Рефлексия и реакция – Telegram
Рефлексия и реакция
5.38K subscribers
26 photos
405 links
Авторские размышления о процессах в Беларуси. Связь - reflectionbelarus@pm.me

Поддержка: patreon.com/reflectionbelarus
Download Telegram
"Ну, и наконец, самый главный пункт - все эти договоренности нужно выполнить. Неизбежно Россия будет искать слабые звенья и предлагать эксклюзивные условия поставок разным сторонам, чтобы схема разрушилась и остальные пошли на её условия. Поэтому чрезвычайно важно доверие, поэтому чрезвычайно важна первая встреча Лукашенко и Зеленского в Житомире. " - мы, 18.09

"Подчеркиваю, это вопрос жизни и смерти - вопрос обязательности исполнения каждой договоренности. Будет это - поверьте, у нас отношения будут развиваться", - Александр Лукашенко, 26.09
Символично, что Лукашенко фактически скопировал традиционный формат "общения с российскими журналистами" в сторону инфополя Украины как только понял что там появляется сильная власть, способная восстановить управлеямость страной, в т.ч. контролировать выполнение договоренностей. А значит, до этой власти нужно доносить свою позицию.

Но это не единственная причина. Есть другая причина.

Если проследить за украинским медиа-полем последние несколько месяцев, то заметно что необычайную медийную активность развил Коломойский, далеко не самый медийный человек, да и склонный к тому чтобы называть вещи своими именами, что красиво выглядит с позиции "народного лидера", но так себе выглядит с позиции еврея-миллиардера. Кто такой в нынешней конфигурации укранской власти Коломойский? Он в первую очередь человек который лучше всех знает как на самом деле устроена Украина, по причине ведения разнопрофильного бизнеса в Украине на протяжении всей сознательной жизни. Кроме того он работал и губернатором в горячие месяцы 2014, в общем очень информированный человек, не только с позиции властных раскладов, а с позиции понимания общественного уклада. Итак, что же тезисно транслирует Коломойский:

- Любой ценой снижать тарифы, чтобы людям хватало зарплаты и они не бежали из страны;
- Аккуратно с МВФ, иногда дефолт лучше чем зубы на полку, не стоит слушать их добуквенно, надо думать своей головой;
- Членство в ВТО не благо само по себе, важны условия;
- Конфликт на Донбассе имеет под собой почву внутриукраинского конфликта (не отрицая в нем преступной роли Москвы);
- За рынок земли, но с большими ограничениями для иностранцев и олигархов;
- За приватизацию, кроме приватизации ключевых отраслей и недр. Акцентированно упоминает негативные эффекты кейсов приватизации, например экологию;
- За иностранных инвесторов, но без лебезения перед ними, т.е. без создания уникальных условий, которые потом приводят к кейсам например экологии или вывоза сырья и т.п. (короче чтоб не было как у нас в Бресте и Светлогорске, где вроде бы и инвестиции, но местные такие инвестиции в гробу видали);
- За фондовый рынок, но фондовый рынок - не панацея, свои компании он не хочет делать публичными;
- На Запад нужно идти, но не в ущерб себе, проблемы решаются внутри, а не снаружи. Россия - нехорошие люди, но с ними тоже нужно договариваться если это выгодно.

В общем, транслируемое понимание Коломойского как идеолога на 95% совпадает с пониманием Лукашенко. Не стоит преувеличивать влияние Коломойского на Зеленского, но не стоит и преуменьшать. На фоне крайне вероятного тактического союза по нефтегазовым торгам, на фоне активности американских дипломатов в регионе в усаживании двух сторон за стол в контексте разговоров о региональной безопасности, все это выглядит как яркие жесты в сторону друг друга. И, возможно, если Беларусь и Украина решат институционально вопрос с контурами транзита власти, исповедующей такие подходы, то со временем можно будет говорить не о тактическом союзе транзитеров, а о более глубоком, стратегическом политэкономическом союзе двух стран. Даже если этого союза формально не будет существовать в виде яркого церемониала (скорее всего никакой патетики не будет, это только на Востоке готовы платить за громкие, но пустые шаги, и то уже не факт).

Есть конечно риски что ЕС и США огорчатся что не все их рекомендации по транснационализации выполняются быстро и дословно, но, как говорят западные дипломаты, им проще иметь дело с огрызающейся Беларусью, которая если берет на себя обязательства, то выполняет их, чем со смиренной Украиной, которая ударяет по рукам и ничего не делает.
Поздравляем канал «Беларуский телеграм» с двухлетием. Ребята делают важное дело - рассказывают о новых каналах в беларуском сегменте, при этом ни копейки не берут с авторов этого канала. Имея четыре тысячи подписчиков практически всегда они создают ядро первичной аудитории для нового канала, и наш канал не был исключением. Поэтому желаем им удачи, подписывайтесь на этот канал, развивая независимое телеграм сообщество Беларуси.
Сегодня @BelarusTelegram исполняется 2 года!

За год количество беларуских каналов практически удвоилось, по данным by.tgstat.com их уже более 580. Некоторые крупные каналы выросли в два и более раза, а крупнейший беларуский канал поднялся с 6 000 до 160 000 подписчиков.

За эти два года мы сформировали наше пробеларуское комьюнити, которое занимает практически всё информационное поле в беларуском сегменте Telegram.

В наш сегмент Телеграма практически не зашли государственные структуры, появилось буквально несколько гос. каналов, и те информационные, вроде Минобороны МВД и МЧС.

И, что самое главное, не пришла пророссийская повестка, которая транслируется на нас из России. Целенаправленно на Беларусь из России работает всего несколько прокремлёвских каналов, прикидывающихся беларускими, они малочисленны и маргинальны.

Вместо них в Беларуском Телеграме сформировалось комьюнити независимых СМИ и блогеров.

Не произошло ситуации, как в России, когда большими бюджетами залили прокремлёвские каналы, которые заняли большую половину политического инфополя российского Телеграма, оставив оппозицию далеко позади.

А еще мы сделали наш чат от канала публичным. @BelGram ждёт активных пользователей и админов беларуских каналов. Давайте развивать Беларуский Телеграм вместе!

Второй #год
Встреча с Зеленским, Минский диалог - не будем рефлексировать, никаких сюрпризов не произошло. Ожидаемо теплая встреча. Ожидаемый всплеск многовекторности.

На прошлой неделе состоялось медийное событие - с тутбая ушла передача "Экономика на пальцах" Сергея Чалого. Проект был, безусловно, локальным медийным феноменом десятилетия. Объективно понятны претензии к формату, но по смысловому содержанию, в принципе, передача держала свой уровень и стиль. Последний выпуск автор использовал с одной стороны как повод для ностальгии и некоего отмечания заслуг передачи, с другой стороны для актуализации самой главной проблемы Беларуси и её следствия в стратегической перспективе.

Проблема, по мнению автора, ясна - отсутствие структурных реформ. Следствие, по мнению автора - деградация регионов и депопуляция страны, сжимание и примитивизация экономики. И здесь хочется с автором подискутировать.

Беларусь находится в окружении очень разных стран, который выбирали очень разный путь своего развития. Но практически все страны в плане региональной политики пришли к одному и тому же результату.

Россия прошла путь от лихих 90-х и сильных региональных элит, к тотальному доминированию Москвы как супер-агломерации, выстраиванию оси Петербург - Краснодар, вдоль которой селятся переселенцы из "глубинной России".
Украина, проведя массовую приватизацию, излишки рабочей силы сначала сбрасывала в Россию, а после Крыма и безвиза - в Европу, в результате депопуляция и примитивизация экономики.
Страны Балтии в Европе уже давно, и с демографией проблемы имеют уже давно, экономика тоже не блещет разнообразием, хотя, конечно, существование в иной правовой и экономической реальности делает их относительно успешными на фоне стран, в Евросоюз не вступивших. Но никак не успешными на фоне богатых стран ЕС.
Польша является наиболее успешной страной из всех соседей Беларуси, но и там был массовый отток и концентрация населения в крупных городах. Беларусы и украинцы в массе едут работать в Варшаву и Краков, а не в условный Конин или Ольштын. Многие отрасли экономики тоже пришлось пустить под нож.

Это все навевает на мысли о неизбежности определенных процессов, и даже, если как в кейсе в Беларусью, их оттягивать за счет директивного сохранения старой экономики в руках государства, то рано или поздно история вернет своё. Структурные реформы и оптимизация производства крупных предприятий сократят численность, социальную функцию, затраты, разрушат неэффективные цепочки поставок. А это вызовет абсолютно тот же эффект - у людей в регионах не будет работы. Её уже нет сейчас, потому что эта оптимизация идёт сама по себе в нереформированной части экономики за счет снижения уровня заработной платы.

Для того чтобы ответить на вопрос, почему старая экономика обречена на смерть вне зависимости от формы собственности и внешней политики, следуют посмотреть на то как эта экономика рождалась. А рождалась она в плановой системе, где у предприятий были совершенно иные функции и задачи, нежели получение прибыли и тем более рост капитализации. Таким образом, история по спирали возвращает весь регион назад, в то место в котором был сделан неверный выбор на развилке.

Государства, как большие инертные системы, склонны тем или иным образом адаптироваться к новой среде. Даже если эти способы не всегда приятны: отток населения, демографический кризис, деградация социальных институтов. Вопрос в том, насколько хватит смелости построить новые, не отягощенные советским прошлым институты в рамках актуальных реалий, найти своё место в мировом разделении труда в постиндустриальной экономике в масштабах региона. И здесь ключ не только в реформе неэффективного госсектора, на место которого придет неэффективная соцподдержка или "неэффективное" сокращение количества людей в стране. В конце концов, самое неэффективное уже благополучно догнивает. Пенсионная система, земельный вопрос, государство как сервис, региональная кооперация - вот список не менее важных аспектов для обсуждения.
В Беларуси полным ходом идет перепись населения. По состоянию на сегодня онлайн переписалось уже почти 700 тысяч человек. В принципе, это само по себе уже довольно интересная цифра, которая показывает число наиболее активных и прогрессивных интернет пользователей, попавших под охват новостей об онлайн-переписи.

К переписи много вопросов. Наиболее острым с политической точки зрения является вопрос о родном языке, который указан в формулировке "Язык, первым усвоенный в детстве". Понятно желание переписчиков получить точные данные, чтобы каким-то образом получить адекватное представление о реальном использовании мовы в жизни. В то же время, использование такой формулировки - абсолютная глупость на грани провокации. Справедливо, такая формулировка подняла волну негатива в адрес переписи целиком. В чем была проблема сделать более политически корректную форму опроса (например, разделить этот вопрос на две части) - непонятно.

На фоне волны негатива к переписи, а также опыта "тунеядских" законов, многие крайне негативно относятся к вопросам об источниках заработка, приусадебном хозяйстве, быте. Некоторые даже вспоминают послевоенные времена, когда на деревья и кусты вводили налоги, в результате были массовые вырубки со стороны крестьян. Не очень верится, что на практике дойдет да такого (хотя кто знает). Скорее верится в другое объяснение причин появления таких вопросов - государство искренне не понимает как оно устроено с экономической точки зрения, с чего живут люди.

Как мы говорили уже выше, все проблемы сегодня были заложены много лет назад при конструировании экономической модели модернового государства. В крестьянской стране индустриализация и коллективизация стали теми триггерами, которые выплеснули огромные массы людей работать на предприятия в городах. Эти предприятия, за исключением сырьевой обработки, в массе затем стали неэффективными с развалом СССР. Люди остались без работы, государства остались с неэффективной пенсионной системой и невозможностью платить адекватные для проживания и развития пособия по безработице.

Ответ на решение этого вопроса кроется в его зарождении - денег нет, но земля давно уже перестала быть краеугольным камнем нынешней экономики. Да, она по прежнему важна, но это всего лишь один из активов. Но в то же время, этого актива у государства навалом и используется он не то чтобы эффективно. Встает вопрос - может государство не под тем углом смотрит на роль регионов? Может роль регионов - и быть аграрным демпфером, платить людям "пособия" по безработице в виде предоставления земли для прокорма и ведения хозяйства?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно очень хорошо понимать микроэкономику (точнее даже наноэкономику, на уровне домохозяйств) того как люди уже кормятся с земли. Возможно, этот опыт удастся стимулировать и мультиплицировать за счет каких-то регуляторных мер. Тем более с закрытием российского рынка (которое видится неизбежным в стратегической перспективе), аграрный экспорт схлопнется, а значит придется переориентировать аграрное производство. Именно земля может стать в социальной перспективе заменой крупным промышленным предприятиям с точки зрения аккамулирования рабочей силы. Это фактически реиндустриализация и деколлективизация.

Инсайдеры инсайдят о проектах больших земельных реформ в Беларуси. И формулировки переписи отлично ложатся в логику этих инсайдов.
Проведение учений ССО в самой близи границы с Россией может является следствием того, что высшее военное руководство Беларуси считает вероятность применения "гиркинского" кейса к восточным районам как минимум не нулевой.

Любопытно, что основной "фронт" учений прошелся по более южным районам российско-беларуской границы. Причина - потому что именно в российских Клинцах, чей район как раз примерно граничит со всеми районами где проводятся учения, дислоцированы основные подразделения 144-й дивизии, самой западной (не считая Калининграда) боевой части постоянной дислокации. То есть, в случае попытки доблестного перехода границы очередным усатым героем под предлогом защиты кого-нибудь от кого-нибудь, именно эта часть станет базой для снабжения "гибридных" войск.

Любопытно, что известному беларускому змагару Змитру Дашкевичу за рытьё окопов в тех районах 3 года назад милиция с лесниками давала штраф. А теперь там роет окопы спецназ.

При этом параллельно беларусы участвуют с россиянами аж в четырех учениях по линии ОДКБ под общим названием "Боевое Братство". Все как и везде.
Артем Шрайбман пишет, что лоббизм IT-сектора это первые зачатки публичной политики в Беларуси. Есть разные определения слова "политика", не будем углубляться, обязательна ли для политики публичная борьба за власть или кулуарный лоббизм тоже можно считать политикой.

Интересно то, что это целиком укладывается в ту схему фунционирования государства, о которой мы писали ранее.

В Беларуси идет парламентская кампания. Хоть один кандидат поставил вопросы о развитии самой технологичной отрасли в Беларуси? Нет. Может кто то выступил с жесткой публичной критикой этих предложений через популярные масс-медиа? Нет. Депутаты существуют в совершенно параллельной реальности, но в Беларуси твой статус определяется не твоей должностью, а тем насколько тебя слушают первые лица. Первые лица слушают Прокопеню и Алейникова, а уж без депутатской корочки эти представители IT-бизнеса как-нибудь обойдутся.

Налицо ярчайший пример саморегулирования отрасли, где администрация ПВТ - вице-премьер - президент являются всего лишь передаточными звеньями и контролерами, но никак не генераторами самой сути законодательства как такового. И они охотно идут навстречу, потому что большинство предлагаемых пунктов это очевидный win-win во всех отношениях. В борьбе экстрактивного технократизма с демократизмом побеждает технократизм.

Но то что делают эти ребята очень важно с точки зрения пространства свободы. Потому что внутри себя IT-отрасль в Беларуси представляет собой разгул лихого либертарианства: низкие налоги, неработающие на практике NDA, пиратский софт (да-да, до сих пор в 2019 не редкость), абсолютно свободный рынок труда - уходи когда хочешь, будь уволен когда захотят. Наверное, в этом тоже есть определенная причина почему отрасль растет. Но если вчера в ПВТ были только матерые старые айтишные конторы, то сегодня там полный спектр: от отделов госкомпаний до рекламных агентств, от биотехнологий до киберспорта. Сейчас вот ПВТ хочет захватить образование... хочется верить что когда-нибудь хитрым образом ПВТ захватит всю страну.

Главное помнить, что феномен ПВТ по своей сути - это пенсионная, правовая и налоговая реформа в отдельной отрасли (которую страшно запустить везде, иначе сильно просядет бюджет). Если эти реформы двигаются таким причудливым образом - пускай двигаются. В Беларуси многое делается верно по сути и криво по форме.
Политическая эквилибристика всем хороша, за исключением того что под чуть более требовательным углом зрения она становится всем плоха.

Пример с задержанной россиянкой Богачовой транслирует следующим силам следующие месседжи:
1. США - смотрите, мы контроллируем свою территорию и быстро реагируем на ваши запросы. Да, к сожалению пришлось отпустить под давлением россиян, но если вы будете нам помогать в будущем, то мы будем не так зависеть от России экономически и будем всех выдавать. И да, мы публично несогласны с тем что нехорошие россияне вмешиваются в американские выборы, это плохо. Не вмешивайтесь в наши.
2. России - пустяки, установили личность, пробили по базе и сразу отпустили, зачем сразу скандал.

Но по факту как такое поведение может восприниматься обеими сторонами? Со стороны США - непоследовательность, не доведение дела до конца, неисполнение запроса. Эти ребята не очень искушены в сложных раскладах отношений всех со всеми. И византийский язык жестов довольно далек для их понимания.
Со стороны России - ну вы в общем все видели в их телеграм-каналах. Это была осознанная провокация и она состоялась. Ждать от России понимающей реакции бессмысленно, потому что сама суть операции была в создании инфоповода "россиянам небезопасно в Беларуси". Инфоповод успешно создан.

Один богослов описал красивую метафору "Все живое подчиняется Богу, но ангелы с воодушевлением, а бесы со скрипом и по принуждению". Хоть и с огромным скрипом и принуждением, но Москва пока что все вопросы в Минске решить в состоянии.

Все идет к тому что в 2020 абсолютно все внешние игроки попросят элиту Беларуси определиться чётко.
На почту reflectionbelarus@pm.me пришел вопрос:

"А вам не кажется, что массовый отказ в регистрации оппозиционным и явно отмороженным пророссийским кандидатам связан с тем, что власть хочет провести честный подсчет голосов для мирового сообщества? То есть пустить в гонку всех контроллируемых, исключить неподконтрольных, а там уже все равно кто выиграет - все ж свои. При таком раскладе выборы будут кристально чистыми, а наблюдателям от ОБСЕ можно позволить бюллетени считать даже. Что думаете?"

Думаем что сюрпризов не будет, иначе бы Давыдько, Воронецкий, Савиных шли бы не от Минска. Поясняем: международный наблюдатель - существо ленивое и ему гораздо приятнее наблюдать в Минске, чем в условном Кореличском районе. Поэтому кандидаты, которые идут от округов где большинство составляют сельские или райцентровские избиратели могут чувствовать себя гораздо спокойнее, там и оппозиционеров на район активных несколько человек максимум, и те под лупой местного КГБ, которому надо чем-то заниматься. В сельсоветах наблюдатели вряд ли будут задавать вопросы почему их не подпускают близко к столу, а самое главное комиссии очень сильно держатся своих рабочих мест и на рожон вряд ли попрут.

Другой вопрос - Минск, где медийный антирейтинг власти в целом сильно выше среднего по стране и в условиях честного подсчета в основной день даже при факторе досрочки могут быть сюрпризы. Не стали бы рисковать, ставя железобетонно проходных людей на Минск, если бы хотели показать здесь честный подсчет. А раз поставили - значит будут тащить. Короче, "ты не чакай, сюрпрызаў ня будзе".
Обратите внимание, именно так запускаются слухи :) В медиа-пространстве про отставку Румаса - тишина. Только Романчук уже полгода как регулярно предрекает отставку. Но самое лучшее средство чтобы слух запустить - надо его опровергнуть.

По нашей информации, разговоры такие идут, но окончательное решение ещё не принято. В любом случае позиция премьера в текущей системе ограничений - это проклятое место, хоть волшебник в голубом вертолете его займет, но все равно основную задачу экономического роста без структурных реформ и без пуска под нож неэффективного госсектора выполнить невозможно.
Все так, только если еще и Беларусь параллельно найдёт способ закрыть транзит (к чему Россия готовится - выводит всю прибыль с Белтрансгаза в РФ), то трубы-то поржавеют какое-то время, а вот газ в РФ придётся выпускать в воздух. И это не шутка, излишки газа из-за сложностей логистики и не всегда адаптируемой добыче под объём потребления, утилизируются именно так. Огромные факелы.

Война нервов все ближе.
Редакция выходит из небольшого отпуска и возвращается в горячий политэкономический сезон.

Интересной статистикой порадовал нас банк Credit Suisse - количество долларовых миллионеров среди жителей разных стран (спасибо каналу https://news.1rj.ru/str/lukanomika за эту статистику, там есть еще масса другой интересной статистики, подписывайтесь).

Что можно сказать, глядя на эти цифры? Первым же желанием является примерно прикинуть количество миллионеров на душу населения. По этому показателю Беларусь примерно в 5,5 раз уступает Эстонии, примерно в 4 раза уступает Литве и даже на 10% уступает Украине, если за её население брать номинальное число, а не реальное (в обратном случае отставание будет ещё сильнее).

Есть огромный соблазн увязать относительное отсуствие богатых с относительным отсутствием бедных, но современная экономика работает не совсем так. Большинство миллионеров стали таковыми вовсе не из-за ограбления несчастных нищих, напротив, чем выше уровень потребления, тем больше людей на этом зарабатывают. Гораздо показательнее с точки зрения расслоения статистика по количеству миллиардеров - тут в регионе РФ впереди планеты всей, да и Украине есть чем похвастаться. Ведь миллиардером в стране, где еще 30 лет назад иной собственности кроме государственной не было, можно было стать лишь эту госсобственность выгодно себе прихватив.

А миллионер - это базовый элемент мира бизнеса. Потому что самая главная головная боль человека, который заработал миллион - этот миллион сохранить, а лучше преумножить. Дорогие машины и квартиры имеют свойство дешеветь со временем и высасывать деньги за обслуживание. Поэтому миллионер вынужден инвестировать. Когда таких экономических агентов много - экономика начинает работать эффективнее, т.к. постоянно множеством неглупых людей ищутся ниши, которые с минимальным риском окупят вложения и дадут заработать. (Риск снижается в первую очередь за счет практики понятного и справедливого правоприменения и прозрачных законов).

В Беларуси есть альтернатива миллионерам-людям - миллионеры-госпредприятия. Они тоже проводят свои "инвестиции", зачастую закапывая деньги с социальными целями. Глупо отрицать что в такой форме достигается определенный социальный эффект, но ведет ли это к улучшению человеческого капитала? К сожалению, ответ отрицательный. Все 10 лет над Беларусью висит вопрос структурных реформ, и последние 5 лет чиновники говорят что "реформы уже идут, но медленно". Реформы действительно идут, но идут не за счет их проведения с точки зрения осмысленной политики, а за счет невозможности противления естественному ходу вещей - деградации неэффективного, бегства людей в эффективное (из того что ещё осталось тут, либо за границу).

Хотелось бы упомянуть в контексте обсуждения числа миллионеров на душу населения один тезис - ведь если государство не создаёт условий для появления адекватного числа независимых предпринимателей, то возможно другое государство сможет создать такие условия? Зачем давать деньги ненадежному союзнику, если их можно инвестировать в партнерство с классом людей, которые навсегда будут привязаны к источнику своих инвестиций? И этот процесс идет, пока скорее за счет естественных связей, но в целом если посмотреть на топ бизнесменов из Беларуси, то значительная их часть будет аффилирована с российским капиталом. А если запустят процесс на полную? Принято считать что предприниматели по умолчанию апологеты проевропейскости, независимости и демократии. Но когда это все присутствует в условном виде "ну вы же понимаете", а на противоположной чаше весов лежат реальные деньги, рабочий бизнес, движение вперед - то выбор становится весьма неоднозначен.

И если (а скорее даже когда) настанет момент что в Беларуси кроме частных малых и средних предприятий ничего не останется, есть большой риск что эти предприятия беларускими то и не будут.
С полей "Кастрычніцкага эканамічнага форума" в этом году лишь изредка звучали мантры о проблеме раздутого госсектора, скорее это был некий дежурный ритуал. Обсуждали проблемы агломераций, социальной защиты, трансформации мировой экономики, экспорта и монетарной политики.

Разными словами, госчиновники и эксперты из-за рубежа "в теме" (потому что "в теме" далеко не все), аккуратно обходили главную проблему беларуской экономики. Точнее даже не обходили проблему, а избегали назвать краеугольный камень на шее страны. И это не зависимость от России, не госсектор как таковой, даже не политические факторы, в конце концов так или иначе даже у нас политика определенным образом "зеркалит" общественный запрос (или его отсутствие по тем или иным пунктам). Самая главная проблема Беларуси - низкое и местами ухудшающееся качество человеческого капитала.

Конечно, речь идет не про всех беларусов, а лишь про часть. И речь в данном случае не идет об оценочных суждениях хороший/плохой человек. Есть факты, которые говорят следующее:
- Существует значительная часть населения Беларуси, которая немобильна в плане адаптации к изменениям на рынке труда;
- Эта часть населения также немобильна с точки зрения релокации в места где есть работа;
- Эти люди обитают чаще всего в районе черты бедности, не обязательно за ней, но редко сильно выше;
- Много пьют;
- И самое ужасное: эти люди не мотивируются экономическими стимулами.

По поводу последнего пункта было презентовано несколько исследований, в котором выявили парадоксы поведения этой категории населения. Например, когда у людей падают и без того низкие доходы, беларусы предпочитают не искать более высокооплачиваемую работу, а урезать потребление и переходить на более активный труд на приусадебных участках. При этом доля трат на товары длительного пользования не уменьшается и даже иногда возрастает! По меткому выражению Александра Чубрика, "жрать нечего - так хоть телевизор посмотрим". Ну и в целом, про это довольно подробно писал в своей последней книге Кирилл Рудый (правда он тоже был весьма дипломатичен и максимально обходил острые углы, хоть и книга невероятно смелая для чиновника его уровня в системе РБ).

Возникает вопрос - что делать с этими людьми? Избыточный госсектор, неэффективная часть сельского хозяйства сегодня фактически содержат этих людей. Но какие альтернативы? Платить пособие по безработице имеет смысл когда оно ограничено по времени за которое человек может найти работу. А если человек не ищет работу, что делать? Более порядочным можно щедро раздать земли из тех же колхозов-банкротов, раз уж приусадебные участки кормят. И то, если возьмут.
А что если эти люди пойдут воровать, а затем сидеть? Вопрос перейдет из плоскости экономической в плоскость безопасности, что ударит даже по тем, кого это не касается. С другой стороны содержание заключенных это тоже не самое дешевое дело, а их труд неэффективен, какие бы копейки не платили за его цену.

Каждый мобильный человек, который уезжает за границу, сильно ухудшает ситуацию с человеческим капиталом внутри страны. Потому что уезжают лучшие, а остаются немобильные и незарабатывающие, расходы на их прямое (пенсионеры) либо косвенное (госсектор) содержание ложатся на плечи других. И это все, например, на фоне невероятного роста ПВТ, куда бегут за льготами по ФСЗН все, кто только может подойти под расширенные критерии приёма. То есть туда бегут те, кто не хотят платить за других больше. А те кто не бегут туда - бегут за границу.

Ответом может быть вроде бы незаметная на фоне общей конференции, но весьма важная мысль того же Чубрика, который высказал её даже в каком-то дискуссионном тоне: необходимо менять налоговую базу для расчета ФСЗН. То есть проводить полноценную пенсионную реформу, снимать "налог на молодость". Но это может лишить только половину проблемы.
Как решить вторую половину проблемы - "перекодировать" людей не воспринимающих экономические стимулы повышения эффективности труда - этот вопрос пока остаётся без ответа. Потому что этот вопрос напрямую связан с политической архитектурой государства. Малым утешением может быть то, что Беларусь сегодня далеко не единственное государство, которое не знает как решить этот вопрос. За свой счёт. Но если можно найти способ кормить этих людей за чей-то другой счёт без рисков для безопасности государства и общества - то надо максимально к этому стремиться. И это в Минске отлично усвоили.
В основе предвыборной кампании Лукашенко-2020, которая началась примерно с начала осени, лежит предельно простой и эффективный принцип: давать максимум поводов для упоминания, постоянно быть на слуху. Принцип реализуется блестяще, яркий пример - встреча со студентами пару недель назад, когда сети просто взорвались от количества перлов и захлебываясь цитировали президента.

Но у такой стратегии есть существенный минус: если говорить много, то можно наговорить много ерунды. И не то чтобы совсем часто наш главный политик порет откровенную чушь, скорее у него прорывается естественный скептицизм к современности, прорываются стереотипы которые показывает насколько его картинка реальности далека от картинки реальности той же молодежи. Но самое главное - теперь его кое-кто слушает не в пол-уха, а с красным карандашом в руках.

Фраза про "не наши войны" предназначалась казахам, транслирует вполне понятно и реалистичное убеждение: СССР было централизованным государством с центром в Москве, отвественность за внешнюю политику несла Москва, она же несет отвественность за немецкие танки на беларуской земле. В целом, абсолютное большинство беларусов на бытовом уровне разделяют соотвествующую точку зрения, никоим образом не переходя в стан русофобов или симпатизантов коллаборационистов. Просто это исторический факт. Но в данном случае сработал красный карандаш, и вот уже Медведев "проявляет озабоченность". Про нелюбовь Медведева к Лукашенко известно давно, здесь российский премьер проявил инициативу и отреагировал первым из высоких спикеров.

Эпизод, конечно, забудется в скором времени, но это свидетельство того что следят внимательно и давить готовы по всем фронтам. А изнутри будут давить за каждую неловко, неказисто, несовременно сказаную мысль. В результате держать удар придется Макею и Эйсмонт. И если вторая воспринимается как провластный спикер, то первый начинает восприниматься всё больше как самостоятельная фигура (речь идёт о восприятии, а не о реальности).

Словом, есть риски у такой стратегии. С другой стороны, в нынешней ситуации нет идеально безрисковых стратегий для первого лица.
Просят реакции на статью в "Коммерсанте". В очередной раз распишем.

Сущность процесса переговоров с позиции Беларуси - получение экономической поддержки (низкая цена на газ, компенсация за налоговый маневр) от России взамен на формальные символические шаги, которые могут быть истолкованы как интеграция (никакой реальной интеграции с потерей суверенитета, разумеется, не будет).

Сущность процесса переговоров с позиции России - найти формальный повод скинуть поддержку Беларуси в виде льготных цен на ресурсы и доступа на рынок. Если конечно Беларусь не станет политическим доминионом РФ (такой сценарий развития событий является хоть и ненулевым, но маловероятным).

Причина засекречевания документов со стороны Беларуси в том, что нельзя обнажать их пустую и формальную сущность, нельзя говорить "ребята, это мы просто лохов тут разводим, попуститесь". Иначе "лохи" быстро сообразят.

Причина уже второго слива документов со стороны России - попытка давления на Беларусь. Наглядная демонстрация понимания сущности процесса. "Мы вам тут не лохи".

В текущем времени наиболее вероятны два варианта развития событий - всеобщее понижение ставок либо всеобщеее повышение. В первом варианте будет подписана какая-нибудь бестолковая ни к чему не обязывающая бумажка, а президент Беларуси получит гарантии невмешательства в его электоральные планы в 2020 году. Во втором варианте Беларусь будет максимально парализовывать и разваливать ЕАЭС с целью дискредитации этой организации и влияния Кремля на постсоветском пространстве. Есть также третий вариант - вялое покусывание друг друга и продление периода неопределенности.

На наш взгляд, ключ сейчас лежит в решении вопроса украинского газового транзита.
За длинные выходные произошло довольно знаменательное событие - коллективный Nexta вышел на улицу. 170 с лишним тысяч подписчиков конвертировались в несколько сотен пришедших на акцию. Конверсия, скажем так, не ахти. Но важен тренд. Тренд в том что человек, по сути для Беларуси будучи виртуальным, собрал толпу реальных людей исключительно через свой канал.

Что по сути мешает сегодня ввести механизм прямого государственного голосования по всем вопросам? Да ничего. Смартфон у каждого в кармане, хоть в США, хоть в Японии, хоть в Уганде. Запустил опрос, все поклацали, решение приняли, отлично.

Но почему-то ни одна даже самая развитая страна в мире не запускает этот механизм в качестве регулярного. Наиболее близко к этому стоит Швейцария, там четырежды в год проходят голосования по значимым вопросам. Но даже там чтобы вынести вопрос на референдум нужно пройти определенные процедуры и фильтры, к тому же это одна из самых развитых стран в мире.

Глупо строить демократию в коммерческой фирме или даже в армии. Не взлетит, много раз в истории были такие попытки. В государстве - возможно, но при условии институциональных фильтров, которые формируются не всегда демократически. В идеале нужно найти такой баланс, при котором общество будет блюсти свои интересы в пределах своих компетенций, а система профессиональных фильтров не даст подняться всякой пене наверх. И такая система долгие годы после ВМВ существовала в развитых странах, в основе этих фильтров были сконцентрированные в рукопожатных кругах медиа. Они не выходили за правила игры, а маргиналы занимали узкие ниши и не имели ресурса для выхода за их пределы. Альтернатива - чистый авторитаризм.

Но тут пришёл интернет и соцсети. И как-то сразу по всему миру попёрли политики популистского толка - простые лозунги легко репостятся. Соцсети со своими алгоритмами поменяли механизмы формирования общественного мнения, поскольку наибольший охват получал не наиболее достопочтенный, а наиболее популярный и броский. Наступила эпоха лозунговщины. Самый прикол для Беларуси в том, что здесь мы обогнали всю планету и идем против тренда, т.к. наше государство, напротив, медленно, но правеет и технократизируется, хотя изначально власть была сугубо популистской. А вот её оппоненты...

Ирония истории в том, как в этом процессе конструируется политическое противодействие. Речь идет о феномене Nexta - это стопроцентное битьё классической школы советской пропаганды её же оружием. Не только всевозможные сливы - но залогом успеха стал и сам стиль, столь привычный, но талантливо обращённый в противоположную сторону: ирония, стёб, уничижение, резкая лексика в оценках. Можно говорить что то же самое делала и Хартия. Но Хартия лезла в политическое поле. Нехта не лезет в политику, не указывает на правильных и неправильных оппозиционеров, он просто аккамулирует аудиторию, притом всю аудиторию: протестную, любопытную, привластную (нужно же быть в курсе). За счёт этого он получает медийное влияние сопосотавимое с топовыми республиканскими СМИ.

А к чему тезис про прямую электронную демократию? К тому что в отсутствие реально работающей хотя бы частично представительской демократии, есть большой соблазн легитимизировать свою политическую позицию через телеграм. Но если в парламенте есть спикер и есть ЦИК, который следит за выборами (их можно назначить), то в телеграме решает админ, по сути - авторитет. И с виду схема выглядит сильно проще. В результате медийный ресурс блогеров растёт и переходит в политический. Топовый беларуский канал на душу населения имеет более чем в четыре раза больше подписчиков чем топовый российский и более чем в полтора раза чем топовый украинский.

Тактика "ещё одни выборы как обычно, а дальше посмотрим" не может работать бесконечно.
За что нам нравится этот канал, так то что он является отличным барометром настроения и реакции простых людей. Если мы здесь у себя закапываемся в дебри, то там ребята рубят правду-матку на тему того как ощущается то или иное событие напрямую, без попыток глубокой аналитки. Это позволяет соотносить действительность ощущаемою с действительностью анализируемой.

Когда один из самых влиятельных министров заводит себе профиль в Instagram, то это ощущается как "осовременивание" и так довольно современного на фоне остальных кусочка власти, в каком то смысле даже "очеловечение".

Но в политике государств, похожих по архитектуре на Беларусь, выход в публичность означает необходимость получения медийного ресурса. Такое часто случается, когда начинает не хватать ресурса административного. Ведь слишком много писали о Макее-демиурге, который как паук плетёт сети интриг по отчуждению Беларуси на Запад. Потом стали писать о Макее как о чуть ли не потенциальном заговорщике. Все это создавало Владимиру Владимировичу нервы. Конечно, мало ли что неизвестно кто пишет, но ведь пишет. И читают. Затем дурацкая история с Киркоровым, непонятное фото на мероприятии Тимати.. это все стало создавать неправильный фон. Поэтому инстаграм - это хороший инструмент этот фон в публичной сфере поправить.

Также инста - хороший выход к неполитизированной молодежи. В отличие от телеграма, например. А неполитизированная молодежь это вполне себе ресурс политический, как бы противоричево это не звучало. Поэтому можно сказать что Владимир Владимирович аккуратно выходит в публичную политику как самостоятельная фигура, осознанно или вынужденно, но сегодня публичная страничка в соцсетях для такого человека означает получение права на трансляцию личного мнения (а не ведомственного, государственного и тп).
А какова, собственно, эффективность работы МИДа при министре Макее?

Да, есть некое потепление с Западом, во многом вызванное украинскими событиями и переосмыслением региональной роли с Беларусью. Но даже и это потепление вышло на плато.
Да, состоялся первый визит Лукашенко в ЕС. Судя по тому как он прошёл, есть основания полагать что Лукашенко ещё долго не будет в ЕС (разве что в Латвию съездит).
По визам нет прогресса, полный кошмар на фоне безвиза у соседей и упрощёнки даже у подсанкционной РФ.
По базовому договору с ЕС прогресса нет.
Надёжно ли работают беларуские посольства? Может ли каждый гражданин в беде обратиться за консульской помощью? Обратиться - может, получить - тут есть сомнения. Также посольства по прежнему не очень хорошо "продают" Беларусь. Не слышно прорывов.

Но это всё никак не характеризует Макея как менеджера, потому что МИД, как и Совмин, как и любое другое ведомство в Беларуси существует в системе ограничений, в рамках которых невозможно работать эффективно. Потому что любое эффективное действие обязательно упрётся в какое-то ограничение. Совет Европы? А вот вам смертная казнь, народ решил на референдуме. Договоры с ЕС - а что у вас там с правами человека? Не МИД принимал решение строить БелАЭС, которая в своей текущей экономической бессмысленности обречена стать вечным камнем преткновения между Беларусью и Литвой, как членом ЕС. Да и послов назначает не министр.

Но самая главная роль текущего МИДа - это не иностранные дела, а дела внутренние. Впору переименовывать МИД в "министерство тормозов". Как кому-то хочется дать по голове дубинкой всем этим собравшимся на площади! Позакрывать все эти телеграмы! Наиболее активных - в тюрьму. А МИД говорит - "ребята, полегче, сорвете нам процесс". И их слушают. Даже если этот процесс по факту особо и не движется. В этом и есть главная роль нынешнего МИДа, который в авторитарном государстве служит противовесом на стороне тех, у кого своих никаких ресурсов противостоять силовому накату государства нету. По сути, несмотря на смену кресла с главы администрации на мидовское, роль Владимира Владимировича не поменялась. Очень важная роль сдерживателя (правда, в декабре 2010 не получилось сдержать. Или почему-то не захотелось, но об этом мы в ближайшее время вряд ли узнаем).

А может ли существовать сдерживатель, когда перестанет существовать объект сдерживания, либо когда появятся другие эффективные сдерживатели (пресса, суды, парламент и т.п.) ? Большой вопрос. Поэтому для Владимира Владимировича личная игра на разрушение системы - это огромный риск остаться ненужным, несмотря на некую политическую популярность.