Повесть современных лет – Telegram
Повесть современных лет
4.53K subscribers
684 photos
162 videos
347 links
Дела Государства Московскаго. Повесть современных лет.

Мы "Вконтаке" - https://vk.com/povest_let ("Новый Летописецъ")

Обратная связь с авторами канала - через сообщения группы "Вконтакте"
Download Telegram
545 лет назад, 8/21 октября 1480 г., началось "Стояние на реке Угре"

«Стояние на Угре» – военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы платить Орде ежегодную дань. Это событие положило конец ордынскому владычеству. Русское государство стало полностью независимым.

Прииде же вѣсть к великому князю, яко дополна царь Ахмат идеть со своею ордою и царевичи, уланы и князми, еще же и с королем во единой думе с Казимером, король бо и подвел его на великаго князя, хотя разорити християнство. Князь великий поиде на Коломну и сам став на Коломне, а сына своего, великаго князя Ивана, в Серпухове, постави, а князь Андрѣя Василиевича Меньшаго в Торусе, прочии князи и воеводы по инем мѣстам и инии по брегу.

Слышав царь Ахмат, что князь великий стоит у Оки по брегу со всеми силами, поиде к Литовской земли, обходя реку Оку и ожидая себѣ на помочь короля или силы его, и знахори ведяху его ко Угрѣ рецѣ на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод своих на Угру посла со всѣми силами, и, шедше, сташа на Угрѣ и броды и перевозы отняша. А сам князь великий ѣха с Коломны на Москву ко всемилостивому Спасу, и пречистой госпоже Богородицы, и ко святым чюдотворцамъ, прося помощи и заступления православному християнству, на совѣт и думу своему отцу к митрополиту Горонтию, и к своей матери великой княгини Марфе и к своему дяди Михайлу Андрѣевичу и к духовному своему отцу архиепископу ростовскому Васьяну, и ко всѣмъ бояром, вси бо тогда быша во осаде на Москве. И молиша его великим молением, чтобы стоял крѣпко за православное християнство противу бесерменству.

... И приидоша татарове, начаша стреляти, и наши на них, инии же приидоша противу князя Андрея, а инии противу великаго князя мнози, а овии противу воевод вструг приступиша. Наши стрелами и пищалми многих побиша, а их стрелы межу наших падаху и никогоже уязвляху. И отбиша их от брегу. И по многи дни приступаху бьющеся и не возмогоша, ждуще, егда река станет. Быша же мрази великы тогда, река нача бо ставитися. Бысть же страх на обоихъ, — едини других боящеся.

Егда же ста река, тогда князь великий повеле сыну своему, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами преити к себе на Кременецъ, боящеся татарскаго прихожения, яко да совокупляшася брань и сотворят с противными.

Во граде же Москве всем во страсе пребывающим и долгъ общедательный во ум приимающе, ни от кого же помощи ожидающе, токмо ко Вседержителю Спасу и Богу Господу нашему Иисусу Христу и пречистей его матери преславные Богородицы со слезами и воздыханми молящеся непрестанно. Тогда же бысть преславное чюдо пречистыя Богородица: егда отступиша от брегу наши, татарове страхом обдержими побегоша, мняще, яко берег даяху им русь и хотят с ними битися. И наши, мнящи, татар за ними реку прешедших, за ними женут, приидоша на Кременецъ. Князь же великий с сыном своим, и братиею, и со всеми воеводами поидоша к Боровску, глаголюще, яко «на тех полях бой с ними поставим», и слушающи злых человек — сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей християнских, а наровников бесерменских, иже глаголютъ: «Побежди, не можеши с ними стати на бой». Сам бо диавол их же усты глаголаше, той же, иже древле вшед в змию и прельсти Адама и Евву. Бе бо дивно тогда свершися Пречистые чюдо: едини от других побеже и никтоже женяше.

Царь (Ахмат) же бежаше во Орду, и прииде на него ногайский царь Ивак и Орду взя и его уби. Един же царевичь хотя за рекой Окою имати украину, князь же великий посла братию свою, дву Андреевъ, и услыша татарове и тии побегоша. И тако избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых.

В лето 6989 прииде князь великий на Москву из Боровска и похвали Бога и пречистую Богородицу, глаголюще: «Ни аггел, ни человекъ спасе нас, но сам Господь спасе нас Пречистые и всех святых моленми. Аминь...


Из "Повести о стоянии на Угре".
27🙏16👍12👎1
В лето 7534 октоврия месяца на день двадесять вторый явися ко Дональду Трампову с челобитьем дьяк союза воинскаго стран немецких, НАТО глаголемаго, именем же Маркушка Рютов.

Поелику не хощут во Европии стретения Дональда Трампова со Государем нашим всея Великия и Новыя Руси Самодержцем Володимиром Володимировичем да Уложения мирнаго утверждения.

Яко боятся во Европии, что поидут де к ним черкасы разбойныя великим числом, дабы жити во странах их да хлеб их ясти, яко же и бесермены да мурины. Посему же рекут: пущай и дальше противу Руси бьются да за пределы Гетманщины идти не смеют. Яко претворися вся Гетманщина во острог каторжный, гайдамаками стерегомый.

Еще же хощут немцы европейския учинити ряд крамольный, дабы прекратити войну на краткое время и послати на Гетманщину войско от стран немецких, самих же черкас разбойных вооружити зело пуще прежняго.

"Новый Лѣтописецъ"
💯30👍138🔥4
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Рубрика "Занимательная этимология"

Слово ошеломить произошло от устаревшей лексемы (корня) "шелом". Согласно словарю М. Фасмера, шелом (шлем) – заимствование из германских языков, буквально означающее «то, что защищает». Ошеломить – буквально «сбить с врага шелом». Ошеломлённый, поражённый мощным ударом человек нередко терял сознание, был растерян, изумлён. Со временем у слова ошеломить появилось вторичное значение: «сильно удивить».
👍3614🙏9🔥5👎1👏1
К 675-летию со дня рождения Дмитрия Донского (1350-1389)

Сий убо князь Дмитрий родися от благородну и честну родителю — сын князя Ивана Ивановича и матере великые княгини Александры. Внук же бысть православнаго князя Ивана Даниловича, събрателя Руской земли, корене святого и Богом насаженаго саду, отрасль благоплодна и цвѣт прекрасный царя Володимера, новаго Костянтина, крестившаго землю Рускую, сродник же бысть новою чюдотворцю Бориса и Глѣба. Въспитан же бысть въ благочестьи и въ славѣ, съ всяцѣмь наказаниемь духовнымъ, и от самѣх пеленъ Бога възлюби. Отцю же его, великому князу Ивану, оставльшу житие свѣта сего и приимшему небесное селение, сий же оста млад сый, яко лет 9, с любимым си братомъ Иваном. Потом же и тому преставльшуся, таже и мати его преставися Александра, и пребысть единъ въ области великого княжениа.

И приимшю ему скипетръ дръжавы земля Рускыа, настолование земнаго царства, отчину свою — великое княжение, по данѣй ему благодати от Бога, чести же и славы, еще же млад сый възрастомъ, но духовных прилежаше дѣлесех, пустошных бесѣд не творяше, и срамных глаголъ не любляше, а злонравных человѣкъ отвращашеся, а съ благыми всегда бесѣдоваше. И божествных Писаний всегда съ умилениемь послушаше, о церквах Божиих велми печашеся. А стражбу земли Руской мужествомъ дръжаше, злобою отрочя обрѣташеся, а умомъ всегда съвръшенъ бываше. Ратным же всегда въ бранех страшен бываше, и многы врагы, въстающая на нь, побѣди. И славный град Москву стѣнами чюдно огради. И въ семь мирѣ славен бысть — «яко кедръ в Ливанѣ умножися и яко финиксъ в древеси процвѣте».

Сему же бывшу лѣт 16, и приведоша ему на брак княгиню Овдотью от земля Суждалскыя, дщерь великого князя Дмитрия Костянтиновича и матере великые княгини Анны. И възрадовася вся земля о съвокуплении брака ею. И по брацѣ цѣломудрено живяста, яко златоперсистый голубь и сладкоглаголиваа ластовица, съ умилением смотряху своего спасениа, въ чистѣи съвѣсти, крѣпостию разума предръжа земное царство и к небесному присягаа, и плотиугодиа не творяху...


=====

Князь сей Дмитрий родился от именитых и высокочтимых родителей: был он сыном князя Ивана Ивановича, а мать его — великая княгиня Александра. Внук же он православного князя Ивана Даниловича, собирателя Русской земли, корня святого и Богом насажденного сада, благоплодная ветвь и цветок прекрасный царя Владимира, нового Константина, крестившего землю Русскую, и сородич он новых чудотворцев Бориса и Глеба. Воспитан же был он в благочестии и в славе, с наставлениями душеполезными, и с младенческих лет возлюбил Бога. Когда же отец его, великий князь Иван, покинул сей мир и удостоился небесной обители, он остался девятилетним ребенком с любимым своим братом Иваном. Потом же и тот умер, также и мать его Александра преставилась, и остался он на великом княжении.

И когда воспринял он скипетр державы земли Русской, престол земного царства, отчину свою — великое княжение, по дарованной ему от Бога благодати, почести и славу, еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал. И Священное Писание всегда с умилением он слушал, о церквах Божьих усердно заботился. И на страже земли Русской мужественно стоял, беззлобием отроку уподобляясь, а умом — зрелому мужу. Неприятелю же всегда был страшен он в бранях и многих врагов, на него поднимавшихся, победил. И славный град Москву стенами он на диво всем оградил. И в этом мире прославился — словно кедр в Ливане вознесся и словно финиковая пальма расцвел.

Когда же исполнилось ему шестнадцать лет, привели ему в невесты княгиню Авдотью из земли Суздальской, дочь великого князя Дмитрия Константиновича и великой княгини Анны. И обрадовалась вся земля свершению их брака. И после брака жили они целомудренно, словно златогрудый голубь и сладкоголосая ласточка, с благочестием пеклись о спасении своем, с чистой душой и ясным умом держа земное царство и готовя себя к небесному, и плоти своей не угождали...


Слово о житьи и о преставлении Великаго Князя Дмитриа Ивановича, Царя Рускаго.
47👍17
В лето 7534 октября месяца в 23 день бысть во Земли Бельгийския сход государей Союза немец европейских. И начаша они судити да рядити: како бы казну русскую во тьмы и тьмы ефимков, иже ныне в ростовщических лавках во Европии обретаются, себе в корысть обратити да Гетманщине во вспоможение предати, ибо оскуде зело казна Черкасская, яко истрачена вельми гетманом самим скоморохом да старшиной козацкой. И просидеша они над тем делом седмь часов и ничесоже не удумаша. Никто бо от государей немецких не хощет грех татьбы сугубыя приняти на ся. А кто хощет, тому не дозволено.

Того же дни бысть во Угорския земли во стольном граде Будапеште ход великий зело по стогнам и торжищам, и собрашася тамо 200 тысящ человек. И прииде на той ход сам король Угорский Виктор Обрин. И бысть глагол от люда Угорскаго: Да не положим животы свои Гетманщины ради!

Давече же, того же лета 7534 октоврия месяца на день двадесять первый сотвориша тати неции во Угорския земли злодейство окаянное. Подпалиша чаны железныя с маслом земляным, что земля Угорская у земли Русской на торгу берет. Ведомо бо, яко гайдамаки гетманския на разбой сей горазды.

"Новый Лѣтописецъ"
🔥45👍23👏51
675 лет назад, 12/25 октября 1350 г., родился Московский великий князь Дмитрий Иванович, известный в народе по прозвищу Донской

Большинству людей Дмитрий Донской известен лишь как победитель Куликовской битвы. Однако, помимо этого сражения правление Дмитрия Ивановича отмечено рядом иных крупных побед и свершений. Это и постройка новых белокаменных стен Московского Кремля (1367 г.), и довольно успешная борьба против литовского князя Ольгерда (1368-72 гг.), который трижды пытался взять Москву, но так и не смог этого сделать: недавно построенные стены Москвы оказались неприступными. Позднее Ольгерд в письме константинопольскому патриарху Филофею жаловался на "московитов", отнявших у него множество городов: «взяли у меня города: Ржеву, Сишку, Гудин, Осечен, Горышено, Рясну, Луки, Кличень, Вселук, Волго, Козлово, Липицу, Тесов, Хлепен, Фомин городок, Березуеск, Калугу, Мценск».

В 1376 г. Дмитрий отправил войско поход на Волжскую Булгарию, в результате чего был взят откуп с мамаевых ставленников и посажены русские таможенники.

"Казанцы же вышли из города им навстречу, стреляя из луков и самострелов, а инии гром пущающе з града, страшаще русское воиньство, а некоторые выехали на верблюдах, кони же русских всадников испугались верблюдов. Но помог Бог русским князьям, и вогнали их обратно в город".

Победой русских воинов завершилась и битва на реке Воже 1378 г. - за два года до Куликовской битвы, когда был убит предводитель ордынского войска мурза Бегич и ещё четверо темников.

"Князь же великий Дмитрей възвратися оттуду на Москву с побѣдою великою и рати роспусти съ многою корыстью... И поможе Богъ князю великому Дмитрею Ивановичю, одолѣ ратным и побѣди врагы своя.

И посрамлени быша окааннии половци, възвратишася съ студом, без успѣха, нечестивии измалтяне, побѣгоша гоними гнѣвом Божиим! Прибѣгоша в Орду къ своему царю, паче же къ пославшему Мамаю..."


В 1374 г. прошёл съезд князей в Переяславле-Залесском, послужившийконсолидации вокруг Москвы антиордынских сил. Вскоре был совершен поход объединенных русских сил на Тверь, в результате чего Тверской князь Михаил признал себя "младшим братом" Дмитрия. По оценкам ряда историков, численность русского войска в том походе чуть ли не превышала численность войска во время Куликовской битвы.

При Дмитрии Донском продолжалось расширение русского влияния и на Северо-Восточной русской равнины. В 1383 г. при поддержке князя состоялось открытие Пермской епархии с центром в Усть-Выме. Первым епископом стал Стефан Великопермский. Вот как эти события описывает летопись: "Лета 6891 приде Стефан до митрополита до Москвы для новокрещеннии пермяки епискупа просити. Пимен митрополит с князем великим с Дмитрием сразсудив, поставиль его Стефана епискупом Пермскую землю".

Димитрий Донской был, пожалуй, первым русским князем, которого современники именовали царём. Ему посвящено "Слово о житьи и о преставлении Великаго Князя Дмитриа Ивановича, Царя Рускаго". Тот же епископ Стефан Пермский озаглавил одно из своих писем так: "Поучительное послание к православному царю и Великому Князю Димитрию Иоанновичу всея Русии, самодержцу и победоносцу (потому что победил он безбожного бесерменского Царя Ордынского)". В самом же тексте Послания есть такие слова:

"Воздвигая хранителей великому своему всемирному кораблю, Христос поставил и тебя, нашего мудрого кормчего, благочестивого Царя и Великаго Князя Димитрия, нашим заступником, который по-истине устрояешь свое слово на суде, хранишь истину всегда, творишь суд и правду посреди земли своей".

Дмитрий Донской был причислен к лику святых на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. У Дмитрия Ивановича с супругой княгиней Евдокией было 12 детей. Символично, что их общий церковный день памяти приходится на 1 июня.
🔥36🙏146👍2👎1
Внегда грозят гайдамаки гетманския да мериканския немцы своею сулицею дальнолетною, яже глаголется яко секира индейская "Томагавк", сотвориша розмыслы Государевы нашу чудо-сулицу, рекомую "Буревестник". И полете "Буревестник" сей на 14 тысящ верст. Яко может во всякое место во Вселенныя прилетети, понеже движется силою ядерною. Посему же уязвити его летящаго зело опасно есть. Немцы же прозваша сулицу сию "Падением небес".

"Новый Лѣтописецъ"
👍49🔥299😁8💯3
Повесть современных лет
Внегда грозят гайдамаки гетманския да мериканския немцы своею сулицею дальнолетною, яже глаголется яко секира индейская "Томагавк", сотвориша розмыслы Государевы нашу чудо-сулицу, рекомую "Буревестник". И полете "Буревестник" сей на 14 тысящ верст. Яко может…
Руна о Буревестнике

Песня, записанная в карельской деревне по пути из Петрозаводска в Кондопогу.

Как явился Зеленяйнен
И упал под ноги Трампо:
"У тебя прошу я пукко,
Чтобы бить мне в глубь России".

Отвечал прехитрый Трампо:
"Ты послушай, Зеленяйнен,
Нам самим тех пукко мало, -
Дал тебе их сонный Байден.

У тебя свои Фламинген
За три тыщи верст летают,
Будешь ими ты сражаться,
Ни к чему вам Томагавнен!"

Но Фламинген робко прячет
Тело тощее в Карпатах.
И никто его не видел
Из живущих на Земле.

Зеленяйнен не смирился,
Бродит с просьбами по свету
Да на битву рати гонит,
Перемоги жаждет он.

Стонет хитрый Зеленяйнен
Стонет, мечется по миру,
Чует: зрада неизбежна
Хочет ужас свой сокрыть.

А во странах европейских
Всё оружьем потрясают,
Не хотят, чтоб Путияйнен
Весь Донбасс забрал в Россию.

Стубий, Старьмерь и Макроннен
Создали "Союз хотящих",
Чтобы им на поле бранном
Венемаа победить.

Только славный Путияйнен
Изобрёл сильнее пукко,
Что зовётся "Буревестник"
И летает над землёю.

Между тучами и морем
Гордо реет "Буревестник",
Он летит во край далёкий
За пятнадцать тысяч верст.

Слово огненные вихри
Воспылают страны Натто,
Освещая мир закатный.
Буря! Скоро грянет буря!
Пусть сильнее грянет гром!


"Новый Лѣтописецъ"
👍52🔥38😁21👏121🤔1
520 лет назад 27 октября 1505 года умер великий князь Иван III Васильевич.

Иван III был главой русского государства дольше всех других правителей - 43 года (с 1462 по 1505). Главным итогом его правления стало объединение вокруг Москвы бо́льшей части русских земель. Под рукой великого князя были объединены: Новгородская земля, долгое время бывшая соперником Москвы, Тверское княжество, Ярославское, Ростовское и частично Рязанское княжества, Вятская и Пермская земли, бышие территории Великого княжества Литовского. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система. Во время правления Ивана III, в 1499 году, на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке – «Геннадиевская Библия».

Специальная военная операция Ивана Третьего

Весной 1503 года было заключено т.н. "Благовещенское перемирие", завершившее Русско-литовскую войну 1500-1503 гг. Своё название перемирие получило в честь праздника Благовещения, в день которого оно и было заключено.

Согласно договору, Великое княжество Литовское отдавало России Торопец, Чернигов, Путивль, Брянск, Дорогобуж, Мосальск, Трубчевск, Новогород-Северский, Гомель, Стародуб-Северский и множество других, не столь значительных городов. Это был самый крупный военный успех за всю жизнь Ивана III, наполненную громкими победами. Новорожденная Россия приобрела земли, превосходившие по площади огромную Новгородчину.

После Ивана III граница России и Литвы проходила между Киевом и Черниговом.

«Огромная территория, вошедшая в состав Русского государства, — писал историк А.А. Зимин, — имела колоссальное экономическое и политическое значение. Она составляла почти треть земель Литовского княжества… Потеря северских и других земель для княжества Литовского оказалась невосполнимой и значительно ослабила позиции этого соседа Руси, с которым борьба еще предстояла» .

После освобождения от ордынского ига в дни Стояния на Угре, победа над Великим княжеством Литовским – решение самой значительной политической задачи. Великий князь московский шел к ней всю жизнь. Его стратегический план разворачивался последовательно от пункта к пункту, пока не дал ему шансы на успех в столкновении с государством-мастодонтом, нависавшем над западными границами Московского государства. Накопив все ресурсы, какие только можно было использовать в громадной, геополитических масштабов схватке, Иван III уверено разгромил неприятеля и освободил от чужой власти необозримую территорию.

Мало об этом пишут в учебниках по истории, недопустимо мало. Славные победы русского оружия, потрясающие успехи «гроссмейстера» большой политики либо совершенно не находят отражения в школьных учебниках, либо оказываются изложены в паре строк.
Дмитрий Володихин

А десятилетием ранее состоялась ещё одна Русско-литовская война 1487—1494 гг. В историографии она получила название «Странная война», поскольку война не была объявлена, официально оба государства находились в мире на протяжении всего конфликта.

По результатам той войны Русское государство включило в свой состав ряд приграничных литовских земель с городами Белев, Одоев, Козельск, Вязьма, Мценск.

Мирный договор 1494 года ни та, ни другая сторона не считала окончательным: литовские власти не признавали сложившегося положения сил и новой границы и жаждали возвращения утраченных земель; московская же власть, видя слабость противника, продолжила прежнюю политику, направленную на возврат русских земель, и вела подготовку к новой войне. Западная граница в области Мезецка и южнее его вследствие чересполосного владения Мезецких князей и разбросанности их «дольниц» не могла быть точно установлена; её предполагалось уточнить посредством «обыска». Это обстоятельство создавало источник споров и столкновений, продолжавшихся до войны 1500—1503 годов.
👍4628🔥7😁2🙏2🤔1
Эпоха Ивана Третьего языком современных СМИ:

Мировое сообщество потребовало незамедлительного расследования отравления лидера оппозиции Дмитрия Шемяки. Пресса Священной Римской Империи пишет о неопровержимости доказательств отравления Шемяки с помощью боевого химического оружия. Автор часто использует слова «преступление» и «тирания». Представитель Кремля категорически отверг причастность властей к данному инциденту, а в качестве возможной причины случившегося была выдвинута версия внутренних разборок в окружении Дмитрия Шемяки. «Это бандитская среда, и там может произойти все, что угодно» - сообщил наш кремлевский источник.

Между Великим князем Иваном Васильевичем и Председателем меджлиса крымскотатарского народа Менгли Гиреем заключен Договор о коллективной безопасности. Военные эксперты утверждают, что данный Договор призван восстановить баланс сил на Восточно-Европейской равнине, нарушенный провокационными выходками хана Большой Орды Ахмата.

Русская церковь получила Томос об автокефалии!
Московская Митрополия спустя 600 лет после своего основания получила полную свободу самоуправления. Как отмечают эксперты - религиоведы, Томос должен ещё утвердить священный синод Константинопольского патриархата. Однако, таковой в настоящее время фактически отсутствует: после церковного Собора, проведённого во Флоренции, практически все  духовенство КП перешло в католичество.

Переговоры о выходе Московского княжества из-под власти Орды завершились безрезультатно. В ходе многодневного саммита на реке Угре сторонам не удалось договориться, поэтому Rexit произойдёт без подписания соответствующего соглашения. Как сообщает наш кремлёвский источник, руководитель русской делегации Фёдор Курицын по окончании переговоров бросил представителям Ахмата такую фразу: "Дани нет, но вы держитесь. Бескормицы вам и хорошего настроения!".

Верховный суд Великого княжества Московского признал "Жидовствующих" экстремистской организацией, ликвидировал и запретил ее деятельность на территории страны. Таким образом были удовлетворены исковые требования, поданные игуменом Волоколамского монастыря Иосифом. Имущество организации: все храмы и монастыри, земли, охотничьи угодья, рыбные ловы суд обратил в доход государства.
В ближайшее время в суд будет передано дело руководителей данной секты. Их подозревают в покушении на захват власти. По данным неназванного источника близкого к следствию, на скамье подсудимых могут оказаться родственники Главы государства, кто именно - не уточняется.

Прибывшая в Москву делегация Пермских князей во главе с Михаилом Ермолаевичем подтвердила незыблемость нахождения Прикамских земель в составе единого Русского государства. К сожалению, во время переговоров один из высокопоставленных членов делегации скоропостижно скончался.

Завершилась Специальная военная операция по демилитаризации Великого княжества Литовского. Согласно минного договора, Великое княжество Литовское, учитывая реалии на земле, признало новую границу с Московским Великим княжеством и вхождение в его состав новых территорий с городами Торопец, Чернигов, Путивль, Брянск, Дорогобуж, Мосальск, Трубчевск, Новогород-Северский, Гомель, Стародуб-Северский.

"Контртеррористические операции" 15 века в заголовках телеграм-каналов:

Иван III: "Литва хочет воевать с Москвой до последнего новгородца".

"Если Александр Ягеллончик хочет мирного разрешения конфликта, он должен учитывать реалии "на земле": Белев, Одоев, Козельск, Вязьма и Мценск являются неотъемлемой частью Московского Великого княжества".

"Марфа Борецкая нелегитимна. Ее никто не выбирал. Власть пролитовской партии держится только на силе и зарубежной помощи от Олельковича. Мы готовы разговаривать только с представителями Веча".

"Контрнаступление новгородских сил на реке Шелонь имело ограниченный успех".

"Новгородцев насильно ловят на улицах и угоняют в ополчение, когда они не хотят воевать за «золотые пояса»".
👍76🔥45😁30💯2616👏5
Во ныняшняя лета явишася из Малыя да Новыя Руси мнозии блогари да бирючи, кои от власти разбойныя убежаша, а иныя - егда же Новая Русь под державу Московскую прииде.

Егда же явишася сии на Русь Великую, случися абие меж ними распря. Лают бо друг на друга, аки псы. Ибо есть обычай таков малороссийский - вси на всих лаются да друг во друге же крамолу зрят. Сие же есть гордыня прегораздая.

Такожде при Никоне-патриархе приидоша дохтури из бурсы Могилянския справу книжную творити, да тако сотвориша ея, что во гордыни своея правды за московским обрядом не узреша. И бысть раскол великий во Церкви Русския.

В сие же лето 7534 октября месяца объявиша соглядатаи государевой казны чтити Татияну Монтянову крамольницей и ведьмою. Понеже ругашеся зело на людей верных, иже государя чтут, и нарекаше их бранно "охранотою" и ругаше матерными лаями. Во прежняя же времена бе сия Татиана в судилищах гетманских заступницей у лютых разбойников черкасских - Мосийчука десятипудоваго да у девки Завирухи. Такожде и супротив бурсы русския во Киеве граде стояла, а государя нашего всея Великия и Новыя Руси Самодержца Володимира Володимировича срамными словесы поносише, поелику вотчину Крымскую под свою государеву руку взя.

А боярыня же Наталия Владимировна дщерь Поклонская во великое бесовство впаде. От веры Христовой отдыде да оборотися в веру поганую. Творит ныне всякую русалию да чернокнижество, сотвори на теле своем начертания бесовския, а такожде и имя свое христианское презре и наречеся Радведою.

"Новый Лѣтописецъ"
😁71👍38🔥11😱109
Тридесять и перваго октоврия есть праздник диавольский из стран немецких, рекомый Хеловин. Сие же есть святотатство сущее. Ибо бродят в сей день людие по дворам да улицам во бесовском облачении, яко упыри, ведьмы да бесы, и вси подаяния требуют.

А начася же сие непотребство во земле Аглицкой да Шкотской, оттуда же и до немец мериканских доиде. Немцы же мериканския до мамоны зело охочи суть, и стали ко сему дню одеяния бесовския шити да торговати оными, а такоже позорища творити душепагубныя. Вси про упырей, чародеев да прочия нежити всякия. Егда же навару от сего мало соделашеся, то стали сей Хеловин и на иныя страны напускати.

На Русскую же землю прииде сие безобразие при Государе Борисе Винопийце, егда всему у немец токмо учахуся, а свое все забытию предаваху. И начаша школяры да и прочий люд в ночь сию образ демонский на ся принимати. В лавках же торговых загодя обличья людские на тыквах малюют, яко у немец заведено. А в сию пору пакость сию творити никотрыми делы не потребно, ибо несть миру с немцами мериканскими и чинят оные подмогу велию черкасам разбойным.

А и рекут люди розумныя, яко надобно "Холуин" глаголити, а не "Хеловин". Яко истинно есть действо сие холуйство да чужебесие.

"Новый Лѣтописецъ"
💯82🔥27😁127👏5👍3😱3
31 октября - день памяти преподобного Иосифа Волоцкого (1440-1515) - победителя т.н "Новгородской ереси" (она же "ересь жидовствующих").

"Бога ради, господарь, и Пречистыа Богородицы, пожалуй, и попецыся, и промысли о Божественых церквах и о православной вере хрестьянстей и о нас, нищих своих и убогих, занежа, государь, от вышнея Божия десница поставлен еси самодержец и государь всея Руси...

Ты же, о боговенчанный владыка, яко же преже поревновал еси благочестивому и равноапостольному великому царю Константину, яко же он христианский род в своем царствии из рова преисподнего возведе, темнаго оного и богопротивнаго и втораго Июду, Ария, глаголю, до конца низложи, подобно же тому и ты сътворил еси з боговенчанным самодержцем и государем всея Руси с своим отцем с великим князем Иваном Васильевичем всея Руси. Темных онех и скверных новогородцких еретиков и отступников и жидовская мудрствующих до конца низложил еси с богохульными их предании, православную же и истинную и непорочную христианскую веру поколебавшююся и изнемогшюю от еретических и жидовских учений паки утвердил еси и всех верующих в святую и животворящую троицю сердца возвеселил еси. И якож исперва чистая и непорочная християнская вера по апостольских и Богоутверженых преданиих во всех наших церквах боголепно и благообразно цветет и проповедуетца.

Да ныне аще ты, государь, не подщишися и не подвигнешися о сих, не утолиши скверных еретик, темное их еретическое учение, ино, государь, погибнути всему православному християнству от еретических учений, яко ж и прежа много царства погибоша сим образом".

Из Послания Василию III "О еретиках".

На фото - Иосифо-Волоцкий монастырь близ Волоколамска.
👍3113🙏9🔥1
Польский погром в Москве 17 мая 1606 г.

Так всё начиналось:

"8 мая (1606) состоялось бракосочетание царя Димитрия (Лжедмитрий I) и польской панны Марины Юрьевны, и сразу после этого на нее был возложен венец царицы всея Руси.

Эти свадебные дни были проведены в роскоши и веселье, в пирах и трапезах с пением и плясками. Тут были не только всякие музыкальные инструменты, какие только можно придумать, но также и самый прекрасный хор из 32 голосов, какого только может пожелать властитель. Димитрий выписал его из Польши.

Поляки на радостях так перепились, что при разъезде, направляясь на свои квартиры, сильно бесчинствовали. Они порубили и поранили саблями московитов, встретившихся им на улице. Жен знатных князей и бояр они повытаскивали насильно из карет и вдоволь поиздевались над ними, что русские молча запоминали, думая свою думу..."

А так закончилось:

"17 мая хитрые русские привели в исполнение свой дьявольский замысел, который они вынашивали целый год. В третьем часу утра, когда царь и польские вельможи были еще в постели и отсыпались с похмелья, их грубо разбудили. Разом во всех церквях (каковых в Москве около 3000, и на каждой колокольне по крайней мере 5 или 6, а, смотря по церкви, и 10 или 12 колоколов) ударили в набат, и тогда из всех углов побежали толпами сотни тысяч человек, кто с дубинами, кто с ружьями, многие с обнаженными саблями, с копьями, или с тем, что попалось под руку: Furor arma ministrabat (Ярость давала в руки оружие.). Все они бежали к Кремлю и кричали: «Кто убивает царя?». Князья и бояре отвечали: «Поляки». Когда Димитрий в постели услышал этот страшный набат и невероятный шум, он сильно испугался и послал своего верного рыцаря Петра Федоровича Басманова выяснить, что там происходит, а князья и бояре, которые несли службу в передних покоях, ответили, что они ничего не знают, верно где-либо горит.

Эта дьявольская охота с душегубством и убийством длилась с 3 часов дня до 10-ти, были убиты и зарублены 2135 поляков, среди них много достойных студентов, немецких ювелиров и купцов из Аугсбурга, имевших при себе много добра и золота. Всех раздевали донага, выбрасывали, как падаль, на улицу, так что их пожирали собаки. Так они лежали под открытым небом, пока на третий день убийца Шуйский не приказал увезти их и похоронить в божьем доме (Bossdum).

Этот день, 17 мая, будут помнить, пока существует мир. Это был горестный и страшный день, в который иноземцы испытали такой страх и ужас, что всего в точности даже и рассказать невозможно, а уж тем более вряд ли поверит тот, кто про это прочтет или услышит. Шесть часов подряд ничего иного слышно не было, кроме набата, стрельбы, ударов, топота, стука копыт. Московиты кричали и вопили: секи, секи их, таких-сяких (Secci, Secci, В....). Милосердия к полякам безжалостные русские не знали, не помогали ни просьбы, ни мольбы, ни обещания, ни уговоры..."

Из "Московской хроники" Конрада Буссова.

Подробнее -  https://vk.com/wall-144975977_14805
👍58🔥359🤔5🤝1
Иногда страницы русских летописей напоминают сериал про девяностые

...Они же тогда пошли все вместе с многими людьми. Когда же они пришли в Ельню, встретились с ними татары, и началась между ними перестрелка. Потом татары стали кричать русским: «Вы кто такие?» Те же ответили: «Мы москвичи, а идем с князем Василием Ярославичем искать своего государя великого князя Василия Васильевича, говорят, что он выпущен. А вы кто такие?» Татары же сказали: «А мы пришли из черкас с двумя царевичами, сыновьями Махмета, — Касымом и Ягупом». Ибо они слышали про великого князя, что братья ему изменили, и пошли его искать, чтобы отплатить ему за оказанное им добро и угощение: «Много он сделал нам добра». И так, сойдясь и договорясь между собой, они пошли вместе, ища великого князя, чтобы ему помочь.

Повесть ο пленении, свержении и ослеплении Василия II.
👍44🔥24😁175
900 лет перенесения князем Юрием Долгоруким столицы Владимиро-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль (1125)

🖋Перенесение центра Северо-Восточной Руси из Ростова в Суздаль – важный эпизод отечественной истории, повлиявший на дальнейшее развитие нашей страны. Это событие неразрывно связано с личностью князя, принявшего такое решение – Юрия Владимировича Долгорукого.

👤Князь Юрий Долгорукий был седьмым сыном не менее знаменитого великого князя Владимира Мономаха. Отец определил Юрию в удел обширные северо-восточные земли Руси – Ростово-Суздальское княжество. Это произошло после разорения Суздаля в 1107 г. волжскими булгарами. К тому же периоду, согласно тексту Лаврентьевской летописи, относится и женитьба Юрия на дочери половецкого хана Аепы, принявшей православную веру и получившей крестильное имя Мария. О посажении Владимиром Мономахом Юрия в Ростовской земле свидетельствует Киево-Печерский патерик.

🖋С 1117 г. князь Юрий стал самостоятельно править в Ростово-Суздальской земле. Здесь он развернул активную внешнюю политику. Так, в 1120 г. молодой князь возглавил поход против Волжской Болгарии. В 1125 г. Юрий Долгорукий решает перенести центр своего княжества из Ростова в Суздаль. Для этого шага было несколько весомых причин.

Первая связана с угрозой со стороны Волжской Булгарии. Княжение Юрия началось с разорительного похода булгар. Обострение русско-булгарских отношений произошло в 1117 г., после отравления булгарами хана Аепы (тестя Юрия) и других половецких ханов во время переговоров. Будучи скрепленным с половцами узами родства, князь был обязан отреагировать на произошедшую трагедию, однако военный поход Юрия не решил проблему окончательно. Для растущего княжества был необходим безопасный и стратегически выгодный центр. Расположенный на р. Каменке Суздаль был защищен от внезапных нападений, имел плодородные земли и развитую торговую инфраструктуру.

Вторая причина связана с обострением в этот период отношений Юрия с ростовскими боярами, сформировавшими оппозицию князю в ответ на его стремления к независимому правлению.

🖋Все это требовало выбора новой столицы, способной стать надежным оплотом реализации политических амбиций князя. Таким городом стал Суздаль. Правда, не на долгое время, ведь уже сын Юрия князь Андрей Боголюбский снова перенес столицу, на этот раз во Владимир.

Примечательно, что перенос столицы княжества из Ростова в Суздаль был осуществлен почти сразу после смерти великого князя киевского Владимира Мономаха, который едва ли одобрил бы решение сына. Благодаря этому политическому шагу Юрий Долгорукий стал первым князем Северо-Восточной Руси, прервав традицию считать «центральными» лишь определенные города. Отныне Ростово-Суздальское княжество, прежде второстепенный удел, стало постепенно преображаться в ведущее княжество Северо-Восточной Руси. Тем самым был брошен вызов Киеву, постепенно утрачивавшему политическое значение столицы Земли Русской.

В историографии часто обращают внимание на притязания Юрия Владимировича на киевский престол, который в итоге был им завоеван. Действительно, амбиции князя выходили за пределы вверенных ему некогда земель и простирались далеко – отсюда и его прозвище «Долгорукий». Но даже после восхождения на киевский великокняжеский престол он не стал никому передавать Ростово-Суздальскую землю и продолжал править ею.

🖋В период княжения в Суздале Юрий Долгорукий достиг немалых успехов. В годы его правления появилась череда новых городов и поселений. Так, согласно записи Никоновской летописи, в 1133/34 г. он основал город Константин, который сейчас называется Кснятин. Князь активно поощрял заселение своих владений, привлекая население Юго-Западной Руси. С разной степенью достоверности Долгорукому приписывают основание многих городов Северо-Восточной Руси, среди которых и Переславль-Залесский.

🖋Немалое внимание Юрий Владимирович уделял церковному строительству. Одним из первых он начал возводить белокаменные храмы, которые выглядели более нарядными и изящными по сравнению с создаваемыми по традиционным образцам.

Источник
56👍24🔥7
События XVII века словами современных СМИ

⚔️ Глава Российского государства объявил о начале Специальной военной операции на территории восточных регионов Речи Посполитой, незаконно отторгнутых от Руси в период монгольского владычества. Ранее Федеральное Собрание поддержало просьбу Запорожского казачьего войска о его вхождении в состав России. "Мы покажем вам, что такое настоящая контрреформация" - заявил царь Алексей Михайлович, обращаясь к лидерам иезуитов, организовавших притеснения православного населения Польши. Ранее на территориях за днепровскими порогами был проведён референдум о выходе из состава Речи Посполитой и присоединению к Московскому Государству.

🔥 В Москве произошли столкновения противников денежной реформы со стражами порядка. Демонстранты требуют от Центробанка перестать действовать во вред экономике страны и прекратить чеканку медных монет. Ранее в ходе массовых протестов против повышения налогов на соль были убиты несколько членов привительства, а его Глава Борис Морозов был вынужден покинуть свой пост и уехать в Вологодскую область.

📜В рамках конституционной реформы продолжается работа над новым Соборным уложением. В скором времени документ будет вынесен на утверждение.

Предложенные предстоятелем Русской Православной Церкви изменения в богослужебной практике были не поддержаны значительной частью населения, которая проявляет недовольство и совершает протестные акции.
В Москве арестован оппозиционный блогер, бывший клирик РПЦ МП, Аввакум Петров. Он обвиняется в антигосударственной деятельности и религиозном экстремизме.

🚔 В результате спецоперации, проведённой спецназом Росгвардии, был захвачен лидер незаконных вооружённых бандформирований Степан Разин. В ближайшее время он предстанет перед судом. Среди прочих преступлений, он обвиняется в жестоком убийстве гражданки Ирана, собственноручно утопленной им в Волге.

🤝 В городе Нерчинск Забайкальского края подписан российско-китайский договор, завершивший вооружённый приграничный конфликт вокруг крепости Албазин. Также согласно договору предусмотрены делимитация и демаркация российско-китайской границы.

❄️ Уникальное открытие совершила команда путешественников-экстремалов во главе с Семёном Дежнëвым. Впервые не в теории, а на практике было доказано существование пролива между Азией и Северной Америкой, а также подтверждено наличие морского пути из Архангельска в Китай.

На фоне недостаточно быстрого перехода православных приходов в недавно созданную униатскую церковь власти Речи Посполитой обратились в суд с требованием о ликвидации на территории страны канонической православной церкви, поскольку та "не соответствует запросам посполитого общества и является агентом влияния страны-агрессора". Посетивший недавно Киев антиохийский патриарх Макарий был объявлен одновременно московским и турецким шпионом.

🏪 Рекламное объявлеление: Корчма "На Литовской границе" - лучшее место для тайных переговоров и деловых встреч.

📢 Рабочие вакансии. Мы ищем молодых, сильных и отважных! Хочешь увидеть мир, служить Родине и помочь народам Сибири?
"Сибирский корпус" ждёт тебя!
Мы там, где нужны Государю!
👍8646😁23🔥14👏4👎3💯1
Как интервенты сдавались в русский плен в 1612 г.

О взятии Китай города.

Литовским же людям начало в городе быть утеснение великое: никуда их не выпускали. Голод же у них был великий, выпускали из города всяких людей. По милости же Всещедрого Бога [в день] на память Аверкия Великого пошли [ратные люди] приступом, и Китай [город] взяли, и многих литовских людей перебили.

О выпуске жен боярских и людей всяких чинов.

Литовские люди, видя свое изнеможение, повелели боярам и всяким людям жен своих выпускать из города вон. Бояре же тем опечалились, куда их выпустить вон, и послали к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и к Кузьме и ко всем ратным людям, чтоб пожаловали их, приняли бы [жен] без позора. Князь Дмитрий же повелел им жен своих выпускать, и пошел сам и принял их жен с честью и проводил каждую к приятелям своим, и повелел им давать обеспечение. Казаки же все за то князя Дмитрия хотели убить, потому что грабить не дал боярынь.

О выводе бояр и сдаче Кремля.

Литовские же люди, видя свое изнеможение и голод великий, град Кремль сдавать начали и начали уговариваться о том, чтобы их не перебили, полковникам же и ротмистрам и шляхте чтобы идти в полк к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, а к Трубецкому отнюдь не захотели идти в полк. Казаки же, видя, что пришли на Каменный мост все бояре, собрались все с знаменами и оружием, пришли и хотели с полком князя Дмитрия биться, и едва у них без бою обошлось. Казаки же пошли к себе в таборы, а бояре из города вышли. Князь Дмитрий Михайлович принял их с честью и воздал им честь великую. Наутро же полковник Струс с товарищами Кремль город сдали. И Струса взяли в полк к князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому со всем полком его. Казаки же весь полк его перебили, немногие остались. Полк Будилы взяли в полк князя Дмитрия Михайловича Пожарского, и их послали по городам, ни одного не убили и не ограбили из них. Сидение же было [их] в Москве таким жестоким, что не только собак и кошек ели, но и русских людей убивали...

"Новый Летописец" (книга XVII века), главы 320-322.
🔥3928👍9🙏6😱3💯1
1611 г. Май: Грамота от Казанских Воевод в Пермь, об отправлении ратных людей под Москву

Господину Ивану Ивановичу, да пятому Фалееву, и Пермския земли старостам и целовальником, и посадским, и всяким Пермския земли жилетцким людем, Василий Морозов, Никонор Шульгин, Степан Дьячков, и головы, и Дворяне, и дети Боярския, и сотники Стрелецкия, и Стрельцы, и пушкари, и затинщики и всякие служилые и жилецкие люди, и Князья, и Мурзы, и служилые новокрещеные, и Татаровя, и Чуваша, и Черемисы, и Вотяки и всякие люди Казанскаго Государства челом бьют.

Апреля господине в 28 день прислали к нам в Казань, из Володимера, Князь Иван Семенович Путятин, да из Ярославля Констентин Микитин Лвов, да посадцкой человек Богдан Захарьев с Грамотами; а Грамоты с ними из Володимера, из Ярославля, с Костромы. Да Мая в 21 день приехали к нам, в Казань из полков из под Москвы, от Бояр, и Воевод и ото всей земли с Грамотами Казанцы, дети Боярския Воин Левашев, Семен Пелепелицын. А в Грамотах во всех из под Москвы, из полков и из городов пишут: чтоб нам быти со всею землею в любви и в совете и в соединеньи, и собрав Казанских ратных людей итти под Москву в сход к Бояром и ко всей земле, очищати Московское Государство от врагов, разорителей веры крестьянския, от Польских и от Литовских людей.

И Бояре и ратные люди, которые были в Колуге, все под Москвою стоят со всею землею в соединеньи. И мы, господа, всею землею Казанскаго Государства целовали крест по записи, которая к нам прислана из полков ото всея земли, что нам быти со всею землею в любви и в совете и в соединеньи, и против врагов, разорителей крестьянския веры, Польских и Литовских людей, со всею землею стояти за один, итти под Москву в сход к Бояром и ко всей земле, очищати Московское Государство от Польских и от Литовских людей.

Да и в Свияжском, и в Чебоксарах, и во всех понизовых городех по той записи, которая прислана к нам из полков, крест целовали же, что им с нами и со всею землею быти в любви и в совете и в соединеньи, и итти на земскую службу под Москву ко всей земле. А по которой, Господине, записи мы и вся земля Казанскаго Государства, и в Свияжском и в Чебоксарех и во всех понизовых городех крест целовали, и мы с тое записи послали к вам список под сею Грамотою.

Да и с Володимерские и с Ярославские и с Костромские Грамот, которые Грамоты к нам привезли Князь Иван Путятин, да Константин Лвов, и с Грамоты, что писали к нам из полков Бояре и вся земля с Воином Левашовым да с Семеном Пелепелицыным, списав списки, послали к вам в Пермь, с сею отпискою вместе, запечатав в лист печатью Государства Казанскаго.

И вам бы, Господине, по той записи, по которой мы в Казани и в Свияжском и в Чебоксарех и в иных понизовых городех крест целовали и к вам послали под сею Грамотою, крест целовать же; будет вы по ся место креста не целовали. И быти бы вам с нами в любви и в совете и в соединеньи, и денег бы вам, что дати ратным людям жалованья, к нам прислати тотъчас. А у нас в Казани денег в зборе нет по тому: всяких доход с Чуваши и с Черемисы, с дворов ясачных и с вотчин оброчных денег не имано, для смутного времени, по три годы ни одной деньги. И кабаки заперты были по многое время, и таможенных пошлин взяти было не с чего; с верху и с низу, ни которых городов больших соляных и ни каких судов не было. Да и ратных бы Пермских людей с лучным и с огненным боем, вам к нам прислати вскоре, чтоб им Казанскую рать в Казани застати, и итти в сход под Москву с ними вместе. И торговых людей, со всякими товары к нам отпущати безъстрашно; а мы к вам в Пермь торговых людей со всякими товары отпущаем же.

А Бога молят, и на многолетьи в Казани, и по иным городем поминают благоверные Князья и Бояри. А в челобитных пишут: Великаго Российского Московскаго Государства и всей земли Бояром, бьет челом.

Источник
👍3219🔥9💯2
В лето 7534 новембрия месяца на Праздник Казанския иконы во граде Вологде воздвигоша изваяние велие Царя и Великаго князя Московскаго и всея Руси Иоанна Васильевича, понеже бысть Государь Царь граду сему основатель.

А во прошлая же лета Государю Иоанну Васильевичу не токмо изваяния творити воспрещено бе, ино же и добрыя словесы о нем глаголати. Токмо юродивый Петрушка Мамонов творишеся Царем сим в вертепе позорищном, иже содеян сказителем нечестивым Пашкою Лунгиным.

А лжа да клевета всякая на Государя сего идет от стран немецких да латинских. Ибо не восхоте Иоанн Васильевич унии с папежниками, посему и оклеветан бысть нунцием Онтонием Поссевиным.

Новый Летописецъ
77👏35👍14👎3😡1