Рефлексия и реакция – Telegram
Рефлексия и реакция
5.38K subscribers
26 photos
405 links
Авторские размышления о процессах в Беларуси. Связь - reflectionbelarus@pm.me

Поддержка: patreon.com/reflectionbelarus
Download Telegram
Новый сезон приносит новых видеоблогеров. Ютуб показывает в рекомендованных видео с более чем 150 тысячами просмотров - обращение некого Владимира Цыгановича к властям: https://www.youtube.com/watch?v=glpm_FKJ3YY

До этого видео творчество Владимира было не так популярно и востребовано на ютубе, хотя он снимает уже 4 года, самым популярным видео было что-то вроде "как собрать теплицу", хотя общественно-политические ролики бывали. Но тут выстрел - этим видео он "попал" в аудиторию, и последующие несколько роликов стали набирать внушительные для Беларуси десятки тысяч просмотров.

Феномен появления новых критически настроенных к власти блогеров не нов - до этого был тот же Филлипович или Нехта. Но фокус большинства предыдущих блогеров был в апелляции к существующим (но не очень действующим) правовым механизмам: конституции, законам и т.п., в общем всему тому что юридически формально лежит поперек тех или иных решений исполнительной власти. У Цыгановича тоже прослеживается эта нитка, но все таки основной фокус лежит в социальной повестке запроса. Запрос формулируется в двух словах очень просто: доколе, блин?

Владимир отражает чаяния очень большого неполитизированного электорального сегмента и формулирует точку зрения на многие вещи с позиции "простого народа". Анализируя это видео, можно сделать следующие выводы:
- Автор вообще не утруждает себя малейшими попытками экономического анализа. Власти умные - вот пусть и думают как сделать жизнь народа лучше. Цена на бензин здесь лишь повод, не можете снизить цену - так сделайте хоть что-нибудь, говорит Владимир;
- То что задумывается как большие имиджевые победы (Европейские Игры, БелАЭС) - на самом деле в условиях тяжелой социально-экономической ситуации является большим имиджевым раздражителем;
- Проблемы независимости, блоковости вообще не волнуют автора видео. Проблемы отношений с Россией волнуют лишь в контексте "ну договоритесь хоть как с Россией", т.е. давай Александр Григорьевич, покажи свою магию "урвать кусок из Москвы" в очередной раз;
- Критика идет с социальных, а не с рыночных позиций: "5 миллионов человек не впишутся в рынок". Это довольно новая и интересная позиция;

В общем и целом появление таких людей как Владимир показывает, что колея социального контракта медленно, но верно подходит к концу. Критика в этом видео - это критика власти с якорных позиций самой власти. В этом плане автор похож на Лукашенко, критикующего свое правительство ровно за то же самое, но при этом ставящего его в такие ограничения, когда качественный рост невозможен по определению. Но правительство не будет нести политической отвественности.

Этой власти или новой или любой власти независимой Беларуси придется разговаривать с этими людьми и объяснять им что теперь они ответственны за свою жизнь. В обмен на это придется отдать рычаги управления. Потому что если просто сказать "а мы в домике", при этом ничего не дав взамен - то поддержка такой власти среди людей упадет до нуля и сильно в минус. И все кто поддерживают рыночные реформы также должны в меру возможности стараться объяснять таким людям, что как раньше больше не будет. И даже если придет Россия, то все равно не будет как раньше. Даже если бензин на какое-то время станет дешевле.
Канал пробил цифру в 1000 подписчиков. Кому-то эта цифра может показаться смешной, но открывая этот канал, нельзя было представить что найдется столько читателей для нудных, длинных, спорных, а часто и противоречивых самим себе текстов. Качество аудитории - высочайшее, это видно и по письмам на почту. Вести такой канал - удовольствие само по себе.

Примерно с пятой сотни подписчиков было принято решение не рекламировать канал через взаимный постинг с другими каналами. Сейчас цифра в графе подписчиков - это просто цифра, самое главное что удалось достичь каналу - это стать читаемым, иметь возможность задавать повестку. Это видно по тематике сопустствующих каналов и каналов-оппонентов. При этом, несмотря на наличие своего взгляда, по-прежнему будем стараться не скатываться в агитку и быть объективными и уважительными ко всем.

Не имея никаких инсайдов, не тусуясь на приемах и кулуарных встречах, мы тем не менее верно предсказали и отставку Бабича и сгущающиеся тучи над Шуневичем, и вектор развития отношений с Россией и некоторые околоэкономические решения.

Тем не менее, мы должны обозначить всех кто помогал каналу достичь всей этой цифры:
@x1863 - блог, не нуждающийся в представлении. Эд "Jhon Silver" Пальчис и его прекрасная супруга Виктория.
@nexta_lite - если на основном канале Степан рвет покровы, то здесь больше его мыслей, больше контента, тем второй канал и интереснее.
@shraibman - Артем пишет не очень часто, но взвешенно и качественно. Артём, прости, но автор не купит у тебя рекламы на этот канал как обещал (возможно купит на другой)
@belinside - не знаем кто ведет этот канал, но тоже подлил нам немного подписчиков, спасибо.
@telekarp - поэт в Беларуси больше чем поэт. Стася мы любим, хоть и далеки от поэзии и периодически имеем с ним пикировку по некоторым вопросам.

И конечно же, несмотря на острое идеологическое и эстетическое неприятие, несправедливо было бы не отметить оживший канал @trktgh (здоровья вам), который тоже здорово насыпал нам подписоты.

Спасибо также агрегаторам, которые регулярно агрегируют:
@CIS91
@MonitoringBY
@BestBelarus
@Drunkenpolitolog (здесь непонятно то ли агрегатор, то ли авторский, но упомянем)

Спасибо каналу @belaruskipioner просто за то что он крутой. Такие каналы - это просто живой музей.

Спасибо всем, кто пишет на почту reflectionbelarus@pm.me

Cпасибо всем, кто просто читает.
Много пишут на тему нового министра МВД.
На тему того что он опять не уроженец Беларуси.
На тему того что военный, значит точно отбитый/дисциплинированный (в зависимости от отношения того кто пишет)
На тему того что давал интервью про уважение к ВКЛ, но при этом выгнал Гуркова из сборной.

Это все не важно - человека нужно судить по делам. Дел пока нет.
Даже Шуневича, при всей эпатажности и провокационности его персоны в отношении либерально настроенных граждан, нужно судить по делам.

При Шуневиче снизилась преступность - но снижение преступности можно достичь как борьбой с ней так и снижением регистрации преступлений, поэтому здесь спорный вопрос какой фактор сыграл первую роль. Шуневича изрядно полоскали все либеральные СМИ - но нельзя сказать что он был закрыт для прессы, он исправно давал комментарии.
Нехта показал кризис в системе МВД, в особенности идиотизм и слабое обеспечение на местах. Но милицейские кланы сильнее любого министра, а обеспечение напрямую зависит от возможностей экономики.
При Шуневиче больше людей село в тюрьму - но в тюрьму садит не только и не столько милиция, сколько суд и следствие.
При Шуневиче разгоняли оппозиционные митинги - но в гражданской одежде милицию для разгона начал использовать Кулешов. И палкой били по голове при любом министре (и будут бить при любом министре при этом президенте)

Поэтому даже Шуневича как министра объективно оценивать критериями уровня безопасности тяжело. Тем более, этот самый главный для оценки критерий - субъективен.

Но мы рекомендуем посмотреть предвыборное видео из Украины: Дмитрий Гордон взял интервью у Арсена Авакова. Аваков никогда не был силовиком до назначения на пост министра - напротив, он был предпринимателем, то есть мишенью для силовиков, их проверок и т.п. Аваков в интервью с самого начала говорит что "так и не стал ментом". Но не стал ли? Просто послушайте его тон, стальной голос которым он говорит о статистике. Его взгляд на МВД как на отстраненную силу над всеми другими силами, потому что безопасность превыше всего, а безопасность = МВД, значит МВД - превыше всего. Достаточно было посидеть 5 лет на должности и Аваков если не стал ментом в плохом смысле, все равно стал в доску милицейским министром.

Поэтому есть мнение что кого бы не назначили на такую позицию, позиция его сожрет и переварит под себя. С президентами, кстати, точно так же.
Смягчение 328 антинаркотической статьи - шаг безусловно скорее символический и ритуальный, нежели практический.

Во-первых, символически показали что МВД теперь лишается права безусловного "вето" на законодательные инициативы.
Во-вторых, это шаг навстречу движению "Матери 328" с целью успокоения их общественной активности.

Проблем здесь есть несколько и основная - это правоприменительная практика, когда с целью раскрутки более серьезного дела обычное хранение классифицируют как сбыт. Будут ли какие-либо движения в этом направлении покажет лишь практика, она либо изменится, либо нет. Если существенно не изменится - то разница в два года по нижней планке, как бы это цинично не звучало, это не большая разница: 3 - это все равно поломанная жизнь молодого человека. Но в целом, по выборочному анализу последних заметных дел по этой теме, сейчас идет тренд на смягчение практики.

Вторая проблема данного решения - Матери 328 не успокоятся, пока не получат ключевое: амнистию всех, кто уже сидит. Тема амнистии будет одной из ключевых перед выборами. И здесь выбор очень простой - или власть проявит мудрость и проведет амнистию сама, покажет свое гуманное лицо, в т.ч. перед европейцами, либо повестку перехватят оппоненты и получат себе мощного союзника - женщин, которые готовы идти на все ради своих детей.

Ставим на первое. Никакая кровожадность в отношении травокуров не стоит лишних рисков в непростое политическое время.
Минутка конспирологии: заметьте как синхронно заштормило Гонконг с законом об экстрадиции на материк и Москву с делом Голунова.

В обоих кейсах протесты неожиданно масштабные и система не знает что делать. Это значит нарушены какие-то глубинные связи внутри, какие-то противоречия умело обострены, ключевые игроки дезорганизованы. С точки зрения макроэкономики ничего не предвещает каких-то резких внутренних потрясений.

Путин в интервью телекомпании "Мир" сказал что в торговой войне Россия симпатизирует Китаю. В принципе, объяснимо, почему он так сказал - потому что он лично и огромный класс российского истеблишмента симпатизирует Китаю.

Потому что Си встречается с Путиным и катается с ним на лодке, а Трамп даже не здоровается.
Потому что нет там "этой вашей" демократии, при этом бешеный экономический рост.
А для огромного числа ностальгирующих особенно приятно что это все под красным флагом со звездой.
Потому что Америка постоянно говорит о каких-то правах человека, а Китай просто дает денег (иногда и на супервыгодных для себя условиях, но тем не менее).
И вообще, судя по темпам роста Китая он скоро Америку обгонит.

Хотя в абсолютных цифрах ВВП Китая растет медленнее чем ВВП США. И из чего ВВП Китая состоит доподлинно и как считается - неизвестно, т.к. статистика закрыта. И самые капитализированные компании - американские. И у США есть НАТО. То есть объективно позиции США сильнее.
И самая выгодная стратегия в этих условиях - сидеть тихо, не отсвечивать, торговать с обоими.
Но вот тянет на китайский полюс по указанным выше причинам.

Поэтому у россиян есть вероятность попасть под раздачу, не липовыми "санкциями", а вот реально по-больному. Ну и у наших за компанию, если вовремя не примут правильные решения.
А теперь замените любого губернатора на....

Впрочем, проводить беларуско-молдовские параллели нужно сдержанно. Есть много нюансов, которые делают ситуации заметно разными. Чуть позже будет текст по молдовским раскладам и выводам для нас.
Forwarded from Пяр во время чумы
Разгром Козаком Плахотнюка в Молдавии показывает, из какого соуса может быть сделана политика.
1. Игнорирование коррупционных запросов, на конце цепи которых сидят западные спецслужбы.
2. Жесткий режим управления «нашим человеком», в данном случае Додоном. Который тот ещё «железный человек».
3. Здравомысленная сделка с Европой. Меньше всего мы рассчитывали на союз партии Додона с проевропейским ACUM.
4. Доводы по газу озвучивает не представитель «Газпрома». Это важный момент. Как показывает пример «Межрегионгаза», там внутри как раз слишком много арашуковщины.

А теперь попробуйте экстраполировать молдавский кейс внутрь страны.
Замените Додона на любого губернатора.
Не для мультиплицирования ли относительного успеха Козака в Молдавии ряд проблемных регионов получили кураторов в Правительстве?
Уважение Наталье Ивановне Кочановой. В то время как куча высокопоставленных чиновников демонстративно ингорирует имиджевые косяки, закрывается от двусторонней коммуникации, Наталья Ивановна уже второй раз за недавнее время извиняется от имени государства за косяки других ведомств. Первый раз - извинения перед цыганами. Теперь вот второй раз - извинения перед активистками Pussy Riot, которым запретили (и вновь разрешили) въезд в Беларусь.
Получается такой Рамзан Кадров, только наоборот. Если кто-то думает что от этого Наталья Ивановна выглядит униженной, то нет - происходит совершенно обратное. Потому что шишек с задранным носом много, а людей которые способны поговорить и признать косяк - единицы. Уверены, эти качества Кочановой ценятся высоко её начальником, учитывая что у психологически совместимых с ним людей (например военных) присутствие таких качеств - большая редкость. А Кочанова идеально психологически и мировоззренчески с ним совместима. Поэтому большого разгула демократии от неё ждать глупо, но вот за отсутствие короны на голове - респект.
Некоторые характерные маркеры вокруг Европейских Игр:

1. Впервые перестали превентивно задерживать активистов перед играми. Чем воспользовалась вчера Грамада, провела пикет, их запаковали и .... отпустили.

Вопрос - откуда такой разгул либерализма? Это внезапно появившееся внутренняя уверенность в себе или просто очень сильно нужно провести все без эксцессов перед кем то?

2. Неприезд Зеленского и Алиева. Хотя оба собирались. Президент Молдовы и председатель президиума Боснии это формально первые лица государства, но по факту в обоих странах власть у парламента. То же самое можно сказать про президента Грузии (которая уехала).
Большие политики первого калибра не приехали. Почему? Может обстоятельства - некрасиво Зеленскому сидеть рядом с Кадыровым. А может «друзья» любезно рекомендовали не ехать.

3. Открытие делала фирма Игоря Крутого, а по содержанию как будто Белавус с Пальчисом и Мотолько. Разумеется, сценарий не мог не утверждаться на самом верху. Откуда тогда такой разгул национального? Значит была санкция. Что хотели показать и кому? Зачем отменили третье отделение про будущее - эмоциональное решение или цейтнот какой-то по времени был?

4. Медведев сказал что переговоры по интеграции «пошли на одном языке». Значит перестали вставать в позу, стали торговаться. Но не договорились - перенесли в очередной раз.

5. И это на фоне того что пришли данные о неожиданно слабом росте ВВП за 5 месяцев. И посол в РФ Семашко сказал что «дальше цены на топливо повышать нельзя». Семашко сидит в Москве, не очень чувствует оперативную обстановку в Минске. Значит ему это тезис довели. Неужели ролики действуют? Объективно цена ещё далека от той, которая устроит всю цепочку производителей-дистрибьютеров топлива.

И это все на фоне протестов в Грузии.

В общем, есть ощущение тихого, но очень сильного ветра. Настолько сильного, что против него не вывернешь паруса.
Ещё интересный момент: вчера весь локальный интернет был полон статей вроде такой: https://citydog.by/post/zaden-oktyabrskaya-larki/

Суть в чем - какими-то чиновниками была осуществлена «сельповизация» самой модной и тусовочный минской улицы, и новость об этом прошлась инфоповодом по интернетам настолько мощно, что принято было решение колхозную составляющую убрать. Палатки демонтируют (хотя лучше бы просто перенесли в другое место, места в Минске полно, взять тот же пустующий скверик у стадиона - но главное не закрывать фасады)

Реакция на общественное мнение была моментальная. Это настолько круто и нетипично для Беларуси, что в очередной раз подчёркивает некую особенность сложившейся ситуации. Возможно мы узнаем о новых кадровых назначениях после игр.
Грузия интересна тем что провела кучу классных, болезненных, но необходимых экономических реформ. И ещё эта страна 9-я по счету по уровню налоговой нагрузки в мире (с конца, разумеется). Но опыт Грузии показывает что можно проводить сколь угодно правильные экономические реформы, делать низкие налоги, заниматься правосудием, учить всех английскому, а все равно пока в 50 км от твоей столицы стоят русские танки, которые гипотетически могут двинутся в любой день когда правитель России встанет с утра не с той ноги - твоя страна слишком рискова для массовых инвестиций.

Иголка, на конце которой находится Смерть Кощея всех постсовестких государств лежит в Кремле. И даже балтов - пока не будет железобетонной уверенности что американские солдаты будут готовы отдавать жизнь за свободу Эстонии. Такой уверенности нет. Поэтому там, мягко говоря, не Польша по уровню и динамике развития.

Поэтому все постсоветские независимые страны обречены вести антироссискую политику, т.к. возможность порешать свои вопросы стратегически появится лишь тогда когда Россия будет в принципе неспособна вести агрессивную политику. Иными словами - когда она перестанет существовать в нынешнем виде. Тактически можно дружить с Россией, можно брать её деньги, пускать к себе её бизнес, но как только Кремль даст слабину - все страны будут делать максимально все для того чтобы в будущем снизить риски. То есть например НАТО. А ещё лучше - НАТО под Москвой, чтобы у них там пожар горел чуть что. И это не русофобия, речь идёт не про ненависть. Так заложено архитектурно.

В этом плане опыт Беларуси, которая 25 лет играла с россиянами в «дружбу», пока те не стали подозревать что «что-то тут не то» видится по-иезуитски правильным и передовым.

Можно конечно и взаправду подружиться с Россией, но где гарантия что новый правитель не встанет не с той ноги и не решит тебя присоединить? Иных институтов кроме всесильного царя, российская история не знает и построить пока не в состоянии - слишком большая и пестрая страна, слишком специфична культура населения.
Пишут, что третью (непоказанную) часть открытия Европейских Игр перенесли на церемонию закрытия. Тема - Беларусь будущего. Может, под визит Путина хотят показать? Хотя не факт, что этот визит ещё и состоится. Но в таком случае логика выглядит более-менее цельной.
В опубликованом обосновании необходимости принятия закона об отмене отсрочек - вся боль сложившейся системы современного беларуского государства.

Не будем здесь разводить вечные споры о преимуществах и недостатках призывной и профессиональной армии, о военных союзах и степени военной угрозы Беларуси. Остановимся на факте - события в Украине показали что боеспособная армия всё еще нужна, а на существенное её реформирование без существенного же снижения боеспособности нужны большие деньги. В НАТО нас пока не возьмут, а даже если попросимся то огребем проблем с Россией. Государство на сегодня может платить рядовым-контрактникам примерно минималку, это не те деньги, за которые взрослый мужчина способен кормить семью. Можно взять калькулятор в руки и примерно посчитать, сколько будет стоить поднять всем рядовым и сержантам (да и большинству младших офицеров) ВС, МВД, ГПК, КГБ довольствие хотя бы до средней зарплаты по стране. Счет пойдет на сотни миллионов долларов в год. А срочники стоят в разы меньше.

Суть предлагаемых министерством обороны мер - очень много конкретного кнута и очень абстрактный гипотетический пряник. Это в целом сходится с парадигмой военного мышления: мы здесь устанавливаем правила, если не нравится - накажем. Чего нет в документе и что могло было бы реально повысить престиж службы?
Это регулярные увольнительные на выходные.
Это более детальная специализация в соотвествии с гражданской специальностью или желанием её освоить.
Это расширение практики службы в резерве.
Это возможность легально откупиться в пользу тех кто несет службу, выбрав более легкий вариант освоения воинской специальности.

Все эти пункты прекрасны, если бы не одно ключевое обстоятельство - беларуская армия снизу тотально люмпенизирована. Лучшие абитуриенты не идут в офицеры - в офицеры идут те, чьи родители не могут позволить ребенку гражданское образование. Самые умные и образованные призывники идут по отсрочке, ведь в ВУЗ/техникум не может поступить или клинический идиот, или тот у кого совсем нет денег на образование. Поэтому в армию идут социальные низы.
Что такое увольнительная на выходные для парня из нормальной семьи? Это возможность сьездить домой, увидеть мать, повстречаться с друзьями. Что такое увольнительная на выходной для люмпена? Это два дня потенциального пьянства и дебоша, головная боль для патрулей и командира.
Что значит специализация и резерв? Значит что немногих "умных", попадающих таки в войска, будут внутри же высасывать отдельные подразделения, а масса останется без самых способных солдат.
Что значит откуп за деньги от службы? Это значит что богатые найдут возможность не пойти, а пойдут все те же дети из бедных семей.

Но все же предложенный законопроект ужасен. Ужасен тем, что он не решает этой главной проблемы - полного отсутствия интереса к армии у наиболее качественного призывного контингента. Цитата из документа: " большинство граждан Республики Беларусь призывного возраста стремится найти законный путь не проходить срочную военную службу либо вовсе уклониться от призыва." Честное, смелое признание, что интересы большинства граждан призывного возраста расходятся с интересами государства. Но раз интереса нет - значит будем ловить на вручении диплома.
Да, возможно тактически это поможет вытащить тысячу-другую дополнительных призывников. В первые несколько лет. А потом годные по здоровью выпускники будут просто уезжать, массово и надолго. Загоняя лучших людей насильно кнутом в армию, минобороны выкинет их из страны, возможно навсегда. Потому что чем более будет ярко проявляться рабоче-крестьянская составляющая в армии, чем жестче в связи с этим будет наводиться дисциплина, тем меньше будет желание тратить свой драгоценный год на такую "тюрьму" у каждого конкретного парня. Простых решений у проблемы нет - простые решения приведут ещё к большему усложнению ситуации.
Пока не будет четкого и понятного ответа на вопрос "А зачем мне армия?", любой солдат будет иметь психологию наемника и будет мерять интерес к службе критериями исключительно материальной/карьерной выгоды. А дать ответ на этот вопрос можно лишь ответив на более глубокие вопросы: "А зачем защищать государство?" и самый главный - "А зачем существует это государство и как в нем учитываются мои интересы?". На этот вопрос должна давать ответ общепринятая в обществе идеология, на месте которой - концептуальная пустота, Европейские игры и замполит Макаров.
Министр финансов Максим Ермолович назвав цифру стоимости Европейских Игр, конечно, крупно подставил организаторов и инициаторов данного мероприятия.

Для понимания - минфин это казначейство, это самое скупое в отношении трат ведомство которое только можно представить. И когда министр с парламентской трибуны называет колоссальную цифру затрат, а затем говорит про "имиджевые выгоды" и "привлечение инвесторов" - то это удар под дых под видом закоса под дурака. Такой тонкий аппаратный демарш.
Министра можно понять. Потому что министр не вылазит из самолетов договариваясь о новых бондах, кредитах, чтобы хоть как то свести дебет с кредитом в условиях существенной долговой нагрузки на бюджет. А тут игры, праздник. В конце концов расходы на игры это не подгрифные статьи, а ведь все больше и больше расходов минфин вынуждают прятать под гриф. Поэтому и назвал.

Теперь во всех СМИ будут еще не один год обсасывать тему 540 миллионов рублей и что можно было бы за них купить и т.п.
Объективно и справедливо было бы назвать все же эту цифру в определенной степени спекулятивной. Потому что если городу Минску купили новый автобус, то и без игр пришлось бы покупать автобус, но тогда он шел бы по другой статье. Если отремонтировали развязку и построили стадион - то это не "проеденные" расходы, это все же инвестиции в объекты длительного пользования. И все же было бы любопытно глянуть на цифру расходов на игры без этих вложений, стоимость именно того что проестся-пропьётся-прогуляется (и уйдет на зарплаты оргкомитету). Тогда можно было бы интересным образом сравнить эффективность этих трат с аналогичными мероприятиями. Но боюсь эту цифру мы вряд ли услышим, т.к. скорее всего Максиму Леонидовичу предстоит непростой разговор с администрацией на тему того что можно говорить и как.
Спасибо за уточнение. Ответим тезисно:

1) С демографией все плохо у балтов, хуже чем у поляков. Там и продолжительность жизни хуже, и медианный возраст выше. Причина банальна - много уехало. В Польше уехало тоже много, но не так сильно.
2) А почему уехали там и не уехали в Польше? Возможно, дело в структуре ВВП: в Польше промышленность занимает примерно 40%, что в полтора-два раза выше чем в среднем по странам Балтии. Сервисы - это круто, международные сервисы типа айти - это очень круто, но что-то же должно быть драйвером развития внутреннего рынка? Промышленность в Польше, встроенная в мировые цепочки ТНК (в отличие от беларуской) являетя таким драйвером. В странах Балтии промышленности меньше. А почему? Может потому что меньше капиталоемких проектов с долгим сроком окупаемости?
3) Соотвественно примерно с 2007 года уровень безработицы в Польше стал в целом ниже уровня безработицы стран Балтии. Особенно это ярко проявилось в посткризисные 2009-10 года, когда сервисные бизнесы в отсуствие внутренних драйверов позагибались.

Нет, мы не утверждаем что в странах Балтии совсем ужас и кошмар по сравнению с той же Беларусью. Нюансов много. Маленьким странах в хорошей компании за счет специализации в целом проще показывать хорошие результаты по ВВП, тупо быстрее реформируешься. Но вопрос же еще не только в росте ВВП, но и в структуре его и устойчивости к кризисам. Там где есть риски делать что-то вдолгую, процветает быстросворачиваемый бизнес - типа как айти в Беларуси, когда чуть что сразу ноутбук в сумку и поехал. По-настоящему инновационные производства и RND разворачивают там где безопасно, где развиваются серьезные научные школы.

С 2017 года Польша впервые из пост-коммунистических стран вошла в группу развитых стран по классификации агентства FTSE. Так себе критерий, но все же.
И еще последний комментарий на тему закона об отсрочках.

В обосновании принятия закона очень большой упор сделан на запрет выезда за границу, мол, призывники скрываются за границей. Только ничего не было сказано за какой именно границей скрываются призывники. А скрываются они за той границей, которой нет. На которой не осуществляется паспортный контроль, а значит и запреты все эти побоку. И то что местные российские военкоматы или патрули будут ловить беларуских призывников - полная чушь, неудивительно будет если они даже при формальной засветке вроде оформления регистрации никуда не будут сообщать. Потому что у России два союзника - армия и флот, а если кто-то бегает от чьих-то чужих военкоматов, ослабляя боеспособность потенциального противника, то честь им и хвала. Поэтому побегут призывники к восточному соседу в массе, что есть особенное вредительство, особенно если среди них пойдет работа и например будут приняты какие-то негласные указания о "невыдаче".

Вопрос - а почему этот момент не указан в законе? Отсуствие введения паспортного контроля на границе с РФ - это политическое ограничение или это минобороны чтобы с дорогим союзником не ссорится решило эту очевиднейшую меру не включать в законопроект? А ведь медиасфера, критически настроенная к РФ, была бы куда более спокойной и лояльной если бы границу наконец стали прикрывать именем национальной безопасности.
Мы все таки услышали цифру по статьям - Минфин её назвал: https://belta.by/economics/view/minfin-70-bjudzheta-evropejskih-igr-napravleno-na-razvitie-infrastruktury-belarusi-352780-2019/

Спасибо Минфину. Извините что сразу не заметили - не читаем Белту в каждодневном режиме.

Что же касается цифры в 80 млн $ за непосредственно организацию - на 15 видов спорта это примерно по 5 млн. Для сравнения, например, в Риге сейчас проходит женский Евробаскет, правда одна из четырех групп, три в Сербии. И это стоит Риге около 600-700 тысяч евро. Правда, возможно, в эту сумму включены и капвложения, а не только орграсходы, но даже если нет - выводы можно сделать довольно однозначные.

Особенная пикантность сравнения с Ригой в том что Рига собиралась отказываться от мероприятия - не хватало денег (банально-пошлое в таком случае сравнение статистики по благосостоянию Беларуси и Латвии - сами нагуглите/догадаетесь).
Вот здорово пишет Игорь Тышкевич, очень нравится его канал. Нюанс в том, что всегда есть другой угол обзора на те же вещи:
Да, на шоу открытия и закрытия местами ярко демонстрировалась национальная беларуская история и символика, но эти шоу ставила российская продюсерская компания Игоря Крутого, и там же был, например, любимый придворный певец всех времен и народов - Басков, а из беларуских музыкантов - нейтральные и русскоязычные Леприконсы, хотя есть целая россыпь достойных коллективов с ярким национальным акцентом (если уж очень хотелось его сделать).
Да, посадили наемника из ЛДНР. Но не стоит питать иллюзий что наемников, воюющих на стороне Украины будет ждать иная участь.
Да, Путин уехал и результатов встречи нет. Но Путин по прежнему готов встречаться и приезжать. Вот когда Путин перестанет приезжать, тогда можно будет говорить о каком-то конфликте. А пока все выглядит как добродушный пустой треп на фоне давно обозначенных российской стороной условий.
А самое главное - никто не знает какие конкретно предложения по интеграции передавались и обсуждаются. Там может быть все что угодно и это закрыто от прессы и общественности. Никто не знает по каким пунктам руки пожали, а по каким - нет. Можно догадываться, но никто не знает достоверности догадок, равно как и реальной готовности идти на ту или иную степень вассалитета в условиях когда выбора не очень много.
А на День Независимости, который с позиции Игоря выглядит как смещение акцента с 9 мая, в Минске будут лететь российские бомбардировщики и будут маршировать ребята, которые обстреливали Мариуполь.

Поэтому пока можно утверждать что идет жесткий пресс и очерченные условия генерируют непоследовательные решения, "и нашим и вашим". Эта непоследовательность призвана всех успокоить, а на практике она всех раздражает. Но иных вариантов для нынешнего руководства Беларуси быть не может, иначе это приведет к открытому конфликту с одной из сторон и, как следствие, впадением в полную зависимость от другой. Вон МВФ в ленте фейсбука с таргентингом на беларусов внезапно стал крутить свою рекламу. Казалось бы, зачем? Готовят общественное мнение.
Формула беларуской политики составлена так, что представляет собой принципиально нерешаемое уравнение. Всегда, любому шагу в одну сторону будет сделан шаг в противоположную сторону. Речь не столько о политических жестах, о которых писалось выше, речь о неких фундаментальных принципах построения государства.

Например, возьмем последнюю речь президента на приеме по случаю дня независимости. Взглянем максимально безэмоционально, тезисно: мы не с НАТО, мы не вступаем в состав России, мы остаемся независимыми, поэтому держим свою сильную армию. Это нормальный рабочий сценарий развития, вполне себе понятное видение. Но что вытекает из этого видения?

Мы держим свою армию - значит мы нейтралы по факту. Но де-юре - нет, мы союзники РФ. Мы получаем определенные бонусы от этого, но значит не получаем в полной мере бонусов от нейтралитета. В итоге и РФ недовольна что мы не "интегрируемся" до конца, и всякие другие страны, например, Украина, почему-то не хочет нас политически рассматривать как нейтральную площадку и говорит о переносе Минского процесса куда-то подальше от Минска. Нам приходится очень много лукавить, практически с каждой стороной, говоря ей то что она хочет слышать и умалчивая очень много обратного. В результате Беларуси не верят.

Идем дальше. Раз мы нейтралы и держим свою армию, значит нам нужно собирать достаточно налогов чтобы эту армию кормить. Поскольку мы не интегрируемся ни с ЕС, ни с РФ, то мы не можем рассчитывать на лояльные режимы торговли с обоими полюсами. Значит нам нужно превращаться в оффшор, делать низкую налоговую нагрузку, минимизировать социалку, вступать в ВТО, в идеале - вводить английское право, и большинство собираемых налогов направлять на армию. И на милицию, потому что злобному народцу будет не по-нраву урезание соцрасходов. В таком случае внутренняя политика государства должна иметь под собой опору в виде силовиков и как раз тех самых умников, которые поступают в магистратуру, бегая от армии, которые и займут прослойку обслуживания интересов иностранных инвесторов со всего света. Вполне себе нормальное буржуазное полицейское государство, как Сингапур. Такая экономика способна устойчиво расти. Но нужно четко понимать и минусы: это действительно очень жестко для самых социально незащенных слоев, очень много в такой системе будут решать чужаки с деньгами и поднять налоги в долгосрочной перспективе - означает убить поток входящих такс джамперов. Значит нужно будет очень сильно и качественно целовать в задницу иностранных инвесторов, туристов; беларусам в массе в такой схеме на первых порах предстоит роль дешевой рабочей силы. Лет через 100 при наличии устойчивой политической системы, а значит устойчивой структуры собственности, воспринимаемой людьми справедливо - станем почти Швейцарией, правда нам придется чуть сложнее чем швейцарцам - регион похуже, климат похуже, страна плоская как блин - если они будут отстреливаться от захватчиков с гор, то нам придется полегать в чистом поле, загоняя врага в болота.

В принципе, отдельные контуры этой системы есть. Есть ПВТ с максимально лояльным режимом, в бюджете не жалеют денег на армию и милицию. Но это все половинчато: инвестор не пойдет пока не будет нормального права и правоприменения (например Сингапур в такой ситуации ввел английское право), армии не хватает денег даже на резиновые нашлепки на парад и она вынуждена грести срочников чтобы заткнуть позиции дворников и поваров в частях, в милиции тоже все не очень хорошо с точки зрения комплектования и довольствия низовых подразделений. Силовики регулярно щипают бизнес, гарантии защиты собственности нет. А самое главное - есть огромный неэффективный госсектор, который сжирает все ресурсы для роста в формате такой модели. А ведь именно эти ресурсы могли бы пойти на безопасность, раз уже нейтралитет наша священная корова. Ну и социалке что-то бы перепало, в конце концов без нормальных социальных лифтов эта система не сможет существовать более-менее устойчиво.
Ну а если мы хотим качать социалочку, держать комфортный для всех уровень налогообложения (а то и повыше), получить льготный доступ к энергоресурсам/рынкам сбыта/кредитам - то придется определяться. Правда если мы хотим расти, то все равно многое из вышеперечисленного придется сделать, а еще очень многие убегут в Европу - с Россией мы расти не будем. А если мы хотим комфортно проедать страну, забив на перспективы роста - тогда в Россию, Лукашенко прав, на наше поколение хватит, а дальше хоть трава не расти. Но в обоих вариантах расходами на армию действительно можно пренебречь.

Определится все равно придется, если не мы сами, то за нас кривая истории сама все решит.