Результаты переговоров в Сочи можно расценить как компромиссные. Россия не будет экономически уничтожать Беларусь по законам военного времени, даст рыночные условия (в понимании России). Беларусь окончательно снимает все вопросы про обьединение.
В целом текущий расклад это стратегическая победа Беларуси как в будущем рыночного европейского государства.
С одной стороны нас не уничтожают блокадой подчистую, нам дают время на то чтобы перестроить экономику на жизнь без рисков «любви» с Россией вдолгую. Газ и нефть будут, хоть и дороже.
С другой стороны потери слишком существенны чтобы продолжать жить по-старому. Более быстрый темп реформ неизбежен. Более быстрый темп диверсификации неизбежен. Внутренняя трансформация запроса общества неизбежна.
Во многом здесь играет фактор внутриполитического фокуса повестки в России на текущий момент. Им не до нас. Беларусь вывели за скобки, дав ровно столько, чтобы Беларусь не пошла полноценной войной с перекрытием всего и вся.
Но с точки зрения внутриполитической стабильности режима в Беларуси, это, конечно, создаёт огромные риски. Любая попытка перегнуть палку в условиях урезания пирога может стать катализатором реактивного противодействия. А реформы экономические неизбежно вызовут запрос на реформы политические. Да и общий фон усталости... в общем, примерно понятно почему не было особых комментариев от Лукашенко. Щупают со всех сторон. Не убивают конечно, но щупают.
В целом текущий расклад это стратегическая победа Беларуси как в будущем рыночного европейского государства.
С одной стороны нас не уничтожают блокадой подчистую, нам дают время на то чтобы перестроить экономику на жизнь без рисков «любви» с Россией вдолгую. Газ и нефть будут, хоть и дороже.
С другой стороны потери слишком существенны чтобы продолжать жить по-старому. Более быстрый темп реформ неизбежен. Более быстрый темп диверсификации неизбежен. Внутренняя трансформация запроса общества неизбежна.
Во многом здесь играет фактор внутриполитического фокуса повестки в России на текущий момент. Им не до нас. Беларусь вывели за скобки, дав ровно столько, чтобы Беларусь не пошла полноценной войной с перекрытием всего и вся.
Но с точки зрения внутриполитической стабильности режима в Беларуси, это, конечно, создаёт огромные риски. Любая попытка перегнуть палку в условиях урезания пирога может стать катализатором реактивного противодействия. А реформы экономические неизбежно вызовут запрос на реформы политические. Да и общий фон усталости... в общем, примерно понятно почему не было особых комментариев от Лукашенко. Щупают со всех сторон. Не убивают конечно, но щупают.
Тот, кто сравнивает ситуацию Лукашенко с ситуацией Януковича - либо лукавит, либо совсем не в теме.
Лукашенко, в каком-то смысле, это Анти-Янукович. Посудите сами:
1. Во внутренней политике под Януковичем был огромный бурлящий котёл. Речь даже не про самих политиков как таковых - скорее про разные элитные группы, модерировать которые пытался Янукович, но часть из которых в результате сожрала самого Януковича. Януковича кинули не злобные ЦРУ и Госдеп, а собственное окружение, которое, в свою очередь, кинул сам Янукович (история с неподписанной ассоциацией). В Раде были оппозиционные депутаты, были оппозиционные каналы, была уличная активность, в общем существовала институциализированная политическая оппозиция. Которая потом относительно легитимным способом и перехватила власть у Януковича.
Во внутренней политике у Лукашенко кладбищенская стабильность и управляемость. Оппозиции как института власти не существует. С точки зрения конфликтов элитных групп - они есть, но проходят в вялотекущем виде, т.к. у госсобственности один собственник - государство, как оно скажет, так и будет. Опять же - Лукашенко не обещал следовать одному вектору, а потом нарушил обещание, переметнувшись на другой. Последние лет 15 Беларусь - официально многовекторная страна. Поэтому, считай, никакого вектора не существует, значит ничьи ожидания он разочаровать не может. Много кто чего хочет, но никто ничего революционного от режима не ожидает.
2. Во внешней политике для Запада Янукович был легитимно избранным в демократической процедуре президентом. Да, лицом и манерами не вышел по европейским канонам, но зато избран честно, а Украина - демократическая страна. Значит с ним можно полноценно разговаривать и предлагать разные варианты. Для Кремля Янукович - какой-никакой, но пророссийский политик и свой ставленник. Человек с Донбасса, русскоязычный, имеет свою команду и бизнес-поддержку - единственная сила, на которую можно опереться посреди россыпи националистических и прозападных партий с одной стороны и клоунов-симоненок с другой стороны.
Для Запада Лукашенко всегда диктатор и антидемократ, какие бы высокие гости не прилетали, какие бы зарубежные визиты не проходили. Кстати, визит в Вену это ярко продемонстрировал. На пресс-конференции на Лукашенко сразу вывалили гору классических упреков - от пропавших людей до нечестных выборов. Пока на эти вопросы не будут даны четкие ответы, то эти вопросы продолжат задавать. А Лукашенко не даст удовлетворяющие другую сторону ответы на эти вопросы никогда. Для Кремля Лукашенко давно уже не свой. Вся история переговоров последнего года, весь медийный фон, их окружавший - тому свидетельство.
Суммируя: Янукович - это не очень умный человек, который делал не очень умные вещи, находясь в динамической среде и имея огромную степень свободы маневра. Лукашенко практически не имеет свободы внешнего маневра, но внутри абсолютно контролирует ситуацию в текущем законсервированном виде. Отсюда и совершенно разные риски.
В Беларуси не может быть майдана в украинском варианте стояния несколько месяцев на площади и раскачки ситуации. В Беларуси если что-то подобное будет, то это будет стремительно, внезапно и очень жёстко с самого начала. Может с улицей, может и без улицы, но силовики здесь будут обязательным компонентом. Значит будут постоянно следить и чистить. Чтобы не возникало впечатления массовых чисток, брать будут точечно и за дело. Но это, конечно, вряд ли повлияет на фундаментальные дисбалансы в системе. Трубу можно залатать в одном месте, но если пар не сбрасывать - то прорвёт в другом, неизвестно в каком. Вариант с преемником кажется самым рискованным, а на деле может оказаться наименее рискованным, т.к. там можно попробовать просчитать и предотвратить максимум рисков. Вариант с "Ростовым" в случае чего, по-видимому, пропадает.
Короче, Беларусь - не Украина, а Лукашенко - не Янукович.
Лукашенко, в каком-то смысле, это Анти-Янукович. Посудите сами:
1. Во внутренней политике под Януковичем был огромный бурлящий котёл. Речь даже не про самих политиков как таковых - скорее про разные элитные группы, модерировать которые пытался Янукович, но часть из которых в результате сожрала самого Януковича. Януковича кинули не злобные ЦРУ и Госдеп, а собственное окружение, которое, в свою очередь, кинул сам Янукович (история с неподписанной ассоциацией). В Раде были оппозиционные депутаты, были оппозиционные каналы, была уличная активность, в общем существовала институциализированная политическая оппозиция. Которая потом относительно легитимным способом и перехватила власть у Януковича.
Во внутренней политике у Лукашенко кладбищенская стабильность и управляемость. Оппозиции как института власти не существует. С точки зрения конфликтов элитных групп - они есть, но проходят в вялотекущем виде, т.к. у госсобственности один собственник - государство, как оно скажет, так и будет. Опять же - Лукашенко не обещал следовать одному вектору, а потом нарушил обещание, переметнувшись на другой. Последние лет 15 Беларусь - официально многовекторная страна. Поэтому, считай, никакого вектора не существует, значит ничьи ожидания он разочаровать не может. Много кто чего хочет, но никто ничего революционного от режима не ожидает.
2. Во внешней политике для Запада Янукович был легитимно избранным в демократической процедуре президентом. Да, лицом и манерами не вышел по европейским канонам, но зато избран честно, а Украина - демократическая страна. Значит с ним можно полноценно разговаривать и предлагать разные варианты. Для Кремля Янукович - какой-никакой, но пророссийский политик и свой ставленник. Человек с Донбасса, русскоязычный, имеет свою команду и бизнес-поддержку - единственная сила, на которую можно опереться посреди россыпи националистических и прозападных партий с одной стороны и клоунов-симоненок с другой стороны.
Для Запада Лукашенко всегда диктатор и антидемократ, какие бы высокие гости не прилетали, какие бы зарубежные визиты не проходили. Кстати, визит в Вену это ярко продемонстрировал. На пресс-конференции на Лукашенко сразу вывалили гору классических упреков - от пропавших людей до нечестных выборов. Пока на эти вопросы не будут даны четкие ответы, то эти вопросы продолжат задавать. А Лукашенко не даст удовлетворяющие другую сторону ответы на эти вопросы никогда. Для Кремля Лукашенко давно уже не свой. Вся история переговоров последнего года, весь медийный фон, их окружавший - тому свидетельство.
Суммируя: Янукович - это не очень умный человек, который делал не очень умные вещи, находясь в динамической среде и имея огромную степень свободы маневра. Лукашенко практически не имеет свободы внешнего маневра, но внутри абсолютно контролирует ситуацию в текущем законсервированном виде. Отсюда и совершенно разные риски.
В Беларуси не может быть майдана в украинском варианте стояния несколько месяцев на площади и раскачки ситуации. В Беларуси если что-то подобное будет, то это будет стремительно, внезапно и очень жёстко с самого начала. Может с улицей, может и без улицы, но силовики здесь будут обязательным компонентом. Значит будут постоянно следить и чистить. Чтобы не возникало впечатления массовых чисток, брать будут точечно и за дело. Но это, конечно, вряд ли повлияет на фундаментальные дисбалансы в системе. Трубу можно залатать в одном месте, но если пар не сбрасывать - то прорвёт в другом, неизвестно в каком. Вариант с преемником кажется самым рискованным, а на деле может оказаться наименее рискованным, т.к. там можно попробовать просчитать и предотвратить максимум рисков. Вариант с "Ростовым" в случае чего, по-видимому, пропадает.
Короче, Беларусь - не Украина, а Лукашенко - не Янукович.
Сколько стоит организовать революцию в Беларуси? Ответ будет в конце.
Информационное управление сегодня заключается в двух вещах: контроль телека и контроль трафика. Телевизор и интернет по потреблению информации уже сравнялись, если продолжать тренды последних открытых данных и сопостовлять с данными из РФ. Доля радио и печати несущественна, это нишевые медиа.
При этом телевидение смотрят в основном люди за 50, интернет - молодые. Доля телевизора будет падать, доля интернета - расти.
Чтобы привлекать людей смотреть именно свои каналы, а не, например, соседние или спутниковые, нужно производить много актуального и оригинального контента. Это долго и дорого. Для этого нужны талантливые высокооплачиваемые специалисты, которые будут иметь творческую свободу. Такие специалисты в Беларуси есть, и почти все они заняты производством контента для телефабрик в России.
Но в целом, конечно, телевизор стратегически обречен на вымирание в текущей модели "не очень свежий контент за рекламу". Если худо-бедно современное беларуское государство может что-то делать с телеком (например, покупать франшизы телешоу), то в интернете оно абсолютно беспомощно. Здесь нужны маркетологи, специалисты с коммерческим опытом работы в социальных медиа. И даже наличие таких спецов не сильно поможет - ведь нельзя раскрутить пустоту. Нужна внятная идеология как фундамент, отсутствие такой идеологии делает бессмысленными любые попытки мобилизации.
Напротив, имея внятную идеологию, пускай даже деструктивную для текущего режима, но простую и социально близкую значительной части населения, можно мобилизовать его на нужные действия. Сколько это будет стоить?
Весь беларуский сегмент Facebook за день покрывается примерно за 3000$.
Весь беларуский сегмент VK покрывается за две недели (там немного другие алгоритмы показа рекламы) примерно за 4000$
Весь беларуский сегмент ОК покравается за неделю примерно за 10000$.
Это дорогие варианты через покупку трафика у платформ (цифры взяты в рекламных кабинетах), а не у блогеров напрямую, как в Youtube и Telegram. Там будет ещё дешевле.
С бюджетом в сто тысяч долларов примерно каждый беларус который пользуется интернетом услышит призыв к действию либо узнает о существовании нового бренда (например, политика). С бюджетом в полмиллиона долларов этот призыв будет лезть изо всех щелей. А дальше вопрос техники и координации.
В РФ, например, это отлично понимают и построили мощную медиамашину в сети, в фундаменте которой лежит примитивная имперская идеология, вокруг которой наростом формируются смыслы для каждой целевой группы. В РФ работают с Youtube как с площадкой, работают c Google как с игроком рынка и в результате имеют эффективные механизмы цензуры - скрутки лайков - убирания из топа, плюс работы по конкретным блогерам, выведения альтернатив. OK и VK - это российские сети, там любые алгоритмы правятся за считаные часы и все что угодно банится. Для FB есть ольгинские фабрики. Единственная относительно неподконтрольная площадка - Telegram. Поэтому она кишит прокремлевскими каналами, которые за счет слива инсайдов умело стягивают на себя всю потенциально протестную аудиторию и могут управлять повесткой.
В Беларуси ничего этого нет. Есть Пул Первого - отличный по сравнению с другими совет-стайл писаками канал (передайте, кстати, начальнику что Швейцария не в составе ЕС). И пустота, которую заполняет Nexta, другие блогеры, локальные сообщества и прочие деятели, которые по отношению к нынешнему режиму стоят в диапазоне от легкой фронды до открытой войны.
Информационное управление сегодня заключается в двух вещах: контроль телека и контроль трафика. Телевизор и интернет по потреблению информации уже сравнялись, если продолжать тренды последних открытых данных и сопостовлять с данными из РФ. Доля радио и печати несущественна, это нишевые медиа.
При этом телевидение смотрят в основном люди за 50, интернет - молодые. Доля телевизора будет падать, доля интернета - расти.
Чтобы привлекать людей смотреть именно свои каналы, а не, например, соседние или спутниковые, нужно производить много актуального и оригинального контента. Это долго и дорого. Для этого нужны талантливые высокооплачиваемые специалисты, которые будут иметь творческую свободу. Такие специалисты в Беларуси есть, и почти все они заняты производством контента для телефабрик в России.
Но в целом, конечно, телевизор стратегически обречен на вымирание в текущей модели "не очень свежий контент за рекламу". Если худо-бедно современное беларуское государство может что-то делать с телеком (например, покупать франшизы телешоу), то в интернете оно абсолютно беспомощно. Здесь нужны маркетологи, специалисты с коммерческим опытом работы в социальных медиа. И даже наличие таких спецов не сильно поможет - ведь нельзя раскрутить пустоту. Нужна внятная идеология как фундамент, отсутствие такой идеологии делает бессмысленными любые попытки мобилизации.
Напротив, имея внятную идеологию, пускай даже деструктивную для текущего режима, но простую и социально близкую значительной части населения, можно мобилизовать его на нужные действия. Сколько это будет стоить?
Весь беларуский сегмент Facebook за день покрывается примерно за 3000$.
Весь беларуский сегмент VK покрывается за две недели (там немного другие алгоритмы показа рекламы) примерно за 4000$
Весь беларуский сегмент ОК покравается за неделю примерно за 10000$.
Это дорогие варианты через покупку трафика у платформ (цифры взяты в рекламных кабинетах), а не у блогеров напрямую, как в Youtube и Telegram. Там будет ещё дешевле.
С бюджетом в сто тысяч долларов примерно каждый беларус который пользуется интернетом услышит призыв к действию либо узнает о существовании нового бренда (например, политика). С бюджетом в полмиллиона долларов этот призыв будет лезть изо всех щелей. А дальше вопрос техники и координации.
В РФ, например, это отлично понимают и построили мощную медиамашину в сети, в фундаменте которой лежит примитивная имперская идеология, вокруг которой наростом формируются смыслы для каждой целевой группы. В РФ работают с Youtube как с площадкой, работают c Google как с игроком рынка и в результате имеют эффективные механизмы цензуры - скрутки лайков - убирания из топа, плюс работы по конкретным блогерам, выведения альтернатив. OK и VK - это российские сети, там любые алгоритмы правятся за считаные часы и все что угодно банится. Для FB есть ольгинские фабрики. Единственная относительно неподконтрольная площадка - Telegram. Поэтому она кишит прокремлевскими каналами, которые за счет слива инсайдов умело стягивают на себя всю потенциально протестную аудиторию и могут управлять повесткой.
В Беларуси ничего этого нет. Есть Пул Первого - отличный по сравнению с другими совет-стайл писаками канал (передайте, кстати, начальнику что Швейцария не в составе ЕС). И пустота, которую заполняет Nexta, другие блогеры, локальные сообщества и прочие деятели, которые по отношению к нынешнему режиму стоят в диапазоне от легкой фронды до открытой войны.
Но стоит только посмотреть на цифры выше, на выкладки по социологии и становится очевидно что вопрос перемен в Беларуси - это исключительно вопрос желания игроков, имеющих хотя бы несколько сот тысяч бюджета (что есть копейки по меркам таких задач), запустить маховик народного гнева. На этом фоне вся эта история с местечковыми "праймериз" выглядит просто клоунством. Как только за дело возьмутся серьёзные профи, с более-менее адекватными поставленным задачам бюджетами, вопрос протестной мобилизации решится в течение нескольких недель. Даже скажем больше - если бы в 2010 году с бюджетами Некляева и компании у них было бы такое же проникновение интернета как в 2020 - все могло бы быть совсем по другому (если бы Некляев сам захотел). Просто тогда в разы меньше людей черпали информацию из сети как из основного канала.
Тут очень интересно посчитали количество подписчиков в соцсетях у разного рода оппозиции: https://news.1rj.ru/str/paparator/148
Хочется добавить что если например в этот список добавить Макея, то результаты удивят: он выходит на третье место по количеству подписчиков. Пикантный нюанс в том, что Владимир Владимирович завел аккаунты буквально прошлым летом, в то время как все участники списка по ссылке сидят довольно давно. Если посмотреть по активности подписчиков и количеству лайков в Fb, то Макей обгоняет Карач раз в 10. А если посчитать инстаграм - то там у Макея конкурентов нет, почти 10 тысяч подписчиков. При этом Макей вкладывал 0 усилий в раскрутку.
Тут не надо делать вывода что Макей - самый популярный оппозиционер сегодня (хотя, в какой-то степени, возможно и такпока Коля не завел инстаграм). Скорее, это свидетельство того что если в страну придет полноценная публичная политика, то у старой оппозиции в этой борьбе шансов нет. Хотя приличные и относительно порядочные люди там тоже есть (например та же Карач, которая героически борется за права несчастных в регионах, а не сидит в минских офисах), но их место займут те, кто все эти 20 лет делал карьеру в госуправлении или бизнесе и имеют внушительный список достижений и большой управленческий опыт, признанный среди элиты авторитет.
Хочется добавить что если например в этот список добавить Макея, то результаты удивят: он выходит на третье место по количеству подписчиков. Пикантный нюанс в том, что Владимир Владимирович завел аккаунты буквально прошлым летом, в то время как все участники списка по ссылке сидят довольно давно. Если посмотреть по активности подписчиков и количеству лайков в Fb, то Макей обгоняет Карач раз в 10. А если посчитать инстаграм - то там у Макея конкурентов нет, почти 10 тысяч подписчиков. При этом Макей вкладывал 0 усилий в раскрутку.
Тут не надо делать вывода что Макей - самый популярный оппозиционер сегодня (хотя, в какой-то степени, возможно и так
Telegram
Папаратор
На этом месте можно считать, что электоральная кампания 2020 стартовала. Еще не все грантососы вышли из спячки, а Ольга Карач поспешила всколыхнуть эту дрыгву статистикой активности себя любимой и не очень любимых коллег в интернетах. И кто бы сомневался…
Позволим себе подискутировать с уважаемым Виктором Дмитриевичем Бабарико, который в очередной раз дал смелое в высказываниях интервью.
1. Внезапно топ-менеджер Белгазпромбанка, акционером которого на 99% является Газпром, стал говорить о том что дескать, простые люди выиграют от интеграции. Не хочется проводить параллель между тем кто является собственником банка и тем какой именно тезис мягко продвигает его руководитель, но тем не менее, эта параллель явно напрашивается. Цитата:
"Беларусь как самостоятельная страна всё равно проиграет — либо в политической сфере, либо в экономической. Как она может выиграть? Я не вижу перспектив. А люди выиграют однозначно. С позиции обыкновенного человека, любая история, объединяющая и облегчающая жизнь с точки зрения переездов, единых норм и правил, использования инфраструктуры и так далее — однозначно «за»."
Чем в экономической сфере выиграет Беларусь, чья экономика не растёт, от присоединения к России, чья экономика не растёт - неясно. Будем не расти, но вместе. Или будем падать чуть медленнее, но топить улицу за счет дешевого газа и терять рынки сбыта нефтепродуктов не за счёт конфликта с Россией, а за счёт снижения добычи Россией, которое, по оценкам экспертов, наступит уже в этом десятилетии довольно резко. Так себе выигрыш. А насчёт переездов точное замечание - особенно неплохо разобраться бы с переездами на западном направлении, возможность свободного переезда до Лиссабона и Ниццы греет душу чуть больше чем свободный переезд до Сочи и Магадана.
2. Беларусы - наркоманы и абсолютно рукожопый народ. "Назовите мне хотя бы один уникальный продукт или производство, который создали в Беларуси в последние 25 лет? Мы лишь удивительным образом обогатили некоторые экономические термины иным смыслом."
Успешных частных производств в Беларуси - вагон и маленькая тележка. От колготок и косметики до частных разработчиков БПЛА и сканеров в аэропортах. Есть частные фермеры, есть успешно работающие иностранные предприятия во всех сферах. Их рост сдерживает гигансткий госсектор, но они все равно растут. Вопрос - это незнание реальности или её игнорирование?
3. Традиционный пинок в сторону IT-сектора: "Если Беларусь откроет рынок — есть большой риск, что нас съедят, так как мы не конкурентоспособны. Наша знаменитая IT-отрасль конкурентна исключительно предоставленными государством льготами. Я не знаю, было ли бы так же хорошо IT-отрасли при отсутствии льгот."
Очень странная логическая цепочка, учитывая что IT и так работает на максимально открытом рынке. Льготы айтишников не сравнятся с льготами ИПшников, которых в 2019 году стало на 5% больше, чем в 2018. Это потому что беларусы ринулись предпринимать, или потому что налоговая нагрузка у ИП почти в 10 раз ниже чем у работника в штате и в 3 раза ниже чем у работника в ПВТ? Вопрос риторический. Давайте отберем льготы и будет как в Украине - все перейдут на ФОП, а бюджетные поступления снизятся.
Во всем мире заставить платить полноценные налоги программиста, который работает удаленно, может только очень хорошая социалка, доверие к правовой системе и к государству. Например, можно быть уверенным на 100%, что компании ПВТ готовы платить полную ставку налога, если Беларусь вступит в ЕС. В Болгарии, экономически сравнимой с Беларусью, тоже идет бум ИТ-сектора, без всяких льгот. Но законодательство ЕС надежно защищает инвесторов. И уж точно полная задница с ИТ наступит в случае интеграции с Россией с их суверенными интернетами и прочими гениальными инициативами.
4. "Независимо от того, будет подписан интеграционный пакет с Россией или нет, национальный крупный бизнес в стране умирает — и не из-за высоких или низких цен, а потому что мы не конкурируем продуктом."
1. Внезапно топ-менеджер Белгазпромбанка, акционером которого на 99% является Газпром, стал говорить о том что дескать, простые люди выиграют от интеграции. Не хочется проводить параллель между тем кто является собственником банка и тем какой именно тезис мягко продвигает его руководитель, но тем не менее, эта параллель явно напрашивается. Цитата:
"Беларусь как самостоятельная страна всё равно проиграет — либо в политической сфере, либо в экономической. Как она может выиграть? Я не вижу перспектив. А люди выиграют однозначно. С позиции обыкновенного человека, любая история, объединяющая и облегчающая жизнь с точки зрения переездов, единых норм и правил, использования инфраструктуры и так далее — однозначно «за»."
Чем в экономической сфере выиграет Беларусь, чья экономика не растёт, от присоединения к России, чья экономика не растёт - неясно. Будем не расти, но вместе. Или будем падать чуть медленнее, но топить улицу за счет дешевого газа и терять рынки сбыта нефтепродуктов не за счёт конфликта с Россией, а за счёт снижения добычи Россией, которое, по оценкам экспертов, наступит уже в этом десятилетии довольно резко. Так себе выигрыш. А насчёт переездов точное замечание - особенно неплохо разобраться бы с переездами на западном направлении, возможность свободного переезда до Лиссабона и Ниццы греет душу чуть больше чем свободный переезд до Сочи и Магадана.
2. Беларусы - наркоманы и абсолютно рукожопый народ. "Назовите мне хотя бы один уникальный продукт или производство, который создали в Беларуси в последние 25 лет? Мы лишь удивительным образом обогатили некоторые экономические термины иным смыслом."
Успешных частных производств в Беларуси - вагон и маленькая тележка. От колготок и косметики до частных разработчиков БПЛА и сканеров в аэропортах. Есть частные фермеры, есть успешно работающие иностранные предприятия во всех сферах. Их рост сдерживает гигансткий госсектор, но они все равно растут. Вопрос - это незнание реальности или её игнорирование?
3. Традиционный пинок в сторону IT-сектора: "Если Беларусь откроет рынок — есть большой риск, что нас съедят, так как мы не конкурентоспособны. Наша знаменитая IT-отрасль конкурентна исключительно предоставленными государством льготами. Я не знаю, было ли бы так же хорошо IT-отрасли при отсутствии льгот."
Очень странная логическая цепочка, учитывая что IT и так работает на максимально открытом рынке. Льготы айтишников не сравнятся с льготами ИПшников, которых в 2019 году стало на 5% больше, чем в 2018. Это потому что беларусы ринулись предпринимать, или потому что налоговая нагрузка у ИП почти в 10 раз ниже чем у работника в штате и в 3 раза ниже чем у работника в ПВТ? Вопрос риторический. Давайте отберем льготы и будет как в Украине - все перейдут на ФОП, а бюджетные поступления снизятся.
Во всем мире заставить платить полноценные налоги программиста, который работает удаленно, может только очень хорошая социалка, доверие к правовой системе и к государству. Например, можно быть уверенным на 100%, что компании ПВТ готовы платить полную ставку налога, если Беларусь вступит в ЕС. В Болгарии, экономически сравнимой с Беларусью, тоже идет бум ИТ-сектора, без всяких льгот. Но законодательство ЕС надежно защищает инвесторов. И уж точно полная задница с ИТ наступит в случае интеграции с Россией с их суверенными интернетами и прочими гениальными инициативами.
4. "Независимо от того, будет подписан интеграционный пакет с Россией или нет, национальный крупный бизнес в стране умирает — и не из-за высоких или низких цен, а потому что мы не конкурируем продуктом."
Крупному бизнесу плохо потому что крупный бизнес в основном сосредоточен на заработке внутри страны. Падает платежеспособность - падает спрос. Единственный способ это исправить - рост реальных доходов населения, вызванный ростом экономики. Экономика не растёт, не растёт она и в России и доходы в России не растут. Даже если при интеграции с РФ в моменте доходы подравняются с российскими региональными, в долгосрочном тренде они будут плавно падать, потом - падать обвально (из-за снижения добычи нефти).
Между тем, в воюющей с Россией Украине, средняя зарплата уже подбирается к беларуской. Причина - рост экономики.
Резюмируя: экономическую политику Виктор Дмитриевич ругает грамотно и по делу. Но вот уловимые нотки "мы не выживем без России, потому что сирые, убогие и безрукие" это пожалуй весьма опасное преувеличение.
Запомните эту позицию, уважаемые читатели. Именно с такой позицией Россия будет заходить на внутриполитическое поле в Беларуси. "Русский мир" в своём классическом виде беларусам в целом не зайдёт, потенциал этой ниши - 10-15%, а вот жесткая критика власти с простым рецептом решения проблем - присоединится к великодушной щедрой России - будет позицией, которую будут продвигать. Скорее всего будет продвигать один из кандидатов в президенты, которого будут раскручивать как главного оппозиционера.
Между тем, в воюющей с Россией Украине, средняя зарплата уже подбирается к беларуской. Причина - рост экономики.
Резюмируя: экономическую политику Виктор Дмитриевич ругает грамотно и по делу. Но вот уловимые нотки "мы не выживем без России, потому что сирые, убогие и безрукие" это пожалуй весьма опасное преувеличение.
Запомните эту позицию, уважаемые читатели. Именно с такой позицией Россия будет заходить на внутриполитическое поле в Беларуси. "Русский мир" в своём классическом виде беларусам в целом не зайдёт, потенциал этой ниши - 10-15%, а вот жесткая критика власти с простым рецептом решения проблем - присоединится к великодушной щедрой России - будет позицией, которую будут продвигать. Скорее всего будет продвигать один из кандидатов в президенты, которого будут раскручивать как главного оппозиционера.
ВВП Беларуси в январе просел на 2%. С практически парализованной нефтянкой и отсутствием контракта по калию.
Хорошо, допустим даже мультиплицируем этот результат до 4% падения, за счёт просадки зарплат бюджетников и последующего снижения внутреннего спроса, за счёт препятствий экспорту с/х в РФ. Это ужасный результат. Но можно ли говорить что экономика Беларуси в таком случае развалится? Нет, нельзя.
В 2016 году в Банковском Вестнике вышла статья Сергея Грицука, с рассмотрением последствий суверенного дефолта. А именно - падение ВВП на 4,8% в течение пяти лет. А теперь давайте считать: миллиардные платежи по долгу России + будущие платежи за АЭС - не создадут ли они такой нагрузки на бюджет в условиях выпадающих доходов, что целесообразнее будет обнулить долги, чем платить по ним?
Есть интересный вариант - посмотреть на структуру долгов. И попробовать сделать дефолт в отношении одного кредитора. Возможно, это и есть причина по которой ввод в строй БелАЭС затягивается - атомная станция не квартира и не машина в кредит, из неё не выселишь и назад не заберёшь.
Но в целом даже аховое падение ВВП Беларуси на 5% - это не смертельно. Это ещё гораздо больше украинского подушевого ВВП. Это отыгрывается за полтора-два года при украинских же темпах роста. И в любом случае так мы будем расти гораздо быстрее, если слезем с иглы политических договорняков с Россией и господдержки чёрной дыры госсектора.
Хорошо, допустим даже мультиплицируем этот результат до 4% падения, за счёт просадки зарплат бюджетников и последующего снижения внутреннего спроса, за счёт препятствий экспорту с/х в РФ. Это ужасный результат. Но можно ли говорить что экономика Беларуси в таком случае развалится? Нет, нельзя.
В 2016 году в Банковском Вестнике вышла статья Сергея Грицука, с рассмотрением последствий суверенного дефолта. А именно - падение ВВП на 4,8% в течение пяти лет. А теперь давайте считать: миллиардные платежи по долгу России + будущие платежи за АЭС - не создадут ли они такой нагрузки на бюджет в условиях выпадающих доходов, что целесообразнее будет обнулить долги, чем платить по ним?
Есть интересный вариант - посмотреть на структуру долгов. И попробовать сделать дефолт в отношении одного кредитора. Возможно, это и есть причина по которой ввод в строй БелАЭС затягивается - атомная станция не квартира и не машина в кредит, из неё не выселишь и назад не заберёшь.
Но в целом даже аховое падение ВВП Беларуси на 5% - это не смертельно. Это ещё гораздо больше украинского подушевого ВВП. Это отыгрывается за полтора-два года при украинских же темпах роста. И в любом случае так мы будем расти гораздо быстрее, если слезем с иглы политических договорняков с Россией и господдержки чёрной дыры госсектора.
Тёмные лошадки экономики Беларуси
Почитав «экспертов» порой складывается впечатление что без нефти и калия нам крышка. Данные про всего лишь 2% январское падение показывают что это не так.
Но если главные драйверы на сегодняшний день - калий, нефть и кредиты не смогут более быть драйверами, то чем же будет заниматься экономика Беларуси? Ниже попробуем составить список неочевидных вещей. В списке не будет очевидного айти, потенциально значимого Великого Камня, не будет там и флагманов машиностроения (с которыми непонятно что будет, т.к. в условиях всевозможных субсидирований и соцобязательств их рыночные перспективы и реальное состояние совершенно не ясны).
1. Финансовый сектор
В Беларуси огромный потенциал для развития и роста сектора финансовых услуг. Рядом есть Балтика - очень похожий регион, где финансовый сектор очень развит. Отдельно отметим опыт с легализацией криптовалют через ПВТ - вопреки скептикам, банковская система показала достаточную возможность осуществлять KYC/AML в случаях таких high risk операций и не попадать во всевозможные грязные списки. Это значит что можно куда агрессивнее наращивать экспорт услуг на основе нашей банковской системы, которая, объективно, весьма неплоха с технологической точки зрения и очень крепкая с точки зрения регуляторики.
Что нужно: в первую очередь снять с банков ярмо плохих долгов госсектора. Во-вторых нужно активно привлекать западный капитал и игроков на наш банковский рынок, регулятору стоит быть все же чуть менее консервативным и более гибким с позиции регуляции сферы.
2. Деревообработка
Здесь в общем все понятно: есть своё сырьё, ровные руки и технологии, нужно лишь делать нормально. И многие делают нормально - в Икее уже куча предметов мебели изготовлена производителям из Беларуси. Частными производителями. В общем по этой логике и была задумана большая модернизация начала 10-х, но у комиссарского государства кроме убытков и воровства ничего получится не могло. Но это не значит что тема не живая, пример Кроноспана рядом с Ивацевичидрев (х3 прибыль, х0,5 людей) это отлично показывает.
Что нужно: передать в собственность госзаводы-должники тем, кому они должны по логике принадлежать - банкам в счёт долгов. А банки пусть решают что с ними делать, они деньги считать умеют. Например, на фондовый рынок.
3. Фондовый рынок
Здесь все просто - его в Беларуси практически нет. Это значит что потенциал роста колоссален.
Что нужно: убрать всякую архаику типа преимущественного права исполкомов на покупку акций. Сделать нормальный софт и выкинуть крупные пакеты госпредприятий на биржу (что кстати весьма спасёт бюджет и может даже гипотетически создать задел на пенсионную реформу).
4. Фермерство и пищевка
Сейчас все с/х в Беларуси представляет собой огромный колхоз/молокозавод, который работает на РФ. Снижение продаж на российском рынке рискует обанкротить эту цепочку. И нестрашно - есть масса узких ниш в которых фермеры хотят и готовы работать, но им не хватает земли и хотя бы толики той поддержки, которые получают госколхозы где скотина обосраная. Земля - ещё один актив государства на который можно и нужно создавать рынок, повышая капитализацию и эффективность экономики. Кстати, мелкое фермерство в условиях слабого бюджета может быть выходом с точки зрения решения проблемы соцподдержки безработных.
Даже АЭС может здесь быть хорошим фактором: дегидрация (сушка) продуктов могут сделать их пригодными для хранения и транспортировки в любые дальние страны, а для этого нужна только дешевая энергия. Отличный вариант пиковой балансировки мощности станции через создание кластера в Островце.
Что нужно: передать в собственность госзаводы-должники тем, кому они должны по логике принадлежать - банкам в счёт долгов. А дальше - рынок земли и равная поддержка государственным и частным предприятиям.
5. Инфраструктурные проекты
Речь в первую очередь идёт о проектах в сфере энергетики и логистики, о которых упомянули коллеги.
Почитав «экспертов» порой складывается впечатление что без нефти и калия нам крышка. Данные про всего лишь 2% январское падение показывают что это не так.
Но если главные драйверы на сегодняшний день - калий, нефть и кредиты не смогут более быть драйверами, то чем же будет заниматься экономика Беларуси? Ниже попробуем составить список неочевидных вещей. В списке не будет очевидного айти, потенциально значимого Великого Камня, не будет там и флагманов машиностроения (с которыми непонятно что будет, т.к. в условиях всевозможных субсидирований и соцобязательств их рыночные перспективы и реальное состояние совершенно не ясны).
1. Финансовый сектор
В Беларуси огромный потенциал для развития и роста сектора финансовых услуг. Рядом есть Балтика - очень похожий регион, где финансовый сектор очень развит. Отдельно отметим опыт с легализацией криптовалют через ПВТ - вопреки скептикам, банковская система показала достаточную возможность осуществлять KYC/AML в случаях таких high risk операций и не попадать во всевозможные грязные списки. Это значит что можно куда агрессивнее наращивать экспорт услуг на основе нашей банковской системы, которая, объективно, весьма неплоха с технологической точки зрения и очень крепкая с точки зрения регуляторики.
Что нужно: в первую очередь снять с банков ярмо плохих долгов госсектора. Во-вторых нужно активно привлекать западный капитал и игроков на наш банковский рынок, регулятору стоит быть все же чуть менее консервативным и более гибким с позиции регуляции сферы.
2. Деревообработка
Здесь в общем все понятно: есть своё сырьё, ровные руки и технологии, нужно лишь делать нормально. И многие делают нормально - в Икее уже куча предметов мебели изготовлена производителям из Беларуси. Частными производителями. В общем по этой логике и была задумана большая модернизация начала 10-х, но у комиссарского государства кроме убытков и воровства ничего получится не могло. Но это не значит что тема не живая, пример Кроноспана рядом с Ивацевичидрев (х3 прибыль, х0,5 людей) это отлично показывает.
Что нужно: передать в собственность госзаводы-должники тем, кому они должны по логике принадлежать - банкам в счёт долгов. А банки пусть решают что с ними делать, они деньги считать умеют. Например, на фондовый рынок.
3. Фондовый рынок
Здесь все просто - его в Беларуси практически нет. Это значит что потенциал роста колоссален.
Что нужно: убрать всякую архаику типа преимущественного права исполкомов на покупку акций. Сделать нормальный софт и выкинуть крупные пакеты госпредприятий на биржу (что кстати весьма спасёт бюджет и может даже гипотетически создать задел на пенсионную реформу).
4. Фермерство и пищевка
Сейчас все с/х в Беларуси представляет собой огромный колхоз/молокозавод, который работает на РФ. Снижение продаж на российском рынке рискует обанкротить эту цепочку. И нестрашно - есть масса узких ниш в которых фермеры хотят и готовы работать, но им не хватает земли и хотя бы толики той поддержки, которые получают госколхозы где скотина обосраная. Земля - ещё один актив государства на который можно и нужно создавать рынок, повышая капитализацию и эффективность экономики. Кстати, мелкое фермерство в условиях слабого бюджета может быть выходом с точки зрения решения проблемы соцподдержки безработных.
Даже АЭС может здесь быть хорошим фактором: дегидрация (сушка) продуктов могут сделать их пригодными для хранения и транспортировки в любые дальние страны, а для этого нужна только дешевая энергия. Отличный вариант пиковой балансировки мощности станции через создание кластера в Островце.
Что нужно: передать в собственность госзаводы-должники тем, кому они должны по логике принадлежать - банкам в счёт долгов. А дальше - рынок земли и равная поддержка государственным и частным предприятиям.
5. Инфраструктурные проекты
Речь в первую очередь идёт о проектах в сфере энергетики и логистики, о которых упомянули коллеги.
В Беларуси отлично развита инфраструктура Восток - Запад, но в условиях хронического конфликта РФ с любыми транзитерами есть немалые риски что эта инфраструктура не будет работать полноценно. Для Беларуси критически важно выстроить инфраструктуру по оси Север - Юг: это может быть соединение нашей газотранспортной системы с терминалами СПГ на Балтике и возможностью переброски газа в Северную Украину. По нефти уместно говорить о продлении нефтепровода Одесса - Броды на север.
Также не стоит списывать со счетов проект Балто-Черноморского речного судоходства. Проект нужно просчитывать с учетом не очень благоприятных соображений обмеления рек, но потенциально реализация такого проекта помогла бы Беларуси стать полноценным региональным логистических хабом.
Что нужно: Беларусь должна идейно, политически и экономически стать частью Большой Европы от Лиссабона до Витебска. Потому что пока в Кремле сидят упыри ностальгирующие по советскому имперскому величию, никакой Европы от Лиссабона до Владивостока не будет.
Бонус. Легалайз.
Если не быть ханжами, то можно ворваться первыми в регионе на супербыстро растущий рынок и создать мощный потенциал для туризма в стране, где туристу делать особо нечего. Все это параллельно с созданием кучи рабочих мест в сфере сервиса и производства и освобождением из заключения огромного количества молодых людей, которые могли бы быть полезны экономике, а не быть для неё обузой и неэффективными рабами на тюремных производствах.
Что нужно: политическая воля.
Есть ещё много нишевых вещей, которыми Беларусь могла бы создавать ВВП гораздо более эффективно: туризм, легпром, авиаперевозки. Беларусь как экономика не может умереть и обязательно найдёт новые источники роста, в истории нет примеров когда страны не находили себе ниши.
В заключении хочется повторить давно озвученную в канале мысль: судьба политического руководства страны зависит от его желания оседлать волну, либо пойти поперёк усиливающейся волны со всеми вытекающими. То что волна уже пошла - неоспоримый факт.
Также не стоит списывать со счетов проект Балто-Черноморского речного судоходства. Проект нужно просчитывать с учетом не очень благоприятных соображений обмеления рек, но потенциально реализация такого проекта помогла бы Беларуси стать полноценным региональным логистических хабом.
Что нужно: Беларусь должна идейно, политически и экономически стать частью Большой Европы от Лиссабона до Витебска. Потому что пока в Кремле сидят упыри ностальгирующие по советскому имперскому величию, никакой Европы от Лиссабона до Владивостока не будет.
Бонус. Легалайз.
Если не быть ханжами, то можно ворваться первыми в регионе на супербыстро растущий рынок и создать мощный потенциал для туризма в стране, где туристу делать особо нечего. Все это параллельно с созданием кучи рабочих мест в сфере сервиса и производства и освобождением из заключения огромного количества молодых людей, которые могли бы быть полезны экономике, а не быть для неё обузой и неэффективными рабами на тюремных производствах.
Что нужно: политическая воля.
Есть ещё много нишевых вещей, которыми Беларусь могла бы создавать ВВП гораздо более эффективно: туризм, легпром, авиаперевозки. Беларусь как экономика не может умереть и обязательно найдёт новые источники роста, в истории нет примеров когда страны не находили себе ниши.
В заключении хочется повторить давно озвученную в канале мысль: судьба политического руководства страны зависит от его желания оседлать волну, либо пойти поперёк усиливающейся волны со всеми вытекающими. То что волна уже пошла - неоспоримый факт.
Поворот континента на глобусе нового герба - это, безусловно, транслируемый сигнал. Правда, есть проблема: у Беларуси как у европейского государства исторически другая символика. Если раньше ощущалась четкая дихотомия - "наши" и "чужие" в зависимости от символики, то новый герб - это ни нашим, ни вашим. Это очень ярко символически показывает ту экзистенциальную пустоту, в которую само себя загнало высшее политическое руководство Беларуси.
Представьте, завтра Путин выступит примерно со следующим текстом: "Выбор Беларуси - это выбор суверенной страны. Если в этой стране будут происходить внутриполитические изменения, то мы не будем вмешиваться. Никто не покушается на территориальную целостность Беларуси. С любым правительством готовы договариваться о рыночных условиях поставки нефти". Это будет спусковой крючок.
Единственный выход с этого крючка слезть - немедленно идти резать "священных коров". Вводить мораторий на смертную казнь. Принимать программу МФВ (заводы все равно уже стали почти все, через месяц станут вообще все). Да хотя бы вернуть старой символике легальный статус. Это самое безболезненное что можно сделать, без всяких поворотов глобуса увидят и оценят.
Представьте, завтра Путин выступит примерно со следующим текстом: "Выбор Беларуси - это выбор суверенной страны. Если в этой стране будут происходить внутриполитические изменения, то мы не будем вмешиваться. Никто не покушается на территориальную целостность Беларуси. С любым правительством готовы договариваться о рыночных условиях поставки нефти". Это будет спусковой крючок.
Единственный выход с этого крючка слезть - немедленно идти резать "священных коров". Вводить мораторий на смертную казнь. Принимать программу МФВ (заводы все равно уже стали почти все, через месяц станут вообще все). Да хотя бы вернуть старой символике легальный статус. Это самое безболезненное что можно сделать, без всяких поворотов глобуса увидят и оценят.
Не ошибается тот, кто не прогнозирует, но пока все выглядит так что старт массовых протестов выпадет на конец марта - начало апреля. Факторы риска:
1. Бензиновый кризис. Нет понимания что делать если Гуцериев выберет квоту, а новой нефти с России не поступит. По-видимому, в Кремле настроены решительно, и в случае блокирования транзита - пойдут на блокирование, в смысле не пойдут на условия Беларуси, а попытаются перебросить объёмы на другие направления. Это экономически ударит по самой РФ, но все указывает на то что Москва действует в политической логике, а не в логике экономики. Стоит лишь закрыть доступ к закупкам топлива на российских нефтебазах - и Беларусь ждет острый топливный кризис. Даже объемы условной норвежской нефти не спасут, т.к. параллельно ещё вступит в силу фактор посевной, не говоря уже о том, что любая заграничная нефть без сильного дисконта - это бюджет и ЗВР в топку.
Дефицит бензина/резкое повышение цены повлияет на бытовую жизнь многих граждан и очень сильно озлобит их. Как это было в легкой форме - можно вспомнить акции Стоп-Бензин 2011 года. Но тогда было просто резкое повышение, без дефицита. После этого креативно придумали повышать цену на копейку, сначала над этим смеялись, но теперь все больше начинают злиться. Если ещё на это наложится дефицит - автомобилисты однозначно будут реагировать.
2. Кризис госпредприятий. Госпредприятия уже стоят, по разным причинам, тут и сезонность, и падение спроса в Китае, и возможные негласные блоки рынка со стороны РФ. Стоит понимать как устроена наша госпромышленность: становится флагман - становится и вся цепочка. Стоит БелАЗ - становится и Белшина, и десятки поставщиков поменьше. Нет заказов на МАЗе/Тракторном - становятся все их цепочки от Минска до Хойников, часто предприятия из холдингов являются градообразующими. У государства нет лишних ресурсов организовать госзаказ - в прошлом году таким бустером стали Европейские Игры, когда государство заказало у МАЗа сотни автобусов. Можно было бы придумать что-то и сейчас, но это снова бюджет и ЗВР идёт в топку.
Как раз примерно к марту рабочие получат свои пустые расчётники. Конечно, рабочие нынче на промпредприятиях не те что раньше: все кто мог с этих заводов свалить в более приятные места - давно сделали это. Но тем не менее это тоже фактор, в больше степени касающийся благосостояния и так небогатых регионов, когда людям совсем будет нечего терять легко представить на что они будут готовы пойти - на всё.
3. Новая система расчёта оплаты бюджетников. На самом деле, новая система сама по себе по задумке неплохая и более децентрализована, но как и любая реформа в моменте из-за непонимания/незнания/халатности местных начальников люди получили меньшие расчётники. Недовольство уже чувствуется. Можно красиво кого-нибудь уволить на совещании, как это любит делать президент, и вернуть все назад - но на обратные выплаты нужны деньги. Это опять нагрузка на бюджет. А квартальные налоги платятся только во второй половине апреля, это все влияет на поступление денег в казну. Конечно, можно всегда допечатать денег или продать ЗВР на внутреннем рынке. Оба варианта плохие.
4. Давление на курс. Здесь не нужно быть великим экономистом: меньше валютной выручки в стране - меньше валюты - дороже валюта. Курс опять же можно поддерживать, за счёт ЗВР. Но вообще-то все профицитные бюджеты в предыдущие годы накапливали ресурсы не на случай форс-мажора, а с целью необходимости выплат по внешнему долгу. Перекредитование через РФ теперь закрыто. В декабре помог Китай. Вопрос - поможет ли Китай сейчас? Полагаем, все прекрасно понимают какое сейчас Китаю дело до Беларуси и какое у него желание тратить деньги на Беларусь - примерно никакое.
Можно попробовать перекредитоваться у МВФ/Европы/Америки. Но во-первых, тамошние бюрократы не дают денег на тушение пожаров, а долго согласовывают условия. Во-вторых условия известны и все относятся к разряду "священных коров" - реформы, реформы, реформы, свобода и демократия.
1. Бензиновый кризис. Нет понимания что делать если Гуцериев выберет квоту, а новой нефти с России не поступит. По-видимому, в Кремле настроены решительно, и в случае блокирования транзита - пойдут на блокирование, в смысле не пойдут на условия Беларуси, а попытаются перебросить объёмы на другие направления. Это экономически ударит по самой РФ, но все указывает на то что Москва действует в политической логике, а не в логике экономики. Стоит лишь закрыть доступ к закупкам топлива на российских нефтебазах - и Беларусь ждет острый топливный кризис. Даже объемы условной норвежской нефти не спасут, т.к. параллельно ещё вступит в силу фактор посевной, не говоря уже о том, что любая заграничная нефть без сильного дисконта - это бюджет и ЗВР в топку.
Дефицит бензина/резкое повышение цены повлияет на бытовую жизнь многих граждан и очень сильно озлобит их. Как это было в легкой форме - можно вспомнить акции Стоп-Бензин 2011 года. Но тогда было просто резкое повышение, без дефицита. После этого креативно придумали повышать цену на копейку, сначала над этим смеялись, но теперь все больше начинают злиться. Если ещё на это наложится дефицит - автомобилисты однозначно будут реагировать.
2. Кризис госпредприятий. Госпредприятия уже стоят, по разным причинам, тут и сезонность, и падение спроса в Китае, и возможные негласные блоки рынка со стороны РФ. Стоит понимать как устроена наша госпромышленность: становится флагман - становится и вся цепочка. Стоит БелАЗ - становится и Белшина, и десятки поставщиков поменьше. Нет заказов на МАЗе/Тракторном - становятся все их цепочки от Минска до Хойников, часто предприятия из холдингов являются градообразующими. У государства нет лишних ресурсов организовать госзаказ - в прошлом году таким бустером стали Европейские Игры, когда государство заказало у МАЗа сотни автобусов. Можно было бы придумать что-то и сейчас, но это снова бюджет и ЗВР идёт в топку.
Как раз примерно к марту рабочие получат свои пустые расчётники. Конечно, рабочие нынче на промпредприятиях не те что раньше: все кто мог с этих заводов свалить в более приятные места - давно сделали это. Но тем не менее это тоже фактор, в больше степени касающийся благосостояния и так небогатых регионов, когда людям совсем будет нечего терять легко представить на что они будут готовы пойти - на всё.
3. Новая система расчёта оплаты бюджетников. На самом деле, новая система сама по себе по задумке неплохая и более децентрализована, но как и любая реформа в моменте из-за непонимания/незнания/халатности местных начальников люди получили меньшие расчётники. Недовольство уже чувствуется. Можно красиво кого-нибудь уволить на совещании, как это любит делать президент, и вернуть все назад - но на обратные выплаты нужны деньги. Это опять нагрузка на бюджет. А квартальные налоги платятся только во второй половине апреля, это все влияет на поступление денег в казну. Конечно, можно всегда допечатать денег или продать ЗВР на внутреннем рынке. Оба варианта плохие.
4. Давление на курс. Здесь не нужно быть великим экономистом: меньше валютной выручки в стране - меньше валюты - дороже валюта. Курс опять же можно поддерживать, за счёт ЗВР. Но вообще-то все профицитные бюджеты в предыдущие годы накапливали ресурсы не на случай форс-мажора, а с целью необходимости выплат по внешнему долгу. Перекредитование через РФ теперь закрыто. В декабре помог Китай. Вопрос - поможет ли Китай сейчас? Полагаем, все прекрасно понимают какое сейчас Китаю дело до Беларуси и какое у него желание тратить деньги на Беларусь - примерно никакое.
Можно попробовать перекредитоваться у МВФ/Европы/Америки. Но во-первых, тамошние бюрократы не дают денег на тушение пожаров, а долго согласовывают условия. Во-вторых условия известны и все относятся к разряду "священных коров" - реформы, реформы, реформы, свобода и демократия.
С другой стороны отпускать курс резко - значит получить панику и ажиотаж. Поэтому скорее всего курс будет опускаться медленно, резервы всё равно будут жечь, а народ всё равно будет злиться на фоне всего остального. Падение курса даст очень быстрый цикл инфляции на потребительском рынке на импорт, т.к. все ритейлеры уже давно в Беларуси грамотные и обученные менять ценники за ночь чтобы не выйти в минус.
5. Конец марта - День Воли, очередная годовщина БНР. Не то чтобы это фактор номер один для протестов, но с точки зрения мультипликации фактор важный. Пример мультиплицирующего фактора - 2017 год, когда протесты тунеядцев выводились на пик к 25 марта и потребовалось стянуть в центр весь боеспособный состав милиции чтобы протестов не допустить. Вопрос хватит ли состава если в это же время начнётся какая-то буча в регионах. Погоду пока обещают относительно тёплую, плюсовую.
6. Предвыборная активность. Это последний фактор по силе, но он тоже присутствует. Не каждый год по стране начинают разъезжать несколько команд и общаться с народом на острые политические темы или собирать подписи. Это определенный разогрев. С другой стороны, запретить инициативным группам сбор подписей тоже нельзя.
Бонус: газ. Транзитный контракт с поляками заканчивается 18 мая, большой вопрос успеет ли к этой дате второй Северный Поток (скорее всего не успеет) и какая коньюктура будет складываться на газ на европейском рынке (скорее всего избыток). Последняя риторика беларуских властей - платить за газ меньше. Это хорошо и здорово как создание дополнительной точки давления, но в условиях прекращения транзита через Беларусь это становится довольно бессмысленным. Газ могут просто перекрыть, перекрытие газа означает падение электрогенерации. Падение генерации означает либо остановку предприятий (см. п. 2), либо блэкауты. АЭС ещё не ввели и скорее всего не введут.
Бонус 2: Коронавирус. Пока это фактор (трижды стучим по столу) гипотетический, но достаточно 1-2 подтвержденных случаев в Беларуси и это станет триггером для паники. В России пока 2 подтвержденных случая, в Германии - 16. Вероятность появления больных ненулевая. Будет забавно, если власти будут противостоять массовым скоплениям людей угрожая эпидемией коронавируса. "Запомните этот твит". Но в реальности это будут очереди в аптеках, скупленные маски, забитые поликлиники - в общем, очередной фактор злости народа после вынужденного столкновения со здравоохранением социально-ориентированного государства.
В общем, по таким раскладам, стратегической задачей государственной политики является хотя бы дожить до выборов, не говоря уже про их проведение и результат.
5. Конец марта - День Воли, очередная годовщина БНР. Не то чтобы это фактор номер один для протестов, но с точки зрения мультипликации фактор важный. Пример мультиплицирующего фактора - 2017 год, когда протесты тунеядцев выводились на пик к 25 марта и потребовалось стянуть в центр весь боеспособный состав милиции чтобы протестов не допустить. Вопрос хватит ли состава если в это же время начнётся какая-то буча в регионах. Погоду пока обещают относительно тёплую, плюсовую.
6. Предвыборная активность. Это последний фактор по силе, но он тоже присутствует. Не каждый год по стране начинают разъезжать несколько команд и общаться с народом на острые политические темы или собирать подписи. Это определенный разогрев. С другой стороны, запретить инициативным группам сбор подписей тоже нельзя.
Бонус: газ. Транзитный контракт с поляками заканчивается 18 мая, большой вопрос успеет ли к этой дате второй Северный Поток (скорее всего не успеет) и какая коньюктура будет складываться на газ на европейском рынке (скорее всего избыток). Последняя риторика беларуских властей - платить за газ меньше. Это хорошо и здорово как создание дополнительной точки давления, но в условиях прекращения транзита через Беларусь это становится довольно бессмысленным. Газ могут просто перекрыть, перекрытие газа означает падение электрогенерации. Падение генерации означает либо остановку предприятий (см. п. 2), либо блэкауты. АЭС ещё не ввели и скорее всего не введут.
Бонус 2: Коронавирус. Пока это фактор (трижды стучим по столу) гипотетический, но достаточно 1-2 подтвержденных случаев в Беларуси и это станет триггером для паники. В России пока 2 подтвержденных случая, в Германии - 16. Вероятность появления больных ненулевая. Будет забавно, если власти будут противостоять массовым скоплениям людей угрожая эпидемией коронавируса. "Запомните этот твит". Но в реальности это будут очереди в аптеках, скупленные маски, забитые поликлиники - в общем, очередной фактор злости народа после вынужденного столкновения со здравоохранением социально-ориентированного государства.
В общем, по таким раскладам, стратегической задачей государственной политики является хотя бы дожить до выборов, не говоря уже про их проведение и результат.
Пост от 7 июня 2019:
"Путин сказал что объединения с Беларусью не планируется. Это значит что сейчас не планируется, но завтра может снова начать "планироваться", учитывая что мы "один народ". Ну что ж, поверим Путину. Хотя бы потому что это заявление ставит определенную точку на данном этапе отношений....
..Вообще, какие логические шаги реальной интеграции могут быть предприняты? Что России может быть нужно от Беларуси сегодня?
Ответ прост - НПЗ. Без дешевой российской нефти НПЗ бессмысленны.
...Но есть вариант частичного решения проблемы - это продажа одного из НПЗ, с гарантией загрузки под оба. Эта ситуация менее выгодна России с точки зрения контроля над Беларусью, но все же позволяет иметь довольно привлекательный актив. Эта ситуация выгодна Беларуси с точки зрения возможности договориться о компенсациях маневра, при сохранении независимого рычага влияния на ситуацию в виде второго завода. "
Вопрос контроля над НПЗ - вопрос контроля над не всей, но очень значительной частью беларуского суверенитета. В данном случае суверенитет понимается как способность вступать в те союзы, в которые хочется и на тех условиях, на которых хочется.
НПЗ под контролем государства как сейчас - так дальше быть не может, это путь к социальной нестабильности.
Приватизированные НПЗ в пользу частных лиц - это значит в Беларуси появятся олигархи, "магнаты сильнее короля", исторические параллели напрашиваются.
Прямая продажа НПЗ американским компаниям - "грузинизация" страны. Плюсы - США способны при желании обеспечить сами нефтью эти заводы через реверс. Минусы - это будет рычаг США в давлении на Европу. То что РБ в таком случае серьёзно испортит отношения с РФ - это очевидно. Но и с Европой будут достаточно серьёзные противоречия. Но пока из простых вариантов это самый привлекательный с точки зрения развития страны.
Продажа НПЗ Европе/Китаю - можно, но зачем это им? У них нет своей нефти в этом регионе. Гипотетически, есть нефть в Норвегии/Азербайджане. Это в относительно высокой степени внеблоковые страны. Смогут ли они отстаивать свои интересы, защищать свои инвестиции в этом регионе? Вопрос интересный, но так или иначе он не стоит на повестке дня.
Развитие фондового рынка, запуск иностранных стратегов и беларуских миноритариев в НПЗ через акционирование, развитие безразрывной нефтепроводной инфраструктуры по линии Осло - Баку с возможностью баланса - это самый лучший из вариантов. Но, к сожалению, в текущих условиях этот вариант реализуется непросто, т.к. требует времени. А времени для принятия решений без скатывания в беспорядки, похоже, не очень много.
Продать НПЗ России можно только за очень серьёзные уступки. Это не деньги и не нефть. Это зеленый свет на вступление в ЕС.
"Путин сказал что объединения с Беларусью не планируется. Это значит что сейчас не планируется, но завтра может снова начать "планироваться", учитывая что мы "один народ". Ну что ж, поверим Путину. Хотя бы потому что это заявление ставит определенную точку на данном этапе отношений....
..Вообще, какие логические шаги реальной интеграции могут быть предприняты? Что России может быть нужно от Беларуси сегодня?
Ответ прост - НПЗ. Без дешевой российской нефти НПЗ бессмысленны.
...Но есть вариант частичного решения проблемы - это продажа одного из НПЗ, с гарантией загрузки под оба. Эта ситуация менее выгодна России с точки зрения контроля над Беларусью, но все же позволяет иметь довольно привлекательный актив. Эта ситуация выгодна Беларуси с точки зрения возможности договориться о компенсациях маневра, при сохранении независимого рычага влияния на ситуацию в виде второго завода. "
Вопрос контроля над НПЗ - вопрос контроля над не всей, но очень значительной частью беларуского суверенитета. В данном случае суверенитет понимается как способность вступать в те союзы, в которые хочется и на тех условиях, на которых хочется.
НПЗ под контролем государства как сейчас - так дальше быть не может, это путь к социальной нестабильности.
Приватизированные НПЗ в пользу частных лиц - это значит в Беларуси появятся олигархи, "магнаты сильнее короля", исторические параллели напрашиваются.
Прямая продажа НПЗ американским компаниям - "грузинизация" страны. Плюсы - США способны при желании обеспечить сами нефтью эти заводы через реверс. Минусы - это будет рычаг США в давлении на Европу. То что РБ в таком случае серьёзно испортит отношения с РФ - это очевидно. Но и с Европой будут достаточно серьёзные противоречия. Но пока из простых вариантов это самый привлекательный с точки зрения развития страны.
Продажа НПЗ Европе/Китаю - можно, но зачем это им? У них нет своей нефти в этом регионе. Гипотетически, есть нефть в Норвегии/Азербайджане. Это в относительно высокой степени внеблоковые страны. Смогут ли они отстаивать свои интересы, защищать свои инвестиции в этом регионе? Вопрос интересный, но так или иначе он не стоит на повестке дня.
Развитие фондового рынка, запуск иностранных стратегов и беларуских миноритариев в НПЗ через акционирование, развитие безразрывной нефтепроводной инфраструктуры по линии Осло - Баку с возможностью баланса - это самый лучший из вариантов. Но, к сожалению, в текущих условиях этот вариант реализуется непросто, т.к. требует времени. А времени для принятия решений без скатывания в беспорядки, похоже, не очень много.
Продать НПЗ России можно только за очень серьёзные уступки. Это не деньги и не нефть. Это зеленый свет на вступление в ЕС.
Telegram
Рефлексия и реакция
Путин сказал что объединения с Беларусью не планируется. Это значит что сейчас не планируется, но завтра может снова начать "планироваться", учитывая что мы "один народ". Ну что ж, поверим Путину. Хотя бы потому что это заявление ставит определенную точку…
Интересная статья, про то как поляки НПЗ в Литве купили.
Цитаты:
"Польский нефтяной концерн Orlen может предложить странам Балтии диверсификацию, как это происходит в Польше и Чехии, где все больше нефти на предприятия концерна поступает не из России, а, скажем, из Саудовской Аравии или США. Часть этой нефти также идет на Мажейкяйский НПЗ. Поэтому в балтийских странах могут появиться клиенты, заинтересованные нефтью, которая поставляется не из России. Возможно, в будущем такие клиенты найдутся и в Беларуси.
Российская нефть – это иная комбинация состава, чем саудовская или американская. Речь не идет о качестве, а только о химическом составе. У российской нефти действительно высокий состав серы, она тяжелее, но именно для переработки такой нефти приспособлены нефтеперерабатывающие заводы в Восточной Европе, принимая в учет постсоветское наследство. И для использования саудовской или американской нефти, более легкой и с меньшим содержанием серы, необходимы миллиардные инвестиции в модернизацию этих предприятий. Вероятно, такая судьба ожидает Мажейкяйский НПЗ, а если предложение, исходящее не из России, будет привлекательным в других местах, скажем в Беларуси, то инвестиции возможны и там, чтобы покупать меньше российской нефти.
Если Беларуси удастся вести независимую нефтяную политику, стремящуюся к импорту нефти в обход России, то Польша может быть посредником. Но пока-что польские концерны скорее подходят к этому вопросу с осторожностью. Ведь в прошлом Лукашенко неоднократно угрожал России, что будет покупать нефть у кого-то другого, а потом садился за стол переговоров, и когда получал привлекательную скидку, то продолжал импортировать российскую нефть."
Возвращаясь к посту выше - вот и ответ, кто может быть потенциальным покупателем со стороны Европы.
Цитаты:
"Польский нефтяной концерн Orlen может предложить странам Балтии диверсификацию, как это происходит в Польше и Чехии, где все больше нефти на предприятия концерна поступает не из России, а, скажем, из Саудовской Аравии или США. Часть этой нефти также идет на Мажейкяйский НПЗ. Поэтому в балтийских странах могут появиться клиенты, заинтересованные нефтью, которая поставляется не из России. Возможно, в будущем такие клиенты найдутся и в Беларуси.
Российская нефть – это иная комбинация состава, чем саудовская или американская. Речь не идет о качестве, а только о химическом составе. У российской нефти действительно высокий состав серы, она тяжелее, но именно для переработки такой нефти приспособлены нефтеперерабатывающие заводы в Восточной Европе, принимая в учет постсоветское наследство. И для использования саудовской или американской нефти, более легкой и с меньшим содержанием серы, необходимы миллиардные инвестиции в модернизацию этих предприятий. Вероятно, такая судьба ожидает Мажейкяйский НПЗ, а если предложение, исходящее не из России, будет привлекательным в других местах, скажем в Беларуси, то инвестиции возможны и там, чтобы покупать меньше российской нефти.
Если Беларуси удастся вести независимую нефтяную политику, стремящуюся к импорту нефти в обход России, то Польша может быть посредником. Но пока-что польские концерны скорее подходят к этому вопросу с осторожностью. Ведь в прошлом Лукашенко неоднократно угрожал России, что будет покупать нефть у кого-то другого, а потом садился за стол переговоров, и когда получал привлекательную скидку, то продолжал импортировать российскую нефть."
Возвращаясь к посту выше - вот и ответ, кто может быть потенциальным покупателем со стороны Европы.
Polskie Radio
Эксперт: Мажейкяйский НПЗ - это важный элемент польской экспансии в нефтяном секторе Центрально-Восточной Европы
Разговор с Войцехом Якубикем, главредом портала BiznesAlert.pl о том, что значит для стратегического НПЗ PKN Orlen восстановление железнодорожного сообщения Мажейкяй-Реньге.
Историей с флагштоком в Гомеле за 700к$ должны заниматься компетентные органы. Более тупого способа компрометации действующей власти трудно придумать. Насколько притчей во языцах стал туалет за миллион долларов, построенный там к визиту Порошенко и Лукашенко, настолько трудно поверить что инициатива украсить центральную площадь города огромным штырем аналогичным площади госфлага в Минске это глупость, а не продуманная диверсия, которую нашептал кто-то, весьма заинтересованный в дестабилизации обстановки в этом приграничном с РФ и Украиной регионе. Ещё и по невероятным расценкам.
Стоит Гомсельмаш, на химзаводе не могут починить трубу, Беларуснефть испытывает крайне печальные времена, т.к. любые нефтяные кризисы бьют по ней, такие же проблемы испытывает "Дружба" - ещё один крупный налогоплательщик в регионе. Аналогичные проблемы на мозырьском НПЗ. Падает курс рубля, нет работы. Что нужно ещё сделать чтобы эскалировать социальную напряженность в предвыборный год? Очевидно - выбросить с пафосом государственные деньги на ветер. В результате - сотни тысяч просмотров, десятки репостов и публикаций во всех СМИ, тысячи гневных комментариев. Отлично сработано.
Стоит Гомсельмаш, на химзаводе не могут починить трубу, Беларуснефть испытывает крайне печальные времена, т.к. любые нефтяные кризисы бьют по ней, такие же проблемы испытывает "Дружба" - ещё один крупный налогоплательщик в регионе. Аналогичные проблемы на мозырьском НПЗ. Падает курс рубля, нет работы. Что нужно ещё сделать чтобы эскалировать социальную напряженность в предвыборный год? Очевидно - выбросить с пафосом государственные деньги на ветер. В результате - сотни тысяч просмотров, десятки репостов и публикаций во всех СМИ, тысячи гневных комментариев. Отлично сработано.
Две новости - ярчайшая иллюстрация о том почему вопрос реформ в Беларуси не просто назрел, а перезрел.
Первая: дефицит земли и сложность с ее выделением сдерживают развитие фермерских хозяйств Минской области, но если государство увидит в фермере инвестора, позволит ему расти и в комфортных условиях продавать свою продукцию, это может стать точкой роста для экономики и области, и страны.
Вторая: в поселке Стрешин, что в Жлобинском районе, трупы коров из местного агрокомплекса прячут в сараях и дворах местных жителей. Приказ развозить мертвую скотину и отдавать на корм собакам получили работники фермы «Стрешинский», так как могильник для скота переполнен.
Одним земли не хватает - другие не способны прокормить коров. Задача решается элементарно, здесь абсолютно вторичен фактор России/нефти/коронавируса и прочего. Это как раз та история с поздним совком, которая повторяется второй раз в виде фарса. Потому что в совке даже не было возможности сравнить эффективность частного и государственного, а развал единого хозяйственного комплекса рушил всю страну. А здесь всё наглядно и очевидно. Непонятно только во имя чего. Видимо это наша беларуская Голгофа - нажраться результатов деятельности крэпких хозяйственников настолько, чтобы потом на много поколений вперед получить прививку от желания государства рулить всем подряд.
Первая: дефицит земли и сложность с ее выделением сдерживают развитие фермерских хозяйств Минской области, но если государство увидит в фермере инвестора, позволит ему расти и в комфортных условиях продавать свою продукцию, это может стать точкой роста для экономики и области, и страны.
Вторая: в поселке Стрешин, что в Жлобинском районе, трупы коров из местного агрокомплекса прячут в сараях и дворах местных жителей. Приказ развозить мертвую скотину и отдавать на корм собакам получили работники фермы «Стрешинский», так как могильник для скота переполнен.
Одним земли не хватает - другие не способны прокормить коров. Задача решается элементарно, здесь абсолютно вторичен фактор России/нефти/коронавируса и прочего. Это как раз та история с поздним совком, которая повторяется второй раз в виде фарса. Потому что в совке даже не было возможности сравнить эффективность частного и государственного, а развал единого хозяйственного комплекса рушил всю страну. А здесь всё наглядно и очевидно. Непонятно только во имя чего. Видимо это наша беларуская Голгофа - нажраться результатов деятельности крэпких хозяйственников настолько, чтобы потом на много поколений вперед получить прививку от желания государства рулить всем подряд.
Тут у нас недавно был юбилей - год исполнился свежесозданному Белорусскому Институту Стратегических Исследований.
Агентство AFP со ссылкой на помощника госсекретаря США опубликовало материал о том как со стороны РФ идёт массированная дезинформация про коноравирус на тему "вирус - биологическое оружие ЦРУ с целью подрыва экономической мощи Китая".
При чём тут БИСИ? Открываем их сайт и видим статью с интригующим названием "Экономическая суть коронавируса: почему Китай?" за авторством Алексея Авдонина. Цитата:
"Фактически четко вырисовывается тренд на «взламывание» Китая и девальвации его статуса как мировой державы, пресечения политики Си Цзиньпина, направленной на консолидацию/закрытие страны, проведения им внутренних чисток и смены старой прокапиталистической (прозападной) китайской номенклатуры.
В этом контексте коронавирус следует рассматривать как следующий после волнений в Гонконге удар по Китаю для дестабилизации внутренней обстановки, роста национализма, недовольства и дискредитация политики Си Цзиньпина и его окружения."
По сути, на сайте беларуского госучреждения воспроизводятся российско-пропагандистские фейки под видом аналитики. Плохой капитализм, бедный Китай, коварные пиндосы! Неудивительно, ибо этот автор регулярно сотрудничает со Спутником, СОНАРом, Имхоклубом и прочими российскими ресурсами. Если такая аналитика ложится на стол первым лицам, то не удивительно что мы находимся там, где находимся. Поздравляем с юбилеем. Так победим!
Агентство AFP со ссылкой на помощника госсекретаря США опубликовало материал о том как со стороны РФ идёт массированная дезинформация про коноравирус на тему "вирус - биологическое оружие ЦРУ с целью подрыва экономической мощи Китая".
При чём тут БИСИ? Открываем их сайт и видим статью с интригующим названием "Экономическая суть коронавируса: почему Китай?" за авторством Алексея Авдонина. Цитата:
"Фактически четко вырисовывается тренд на «взламывание» Китая и девальвации его статуса как мировой державы, пресечения политики Си Цзиньпина, направленной на консолидацию/закрытие страны, проведения им внутренних чисток и смены старой прокапиталистической (прозападной) китайской номенклатуры.
В этом контексте коронавирус следует рассматривать как следующий после волнений в Гонконге удар по Китаю для дестабилизации внутренней обстановки, роста национализма, недовольства и дискредитация политики Си Цзиньпина и его окружения."
По сути, на сайте беларуского госучреждения воспроизводятся российско-пропагандистские фейки под видом аналитики. Плохой капитализм, бедный Китай, коварные пиндосы! Неудивительно, ибо этот автор регулярно сотрудничает со Спутником, СОНАРом, Имхоклубом и прочими российскими ресурсами. Если такая аналитика ложится на стол первым лицам, то не удивительно что мы находимся там, где находимся. Поздравляем с юбилеем. Так победим!
Первый раз про пенсионную систему как корень бед и проблем всех постсоветских государств мы писали аж в 2018. И с тех пор ещё писали раз 10.
Наконец таки лёд тронулся: проблема актуализирована на высшем уровне.
https://news.1rj.ru/str/pul_1/587 (уравниловка пишется через А, уважаемый пул)
Очень важно не потерять этот тезис и продолжать его развивать в медиа. Хоть сейчас и трудно, тема коронавируса забьёт все.
Наконец таки лёд тронулся: проблема актуализирована на высшем уровне.
https://news.1rj.ru/str/pul_1/587 (уравниловка пишется через А, уважаемый пул)
Очень важно не потерять этот тезис и продолжать его развивать в медиа. Хоть сейчас и трудно, тема коронавируса забьёт все.
По информации уважаемого аналитического ресурса Belarus Security Blog, в Беларуси планируются первые в истории учения тактического уровня совместно с армией НАТО, конкретнее с британской.
https://bsblog.info/belarusko-britanskoe-bratstvo-po-oruzhiyu-krepnet/
https://bsblog.info/belarusko-britanskoe-bratstvo-po-oruzhiyu-krepnet/
bsblog.info
Молния: беларуско-британское братство по оружию?.. | Belarus Security Blog