для государства, преимущество для бизнеса, польза для общества.

Президентом страны поставлена четкая задача: обеление экономики — один из ключевых приоритетов 2026 года. Это означает системную борьбу с незаконным оборотом товаров — как на традиционных розничных рынках, так и в цифровой среде.

В этой работе цифровая маркировка уже сегодня играет стратегическую роль. Для государства это не просто механизм контроля, а инструмент управления экономическими процессами в режиме реального времени. Для легального бизнеса — защита брендов, снижение недобросовестной конкуренции и рост рентабельности. Для потребителей — защита от контрафакта, повышение качества товаров и развитие общественного контроля.

Именно этим вопросам была посвящена сегодняшняя встреча в рамках работы Экспертного совета по детенизации экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике. Сегодня мы подводили итоги года и обсуждали, как будет развиваться система маркировки дальше — с учетом интересов всех сторон.

В дискуссии принимали участие представители федеральных органов власти, отраслевых объединений и общественных организаций.

В каждой товарной группе, где внедряется маркировка, мы видим как обеление, так и рост налоговых доходов в бюджет государства. Например, экономический эффект для страны составил 1,2 трлн рублей, а к концу года он может достичь 1,6 трлн. За 5 лет маркировка сократила нелегальный оборот в три раза: с 26% до 9%. В фармацевтической отрасли, по данным Росздравнадзора, маркировка сократила фальсификат до 0,01%, а нарушения по продажам лекарств за год снизились на 78%. Это большой результат, достигнутый консолидированными усилиями государства, бизнеса и потребителей.

В ходе встречи участники не раз отмечали преимущества системы для бизнеса с точки зрения крупной аналитической платформы, а также противодействия нелегальному обороту. При этом ЦРПТ, как оператор системы, активно налаживает диалог с представителями бизнеса, выстраивая совместную работу по оптимизации процессов, устранению барьеров и развитию функционала системы в интересах всех участников оборота.

Сегодня маркировка перестает быть исключительно техническим инструментом — она становится основой легального оборота, прозрачной экономики и доверия со стороны общества. Именно в таком формате и предстоит выстраивать дальнейшую работу.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
С коллегами из программы НашПотребНадзор обсудили ситуацию на рынке икры после введения цифровой маркировки.

Главный итог - кратное снижение числа нарушений и переток нелегальной продукции в маргинальные каналы сбыта.
Итоги года с маркировкой подвел председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов

На профильном мероприятии в Государственной Думе председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов представил ключевые итоги года с точки зрения защиты прав потребителей и борьбы с нелегальным оборотом товаров.

Согласно собственной аналитике ОПИ, в 2025 году зафиксировано устойчивое снижение доли нелегальной продукции на потребительском рынке. Одним из таких инструментов стала система цифровой маркировки, которая сегодня активно используется ОПИ в общественном контроле. Данные маркировки позволяют оперативно выявлять нелегальный товар, отслеживать цепочки поставок и фиксировать нарушения в режиме реального времени.

На основе этих данных ОПИ развивает собственные информационные системы, такие как Луч, ориентированные на защиту потребителей. Они обеспечивают оперативную аналитику, мониторинг рисков и позволяют реагировать на нарушения до того, как они становятся массовыми.

Вместе с тем проблема полностью не устранена и по-прежнему требует системных решений и постоянного общественного контроля. В особенности это касается тех товаров, которые не охвачены системой. В связи с этим ОПИ поддерживает последовательное расширение системы на новые категории, преимущественно на продовольственные, а также на товары повышенного риска. Опыт внедрения Честного знака показывает, что во всех маркируемых товарных группах наблюдается сокращение фальсификата, нарушений, а также рост качества и безопасности продукции.

В 2026 году ОПИ планирует предложить дополнительные меры, направленные на дальнейшее сокращение нелегальной торговли, включая расширение применения цифровых инструментов, усиление общественного контроля и развитие взаимодействия с регуляторами и бизнесом.

Общественная потребительская инициатива последовательно выступает за формирование прозрачного, безопасного и ориентированного на интересы граждан потребительского рынка.
Государственной Думой Российской Федерации принят закон, направленный на кардинальное усиление ответственности продавцов (исполнителей, владельцев агрегатора информации о товарах (услугах) за навязывание потребителям дополнительных (сопутствующих) услуг или товаров.

Согласно принятым поправкам, верхняя планка административного штрафа за нарушение прав потребителей увеличена в 12,5 раз и составит:
➡️ для должностных лиц – от 50 000 до 100 000 рублей;
➡️ для юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.

Закон направлен на эффективное пресечение недобросовестных практик, с которыми регулярно сталкиваются граждане. Речь идет о ситуациях, когда приобретение основного товара или услуги (например, бытовой техники, тура, финансового продукта) ставится в обязательное условие о покупке другого, часто ненужного потребителю, товара или услуги.

📌Принятие закона – это серьезный шаг в построении честных отношений между хозяйствующим субъектом и потребителем. Существенное увеличение штрафов станет действенным сдерживающим фактором для недобросовестных участников рынка и будет способствовать повышению стандартов деловой этики.

📣Роспотребнадзор обращает внимание хозяйствующих субъектов на необходимость приведения своей деятельности в строгое соответствие с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Практика навязывания дополнительных услуг, «скрытых» комиссий или товаров-спутников под любым предлогом будет признаваться грубым нарушением.

#новости_Роспотребнадзора
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM