Повесть современных лет – Telegram
Повесть современных лет
4.53K subscribers
684 photos
162 videos
347 links
Дела Государства Московскаго. Повесть современных лет.

Мы "Вконтаке" - https://vk.com/povest_let ("Новый Летописецъ")

Обратная связь с авторами канала - через сообщения группы "Вконтакте"
Download Telegram
1480 год. Река Угра

- Орда! Денег нет, но вы держитесь. Бескормицы вам и хорошего настроения!
🔥54😁43👍8💯4😡2🤔1
Если бы фильмы "Брат" и "Брат-2" снимали в Золотой Орде

- Астрахань... Красивый город, но провинция. В Сарай-Бату двигать надо. Там вся сила.

- Как звать-то?
- Гофмадуллей
- Хазарин что-ли?
- Нет, татарин.
- Ааа... а то я хазар как-то не очень!
- А какая разница?
- Да че пристал...?

- Дед, продауй лук!
- Пятьсот ефимков!
- Держи, здесь тысяча
- Талеры...
Приносит саадак.
- Вот лук и стрелы затупленные, на белку.

- А до Киева довезёт?
- Довезёт до Перекопа и обратно! Мы, монголы, не обманываем друг друга.

- А где твоя Орда, сынок? Сдал Ядыгар-Мухаммед твою Орду русским, чтобы тусоваться красиво. А теперь твоя Орда две войны и Казань про"рала. Братьев-татар в Сибири сдала, ногаев на Волге сдала. Орда! Сегодня Орда там, где задница в тепле, и ты, Шигалей, лучше меня это знаешь!
— А у вас брат в Касимове есть?

- Малай, араки нам принеси, мы домой скачем.

- Вы ушкуйники?
- Нет, мы русские.

- Не, хан Батый мне не нравится. Басурманин он какой-то, кочевой весь, в халате как баба. Одно слово: кипчак.
- Так он монгол.
- Да? Какая разница?

- В чем сила, кунак?
- В туменах вся сила, кунак, и у кого туменов больше, тот и сильнее!
- Ну вот будет у тебя много туменов и что?
- До последнего моря дойду, весь Мир покорю!
- И меня покоришь?

- Мать писала, на войне был, к Последнему морю ходил?
- Да не... Возле кошмы хана там отсиделся, писарем...

-Эй, багатур! Это он тебя Баурсаку-нойону выдал!
- Я знаю. А нукерам своим наказ мой передай: кто анду пальцем тронет -живота лишу!

- Джамуха, вставай!
- Не стреляй, анда, пожалуйста, не стреляй!
- Ты что, анда? Вставай давай, всё.
- Прости, Темучжин! Не стреляй, пожалуйста, не убивай.
- Ты что, анда? Ты же мой анда, побратим! Ты же мне вместо отца был. Я же тебя ата называл. Что ты?
А помнишь, у меня меркиты жену украли?
Ты меня с собой в поход на них взял.
А помнишь, я тарбагана испугался,
...а ты смеялся надо мной?
Помнишь ведь?

— Ну что могу предложить, господа? Пять кинжалов: четыре татарских, один хошоутский. Всё отточено. Все в полном порядке. Горшки с греческим огнём: противопехотные, зажигательные. Некоторые не горят, примерно, 50 на 50. Пороки китайские — два, извините, не проверял. Вот луки есть: четыре составных, один тисовый. Это из импортного. И теперь отечественный производитель: арбалет Чжугэ Ляна, считай в масле. Четыре лука меркитских — машина тяжелая, но надежная, убойная. Торгоутский топорик, он же ТТ, сегодня один, извини, очень быстро разбирают. Но вот есть франкский арбалет, но совсем ненадежный. Время сточило ударный механизм. Динлинские клевцы, я думаю, вас не заинтересуют.
— Слушай, а откуда всё это?
— Эхо Орды.

- "Свой своему поневоле брат" . Народная кипчакская поговорка. (Протягивает руку). Кипчак!
— Дани-мерген. Кочевник?
— Монгол.
— Вообще-то у меня дед на Калке погиб.
— Бывает…

- Цель приезда в Орду?
- Курултай по новым способам счёта на пальцах и защите считающих рук.

- Слышь, земляк, где тут русские живут?
- Московиты мне не земляки!
- Лях что ли??
- Чиво?

- Тебя как зовут?
- Чулпан-Гоа, что переводится с Высокой Речи как Утренняя Лань...
- Ясно, а по-татарски?
- Диля.

- Вы мне ещё за Рязань ответите!

Со мною зажигали города, глупые чужие города…
Там мне дань платили, как то скажет Яса..
О-о-о, Киев, ожидает напряжённо хана БатыЯ...
Я сам себе и Тенгри и Умай,
Голая довольная Умай,
Ждёт коня дорога предрасветная..

- Да скоро всей вашей Золотой Орде кирдык!...
- Что ты к нему пристал? Он вообще тимурид.

- Эй, мил человек, что творится тут? Пошто народ честной собрался?
- Да ордынец заезжий в корчме посадских вчерась живота лишил. Брать его десятские пришли да пристава, а тот в сарае заперся, да непотребства оттуда творит!
---
- Сдавайся, бусурманин!
- Монгольские не сдаются! Хуррраг!
---
- Ну все,сейчас дружинники князевы сарай запалят, выкуривать нехристя будут!
- А ты пошто знаешь?
- А нешто ты летописей не читал?!
---
- Москва - великий город! Я остаюсь тут жить!

- Скажи мне, половчанин, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и Мамай говорит, что деньгах. Я думаю, что сила в Ясе, кто чтит Ясу - тот и сильней.

Новый Летописец
🔥98😁4914👍11👎2
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
"Трифон Вятский. Забытые страницы Древней Руси".
Фильм Вячеслава Дегтярникова (+11.10.2025).
🙏245🔥1
В лето 7534 октября месяца бысть во Согдийския земли во граде Дюшамбееве, иже речется словенскими словесы Понедельник, яко бысть прежде на том месте торг понедельничный, Собор государей держав иноземных, иже прежде бяху во Государстве Московском, а ныне порознь живут. Прииде на той Собор и государь Московский и всея Великия и Новыя Руси Самодержец Володимир Володимирович, и бысть ему разглагол со ширваншахом Ильхамом Гейдаровичем. И заключиста государя оба меж собою ряд и мир, понеже бе прежде вражда меж има. И людем посадским повелеста сии государи друг на друга зла не держати и такожде во мире пребывати.

Тоя же седмицы удумаша дьяки государевой казны сотворити московскии рубли обликом своим талерам немецким подобными да учинити вече во мережах цифирных, каковый бо образ на новой денге полутысящной начертати. И бысть замятня в народе, и распря, и начаша людие лаятися и ругатися меж собою и битися крепко в корчмах да трактирах. Одни бо восхотеша узрети образ горы Ельбрусовой, иже меж Кабардой да Карачаем во горах Кавкасийских. Иныя же начаша глаголати за вежу, иже во крепости Грозныя, паче же всих восхотеша ю видети отоцкие люди да князь Вайнахский Рамзан Ахматович.

А во минувшее лето 7533 бысть сицева же распря и смута, егда удумаша Государевой казны люди служивые на иной деньге изваяние содеяти разбойника и крамольника Салаватки Юлава, иже бе при воре Емельке Пугачеве.

И бысть глагол по стогнам и торжищам и во грамотех цифирных, яко надобно де о тех служилых людях государевой казны сыск учинити, да свезти их во Приказную избу Тайнаго приказа, яже за торгом Лубянским, да содеяти им допыт с правежом, да березовою кашею попотчевати, дабы прознати у них, покуда паки медный бунт не случися, по чьему злодейскому наущению смуту на Руси сеют да творят рубли государевы по подобию латынскому да люторскому.

"Новый Лѣтописецъ"
👍38🔥2210🤝4
14 октября - день Покрова Пресвятой Богородицы - самый значимый праздник Русского казачества

В этот день в 1641 г. завершилось т.н. "Азовское сидение" - оборона крепости Азов русскими казаками против войск Османской империи.

========
ПОВЕСТЬ ОБ АЗОВСКОМ ОСАДНОМ СИДЕНИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ (отрывок)

"...Ответ наш казачей из Азова города толмачем и голове яныческому:

Видим всех вас и до сех мест про вас ведаем же, силы и пыхи царя турского все знаем мы. И видаемся мы с вами, турскими, почасту на море и за морем на сухом пути. Знакомы уж нам ваши силы турецкие. Ждали мы вас в гости к себе под Азов дни многие. Где полно ваш Ибрагим, турской царь, ум свой девал? Али у ново, царя, не стало за морем серебра и золота, что он прислал под нас, казаков, для кровавых казачьих зипунов наших, четырех пашей своих, а с ними, сказывают, что прислал под нас рати своея турецкий 300 000. То мы и сами видим впрямь и ведаем, что есть столко силы ево под нами, с триста тысящ люду боевого, окроме мужика черново. Да на нас же нанял он, ваш турецкой царь, ис четырех земель немецких салдат шесть тысячь да многих мудрых подкопщиков, а дал им за то казну свою великую. И то вам, турком, самим ведомо, што с нас по се поры нихто наших зипунов даром но имывал.

Хотя он нас, турецкой царь, и взятьем возьмет в Азове городе такими своими великими турецкими силами, людми наемными, умом немецким, промыслом, а не своим царевым дородством и разумом, не большая то честь будет царя турского имяни, что возмет нас, казаков в Азове городе, не изведет он тем казачья прозвища, не запустиет Дон головами нашими. На взыскание наше молотцы з Дону все будут. Пашам вашим от них за море итти.

Естли толко нас избавит Бог от руки ево силныя такия, отсидимся толко от вас в осаде в Азове городе от великих таких сил его, от трехсот тысящей, людми своими такими малыми, всево нас казаков во Азове сидит отборных оружных 7590, соромота ему будет царю вашему вечная от ево братии и от всех царей.

Назвал он сам себя, будто он выше земных царей. А мы людие Божии, надежа у нас вся на Бога, и на Мать Божию Богородицу, и на их угодников, и на свою братью товарыщей, которые у нас по Дону в городках живут. А холопи мы природные государя царя христианскаго царства московского. Прозвище наше вечное - казачество великое донское безстрашное. Станем с ним, царем турским, битца, что с худым свиным наемником.

Мы себе, казачество волное, укупаем смерть в живота места. Где бывают рати ваши великия, тут ложатся трупы многие. Ведомы мы людии - не шаха персидского: их то вы что жонок засыпаете в городех их горами высокими. Хотя нас, казаков, сидит сем тысящей пятьсот девяносто человек, а за помощию Божиею не боимся великих ваших царя турского трехсот тысящей и немецких промыслов.

Гордому ему бусурману, царю турскому, и пашам вашим Бог противитца за ево такие слова высокие. Равен он, собака смрадная, ваш турской царь, Богу небесному пишется. Не положил он, бусурман поганой и скаредной, Бога себе помошника. Обнадежился он на свое великое тленное богатство. Вознес сотона, отец ево гордостью до неба, а пустит ево за то Бог с высоты в бездну вовеки. От нашей ему казачьей руки малыя соромота ему будет вечная, царю. Где ево рати великий топеря в полях у нас ревут и славятца, завтра тут лягут люди ево от нас под градом и трупы многия. Покажет нас Бог за наше смирение христианское перед вами, собаками, яко лвов яростных.

Давно у нас в полях наших летаючи, а вас ожидаючи, хлекчут орлы сизые и грают вороны черные подле Дону, у нас всегда брешут лисицы бурые, а все они ожидаючи вашево трупу бусурманского. Накормили мы их головами вашими, как у турского царя Азов взяли, а тонере им опять хочется плоти вашея, накормим уж их вами досыти. Азов мы взяли у ново царя турскаго не татиным веть промыслом, впрям взятьем, дородством своим и разумом для опыту, каковы ево люди турецкие в городех от нас сидеть..."

Текст полностью - https://www.vostlit.info/Texts/rus7/Azov2/text.phtml?id=1668
52🙏21🔥6👎1
14 октября - день рождения Винни-Пуха

Летопись Олексанра Милна

В лето 6430. Иде Венеполк на пчелы и изгнали его пчелы и не даша дани. И поиде к Христофору Робиничу и рече медведь: «леса наши велики и обильны, а оружие у меня несть». И даше ему Христофор пря лазоревы и ружие. И поидоста на пчелы, творяся будто туча великая. И пчелы им веры не даша и затвориша ся во граде, и возвратиста.

В то же лето ходил Венеполк ко Кролику и обложил его данями тяжкими, медами и хлебами. И мысля себе: «поищу ещё дани». И поиде в свой град и възратися, желая большаго ядения. И собрал дань многу, яко не вылезти ему из града и седеше под градом с неделю. И возмя дань, поиде въ свои град.

В то же лето на зиму приходили буки первое на лес. И ходил по них Венеполк с воеводой своим Полугривенком, от рода поросяча, а дед его был Поитинавы, муж смыслен и храбр.

В лето 6431 в лето и был у Венеполка ослятя именем Иав. И был обидим совой, взяла бо хвост его и содеяла себе ужища у била воротного. И Венеполк ходил ко граду ея к Каштану. И ряд с совой заключил и взяв хвост в град свой воротился. И повесил хвост осляти в знак победы своей.

В то же лето приходили слонопотомы на Лес. Венеполк же с Полугривном хитрость некую сотвориста, а чаяли слонопотома медом приманить и в полон взять и в яму посадить и ничтоже успеста. Глаголет Мефодий, яко 4 народа на лес придут пред скончанием времен: первое буки, вторые бяки, третьи слонопотамы, четвертых заключил в гору Александр Македонский.

В то же лето рече ослята к Венеполку: звери лесные изрядились прями и яствами, а я наг. И Венеполк давал ему горушну с медом, а Полугривеник пря багровые. И был ветер и изодрал пря: не дана бо ослятям пря. Венеполк же мед испил сам, а с горушной ходил к Сове и ряд заключи и писаста на горушне: мы от роду урского, медведь Вениполк, се даю горушна сия осляти своему Иаву. Сова же грамоты не знаяше, но писаше чертами и резами. И даша осляти дары, горушну пусту, да пря худые, понеже был Венеполк милостив к дружине своей.

В лето 6431. Приведе себе Христофор зверя дивного именем кенгуру и с детенышем ее. И Кролик рек к Венеполку и к Полугривну: «поимем детенаша её и сотворим ей, якоже хочем». И пояша детеныша себе. А к Кенге послали Полугривеника, мужа нарочита. А творился детенышем её. Был бо Полугривень мал вельми. И привела его Кенга на двор свой и рече ему: «добро пришёл, сыне?». И прияла ево в честь и повелѣ на него мов створити: «измывшеся, прииде ко мнѣ». Полугривеник же был от рода свиньина. И помыла его Кенга и тако отомстила сына своего. Была бо Кенга хитра паче всех зверей.

В лето 6433. Пардус был храбр и легко ходил и шатра себе не имяше. Но спал, подложивши хвост под главу. И не меда не ел, не желдей, но поймав рыбу и жир ростопиша и тем питашеся. И ходил по дань с похвальбою великою. Венеполк же и Полугривень и Ослятя совет держаша и послаша ему дары: мед и жельди и чертополох, он же того не прияше, только рыбий жир приял и ста хвалити и любити. И реша звери лесные: «лют сей пардус, яко медом небрежет. Лекарское же зелье емлет и любит». И взяла его Кенга себе во двор и кормила рыбьем жиром и кашей до возраста его.

Автор - https://grozamolo4nikov.livejournal.com/84230.html

Ежели "баян" - не взыщите строго.
😁6326👍12🔥9👏1
14 октября Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы.

В честь именно этого Праздника воздвигнут один из наиболее величественных храмов России - Собор Покрова-на-Рву, более известный как храм Василия Блаженного. Он был построен царём Иваном IV Грозным в 1555–1561 годах по обету «как ему государю Бог поручил Казанское царство», т. е. в честь взятия Казани в 1552 году и присоединения Казанского ханства к Московскому Государству. Кстати, взятие Казани произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы: "Град же убо взял благочестивый царь и государь в лѣто 7061-го, мѣсяца октября въ 2 день, на память священномученика Киприяна и Устинии, в день недельный, пятый часъ дни" (Троицкая повесть о взятии Казани) .

Отобранный советской властью у православных верующих (в 1929 г. было запрещено проведение церковных служб в нем), Покровский собор по сей день не возвращён церкви. Сегодня он является филиалом Государственного исторического музея.
47🙏28😱6👍5
От блогера до благера - один шаг)
😁63👍25💯24👏3
Операция "Труба" в XVI веке

"Казанская история" об использовании подкопа при взятии Казани в 1552 г.

...Когда же построены были мастерами с большим умением башни и мосты через рвы и реки, взялись они вскоре за другое еще большее дело, которого никто прежде того на Руси не видал. И начали они тайно по ночам копать глубокие рвы под город Казань — с восточной стороны, под крутую стремнину, что находилась со стороны Арского поля, откуда был подъезд к Казани. Казанцы же ничего не знали об этом. И среди наших воинов никто не знал, только воеводы и строители, занимавшиеся этим делом; но и тех уговорили никому о нем не рассказывать, опасаясь двуликих наших изменников, дабы казанцы, проведав от них об этом, не обезопасили бы себя.

...вскоре, на седьмой день, быстро и хорошо завершили мастера порученное им дело, выкопав в трех местах тайные рвы под городскими стенами, и подивился самодержец с князьями его и воеводами новой той мудрости. Бойцы же, находившиеся при пушках, в это время не выходили из-за туров на штурм города, а били изо всего большого наряда — из пушек и из пищалей — по городским стенам, чтобы не было слышно, как ведется подкоп...

Когда же увидел царь великий князь, что казанцы никак ему не покоряются, но еще и угрожают ему, исторг он из глубины сердца своего пламень ярости и, словно лев, издал грозное рычание. И набирает он из всех полков большой полк отважных и хорошо вооруженных юношей — сто тысяч крепких бойцов — и готовит их пешими идти на приступ города...

И повелевает он мастерам подкатывать в глубокие подкопные рвы под крепкие казанские стены бочки с порохом...

И накрепко наказал он всем князьям, и воеводам, и полководцам, чтобы были они готовы на приступ и все пехотинцы и конники были бы одеты в панцири и доспехи к тому часу, когда заиграют военные трубы, чтобы каждый из них оберегал и понуждал к бою свой полк и учил его стоять крепко, и мужественно, и недвижимо.

И объехав все полки свои, словно получив знак от Бога, повелевает он мастерам зажигать в глубоких рвах под крепкими стенами свирепое огненное зелье. Сам же, приехав в стан свой, снова со слезами встает на молитву к Богу...

И когда был подожжен порох во рвах, а дьякон, читавший в это время на литургии святое Евангелие, произнес последние слова: «И будет одно стадо и один пастырь», словно соглашаясь с ним, как с верным другом, тотчас же загрохотала земля, подобно сильному грому, и затряслось все то место, где стоял город, и заколебались городские стены, и едва весь город не разрушился до основания.

И вырвался огонь из пещер, вырытых под городом, и свился в единое пламя, и поднялось оно до облака, шумящее и клокочущее, словно некая большая и сильная река, так что и русские воины пришли в смятение от страха и побежали подальше от города. И прорвало крепкие городские стены, одно прясло, а в другом месте — полпрясла, в третьем же месте — саженей десять; и подняло тайник и понесло на высоту, словно ветром сено или пыль, большие бревна с находившимися на них людьми, и стало относить их в сторону над головами русских воинов, и разбросало их далеко в лесу и на поле за десять и за двадцать верст, где не было русских людей...
37👍25🔥11
В лето 7534 октября месяца в 15 день явися на Москве с посольством новый государь Сирийский Ахмед Джуланий, прозываемый русскими словесы Голанец, яко бысть род его от гор Голанских, иже ныне Иудеями похолоплены. И бысть поезд его в Москве горазд вельми о двудесяти колымаг самоходных, яже по Тверской дороге ко Кремлю промчашася.

Есть же той Ахмед государь самозванный, ибо взя престол во Дамаске граде стольном воровством во минувшее лето. Пришел бе с ватагаю бесермен разбойных да изгна князя законнаго Башара Хафезовича. А войско башарово убояшеся вельми.

И рече Джуланий пред Государем всея Великия и Новыя Руси Самодержцем Володимиром Володимировичем, что будет де ряды да уложения меж Русью Великою и Сирией чтити по старине, и будут рати русския, яко и прежде, во земли Сирийския стояти.

"Новый Лѣтописецъ"
🤔4220👍15💯7👎5😱2
В лето 7534 октября месяца в 16 день бысть разглагол меж государями русским Володимиром Володимировичем да мериканским Дональдом Трамповым чрез прехитрый дальногласный прибор. И глаголаста она меж собой два часа, и утвердиста во едину от седмиц грядущих стретение свое учинити во Угорския земли на реце Дунаеви во граде Будапеште у короля Угорскаго Виктора Обрина. А заутрею грядет гетман черкасский Володька-лицедей в землю Мериканскую ко государю Дональду на поклон, дабы испросити у него секир летучих да вогнебойных. Да токмо невесть абие, обретет ли корысть от хождения своего гетман скоморох, али же паки браним будет, яко и в лето минувшее в горнице Овальныя.

"Новый Лѣтописецъ"
😁49👍27🔥172
Как поляки с хохлами в Смутное время разбойничали.
Из "Временника" Ивана Тимофеева.

Егда же юнорогому Михаилу княжати во обстоянии затвора градовна належащих нужд безстудства стужающих с нами всеми, яко уз неких, ему свобожьшуся, тогда ко главе градом всего царствия быстрее отсюду он свое шествие протязая, – елики от сущих зде пятичастных пяторец успеша во время оно собратися воя в скорости слова, – спешне на обстоятеля, иже тамо нападши, дошед, хотя от бед изяти матере град, иже хохлы имущими на главах тогда бяше той обстоим...

Когда юный князь Михаил, как от некоторых уз, освободился из осажденного города и от тяжелых испытаний, которые он терпел со всеми нами, тогда в скорости направился отсюда к столице всего царства и тех воинов, которые успели в то время по скорому слову собраться от бывших здесь пятерых пятин, спешно повел на осаждающих, напавших там, желая освободить от бед мать городов, осажденную имеющими на головах хохлы...
=======

...еже и при нас бываше некогда во временах прешедших в среде самого царствия вселукавнаго обладанья Борисова и Розстригина, и по сих вселением во царство насилования главохохленых, и во стране земля Новоградския от немотующих фриг таковожде...

... в годы самого вселукавого царствования Бориса и Расстриги, а после этих — во время насильственного вселения в (наше) царство (поляков) с хохлами на головах и такого же — немцев-фрягов в страну земли Новгородской...

=======

Между же первобывшими такожде сотворшееся, яко и прочая вся, иже кралевска сына з главохохлеными множествы второе наступление на землю нашу, наглость их со устремлением к царствию, и приражение к градовным стенам к приятию их, и паки Божие невидимое нам пособие, видимое же побеждение на ня, и обидимым заступление и помощь, сопротивным же от царствия отражения и отриновение, и невольное тех невозвратное с срамом от града отступление...

Между теми событиями, которые, подобно всему прочему, произошли ранее, — второе наступление на нашу землю королевского сына со множеством имеющих хохлы на головах, наглость их нападения на царство и приступ к стенам города с целью взять их, и опять невидимая нам помощь божия, а видимая победа — поражение врагов и изгнание их из царства и невольное и невозвратное отступление от города;

=======

...и порабощение наше от главохохленые и с латынныя Литвы; поборательство же во обдержании по благочестии и в доброй ревности благую дерзость и подвизание до смерти второсвятейшего по первем патриарха Ермогена Московского и всеа Русии...

...и порабощение наше главохохленной и латинствующей Литвой, и борьбу, и благочестивую и ревностную дерзость и подвиг даже до смерти второго по первом святейшего патриарха Гермогена Московского и всея Руси, находящегося в осаде...
🔥24🤔113👍3
В лето 7534 октября месяца в 19 день в неделю на память апостола Фомы во Франкския земли во стольном граде Париже во крепости Луврския приидоша тати в тамошнюю потешну памятную Избу, яже еллинским глаголом мусеем прозвается. Творяху бо ся яко люди работныя, пригнаша колесницу со лествицей вельми долгой, да по той же летвице чрез оконце во крепость Луврскую влезоша да татьбу учиниша. Егда же назад воротишася, то оброниша венец королевы Евгении, и учинися ему юродство вельми гораздое. Бысть же весь убыток той Луврской памятной Избе о 88 леодров ефимков немецких.

"Новый Лѣтописецъ"
👍35😁29🔥43😱1
545 лет назад, 8/21 октября 1480 г., началось "Стояние на реке Угре"

«Стояние на Угре» – военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы платить Орде ежегодную дань. Это событие положило конец ордынскому владычеству. Русское государство стало полностью независимым.

Прииде же вѣсть к великому князю, яко дополна царь Ахмат идеть со своею ордою и царевичи, уланы и князми, еще же и с королем во единой думе с Казимером, король бо и подвел его на великаго князя, хотя разорити християнство. Князь великий поиде на Коломну и сам став на Коломне, а сына своего, великаго князя Ивана, в Серпухове, постави, а князь Андрѣя Василиевича Меньшаго в Торусе, прочии князи и воеводы по инем мѣстам и инии по брегу.

Слышав царь Ахмат, что князь великий стоит у Оки по брегу со всеми силами, поиде к Литовской земли, обходя реку Оку и ожидая себѣ на помочь короля или силы его, и знахори ведяху его ко Угрѣ рецѣ на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод своих на Угру посла со всѣми силами, и, шедше, сташа на Угрѣ и броды и перевозы отняша. А сам князь великий ѣха с Коломны на Москву ко всемилостивому Спасу, и пречистой госпоже Богородицы, и ко святым чюдотворцамъ, прося помощи и заступления православному християнству, на совѣт и думу своему отцу к митрополиту Горонтию, и к своей матери великой княгини Марфе и к своему дяди Михайлу Андрѣевичу и к духовному своему отцу архиепископу ростовскому Васьяну, и ко всѣмъ бояром, вси бо тогда быша во осаде на Москве. И молиша его великим молением, чтобы стоял крѣпко за православное християнство противу бесерменству.

... И приидоша татарове, начаша стреляти, и наши на них, инии же приидоша противу князя Андрея, а инии противу великаго князя мнози, а овии противу воевод вструг приступиша. Наши стрелами и пищалми многих побиша, а их стрелы межу наших падаху и никогоже уязвляху. И отбиша их от брегу. И по многи дни приступаху бьющеся и не возмогоша, ждуще, егда река станет. Быша же мрази великы тогда, река нача бо ставитися. Бысть же страх на обоихъ, — едини других боящеся.

Егда же ста река, тогда князь великий повеле сыну своему, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами преити к себе на Кременецъ, боящеся татарскаго прихожения, яко да совокупляшася брань и сотворят с противными.

Во граде же Москве всем во страсе пребывающим и долгъ общедательный во ум приимающе, ни от кого же помощи ожидающе, токмо ко Вседержителю Спасу и Богу Господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери преславные Богородицы со слезами и воздыханми молящеся непрестанно. Тогда же бысть преславное чюдо пречистыя Богородица: егда отступиша от брегу наши, татарове страхом обдержими побегоша, мняще, яко берег даяху им русь и хотят с ними битися. И наши, мнящи, татар за ними реку прешедших, за ними женут, приидоша на Кременецъ. Князь же великий с сыном своим, и братиею, и со всеми воеводами поидоша к Боровску, глаголюще, яко «на тех полях бой с ними поставим», и слушающи злых человек — сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей християнских, а наровников бесерменских, иже глаголютъ: «Побежди, не можеши с ними стати на бой». Сам бо диавол их же усты глаголаше, той же, иже древле вшед в змию и прельсти Адама и Евву. Бе бо дивно тогда свершися Пречистые чюдо: едини от других побеже и никтоже женяше.

Царь (Ахмат) же бежаше во Орду, и прииде на него ногайский царь Ивак и Орду взя и его уби. Един же царевичь хотя за рекой Окою имати украину, князь же великий посла братию свою, дву Андреевъ, и услыша татарове и тии побегоша. И тако избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых.

В лето 6989 прииде князь великий на Москву из Боровска и похвали Бога и пречистую Богородицу, глаголюще: «Ни аггел, ни человекъ спасе нас, но сам Господь спасе нас Пречистые и всех святых моленми. Аминь...


Из "Повести о стоянии на Угре".
27🙏16👍12👎1
В лето 7534 октоврия месяца на день двадесять вторый явися ко Дональду Трампову с челобитьем дьяк союза воинскаго стран немецких, НАТО глаголемаго, именем же Маркушка Рютов.

Поелику не хощут во Европии стретения Дональда Трампова со Государем нашим всея Великия и Новыя Руси Самодержцем Володимиром Володимировичем да Уложения мирнаго утверждения.

Яко боятся во Европии, что поидут де к ним черкасы разбойныя великим числом, дабы жити во странах их да хлеб их ясти, яко же и бесермены да мурины. Посему же рекут: пущай и дальше противу Руси бьются да за пределы Гетманщины идти не смеют. Яко претворися вся Гетманщина во острог каторжный, гайдамаками стерегомый.

Еще же хощут немцы европейския учинити ряд крамольный, дабы прекратити войну на краткое время и послати на Гетманщину войско от стран немецких, самих же черкас разбойных вооружити зело пуще прежняго.

"Новый Лѣтописецъ"
💯30👍138🔥4
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Рубрика "Занимательная этимология"

Слово ошеломить произошло от устаревшей лексемы (корня) "шелом". Согласно словарю М. Фасмера, шелом (шлем) – заимствование из германских языков, буквально означающее «то, что защищает». Ошеломить – буквально «сбить с врага шелом». Ошеломлённый, поражённый мощным ударом человек нередко терял сознание, был растерян, изумлён. Со временем у слова ошеломить появилось вторичное значение: «сильно удивить».
👍3614🙏9🔥5👎1👏1
К 675-летию со дня рождения Дмитрия Донского (1350-1389)

Сий убо князь Дмитрий родися от благородну и честну родителю — сын князя Ивана Ивановича и матере великые княгини Александры. Внук же бысть православнаго князя Ивана Даниловича, събрателя Руской земли, корене святого и Богом насаженаго саду, отрасль благоплодна и цвѣт прекрасный царя Володимера, новаго Костянтина, крестившаго землю Рускую, сродник же бысть новою чюдотворцю Бориса и Глѣба. Въспитан же бысть въ благочестьи и въ славѣ, съ всяцѣмь наказаниемь духовнымъ, и от самѣх пеленъ Бога възлюби. Отцю же его, великому князу Ивану, оставльшу житие свѣта сего и приимшему небесное селение, сий же оста млад сый, яко лет 9, с любимым си братомъ Иваном. Потом же и тому преставльшуся, таже и мати его преставися Александра, и пребысть единъ въ области великого княжениа.

И приимшю ему скипетръ дръжавы земля Рускыа, настолование земнаго царства, отчину свою — великое княжение, по данѣй ему благодати от Бога, чести же и славы, еще же млад сый възрастомъ, но духовных прилежаше дѣлесех, пустошных бесѣд не творяше, и срамных глаголъ не любляше, а злонравных человѣкъ отвращашеся, а съ благыми всегда бесѣдоваше. И божествных Писаний всегда съ умилениемь послушаше, о церквах Божиих велми печашеся. А стражбу земли Руской мужествомъ дръжаше, злобою отрочя обрѣташеся, а умомъ всегда съвръшенъ бываше. Ратным же всегда въ бранех страшен бываше, и многы врагы, въстающая на нь, побѣди. И славный град Москву стѣнами чюдно огради. И въ семь мирѣ славен бысть — «яко кедръ в Ливанѣ умножися и яко финиксъ в древеси процвѣте».

Сему же бывшу лѣт 16, и приведоша ему на брак княгиню Овдотью от земля Суждалскыя, дщерь великого князя Дмитрия Костянтиновича и матере великые княгини Анны. И възрадовася вся земля о съвокуплении брака ею. И по брацѣ цѣломудрено живяста, яко златоперсистый голубь и сладкоглаголиваа ластовица, съ умилением смотряху своего спасениа, въ чистѣи съвѣсти, крѣпостию разума предръжа земное царство и к небесному присягаа, и плотиугодиа не творяху...


=====

Князь сей Дмитрий родился от именитых и высокочтимых родителей: был он сыном князя Ивана Ивановича, а мать его — великая княгиня Александра. Внук же он православного князя Ивана Даниловича, собирателя Русской земли, корня святого и Богом насажденного сада, благоплодная ветвь и цветок прекрасный царя Владимира, нового Константина, крестившего землю Русскую, и сородич он новых чудотворцев Бориса и Глеба. Воспитан же был он в благочестии и в славе, с наставлениями душеполезными, и с младенческих лет возлюбил Бога. Когда же отец его, великий князь Иван, покинул сей мир и удостоился небесной обители, он остался девятилетним ребенком с любимым своим братом Иваном. Потом же и тот умер, также и мать его Александра преставилась, и остался он на великом княжении.

И когда воспринял он скипетр державы земли Русской, престол земного царства, отчину свою — великое княжение, по дарованной ему от Бога благодати, почести и славу, еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал. И Священное Писание всегда с умилением он слушал, о церквах Божьих усердно заботился. И на страже земли Русской мужественно стоял, беззлобием отроку уподобляясь, а умом — зрелому мужу. Неприятелю же всегда был страшен он в бранях и многих врагов, на него поднимавшихся, победил. И славный град Москву стенами он на диво всем оградил. И в этом мире прославился — словно кедр в Ливане вознесся и словно финиковая пальма расцвел.

Когда же исполнилось ему шестнадцать лет, привели ему в невесты княгиню Авдотью из земли Суздальской, дочь великого князя Дмитрия Константиновича и великой княгини Анны. И обрадовалась вся земля свершению их брака. И после брака жили они целомудренно, словно златогрудый голубь и сладкоголосая ласточка, с благочестием пеклись о спасении своем, с чистой душой и ясным умом держа земное царство и готовя себя к небесному, и плоти своей не угождали...


Слово о житьи и о преставлении Великаго Князя Дмитриа Ивановича, Царя Рускаго.
47👍17
В лето 7534 октября месяца в 23 день бысть во Земли Бельгийския сход государей Союза немец европейских. И начаша они судити да рядити: како бы казну русскую во тьмы и тьмы ефимков, иже ныне в ростовщических лавках во Европии обретаются, себе в корысть обратити да Гетманщине во вспоможение предати, ибо оскуде зело казна Черкасская, яко истрачена вельми гетманом самим скоморохом да старшиной козацкой. И просидеша они над тем делом седмь часов и ничесоже не удумаша. Никто бо от государей немецких не хощет грех татьбы сугубыя приняти на ся. А кто хощет, тому не дозволено.

Того же дни бысть во Угорския земли во стольном граде Будапеште ход великий зело по стогнам и торжищам, и собрашася тамо 200 тысящ человек. И прииде на той ход сам король Угорский Виктор Обрин. И бысть глагол от люда Угорскаго: Да не положим животы свои Гетманщины ради!

Давече же, того же лета 7534 октоврия месяца на день двадесять первый сотвориша тати неции во Угорския земли злодейство окаянное. Подпалиша чаны железныя с маслом земляным, что земля Угорская у земли Русской на торгу берет. Ведомо бо, яко гайдамаки гетманския на разбой сей горазды.

"Новый Лѣтописецъ"
🔥45👍23👏51
675 лет назад, 12/25 октября 1350 г., родился Московский великий князь Дмитрий Иванович, известный в народе по прозвищу Донской

Большинству людей Дмитрий Донской известен лишь как победитель Куликовской битвы. Однако, помимо этого сражения правление Дмитрия Ивановича отмечено рядом иных крупных побед и свершений. Это и постройка новых белокаменных стен Московского Кремля (1367 г.), и довольно успешная борьба против литовского князя Ольгерда (1368-72 гг.), который трижды пытался взять Москву, но так и не смог этого сделать: недавно построенные стены Москвы оказались неприступными. Позднее Ольгерд в письме константинопольскому патриарху Филофею жаловался на "московитов", отнявших у него множество городов: «взяли у меня города: Ржеву, Сишку, Гудин, Осечен, Горышено, Рясну, Луки, Кличень, Вселук, Волго, Козлово, Липицу, Тесов, Хлепен, Фомин городок, Березуеск, Калугу, Мценск».

В 1376 г. Дмитрий отправил войско поход на Волжскую Булгарию, в результате чего был взят откуп с мамаевых ставленников и посажены русские таможенники.

"Казанцы же вышли из города им навстречу, стреляя из луков и самострелов, а инии гром пущающе з града, страшаще русское воиньство, а некоторые выехали на верблюдах, кони же русских всадников испугались верблюдов. Но помог Бог русским князьям, и вогнали их обратно в город".

Победой русских воинов завершилась и битва на реке Воже 1378 г. - за два года до Куликовской битвы, когда был убит предводитель ордынского войска мурза Бегич и ещё четверо темников.

"Князь же великий Дмитрей възвратися оттуду на Москву с побѣдою великою и рати роспусти съ многою корыстью... И поможе Богъ князю великому Дмитрею Ивановичю, одолѣ ратным и побѣди врагы своя.

И посрамлени быша окааннии половци, възвратишася съ студом, без успѣха, нечестивии измалтяне, побѣгоша гоними гнѣвом Божиим! Прибѣгоша в Орду къ своему царю, паче же къ пославшему Мамаю..."


В 1374 г. прошёл съезд князей в Переяславле-Залесском, послужившийконсолидации вокруг Москвы антиордынских сил. Вскоре был совершен поход объединенных русских сил на Тверь, в результате чего Тверской князь Михаил признал себя "младшим братом" Дмитрия. По оценкам ряда историков, численность русского войска в том походе чуть ли не превышала численность войска во время Куликовской битвы.

При Дмитрии Донском продолжалось расширение русского влияния и на Северо-Восточной русской равнины. В 1383 г. при поддержке князя состоялось открытие Пермской епархии с центром в Усть-Выме. Первым епископом стал Стефан Великопермский. Вот как эти события описывает летопись: "Лета 6891 приде Стефан до митрополита до Москвы для новокрещеннии пермяки епискупа просити. Пимен митрополит с князем великим с Дмитрием сразсудив, поставиль его Стефана епискупом Пермскую землю".

Димитрий Донской был, пожалуй, первым русским князем, которого современники именовали царём. Ему посвящено "Слово о житьи и о преставлении Великаго Князя Дмитриа Ивановича, Царя Рускаго". Тот же епископ Стефан Пермский озаглавил одно из своих писем так: "Поучительное послание к православному царю и Великому Князю Димитрию Иоанновичу всея Русии, самодержцу и победоносцу (потому что победил он безбожного бесерменского Царя Ордынского)". В самом же тексте Послания есть такие слова:

"Воздвигая хранителей великому своему всемирному кораблю, Христос поставил и тебя, нашего мудрого кормчего, благочестивого Царя и Великаго Князя Димитрия, нашим заступником, который по-истине устрояешь свое слово на суде, хранишь истину всегда, творишь суд и правду посреди земли своей".

Дмитрий Донской был причислен к лику святых на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. У Дмитрия Ивановича с супругой княгиней Евдокией было 12 детей. Символично, что их общий церковный день памяти приходится на 1 июня.
🔥36🙏146👍2👎1
Внегда грозят гайдамаки гетманския да мериканския немцы своею сулицею дальнолетною, яже глаголется яко секира индейская "Томагавк", сотвориша розмыслы Государевы нашу чудо-сулицу, рекомую "Буревестник". И полете "Буревестник" сей на 14 тысящ верст. Яко может во всякое место во Вселенныя прилетети, понеже движется силою ядерною. Посему же уязвити его летящаго зело опасно есть. Немцы же прозваша сулицу сию "Падением небес".

"Новый Лѣтописецъ"
👍49🔥299😁8💯3