Север – Telegram
Север
5.46K subscribers
3.58K photos
20 videos
816 links
Канал про Россию, которую надо вернуть себе
Download Telegram
Рождество Богородицы на русских иконах.

Пытаемся разобраться в иконографии очень важного для русской традиции сюжета. А так же в том, какой смысл вкладывали в свою работу русские иконописцы, и какие художественные задачи решали, интерпретируя этот сюжет.

Несколько слов о том, почему этот сюжет важен, все-таки вынесем из статьи сюда:

Рождество Богородицы входит в число двунадесятых праздников А значит, изображение этого события регулярно создавалось для праздничного чина иконостасов. Более того, икона с Рождеством Богородицы как бы открывает этот цикл и часто стоит первой в праздничном чине. Потому, что собственно, христианская история с этого события и начинается. Кроме того, русский календарный год до календарной реформы Петра I начинался 1 сентября (по юлианскому календарю), а празднование Рождества Богородицы приходится на 8 сентября, то есть и в календарной системе этот праздник тоже был первым.


https://telegra.ph/Domashnij-uyut-i-chelovecheskaya-sorazmernost-09-21

#иконография_богородицы
33😍2👍1
Forwarded from Музей «Кижи»


❤️ Легенда о кижском мастере Несторе является одним из самых популярных сюжетов, связанных с островом Кижи. Согласно местному преданию, мастер Нестор построил храм Преображения Господня без единого гвоздя с помощью одного только топора. После завершения работы мастер привязал к кресту на верхней главке красную ленту, а топор бросил в озеро со словами «Не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма».

Легенда о Несторе (Нестере) является частью фольклора Заонежья. Н.А. Криничная приводит этот сюжет в числе других исторических преданий Русского Севера:

Кижская Преображенская церковь и мастер Нестер

В один праздник, когда цветет рожь, во время, когда там была обедня, в полдень, из той противоположной стороны, где много островов, приплыл остров. С этого острова выскочили разбойники в масках — лошадиные головы и хвосты, — в руках с кинжалами. Подошли к этой церкви. Там началась паника. Они ворвались, всех перерезали, а церковь сожгли. Так не стало церкви.

Было решено через некоторое время построить церковь. Староста церковный, который взял на себя обязанности (связанные с ее строительством. — Н.К.); был очень строгий человек. Стали заготавливать лес для строительства новой церкви. Лес рубили за деревней Боярщина на болоте, только сосну (место это мне показывала бабушка). Когда лес был вывезен к берегу Кижского острова, то он таинственно два раза переправлялся к месту, примерно где сейчас стоит вокзал. Место, где сейчас церковь, было совсем пустынное и заросшее вересом (можжевельник).

Нестер, проходя по этим зарослям, обнаружил святую книгу. Тогда он в уединении сел и читал целый день и ночь. И когда стало подыматься солнце и упала на траву роса, он увидел в переливании солнечных лучей и капелек росы на траве рисунок этой церкви.

Хотя строительства там никто не желал, но когда Нестер рассказал, что бог подсказал, где и какую церковь нужно строить, противоречить никто не мог. Началось строительство...

И когда церковь была построена, нужно было сделать открытие и освятить, то собирались долгое время, несколько дней. Кто был не согласен, тем говорили, что на церковь, ту старую, которая сгорела во время служения, бог послал удар молнии — и она сгорела, все погибли, хотя день был солнечный и ясный. Поэтому на том месте строить нельзя. Когда все были убеждены, Нестер на одном бревне вырубил: «Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой». <...>

Нестер со священным топором поднялся до последней главки, привязал до креста алую ленту, а топор закинул в озеро и поклялся, что такого чудесного храма нет нигде и не будет больше никогда. И топор этот никто не найдет. И тогда начали святить церковь. А Нестера больше никто не видал.

Автограф Бытова П. Т. (письмо В. Пулькину) от 17 марта 1969 г. // АКФ 173. № 10.

В комментариях к легенде Н.А.Криничная предполагает, что исчезновение мастера связано с обретением духа Преображенской церковью – её освящением: «Чудесное исчезновение мастера в момент освящения церкви, т.е. обретения ею души (духа), может быть истолковано как перевоплощение зодчего в созданное им сооружение». В то же время комментарий к легенде в книге Н.А.Криничной достаточно краток, а специальных публикаций, описывающих генезис и особенности бытования этого предания в фольклоре обнаружить не удалось.

Цит. по: Мастер Нестор / Кижи в русской литературе⬅️
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15👍5
Вчера, 21 сентября, в России праздновали годовщину Куликовской битвы. А мы не праздновали ... Но не из принципиальных соображений, а просто забыли.

Но сегодня все-таки напомним вам об очень важном для нашего проекта тексте.

Итак, Иван Давыдов рассказывает про гениальный текст, который создал самую мощную и долговечную национальную легенду.

https://teletype.in/@r-sever/c5sue9eyjns
48🔥22👍7💩2👻1
«Красные ворота» почти разобраны, 1927
😢24💔9
В свое время доктор странных наук Владимир Мединский выпустил несколько книг, разоблачающих вражеские мифы о России и русских. Помнится это все теперь смутно, но, кажется, была там книга о пьянстве, была книга о лени, были еще какие-то тома…

Однако ни слова не было о клеветническом мифе, согласно которому русские якобы не способны к демократии и самоуправлению.

Что ж, поможем доктору. «Север» запускает небольшой цикл о государствах, которые обыкновенные русские люди создавали с нуля и которые существовали хоть и недолго, но вполне успешно. В седую древность погружаться не станем и от рассуждений о новгородском вече воздержимся.

И начнем мы с Желтугинской республики. Она же – Амурская Калифорния.

https://teletype.in/@r-sever/TfX73y7I9J7
👍3924👏11🔥42
Портал

#архитектурный_словарь

🔹 Декоративно оформленный вход в здание.

В первую очередь порталами украшали вход в церкви, дворцы и другие представительные сооружения.

Один из главных приемов создания портала — полукруглые или стрельчатые арки вокруг входа. Чтобы усилить акцент, их делали не в один слой, а в несколько — с опорами на колонны или полуколонны. Или, наоборот, углубляли сам вход так, чтобы арки вокруг него превращались в уходящие в глубину стены уступы. Такие порталы называют перспективными.

В русской архитектуре порталы часто украшали дыньками, которые, кроме яркости и выразительности, имеют и символическое значение. Они воспринимаются как символ райского сада (райских плодов), а портал, ими украшенный, — как райские врата.

Портал следует отличать от крыльца — пристройки с крышей (козырьком) перед входом. Впрочем, вход в крыльцо сам по себе может быть украшен порталом.

А также от паперти в старом ее понимании — крытой пристройки перед входом в церковь. Однако ступеньки перспективного портала вполне могут служить папертью в современном значении — площадка перед входом в церковь.

И еще: кроме входов в храмы с улицы порталами оформляли и входы в основной объем храма из галерей и трапезных (притворов).

На картинках:
1. Портал Спасского собора Андроникова монастыря, XV в. Обратите внимание на дыньки.
2. Портал Успенского собора Московского Кремля. Дыньки!
3. Портал разрушенной церкви Космы и Дамиана Ассийских в Нижних Садовниках. Обратите внимание: вход не углублен. И да, тут тоже дыньки.
4. Портал входа в храм церкви Иоанна Предтечи в Ярославле из галереи. Фото Прокудина-Горского, 1911 год.
39👍9🤗1
Самый главный город в иконописи - Иерусалим. И земной, и небесный. Земной Иерусалим (фото 1) прославлен как святой город строительством в нем Дома Господня, возведенном царем и пророком Соломоном (фото 2). Здесь был воплощен (фото 4), осужден (фото 5), распят (фото 6) Спаситель. Здесь он воскрес и открыл райские врата в Иерусалим Небесный (фото 7). В новозаветное время этот город сохранял свой сакральный статус, был и остается местом паломничества (фото 3), его изображения можно соотнести с реальным городом. А Небесный Иерусалим изображается согласно описаниям в пророческих видениях и Откровении Иоанна Богослова, который утверждал, что во времена Апокалипсиса, прежде разрушения мира земной Иерусалим будет обмерян ангелами и воспроизведен в точности на небесах (фото 8, 9). На фото фрагменты икон XV-XVII вв. из собрания Ярославского художественного музея
23👍3
Forwarded from Ivan Davydov
Нерегулярная рубрика "Наши запоздалые рекомендации".
В Центре Грабаря - небольшая выставка "Спасти и сохранить", о реставрации произведений искусства, пострадавших в Великую Отечественную. Основа экспозиции - восемь псковских икон, семь XVI века и одна - XVII. Невероятной красоты. И главное - они из запасников и скоро уедут домой. И шанса увидеть их больше уже не будет.
Пускают только с экскурсией, но там отличные экскурсии. Билеты только на сайте. Осталось три сеанса в пятницу.
Иконы в прозрачных витринах, можно посмотреть на выставочные метки. В том числе нацистские - немцы, оказывается, устраивали выставки трофеев.
34👍2
Душепарка. Русский Глинтвейн

Опять на улице осень — пасмурная и унылая. Да и вообще не весело. Самое время вспомнить наши тексты о том, как русские люди справлялись со всей этой тоской и что придумывали, чтобы тоску эту как-то побороть. То есть речь о русских спиртных напитках. Но не о тех, чтобы нажраться, а о тех, что русские люди пили в качестве общепрофилактических мер по борьбе с тоской и унынием.

Душепарка — старый русский напиток, который делался на основе медовухи со специями и клюквой (или ⁠клюквенным ⁠соком). Подавался он горячим, а в качестве специй использовались имбирь, корица, перец. Такой вот русский глинтвейн.

Душепарка известна еще с XVI века. И в том же XVI и особенно в XVII веке была очень распространена в Ярославле и окрестных поволжских землях. Потом в XVIII веке популярность этого напитка распространилась на всю Россию. Состав пряностей и специй варьировался — неизменной оставалась только основа: мед и клюква (или брусника).

В XIX веке для крепости в душепарку стали добавлять водку, и именно в этом виде она чаще всего подавалась в трактирах.

На картинке: Михаил Ларионов «Сцена в трактире» 1911 год
👍2319🍾10🔥2
Трагичная история любви и жизни дочери Б.П. Шереметева
#Шереметевы #прогулка_поКусково

Ранее рассказывали о бракосочетании Натальи Борисовны Шереметевой с фаворитом Петра II — И.А. Долгоруким. Звучит, как удачно сыгранная партия и начало жизни в довольной праздности, неправда ли? Однако нас ждет неожиданный конец этой истории — спустя годы на портрете мы увидим уже не Наталью, но схимонахиню Нектарию.

🤣 Внезапная кончина Петра II положила конец могуществу Ивана Алексеевича и всего клана Долгоруких.

Как скоро вступила в самодержавство, так и стала искоренять нашу фамилию. Не так бы она злобна была на нас, да фаворит ее, которой был безотлучно при ней, он старался наш род истребить, чтоб его на свете не было


Венчание прошло в подмосковном имении Долгоруких, а на следующий день молодая чета получила высочайший указ, каковым было предписано ехать вместе с другими родственниками в ссылку. Но Ивана Алексеевича не оставили доживать срок в ссылке. Последовал донос, и царский фаворит был доставлен в Шлиссельбург для следствия, а затем жестоко казнен в Нижнем Новгороде.

С таким трудом довезли нас в маленькой городок, которой сидит на острову; кругом вода; жители в нем самой подлой народ, едят рыбу сырую, ездят на собаках, носят оленьи кожи; как с него сдерут, не разрезавши брюха, так и наденут, передною ноги место рукавов. Избы кедровые, окна ледяные вместо стекла. Зимы 10 месяцев или 8, морозы несносные, ничего не родится, ни хлеба, никакого фрукту, ниже капуста. Леса непроходимые да болота; хлеб привозят водою за тысячу верст. До таково местечка доехали, что ни пить, ни есть, ни носить нечего; ничего не продают, ниже калача. Тогда я плакала, для чего меня реки не утопили. Мне казалось, не можно жить в таком дурном месте.


🤣 Лишь в 1741 году Наталии Борисовне Долгорукой было разрешено вернуться из ссылки — при вступлении на престол Елизаветы Петровны. Позже она удалилась в Киевский Флоровский монастырь, где, будучи 45 лет от роду, приняла постриг с именем Нектария, а спустя 14 лет – и великую схиму.

🤣 В январе 1767 года, незадолго до принятия схимы, написала для внуков мемуары "Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой, дочери г.-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева". Из них мы узнаем о многих событиях жизни этой удивительной героини: от потери родителей, сватовства к ней, свадьбы в Горенках в условиях опалы, и путь до прибытия на место ссылки в Березов.

Не можно всего страдания моего описать и бед, сколько я их перенесла! <...> Я сама себя тем утешаю, когда вспомню все его благородные поступки, и счастливой себя считаю, что я его ради себя потеряла, без принуждение, из свои доброй воли. Я все в нем имела: и милостивого мужа, и отца, и учителя, и старателя о спасении моем; он меня учил Богу молится, учил меня к бедным милостивою быть, принуждал милостыню давать, всегда книги читал Святое писание, чтоб я знала Слово Божье, всегда твердил о незлобие, чтоб никому зла не помнила.


▪️Портрет схимонахини Нектарии - Натальи Борисовны Долгорукой, урожденной графини Шереметевой. XVIII в.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
😢24👍1211