Север – Telegram
Север
5.47K subscribers
3.58K photos
20 videos
816 links
Канал про Россию, которую надо вернуть себе
Download Telegram
Сухарева башня
В ночь на 8 августа 1689 года 17-летний царь Петр бежал из своей резиденции в Троице-Сергиеву лавру. На следующий день в лавру пришли и его потешные полки. Так началась решающая фаза борьбы за московский трон между молодым Петром и царевной Софьей, его сестрой, правящей в качестве регента. Победу Петра предопределил в том числе переход на его сторону стрельцов. Одним же из первых стрелецких полковников, ушедших из Москвы в Троицу, был Лаврентий Панкратьев, сын Сухарев.

Полк Сухарева нес службу по охране Сретенских ворот Земляного вала. И в качестве награды за верную службу Петр приказал построить новые Сретенские ворота. Такие, чтобы показать стрельцам, как о них печется и заботится новый государь. Проект был разработан русским архитектором Михаилом Чоглоковым, и эти ворота стали первым зданием, обозначающим новую эпоху в русской архитектуре и культуре.

Сретенские ворота построили в 1695 году. Первоначально это были именно ⁠ворота и ⁠обладали всеми признаками фортификационного ⁠сооружения. Нижний ярус башни с проездной аркой ⁠посредине, по бокам глухие, заложенные кирпичом арки, где ⁠находились ⁠«караульные палаты» и «казенный анбар». Над воротами – два больших полковых помещения (зал для упражнений и «полковая изба»), окруженные сплошным балконом. А над ними – трехъярусная башня, завершенная шатром со шпилем. На башню были установлены часы. Сами ворота были встроены в земляные укрепления так, чтобы вход на второй этаж был непосредственно с вала.

Это было очень добротное, очень современное и красивое строение. Но первоначально ничего совсем необычного в нем не было.

Однако через три года, когда Петр вернулся из Великого посольства, он, кроме жестокой расправы над стрельцами, занялся также и перестройкой этих ворот. По его указанию (или даже проекту) над воротами был надстроен еще один этаж, а башня увеличена на один ярус. Вал вокруг ворот срыли, а на второй этаж теперь вела двухпролетная лестница. Ну и, конечно, никаких стрельцов тут больше не было. Здание передали морскому ведомству. Тут находились: военно-морской архив, школа математических и навигационных наук, а также астрономическая обсерватория.

И вот теперь эти Сретенские ворота – почти сразу их стали называть Сухаревой башней – превратились в абсолютно новое грандиозное сооружение, знаменующее новую главу в истории Москвы и России. Новой доминантой Москвы, сопоставимой с колокольней Ивана Великого, стала европейская ратуша.

✍️ Для себя же заметим, что, как оказалось, для превращения русского здания XVII века в европейскую ратушу ничего радикально переделывать не пришлось. Просто достроили один этаж и лестницу.

Правда, увидеть Сухареву башню теперь можно только на старых фотографиях и макетах. В 1934 году башню снесли, так как она мешала развитию транспортной системы Москвы. Строили "Садовое кольцо"...
#уничтоженные
💔29👍125🔥2
Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Новгород. Первая половина XVI в. Государственная Третьяковская галерея

Обратите внимание, Софья изображена на этой иконе в иконографии Богородицы-Оранты.
❤‍🔥2323👍7💔3
#выйдут

🔙 Бедекер по допетровской Руси, сборник эссе с внутренними рифмами с современностью — о тихих героях древнерусской литературы и местах, которые этих героев породили: открываем предзаказ на книгу Ивана Давыдова «Люди и города. Путеводитель по русскому Средневековью».

🔜 К «Людям» в «Читай-Города» (и Ozon): клик!

Русскую историю часто представляют либо как череду завоеваний и побед, либо как бесконечную хронику насилия и угнетения. Но есть и другой взгляд. Герои этой книги — юродивые и святые, паломники и иконописцы, а также обычные люди, утверждавшие свободу и милосердие вопреки жестокости и равнодушию. Каждая глава соединяет судьбу и город: митрополит Филипп спорит с царем, Феврония переигрывает муромских бояр, Стефан Пермский учит терпимости к чужому, а Симон Ушаков ищет новый язык иконописи. «Люди и города» писателя, поэта и журналиста Ивана Давыдова — путеводитель по забытой допетровской Руси, приглашение в богатый мир древнерусской словесности и размышление о том, как оставаться человеком в бесчеловечные времена.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
44🔥12
На миниатюрах "Лицевого старообрядческого сборника", изданного в конце XIX века иконописцем, издателем, духовным писателем, уржумским старообрядцем беспоповского федосеевского согласия Лукой Арефьевичем Гребневым (1867—1932) царские особы из дома Романовых-Готторпов олицетворяют силы зла (власть антихриста):

На л. 279 как иллюстрация к рассказу о пришествии антихриста представлен портрет Петра I, а на л. 125 об. и 187 об. в образе вавилонской блудницы изображена императрица Мария Александровна, супруга Александра II. Исследователь Н. Н. Розов установил источник этого изображения — лубочный портрет государыни, литографированный в Мстере в 1866 г.).

#антихрист #старообрядцы #вятка #XIXвек
16😱6👀4👍3🔥3🙈1
Повесть о начале царствующего града Москвы

Мы продолжаем публиковать переводы-пересказы переводы-пересказы древнерусских текстов из приложения к книги Ивана Давыдова «Люди и города», на которую уже можно оформить предзаказ.

Историю о том, как святой новгородский епископ Иоанн летал верхом на демоне в Иерусалим, мы вашему вниманию уже предлагали.

👉 Сегодня – сочиненный безвестным книжником в XVII веке рассказ об основании Москвы. В нем перепутано примерно все – имена, даты, последовательность событий.

Но важно понимать – это не «исторический источник», это – исторический миф, задача автора – объяснить, почему именно Москва стала «царством и государством». В фундаменте града – кровь праведника.

https://teletype.in/@r-sever/9COopACMo8H
👍175❤‍🔥2
Раз уж сегодня все говорят про кокошники… то и мы не будем отставать. Вот вам кокошники — даже целые горы кокошников.

А также для любопытных — наш текст из цикла про устройство русского храма: про прясла, закомары и кокошники.

1. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме (1654 год).
2. Церковь Николы на Посаде в Коломне (1716–1719 годы).
3. Церковь Спаса Преображения в селе Остров (конец XVI — начало XVII века).
4. Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве (1598 год).
43👍9❤‍🔥7
Пятница, друзья, в связи с чем решили мы вспомнить поэта, о котором, пожалуй, и слышали-то в горькие наши времена немногие (а зря) – Алексея Лозину-Лозинского. Печальный тусовщик, полупрофессиональный революционер, завсегдатай литературных кабачков Петербурга, в 19 лет из-за нелепого несчастного случая потерявший ногу, а в 30 – покончивший с собой. С третьей попытки, кстати.
Так вот, есть у него стихотворение, в котором описывается мальчик-попрошайка:

Свиненок! Дрянь! Негодяй! Вымогательство!
И как монотонно лжет…
Ведь знаю я — тут наем, надувательство;
Подай — «хозяин» пропьет.

А он-то, он! По холоду зимнему
И рыщет, и лжет нам всем…
Но… все-таки… Буржуа! Подадим ему,
Мальчишка прозяб совсем!

Во-первых, это неплохо (поверьте на слово, мы немного разбираемся). А во-вторых, цепляет ведь чем-то. Смотрит иногда единственный сотрудник проекта «Север» Давыдов И. на своего руководителя, мудрого и бородатого Громова А.А., смотрит и думает: «Мальчишка прозяб совсем!»
Так это, короче, буржуа, номера карт ниже, и мы верим, что вы у нас сообразительные. Вы знаете, что делать. Главное – не сдерживайте себя. Скромным пожертвованием вы нас, конечно, порадуете, но и грандиозным не опечалите.

Сбербанк: 5469 3800 7744 0823
"Т" Банк
2200 7017 4594 2638

На картинке: Мальчик-нищий с корзиной. Картина художника Ивана Творожникова 1886 года. Творожников, кстати, расписывал храм Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Петербурге. А потом уехал к себе в деревню Жуково Тверской губернии и там рисовал всякие народные типы. Напирая на нищету и бедность. Или не напирая, а просто отражая…
20😁4👍3
Радовать глаз: иконы, гобелены и нонконформисты

А вот и афиша «Севера»... А вы, наверняка, подумали: как же так, где афиша, почему нет афиши? Вопль есть, а афиши нет.

Но вот она — и там опять много всего прекрасного...

https://teletype.in/@r-sever/WkL0g3n-Y5S
👍2012
Борис Кустодиев, «Осень в провинции», 1926
75👍11
Исаак Левитан. «Осенний день. Сокольники». 1879 год.

А вот еще русская осень...

Картина написана в Салтыковке — дачной местности возле Москвы (сейчас микрорайон Балашихи). Часть Салтыковки с парком местные дачники называли «Ново-Сокольниками». То есть на картине изображены вовсе не Сокольники, а именно Салтыковка — Ново-Сокольники.

19-летний Левитан оказался в Салтыковке после покушения на императора Александра II (22 апреля 1879 года): опасаясь еврейских погромов, полиция выселила из Москвы всех евреев.

Покушавшийся на императора Александр Соловьев был православным, выходцем из дворянской семьи, но почему-то очень быстро среди народных масс утвердилось мнение, что истинные виновники покушения — конечно же евреи. Кстати, это не последний раз, когда Левитана выселили из Москвы. Он попал и под указ о выселении евреев из города в 1891-92 году при Александре III.

И еще фигуру девушки на этой картине нарисовал не сам Левитан (он, как мы помним, и в зрелые годы почти никогда не рисовал людей), а его близкий друг по Училищу живописи Николай Чехов — старший брат Антона Чехова.
👍3826
В «Новом Времени» приведен образчик филологических познаний полицейских писцов.

В небольшой городишко приехал не так давно молодой врач и был поражен словом «меланхит», прописанным как название особой болезни в разосланных местной полицией листках. Никакого «меланхита» молодой врач не знал; да и нет вообще подобной болезни.

Заинтересованный, он навел справки и вот что узнал: сперва в полицейских листках стояло «эпидемический менингит», превратившийся потом в «академический мелингит», потом в «демонический мелингит», потом просто в «мелингит» и, наконец, в «меланхит»…

«Саратовский листок». 1897. № 171

Газетная пыль
😁36👍6
Forwarded from Маяк Парнаса
Жерар Делабарт (Gérard de la Barthe или Guerard de la Barthe; 1730 – после 1810).
Вид с балкона Останкинского дворца под Москвой.


1798. Холст, масло. Поступила из Александровского дворца-музея (Царское Село). Государственный Русский музей.

#одинэкспонат

Можно увидеть на выставке «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея». До 1 февраля 2026 года.
👍167🤩3