Рюмочная ИПП – Telegram
Рюмочная ИПП
2.77K subscribers
260 photos
2 videos
3 files
613 links
Неофициальная рюмочная Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Больше о нас: http://enforce.spb.ru
Download Telegram
Рады сообщить, что мы открываем набор на программу повышения квалификации «Современные эмпирические подходы в правовых исследованиях».

Программа будет полезна для преподавателей, аспирантов и исследователей в области права, государственного управления и социологии права. Если вы хотите разобраться в современных эмпирических подходах к исследованию права и провести собственное исследование, то мы будем рады вам помочь.

Программа состоит из трех тематических модулей, которые можно пройти по отдельности или все вместе (оффлайн или дистанционно - решать вам):

• 1 модуль (19–21 февраля 2021) — Методы эмпирического исследования в общественных науках
• 2 Модуль (19–21 марта 2021) — Право и экономика
• 3 Модуль. (23–25 апреля 2021) — Право и общество

Подробнее об условиях читайте на сайте университета.
У ОВД-Инфо* вышел новый подкаст с участием нашей сотрудницы Ксении Руновой. Если вам интересно, как заключённые возвращаются к обычной жизни после выхода из колонии, то приглашаем по ссылкам ниже.

*Общественное объединение, функционирующие без приобретения прав юридического лица признано в России «выполняющим функции иностранного агента», мы обязаны указывать это.
Forwarded from ОВД-Инфо
Обсуждаем с бывшими политическими заключенными НЕ тюрьму (что? да!), а работу. Почему Екатерине Самуцевич из Pussy Riot пришлось учиться заново и помогло ли это, как Леша Полихович стал из политзека журналистом и зачем Александр Марголин, бывший узник «болотной», открыл свой бизнес — слушайте в новом эпизоде нашего подкаста «Есть вопрос».

iOS / Android
Яндекс Музыка
Soundcloud
Youtube
Каждый декабрь мы подводим итоги проверочной деятельности государства за год.

Мало кто будет спорить с тем, что 2020 г. надолго остатся в памяти людей. Для контрольно-надзорных органов он также стал любопытным. Правительство в условиях пандемии ввело мораторий на проверки, а сами ведомствами были вынуждены адаптироваться к удалённому формату работы. В результате, анализируя данные проверок, мы видим, что:

• Общее число проверок упало почти в 3,5 раза в 2020 г. по сравнению с 2019 г.
• Однако 25% проверенных планово и 50% — внепланово оказались малыми и средними предприятиями (вопреки мораторию).
• Школы и больницы по-прежнему проверяли непропорционально часто.
В одном из предыдущих постов мы рассказывали, как в период локдауна появилась проблема переполненности СИЗО и пытались ли суды как-то справиться с этим. Тогда мы анализировали статистику Судебного департамента за первые полугодия 2019 и 2020 годов по ходатайствам о заключении под стражу и домашнем аресте. Однако есть и другие типы ходатайств, которые рассматривают суды (о залоге, об условно-досрочном освобождении (УДО) и проч.). Какие изменения произошли с ними?

В первом полугодии 2019 г. о залоге ходатайствовали лишь 44 раза, и 40 раз суды эти просьбы удовлетворили. За 6 месяцев этого года - их число выросло до 97, и 86 из них суды поддержали. Оптимист обрадуется: рост в два раза! Пессимист посетует: «это капля в море»!

Также в связи с пандемией можно было бы ожидать увеличения числа условно-досрочных освобождений, но поданных в суд ходатайств стало на 4 тысячи меньше (45321 против 41676). Здесь может быть несколько причин. Одна из них связана с тем, что суды рассматривали только срочные дела, а УДО к этой категории не относятся. Другая причина - закрытие на карантин колоний. Это тоже могло затормозить процесс подачи запросов.

В итоге доля удовлетворенных ходатайств среди всех, которые окончились производством, почти не изменилась, но количество вышедших на свободу по УДО уменьшилось на 15%: с 22025 человек до 18789.
Не все Кудрявцевы отравители, да и вообще криминальные отравления это большая редкость:

...«Как пишет один из классиков изучения криминальных отравлений, Джон Трестрейл, убийство при помощи яда требует особого типа преступника: жестокого, расчетливого, даже изобретательного, хладнокровного, но при этом трусливого, неспособного на открытую конфронтацию. Возможно, в этом самая главная причина сравнительной редкости отравления по сравнению с другими способами убийства».

Если хотите узнать подробнее — читайте новую криминологическую колонку от нашего младшего научного сотрудника Владимира Кудрявцева на VTimes.
На прошлой неделе Кирилл Титаев и Владимир Кудрявцев сидели в баре, рассказывали бармену о криминологии, социологии права да и просто смешные истории.

«Типичный пятничный вечер», – скажут нам некоторые, но мы ответим, что речь идёт о новом шоу, гостями которого стали наши сотрудники.

Спасибо @zahodituchenyvbar за необычный формат!
Недавно петербургские СМИ всколыхнула новость от Петростата: в городе заметный рост преступности. Если точнее, +26,5% c января по ноябрь 2020 г. относительно января-ноября 2019 г. В Москве тоже рост, но почти на порядок меньше (+3,8%).
Рюмочная ИПП
Недавно петербургские СМИ всколыхнула новость от Петростата: в городе заметный рост преступности. Если точнее, +26,5% c января по ноябрь 2020 г. относительно января-ноября 2019 г. В Москве тоже рост, но почти на порядок меньше (+3,8%).
Почему это произошло? Возможно три объяснения.

1️⃣ Во время карантинного 2020 г. преступность действительно выросла и статистика с точностью отражает это. Однако в апреле наши коллеги Алексей Кнорре и Владимир Кудрявцев писали, что нет прямой связи между пандемией и ростом преступности.

2️⃣ Возможно, больше людей стали направлять заявления онлайн. Такие обращения регистрируются автоматически. Если им же автоматически присваивается номер в книге учета сообщений о происшествиях (а это не всегда так), то их сложнее «спрятать».

3️⃣ В городе изменилась политика регистрации преступлений. В 2019 г. сменилось руководство ГУ МВД РФ по СПб и ЛО. Обычно, когда смена происходит быстро и на фоне скандалов (а в Петербурге они были), можно ожидать, что новое руководство не станет заметать некоторые хитрости предыдущего под ковер.

Могло быть усилено внимание к тому, как дежурные части города регистрируют входящий поток сообщений (т.н. учетно-регистрационная дисциплина). Это ведет к увеличению зарегистрированных преступлений. Одновременно новое руководство могло сменить приоритеты в расследовании преступлений, особенно преступлений «без жертвы»: наркотических, коррупционных и прочих. В этом случае регистрация идёт инициативно по рапорту полицейских и может быть связана с кампанией по борьбе с какими-то определенными преступлениями или просто стремлением достичь лучших показателей раскрываемости. Кражи раскрываются в 15-30% случаев, а те же коррупционные преступления — всегда почти в 100%. И это не потому, что полицейские поймали всех коррупционеров, а только лишь в связи с тем, что регистрация коррупционных преступлений напрямую связана с фактом их раскрытия.

Обычно (и это показывает динамика в 2019 г.) полиция активно регистрирует преступления примерно за 2-3 месяца до окончания полугодия, то есть в апреле и октябре. За 2-3 месяца как раз можно успеть расследовать типовое и несложное дело. Это дает возможность отчитаться раскрытыми делами в главных отчетных периодах (за полугодие и за год). В 2020 г. в связи с локдауном всплеска регистрации в апреле не случилось.

Возможно, руководство взяло курс на регистрацию как можно большего числа преступлений, чтобы заставить низовые подразделения расследовать больше дел. Мы видим,что главный всплеск ожидаемо происходит в октябре 2020. Однако в этом году петербургская полиция в СПб «переборщила» и зарегистрировала в октябре в два раза больше преступлений, чем в октябре 2019 г..

Что показывают нам эти данные? Рост регистрации преступлений связан с общим состоянием преступности лишь опосредованно. Криминальная статистика находится в руках тех, кто борется с преступностью, и чья борьба оценивается по этой же самой статистике. Поэтому неудивительно, что мы имеем такие неочевидные всплески регистрации, и главное, не можем объяснить, за счет каких именно преступлений произошел этот рост — ведь дезагрегированной статистики ведомства не предоставляют.

Главное, что можно заключить с уверенностью: сегодня полиция Петербурга завалена уже возбужденными делами, но при этом расследовала меньше дел, чем год назад.
Редакция Рюмочной поздравляет всех с наступающим Новым годом! Если на праздниках у вас вдруг появится желание посмотреть что-то, кроме прекрасных советских комедий, мы составили свой список фильмов на наши любимые (т.е. профессиональные) темы:

J'accuse (2019). Фильм Романа Полански, приз жюри в Венеции. В 1894 году артиллерийского офицера Альфреда Дрейфуса объявляют особо опасным преступником. Официальное обвинение — государственная измена и шпионаж в пользу Германии. Бывший наставник Дрейфуса Жорж Пикар ведет собственное расследование, чтобы доказать, что его подзащитный невиновен. IMDb 7,2. Rotten Tomatoes 77%.

The Trial of the Chicago 7 (2020). Чикаго, 1968 год. Демонстрация против войны во Вьетнаме вылилась в стычки с полицией. Семь участников беспорядков предстают пред судом по обвинениям в заговоре против американского правительства. IMDb 7,8. Rotten Tomatoes 90%.

And Justice for All (1979). Классическая американская судебная драма с Аль Пачино. Адвокат-идеалист Артур Кёркланд настойчиво борется за справедливость и «правосудие для всех», но его усилия оказываются напрасными. Из-за юридической формальности в тюрьму садится невиновный человек, другой клиент героя по уши вязнет в сфабрикованном против него деле. В довершение ко всему, именно Артуру выпадает долг защищать в суде продажного судью Флеминга от обвинений в изнасиловании. IMDb 7,4. Rotten Tomatoes 83%.

On the Basis of Sex (2018). Фильм рассказывает о молодом адвокате Рут Бадер Гинзбург и её борьбе за равные права мужчин и женщин. Героиня преодолевает все трудности на пути, чтобы стать верховным судьёй США. IMDb 7,1. Rotten Tomatoes 73%.

Marshall (2017). Фильм расскажет о яркой странице в биографии Тергуда Маршалла, первого афроамериканца в рядах Верховного суда США. На заре карьеры ему достаётся спорное дело о чернокожем шофёре, обвинённом своей богатой работодательницей в сексуальном нападении. IMDb 7,2. Rotten Tomatoes 80%.

The Children Act (2017). Фильм по одноименному роману-бестселлеру Иэна Макьюена. Судья Фиона Мэй, эксперт по проблемам детей, сталкивается с непростой дилеммой: Адам, которого от совершеннолетия отделяют всего три месяца жизни, по религиозным соображениям отказывается от переливания крови. Сможет ли Фиона заставить молодого человека жить против его воли? IMDb 6,7. Rotten Tomatoes 74%.

Knives Out (2019). На тот случай, если кто-то не хочет под НГ смотреть судебные драмы. Остроумный детектив в духе Агаты Кристи, населенный нетипичными персонажами. IMDb 7,9. Rotten Tomatoes 97%.
Хотя до окончания новогодних каникул еще есть время, вы наверняка уже соскучились по работе, особенно если вы работаете с данными. Поэтому мы решили рассказать вам о дата-хакатоне, который проводят наши коллеги из ОВД-Инфо* совместно с сообществом Мемы про машинное обучение, при участии «Разных историй» и «Медиазоны»*. На хакатоне вы сможете анализировать тексты судебных решений, законопроектов и другие документы, чтобы ответить на интересующие вас вопросы о российском государстве. Также у вас будет шанс познакомиться с другими исследователями, программистами и журналистами, и найти среди них единомышленников. Хакатон пройдет с 23 января по 7 февраля, заявки можно подавать уже сейчас.

*Признаны в России «выполняющими функции иностранного агента», мы обязаны указывать это.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В новогодние каникулы дела можно поставить на паузу и отдохнуть. А что если речь идет о преступниках? Праздничная колонка Владимира Кудрявцева расскажет о том, почему знаменитая комедия «Один дома», с точки зрения криминологии, не очень-то правдоподобна.
В докарантинье, когда мы намного чаще использовали общественный транспорт, подкасты были одним из способов провести время поездки с пользой. Мы представляем вашему вниманию подборку подкастов, чтобы было что послушать между делами или на прогулке. Отдельные выпуски и целые «сезоны» шоу объединены темами, которые близки нам как исследователям. Сегодня это подкасты на английском языке о преступности, исправительных учреждениях и пандемии.

Популярная книга Фрикономика породила не только несколько продолжений, но и подкаст. В двух летних выпусках «Фрикономикс радио» эксперты обсуждают вопросы трудоустройства после длинного карантина в условиях автоматизации многих работ и проводят параллели с трудоустройством после тюремного заключения. Интересный момент: когда работодателям в некоторых штатах запретили в первичной анкете спрашивать соискателя о наличии судимости, безработица среди не окончивших колледж темнокожих и латиноамериканских мужчин выросла на 5% и 3% соответственно (часть 1 и часть 2).

Гость этих выпусков Фрикономики, Дженнифер Долиак (Jennifer Doleac), ведёт свой подкаст «Вероятностная причинность» (Probable Causation). Со своими гостями ведущая обсуждает их статьи, посвящённые широкому кругу вопросов права, экономики и преступности. Мы предлагаем начать знакомство с выпуска о том, влияет ли регистрация и опубличивание информации о насильниках на поведение преступников.

Тему преступности, заключённых и эффективности исправительных систем в нашей подборке продолжит криминологический подкаст «Фокус правосудия» (Justice Focus). Предлагаем познакомиться с выпуском об эффективности «перевоспитания» в современных исправительных учреждениях, а также с выпуском о роли авторитетных заключенных в тюрьмах разных стран.

Немного сменим тематику. Подкаст «Экономика Пандемии» (Pandemic Economics), созданный в университете Чикаго, полностью соответствует своему названию — рассказывает об экономических последствиях пандемии covid-19. Обратите внимание на эпизод 4: во второй части Эрик Цвик (Eric Zwick) рассказывает о предварительных результатах программы поддержки малого бизнеса в США — «Программы защиты зарплат» (Paycheck Protection Program).
Счетная палата совместно с экспертами Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР) проанализировала политику по снижению бедности в России. Эксперты выяснили, что в России четкого определения понятия «бедность» на уровне федеральных законов не существует. С точки зрения правительства, «бедность» — это уровень абсолютной монетарной бедности, а «рост доходов» — это рост реальных располагаемых доходов граждан. В таком определении не учитывается множество других аспектов бедности и неравенства, оценка которых необходима для проведения продуманной социальной политики. Подробнее об этом, а также о принципах доказательной политики читайте в колонке эксперта ЦПУР Максима Цыганкова.
пост удален в связи с изменением законодательства РФ
Не так давно журналист Илья Варламов опубликовал видео о 10 самых опасных городах России: по возрастающей опасности идут Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Шахты (Ростовская область), Челябинск, Благовещенск, Улан-Удэ, Магадан и, наконец, самый опасный — Кызыл. Варламов (или те, кто помогал ему готовить материал), судя по всему, смотрели на такие категории как общее количество преступлений, убийства и покушения на убийства, тяжкие преступления.

Идея отличная, но есть несколько классических ошибок, которые делают люди, незнакомые с криминологией и российской уголовной статистикой. Само по себе количество преступлений мало о чём говорит -- это средняя температура по больнице: мелкая кража "дешевле" с точки зрения общественных издержек, чем избиение (побои), а нападение "дешевле", чем убийство или изнасилование, но в общей статистике все они смешаны (при этом изнасилованию в такую статистику попасть сложнее из-за более высокой латентности, чем краже, но проще, чем убийству). Категория тяжкие преступления тоже не всегда включает в себя то, что мы предполагаем — насилие и убийства. Например, к тяжким относятся кражи в случае крупного размера. Кроме того, то, что преступлений больше в городе А, чем в городе Б может быть связано и с более многочисленным штатом полиции в городе А, которая работает "лучше" -- чаще регистрирует и раскрывает преступления, а в городе Б, наоборот, чаще их скрывает.

Поэтому лучше полагаться на что-то единообразное, сложноскрываемое и тяжеломанипулируемое — убийства. Это тоже непросто: во-первых, в России убийства нужно считать аккуратно — суммировать убийства (ст. 105 УК РФ) и тяжкие телесные приведшие к смерти (ст. 111 ч. 4 УК РФ) и не учитывать покушения и неумышленные убийства; во-вторых, правоохранительные органы в России не публикуют данные о преступности и убийствах на уровне городов. Мы в прошлом году сделали рейтинг убийственности городов России с прописанной методологией и открытыми данными, и там в топе самых убийственных: Кызыл, Артём и Уссурийск (Приморский край), Ачинск (Красноярский край), Улан-Удэ, Якутск, Находка, Благовещенск, Первоуральск и Чита. Москва по расчётам — самый безопасный город России: там регистрируется меньше всего убийств на 100 000 жителей. Забавно, что это напрямую противоречит анти-иммигрантской риторике Варламова, но при этом подтверждает то, что нам известно об иммигрантах из экономики преступности (в лице Jennifer Doleac): их присутствие не приводит к росту преступности.

Важно помнить, что в городах преступность распределена неравномерна: в США 50% всех преступлений совершаются в 4% мест. Так ли это в России? Пока в нашей стране данные о преступлениях с географическими координатами не будут общедоступны, как в США, мы об этом не узнаем.
На наших глазах российские суды становятся публичной ареной для политических дебатов. Оппозиция использует судебные разбирательства для публичных высказываний. Открытость судебного заседания гарантирована законом. Даже если в суд не допустят СМИ и публику, аудиозаписи все равно могут распространяться стороной защиты. По закону сделать заседание закрытым можно только в некоторых исключительных случаях. Например, если дело касается половой неприкосновенности. Тем не менее, начиная с 2011 года доля закрытых заседаний увеличивается. Подробнее об этом читайте в колонке нашей сотрудницы Екатерины Ходжаевой.