Forwarded from Заповедный Север
Матигоры — это крупный куст деревень недалеко от известных Холмогор, которые сегодня являются административным центром района, а в допетровские времена — главным городом Двинской земли. Матигоры — место не менее древнее и исторически весьма значимое.
Впервые Матигоры упоминаются в 1271 году в так называемом «Захариинском паримейнике» (богослужебной книге). В этом источнике говорится о церкви святых Бориса и Глеба на Матигоре, что означает, что к концу XIII века здесь уже существовало сформировавшееся поселение. Более того, этот храм стал первым из упомянутых в письменных источниках на архангельской земле.
Точное местоположение этой церкви неизвестно. Однако уже в письменных источниках XVI века встречаются упоминания о деревянных Никольской и Параскевской церквях в Верхних Матигорах, которые в середине XVII века были разобраны и заменены новыми. Впрочем, новые церкви простояли недолго — в 1685 году оба храма уничтожил пожар.
На месте сгоревших церквей в 1686 году был заложен каменный храм Воскресения Словущего, который вы видите на фотографиях. Ключевую роль в его строительстве сыграл епископ Холмогорский и Важский Афанасий — просвещённый и образованный церковный деятель, известный, среди прочего, тем, что основал первую на Русском Севере обсерваторию (телескоп размещался на колокольне Спасо-Преображенского собора в Холмогорах).
Возможно, близость к Холмогорам сыграла свою роль, и епископ настоял на возведении именно каменного храма. Строительство завершилось в 1694 году, а окончательная композиция храма сложилась к 1765 году, когда был достроен второй, тёплый придел во имя святителя Николая Чудотворца.
#Архангельская_область #храм
Заповедный Север
Впервые Матигоры упоминаются в 1271 году в так называемом «Захариинском паримейнике» (богослужебной книге). В этом источнике говорится о церкви святых Бориса и Глеба на Матигоре, что означает, что к концу XIII века здесь уже существовало сформировавшееся поселение. Более того, этот храм стал первым из упомянутых в письменных источниках на архангельской земле.
Точное местоположение этой церкви неизвестно. Однако уже в письменных источниках XVI века встречаются упоминания о деревянных Никольской и Параскевской церквях в Верхних Матигорах, которые в середине XVII века были разобраны и заменены новыми. Впрочем, новые церкви простояли недолго — в 1685 году оба храма уничтожил пожар.
На месте сгоревших церквей в 1686 году был заложен каменный храм Воскресения Словущего, который вы видите на фотографиях. Ключевую роль в его строительстве сыграл епископ Холмогорский и Важский Афанасий — просвещённый и образованный церковный деятель, известный, среди прочего, тем, что основал первую на Русском Севере обсерваторию (телескоп размещался на колокольне Спасо-Преображенского собора в Холмогорах).
Возможно, близость к Холмогорам сыграла свою роль, и епископ настоял на возведении именно каменного храма. Строительство завершилось в 1694 году, а окончательная композиция храма сложилась к 1765 году, когда был достроен второй, тёплый придел во имя святителя Николая Чудотворца.
#Архангельская_область #храм
Заповедный Север
❤22👍18
Радовать глаз: Бурлюк и прочие футуристы
Во-первых, две очень важные выставки в Доме русского зарубежья. Во-вторых, много всего неочевидного, но интересного в Петербурге. В-третьих, религиозная живопись Виктора Васнецова в Нижнем… И это только навскидку.
Читайте подробный обзор в нашей афише.
https://teletype.in/@r-sever/jw0EnKcaB7B
Во-первых, две очень важные выставки в Доме русского зарубежья. Во-вторых, много всего неочевидного, но интересного в Петербурге. В-третьих, религиозная живопись Виктора Васнецова в Нижнем… И это только навскидку.
Читайте подробный обзор в нашей афише.
https://teletype.in/@r-sever/jw0EnKcaB7B
Teletype
Радовать глаз: Бурлюк и прочие футуристы
Мы не знаем, когда вы все это успеете увидеть. Когда мы все это успеем увидеть. Но мы рады, что все это есть.
❤21👍6🔥1
Пятница, друзья, в связи с чем решили мы вот о чем вас спросить: а знаете ли вы, что Организация Объединенных Наций считает для себя целью №1 в области устойчивого развития?
Если нет, так мы расскажем – повсеместную ликвидацию нищеты во всех ее формах.
Цель святая. Но слишком уж глобальная. Впрочем, в ООН ведь так и положено, но мы-то с вами не в ООН.
Едва ли вы сможете осуществить повсеместную ликвидацию нищеты во всех ее формах. Но вот спасти от нищеты двух странных людей – главного редактора проекта «Север» Громова А.А. (он мудр и бородат), а также его единственного сотрудника Давыдова И. (он мудр умеренно и бороды лишен) – вам вполне по силам.
Это очень просто. Нужно только сделать пожертвование. Небольшое. Или большое. Или очень большое. Или ошеломляющее. Или грандиозное.
Лучше, конечно, грандиозное.
А номера карт ниже:
Сбербанк:
"Т" Банк
На картинке: картина английского художника Люка Филдса «Голодные и бездомные» (1874 год). Классика английского реализма. Впрочем, сам Люк Филдс, сделав себе имя на картинах, «пробуждающих внимание к социальной несправедливости и нищете», к 1900-м годам стал самым высокооплачиваемым художником в Англии и даже был посвящён в рыцари.
Если нет, так мы расскажем – повсеместную ликвидацию нищеты во всех ее формах.
Цель святая. Но слишком уж глобальная. Впрочем, в ООН ведь так и положено, но мы-то с вами не в ООН.
Едва ли вы сможете осуществить повсеместную ликвидацию нищеты во всех ее формах. Но вот спасти от нищеты двух странных людей – главного редактора проекта «Север» Громова А.А. (он мудр и бородат), а также его единственного сотрудника Давыдова И. (он мудр умеренно и бороды лишен) – вам вполне по силам.
Это очень просто. Нужно только сделать пожертвование. Небольшое. Или большое. Или очень большое. Или ошеломляющее. Или грандиозное.
Лучше, конечно, грандиозное.
А номера карт ниже:
Сбербанк:
5469 3800 7744 0823"Т" Банк
2200 7017 4594 2638На картинке: картина английского художника Люка Филдса «Голодные и бездомные» (1874 год). Классика английского реализма. Впрочем, сам Люк Филдс, сделав себе имя на картинах, «пробуждающих внимание к социальной несправедливости и нищете», к 1900-м годам стал самым высокооплачиваемым художником в Англии и даже был посвящён в рыцари.
❤23👍15🙏1
Это икона Космы и Дамиана (сегодня — день памяти этих святых) 1870-х годов из собрания Государственного музея истории религии.
Если присмотреться, можно заметить, что на ней изображены Александр Сергеевич Пушкин и автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
Любопытно, что Косма и Дамиан (Пушкин и Даль) представлены в иконографии апостолов Петра и Павла, распространенной в России XIX века под влиянием европейской живописи. То есть, по аналогии с основателями христианской церкви, здесь изображены «основатели» русского литературного языка.
👉 А при чем здесь Косма и Дамиан? В сельских церковно-приходских школах — а их было около 95 % от всех подобных учебных заведений — учебный год чаще всего начинался 1 ноября, в день памяти Космы и Дамиана Асийских. Поэтому во второй половине XIX века те, кто занимался сельским просвещением, нередко использовали святых врачевателей-бессребреников как покровителей образования.
Кстати, Русская православная церковь считает, что существует три разные пары святых братьев Космы и Дамиана со схожим житием — все они врачеватели, но, по преданиям, жили в разное время и в разных местах.
У каждой пары — свой день памяти: Косма и Дамиан Асийские (1 ноября), Косма и Дамиан Римские (1 июля) и Косма и Дамиан Аравийские (30 октября).
Однако главными считаются бессребреники Косма и Дамиан Асийские. Они дали клятву следовать завету Христа: «Даром получили — даром давайте» и никогда не брали платы за врачевание.
Если присмотреться, можно заметить, что на ней изображены Александр Сергеевич Пушкин и автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
Любопытно, что Косма и Дамиан (Пушкин и Даль) представлены в иконографии апостолов Петра и Павла, распространенной в России XIX века под влиянием европейской живописи. То есть, по аналогии с основателями христианской церкви, здесь изображены «основатели» русского литературного языка.
👉 А при чем здесь Косма и Дамиан? В сельских церковно-приходских школах — а их было около 95 % от всех подобных учебных заведений — учебный год чаще всего начинался 1 ноября, в день памяти Космы и Дамиана Асийских. Поэтому во второй половине XIX века те, кто занимался сельским просвещением, нередко использовали святых врачевателей-бессребреников как покровителей образования.
Кстати, Русская православная церковь считает, что существует три разные пары святых братьев Космы и Дамиана со схожим житием — все они врачеватели, но, по преданиям, жили в разное время и в разных местах.
У каждой пары — свой день памяти: Косма и Дамиан Асийские (1 ноября), Косма и Дамиан Римские (1 июля) и Косма и Дамиан Аравийские (30 октября).
Однако главными считаются бессребреники Косма и Дамиан Асийские. Они дали клятву следовать завету Христа: «Даром получили — даром давайте» и никогда не брали платы за врачевание.
👍27❤10
Forwarded from The Art Newspaper Russia
Самая большая икона в России и ритуал пролазывания под нее. Насколько она важна с точки зрения истории искусства? Почему она не в музее? Откуда взялся этот ритуал? Отвечаем на эти вопросы.
The Art Newspaper Russia
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
❤10🤔10👍8
Forwarded from ЗЕЛО (Maria)
НЕДЕЛЯ СМЕРТИ В ЗЕЛО!
Смерть убегает от людей. Миниатюры Апокалипсисов XVII в.
Миниатюры иллюстрируют слова Откровения Иоанна Богослова: "В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них" (Откр. 9:6)
Смерть убегает от людей. Миниатюры Апокалипсисов XVII в.
Миниатюры иллюстрируют слова Откровения Иоанна Богослова: "В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них" (Откр. 9:6)
❤28😁7👍5😢3👻1
Что важно знать про икону Казанской Божьей Матери
тут подробный текст о явлении, прославлении и потере главной русской святыни
⚪️ Икона была явлена в Казани в 1579 году. Десятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать в указанном месте свой чудотворный образ.
⚪️ Образ Богородицы на иконе, явленной в Казани, не похож ни на какие другие традиционные изображения. Казанская икона за счет поворота головы Богоматери объединяет строгость и фронтальность одигитрии с нежностью и человечностью елеусы.
⚪️ Параллельно с историей чудесного явления иконы распространилась и другая — менее чудесная, но куда более реалистичная. По ней икона попала в Казань вместе с беженцами из Новгорода, чудом спасшимися после резни, устроенной в городе войсками Ивана Грозного. И именно эта икона, по преданию, спасла их от жестоких злодеев. Чудодейственность Казанского образа Богоматери с самого начала воспринималась как символ покровительства и спасения от произвола власти — страшной, вездесущей и неумолимой.
⚪️ «Сказание о явлении чудотворной иконы Пречистой Богородицы во граде Казани» было написано «самовидцем» — казанским священником Гермогеном. Через 30 лет, во время Смутного времени, он станет Патриархом и в январе 1611 года напишет воззвание к «верным сынам Отечества» с призывом подняться с оружием в руках против польской интервенции. Оба народных ополчения, откликнувшиеся на его призыв, шли освобождать Москву с Казанской иконой Богоматери.
⚪️ 22 октября 1612 года войска Второго ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского взяли Китай-город под покровительством Казанской иконы. После победы икону поместили в специально построенную для нее Казанскую церковь на Красной площади.
⚪️ По легенде, вместе с ополчением в Москву прибыл подлинник иконы. Однако уже с начала XVIII века утвердилась такая иерархия Казанских икон: в Казани, в Богородицком монастыре, хранилась «явленная» икона, а в Москве, в Казанской церкви, — ее чудотворный список, «почитаемый в высшей степени».
⚪️ Еще один «почитаемый в высшей степени» список — Петербургский. Для него и был построен знаменитый Казанский собор. По легенде, это первый список с иконы, отправленный в Москву царю, а Петр I забрал его с собой при переезде в новую столицу. Петербургский список считался «государевым» и официальным — в противовес двум другим, «народным».
⚪️ 👆 Обе Казанские иконы, претендовавшие на статус подлинника, были украдены в начале XX века. В ночь на 29 июня 1904 года из Казанского девичьего монастыря похитили явленную икону Казанской Божьей Матери. Московский список украли в 1918 году из Казанского собора. Обе иконы были украшены богатыми окладами, поэтому, по версии следствия, целью воров в обоих случаях были именно оклады, а сами иконы злоумышленники уничтожили.
⚪️ С тех пор появилось множество легенд о чудесном спасении этих святынь. По одной из версий, московский список был спрятан от большевиков настоятелем церкви, а затем передан в Елоховский собор, где находится до сих пор.
⚪️ Есть еще один очень важный список, претендовавший на статус «вновь обретенной святыни», но в итоге ставший самостоятельной святыней католической церкви и оказавший огромное влияние на ее духовную жизнь во второй половине XX века. Этот список называют «Ватиканским» — потому что он долгое время хранился в покоях Папы Иоанна Павла II, — или Фатимским, поскольку он прямо связан с важнейшим мистическим откровением католической церкви — Фатимскими пророчествами Пресвятой Девы. Этот список был передан в 2004 году русской православной церкви и теперь находится в Богородицком монастыре в Казани. Подробную историю этого списка и ее связи с главным мистическое откровение Католической церкви ХХ века — читайте тут.
👉 Смысл поисков утраченных святынь — в надежде на чудо прощения. На то, что бесконечная смена тоталитарных и смутных времен закончится, и мы получим еще один шанс начать все сначала под покровительством Богоматери, под защитой добра и любви.
С праздником!
тут подробный текст о явлении, прославлении и потере главной русской святыни
👉 Смысл поисков утраченных святынь — в надежде на чудо прощения. На то, что бесконечная смена тоталитарных и смутных времен закончится, и мы получим еще один шанс начать все сначала под покровительством Богоматери, под защитой добра и любви.
С праздником!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤50❤🔥10🔥4
День народного единства и согласия и календарная проблема
(дополнение к предыдущему посту)
Сегодня 4 ноября — осенний День иконы Казанской Божьей Матери.
Установлен он 22 октября по юлианскому календарю. В этот день 1612 года войска Второго ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского освободили Китай-город под покровительством Казанской иконы.
Собственно, к этому дню и приурочен праздник народного единства и согласия. Однако по григорианскому календарю 22 октября 1612 года — это 1 ноября.
К тому времени Польша уже перешла на новый календарь: он начал действовать в 1582 году, тогда после 4 октября в католических странах сразу наступило 15-е (протестантские страны переходили на новый календарь в течении следящих 200 лет). Поэтому в польских документах это событие датируется именно 1 ноября.
Напомним, что Григорианский календарь во-первых, сразу ушел на 10 дней вперед от юлианского, а во-вторых каждые 400 лет эта разница увеличивается еще на 3 дня.
Если нынешняя Россия проживет еще 75 лет, то День народного единства и согласия — 4 ноября — разойдется с праздником иконы Казанской Божьей Матери: 22 октября по юлианскому календарю в XXII веке станет уже 5 ноября по григорианскому.
на картинке: Михаил Скотти. "Минин и Пожарский" (1850 год).
(дополнение к предыдущему посту)
Сегодня 4 ноября — осенний День иконы Казанской Божьей Матери.
Установлен он 22 октября по юлианскому календарю. В этот день 1612 года войска Второго ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского освободили Китай-город под покровительством Казанской иконы.
Собственно, к этому дню и приурочен праздник народного единства и согласия. Однако по григорианскому календарю 22 октября 1612 года — это 1 ноября.
К тому времени Польша уже перешла на новый календарь: он начал действовать в 1582 году, тогда после 4 октября в католических странах сразу наступило 15-е (протестантские страны переходили на новый календарь в течении следящих 200 лет). Поэтому в польских документах это событие датируется именно 1 ноября.
Напомним, что Григорианский календарь во-первых, сразу ушел на 10 дней вперед от юлианского, а во-вторых каждые 400 лет эта разница увеличивается еще на 3 дня.
Если нынешняя Россия проживет еще 75 лет, то День народного единства и согласия — 4 ноября — разойдется с праздником иконы Казанской Божьей Матери: 22 октября по юлианскому календарю в XXII веке станет уже 5 ноября по григорианскому.
на картинке: Михаил Скотти. "Минин и Пожарский" (1850 год).
🤔11👍10🔥7❤2
Forwarded from 🏛 НГХМ - Новосибирский государственный художественный музей
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Колхозница на озере Ильмень. 1936
5 ноября — день рождения Кузьмы Петрова-Водкина!
❤️🔥 Знаете ли вы, что путь великого художника начался с... влюбленности? Его первой картиной был пейзаж, написанный маслом на куске жести, чтобы впечатлить сестру друга. Но окружающие остались равнодушны, и юный Кузьма забросил кисти.
Его рисунок разорванной страницы был настолько реалистичным, что одноклассники и учитель приняли его за настоящую дыру! Эта маленькая победа сделала его лучшим рисовальщиком в школе и навсегда определила дальнейшую судьбу.
Так начался путь гения, подарившего миру «Купание красного коня» 🐦🔥
🎨 Отмечаем сегодня день рождения художника, и представляем картину из собрания Новосибирского государственного художественного музея.
Колхозница на озере Ильмень. 1936
5 ноября — день рождения Кузьмы Петрова-Водкина!
❤️🔥 Знаете ли вы, что путь великого художника начался с... влюбленности? Его первой картиной был пейзаж, написанный маслом на куске жести, чтобы впечатлить сестру друга. Но окружающие остались равнодушны, и юный Кузьма забросил кисти.
Настоящая магия случилась позже, на уроке. Рисуя в тетради, он с головой погрузился в магию искусства: «Голос учителя провалился в небытие... Я забыл обо всем».
Его рисунок разорванной страницы был настолько реалистичным, что одноклассники и учитель приняли его за настоящую дыру! Эта маленькая победа сделала его лучшим рисовальщиком в школе и навсегда определила дальнейшую судьбу.
Так начался путь гения, подарившего миру «Купание красного коня» 🐦🔥
🎨 Отмечаем сегодня день рождения художника, и представляем картину из собрания Новосибирского государственного художественного музея.
❤🔥36👍19❤6✍4
Кузьма Петров-Водкин. «Тревога». 1934 год
Одна из самых страшных русских картин. И невероятная для 1934 года.
Формально полное название — «Тревога. 1919 год». Чтобы никто не подумал, что…
Но не подумать трудно.
На картине — страшная трагедия людей, беззащитных перед большой историей, перед неприглядным ужасом за окном, перед воронками НКВД. Часы на стене показывают девять часов тридцать четыре минуты, а в шапке газеты — слово «враг».
Это происходит здесь и сейчас. С нами.
Одна из самых страшных русских картин. И невероятная для 1934 года.
Формально полное название — «Тревога. 1919 год». Чтобы никто не подумал, что…
Но не подумать трудно.
На картине — страшная трагедия людей, беззащитных перед большой историей, перед неприглядным ужасом за окном, перед воронками НКВД. Часы на стене показывают девять часов тридцать четыре минуты, а в шапке газеты — слово «враг».
Это происходит здесь и сейчас. С нами.
💔59❤20💯15🙏8🤔2😢1