Первый тираж опубликованного мной перевода пьесы швейцарского режиссера Бориса Никитина «Эссе о молчании» разошелся за неделю! Всего 100 экземляров, что для первого опыта самиздата считаю суперрр
Я буду счастлив напечатать еще партию, поэтому зову вас оставить заявку на книжку по этой ссылке.
Книги уже уехали в Москву, Питер, Ижевск, Пермь, Новосибирск, Краснодар, Алматы, Вену. И уедут в Киров, Берлин, Лиссабон, Базель, Лондон, Бишкек, Тбилиси.
Отдельное спасибо хочу сказать тем, кто помогает этой истории случиться на разных этапах — Кате Шумиловой, Ладе Ракушевой и Стасу Сальникову. А также тем, кто поддерживают меня постами.
Еще раз: заявку на книжку оставляйте здесь и читайте о ней подробнее здесь.
Я буду счастлив напечатать еще партию, поэтому зову вас оставить заявку на книжку по этой ссылке.
Книги уже уехали в Москву, Питер, Ижевск, Пермь, Новосибирск, Краснодар, Алматы, Вену. И уедут в Киров, Берлин, Лиссабон, Базель, Лондон, Бишкек, Тбилиси.
Отдельное спасибо хочу сказать тем, кто помогает этой истории случиться на разных этапах — Кате Шумиловой, Ладе Ракушевой и Стасу Сальникову. А также тем, кто поддерживают меня постами.
Еще раз: заявку на книжку оставляйте здесь и читайте о ней подробнее здесь.
❤🔥11❤10🔥9🎉1
«Теперь у нас нет театра-протеста, театра хотя бы с маленьким кукишем в кармане — чуть-чуть угрожающего пусть мирозданию, пусть самому себе или толпе, или какому-нибудь завалящему губернатору. Мы спокойны, наши нынешние спектакли никто не закроет. Не будет взрыва негодования, никто не упадет в обморок, никого не вышлют из страны. Можем себя поздравить — наши спектакли абсолютно безопасны. Вы ничего не узнаете из них о том, что происходит сейчас со страной и с нами. Вы не поймете, что в стране идет война, что многие люди живут очень бедно и очень плохо, что молодежь в опасности. На Празднике театра даже намекать на такие гнусности неприлично. Ни один злодей не содрогнется, ни один гамлетовский Клавдий не уйдет, закрыв лицо, с наших представлений».
Дочитываю «Постановку взгляда» Михаила Угарова. Кто еще не дошел, предлагаю начать с этого чуда, опубликованного в «Искусстве кино» в 2004 году:
http://old.kinoart.ru/archive/2004/02/n2-article15
Дочитываю «Постановку взгляда» Михаила Угарова. Кто еще не дошел, предлагаю начать с этого чуда, опубликованного в «Искусстве кино» в 2004 году:
http://old.kinoart.ru/archive/2004/02/n2-article15
Искусство кино
Красота погубит мир! Манифест «Новой драмы»
"Искусство кино" издается с января 1931 года. Сегодня это единственный в России ежемесячный искусствоведческий аналитический журнал. В каждом номере "Искусства кино" печатаются от 25 до 30 публикаций по актуальным проблемам теории и истории российского и…
💔21😢9❤4👍2🔥2
Очерки набегов на Москву
Вчера в Бишкеке закрылся «Заманбап музей» — DIY-институция, посвященная работам кыргызского художника Чынгыза Айдарова.
Вчера же в журнале «Театръ» вышел мой разговор с Маратом Райымкуловым, художником и одним из идеологов этого музея!
Марат рассказал о создании спектакля «Дядя Фантомас и другие истории Чынгыза Айдарова» с фестиваля «Место — Действие» 2024 года (я один из его кураторов).
Именно из идеи этого спектакля о воображаемом музее в доме-мастерской Чынгыза впоследствии родился уже реальный «Заманбап музей». Я дико счастлив, что успел не только увидеть спект, но и помочь мифу «Заманбап музея» состояться!
https://oteatre.info/ocherki-nabegov-na-moskvu/
Вчера в Бишкеке закрылся «Заманбап музей» — DIY-институция, посвященная работам кыргызского художника Чынгыза Айдарова.
Вчера же в журнале «Театръ» вышел мой разговор с Маратом Райымкуловым, художником и одним из идеологов этого музея!
Марат рассказал о создании спектакля «Дядя Фантомас и другие истории Чынгыза Айдарова» с фестиваля «Место — Действие» 2024 года (я один из его кураторов).
Именно из идеи этого спектакля о воображаемом музее в доме-мастерской Чынгыза впоследствии родился уже реальный «Заманбап музей». Я дико счастлив, что успел не только увидеть спект, но и помочь мифу «Заманбап музея» состояться!
У всех участников нашей команды – очень разные оптики, но тем не менее в работе проявилась тема, которая вышла на первый план для всех — это миграция. Что не удивительно, ведь Чынгыз на протяжении последних лет жизни в России акцентировал внимание на этом сюжете. Его жизнь, по сути, расслаивалась: как художник он смотрел на свою жизнь и работал с ней как с материалом, а с другой — непосредственно проживал опыт трудовой миграции, в которой сталкивался с разными вызовами. Это и вышло на первый план.
Позже появились и другие акценты, не связанные с Россией — наоборот, со взглядом на Бишкек и Кыргызстан. На то, как росло национальное самосознание, но в то же время усиливались националистические настроения. Это тоже встречается в работах Чынгыза. Все это мы обсуждали с командой: контексты жизни в Москве и в Бишкеке — они зеркалят друг друга или являются продолжением одной большой истории?
https://oteatre.info/ocherki-nabegov-na-moskvu/
Театръ
Театръ • Очерки набегов на Москву
В сентябре в Бишкеке (Кыргызстан) прошел второй фестиваль современного театра «Место — Действие». Пока наш автор дописывает обзорный текст, мы решили вернуться к досадно и незаслуженно пропущенному…
❤10🤩2❤🔥1🕊1
На первом видео реклама авто Saturn Ion, фото и видео дальше — перформанс Car Park финской арт-группы The Other Spaces, чью работу Wolf Safari когда-то привозили на фестиваль «Точка доступа» в Питер.
✨ Просто сравните ролики ✨
Из описания Car Park:
✨ Просто сравните ролики ✨
Из описания Car Park:
Это перформанс, который буквально происходит в пространстве, предназначенном для машин, — на подземной парковке недалеко от центра города. Пространство, которое обычно используется лишь для того, чтобы его покинуть, превращается в объект совместного исследования. Парковка — это место для машин людей, а не для самих владельцев. Что произойдёт, если машины заменить людьми? Что, если спешку, с которой мы покидаем это место, сменит спокойное пребывание? Что при этом откроется и как это изменит наши отношения с другими людьми?
Группа The Other Spaces создаёт перформансы, исследующие коллективную метаморфозу. На этот раз объектом метаморфозы становится автомобиль. Вместо того чтобы восхищаться или ненавидеть машины как существа, заполняющие наш мир, отправной точкой становится осознание того факта, что современный человек — это автомобилист. Автостоянка стремится вывести наружу этого человека — «автомобильного человека» — на его собственных условиях, чтобы он мог рассказать ту мудрость, которую в себе несёт.
❤6
Собрал все проекты нашего фестиваля в один пост для будущих историков театра!
❤2😁2
Forwarded from Место — Действие
Проекты второго фестиваля современного театра «Место — Действие» в одном посте!
Переходите по ссылкам и изучайте, какими были спектакли и перформансы в этом году.
🐞 Открытие фестиваля
Рассказ о программе, книжный маркет, курутоб-шоу и вечеринка
🐞 Белек
Иммерсивный спектакль у заброшенного кафе «Улитка»
🐞 Длиною в жизнь
Ностальгический перформанс из метафор и ассоциаций
🐞 Сандык
Иммерсивный спектакль о регионах Кыргызстана
🐞 Архив
Визуальный променад на фабрике по переработке пластика
🐞 Хазыры
Пацанский док о турецкой школе-интернате на севере Казахстана
🐞 Дух города
Аудиоспектакль-променад о возвращении на родину
🐞 DIY Заманбап музей
Воркшоп по созданию воображаемого музея
🐞 Аташка
Реконструкция прогулки с дедушкой по маршруту детства
🐞 Ощущай
Воркшоп по сенсорному театру и создание спектакля
🐞 Витражи
Аудиоэкскурсия по ЗАГСу, его истории и воспоминаниям людей
🐞 Книжный маркет
🐞 coucou, ты как?
Музыкальная пьеса для совместного исполнения
🐞 Дядя Фантомас и другие истории Чынгыза Айдарова
Видеопоказ спектакля и перформативный комментарий к нему
🐞 Связи
Иммерсивный аудиоспектакль о жителях и гостях Бишкека
🐞 Азбука современного театра
Лекция сокуратора фестиваля
🐞 Андижанская полька
Спектакль о себе и страхе после андижанской трагедии 2005 года в Узбекистане
🐞 Ева/Лилит. Ткань близости
Перформанс в ореховой роще
🐞 Привет! Я в городе
Спектакль-игра, где нет зрителей, по созданию утопического города
🐞 За что я ... школу?
Спектакль о том, каково это — вернуться в школьные годы
Переходите по ссылкам и изучайте, какими были спектакли и перформансы в этом году.
🐞 Открытие фестиваля
Рассказ о программе, книжный маркет, курутоб-шоу и вечеринка
🐞 Белек
Иммерсивный спектакль у заброшенного кафе «Улитка»
🐞 Длиною в жизнь
Ностальгический перформанс из метафор и ассоциаций
🐞 Сандык
Иммерсивный спектакль о регионах Кыргызстана
🐞 Архив
Визуальный променад на фабрике по переработке пластика
🐞 Хазыры
Пацанский док о турецкой школе-интернате на севере Казахстана
🐞 Дух города
Аудиоспектакль-променад о возвращении на родину
🐞 DIY Заманбап музей
Воркшоп по созданию воображаемого музея
🐞 Аташка
Реконструкция прогулки с дедушкой по маршруту детства
🐞 Ощущай
Воркшоп по сенсорному театру и создание спектакля
🐞 Витражи
Аудиоэкскурсия по ЗАГСу, его истории и воспоминаниям людей
🐞 Книжный маркет
🐞 coucou, ты как?
Музыкальная пьеса для совместного исполнения
🐞 Дядя Фантомас и другие истории Чынгыза Айдарова
Видеопоказ спектакля и перформативный комментарий к нему
🐞 Связи
Иммерсивный аудиоспектакль о жителях и гостях Бишкека
🐞 Азбука современного театра
Лекция сокуратора фестиваля
🐞 Андижанская полька
Спектакль о себе и страхе после андижанской трагедии 2005 года в Узбекистане
🐞 Ева/Лилит. Ткань близости
Перформанс в ореховой роще
🐞 Привет! Я в городе
Спектакль-игра, где нет зрителей, по созданию утопического города
🐞 За что я ... школу?
Спектакль о том, каково это — вернуться в школьные годы
❤8🔥3👍1
Ребяят, мы в Книге! Кому скинуть записи спектаклей с фестиваля «Политика культуры» за донейшн на благотворительность?
Скоро как раз сделаю субтитры к спектаклю Theatre of War аргентинской режиссерки Лолы Ариас 2018 года:
А так есть спектакли Мило Рау, Хайнера Геббельса, Бориса Никитина и записи с фестиваля «Место — Действие»!
Скоро как раз сделаю субтитры к спектаклю Theatre of War аргентинской режиссерки Лолы Ариас 2018 года:
В 1982 году Аргентина и Великобритания воевали из-за Мальвинских (Фолклендских) островов. Война завершилась победой британских вооружённых сил и унесла около 1000 жизней — как британцев, так и аргентинцев. Хотя конфликт произошёл много лет назад, вопрос суверенитета над островами остаётся спорным.
Theatre of War рассказывает историю о том, как шесть ветеранов Мальвинской/Фолклендской войны собрались вместе, чтобы снять фильм. Спустя почти тридцать пять лет после конфликта три британских и три аргентинских ветерана провели месяцы вместе, обсуждая свои воспоминания о войне, а затем репетируя их реконструкцию.
Этот фильм показывает весь социальный эксперимент создания художественного проекта с бывшими врагами по войне: кастинги для поиска главных участников, первые встречи и обсуждения с ними, театральные реконструкции их воспоминаний в разных декорациях — в бассейне, на строительной площадке, в воинской части. Все сцены фильма одновременно подлинные и искусственные. Иногда кажется, что всё происходит впервые, иногда — что ситуация тщательно отрепетирована.
Фильм переключается между реальностью и вымыслом, спонтанностью и актёрской игрой. Он исследует, как превратить солдата в актёра, как преобразовать военный опыт в историю, как показать побочные последствия войны. Картина объединяет бывших врагов, чтобы они воплотили на экране свои военные и послевоенные кошмары.
А так есть спектакли Мило Рау, Хайнера Геббельса, Бориса Никитина и записи с фестиваля «Место — Действие»!
👍6❤3🔥3
Мой перевод и издание «Эссе о молчании» — в книжных магазинах Берлина, Стамбула, Алматы и Бишкека!
Babel Book (Берлин)
Кереге и Dump Gallery (Алматы)
Полторы комнаты (Стамбул)
Книги для развития (Бишкек)
PS: Через неделю-две будут еще и в Тбилиси в «Итаке»
PPS: Если вы дружите с русскоязычными книжными за пределами РФ, то свяжите меня с ними! Буду рад отправить им партию книжек на реализацию.
А чтобы получить книжку в России, оставьте данные тут!
Babel Book (Берлин)
Кереге и Dump Gallery (Алматы)
Полторы комнаты (Стамбул)
Книги для развития (Бишкек)
PS: Через неделю-две будут еще и в Тбилиси в «Итаке»
PPS: Если вы дружите с русскоязычными книжными за пределами РФ, то свяжите меня с ними! Буду рад отправить им партию книжек на реализацию.
А чтобы получить книжку в России, оставьте данные тут!
❤12👍4🔥3
Участвую в акции благотворительного фонда «Комитет против пыток»!
За донейшн по ссылке ниже вы можете забрать либо случайный, либо определенный подарок. От меня там видеозапись спектакля Хайнера Геббельса «Когда гора сменила свой наряд» (2012). Среди других участников — Алиса Горшенина, Александр Горбачев*, Ольга Цветкова, Максим Суханов, Анна Броновицкая, Анна Краснослободцева, Женя Захарова и школа текстов «Мне есть, что сказать».
https://elki2026.bf-pytkam.net/
https://elki2026.bf-pytkam.net/
https://elki2026.bf-pytkam.net/
* Признан иноагентом минюстом РФ
Мы любим «Щедрый вторник» — это отличный повод собрать классных людей и напомнить себе, что помимо насилия в мире также много эмпатии, созидания и поддержки. Выбирайте подарки себе и близким и одновременно помогайте тем, кто пережил пытки: все пожертвования идут на работу юристов, врачей и психологов.
За донейшн по ссылке ниже вы можете забрать либо случайный, либо определенный подарок. От меня там видеозапись спектакля Хайнера Геббельса «Когда гора сменила свой наряд» (2012). Среди других участников — Алиса Горшенина, Александр Горбачев*, Ольга Цветкова, Максим Суханов, Анна Броновицкая, Анна Краснослободцева, Женя Захарова и школа текстов «Мне есть, что сказать».
https://elki2026.bf-pytkam.net/
https://elki2026.bf-pytkam.net/
https://elki2026.bf-pytkam.net/
* Признан иноагентом минюстом РФ
elki2026.bf-pytkam.net
Елки-моталки
🔥14❤6
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
По следам нашего фестиваля «Место — Действие» в Бишкеке собираем трейлеры спектаклей, и одним их них я хочу поделиться тут!
Еще в начале года для фестиваля «Хрупкий» в Москве Элина Лебедзе и Игнат Хлобыстин придумали вещь, которая называется «coucou, ты как?»
Это музыкальная пьеса, которую зрители исполняют без предварительной подготовки на очень маленьких духовых камертонах.
Я всем сердцем люблю эту работу, потому что в ней блестяще соединены поэтическое и политическое.
С одной стороны, слушать возникающий хаос звуков (посмотрите на видео!) — одно удовольствие.
С другой стороны, практика совместного исполнения подсвечивает десятки оттенков того, как взаимодействуют сообщества — кто ведет, а кто подхватывает, кто занимает собой все пространство, а кто готов уступить.
Об этом же после показа написал Артур Штейнер, куратор форума Digital Cosmos в Амстердаме и кофаундер платформы New Silk Roads, в отзыве на фестиваль:
Еще в начале года для фестиваля «Хрупкий» в Москве Элина Лебедзе и Игнат Хлобыстин придумали вещь, которая называется «coucou, ты как?»
Это музыкальная пьеса, которую зрители исполняют без предварительной подготовки на очень маленьких духовых камертонах.
Я всем сердцем люблю эту работу, потому что в ней блестяще соединены поэтическое и политическое.
С одной стороны, слушать возникающий хаос звуков (посмотрите на видео!) — одно удовольствие.
С другой стороны, практика совместного исполнения подсвечивает десятки оттенков того, как взаимодействуют сообщества — кто ведет, а кто подхватывает, кто занимает собой все пространство, а кто готов уступить.
Об этом же после показа написал Артур Штейнер, куратор форума Digital Cosmos в Амстердаме и кофаундер платформы New Silk Roads, в отзыве на фестиваль:
Перформанс «coucou, ты как?» предложил мягкое, но в то же время провокативное размышление о децентрализованной организации сообществ. Лежа на полу рядом с другими участниками, каждый из нас должен был издать звук с помощью маленького гудочка. Вместе нам предстояло объединить эти звуки в коллективную композицию — раздражающее и одновременно поэтичное упражнение, которое заставило меня задуматься о том, как мы ищем гармонию в мире, становящемся все более поляризованным.
❤11🔥5🕊2
Умер Чынгыз Айдаров
Кыргызский художник, чье творчество известно далеко за пределами Бишкека.
Мы познакомились летом 2024, когда готовили фестиваль «Место — Действие». Чынгыз уже перенес инсульт и практически не разговаривал, поэтому о его творчестве, идеях и жизни я знаю больше со слов других людей.
Но что меня поражало с первой встречи, так это то, как дом Чынгыза преображал всё и всех — те, кто оказывались там, мгновенно попадали в водоворот беспрерывного, по-хорошему необязательного и даже наивного творчества. Творчества, лишенного критериев качества и успеха, лишенного оценки и критики. При этом, никогда не игнорирующего то, как у нас день за днем крадут будущее. При этом, просто хорошо сделанного творчества.
А лично Чынгыз был тем художником, чей пример заряжал и вдохновлял на работу. Это случилось и со мной: спектакль о жизни и творчестве Чынгыза, снятый на нашем фестивале «Место — Действие» в 2024, я с тех пор показал в Москве, Тбилиси, Перми, Суздале и онлайн. А не я — еще в Алматы и Бишкеке. Без денег и личной выгоды, а просто потому, что это казалось важным.
Желаю всем и каждому найти в жизни такого человека, вместе с которым захочется заниматься искусством. Чынгыз был именно таким.
Спектакль «Дядя Фантомас и другие истории Чынгыза Айдарова» можно посмотреть здесь.
Кыргызский художник, чье творчество известно далеко за пределами Бишкека.
Мы познакомились летом 2024, когда готовили фестиваль «Место — Действие». Чынгыз уже перенес инсульт и практически не разговаривал, поэтому о его творчестве, идеях и жизни я знаю больше со слов других людей.
Но что меня поражало с первой встречи, так это то, как дом Чынгыза преображал всё и всех — те, кто оказывались там, мгновенно попадали в водоворот беспрерывного, по-хорошему необязательного и даже наивного творчества. Творчества, лишенного критериев качества и успеха, лишенного оценки и критики. При этом, никогда не игнорирующего то, как у нас день за днем крадут будущее. При этом, просто хорошо сделанного творчества.
А лично Чынгыз был тем художником, чей пример заряжал и вдохновлял на работу. Это случилось и со мной: спектакль о жизни и творчестве Чынгыза, снятый на нашем фестивале «Место — Действие» в 2024, я с тех пор показал в Москве, Тбилиси, Перми, Суздале и онлайн. А не я — еще в Алматы и Бишкеке. Без денег и личной выгоды, а просто потому, что это казалось важным.
Желаю всем и каждому найти в жизни такого человека, вместе с которым захочется заниматься искусством. Чынгыз был именно таким.
Спектакль «Дядя Фантомас и другие истории Чынгыза Айдарова» можно посмотреть здесь.
💔55❤9❤🔥1😢1🕊1
пиши перформенс
Мой перевод и издание «Эссе о молчании» — в книжных магазинах Берлина, Стамбула, Алматы и Бишкека! Babel Book (Берлин) Кереге и Dump Gallery (Алматы) Полторы комнаты (Стамбул) Книги для развития (Бишкек) PS: Через неделю-две будут еще и в Тбилиси в «Итаке»…
К списку городов, где можно купить «Эссе о молчании», добавились Odradek Bookstore и Итака в Тбилиси! Полный список городов выше
А ниже — классный пост эни кто, смотревшего Никитина в Тбилиси и читавшего в Берлине
А ниже — классный пост эни кто, смотревшего Никитина в Тбилиси и читавшего в Берлине
❤2🔥1
Forwarded from адвокат:ка тихих дев
«эссе о молчании» забрал вчера из babel books!
это эссе швейцарского режиссера и драматурга бориса никитина, которое перевел и издал ваня демидкин — художник и куратор, с 2018 года занимается теорией и практикой театра и перформанса. мы с ваней пересекались по разным поводам; вместе работали на фестивалях «хрупкий» (2023, 2024) и «точка доступа» (2021); а еще мы вместе танцевали в перфоспектакле «я танцую пока ты смотришь на меня» — это был мой редкий счастливый день в перми и последняя зима в россии.
ваня перевел «эссе о молчании» в 2024 году и организовал показы видеозаписи спектакля никитина в семи городах россии, казахстана, кыргызстана, грузии, а также онлайн — на фестивале «политика культуры». я был на одном из показов в тбилиси, но тогда проживал сложнейший этап моей эмиграции. в том состоянии мне было трудно находиться в людных местах + борьба с панической атакой мешала воспринимать информацию и удерживать на ней внимание.
вчера я забрал «эссе о молчании» после презентации новой книжки евгении некрасовой «улица холодова», там снова говорили важности возвращения имен.
«эссе о молчании» я прочитал еще месяц назад, после первого диалога с ваней. к этому эссе я подключился эмоционально с первых страниц, где никитин описывает (замирание мысли), когда его бабушка вдруг начинает говорить с кем-то, кого нет с ней рядом
я могу ассоциировать себя с этим. письмо как инструмент нужно мне, чтобы описывать эти (другие места), врывающиеся в мою кптср-реальность. писать мне нужно, чтобы строить связи со своим прошлым там, где они разорваны.
травма героини «эссе о молчании» далека от меня; природа этого молчания, как бы я ни пытался, не будет мне окончательно ясна, но систематически я задумываюсь о влиянии травмы на мой язык; о влиянии травмы на мою память; и о том, что язык истории (линейное повествование, документирование, архивация) помогает нам описать и запомнить факты, но не помогает глубоко понять и почувствовать травмы нашего прошлого.
у молчания выжившей женщины, чью семью вместе с ней было решено уничтожить по приказу, например, и у молчания присутствующих в ратуше людей, которых гиммлер ознакомил с новыми директивами, такими как полное уничтожение еврейского населения европы, — разная природа.
люди, против воли которых были произведены любые действия (то есть насилие) не должны приносить остаток своей жизни в жертву, выбирая видимость, если они этого не хотят. это было бы продолжением насилия.
и так как мне известны некоторые последствия видимости, мне известно, что видимость не равна валидации + те, кто желают вам смерти, скорее всего будут сильными и здоровыми даже когда закончится война. и я бесконечно восхищаюсь текстами, написанными из травмы, и вообще способностью людей из травмы говорить и писать,
но в случае если часть вашей жизни и личности уничтожены, вы не свободны от травмы что бы вы ни выбрали (молчание или видимость)
«эссе о молчании» можно заказать
за донейшн от 400 рублей в любой валюте по всему миру, а мне эта книжка досталась потому что у меня есть телеграм-канал)
это эссе швейцарского режиссера и драматурга бориса никитина, которое перевел и издал ваня демидкин — художник и куратор, с 2018 года занимается теорией и практикой театра и перформанса. мы с ваней пересекались по разным поводам; вместе работали на фестивалях «хрупкий» (2023, 2024) и «точка доступа» (2021); а еще мы вместе танцевали в перфоспектакле «я танцую пока ты смотришь на меня» — это был мой редкий счастливый день в перми и последняя зима в россии.
ваня перевел «эссе о молчании» в 2024 году и организовал показы видеозаписи спектакля никитина в семи городах россии, казахстана, кыргызстана, грузии, а также онлайн — на фестивале «политика культуры». я был на одном из показов в тбилиси, но тогда проживал сложнейший этап моей эмиграции. в том состоянии мне было трудно находиться в людных местах + борьба с панической атакой мешала воспринимать информацию и удерживать на ней внимание.
вчера я забрал «эссе о молчании» после презентации новой книжки евгении некрасовой «улица холодова», там снова говорили важности возвращения имен.
«эссе о молчании» я прочитал еще месяц назад, после первого диалога с ваней. к этому эссе я подключился эмоционально с первых страниц, где никитин описывает (замирание мысли), когда его бабушка вдруг начинает говорить с кем-то, кого нет с ней рядом
я могу ассоциировать себя с этим. письмо как инструмент нужно мне, чтобы описывать эти (другие места), врывающиеся в мою кптср-реальность. писать мне нужно, чтобы строить связи со своим прошлым там, где они разорваны.
травма героини «эссе о молчании» далека от меня; природа этого молчания, как бы я ни пытался, не будет мне окончательно ясна, но систематически я задумываюсь о влиянии травмы на мой язык; о влиянии травмы на мою память; и о том, что язык истории (линейное повествование, документирование, архивация) помогает нам описать и запомнить факты, но не помогает глубоко понять и почувствовать травмы нашего прошлого.
у молчания выжившей женщины, чью семью вместе с ней было решено уничтожить по приказу, например, и у молчания присутствующих в ратуше людей, которых гиммлер ознакомил с новыми директивами, такими как полное уничтожение еврейского населения европы, — разная природа.
люди, против воли которых были произведены любые действия (то есть насилие) не должны приносить остаток своей жизни в жертву, выбирая видимость, если они этого не хотят. это было бы продолжением насилия.
«…я не переставал удивляться, почему моя бабушка никогда не рассказывала о своей еврейской семье; почему она обрекла их и тем самым часть себя на невидимость?»
и так как мне известны некоторые последствия видимости, мне известно, что видимость не равна валидации + те, кто желают вам смерти, скорее всего будут сильными и здоровыми даже когда закончится война. и я бесконечно восхищаюсь текстами, написанными из травмы, и вообще способностью людей из травмы говорить и писать,
но в случае если часть вашей жизни и личности уничтожены, вы не свободны от травмы что бы вы ни выбрали (молчание или видимость)
«…этот режим выживания связан не с абстрактными чувствами человека,
брошенного во враждебную ему среду,
а с тем, что в юности она была свидетелем того, как целое общество, включая друзей, соседей и других близких ей людей,внезапно полностью изменилось, открыв двери насилию, которое могло разрушить жизнь каждого; и ее глубокое недоверие к другим стало частью защитной системы, которую она выстроила вокруг себя, чтобы отгородиться от мира, даже если это означало, что она останется одна; в результате она компенсировала это гордостью и часто презрительным взглядом на окружающих; иное потребовало бы не только нечеловеческой способности прощать, но и нечеловеческой способности забывать; способности, которой моя бабушка не обладала; однажды она сказала мне: «у меня не так много недостатков,
всего один… я никогда не забываю»
«эссе о молчании» можно заказать
за донейшн от 400 рублей в любой валюте по всему миру, а мне эта книжка досталась потому что у меня есть телеграм-канал)
❤3🔥2👍1