Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Русский шаффл
Фантастика, в чартах два практически одинаковых трека на топовых местах. "Балет" и "Балет 2" — это вариация одной песенки. Я думаю, если суммировать их прослушивания, получится первое место. Это шансончик с комплиментом "ты так красива, словно балет" про…
Из каментов к прошлому посту, кажется мы прохлопали музыкальную революцию:

«Если бы автор был в курсе (интересовался темой) то знал бы, что это УНИКАЛЬНЫЙ контент. АлСми - это Александр Смирнов, он сделал то, о чём только все чесали языками. Может ли ИИ писать музыку. А главное - быть популярным. У него есть свой YouTube канал, где он всё подробно рассказывает. Не буду пересказывать - сами посмотрите.В чём уникальность: ИИ написал текст этих песен, сгенерировал музыку, подобрал голоса - и вот эти песни попали в тренды, занимают места в хит-парадах. Всё это сделал ИИ. Александр доказал всем, может ли ИИ заменить в музыке людей. Может! Он лишь продюсирует. Люди это съели. Теперь вкратце, почему именно шансон. Зайди к нему на страничку ВК. Там люди делают ему заказы: в каком стиле лучше писать песни, чей голос использовать. Я видел, какое было "рубилово" за "Балет". Сначало была сделана версия первая, где был сгенерирован дуэт Круг-Корж. Но, потом Саню "разнесли" пользователи за Коржа, и проголосовали за ГеоПику. Поэтому 2 версии. Первая: Круг-Корж, вторая Круг-ГеоПика. Ещё раз повторюсь, за эти стили, и эти голоса голосуют подписчики. Зайди к нему ВК - почитай. Саня открыл ящик Пандоры»
Коля Редькин очень доходчиво объясняет зумерам, в чем феномен Жанны Агузаровой.

В частности, попадание в перестроечный "Музыкальный ринг" он сравнивает с интервью у Дудя и баннером на "Октябре".

Ну а как еще?

Рекомендую.
https://www.youtube.com/watch?v=hN9XMOK9TgE
А я напомню финский фильм "Серп и гитара" 1987 года про наш перестроечный рок. Здесь впервые для себя я осознал его контекст.
https://www.youtube.com/watch?v=Y4--IEJlT9Y

Я увидел лоснящихся, разодетых в клевый шмот людей с обложек журналов — русских рокеров. Которых хоть сегодня выпускай тусить на Патрики, они дадут там прикурить всем инстаграмщикам. Один лучше другого, они ведут себя и выглядят, как настоящие звезды, первоклассные суперстиляги.

Жанна Агузарова — ее бы сфоткать в этом виде для рекламы сотового оператора. Вячеслав Бутусов — его бы поставить в этом виде на обложку плейлиста "russian doomer". Артемий Троицкий — что за щеголь! А какое пальто! Мне б такое сегодня! У меня такого и сегодня нет.

И я увидел серую толпу в очереди за продуктами. Обыкновенный советский народ. Я был в этой толпе в детстве — утыкался лицом в их черствые пальто, пока моя мама лавировала между прилавками, держа меня за руку. Эти люди всегда точно знали, какой кусок мяса выбрать. А я удивлялся их умению рассмотреть в мясе то, чего я не вижу.

В этом фильме советский мир обыкновенных людей и праздничный мир русских рокеров впервые я увидел подряд.

Это люди из разных времен. С разных планет. Они несовместимы.

Я никогда не замечал этого.
Однажды я был на совещании молодежного бренда, который выбирал себе музыкантов-амбассадоров. Кто-то из менеджеров предложил группу "Свидание". На что гендиректор сказал — "Да вы что! У нас другой стиль! Яркий, зубастый, современный. А вы про какое-то свидание..."

Это была главная ошибка в его карьере.

Потому что группа "Свидание"— это абсолютно уникальная группа, которая звучит фешенебельно, но нравится даже самым оголтелым рокерам. И на самом деле, фанбаза группы "Свидание" покрепче, чем у многих субкультурных банд. Я такого почти не встречал.

Иногда у меня ощущение, что группа "Свидание" могла бы с одинаковым успехом играть в чилл-зоне метал-феста и на открытии веранды ЦУМа. Наверное, потому что их музыка воплощает то, что по-настоящему любят практически все люди — мелодизм, аристократичность и уютную меланхолию. Шикарное комбо.

Кстати, у них новый альбом и большие концерты в Москве и Питере - https://band.link/nomer7
21 год назад была трагедия "Норд-оста". Тогда на Дубровке погиб солист группы J-Power Сергей Сенченко, "Джей". Я рассказывал о нем однажды в одном из выпусков.

Это был очень талантливый парень, танцовщик, певец, который на тот момент вполне успешно двигался в российском шоу-бизнесе. Он пришел на спектакль по приглашению друзей и оказался в заложниках. Погиб во время штурма.

До сих пор переслушиваю его песню "За облаками", искрящийся, как шампанское, хит нулевых.
https://www.youtube.com/watch?v=IvKS1IcruBc
Самое странное впечатление моего детства — клип "Любовь и смерть" Вики Цыгановой.

Я его пересмотрел несколько лет назад и понял, что это шедевр высокобюджетного трэша девяностых. Иногда он мне даже снится.
https://www.youtube.com/watch?v=N6HhQypMqlk

Начинается с того, что на Диком западе Вика Цыганова-ковбойка спасает с креста Иисуса. Уже круто.
Они целуются, но из-за угла появляется мужчина с усиками, в плаще, с арбалетом, и убивает Вику Цыганову. Действие переносится в пушкинские времена, где Вика Цыганова-баронесса бежит навстречу Иисусу-гусару, чтобы с ним обняться. Однако мужчина с усиками убивает теперь Иисуса.
Действие снова переносится, в "наше время", а точнее — в боевик девяностых, где Вика Цыганова на черном джипе спасается от маньяка с арбалетом, вместе со своим парнем-Иисусом, на сталелитейном заводе. Они долго-долго бегут, но в конце ничего не происходит.

Великий клип.
Мне никогда не нравилась попса. Внимательные зрители замечают, что раньше я слушал совершенно другую музыку, и периодически на это намекаю. Попса всегда казалась мне пустой и банальной. И чем больше прослушиваний было у песни, тем меньше мне хотелось ее включать.

Но потом я понял, что ошибался. Попса ведь — это просто мем. Технология тиражирования. Которую нужно разгадать и словить джекпот.

Многие пытаются это сделать нарочно. А некоторые разгадывают случайно. Как авторы анонимных популярных песен нулевых. Или веселых картинок из интернета, мема «Превед, Медвед». Помните его?

Загвоздка в том, что изначально это акварель Джона Лури, — культового художника-примитивиста, который совершенно не имел в виду ничего меметичного. Его мир — это умиротворенное созерцание природы, поиск нужного цвета, послеобеденный сон, молчание, наблюдение, тихий разговор.

Я только что посмотрел несколько серий документального реалити-сериал «Рисуя с Джоном» — пособие по тому, как быть художником. И это совершенно уникальное зрелище.

В каждой серии Джон Лури рисует одну картину — и по ходу дела комментирует, что он думает. Я ничего подобного никогда не видел — потому что художники молчаливы, и разговаривают с нами только своими произведениями.

А Джон Лури говорит и показывает.

И доказывает, что попса, на самом деле, рождается из самого глубокого андеграунда.
Грустная история: наша Kedr Livanskiy стала резидентом лондонского NTS Radio, потом пришли комментаторы, устроили срач в каментах и заставили ее убрать.

Не первый раз уже подобное.
Forwarded from Kedr4ik_
Я не понимаю, как, через уничтожение внутреннего достоинства и самоуважения, стирание культуры, пытаются типа «исправить нацию» …Испытав на себе лютый вичхантинг в прошедшие недели, скажу , что у этого цель одна- стереть самоуважение, а без этого человек просто превращается в пыль, в червяка. Я никому не позволю это сделать с собой, уничтожить самоуважение может только один человек - это я сама .
П/с меня сняли с резиденства NTS , и да, я это ожидала и готовилась к этому с самого начала. Ну чтож, попытка, не пытка.
И я буду пытаться дальше. Потому что я хочу нести в этот мир, как и раньше, как и всегда - творчество и культуру , а не ненависть и злобу.
И так же я не собираюсь участвовать в чьих-то чужих играх, в которые меня активно пытаются втянуть . Подпитывать этого Голема, нет уж, спасибо
«Don’t be grey»? Fuck off - серый мой любимый цвет
Всем добра.
Загадка иностранного MTV в России 1990-х.

Есть тайна, которую я хочу с вашей помощью разгадать.

До середины 1997 года я жил в городе Челябинске. Но при этом я отчетливо помню, что смотрел западный MTV по телевизору. Прямо тот самый оригинальный MTV, с серым логотипом и теми самыми культовыми-психоделическими заставками. Естественно, задолго до официального открытия MTV в России.

Я знаю наизусть абсолютно все зарубежные культовые клипы начала-середины 1990-х, потому что в самом раннем детстве видел их по сто раз. И кукла Барби, которая плавится в гриле, пока девочка ест мороженое, до сих пор стоит у меня перед глазами.
https://www.youtube.com/watch?v=3mbBbFH9fAg

Beck — Loser, Soundgarden — Black Hole Sun, Cranberries — Zombie, Erasure — Always. Все это — клипы моего детства.

Но я до сих пор так и не понял, почему в России в 1990-х широко вещал западный MTV. И даже в Челябинске люди могли смотреть его по телевизору бесплатно.

Что это было? Расскажите, если знаете.
Русский шаффл
Сегодня выпуск про затерянные хиты нулевых. Моя любимая тема. https://www.youtube.com/watch?v=sFGqJlRNq2M
Мне нравится, когда под моим последним видео пишут: ни одну песню я никогда не слышал.

Это очень интересно, потому что так и пишется наша с вами общая история. Так мы с вами выясняем, что в разных городах России, слушали совершенно разную музыку. Очевидно, в каждом регионе были свои песенки-мемы. У каждой возрастной группы свои.

Я тоже должен сказать — половину песен из моего последнего ролика я услышал впервые только во время написания сценария. Я ориентировался по просмотрам на перезаливах. Если видел несколько миллионов — значит, песня популярная. И комментарии "Наконец-то я ее нашел!".

От себя могу сказать вот что. Я услышал песню "8 800 555 35 35 ПРОЩЕ ПОЗВОНИТЬ ЧЕМ У КОГО ТО ЗАНИМАТЬ" впервые в жизни примерно неделю назад. Даже представить не могу, где она играла и почему я ее пропустил.
https://www.youtube.com/watch?v=b7cWjL2Ly40

Зато я очень хорошо знаю репертуар XS Project — песенки про колбасеров, которые многим не очевидны. А у нас в Питере это был супер-мем.

И таких примеров масса. Одни знают одно — другие другое.

Тема анонимных песен по-прежнему моя любимая. И если начать изучать ее в контексте регионов нашей страны, то может получиться целая энциклопедия географии народных музыкальных мемов.
Старые песни никогда не устареют, потому что новый хит — это убыстренная версия песни "зима в сердце", кавер на "Гостей из будущего" от группы "Моя Мишель". Причем двухгодичной давности.
https://www.youtube.com/watch?v=qeNUUArG7v0

Сейчас эта песня в чартах, в первой десятке. У "Моей Мишели" количество слушателей за последний месяц выросло на лям. И это только официальная статистика. Я думаю на самом деле — кратно. Два года песня была почти никому не нужна, и вот пожалуйста.

Так что, если вы спрашиваете, зачем российские музыканты постоянно делают каверы на старые хиты, я отвечу вам: потому что вы их слушаете.
Изумительный альбом выпустила Екатерина Яшникова. Песни-коротыши, куплеты-минутки, шлягеры-анекдоты. Я такого никогда не слышал.
А может и слышал, но вспомнить не могу. Называется «Шорты».

https://band.link/shorts

Каждая песня примерно по полторы минуты, на любую тему:

Про осеннюю хандру, девичью ревность, зимнюю сессию, разговоры на свидании, назойливый день святого Валентина, летний трип, ПМС, кто во всем виноват, что делать и как симметрично нарисовать брови.

Звучит абсолютно свежайше, как новое музыкальное веяние, как другое отношение к тому, что из себя должен представлять альбом. Ведь в самом деле, в современном свайпнутом мире, не обязательно выдавать Великие Произведения Искусства, которые оформлены и поданы так, словно это музыка, которую вы должны услышать, прежде, чем умереть.

В современном мире никто ничего не должен. И чем проще отношение к песням — тем спокойнее. Чем меньше ожиданий — тем проще понравиться.

А такие песенки-коротульки, ладненько сочиненные и сыгранные, — с тонким интеллигентным юмором — прекрасная разрядка, посреди мира звериной серьезности.
В комментариях зашел разговор про субкультуры. Тут я вспомнил, как правильно петь «Мою оборону». На лавке, в три часа ночи, с пакетированным винцом, разлитым в пластиковые стаканчики. После концерта очередной, никому сейчас (и тем более ранее) неизвестной местной группы, в полном составе с ней же, прихватив у барной стойки парочку, и еще одну девицу с торбой «Кредл оф цилц» на плече.

Я вспомнил:

Мы отправлялись по адищу города в самое нутро дворов-колодцев, блуждая в холоде, в лабиринте питерских трущоб, потом находили режущий неприятным неоном магазин «24 часа», согревались, вооружались, чем хотели, и отправлялись дальше — штурмовать детские площадки своим нелицеприятным видом.

Это отвратительно и прекрасно, в этом наплевательском, горьком ощущении была какая-то сиюминутная, еле ощущаемая свежесть, когда ты забываешь о вчера, и о завтра, а просто блуждаешь, как животное, как насекомое, щупая туловище соседки, глядя только вперед, угадывая в темноте белую лавочку, которую нужно оседлать уровнем выше, чем простолюдины.

Мы садились, за знакомство, кто-то доставал гитару и начинался праздничный концерт без праздника — у таких людей всегда праздник. Именно в подобные моменты постигался подлинно народный репертуар — пелось всё самое важное, всё что можно вспомнить с первых переборов струн — «Сплин», «Агата», «Цой», скажем, «Ария», и конечно «Гроб». Я пел со всеми, покачиваясь, безмятежно отдаваясь призраку ночи и бессонному состоянию, чему-то летучему, несовершенному, но настоящему.

И хорошо, и странно было.
Самый дикий поп-проект девяностых — "Полиция нравов". Я пересматриваю их видео и не могу поверить, что это существовало на самом деле. Две лысые женщины в коже, с намеком на лесбо и садо-мазо, пели непристойные песни, под руководством продюсера Аркадия Укупника.

Мне кажется, стоило бы сделать про них видео, но Ютуб такое пессимизирует, ставит метку "18+" и убирает в теневой бан. Так что расскажу о своем впечатлении пока тут.

Вот их лучшее видео.
https://www.youtube.com/watch?v=mup4zq8Q_0M

Место действия: концертный зал «Россия», 1994 год. Трое школьников стоят на сцене и рассматривают порножурналы. Из-за кулис выходят две лысые женщины в коже и латексе, смотрят на детей строго и грозят пальчиком. Ребята бросают журналы и усаживаются смотреть на лысых женщин.

Лысые женщины поют:

«Все кому не лень, учат жизни тебя
То нельзя и это — это тоже нельзя
Но клёвые журналы, новые друзья
Портят-портят-портят тебя день ото дня.

Порой бываешь ты зол и суров
После этих самых эротических снов
Ну что ты скажешь, напряжение снимай
Ах, руки-руки-руки-руки, ай-яй-яй».

И тут дети выбегают на сцену и начинают игриво танцевать:

«Эй, тинейджер, эй, тинейджер, бэд!
Ты хочешь-хочешь секса, а не конфет
Тебе уже ТРИНАДЦАТЬ лет
И ты назло идешь на красный свет».

В конце песни один из мальчиков делает выпад с цитатой из Майкла Джексона: «who's bad?». И игриво улыбается.

Сегодня такое нельзя показывать, по-моему, нигде. А раньше было можно. Святые девяностые, как говорится.
Есть еще одна любимая тема. Не знаю, как правильно ее назвать

Знаменитости, которых никогда не показывали по телевизору?
Очень культовые в очень узких кругах?
Люди, чью музыку слушают без напоминания?
Надо подумать.

Это, к примеру, Константин Ступин, Пророк Санбой или Веня Д'ркин. Кстати, кто еще?

Этих артистов мало что объединяет, кроме странного свойства их популярности: большинство обычных людей не знает об их музыке — но те, кто знают, — возводят их песни в ранг культа. Я считаю, что это абсолютно уникальные явления — вокруг Ступина, Санбоя и Д'ркина образовались своеобразные фанатские религии.

Судьба всех троих абсолютно мученическая, карьеры по меркам шоу-бизнеса неудачные, но этим их судьба и завораживает — несмотря на бытовые передряги, они смогли донести свою музыку до сотен тысяч людей. И, в каком-то смысле, не достигнув личного успеха, они сделали успешной собственную музыку. Потому что народ стал ее слушать — и распространять без помощи телевидения и радио — передавая из рук в руки.

В некоторых случаях — уже после смерти авторов.

Так настоящее искусство побеждает продюсерски-попсовый холодный расчет.

Об этом хочется думать.
Лейблы снова нужны.

Недавно мы разговорились в комментариях про то, как было раньше, и я вот о чем подумал.

Десять лет назад было ошибочное представление, будто музыкант может выпускать музыку самостоятельно, без лейбла, просто выкладывая ее в интернет. Я хорошо помню эти наивные времена. Считалось, что лейбл — это вредная прокладка между музыкантом и слушателем, от которой следует освободиться, чтобы любовь между кумирами и поклонниками не имела границ, и все слились в бесконечном экстазе.

Эти мечты оказались сказками, потому что без лейблов ничего не получилось. Алексей "А мы не ангелы, парень" Понамарев, наверное, жалеет, что в свои годы не подписался на лейбл, чтобы заработать свой миллион. В 2008 году он просто выложил музыку в сеть — и остался на долгие годы никем. Только сегодня люди узнали его имя.

История на этом примере учит нас не делать поспешных выводов. Лейблы переформатировались — и снова воспряли. И теперь они опять нужны — как было всегда.

Это самый потрясающий поворот в истории современной музыки — лейблы сначала ушли, под натиском интернета, а потом вернулись с новой силой, взяв свою власть обратно. А все борцы за бесплатную музыку и антикопирайт куда-то делись.

Музыканты за последние годы выяснили простую вещь — без лейбла трудно обойтись. Не для того, чтобы напечатать пластинки. Ведь кто-то должен заниматься маркетингом, продвижением, бухгалтерией и "скучной" работой, которой не будет заниматься творец. Но именно эта работа приносит, в конечном итоге, профит.

Я, например, с интересом смотрю, как развиваются местные лейблы — взять хотя бы DNK Music, у которого на прошлой неделе был юбилей. Давно за ними слежу и выражаю свой респект.

5 лет они собирают у себя самую передовую музыку. Там, к примеру, выпускались 9mice и Kai Angel, — главные трикстеры современного рурэпа, а также 10Age, cold carti и даже мой личный герой тима ищет свет.

Из их каталога, главное мое открытие — русскоязычные артисты timmies и nineteen95, которые исполняют бедрум-поп на английском и собирают море слушателей на иностранных сервисах. У timmies два ляма на спотике. Вы знали об этом?

Я считаю, что музыкальный кризис, который мы пережили, случился именно из-за "падения" музыкальных лейблов. А сегодня, когда лейблы вернулись, ситуация с музыкой гораздо лучше.

Так что вывод простой — лейблы это институции поддержания музыки. Когда их нет, музыке становится плохо.

Но у нас они снова есть. И это хорошо.