Marat @ Predictable.Team – Telegram
Marat @ Predictable.Team
147 subscribers
73 photos
5 videos
48 links
Привет! Я Марат, Agile Coach в финтехе на 40 команд в ядре банка.
В этом канале пишу про процессную культуру и метрики в айти и не только, фасилитацию, бизнес, изменения и системный подход.
Если вы в Уфе, приходите ко мне в ufaitcoworking.ru :)
Download Telegram
⚠️ Холиварим про Story Points: инструмент планирования или источник проблем?

Я вот уже 7 лет веду воркшопы по оценке задач в стори поинтах, и вот тут такие наблюдения:

🔍 Что показывает практика:
- Только 20% команд эффективно используют Story Points после обучения (при замере через три месяца).
- Чем крупнее компании (сейчас в моем отделе 400+ разработчиков) - тем меньше команд применяют SP. А те кто применяет, применяют их кто в лес, кто по-дрова.
- В FAANG-компаниях Story Points используют редко (и вроде бы не умирают). Кроме того, в скраме нет никаких упоминаний о Story Points, это пришло от одного из авторов XP (Рона Джефриза, как поправил меня Андрей из enabling.team) и за это уже извинились.

Основные проблемы для меня со Story Points:
- Требуют постоянной поддержки — без слежки за командой скрам-мастером, команды быстро теряют навык, эталонные шкалы протухают.
- Не всегда отражают реальность — задача в 3 SP может затянуться, а в 8 SP — решиться быстро.
- Сложно масштабировать — каждая команда "калибрует" оценки по-своему.

🛞 Альтернативный нейтральный путь:
Story Points + flow-метрики (Cycle Time, Пропускная Способность (Throughput), Состаривание (Aging)) могут давать сопоставимую точность прогнозов.

💣 Альтернативный радикальный путь:
Только flow-метрики.

💡 Короче говоря: SP отлично работают для внутреннего планирования команды, но для долгосрочных прогнозов стоит рассмотреть метрики потока и прогнозирование через симуляцию Монте-Карло.

🤔 А как у вас в команде? Используете Story Points или пробовали другие подходы к планированию? Поделитесь опытом!

Пост на хабре | в личном блоге
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
Как провести сессию на 90 человек и не получить на выходе список банальностей?

Делюсь свежим кейсом: большая встреча, 4 отдела, стратегический проект. Задача: познакомить и собрать риски.

Что сработало на ура, а где мы поймали антипаттерн «за всё хорошее, против всего плохого»? И главное — почему это произошло.

Внутри статьи — честный рассказ о граблях фасилитатора и о том, как на них не наступать: https://teletype.in/@kiniabulatov/facilitate-90-ppl

А вы себя на мысли ловили, что встреча вроде прошла успешно, но осталось ощущение, что «могли бы копнуть глубже»? Делитесь в комментах! 👇
👍4🔥1
🧵 Вдогонку про Pre-Mortem по страт проекту на 90 человек. Я недокрутил саму подготовку, потому что делал фасилитацию на коленке (на то были причины, но зато появился материал для поста ;) (тут подробный разбор где недокрутил).

База: Подготовка это 80% работы. Для этого мы используем правила "5 П", прорабатывая который мы предвосхищаем 95% всех проблем во время фасилитации.

🎯 Поставленная цель
• Какую проблему решаем и почему сейчас?
• Спросить не только заказчика, но и других стейкхолдеров

📜 Продукт (результат)
• Что конкретно получим на выходе?
• Не «обсудили риски», а «топ-3 риска с вот такущими планами митигации и когда уже начинать будем»

🤼‍♂️ Приглашённые люди
• Кто будет? Сколько человек?
• Какой у них опыт, взаимоотношения и уровень доверия?

Проблемы
• Что может вызвать споры и конфликты?

📊 Процесс
• Временные ресурсы, формат (очно/онлайн)
• Флипчарты, стикеры, маркеры, права в фигме или миро — что нужно?

🔥 Preheat (бонус-пункт)

Письмо участникам за неделю: «Подумайте заранее о 2-3 конкретных рисках». Без этого люди приходят «холодными» и начинают с нуля. Такая вот "лидогенерация" нормальных ответов.

Главное правило: чем сложнее задача для группы, тем больше времени на подготовку.

🏥 По ссылке разбор, где я недоготовился по 5П 🙂
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍61🔥1
Минутка оффтопа про AI.
Мы тут все думаем, что ИИ нас ускоряет (таким гуманитариям как я это точно сильно помогает создавать прототипы).
Но на деле, если говорить про реализацию решений в продакшне все иначе: компания METR взяла небольшую выборку из 16 опытных разработчиков, использование ИИ снизило их скорость выполнения работы (наш любимый Lead Time) на 19%.

Подробнее тут: https://habr.com/ru/news/927436/
👍2🔥1
⚛️ Броуновское движение + Бинго: как за 15 минут познакомить 90 человек

Представьте: 90 человек в зале, все из разных отделов, которые работают над одним страт проектом. И нужно их быстро "растопить". "Представьтесь по кругу" — тут точно не подойдет (будет долго и нудно).

Есть классный инструмент: Броуновское движение (к которому можно добавить бинго-карточки для геймификации).

Как итог, за 15-20 минут люди 4 раза знакомятся с незнакомыми людьми, да еще и получают призы. Стоит это буквально 0 денег (ну или 3к рублей, если вы хотите купить красивые беджики и 🍯 баночку мёда в подарок).

Короче говоря: энергия взлетает, люди смеются, а знакомств происходит много одновременно.

Полный разбор с инструкцией, скриптом и шаблоном бинго — в статье:
https://teletype.in/@kiniabulatov/brown-movement-technique
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥8
Друзья, для следующих постов хотите: (реагируйте)
- 🔥 Почитать про кейсы метрик и эффективности команд
- 👍 Фасилитацию (как сделать встречи эффективными)
- 👏 Обучение и тренинги
- что-то еще (в комментариях)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍9🔥61👏1🙏1🥱1
В последние три месяца добрался до своего списка литературы и прочел две давно лежавшие на полочке книги.

📚 Built to Last (EN, RU) и Radical Product Thinking (EN) - это два разных взгляда на создание продуктов. В одном случае организации как продукта. Вторая книга - именно про продукт в его классическом понимании.

🏗 В «Built to Last» - большое исследование того, как строить компанию, которая выдержит испытание временем. Там даже основная метафора - как не определять время (продукт), а уметь строить часы, которые переживут тебя самого. Больше внимания уделяется культуре, ценностям и постоянному улучшению, а вот резкие революционные прорывы поощряются в меньшей степени.

📈 С другой стороны, «Radical Product Thinking» больше про подчинение продукта строгим метрикам и ориентацию на быстрые, ощутимые результаты, суперфокус. То есть там подход более жёсткий, сфокусированный на эффективности и достижении конкретных целей. Там есть рабочая тетрадка и алгоритмы и таблица для работы с достижением целей продукта.

🤯 На контрасте читать очень интересно, потому что сначала соглашаешься и строишь в голове фрейм под одну книгу, а потом вторая его подвергает сильной критике. А потом понимаешь что это про два аспекта одного и того же.

Так как прочел последовательно, сделаю небольшой разбор относительно друг-друга в постах ниже. 👇
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍31👎1🤬1
🏗️ Built to Last: 30-лет прошло, все еще актуальна

🔍 по ссылке большой разбор, ну а тут кратенько мысли

📚 Что за книга

В 1994 году два товарища из Стэнфорда потратили 6 лет на изучение 18 компаний-долгожителей. В итоге получился такой альманах принципов и признаков долгоиграющих компаний.

Главные принципы компаний-долгожителей

- 🏭 При создании организации выстраивай систему (культура + принципы+дерзкие цели), а не решай конкретную проблему концентрируясь только на продукте

- Не выбирай между стабильностью ИЛИ прогрессом. Принимай И то, И другое.

- 🌳 Preserve Core / Stimulate Progress. Метафора - дерево: корни (это стержень внутренних принципов и ценностей компании) должны оставаться неизменными, а вот ветви (стратегии, продукты) адаптируются.

- ☦️ Cult-like Culture. Сильная культура в которую люто и бешено верят — не для всех, но объединяет "своих". (там упоротые примеры американского ритейла с cult-like культурой - аж дрожь берет)

🧪 Try a Lot / Keep What Works. Эволюционный подход: постоянные эксперименты, естественный отбор идей.


🚀 Актуальность сегодня

Сейчас итерации везде, продукты создаются за недели, а данные торчат из всех дашбордов и демократизированы. Agile - так это вообще мейнстрим.

Но если хочешь enable-ить в своей организации возможность продуктивно работать удаленно, держать текучку на минимуме, иметь деньги на эксперименты и инновации - тут без выстраивания системы не обойтись. И культура, которая позволяет этой системе работать - стержень, без которого организация не будет работать десятилетиями (с другой стороны, а зачем работать десятилетиями? но это уже совсем другая история).

Наш любимые FAANG: Apple, Amazon, Google — используют именно философию, схожую с Built to Last на уровне организаций. Выстраивают культуру и систему, которая поддерживает пайплайн продуктов и экспериментов. Такая организация и есть отдельный тип продукта (который можно попытаться создавать, если следовать принципам в книге).

🍺 Мысля: Подумал, что как Agile Coach ты так и так работаешь с культурой организации. чтобы люди, которые занимаются продуктами имели среду где можно продукты творить эффективно и фокусно. Так что нам как людям, работающим с e2e потоком ценности (не только одного продукта, а людей и организаций эти продукты создающих), в любом случае жить можно только в парадигме принципов, похожих на те, что описываются в Built to Last 🤝

МИФ | Amazon | Audible

#books
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5
🎯 Radical Product Thinking: Видение важнее итераций

Подробный разбор здесь: https://teletype.in/@kiniabulatov/radical-product-thinking

Преамбула: A/B тесты идут, фидбек собираем, каждые 2 недели релизим — а продукт всё равно какой-то странный получается.

Про авторку: В 2021 году Радика Датт (MIT, 4 больших M&A) выпустила книгу, которая объяснила, в чём проблема (с ее точки зрения). Мы научились быстро итерироваться, но разучились ставить правильные цели (вот все как просто!). Книга описывает диагностику этих "болезней" и как это лечить.

🦠 7 продуктовых болезней

Узнаёте симптомы?

- Hero Syndrome (Синдром героя) — незаменимый человек в команде
- Strategic Swelling (Стратегическое распухание) — продукт решает всё и сразу
- Hypermetricemia (Гипер-метрик-иемия) — одержимость метриками, не связанными с прогрессом
- Pivotitis (Пивот - когда меняешь концепцию или бизнес-модель( — постоянная смена направления без видения
- Narcissus Complex (Комплекс нарцисса) — строим для себя, а не для пользователей

💊 RPT Framework: 5 элементов которые помогут выстроить правильный вижон

- Vision → Strategy (RDCL)* → Prioritization → Execution → Culture

RDCL = Настоящие, реальные проблемы пользователей + Как мы их решаем + Какие функции несем этим решением + Как масштабируем

👊 Противостояние подходов Vision-driven (Радика любит его) vs Iteration-led (это статус-кво подход)

Vision-driven (Tesla): Чёткое видение изменений → итерации уточняют КАК достичь
Iteration-led (GM): Краткосрочный фидбек диктует направление → локальные максимумы

Актуально ли в 2025?

4 года прошло, ИИ ускорил итерации ещё больше, в итоге без четкого компаса еще сильнее упарываешься в локальные максимумы.

Метафора: чем быстрее едет машина без навигатора, тем быстрее ты потеряешься.

А у вас какой подход?
🔥 - Итеративный
♥️ - Радикальный

#books
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2❤‍🔥1🔥1🤩1
Дорогой дневник читатель!

📊 Сегодня покроем базу по метрикам (на примере с едой). Она супер-короткая.
Но для начала договоримся: метрики это инструмент. На самом-то деле мы хотим предсказуемости и прогнозов на его основе!

🧑‍🍳 Ситуация: ты менеджер в пиццерии.
Клиент спрашивает: “Когда будет готова моя пицца?”
Что отвечаешь? “Скоро” или всё-таки можешь дать конкретику?

🔮 Любой прогноз = диапазон + вероятность
“С вероятностью 85% ваша пицца будет готова через 20 минут” (про вероятности поговорим в следующих постах). Дословно про 85% говорить не нужно :)


А вот индикаторы разберём прямо сейчас. Я за минимализм — достаточно трёх показателей:

🍽️ Throughput (Пропускная способность)

Сколько блюд кухня выпускает за час. Это пульс ресторана:
- 25 блюд в обычный день
- 40 в пятницу вечером

Cycle Time (Время цикла)

От заказа до подачи (упрощенный пример):
- Паста — 15-20 минут
- Стейк — 20-30 минут
Важно: считаем только завершённые заказы!

🥞Item Aging (Состаривание элемента)

Сколько времени текущие заказы уже готовятся (и еще недоготовились).
Если стейк готовится 25 минут, а средний Cycle Time — 20, это сигнал проверить кухню.
Это моя любимая метрика.


А теперь главный вопрос:

🤔 Ой, а разве это натягивается на айтишечку? - спросите вы.

💪Да, да, и еще раз - да! При этом учитывает и всю вашу размерную вариативность задач, и время простоя, и все потери, которые можно оптимизировать!

Что будет дальше?

- В следующих постах — детальный разбор каждой метрики. Но у Саши Торгашева (Delivery Manager в Т-Банке) уже есть подобное: Throughput, Lead Time - если не терпится почитать.

- Поиграться с данными и понять как работают метрики можно в моём инструменте: predictable.team

- А у тебя в команде какие показатели отслеживаете?
Мини-срачик в @AgileUfa — уже тебя ждет!

- А еще у нас будет митап по этим метрикам в середине августа. 👍 Тык для регистрации

#metrics #throughput #cycletime #aging #predictability
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥5👍2💯2
А вы ради крутанского продукта как бы поступили?

- 🔥остаться работать по 80 часов в неделю?
- ❤️ или уйти, согласившись на 9 окладов?

Cognition в прошлом месяце купила Windsurf (делают ИИ-разработчика) и теперь делает вот такие ультиматумы сотрудникам.

CEO говорит: "Вот такая у нас экстремальная культура продуктивности".

На хабре люди однозначно голосуют, что уволятся с 9 окладами :)
https://habr.com/ru/news/935160/

#opinion
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
😁32🔥2
Товарищи, если вы в Уфе - мы проводим митап 24 августа - там будет база по метрикам и большой воркшоп по паттернам этих самых метрик! Приходите 😉
Forwarded from Marat Kiniabulatov
🔥 Наконец-то определились с датой и местом!

Agile Ufa - митап в августе:

Командные метрики в agile/lean (какие бывают, как измерять, как действовать на их основе)

🗓 Дата и время: 24.08.2025, 11.00 — 14.00
🗺 Место проведения: Территория 3000, Малый Конференц-зал (Менделеева 134, корпус 7)

📌 Agenda:
- 🎙 База по метрикам и какие инструменты есть чтобы их собирать из коробки. - 30 минут (Марат Киньябулатов, Райф)
- 🏓 Воркшоп по паттернам метрик в группах, оптимизация показателей. - все остальное время (проводят эксперты Agile Ufa: Айгуль Камалтинова (Альфа-Банк), Костя Шибков (СДЭК), Саша Пальгова (Калуга-Астрал)).

🌟 Формат: доклад + панельная дискуссия + нетворкинг на местах.

Разберём живые кейсы, пообсуждаем, что «работает у нас», и снова вернёмся с пользой к общению в офлайне.

🎟 Участие, как всегда, бесплатное — только зарегистрируйтесь заранее на Timepad! (если кому надо прямую ссылку - вот https://agile-ufa.timepad.ru/event/3450918/)

Подвал:
- 👥 Новости и апдейты в сообществе @agileufa
- 💻 Финансовая поддержка - Ufa IT Coworking (приходите, у нас есть места и айтишники на поболтать)

Забабахаем Data-driven завершение лета.☀️
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7
🍣 😊 Лайк, если тоже любите суши!

📈 Сегодня детальнее про Throughput (пропускная способность) на примере суши-ресторана — главную метрику для всех, кто не любит угадывать и предпочитает честно считать, сколько реально «блюд» выдает кухня. Мы уже проходили по верхам базовые метрики для предсказуемости в посте выше.

👨‍🔬 На Throughput можно смотреть
- на масштабе за период (неделя-месяц-квартал),
- исследовать в микро- или макро-режимах чтобы найти паттерны,
- смотреть срезы по типам и источниками.
Сегодня рассмотрим как читать метрику, делая zoom in / zoom out.

🎭 Занавес, пятничный вечер, полный зал в здесь-могла-бы-быть-реклама-Тануки, суши-мастера не успевают нарезать рыбу, официанты спасают от голода фанатов темаки и сашими.

В 19:00 кухня выдаёт 50 порций в час — круто! Но уже к 22:00 throughput падает, сеты тянутся, а посетители начинают задумываться, не пора ли просто перебиться эдамаме и кимчи вместо полноценных блюд.

🗺 Zoom out:
В среднем по неделе throughput — 32 порции в час. Но этого мало! Если смотреть шире — видны пятничные пики, субботние провалы, идеальная среда. Это база для любого серьёзного планирования: хотите запускать happy hour или готовить новые акции — смотрите сюда!

🔍 Zoom in:
Приближаем: с 20:00 до 20:40 в пятницу часть заказов застревает в производстве (помните пресловутые Lead Time, Aging). Может, узкое место именно на сборке сложных сетов? Или повара устают от наплыва темпуры и роллов с лососем?

В следующих постах мы с вами разложим throughput по полочкам — покажем, как разные масштабы анализа меняют взгляд на цифры, и почему суши-ресторан — лучшая лаборатория для таких экспериментов!

🎁 А на вашу команду на каком масштабе (час/день/месяц/квартал) лучше смотреть, чтобы прогнозировать работу? (потом на Agile Ufa или СДЭКом наградим самых активных)

#metrics #throughput
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍4🔥1
Мы уже увидели, как throughput в суши-баре меняется на разных масштабах — теперь время докопаться до сути: какие именно заказы 🍜🍣🍥 идут по ленте, и почему это так важно использовать в прогнозах!

🌙🍸 Воображаем тот же вечер пятницы: В зал набилось народу, кто-то тыкает в меню на классический маки с тунцом 😊 , за соседним столиком ждут сашими 😨 ,а компания заказывает авторский сет аж из 12 позиций.

📝 Типы заказов важны для throughput (и типы задач если приземлять на наши реалии) для диагностики, ведь часто у них разные Lead Time (время реализации):

- 5 простых маки — приготовят за 7 минут.
- 2 темаки с креветкой — требуют аж 12 минут.
- 4 сашими-сета — рыбу нарезать делов на 5 минут.
- 2 больших сета — отнимут 20 минут минимум и займут на линии двух мастеров.

Вот где собака 🐽 зарыта: не все блюда и их количество одинаковы для потока. На масштабе частенько считать "по штукам" может быть ок, но при этом важно следить за динамикой наполнения этих "штук".

Что еще влияет на ваш поток?

Выше я приложил картинку с источниками заказов, будь то Яндекс Еда, Bolt, Uber Eats, заказ на поесть внутри ресторана. Ведь заказы на месте и на доставку грузят разные этапы: упаковка задерживает даже быстрые блюда.

Иногда на кухне притормаживает один мастер — потому что только он умеет делать особо хитрые нигири.

Бывают внезапные всплески новых позиций в меню — и никто не знает, как их быстро собирать! (ого, да это ж работа с новой технологией!)

Почему throughput - грут крут:

Он автоматически учитывает реальный микс заказов: простых, сложных, эксклюзивных. Не надо гадать и “калибровать” — просто честно считать фактический выход.
В этом его выигрыш перед разными баллами и оценками «на глаз» — наши суши уже рассказывают достаточно информации о потоке.

🖥 А как в айтишечке видна динамика Throughput в этих срезах?

- Начали больше выпускать работы, но в составе задач резко увеличились дефекты.
- Часто дефектов больше перед первым релизом продукта, а количество задач (в абсолютных значениях) увеличивается.
- Задачи с фиксированным дедлайном часто выполняются за другое количество времени, нежели стандартные задачи.
- Разброс времени выполнения спайков (исследовательских задач) может быть существенно больше, чем у стандартной работы.

❤️ А что нам важно-то?

- Стабильный Throughput - признак предсказуемости. На больших периодах не должен прыгать на +- 30% (можно использовать скользящее отклонение от среднего значения за последние 4-6 периодов)
- Рост / снижение это не плохо, а входная точка для диагностики вместе с другими метриками.
- Стабильность Throughput будет всегда скакать, если команда активно растет или продукт/сервис потихоньку декомиссится.


Есть ли разрезы информации в Throughput (кроме типов работы (блюда), источников заказов с особенностью выполнения (на вынос или в рестике), временных периодов (zoom in / out)) - которые мы не учли?

#metrics #throughput
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍2
🛠️ Инструменты мониторинга метрик команды и что почитать по теме.

Начал смотреть второй сезон Wednesday (который пока так себе).
-
🔥если тоже смотрите сериал
-
🤔если не смотрите

🕵️‍♂️ Где смотреть на метрики вашей команды

- Jira: без плагинов посмотреть на Throughput в задачах не получится и гаджетов для дешборда. Но есть решение ⬇️

- Jira Metrics Plugin (автор @akhakimov, hh.ru) - такой ультимативный плагин для хрома, читает данные с вашей Jira, причем безопасно (на сайте есть целый блок про секурность и его разрешают в этих ваших энтерпрайзах). Я даже у себя на его основе провожу обучение. Скоро будет AI-агент внутри с анализом и рекомендациями 🚀

- Predictable.team (это уже моё приложение): умеет кушать CSV / XLS выгрузки с Jira, Youtrack, кастомные форматы и визуализировать все flow-метрики. В дополнение - есть раздел с выводами по динамике команд и рекомендациям - что делать чтоб стало лучше. 🔮

- ActionableAgile: сильная визуализация флоу‑метрик (scatterplot cycle time, aging WIP, Монте‑Карло). Но для россиян доступ только через VPN. 📈

- Scope360: плагин для хрома и сайт, встраивается в Jira, но если есть Jira Metrics Plugin - будто б и не нужен. 🔭


📚 Список литературы

- Daniel VacantiActionable Agile Metrics for Predictability [EN] — базовая книга по метрикам потока, aging и вероятностным прогнозам.

- Troy Magennis (классный дядька, автор блога observable hq) — вот тут инструменты и калькуляторы, вот тут статьи (что точнее) по прогнозированию и Монте‑Карло (Observable/Focused Objective)

- Bye Bye Velocity. Hello Throughput (статья на Scrum.org). Коротко о причинах сдвига от velocity/SP к потоку.

- Обзорные и критические материалы по SP (иллюзии измерения и сравнения между командами).

- Mike Cohn — Agile Estimating and Planning (полезно как набор практик).

#metrics
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍7🔥1