принц дурной крови. – Telegram
принц дурной крови.
731 subscribers
701 photos
13 videos
49 files
185 links
историк философии и фехтовальщик.
Download Telegram
Иногда поиск рабочей литературы в букинистах дарит прекрасное настроение на весь оставшийся день.
🔥30❤‍🔥116🦄5🤩1
Когда только кончатся эти войны: Паскаль Киньяр как политический мыслитель

Нигде, включая своё большое интервью со Стефани Булард и Сильваном Санти, Киньяр не высказывается открыто о своих политических взглядах. Однако у него есть роман, который только со скрипом и большим (нечестным) желанием назвать аполитическим, — «Американская оккупация». Роман посвящен отношениям и взрослению двух французских подростков во времена AMGOT (Allied Military Government of Occupied Territories [настолько известный термин для русскоязычного пользователя, что его даже трудно загуглить на русском]) — то есть до прихода ко власти Шарля де Голля. Этот роман можно взять за основу реконструкции киньяровского понимания политического.

Как политика влияет на характер частной жизни?

Влияние политического на личность тотальна, поскольку государственное устройство не только (ре)структурирует экономику, но также формирует представления о правильном и неправильном в культурной сфере. Культура, выраженная прежде всего в языке, влияет на область желания. Здесь Киньяр мыслит в рамках лакановского психоанализа: символическое задает поле того, чего мы вообще можем хотеть. В рамках «Американской оккупации» временное правительство приносит с собой американский продукт, а также особое отношение к товару, т.е. культуру потребления, вызывающую чувство ускорения времени из-за быстрой смены «собственности». Американский товар — и даже его «испорченные» версии — оказываются пределом мечтания подрастающего поколения. С ним же борется старшее поколение (например, отказом продавать «ядовитую» Coca Cola на своих прилавках) — как формой чужой экономики и культуры. Результатом становится напряжение, которое проявляется уже на уровне сексуальности: главная героиня не желает своего французского возлюбленного, предпочитая ему американского солдата. В цитатах:

Мальчик и девочка страстно полюбили ночные вылазки. Они бродили вокруг базы. Тащили все, что плохо лежит. Их увлекало это гадкое, тревожное копание в американских мусорных баках при багровом закате и в сумерках. Им грезились шикарные футболки, мольтоновые спортивные свитера, бутылки из-под кока-колы, оксфордские рубашки с пуговками на вороте, джинсы Levi’s. А попадались лишь жалкие ошметки этих вещей, да и то нечасто.


Папаша Вир объявил раз и навсегда, что этим бутылочкам с углекислым газом не место на его прилавке.


Они занялись любовью, но не достигли наслаждения. Сделали еще две попытки — тщетно. <…> она сказала ему:
— Я больше не могу. Мы должны бежать из этой дыры. Бросить к черту всех этих недоумков. Надо уехать в Штаты. Ведь ты же обещал мне. А теперь совсем отдалился. Прячешься от меня. Я здесь задыхаюсь.


переводчик цитат — Ирина Волевич

Для Киньяра такое влияние может быть губительным. Ожидание героини «Американской оккупации» не соответствует реальности, её мечта разрушается. Следствие — самоубийство.
❤‍🔥1221👍1
Каким образом можно противостоять политическому?

Тем же, каким влияет само политическое — мягкой силой. Для Паскаля Киньяра нет смысла в открытом бунте — его следствием будет, вероятно, жестокое и быстрое подавление. Киньяр обращает внимание на историю, на то, что она состоит из трех последовательных частей: войны, руины, реконструкция. Вам не нравится то, как функционирует политическое? Не волнуйтесь, оно упадет само, особенно если ему не подчиняться. Не-подчинение также позволяет создать самость и пользоваться тем хорошим, что способна дать экономика и политика. Он говорит:

Мне очень нравится приезжать в Соединённые Штаты. Еда там отличная. Вино стало превосходным. Я очень ценю тамошние библиотеки. Но сомневаюсь, что страна сохранила тот характер, который вы описываете, и то влияние, которое, по вашему мнению, она оказывает. <…> Иногда я думаю: «Бывшие империи внезапно становятся крошечными провинциями. Может быть, я поселюсь в Масдаре».


Почему в Масдаре? Потому что это — город будущего, яркий всполох политического, буря. Нет никакого смысла бежать от политических центров — самое спокойное место обычно в их сердце. Степень влияния политического связана с личной возможностью его эксплицировать, экстериоризировать и, как следствие, отстранить от себя. А для этого нужен письменный язык, который выражается в истории и литературе. Знание прошлого — языкового или фактического — позволяет иметь более гибкое представление о реальности.

В чем заключается политический идеал Киньяра?


Возможно, это слишком громкий вопрос, который можно поставить в отношении литературы и личности, чурающейся политических высказываний. Однако, мне кажется, Киньяр достаточно открыто пишет о тех, чьему отношению к политическому он сочувствует. Такой идеал нашел воплощение в фигуре Сент-Коломба (и — отчасти — Марена Маре) из романа «Все утра мира». Мной много было сказано об этом в подкасте, который скоро должен выйти, поэтому я остановлюсь на другой небольшой вещи — его сборнике «Об идеи сообщества одиночек / отшельников». В главе, посвященной Поншато, он пишет:

Термин «отшельники» (solitaires) относился к мужчинам из гражданского общества, аристократам или богатым буржуа, которые приняли обычаи монастырей (воздержание, молчание, аскез, бдение, работу по дому и чтение), но отказались от монашеских обетов. К ним относились статские советники, врачи, юристы, профессора, офицеры и дворяне. Они покинули двор, чтобы пройти двадцать километров и оказаться в лесу. <…> Они не руководствовались никакими внешними правилами, никому не подчинялись, ревностно относясь лишь к своей отрешенности от мира.


Над этим определенно можно посмеяться, потому что это предложение довольно слабое. Оно не проливает крови, не требует революции, не переделывает под себя мир. Однако оно делает другое — реорганизовывает язык и позволяет создать творческую альтернативу. Что делает отшельник? Создает своё.

Киньяр пессимист. Он чувствует, что войны, руины и реконструкции будут повторяться дальше. Поэтому единственный продуктивный ответ, который он может дать из центра своей системы: лучшее, что можно сделать, — спасти себя и не навредить другим. Потому что изменения должны быть подготовлены. Не только на уровне экономики, но и на уровне человеческой природы.

«Когда понимаешь, что все нереально, это ад», — прошептал он под конец. Ара насчитывает четыреста двадцать тысяч жителей. Через город протекает Ганг. Ганг — слеза Господня.


перевод Ирины Волевич
❤‍🔥18🔥3211
От начала и до конца своей частной истории философы — а не литераторы, не писатели — восхищаются устройством государства, в котором живут. Они преследуют город или двор. Почему Платон торопится к Дионису? Почему Аристотель следует за императором Александром? Почему Сенека — за императором Нероном? Почему Декарт — за шведской королевой? Почему Дидро — за русской императрицей? Почему Гегель — за императором Наполеоном? Почему Хайдеггер — за канцлером Гитлером? Почему — в момент зарождения философии — Сократ предпочел смерть бегству, которое предложили и подготовили его друзья? Вот он, решающий момент.

Du debut jusqu’a la fin de leur singuliere histoire les philosophes – pas les litteraires, pas les lettres – sont attires par l’organisation de l’Etat dans lequel ils vivent. Ils courent apres la cite ou la cour. Pourquoi Platon s’empresse-t-il vers Denys? Pourquoi Aristote suit-il l’empereur Alexandre? Pourquoi Seneque l’empereur Neron? Pourquoi Descartes la reine de Suede? Pourquoi Diderot l’imperatrice de Russie ? Pourquoi Hegel l’empereur Napoleon? Pourquoi Heidegger le chancelier Hitler?Pourquoi, au tout premier instant de la philosophie, Socrate prefere-t-il la mort a la fuite que ses amis lui proposent et qu’ils ont preparee? C’est ca, la scene decisive.

Паскаль Киньяр, из разговора со Стефани Булард и Сильваном Санти
14❤‍🔥54🔥3
принц дурной крови.
Happy Tuesday Из-за того, что осенью жизнь всегда ускоряет свой темп, почти не успеваю ничего писать в личный блог. Поэтому пока вместо философских рассуждений и XVII века — фактология, но вскоре обещаю исправиться и поделиться размышлениями о Паскале Киньяре.…
N.B.!

Лекция по Киньяру, которая должна была пройти завтра, переносится на второе декабря.

Вместо неё советую пересмотреть «Семнадцать мгновений весны» и поглядеть вместе со мной на красивого Штирлица (который ещё никогда не был так близок к провалу).
157❤‍🔥5🔥1
Brevia

Во-первых, выложили фотографии с рапиры Паризе. Там неожиданно хороший принц, спасибо золотым рукам Кристины Гизатулиной.

Во-вторых, мы с коллегами наконец-то сделали ТГ-канал кафедры ИЗФ философского факультета МГУ. Подписывайтесь.
23❤‍🔥155🤩1
У меня на днях спросили, что я бы посоветовал почитать из блогов по XVII веку. Нашелся с ответом. Рекомендую также изучить cool.zip — это канал-архив, где можно найти много интересного из области гуманитарных исследований и не только.

/@princedeconde x @cool666zip/
10❤‍🔥63🤩1
Forwarded from cool.zip
📚 сегодня в эфире — рубрика про специнтересы

спросили у Александры Ильиной — историка философии, преподавателя МГУ, одного из создателей канала Renovatio, а также автора личного блога с интригующим названием принц дурной крови — о её любимых страничках в интернете.

помимо интереса к Античности и Средневековью, Алексантра специализируется на культуре и философии XVII века — эпохи барокко, научной революции и рационализма.

получилась очень личная и глубокая подборка. срочно берите на карандаш!

📚 Журнал о музыке, где можно встретить публикации-реконструкции, например, средневековых произведений
О барокко и Люлли-Перселлах-Куперенах там тоже кое-что можно найти.


📚 Библиотека сакральных текстов
На тот случай, если всё-таки придется вызвать Мефистофеля на разговор или составить расклад для придворной дамы.


📚 Про оружие. Красивое. Холодное. Историческое.
Ибо настоящие дворяне должны уметь не только о Платоне поговорить, но и от финта защититься.


📚 Новостной канал XVII века
Для тех герцогов и принцев, которые всегда хотят оставаться на коне.


📚 Лекции Марии Неклюдовой о культуре XVII века
Рассказывает о том, как не попасть впросак, когда дама раскладывает перед тобой Карту страны Нежности.


📚 Блог о кружевных войнах эпохи барокко, которые вытягивали на себе Великий Конде и маршал Тюренн
Фронда принцев фрондой принцев, а Голландская война — по расписанию!


/@princedeconde x @cool666zip/
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
177❤‍🔥63🤩1
Сегодня почти весь день занимался перечитыванием вещей Августина и Лютера, взгляд упал на строки, где они выражают своё отношение к рационализму, основанному на знании закона и исполнении этого закона через соответствующие действия. У Августина эти пассажи видим, например, в De spiritu et littera (Лютер очень любил этот текст), у Лютера — в Гейдельбергских диспутациях. Священное писание содержит много мест, на которых можно основать подобную критику, например:

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели <…> (1Рим. 1:21-22).


или

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. (Притч. 3:5-6)


Текст Марко Бейрона, посвященный «августианской» теологии Лютера, открывается строками из 1 Послания Павла к Коринфянам, 18-31.

Мысль Хайдеггера, в свою очередь, является продолжением этой анти-рационалистической модели мышления. Знание закона не помогает принимать правильные решения, не помогает избежать греха — только сама реальная сущность распятого Христа, страдающего бога, способна повлиять на человека. Страсти Христовы — это просвет бытия, который в теологии славы / закона воспринимается слишком «подручно»: живой Бог овеществляется и становится символом-предметом, но уже неясно чего. В этом особенность существования в модусе das Man: посредственность может «стесать» даже опыт предсмертной боли. Ведь если умирает предмет, то какая, в целом-то, разница?
❤‍🔥1810742🤩1
Проф. деформация — это когда ты даже в шпионском романе найдешь что-то, применимое к фехтовальной тактике:

Именно это и послужило истинной причиной полета в Краков Штирлица. Осмотр памятников старины был только поводом для Максима Максимовича Исаева. Чтобы получить эту командировку, ему потребовалось девять месяцев. Он и раньше слыл любителем изящных искусств, а для того чтобы лично ему, Штирлицу, поручили выполнение этого задания, пришлось несколько раз поговорить о французском ренессансе в присутствии Вальтера Шелленберга, шефа разведки СД, и в приемной у Кальтенбруннера. Разведка — сгусток памяти. Эти его беседы вспомнились тем, кому Гиммлер дал задание выяснить, что следует вывезти из Кракова, Праги и Братиславы. И выбор кандидата был определен: Штирлиц.

Юлиан Семенов, «Майор Вихрь»
1813👍74
Пока новостей о французском Новом времени нет,

Может сложиться впечатление, что я занимаюсь всем, кроме своей диссертации, но это не так — последняя публикация закончена и отправлена в журнал, а тело постепенно пишется, но в связи с требованием уникальности текста им нельзя просто так делиться.

принц прочел книгу Даниила Кловского, «Дорога из Гродно». Советую — учёный, веха советской технической науки рассказывает о своей жизни, которая была отнюдь не сладкой. Польский еврей, узник нескольких лагерей (Штуттгоф, Аушвиц-Биркенау, Моновиц, Бухенвальд) — про немецкий врачей-антифашистов, сопротивление и формирование субъектности, а также университетский быт, который с тех пор не сильно-то изменился. Цитирую:

Наивный человек тот, кто думает, что успех защиты диссертации, а хоть бы и докторской, зависит только от ее достоинств, от значительности работы и ее
результатов, от того, сколько она вкладывает в развитие науки.

Если бы так!

Не знаю, как в других государствах (допускаю, что и там дело обстоит примерно так же), но у нас этот успех зависит, и очень зависит, еще и от личных взаимоотношений всех участников процесса и ритуала защиты: сотрудников кафедры, через которую диссертация представлена к защите, научного руководителя, оппонентов, членов ученого совета — и от их отношения к диссертанту.

Увы, такова жизнь в науке.


В связи с этим советую обратить внимание на Call for Papers журнала «Ещё один». Коллеги как раз ищут тех, кто может написать об истории и философии советской науки.
❤‍🔥17🔥8👍73🏆2
Разбираю заявки на нашу секцию.

Тезисы, достойные награды за лучший доклад:
33❤‍🔥11🔥11🏆41
После бессонной ночи принц всё-таки смог прочитать свой доклад на секции Renovatio в рамках конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2025».

В этих семнадцати минутах — краткое рассуждение о том, как можно понимать смерть Христа в рамках пост-хайдеггеровской атеистической мысли.

А теперь можно и поспать.
24❤‍🔥11🔥86
Forwarded from принц дурной крови
🔥1075❤‍🔥4
Если вы до сих пор удивляетесь тому, почему не можете бросить текст диссертации в лицо нерадивого почти-кандидата (её автора), вот вам ответ из французского XVII века:

Х. Вайнрих связывает концепт вежливости/учтивости, присущий беседам в Отеле Рамбуйе, где собирались как представители дворянства, так и буржуа, с утверждавшимся в XVII веке социальным типом honnête homme (“достойного человека”, или “человека чести”). К числу первостепенных добродетелей honnête homme, согласно ведущему теоретику этой социальной формы Н. Фаре, относились конформизм, анонсируемая и отрефлектированная нейтральность жеста и тона разговора, направленная на сохранение или повышение социального статуса собеседника, без претензий на доминирование над ним или его подавление. Представители такого социального типа принципиально выступали против любого проявления фанатизма (с чем связывается, как мы увидим ниже, и научный педантизм); они должны нравиться всем, не иметь врагов, постоянно вызывать симпатию и потому, естественно, демонстрировать постоянный протеизм, подстраиваясь к теме разговора, нивелируя себя и перенимая черты собственного собеседника, как пишет Н. Фаре: «…Они приучили свои вкусы не отвергать то, что им неприятно. И поскольку им известно бесконечное разнообразие форм, которые способен принимать человеческий разум, нет таких нелепых или противных им мнений, которые бы их задевали; равно как нет и таких, которые казались бы им достаточно разумными, достойными того, чтобы ими увлечься и упрямо поддерживать».

Взято отсюда.
16🔥7❤‍🔥6🤔2
Посоветую канал своей коллеги с исторического факультета МГУ, которая занимается французским XVII веком (и даже иногда пишет о Конде!):
❤‍🔥1343
Forwarded from Varda.foka🇫🇷📚
Продолжение истории

Некоторые подробности упомянутого эпизода Бюсси-Рабютен включил в «Любовную историю галлов»; например, непристойные песни и утреннее пробуждение де Гиша и Маникана в одной постели. История в Руасси спровоцировала большой скандал, ее участники были сурово наказаны. За это участник Фронды, одно время сражавшийся на стороне короля и Мазарини, получил приказ уехать в изгнание в свое Бургундское поместье.
А за саму «Любовную историю галлов» Бюсси даже сидел в тюрьме, хотя напечатана она была против воли автора!
❤‍🔥10👍32🔥2
Приходите на лекцию по Киньяру!
5❤‍🔥1🔥1