Живое обучение – Telegram
Живое обучение
21.5K subscribers
264 photos
9 videos
14 files
847 links
Как учатся взрослые? И почему они этого не делают? И как исправить?

Отвечает Елена Тихомирова, автор книги "Обучение со смыслом".

Курсы tikhomirovaelena.ru

Автор @ElenaELC
Про сотрудничество и выступления @sol_julia (рекламы нет) #6SKJA
Download Telegram
Снова в школу?

Не знаю, как так получилось, но у меня все планирование всегда было только учебными годами. Может я поэтому никогда не писала цели и новогодние резолюции в январе, потому что всегда занималась этим в августе. А потому у меня сегодня - начало года.

У меня есть 2 школьника, которые, как водится, уже с середины августа то ли считают дни до конца каникул, то ли наоборот, пересчитывают оставшиеся дни свободы. Потому что как ни крути, а учиться - это сложно. В любом возрасте. Даже у тех, кто еще ходит школу и кто еще по сравнению со взрослыми чистый белый лист - даже у них это работа и нагрузка.

И что говорить о тех, кто уже давно вышел из школьно-студенческого возраста, обзавелся работой, семьей, собаками и прочими обязательствами, которые иногда давят хуже любого бетонного пресса. Обучение - это сложно и требует больших усилий.

По случаю дня знаний, мне очень хочется нам с вами, взрослым слушателям и тем, кто учит взрослых слушателей напомнить кое-что очень важное:

1. Для обучения очень важно настроить правильные с ним, с этим обучением, отношения. Принимать сложность и дискомфорт, помнить, что без практики и усилий ничего не получится. Планировать время, потому что само по себе оно никогда не находится.
2. В основе любого эффективного обучения - наш личный смысл. Когда мы его находим, все начинает играть совершенно иными красками. Не нужно начинать что-то делать, пока внутри нет своего и уверенного ответа на вопрос “Зачем мне это?”. Ваше “зачем” всегда будет отличаться от моего и от любого другого. Его никому не нужно говорить, главное - чтобы вы про него знали.
3. Учиться - это не про запоминать, это про использовать. Можно выучить таблицу умножения, но не уметь использовать ее для решения задач. И в таком виде она никому не нужна. Научился - это не запомнил, это могу действовать и делать.
4. Ошибки - это хорошо и очень важно. К сожалению, школа нас часто учит иначе. За ошибки снижают баллы, пишут грозным красным и ставят плохие оценки. А на самом деле только тот момент, когда мы ошиблись, исправили, может быть снова ошиблись и снова исправили, приводит нас к результату. Ошибки = обучение. И их нужно ждать, принимать и даже им радоваться.
5. Чем больше мы учимся и чем больше разного мы узнаем, тем сильнее наше критическое мышление. В мире, где каждый может публиковать все, что он думает, и где главная задача заголовка и публикации зачастую заключается в увеличении просмотров рекламы, без критического мышления нормально жить не получится. Лучше ошибиться в написании слова, чем принять за чистую монету полную выдумку.

Обучение - это процесс. И это совсем не курсы и тренинги. Это наше умение видеть новое, вовлекаться, разбираться и наблюдать. Это постоянное построение связей между тем, что мы знаем и тем, что только что увидели. Обучение - это открытость новому.

Будьте открыты и берегите свое любопытство! С днем знаний вас, дорогие читатели!
644311🔥4
Что такое педагогический дизайн?
И зачем он вам нужен

Лет 20 назад я первый раз пыталась объяснить знакомым, какая у меня профессия. С пятого захода сдалась и сказала, что я - генеральный директор. Все сразу поняли, как будто это и правда профессия.

Сейчас временами все также сложно объяснить, но теперь я точно знаю, что педагогический дизайн - штука невероятно нужная, особенно в мире, где взрослым нужно постоянно учиться. И особенно сейчас, когда очень многим нужно будет не просто актуализировать свои знания, но и полностью переучиваться.

И мне очень хочется, чтобы как можно больше людей осознавали, что обучение нельзя просто взять и собрать. Его нужно проектировать. И делать это нужно так, чтобы люди, которые пришли учиться, действительно что-то изучили, не потратили свое драгоценное время и деньги зря. Потому что обучение - это большая ответственность.

Да, слова получились такие восторженные и даже слегка пафосные. Но я честно в это верю, я в этом полностью убеждена.

И ровно по этой причине, в эту пятницу я проведу бесплатный мини-курс про то, что такое педагогический дизайн и зачем он на самом деле нужен. Он будет небольшой, но там будет все самое важное:
- Что такое педдизайн - простыми словами и на практике;
- Как на самом деле учатся взрослые люди и почему мы часто делаем обучение, которое не подходит взрослым?
- Почему знания не равно действия и почему это особенно важно в обучении взрослых?
- Как обучение становится применимым и близким слушателю?
- Почему "плохая мотивация" - это не про лень, а про недоверие, перегруз и страх?

И еще достаточно много важных вещей, которые нужны, чтобы создавать действительно работающее обучение взрослых. Ответственное обучение.

🚩 Детали:
- 5 сентября (пятница), 17-00 (Мск);
- 2-2,5 часа;
- Формат интерактивный, онлайн;
- Запись будет для всех, кто пройдет регистрацию;
- Участие бесплатное, с обязательной регистрацией.

И еще будет набор всяких полезных документов, которые отдам всем участникам:
- Мини-анализ учебного мероприятия с точки зрения ПД
- Памятка: Информация ≠ Обучение
- Чек-лист проверки обучения на наличие смысла для слушателя
- Мини-гайд: Что включать в обучение, чтобы снизить перегрузку
- Памятка: 5 ключевых вопросов перед проектированием обучения


Всего у нас 1000 мест, 800 из которых уже заняты. Но регистрация еще открыта.

🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩
🗓 Ближайшие события:
- 12-18 сентября - Курс "Основы обучения взрослых"
- 19 сентября - Очень практичная конференция про ИИ - ИИ.Elements
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
2421
Перфекционизм против обучения
И почему отличникам сложнее всего учиться во взрослом возрасте

Я раньше была уверена, что перфекционизм это скорее хорошо, чем плохо. И что именно вот это неуемное желание быть лучшим и приводит к постоянному обучению и развитию. Помнится я даже себя ругала за то, что не достаточно перфекционист и местами все-таки соглашаюсь на “и так тоже хорошо”.

Я сильно ошибалась. Достаточно было немного погрузиться в устройство перфекционизма, как обнаружилось, что именно он может стать самым большим врагом взрослого обучения. Нереальные цели, недостижимые идеалы, желание все сделать без ошибок - вот это все сильнее всего мешает стать новичком и учиться новому. Страх ошибки закрывает нас от нового настолько сильно, что становится невыносимо сложно попробовать даже что-то совершенно незначительное. И все это как раз про перфекционизм.

Есть много разных исследований, которые показывают, что те, кто учились в школе на скромные четверки и даже на тройки, в итоге могут оказаться более успешными в жизни, чем тем, кто был круглым отличником. Например, среди архитекторов с мировым именем куда больше тех, кто в школе и даже в институте не демонстрировал какой-то выдающейся академической успеваемости.

Именно средние оценки в школе часто приучают человека к собственному несовершенству. Мы понимаем, что у нас есть сильные и слабые стороны и что иногда мы ошибаемся (а точнее - достаточно часто). Но как только возникает идея быть отличником, тут сразу с ошибками начинаются большие сложности.

Ведь что такое пятерка? Это задание сделанное без ошибок. Никто не ставит 5, если в работе что-то не так (и зря, кстати). А что такое отличник? Это одни сплошные пятерки, всегда и везде (иначе просто не получается устойчивая пять в четверти и году). И на экзаменах тоже 5 - это без ошибок. То есть сам процесс обучения при стремлении к максимальному баллу приучает нас почти к нулевой толерантности к ошибкам. Потому что ошибка приводит нас совсем не туда, куда мы нацелились.

А теперь смотрим на обучение взрослого. Может ли тут быть такой процесс, в котором все пройдет без ошибок? Можно ли осваивать что-то новое и при этом достаточно сложное и не делать ошибок как в процессе обучения, так и по ходу первоначального применения? Ответ вы точно знаете.

Ошибки - это основа обучения и основа роста. В обучении взрослого важно начать пробовать применять как можно раньше, чтобы формировать у себя навык. Это значит, что придется сделать очень много ошибок, поймать их и исправить. И для этого у нас должно быть очень правильное отношение к этим самым ошибкам - мы должны их принимать.

Перфекционизм заставляет нас избегать неизвестных ситуаций, потому что в них можно ошибиться. Это не дает открываться новому. Перфекционизм говорит нам, что за свои ошибки нужно себя ругать, потому что само по себе их наличие уже плохо. А нам нужны ошибки, чтобы научиться и действовать правильно в будущем.

Возможно, это еще один повод для того, чтобы задуматься над тем, что достижимые стандарты и цели куда важнее, чем нереалистичные идеалы.
👍4530🔥2062
💡 Про педагогический дизайн

Сегодня, в 17.00 мск - открытый, бесплатный мини-курс "Что такое педагогический дизайн".
Идет в комплекте с полезными документами и очень дружественной атмосферой.

Регистрация пока еще открыта.
Если вы уже прошли регистрацию, ищите письмо в почте, там будут все данные для входа.

Жду вас вечером!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
33🔥6
(Мои) 7 правил ведущего обучения
Или как бороться со стрессом

Этот текст пишется за несколько часов до открытого курса в прошлую пятницу. Курсы курсами, а график текстов никто не отменял. И я сейчас очень нервничаю. Если честно, то я нервничаю перед каждым своим выступлением. Но тут еще и 1200 регистраций, которые как-то, не очень понятно как, но все равно делают свое дело.

Иногда люди удивляются, когда я рассказываю, что всегда выхожу в аудиторию с пульсом 100+. Вроде как это может быть, если ты постоянно в аудитории и у тебя это обычное дело? Но для меня это ок и совершенно нормально. Более того, я точно знаю, что в момент, когда я перестану переживать на старте, мне будет пора покидать аудиторию.

Я выступаю около 50 раз в год, в самых разных форматах. И почти всегда переживаю, кроме, разве что, небольших дискуссий (но я их и не считаю в общем зачете). За последние несколько лет я собрала для себя несколько правил, которые мне помогают работать.

1. Нервничать - это нормально. Для меня это про ответственность за то, что я буду говорить и за то время, которое со мной проведут участники. Главная задача - не расшатать себя сильнее. Не заставлять себя успокоится - это заводит еще сильнее. Не пытаться найти какую-то особую причину - вы найдете, сразу много. И будете еще сильнее тревожится.

2. Противотревожный список. Я знаю, что я буду нервничать. И знаю, что я могу в стресс начать суетиться. Потому у меня есть список, по которому я проверяю, что у меня все готово: ментальная карта на нужном устройстве, ссылка на встречу (адрес встречи), микрофон и наушники заряжены, вторые тоже заряжены и лежат рядом, телефон с дополнительным интернетом заряжен. Я заранее (обычно накануне) готовлю одежду, обувь и украшения, чтобы взять и одеть.

3. Контрольная проверка материала без правок. Тут у меня своя система. Последний раз я правлю материал для выступления примерно за сутки. После этого я могу какие-то мелочи поправить, но нового материала уже не добавляю и ничего не убираю. Это тоже дополнительный стресс, потому что после таких правок я начинаю нервничать, что я не запомню то, что добавила. Это уже лишний стресс.

4. Проблемы - это нормально. Я заставила себя принять, что интернет имеет свойство отваливаться в любой момент, подключения разрываются, ссылки не работают. В аудитории сюрпризов меньше, но тоже есть. Это норма. И я про это не думаю. Я проверяю базу, а дальше все идет так, как идет. Начинаю думать о том, что может пойти не так - пульс уже даже не 100.

5. Я не готовлюсь заранее. Это мой способ использовать особенности нашего мозга. Заранее я собираю материалы, делаю систему, пишу заметки. А вот итоговую карту или презентацию делаю за 2-3 дня до мероприятия. В момент подготовки все нужное у меня выгружается в активную зону и я полностью ухожу в тему. И к моменту выхода все внутри того, что буду говорить. Если сделаю заранее, то все то, что зажглось - потухнет. Нужно или полностью все заново выгружать или будет слегка не то.

6. За 30 минут до старта я начинаю говорить. Я выхожу в эфир с коллегами и мы разговариваем. Этим я прохожу самую тревожную фазу старта. Получается, что к моменту, когда все собрались - я уже начала. И еще речевой аппарат полностью включается. Если молчать перед началом, то разогреваться будешь уже перед аудиторией. Мне так не нравится.

И есть еще одно, №7. В какой-то момент я поняла, что я должна научиться самой себе доверять. Не слепо. Да, может быть так, что какой-то курс или вебинар пройдет не очень хорошо, потому что я что-то сделала не так. Но если я буду постоянно искать, что я могла не сказать, что нужно сказать еще, что можно переделать и что еще не так, то моя работа превратится в постоянный стресс. Этот стресс скажется и на мне и на том, как я работаю. Потому я готовлюсь, проверяю все, что можно проверить, но знаю, что могу упустить что-то. Но при этом я стараюсь доверять своим знаниям и своему видению.
1🔥10359👍12
5 теорий на каждый день
Курс с практическими инструментами, которые можно использовать для любого курса, вебинара или программы

С этого курса началась история мини-курсов. Мы его провели один раз 1,5 года назад и поняли, что нам и нашим слушателям нравится все: формат, емкость, способ работы вместе. Больше мы его не повторяли, но нас просили. И в записи его нет - она сломалась.

Итак, встречайте - обновленный мини-курс "5 моделей и теорий обучения взрослых на каждый день". Что внутри:
- 5 очень практичных инструментов, которыми вы правда сможете пользоваться каждый день и для создания любого обучения;
- Бонус в новой версии - Модель Киркпатрика. Но посмотрим на нее несколько иначе, не только для оценки эффективности;
- В комплекте набор шаблонов для всего, что будет в курсе. Редактируемые, можете сразу начинать использовать.

💡 Детали:
- 18 сентября, четверг;
- с 16-00 по Москве;
- 4 часа с перерывом;
- теория и практика - 50/50;
- Цена - от 2 900.

Все подробности и регистрация на сайте.

🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩
🗓 Ближайшие события:
- 19 сентября - Очень практичная конференция про ИИ - ИИ.Elements
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8🔥7
Бойкот новому
Или о том, что свою нелепость лучше принять

В августе мы с семейством ездили на Камчатку. Невероятно, необычно, красиво, потрясающе. 10 дней очень близко к природе и к тому, что я раньше только на картинках видела.

Но кроме природы я наблюдала за собственной открытостью новому. После летнего курса я начала еще сильнее смотреть на себя и тех, кто рядом, чтобы понять, как открытость новому на самом деле работает и когда она работать перестает.

Вывод первый. У детей с этим делом проще. И мне кажется, что все дело в том, что они привыкли, что у них почти все в жизни новое. А вот к 14 годам картина меняется. Потому что там уже больше известного, кажется, что все и так понятно. И новое начинает постепенно мешать. Потому что зачем новое, когда есть известное и проверенное старое.

Итак, Камчатка. И там для меня все новое. Я легко иду в треккинг. Да, место новое, но смысл известен. Вертолетная экскурсия - с удовольствием. Вертолет я люблю больше самолета, да и Курильское озеро иначе не посмотришь. Медведей я никогда не видела, это очень новое, но настолько привлекательное, что даже не думаешь отказаться. Прогулка на катере в океане - вполне понятно. Крабовая рыбалка или крабалка, как ее местные называют, тоже вполне. Хоть я не знаю, как ловят краба, но концепция “лодка-удочка-вода” знакома.

Отсюда вывод второй. Новое воспринимается легче, когда оно частично окружено тем, что уже известно. То есть все-все новое, а только частично. Мозг опирается на понятное, ему от этого спокойно и все проходит легко. Вполне можно использовать на практике: хотим новое, стоит совместить с известным, будет меньше стресса.

Новая еда меня совсем не тревожит. Сколько себя помню, пробую все, что можно попробовать. Что-то, естественно, не нравится. И тут еще один вывод, третий - можно научиться принимать, что не все должно понравиться. И тогда отторжение от нового в момент его появления может быть меньше. Да, пробую. И да, это не обязано мне понравиться. И может вообще совсем не понравиться и это не страшно, а нормально. Тут как будто снижается риск и уходит мысль “А вдруг мне не понравится?” Не понравится и ок.

Мы приезжаем на этническую экскурсию. Представители коренного народа рассказывают про быт и культуру, поют песни и кормят ухой и лепешками. И тут случается “оно” - я закрываюсь. Как только нам предлагают одеть национальные костюмы и попробовать станцевать местный танец, я ухожу. Понятное дело, что с очень логичными объяснениями - очень душно в юрте (не в юрте, а в местном жилище, забыла как называется), много дыма, дышать нечем.

Все поверили. Кроме меня самой. На полпути до кафе я начинаю понимать, что что-то пошло не так. Перебрав все, я поняла - вывела меня оттуда нелепость. А точнее - страх выглядеть нелепо в наряде и в незнакомом танце. И вот он, самый страшный враг всего нового. Новичок всегда будет нелепым, особенно если сравнивать с тем, кто уже что-то уже умеет. Движения будут кривыми, ничего не будет понятно, будешь путаться и теряться. Именно новичковая нелепость и есть один из самых страшных врагов нового и обучения.

И это еще один вывод. Если мы хотим учиться новому, от танцев и спорта до новых профессий, нам нужно принять то, что будет момент, когда мы сами себе покажемся нелепыми.
И не только сами себе. Мы еще ничего не умеем, у нас ничего не получается, и да, в этот момент можно быть крайне неуклюжими, невнимательными и нелепыми. И это нужно принять, потому что в этом и есть суть новичка. Но приняв это, мы уходим от стресса, у нас больше внимания на то, что мы делаем в моменте (а не на то, как якобы все про нас думают) и у нас лучше получается.

Вернуться на танцы я не успела. Про нелепость дошло позже. Но теперь мне срочно нужно найти что-то, чтобы свою нелепость потренировать.

UPD. Под постом собираются личные нелепости. Если поделитесь, будет супер!
89🔥53
Конференция про искусственный интеллект в обучении - ИИ.Elements

Неужели еще одна конференция по ИИ? Очень справедливый вопрос, потому что я только за вчерашний день увидела минимум 3 новых события на эту тему. Тогда вопрос - что выбрать и во что инвестировать свое время?

Никогда не любила отвечать на вопрос "Чем вы лучше?" И сейчас не буду. Но расскажу немного про нас:
- Мы делаем конференции только для специалистов по обучению уже больше 15 лет;
- Все наши организаторы сами занимаются обучением и погружены в тему;
- И делаем мы так, чтобы нам самим тоже было интересно. Нет задачи просто собрать людей;
- Мы отбираем спикеров, темы и кейсы так, чтобы это было действительно качественно и интересно.

Что у нас по плану на следующую пятницу?

- практические кейсы про ИИ в процессах обучения;
- реальный опыт, который есть уже сейчас и на котором можно поучиться;
- и все то, что есть на самом деле и чем можно пользоваться уже сейчас.

Приглашаем вместе исследовать, как ИИ может сделать обучение взрослых лучше, а нашу работу интереснее.

💡 Детали:
- 19 сентября, пятница
- с 9:30 по Москве до вечера
- Только онлайн
- 3 потока секций, все будет также в записи
- от 2900р

Регистрация уже идет, программа опубликована. Присоединяйтесь!

🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩🤩
🗓 А еще...
18 сентября, с 16-00 - 4х часовой, очень практичный мини-курс "5 теорий". Там инструменты, которые помогают создавать обучение проще и эффективнее.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14🔥7👍32
Обучение нужно переделывать
Почему не стоит ждать, что с первого раза все получится?

Готовлюсь к курсу в четверг. Проводила его уже 2 раза и тема у него совершенно моя, близкая и очень давно знакомая. И кажется, что можно и не готовиться. Потому что, если честно, то меня можно ночью разбудить, спросить последовательность 9 элементов учебного события Ганье и назову их без ошибок. Оно уже куда-то так глубоко отпечаталось, что даже большой стресс не мешает рассказывать (про это отдельно напишу, была у меня тут история). Так вот, кажется, что и готовиться не нужно.

Но нет. Обучение это такой процесс, который требует постоянного пересмотра. Прошло обучение и сразу нужно идти на второй круг: анализировать, смотреть, что и как прошло, вносить правки. И так - постоянно.

Почему?
- Обучение - штука настолько сложная, что в ней сразу все предусмотреть невозможно. В основном потому, что обучение - это люди, а люди очень сложно устроены. Может казаться, что все устроено совершенно логично, а на деле окажется, что никто ничего не понимает. Финала нет, это путь.
- Оптимальный способ рассказа нужно искать. Даже если мы уверены, что говорим хорошо и опыта много, пишем отлично и курсов уже много сделали, это не значит, что нас поймут сразу. То, что кажется очевидным нам, может быть совсем неочевидным тем, кто нас слушает.
- Практика - это отдельный мир. Ее приходится калибровать годами. Как поставить задачу? Сколько времени дать на работу? Как давать обратную связь? Сколько времени все вместе займет? А если не рассчитать, то может быть слишком долго (нудно), слишком быстро (скомкано), слишком просто или слишком сложно. И с первого раза ничего не предусмотреть нельзя. Слишком много переменных.

А еще, особенно в живом обучении, важно, чтобы и тому, кто ведет обучение, тоже было хорошо в процессе. И это особый баланс: сделать так, чтобы слушателям было полезно и интересно, и чтобы ведущему тоже было в удовольствие.

Что будет, если ничего не делать?
- Все то, что уже описано выше - слишком, “не до” или не будет работать вообще;
- Вас не поймут. Потому что мы пропустили момент, где было не понятно и ничего там не изменили.

Да, ошибки свои можно легко найти. Иногда от них будет стыдно перед слушателями (мне точно бывает). Порой удивляешься, как такое в голову пришло? Как так посчиталось, организовалось и сложилось, чтобы получилась такая ерунда? Но ошибки - это источник роста. И лучше их найти, чем идти с ними за ручку.

Цикл педдизайна он потому и цикл, потому что оценка эффективности плавно переливается в анализ и дальше снова: анализ, проектирование, разработка, проведение и оценка. Это по ADDIE. Если не ADDIE, то модель последовательного приближения. И там будет все тоже самое - попробовали, поправили, попробовали, поправили. Обучение - это процесс. Создание обучения - тоже процесс.

А еще, лично мне, становится очень тоскливо. Я не могу говорить одно и тоже много раз подряд. У меня чувство, что я сама стою на месте и никуда не двигаюсь. Любое мастерство требует развития. Чтобы сделать хорошее обучение, нужно много раз пробовать, пересматривать и переделывать.
4418👍119🔥3


Времени мало и курс нужен совсем скоро

Мини-курс со всеми инструментами, которые нужны для оперативной разработки

"5 теорий и моделей обучения ", мини-курс в ближайший четверг (18 сентября). В нем 5 рабочих инструментов, которые помогут навести порядок в целях, контенте и практике курсов, тренингов и вебинаров.

Что разберём и сразу попробуем в деле:
- Таксономия Блума: как формулировать понятные цели;
- 9 шагов учебного мероприятия по Ганье: как из них собрать каркас занятия;
- Теория проектирования траекторий Райгалуса: как выстроить последовательность;
- Принципы обучения Меррилла: как организовать демонстрацию и практику;
- Принципы обучения взрослых по Ноулзу: чтобы говорить с аудиторией на её языке.

Бонусы: зона ближайшего развития по Выготскому и немного Киркпатрика: как смотреть на эффективность без формализма.

В комплекте с курсом:
- шаблон по Ганье;
- шаблон сценария по Мерриллу;
- глаголы и подсказки для целей по Блуму;
- шпаргалка по Киркпатрику: уровни, вопросы, красные флаги;
- и еще пара памяток, которые помогут начать все применять максимально быстро.

Формат: «теория + практика» 50/50. По каждой теме делаем задания, которые помогают разобраться с тем, как применять.

💡Детали:
- 18 сентября, четверг;
- с 16-00 по Москве;
- 4 часа с перерывом;
- теория и практика - 50/50;
- Цена - от 2 900.

Все подробности и регистрация на сайте.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
13🔥5
Всегда так делал и все работало
Или зачем нам пересматривать то, что проверено?

Мне кажется, что я забыла вам, дорогие читатели, рассказать, про логику публикаций, которая в канале есть уже несколько месяцев. По понедельникам теперь выходит пост про то, как учить взрослых. Тут чаще про проектирование и про то, как все организовать и что предусмотреть. А в четверг - про то, как взрослым учиться. И тут про личное обучение, но также и про то, как учатся взрослые.

Так вот, сегодня четверг, а значит речь пойдет о том, как мы учимся (или не учимся). На этой неделе у меня было много лекций и разных выступлений. И понятное дело, что все про тоже самое - как учить и как учиться. Два главных вопроса, которые мне задают:
- Зачем менять что-то, если все и так работает?
- Как объяснить, что нужно что-то менять, тем, кто и уверен, что все и так работает?

Мы очень сильно привязываемся. И если привязанность к людям - это чаще хорошо, чем плохо, то привязанность к знаниям и к подходам - это проблема. Мы учимся что-то делать, вкладываем в этого много усилий и в какой-то момент нам кажется, что мы нашли тот единственный правильный путь, который работает. Вложения же настолько существенны, что у нас срабатывает неприятие потерь. Как деньгами, которые мы не готовы терять.

Любое существенное обучение или даже просто что-то новое призывает нас изменить то, что мы делали до этого. Пересмотреть, поменять, скорректировать. Или, что совсем страшно, взять и выкинуть. И начать делать заново. В этот момент голос в нашей голове начинает переживать: “Как же так? Тут же так много вложено? Мы тут столько работали, столько разбирались, столько шишек набили. И что? Все выкинуть? Нет, это нерационально”. Что удивительно, но именно это “рациональное” поведение и есть то самое иррациональное, которое часто нам мешает идти дальше.

Очень похоже на отношения с вещами, которые мы давно не носим, уже точно не оденем (и даже может быть в них уже и не влезем), но которые почему-то все еще занимают достойные места на полках в шкафу. Я вот с трудом могу выкинуть вещи, которые мне мама покупала. Не ношу, не нужны, никто носить не будет, а выкинуть не могу (а покупала мне мама достаточно много).

Ровно также мы привязываемся к своим знаниям, навыкам и убеждениям. И каждый раз сами себе доказываем, что это проверено, это точно работает и это точно нельзя менять. Тут нужно помнить, что мы себя так профессионально умеем убеждать, что ни один самый убедительный внешний эксперт такого результата никогда не добьется.

Проблема только в том, что в результате мы остаемся на том же месте. Чем меньше мы пересматриваем свои убеждения, чем реже думаем о том, что можем ошибаться и может быть какой-то иной путь, тем меньше мы учимся. Потому что только допустив, что наше текущее убеждение может быть ошибочным, мы уже начинаем учиться. Мы ищем варианты, другие идеи и смыслы, ищем то, что может работать лучше или иначе. Это уже обучение.

Работает привязанность. Нам жаль отказываться, нам кажется, что мы что-то теряем. Но если попробовать немного пересмотреть позицию и принять, что уход того, что было, дает место новому, то система может начать работать иначе. Тогда обучение становится не сражением за сохранение того, что было, а наполнением тем, что можно попробовать и тем, что может дать совершенно иные результаты.
41🔥12
Сегодня говорим про ИИ.

Через час начинаем нашу первую практичную конференцию про ИИ в обучении - ИИ.Elements.
🎤Все онлайн;
3 потока выступлений.

Начинаем в 10 по Москве сегодня.

Присоединяйтесь к нашей дружной компании из 350 участников, будем исследовать ИИ вместе.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8🔥64
Всем нужна поддержка
И автоматизировать ее крайне сложно

Размышляла я тут про строительные леса или scaffolding. Это такая архитектура учебного процесса, в которой мы слушателю даем задачу чуть сложнее, чем он может, но при это даем сопровождение и поддержку, помогаем сделать то, что пока не получается.

И вроде как при проектировании мы можем все это заложить. Особенно, если хорошо понимаем свою целевую аудиторию, знаем задачу обучения и текущее состояние возможностей слушателей. Мы можем создавать траекторию с нужным уровнем усложнения, заложить инструменты сопровождения. И вроде как все правильно. Чуть сложнее, чем могут, но с поддержкой будет хороший прогресс.

А теперь вопрос - если люди разные, то и поддержка нужна разная. То есть даже при базовом старте примерно на одной и той же точке, люди воспринимают все в своем темпе и стиле. Кто-то сразу понимает, что нужно делать. Да, не все, да, есть ошибки. Но в целом ухватил. А кто-то мог не понять задачу. И не потому что он глупый, а потому что иногда просто не понятно. Я вот тут не могла прочитать задание на карточке игры для детей 3+. Слова все понятны, а смысл не доходит.

И таких развилок может быть сотня. И всем поддержка нужна не только разная по сути, но и в разное время. В разном объеме, в разной форме. Вот тут получается, что все в автоматическом режиме и заранее спроектированное работать не будет. Потому что за слушателями нужно наблюдать и следить и давать то, что нужно, тогда, когда нужно. Хотя бы даже подсказать, где посмотреть.

Понятное дело, в обучении взрослых есть много достаточно простых задач. Особенно в корпоративном, где нам нужно проинформировать, осведомить, направить. И тут можно все максимально автоматизировать.

Но вот если мы хотим менять поведения и действия, то есть хотим, чтобы после обучения было реальное, существенное изменение, тут нужно наблюдение и очень точечная поддержка. Потому что мы не можем предположить, где и как слушатель споткнется, какие барьеры у него всплывут и какие ошибки он будет делать.

То есть - человеку тут нужен человек. Тот, кто будет наблюдать, тот, кто будет рядом и сможет помочь, когда слушатель окажется в той точке, где прогресс без поддержки невозможен. А точка эта будет у каждого своя.

И это для меня еще один аргумент в пользу обучения живого и того, где человека учит человек. Да, с технологиями. Но все-таки живое. И живое для меня то, в котором есть кому помочь и подсказать именно по моему случаю, в моей ситуации.
43🔥17
Анонс мероприятий на октябрь.

Три события для тех, кто занимается обучением взрослых и любит интересные задачи.

➡️ Мини-курс: «ИИ в работе педдизайнера и специалиста по обучению взрослых»

Этот мини-курс про то, как использовать ИИ в задачах педдизайнера и специалиста по обучению взрослых. Не для генерации «готового контента», а для того, чтобы усилить собственную работу: быстрее формулировать, сравнивать, пробовать варианты, уточнять идеи.

Дата: 2 октября, Zoom
Время: 16:00-20:00
Стоимость: от 2900 р.
Автор и ведущий курса: Елена Тихомирова
Узнать больше и зарегистрироваться.

➡️ Мини-курс: «Мотивация к обучению. Как сделать так, чтобы человек хотел учиться сам»

Этот курс про взрослую мотивацию взрослых людей. Про то, как человек принимает решение, что обучение ему нужно, и что с этим может делать специалист по обучению.

Дата: 30 октября, Zoom
Время: 16:00-20:00
Стоимость: от 2900 р.
Автор и ведущий курса: Елена Тихомирова
Регистрация открыта →


🚩🔝
Онлайн-конференция «Курсы.ELEMENTS».

Конференция подойдет всем, кто занимается разработкой электронных курсов и хочет больше узнать о практических инструментах, о полном цикле создания курсов, а также найти единомышленников и партнеров.

Дата: 24-25 октября, Zoom
Стоимость: от 2900 р.
Зарегистрироваться можно здесь.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
105🔥5
#перечитываемраннее

Думать о том, как мы думаем и намеренная неуверенность в своих знаниях.

В основе эффективности нашего обучения лежит наша же способность воспринимать мир вокруг нас и наша оценка нашей деятельности. Если мы не готовы открываться новому - мы не учимся. Если мы уверены в том, что мы все знаем - у нас нет смысла что-то изучать. А если мы закрыты от нового и уверены в своих знаниях одновременно, то это почти 100% означает полный отказ от изучения чего-либо вообще.

Тут появляется задача мета-восприятия, то есть задача думать о том, как мы думаем. Умение следить за самим собой, чтобы понять, что мы делаем, как мы делаем и почему именно так. Для эффективного обучения и для того, чтобы потом использовать все то, что мы изучили, важно научиться наблюдать за собой, искать темные пятна и думать о том, как можно сделать лучше в следующий раз.

Это навык. И ему нужно учиться и ему нужно учить. Частью этого навыка будет понимание ловушек, в которые мы сами себя отправляем относительно наших знаний и умений. И обязательная проверка самих себя. Пройти тест, прочитать научную статью и проверить - я все знаю? Я все понимаю? Посмотреть программу профессиональных мероприятий и понять, все ли там известно? Поговорить с экспертом и попробовать получить обратную связь на то, что мы думаем и что мы делаем. Везде, где можно - искать обратную связь и анализировать ее. И этому всему нужно тоже учить.

Когда создаются курсы или материалы про то, как учиться, в основу обязательно стоить положить навык анализа самих себя, способы проверки и получения обратной связи.

Потому что не так страшен тот, кто просто не знает или не умеет. Страшен тот, кто не знает, не умеет, но убежден в обратном.
🔥271310
Мини-курс: ИИ для педдизайнера

ИИ - это возможность, это опасность, это неопределенность. Неопределенность - это всегда стресс. Я стараюсь с таким стрессом бороться только через изучение вопроса, чтобы известного было больше.

ИИ в работе педдизайнера - очень хорошая помощь. Но только не для генерации текстов. Эта штука куда умнее и полезнее. Теперь можно сделать то, что иначе сделать не получалось. И где-то сильно ускориться. А где-то сделать проще.

Итак, через 1,5 года после того, как я начала использовать ИИ в работе я собрала для вас мини-курс:
💡 только то, что проверила на практике сама;
💡 максимально просто и практично (пока сложных вещей делать не будем);
💡 буду много показывать на живых примерах.

В качестве практики: пишем промты, правим промты, смотрим примеры.

Детали:
🗓 2 октября, Zoom
16:00-20:00 мск
⭐️ от 2900 р.

Регистрация по ссылке
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍12🔥66
Проектирование наоборот
Или почему то, что мы хотим сказать, отличается от того, что на самом деле нужно слушателям?

Представьте себе такую историю. Я хочу провести курс про создание тестов. Мне эта тема кажется важной для обучения взрослых, у меня много всего полезного собралось и есть опыт, которым можно поделиться. Задача - погрузить это в небольшой курс, скажем, в мини-курс на 4 часа.

Традиционно я начинаю думать о том, что я хочу рассказать слушателям про тестирование. И тут оказывается, что рассказать я хочу много всего и в запланированные 4 часа это не влезет. Можно попробовать курс увеличить и сделать, скажем, 2 раза по 4. Тут сразу развилка: 8 часов может быть много, а может быть и мало. И чем больше я про тему думаю, тем больше всего хочу рассказать. И все это становится очень важным.

Это проблема почти любого эксперта, который создает обучение. Не важно, он создает его сам или с методистом, проводит его в живую или собирает курс. Важно, что у эксперта в голове много всего полезного и очень важного и, если он не жадный, то ему очень хочется рассказать все.

С этого момента начинается самая большая ошибка проектирования, которая приводит к чрезмерно большим курсам, к странной структуре, в которой есть все, но ничего не понятно и к сражением за сокращение каждой страницы (да что там страницы, каждого абзаца и иногда даже слова).

Избежать этой ошибки можно следуя одному простому правилу - то, что мы хотим рассказать, это не то, что нужно слушателям услышать. Потому что мы знаем больше, чем слушатель сможет воспринять на его уровне понимания на момент обучения. И то, что мы знаем, мы собирали годами, в один курс это никогда не влезет.

Потому последовательность действий должна быть такой (на примере моей истории про тестирование):
1️⃣Что я хотела бы, чтобы слушатели могли делать после того, как они пройдут обучение?Создавать правильные тестовые вопросы, ключи и дистракторы. Определять корректный проходной балл. Валидировать тестовые вопросы так, чтобы тест действительно что-то показывал. ⇒ То есть уже сократилось. Не все про тесты, а только то, что я хочу, чтобы слушатели смогли потом делать.
2️⃣Что мне нужно рассказать и показать, чтобы слушатели смогли сделать то, что я хочу? ⇒ Теперь мне нужно собрать только тот материал, который поможет слушателям освоить то, что я выбрала. Это же становится и способом определения практики - она должна попадать как можно ближе к тем действиями, которые должны делать слушатели. Это же будет фильтром для теории: если не попадает в эти темы, убираю.

Да, могут быть материалы, которые вроде и нужны, но вроде и не очень. Их я могу убрать в дополнительные материалы или памятки. Но только то, что относится к тому, что слушатели должны делать после обучения.

Так мое “хочу рассказать” превращается в то, что я на самом деле буду рассказывать. Это проектирование наоборот, но при этом единственно действенный метод понять, что на самом деле должно быть в обучении.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍4425🔥9
Мини-курс "ИИ для работы педдизайнера и специалиста по обучению взрослых"
❗️❗️❗️

В этот четверг проведу новый мини-курс. Будем разбираться с тем, как использовать ИИ для повышения эффективности нашей педдизайнерской работы и проектирования обучения взрослых. Курс я собрала на основе своего опыта использования, только то, что проверила и чем сама постоянно пользуюсь. Про то, как писать тексты с помощью ИИ говорить не будем, это вы точно без меня освоили. И обзора всех возможных ИИ-инструментов тоже не будет, будем работать с минимальным набором.

Какие задачи будем решать с помощью ИИ:
- Анализ целевой аудитории, формирование портретов и моделирование восприятия курса теми, кто будет его проходить;
- Работа с целями и структурой курса, поиск оптимальной логике изложения;
- Проектирование заданий и активностей для обучения;
- Проверка готовых материалов.

Еще:
- Что ИИ отдавать не нужно?
- Как проверять и почему это важно?
- Как передать ИИ рутинные задачи?
- И как учиться с помощью ИИ?

После курса отдам много шаблонов, условно готовых промтов (потому что готовых не бывает), шпаргалок и памяток, которые помогут все быстро в практику перенести.

💡Детали
- 2 октября, четверг;
- 16-00 по Москве;
- 4 часа с небольшим перерывом;
- Запись ваша на 6 месяцев, пришлем через 2-3 дня после курса;
- Формат "Как это сделать?" - минимальная теория, инструкции, подводные камни, демонстрации и активный диалог;
- Цена: от 2900р

Регистрация уже идет, присоединяйтесь!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
12🔥6
Прокрастинация
Или как учить и делать сложные вещи

Поймала себя вчера за интересным делом. Прокрастинация называется. У меня на носу (то есть сегодня) мини-курс, его нужно доделать и дособрать. На следующей неделе веду новый тренинг у заказчика, его тоже нужно доработать. Еще выступлений пачка вот-вот и там тоже всем все нужно. То есть не сказать, что делать нечего.

Специально сбежала на дачу, чтобы работать в тишине и с максимальной концентрацией. То есть оправдания вроде “мне все мешают” не работают. Я одна и тут никого нет. Разве что собаки, но они спят.

А еще я неделю назад была в отпуске и только вернулась, полная сил и витамина Д. Так что история про то, что я так устала, что в меня ничего не лезет, тоже не работает.

Я ответила на все сообщения, даже на те, что можно было смело пропустить. Покопалась тут и там. Переложила книги на рабочем столе, записи посмотрела. А курс все еще не делается. Пошла приготовила еду, поела, посмотрела что-то пока ела. И… Пошла полежать. Потому что вдруг я вот сейчас полежу 20 минут и силы ко мне вернуться. Вот тут-то я себя и поймала.

Прокрастинация начинается в тот момент, когда перед нами есть задача (или несколько), которая по какой-то причине для нас слишком большая или слишком сложная или слишком непонятная. То есть что-то такое, что мозг наш просто так сделать и обработать не может. На выполнение требуется очень большой ресурс, которые, что естественно, мозг выделять совсем не хочет.

Теперь самое интересное. Мы начинаем нервничать из-за того, что мы делаем то, что мы должны делать. Этот стресс съедает ресурс мозга, потому мозг занят тем, чтобы думать о том, что мы не делаем и всеми сопротивлениями, которые с этим связаны. В итоге на и без того не простую задачу, у нас совсем мало ресурса и подступиться уже почти невозможно. И это замкнутый круг.

Вот вчера в момент, когда я уже решила полежать, я себя и нашла внутри этого круга. Курс нужно доделать, мне почему-то это сложно, времени мало, не доделать нельзя (хотя такая мысль меня посещала в виде “А что будет, если я не смогу провести”) и давление нарастает с каждым часом.

Что делать?
- Разбираться с тем, почему и что кажется сложным. Первый шаг к решению задачи - это понять ее и понять ее сложность. В моем случае - это курс, который отличается от всех остальных, потому что он иначе устроен и потому что это тема и для меня самой относительно новая. Признала сложность, нашла источник - стало легче.
- Разделить задачу на понятные части. Не просто на части, а на такие, которые мозг точно понимает, как делать и ему не нужно 1000% мощности включать. Я всегда начинаю сначала от руки записывать нужный мне процесс и потом по нему идут.
- Передвинуть сложные задачи на второе и третье место. То есть сначала сделать то, что просто. Этим мы даем себе уверенность, что можем и мозг перестает так сильно паниковать. Часть уже сделана, можно еще часть. Но и в самый конец сложное лучше не убирать, потому что уставший мозг это тот еще друг.
- Отключить все возможные отвлечения. Совсем, все, отключить. Хотя бы на час. Нужно мозгу дать пространство.
- И еще, совсем неочевидное (или наоборот). Нужно пойти погулять. Без телефона, без музыки и книжек, просто пойти погулять. Минут через 15-20 движения мозг переходит к глубоким размышлениям и может отлично систематизировать даже очень сложную задачу. Минут 40 прогулки и вы сделаете все быстрее, чем если эти 40 минут будете страдать над задачей.

И все это напрямую связано с обучением. Потому что оно от работы ничем не отличается. Я хорошо помню, как юности ровно в таком же положении просто бросала сложное и не делала. Потому что до этого ходила кругами, ничего не делала и потом уже времени не было. Пара экзаменов так точно была сдана не самым лучшим образом.

Иногда нам сложно и это нормально. Иногда сложно там, где мы даже не ожидаем сложность и тоже нормально. Главное - разобраться.
53🔥20👍9
И да, курс сегодня в 16-00 по Москве.
ИИ для работы педдизайнера.

Пройдем весь основной процесс проектирования обучения взрослых с использованием ИИ.

Пока открыта регистрация.
🔥117👍4
Какие темы вам сегодня особенно важны?

Хочу эту неделю начать с диалога с вами. Очень давно не общались.
И вот какой главный вопрос -
что вам сейчас интересно и важно?
Какие темы мини-курсов стоит сделать? Какие темы конференций вам сейчас кажутся самими актуальными?

И вот, наверное, правильно сформулированный вопрос - Какие знания вам сегодня особенно нужны?

Буду очень ждать ваших ответов!
👍764