MMI – Telegram
109K subscribers
14.7K photos
17 videos
355 files
9.27K links
Макроканал #1 в Телеграм

Номер заявки в РКН 4783301012:
https://knd.gov.ru/license?id=6735fac115601c23cb236317&registryType=bloggersPermission
А+. Регистрация в РКН: https://gosuslugi.ru/snet/6735fac115601c23cb236317

Связь: @russianmacrommi
Download Telegram
В ноябре ВВП сократился в пределах 0.5% год к году

Статистика за ноябрь https://news.1rj.ru/str/russianmacro/659 не оставляет сомнений, что в ноябре мы имели не просто замедление экономики, а её падение. Исходя из динамики базовых отраслей, снижение ВВП могло составить до 0.5% по сравнению с ноябрём прошлом года. Основной вклад в падение ВВП внесло сокращение промышленного производства. Это, как я уже писал https://news.1rj.ru/str/russianmacro/641, во многом статистический эффект. Но, как мы видим из сегодняшних цифр, ухудшение имеет место не только в промышленности – ухудшилась динамика розницы, происходит дальнейшее снижение доходов населения. Спад в добыче газа потянул вниз транспортную отрасль и сектор оптовой торговли. Слабой остаётся ситуация в строительстве.
Конечно, ноябрьское снижение ВВП – это «статистическое» снижение, связанное с тем, что в предыдущие месяцы рост завышался. Но то, что в последние месяцы экономическая конъюнктура резко ухудшилась, очевидно.
В декабре годовая динамика ВВП вернётся в положительную область (рост в пределах 0.5%), хотя промышленное производство, скорее всего, останется в минусе. В 4-м квартале рост ВВП будет в пределах 0.3-0.6%, а по году мы выходим на 1.3-1.4% роста экономики.
Как спад на 4.7% превратить в рост на 2.8%

Я вот считаю себя человеком в статистике искушённым, всё-таки более 20 лет ковыряюсь в циферках, знаю нюансы многих рядов. Но тут, перед коллегами из Минэка просто снимаю шляпу! Я про опубликованный вчера обзор «Картина промышленности» http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/201719121
Непревзойдённый уровень изощрённости и разгулявшейся фантазии! Если кто не видел этот шедевр, то, самое важное – спад в обрабатывающей промышленности в ноябре на 4.7% легко и непринуждённо превратился в рост на 2.8%! https://news.1rj.ru/str/russianmacro/663
По сути. При расчёте индекса обрабатывающих производств в качестве весов используется структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности базисного 2010 года. Эта структура, а также динамика последних месяцев представлена здесь https://news.1rj.ru/str/russianmacro/662 Минэк объясняет ноябрьский спад преимущественно влиянием двух производств (хотя падение зафиксировано по 9 производствам из 24): «металлургическим» и «прочих транспортных средств и оборудования». Действительно, если взять веса, приведённые в таблице, и перемножить их на темпы роста этих производств, то мы получим ровно те цифры, о которых говорит Минэк: из 4.7% спада в обработке 4.3% обеспечили эти два производства (кстати, хотелось бы понять, откуда у нас такие цифры по металлургическому производству, потому что никто из металлургов и близко не сообщает о столь грандиозном падении, напротив, этот год очень неплохой для металлургов, что хорошо видно по динамике их акций). Но! Любой экономист, кто пытался спроектировать индекс обрабатывающих производств по этим весам, знает, что не получается. Расхождения очень большие. По этим весам и по той динамике, что даёт Росстат, ноябрьский спад не 4.7%, а 3.2%. Очевидно, что Росстат считает индекс как-то по-другому, внося дополнительные корректировки. Поэтому использование этих весов в расчётах Минэка – первый некорректный момент.
Далее. «Минэкономразвития России оценило динамику обрабатывающих производств с использованием формулы медианы. Данный подход позволяет сгладить искажающее влияние на совокупный показатель аномально высоких или низких темпов роста в отдельных отраслях. Оценка медианного темпа роста обрабатывающей промышленности за ноябрь составляет 2.8% г/г». Сглаживает, говорите. Но достаточно взглянуть на график, чтобы убедиться, что «медиана» (красная линия на графике) даёт более волатильную динамику с тремя очень мощными выбросами за последние два года. Зато, в отличие от официального ряда Росстата, она не уходит в минус! Что это за метод? Не знаю. И так, и эдак крутил ряды, выбрасывал волатильные компоненты, 2.8% роста близко не получается. Здесь, конечно, хочется порекомендовать коллегам из Минэка брать пример с ЦБ. Там аналитики тоже любят изобретать собственные методики, но всегда прилагают их описание. И, вдобавок, подписываются под своими исследованиями, что абсолютно нормально.
Без описания методики и с некорректными расчётами, вчерашний обзор Минэка, конечно же всерьёз воспринимать нельзя. Оно понятно, почему появляются такие шедевры. Но данный подход к экономической аналитике чреват серьёзными негативными последствиями. Решение любой проблемы начинается с диагностирования этой самой проблемы, поиска причин и выработки методов их устранения. А здесь затык на самом первом шаге – нет проблемы! Почему ведомство упорно не признаёт наличие серьёзнейших проблем в экономике, игнорируя многие совершенно очевидные факты (то же 4-летнее падение реальных доходов населения), мне до конца непонятно. Признает – потребуют решить. Не верит в собственные возможности? Допускаю.
Инфляция в декабре по-прежнему держится чуть выше прошлогодних уровней. Росстат сообщил http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/257.htm, что за неделю с 12 по 18 декабря цены вновь выросли на 0.1%, а среднесуточный рост остался на уровне 0.019% по сравнению с 0.013% год назад. Недельные данные не всегда совпадают с месячными, но, исходя из этих цифр, можно ожидать годовую инфляцию на уровне 2.5-2.6%. Наибольший вклад в инфляцию в декабре вносит плодоовощная продукция: помидоры +16.4%, огурцы +16.5%.
Рост производства стали в мире в ноябре замедлился. В Китае наблюдалось сокращение производства.

Ежемесячная статистика от WorldSteel https://www.worldsteel.org/steel-by-topic/statistics/monthly-crude-steel-and-iron-production.html показала замедление производства стали в мире по итогам ноября. Рост год к году в прошедшем месяце составил 2.4% по сравнению с 5.8-5.9% в сентябре-октябре. Замедление связано, прежде всего, с Китаем, где в ноябре было произведено стали на 0.2% меньше, чем годом ранее. В России динамика выпуска также ухудшилась – рост составил 1.4% г/г по сравнению с 5.0% г/г месяцем ранее.
По итогам 11 месяцев выпуск стали в мире вырос на 5.1%. Такой же рост наблюдался в Китае. В России рост составил 6.2%. Россия занимает 6 место в мире по объёму выпуска стали с показателем около 71 млн. тонн и долей 4.2%.
О нюансах статистики

Ещё несколько комментариев к ноябрьской статистике https://news.1rj.ru/str/russianmacro/659
Вместе с публикацией данных за ноябрь Росстат пересмотрел некоторые ряды. В частности, незначительно (несколько сотых процента) пересмотрен вверх ряд по розничной торговле за последние месяцы; более существенно повышены показатели транспортной отрасли за 2016-17гг. В результате этого пересмотра рост в транспортной отрасли в 2016 году стал выше на 0.2%, а динамика 2017 года от более высокой базы соответственно снизилась. То же самое произошло и с реальными располагаемыми доходами: их падение в 2016 году было пересмотрено с -5.9 до -5.8% (т.е. вверх), а результат этого года от более высокой базы соответственно ухудшился. Конечно, это не столь кардинальный пересмотр, как был в этом году по строительной отрасли (о чём я писал пару месяцев назад: https://news.1rj.ru/str/russianmacro/178), но, тем не менее, тренд тот же: Росстат досчитывает вверх 2016 год, и, соответственно, рост текущего года от более высокой базы оказывается ниже. К чему это приведёт? Во-первых, очень высоковероятно, что финальная оценка ВВП прошлого года будет повышена. Я практически не сомневаюсь, что из-за пересмотра стройки будут повышены инвестиции. Сейчас Росстат оценивает прошлогоднюю динамику инвестиций на уровне -0.9%, я не удивлюсь, если весной он сообщит нам, что оказывается в 2016 году инвестиции пусть немного, но выросли. Оценка прошлогоднего ВВП: -0.2%. Выведет ли Росстат её в плюс? Сомневаюсь. Но в ноль – может. Всё-таки из базовых отраслей мы имеем кардинальный досчёт вверх по стройке и заметный – по транспортной отрасли. Но именно из-за этих досчётов 2016 года первая оценка текущего года может оказаться немного заниженной. Я уже писал, что рост ВВП в этом году не превысит 1.3-1.4% https://news.1rj.ru/str/russianmacro/660, думаю, что, скорее всего, будет по нижней границе. А потом Росстат начнёт досчитывать 2017 год и, не исключено, что к весне 2019 года повысит оценку роста, как минимум, до 1.5-1.6%.
По сообщению Reuters президент Путин поддержал идею размещения валютных бондов для российских бизнесменов, которые, опасаясь санкций, хотели бы вернуть капиталы в российскую юрисдикцию. https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKBN1EF23G-ORUBS?feedType=RSS&feedName=businessNews
Позднее глава Минфина Силуанов разъяснил, что будут выпущены обычные еврооблигации на сумму до $3млрд. По его словам, этот выпуск будет размещаться в рамках имеющейся программы государственных внешних заимствований, без увеличения ее объема. Параметры выпуска Минфин проработает. https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKBN1EF2E3-ORUBS?feedType=RSS&feedName=businessNews
И в продолжение темы про ноябрьскую статистику. Немного про рынок труда. На графике ниже – потребность работодателей в сотрудниках, заявленная в службы занятости. Динамика этого показателя на первый взгляд противоречит наблюдаемым в экономике тенденциям. Вроде бы нелогично – ситуация в экономике под конец года резко начала ухудшаться, а спрос на рабочую силу вырос на 19% год к году – максимальный прирост с середины 2014 года. Объяснение в динамике рабочей силы. В этом году мы имеем очень существенное сокращение экономически активного населения (Росстат в прошлом году сменил терминологию, и сейчас это называется рабочая сила, как и в большинстве стран мира). Показатели сокращения – в таблице https://news.1rj.ru/str/russianmacro/677.
Народу меньше. Поэтому компаниям труднее стало искать себе сотрудников. Отсюда и возросший спрос. Если бы бизнес, действительно, расширялся, то мы имели бы рост количества занятых в экономике. Однако этот показатель тоже идёт вниз. И демографическая тенденция такова, что в ближайшие 7-8 лет мы продолжим терять по 200-300 тысяч рабочей силы в год. Если вдруг в этих условиях произойдёт какое-то резкое оживление экономики (под влиянием внешних шоков или вследствие структурных реформ… ну да – маловероятно, но вдруг), то экономика может столкнуться с острым дефицитом кадров, что чревато перегревом рынка труда и увеличением инфляционных рисков. В базовом же варианте развития (инерционном) сокращение рабочей силы будет происходить одновременно с уменьшением количества занятых. И такой сценарий вряд ли сулит какие-то дополнительные инфляционные риски с этой стороны.