IV Большой Философский Собор – Telegram
IV Большой Философский Собор
125 subscribers
61 photos
12 videos
10 files
87 links
Четвертый Большой Философский Собор
«О единой культуре мышления. Основания и пределы"

Собор состоится с 24 по 30 ноября 2025 года
Download Telegram
Варава Владимир Владимирович

Основные тезисы:

1) Различные философские традиции – это различные способы философского мышления. Можно выделить следующие:
Античность – эстетика удивления чуду бытия; Запад – познание бытия (гносеология); Россия – нравственная философия Иова многострадального, «больное» бытие, преображение, спасение.

2) Русское философское мышление задается нравственной центрированностью русской философской культуры. От древнерусских книжников до деревенщиков в центре человек с его духовно-нравственными проблемами. Литература – наиболее адекватный способ выражения нравственных идея. Русские философы – не чистые писатели, но писатели-философы.

3) Отличие русской философии от западной в том, что в русском языке всегда отсутствовала отвлеченная лексика. Это свидетельство антисхоластической природной ментальности русских. Об этом свидетельствует высказанные им в «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви» (1818-1827) митрополита Евгения (Болховитинова), В академической среде формируется европеизированный словарь (вестернизированный), которым представители «научной философии» пользуются до нынешнего времени. Но он не улавливает особенности национальной метафизики и не выражает глубинные основы национального самосознания русских.
5👍2👏1
Анонс выступления!

11:00-12:00

Звонова Екатерина Евгеньевна

Тема доклада: «Как оживить знание в образовании?»


Ссылка на трансляцию: https://vkvideo.ru/video-167922580_456239668
3👍1
Звонова Екатерина Евгеньевна

Мышление не сферический конь в ваккуме, оно должно считывать сигналы и направлять исходя из этого деятельность.

На уровне образования между знанием и жизнью существует разрыв и в этом проблема.

Возникает ситуация когда мы испытываем нужду в документе об образовании, но не в знаниях, которые он удостоверяет.

Образование становится для студента бессмысленным трудом

Нужно устранять зазор между живой жизнью и тем знанием, которое дается в университете.

Необходимо связывать знание с ценностями. Если их нет, их необходимо формировать.

Целесообразно учитывать ценности и смыслы при постановке образовательных задач.

Необходимо трасформация образования в соответствии с идеалами живознания.
👍32
Анонс выступления!

12:00-13:00

Дзермант Алексей Валерьевич

Тема доклада: «Евразийская культура мышления»


Ссылка на трансляцию: https://vkvideo.ru/video-167922580_456239668
👍4🔥3
Дзермант Алексей Валерьевич 

Евразийская триада: мысль, слово, действие.

Поэзия -- высшая форма мышления.

Первоночальные формы мышления:

1. Припоминание о высшей реальности. (Что отражается в корне "мен")

2. Ментальная доверительная связь с высшими силами. (Молитва).

И греческая мысль и многие русские философы повторяют эти формы, схватывая смысл мысли.

В западноевропейской мысли эти формы выхолащиваются. Апогей мы видим в аналитической философии.

В русской культуре представлены и тот и другой тип мышления.

Человечество возможно может обрести спасение через вдохновение высшими смыслами, открывающимися в мышлении, раскрытие высшего мира через триаду "мысль -- слово -- действие"
5👍3🔥1
Анонс выступления!  
  
13:00-14:00   

Филиппова Валерия Владимировна 

Тема доклада:
«Единые основания эпистимических рамок»


Ссылка на трансляцию:  https://vkvideo.ru/video-167922580_456239668
3👍2
Филиппова Валерия Владимировна

Тезисы доклада:
«Единые основания эпистимических рамок»

«Вечен и неизменен дух и круг его существования от потенциальности к воплощению и обратно. Абсолютная истина в полноте раскрывается в конце воплощения духа, когда он выходит на уровень абсолютного духа.»

«Абсолютная истина - это предикат Универсума, поэтому она проявляется в полноте (полный разворот предикативной системы) в конце процесса актуализации, когда дух становится не только "в себе", как было в начале пути, но и "для себя", т.е. самопознанный дух.»

«Философия Гегеля (а мы гегелианцы) утверждает изначальное тождество в исходной субстанции бытия и мышления, субъекта и объекта, материального и духовного. Бытие выступает в функции субъекта, а мышление в функции предиката.»

«Процесс их взаимопроникновения ведет в итоге к тому, что все бытие растворяется в предикате, все органично встроено в бытие Понятия и таким образом снимается противоречие между бытием и мышлением, что и знаменует окончание пути актуализации.»

«Разговор про многоязычие и субъективность трактовок языка - дофилософский и даже - донаучный. Философский язык оттачивался в течение столетий лучшими умами человечества. Максимальное оформление он получил в работах Гегеля.»

«Методология вносит свой вклад в строгость оформления философско-методологического языка благодаря использованию Абсолютного метода и схемотехники (значение которой для строгости введения понятия трудно переоценить).»
4👍3
Анонс выступления!

14:00-15:00

Иванов Андрей Владимирович

Тема доклада: «Коллективное бессознательное и глобальный «цифровой разум»: как формируются архетипы в эпоху обработки больших данных искусственным интеллектом»


Ссылка на трансляцию: https://vkvideo.ru/video-167922580_456239668
👍3
Иванов Андрей Владимирович

Тезисы доклада: «Коллективное бессознательное и глобальный «цифровой разум»: как формируются архетипы в эпоху обработки больших данных искусственным интеллектом» :

Новая миссия философии стать архитектором новых смыслов.


Алгоритмы перешли от пассивного наблюдения к активному формированию реальности. Современные системы (ИИ, рекомендательные алгоритмы) больше не просто отражают пользовательские предпочтения, а активно выявляют, усиливают и синтезируют архетипический контент, превращая фоновые паттерны в доминирующие сценарии восприятия мира.

Гипертрофия архетипов создает замкнутые информационные пространства. Идентифицируя контент, который резонирует с пользователем (драма, эстетика), алгоритмы строят для него «гипертрофированную» реальность, где один и тот же паттерн бесконечно тиражируется и усиливается, создавая эффект «петли» или «камеры».

ИИ становится со-автором психической реальности, порождая новые гибридные феномены. Через механизмы синтеза искусственный интеллект генерирует принципиально новые гибридные архетипы и сущности (например, «цифровую тень» — собирательный образ на основе всех известных алгоритму данных), тем самым активно заселяя наше психическое пространство.

Формируется новый тип значимости — «вирусный герой». В цифровой среде слава и значимость определяются не реальным подвигом, а алгоритмическим распространением истории, что создает новую социальную динамику и новые источники авторитета (например, голосовые помощники, чьи ответы воспринимаются как откровение).

Технологии представляют собой двойственный инструмент: угрозу манипуляции и возможность «проактивной гигиены». С одной стороны, это мощный механизм влияния. С другой — появляется потенциал для реальной-time терапии коллективной психики, когда рост семантических кластеров гнева или поиска виноватых может сигнализировать о кристаллизации опасных архетипов до их выхода в реальность.
2👍2🔥1
Анонс выступления!

15:00-16:00

Мазаев Кирилл Геннадьевич

Тема доклада: «Любовь и изомофорфизм как необходимые когнитивные инструменты реального познания».


Ссылка на трансляцию: https://vkvideo.ru/video-167922580_456239668
3👍2
Мазаев Кирилл Геннадьевич

Тезисы доклада «Любовь и изоморфизм как необходимые когнитивные инструменты»


Основной тезис доклада состоит в принципиальной невозможности полноценного познания без любви и без применения принципов изоморфизма

Доводы, которые докладчик приводит в доказательство своего тезиса:
1. Бог как абсолютный субъект познания.
2. Любовь как абсолютный метод познания.
3. Изоморфизм как абсолютный инструмент познания.

Кирилл Геннадьевич опирается на тезисы Соловьева. Реальность материального мира вне человеческого сознания не существует. «Мы можем знать только по собственным нашим ощущениям <…> убеждение в существовании внешних существ логически не доказано».

Докладчик предлагает сделать допущение о том, что объективная реальность есть. Значит есть кто-то, кто способен увидеть и постичь реальность целиком и полностью. Только в таком случае у нас появится возможность утверждать объективную реальность. Нам нужен абсолютный субъект, абсолютное знание, абсолютное познание. И это Бог. Должна быть опосредованная среда между Богом и материальным миром - мир идей и эйдосов, который в том числе отстаивал Соловьев. Эйдосы сообщают материи форму, которая и является творческим замыслом.

В докладе рассматривается тот метод, который позволит человеку достичь абсолютный объект познания - Бога. Любовь субстанциальна и тождественна. Чем больше в душе любви, тем ближе человек к Богу. Именно любовь вытесняет из сердца человека все тварное и приводит его в состояние метанойи.

О мастере, ученом, музыканте говорится, что он «любит свое дело». Тот, кто просто изучает, может лишь изучить и проанализировать, но не явить мастерство миру. Любовь с необходимостью должна быть отнесена к понятию Души, равно как и нравственность.

Кирилл Геннадьевич выделяет изоморфизм как абсолютный инструмент познания, призывая обратиться к искусству и опыту религиозного познания, которое должно базироваться на двух вещах:
1. Научная работа
2. Творческий акт как искусства создания произведения

Именно «подключение» нравственного чувства помогает выйти за пределы по мнению докладчика. Научно-художественный изоморфизм - это обогащение двух разных систем друг другом.

И немного о законах:
Научных, божественных и других.
Неспособность к изоморфизму - это рационализм.
Законы научные, божественные и творческие - изоморфичны по необходимости.
Божественные - сверхзаконы, высшие метафизические догмы.
Научные - описательные акты метафизических догм.
Художественные - воплощение в образе и символе.

Докладчик предлагает соединить все три закона в сознательном творчестве человека.

Важным моментом Кирилл Геннадьевич выделяет исследования Юнгера, который говорит о раке как о следствии иерархического сбоя, в результате чего функция стремится суверенно возвыситься над целью, заполнив собой все пространство и заменить все органы. Тут два аспекта - технический и индивидуалистический. Теряется цель, остается функция, происходит вытеснение и смерть. Забвение цели и забвение единства с Богом как диагноз современного положения человечества с точки зрения диагностики здоровья.

#БФС4 #единаякультурамышления #РОДРФ #КириллМазаев
4👍2🔥1
Анонс выступления!

16:00-17:00

Поликарпова Людмила Сергеевна

Тема доклада: «О человеке мыслителе в связи с универсальным принципом бытия вселенной в философии востока и запада»


Ссылка на трансляцию: https://vkvideo.ru/video-167922580_456239668
1👍1
Поликарпова Людмила Павловна

Тезисы к докладу: «О человеке мыслителе в связи с универсальным принципом бытия вселенной в философии востока и запада»

Основной тезис:
«Критическая для человечества ситуация создалась потому, что многие люди находятся в материалистическо-атеистическом заблуждении, не видят Высших Истин, своего Высшего Предназначения и ответственности за свою душу»

Для начала надо определиться со смыслом понятий:
1) Человек-мыслитель, т. к. без него не бывает мышления.
2) Мышление, как способность человека.

Эти смыслы могут обозначиться, если обратится к философии Платона.

О человеке можно говорить как о единстве, являющимся частью большего единства. Это большее единство – не человечество, а – Вселенная.

Далее можно размышлять о возможности преодоления пределов познания, обозначенных Кантом, и о возможности единомыслия.

Платоновская модель Универсума – это иерархия единств разных бытийных уровней.
Соответствие Платоновской модели Универсума Истинному Бытию подтверждается убедительными доводами диалектики Платона (которая включает логику, использующую многие приёмы современной логики, и аналогию) и подтверждается современными знаниями. Из этого следует ошибочность материалистического мировоззрения случайной эволюции снизу.

Эволюция происходит, но она задаётся Свыше.
Платон о человеке: о временном единстве смертного тела и души, имеющей возможность бессмертия; о познающем и творческом мышлении и о знании в диалогах «Теэтет» и «Кратил»

В отличие от человечества для человека уместен оптимизм, учитывая возможность бессмертия его души.

Знанием на планете Земля может обладать только человек – мыслящий субъект, осознающий себя как индивидуальное целостное «Я». Целостная система знаний человека, как индивидуальный опыт, может создаваться только в стремлении к познанию Высших Истин.

Человечество не является целостным мыслящим субъектом, осознающим себя и имеющим память.

#БФС4 #единаякультурамышления #РОДРФ #ЛюдмилаПоликарпова
2👍1
Анонс выступления!

17:00-18:00

Кройцер Светлана Александровна

Тема доклада: «Владимир Соловьёв и индийская философия: поиск всеединства в свете восточных моделей мысли»


Ссылка на трансляцию: https://vkvideo.ru/video-167922580_456239668
3👍2
Кройцер Светлана Александровна

Тезисы к докладу: «Владимир Соловьёв и индийская философия: поиск всеединства в свете восточных моделей мысли»

Основной тезис: «Соборность вырастает из культуры единого мышления — способности мыслить как одно целое»

Доклад рассматривает восприятие индийской философии в русской интеллектуальной традиции XIX века — прежде всего в понимании Владимира Соловьёва — и показывает, что именно Индия стала для Соловьёва одним из ключевых источников идеи всеединства и истоков соборности.

#БФС4 #единаякультурамышления #РОДРФ #СветланаКройцер
2
Анонс выступления!

18:00-19:00

Фомин Эдуард Владимирович

Тема доклада: «Методы проверки и объединения знаний в Тектологическом подходе для получения целостной картины мира и методологической модели организации и движения Общества (по результатам НИР «Фундаментальное исследование Общества»)»


Ссылка на трансляцию: https://vkvideo.ru/video-167922580_456239668
1👍1🔥1👏1
Фомин Эдуард Владимирович

Основной тезис и идеи доклада: «Методы проверки и объединения знаний в Тектологическом подходе»

«В рамках НИР "Фундаментальное исследование Общества" успешно апробирована технология движения от частных наук и дисциплин к их синтезу на общенаучном уровне и обратное движение от общенаучного целостного модельного представления в отдельные науки, то есть разработан цикл Учения как процесса о Природе, Человеке и Обществе»

Исходное основание: Мироздание связанная целостность. Это значит, что существует система наиболее общих законов (Кон, в ведическом православии), которые отвечают за организацию и движение мироздания и распространяются на все объекты и явления, что проявляется, в том числе, в спектре нашего восприятия.

Используемый подход: В 1917 г. в Тектологии Богданов А.А. первым предложил подобное исходное основание и на этом заключил, что необходимо из различных наук взять наиболее общее законы (общенаучные представления и закономерности) и объединить это в целостное модельное представление (систему), описывающую Природу.

Богданов предложил ряд системных свойств, ввёл понятие система, но порядок реализации Тектологического подхода, методы поиска общесистемных свойств, их отбора и объединения, метод приложения целостного модельного представления о Природе к обществу не предложил.

В рамках НИР «Фундаментальное исследование Общества» эти задачи решены.

#БФС4 #единаякультурамышления #РОДРФ #ЭдуардФомин
4👍3🔥1
Анонс выступления!

19:00-20:00

Чванов Владимир Андреевич

Тема доклада: «Ожидаемое практическое влияние русской идеи на все человечество»


Ссылка на трансляцию: https://vkvideo.ru/video-167922580_456239668
👍1
Чванов Владимир Андреевич

Тезисы доклада: «Ожидаемое практическое влияние русской идеи на все человечество»

Основной тезис: «Современным действием, практичным и доступным становится объединение отдельным индивидом, в рамках картины психики, учений востока и запада»
                                                              
- Объем русской идеи: мы можем реализоваться как по христианской стороне, чему обучались тысячелетие, так и по линии национальной ведической традиции, с которой легко сродняется русский космизм.

- Русская душа не национальна, а глубинно человечна.

- Вторая существенная характеристика русского психотипа – это подготовленное космических условий тело, контролируемое душой (проверенная практика).  Актуальность этого вопроса в том, что мы вступаем в Космическую эру, а в Космосе мы присутствуем телами.

- Определяющей характеристикой выстраиваемого на новый лад народа, становится, помимо жизни по совести, космическая ответственность.

- Одно из главных в русской идее – возможность выведение всего человечества из застоя, и переключение его на динамичный, как в Космосе, путь развития.

- Включается многие трансформационные процессы, и все более будет проявляться процесс достижения человеком целостности, что есть знак наступающей Новой эпохи.

- Знак Эпохи – единое человечество и его история. В объединенной общей истории много ископаемых, и это гораздо интереснее, чем транжирить пласт природных ископаемых.

- Вместе с человеческим форматом, проявляются реальные предпосылки проявления универсализма человека, превосхождение национального им, в пользу человеческого!

- На европейском, внешнего ума, менталитете нет пути для человека в будущее. Очень странно, что все люди называют наукой только то, что проходит через призму одного менталитета, человека запада. Как будто никакой другой менталитет к познанию совсем никакого отношения не имеет.

- Индивид, познавший в определенной степени себя, именно в человеческом измерении, начинает обозначать путь развития человечества через себя,- чтобы только человеческой одухотворенной мерой относиться к Космосу и всему живому, и так же созидать.

#БФС4 #единаякультурамышления #РОДРФ #ВладимирЧванов
👍2
Итоги пятого о дня IV Большого Философского Собора

28 ноября 2025 года. Тема: «О единой культуре мышления. Основания и пределы»


Варава Владимир Владимирович
«Специфика русского философского мышления»
1. Различные философские традиции – это различные способы философского мышления. Россия – нравственная философия Иова многострадального, «больное» бытие, преображение, спасение.
2. Русское философское мышление задается нравственной центрированностью русской философской культуры. Русские философы – не чистые писатели, но писатели-философы.
3. Отличие русской философии от западной в том, что в русском языке всегда отсутствовала отвлеченная лексика. Это свидетельство антисхоластической природной ментальности русских.

Звонова Екатерина Евгеньевна
«Как оживить знание в образовании?»
1. Мышление не сферический конь в вакууме, оно должно считывать сигналы и направлять исходя из этого деятельность.
2. Возникает ситуация когда мы испытываем нужду в документе об образовании, но не в знаниях, которые он удостоверяет. Образование становится для студента бессмысленным трудом.
3. Необходимо связывать знание с ценностями. Целесообразно учитывать ценности и смыслы при постановке образовательных задач.

Дзермант Алексей Валерьевич
«Евразийская культура мышления»
1. Евразийская триада: мысль, слово, действие. Поэзия — высшая форма мышления.
2. Первоначальные формы мышления: Припоминание о высшей реальности и ментальная доверительная связь с высшими силами.
3. Человечество возможно может обрести спасение через вдохновение высшими смыслами, открывающимися в мышлении, раскрытие высшего мира через триаду "мысль — слово — действие".

Филиппова Валерия Владимировна
«Единые основания эпистимических рамок»
1. Абсолютная истина - это предикат Универсума, поэтому она проявляется в полноте в конце процесса актуализации, когда дух становится не только "в себе", но и "для себя".
2. Философия Гегеля утверждает изначальное тождество в исходной субстанции бытия и мышления. Бытие выступает в функции субъекта, а мышление в функции предиката.
3. Разговор про многоязычие и субъективность трактовок языка - дофилософский и даже - донаучный. Философский язык оттачивался в течение столетий лучшими умами человечества.

Иванов Андрей Владимирович
«Коллективное бессознательное и глобальный «цифровой разум»»
1. Новая миссия философии — стать архитектором новых смыслов.
2. Алгоритмы перешли от пассивного наблюдения к активному формированию реальности. ИИ становится со-автором психической реальности, порождая новые гибридные феномены.
3. Формируется новый тип значимости — «вирусный герой». Технологии представляют собой двойственный инструмент: угрозу манипуляции и возможность «проактивной гигиены».

Мазаев Кирилл Геннадьевич
«Любовь и изоморфизм как необходимые когнитивные инструменты»
1. Основной тезис доклада состоит в принципиальной невозможности полноценного познания без любви и без применения принципов изоморфизма.
2. Любовь как абсолютный метод познания. Именно любовь вытесняет из сердца человека все тварное и приводит его в состояние метанойи.
3. Законы научные, божественные и творческие — изоморфичны по необходимости. Докладчик предлагает соединить все три закона в сознательном творчестве человека.

Поликарпова Людмила Павловна
«О человеке мыслителе в связи с универсальным принципом бытия вселенной»
1. Критическая для человечества ситуация создалась потому, что многие люди находятся в материалистическо-атеистическом заблуждении, не видят Высших Истин.
2. Эволюция происходит, но она задаётся Свыше. Знанием на планете Земля может обладать только человек – мыслящий субъект, осознающий себя как индивидуальное целостное «Я».
3. В отличие от человечества для человека уместен оптимизм, учитывая возможность бессмертия его души.

Кройцер Светлана Александровна
«Владимир Соловьёв и индийская философия: поиск всеединства»
1. Основной тезис: «Соборность вырастает из культуры единого мышления — способности мыслить как одно целое».
2. Индия стала для Соловьёва одним из ключевых источников идеи всеединства и истоков соборности.
2🔥1
Фомин Эдуард Владимирович
«Методы проверки и объединения знаний в Тектологическом подходе»
1. Исходное основание: Мироздание — связанная целостность. Это значит, что существует система наиболее общих законов.
2. В рамках НИР «Фундаментальное исследование Общества» успешно апробирована технология движения от частных наук к их синтезу на общенаучном уровне и обратное движение.

Чванов Владимир Андреевич
«Ожидаемое практическое влияние русской идеи на все человечество»
1. Современным действием, практичным и доступным становится объединение отдельным индивидом, в рамках картины психики, учений востока и запада.
2. Русская душа не национальна, а глубинно человечна. Определяющей характеристикой выстраиваемого на новый лад народа становится, помимо жизни по совести, космическая ответственность.
3. Одно из главных в русской идее – возможность выведение всего человечества из застоя, и переключение его на динамичный, как в Космосе, путь развития.

#БФС4 #единаякультурамышления #РОДРФ
2👏1🙏1