Прывітанне! Мяне клічуць Саша Нефер. Я - гісторык і публіцыст родам з Горадні. Па перакананнях я анархіст.
У гэтым канале я буду дзяліцца сваёй літаратурнай творчасцю. Перш за ўсё, вершамі з невялікімі каментарамі да іх.
Вершы я пачаў пісаць яшчэ ў падлеткавым узросце. Некаторы час таму з дапамогай неабыякавых людзей мне ўдалося выдаць два невялікія зборнікі. Адзін DIY-самвыдавецкі, другі ў паважаным лібертарным выдавецтве. Але пра гэта пазней. З тых часоў у мяне назапасілася шмат нявыдадзенага матэрыялу.
Я ведаю, што ёсць пара-тройка чалавек, якія шануюць мае паэтычныя замалёўкі. Ёсць і тыя, хто лічыць мяне графаманам. Магчыма, маюць рацыю менавіта яны. Ня мне судзіць. Не прэтэндуючы ні на славу, ні на прызнанне, я буду рады, калі знойдуцца людзі ці хаця б адзін чалавек, якім мая сціплая творчасць здасца цікавай.
Калі ж не, то няхай паэзія застанецца спадчынай для маёй дачкі. Калі яна падрасце і прачытае гэты літаратурны дзённік, магчыма, яна паглядзіць на мяне з іншага ракурсу і ўбачыць увесь бляск і галечу маёй падрапанай душы.
Адразу абазначу, што з-за розных абставін пішу я на рускай мове. Гэтай мовай я валодаю лепш за ўсё. Такі адбітак на мне пакінула імпэрыя. Але ўсе імперыі разбураюцца, а культура вечная. Крэмль калі-небудзь будзе спалены, а рукапісы не гараць.
Буду рады любым водгукам, таксама крытычным. Горшае, што можа сустрэць любога творцу - ігнараванне і цішыня.
Пакуль што канал будзе працаваць у эксперыментальным рэжыме.
У гэтым канале я буду дзяліцца сваёй літаратурнай творчасцю. Перш за ўсё, вершамі з невялікімі каментарамі да іх.
Вершы я пачаў пісаць яшчэ ў падлеткавым узросце. Некаторы час таму з дапамогай неабыякавых людзей мне ўдалося выдаць два невялікія зборнікі. Адзін DIY-самвыдавецкі, другі ў паважаным лібертарным выдавецтве. Але пра гэта пазней. З тых часоў у мяне назапасілася шмат нявыдадзенага матэрыялу.
Я ведаю, што ёсць пара-тройка чалавек, якія шануюць мае паэтычныя замалёўкі. Ёсць і тыя, хто лічыць мяне графаманам. Магчыма, маюць рацыю менавіта яны. Ня мне судзіць. Не прэтэндуючы ні на славу, ні на прызнанне, я буду рады, калі знойдуцца людзі ці хаця б адзін чалавек, якім мая сціплая творчасць здасца цікавай.
Калі ж не, то няхай паэзія застанецца спадчынай для маёй дачкі. Калі яна падрасце і прачытае гэты літаратурны дзённік, магчыма, яна паглядзіць на мяне з іншага ракурсу і ўбачыць увесь бляск і галечу маёй падрапанай душы.
Адразу абазначу, што з-за розных абставін пішу я на рускай мове. Гэтай мовай я валодаю лепш за ўсё. Такі адбітак на мне пакінула імпэрыя. Але ўсе імперыі разбураюцца, а культура вечная. Крэмль калі-небудзь будзе спалены, а рукапісы не гараць.
Буду рады любым водгукам, таксама крытычным. Горшае, што можа сустрэць любога творцу - ігнараванне і цішыня.
Пакуль што канал будзе працаваць у эксперыментальным рэжыме.
❤6👍5🔥2
Начнём со старого. Четверть века назад, когда казалось, что мир лежит на ладони и ты можешь жонглировать им как захочется, я, среди прочего, увлекался футуризмом. Меня он привлекал новаторством, оригинальностью и дерзкостью. Как и все начинающие (и не только) рифмовщики, я старался походить на великих. Маяковского, Хлебникова, братьев Бурлюков, Бруно Ясенского... Пытался выглядеть таким же самоуверенно-дерзким молодым гением. Но это было давно...
❤2👍2😁1
Про героев
Обожаем мы героев
Что построил Егор Строев?
Где был летом Егор Летов?
О чём гадал Егор Гайдар?
Все Егоры - лишь слов горы.
Я - беларус, не иудей,
И не араб,
Совсем не раб
Его идей,
А он не жалкий Нобелист,
Как бабник Бунин,
И не народник-анархист Бакунин.
Что мне до них?
Я тоже псих
Свободен я
И одарён
Иду вперёд
Мир покорён!
2001 г.
Обожаем мы героев
Что построил Егор Строев?
Где был летом Егор Летов?
О чём гадал Егор Гайдар?
Все Егоры - лишь слов горы.
Я - беларус, не иудей,
И не араб,
Совсем не раб
Его идей,
А он не жалкий Нобелист,
Как бабник Бунин,
И не народник-анархист Бакунин.
Что мне до них?
Я тоже псих
Свободен я
И одарён
Иду вперёд
Мир покорён!
2001 г.
❤7👍7❤🔥1👏1
Продолжим экскурс в юношеский поиск своего стиля. Я помню день, когда было написано это стихотворение. Начал утром, закончил вечером. Далёкой осенью в Люблине. Помню своё состояние и свои чувства, излишек которых мне хотелось дарить всём вокруг и переносить на бумагу. Помню общежитие, в котором я прожил 4 года, дорогу через студенческий городок к университету и złotą polską jesień. Тогда мне казалось, что я мастерски выстрелил рифмой, ритмом и образами. Сегодня вижу, что получилось слегка шероховато. Но то было время поисков и экспериментов.
❤5👍3
Волевым широким шагом
И уверенной ходьбою
Марширую за судьбою
И махаю чёрным флагом
Солнце — лампочка живая
Люстра в потолке небесном
Мне свободно, мне не тесно
Очень редко так бывает
Озарён я златолучьем
Очарован теплосветом
Поздней осенью, не летом
Мир вокруг меня закручен
Индивидуальность счастья
Вот девиз для эгоиста!
У меня на сердце чисто
У него в рассудке чаща
Позитивные просторы
Озарили древокустья
Человечество о грусти
Продолжает вести споры
Колорит царит в округе
Совокупность ощущений
Сотни тысяч изречений
Вновь напомнят мне о друге
Воздух полон песнопений
Звукоречий всевозможных
Красоту постигнуть можно
И познать природы гений
Передумав много мыслей
Я почувствовал усталость
Все вокруг меня осталось
И во времени зависло
Вечер растворил все смолы
Деформировал надежду
Разорвал мою одежду
Оптимизм прошёл - я голый.
2003 г.
Саша "Нефер". Рукописи из шкатулки. Москва: Радикальная теория и практика, 2021.
И уверенной ходьбою
Марширую за судьбою
И махаю чёрным флагом
Солнце — лампочка живая
Люстра в потолке небесном
Мне свободно, мне не тесно
Очень редко так бывает
Озарён я златолучьем
Очарован теплосветом
Поздней осенью, не летом
Мир вокруг меня закручен
Индивидуальность счастья
Вот девиз для эгоиста!
У меня на сердце чисто
У него в рассудке чаща
Позитивные просторы
Озарили древокустья
Человечество о грусти
Продолжает вести споры
Колорит царит в округе
Совокупность ощущений
Сотни тысяч изречений
Вновь напомнят мне о друге
Воздух полон песнопений
Звукоречий всевозможных
Красоту постигнуть можно
И познать природы гений
Передумав много мыслей
Я почувствовал усталость
Все вокруг меня осталось
И во времени зависло
Вечер растворил все смолы
Деформировал надежду
Разорвал мою одежду
Оптимизм прошёл - я голый.
2003 г.
Саша "Нефер". Рукописи из шкатулки. Москва: Радикальная теория и практика, 2021.
👍7❤4🔥3
Канешне, ёсць у мяне таксама вершы па-беларуску. Аднак іх вельмі-вельмі мала. І яны не такія зграбныя як па-расейску. Таксама маю невялічкую прозу эпісталярнага жанру - абавязкова падзялюся ёй, але пазней. Пакуль што апошні вершык з часоў бунтарскай маладосці, бо канал пачынае ператварацца ў кола юнацкай літаратуры. Гэтая рымаваначка была спробай пісаць па-беларуску. Атрымалася так сабе, але спроба была. Ведаючыя людзі скажуць, што адразу бачны ўплыў гарадзенскага панк-рок гурта Кальян. Гэта праўда. Але падрабязней пра крыніцы, уплывы ды натхненне ў сваёй творчасці напішу пазней.
❤6👍4
Радзіме
Дыктатура, дыктатура...
Што ні свята - сцяг чырвоны,
Што ні ўлада - то мянтура,
Што ні птушка - то вароны.
Дэмакраты, бюракраты...
Што ні справа - то папера,
Што ні слова - то за краты,
Застаецца толькі вера.
Эх, краіна... Эх, Радзіма...
Пазіраць за цяжкім лёсам
Так балюча, толькі зімы
Нам звязалі рукі тросам...
2001 г.
Дыктатура, дыктатура...
Што ні свята - сцяг чырвоны,
Што ні ўлада - то мянтура,
Што ні птушка - то вароны.
Дэмакраты, бюракраты...
Што ні справа - то папера,
Што ні слова - то за краты,
Застаецца толькі вера.
Эх, краіна... Эх, Радзіма...
Пазіраць за цяжкім лёсам
Так балюча, толькі зімы
Нам звязалі рукі тросам...
2001 г.
❤9🔥6👍3💔1
Рассея. Об этой империи будут ещё стихи. Эту страну я знаю очень хорошо. Я бывал там. У меня есть друзья и товарищи оттуда. Я пошёл в школу ещё в СССР. Моё детство и юношество проходило под куполом "русского мира". Всё было ориентировано на "Третий Рим": от языка общения до массовой культуры. Недавно наткнулся на одну видеолекцию уважаемого российского исследователя анархизма, где он назвал меня "русским анархистом". Оставляю без комментариев. Со стихотворением, которое будет опубликовано ниже, связана небольшая история. После его прочтения один из моих российских друзей обиделся на меня. Его задело. Ему не понравилось. Видимо, что-то в этом стихе есть такое, за что... больно? Стыдно? Противно? Не знаю. Он взял написанное на свой счёт, обвинив меня, что я не живу в России (к счастью) и не имею права так писать. А парень хороший, толковый, мирный анархист. Правда, он не понял, что мой лирический герой имеет право на всё. Возможно, некоторым покажется, что я обвиняю всех россиян. Нет. Я противник того, чтобы коллективную вину за действия Кремля набрасывать всему обществу. В тоже время я хорошо знаком с историей и культурой этой страны и могу сказать, что империализм россиян - не только в политике. Он укоренён глубоко в культуре и в быту. В этой "загадочной русской душе". Об этом можно долго писать и спорить. Проблема комплексная и многоуровневая. Нет идеальных народов и тем более государств. Но далеко не каждое из них стремится быть империей несколько столетий. Для нашего региона современная Россия является угрозой. Ладно, к лирике.
👍11❤1
В этой стране дешеветь
Может лишь только рубль.
В этой стране "Сеть" -
37-го дубль.
В этой стране "Умирать" -
Скажут и ты пойдёшь.
В этой стране гать
Ближе, чем в поле рожь.
В этой стране на парад
Танки детей везут.
В этой стране, брат,
Вечно идёт суд.
На этой большой земле
Каждый гордыней сыт.
За тех, кто сидит в Кремле,
И на войне убит.
В этих бездонных краях
Толчок никогда не слит.
Среди олигархов яхт,
В дворцах партийных элит.
В этой стране в молоке
Матери льётся стресс,
Прут бурлаки по реке.
Рабы "целинят" лес.
В этой стране по дворам
Тюремный туризм скрыт,
Бесплатно здесь страх и срам,
Совесть всегда в кредит.
Свобода только взаймы...
Тошно там стало мне,
С Бутырок до Колымы,
Поправки идут по стране...
2020 г.
Саша "Нефер". Рукописи из шкатулки. Москва: Радикальная теория и практика, 2021.
Может лишь только рубль.
В этой стране "Сеть" -
37-го дубль.
В этой стране "Умирать" -
Скажут и ты пойдёшь.
В этой стране гать
Ближе, чем в поле рожь.
В этой стране на парад
Танки детей везут.
В этой стране, брат,
Вечно идёт суд.
На этой большой земле
Каждый гордыней сыт.
За тех, кто сидит в Кремле,
И на войне убит.
В этих бездонных краях
Толчок никогда не слит.
Среди олигархов яхт,
В дворцах партийных элит.
В этой стране в молоке
Матери льётся стресс,
Прут бурлаки по реке.
Рабы "целинят" лес.
В этой стране по дворам
Тюремный туризм скрыт,
Бесплатно здесь страх и срам,
Совесть всегда в кредит.
Свобода только взаймы...
Тошно там стало мне,
С Бутырок до Колымы,
Поправки идут по стране...
2020 г.
Саша "Нефер". Рукописи из шкатулки. Москва: Радикальная теория и практика, 2021.
👍9🔥6❤2
Рэп я начал слушать в начале нулевых. Как и многие в то время начинал с Касты и Многоточия. Но серьёзно увлёкся хип-хопом примерно в середине 2010-х. Тогда на топе были совратитель малолетних Oxxxymiron и окончательно скурвившийся сегодня ватник Schokk. Я начал их изучать. Потом я прочесал русский рэп вдоль и поперёк. До этого наткнулся на Ленина Пакет (Бабангида), показавший мне ещё до всех этих Антихайпов, что рэп может быть совсем другой. Или, например, Вандальский. Очень заходил. Я взахлёб смотрел батлы. Ежемесячные, Слава КПСС, Замай и прочее. Я искал в рэпе современную поэзию. Честно говоря, очень сильно подсел на этот жанр, хотя мои субкультурные корни - это несомненно панк-рок. (Не забывай свои корни, Помни, есть вещи на порядок выше...) И в определённом моменте мне показалось, что вот она современная русская словесность - вся её красота и сила в рэпе. Там я искал для себя вдохновение, иногда находил. Эта музыка помогала мне в критические моменты жизни. Однажды, в очередном разговоре про современную Россию с коллегами на семинаре в моём университете, я сказал, что рэп стал заметен и довольно влиятелен в общественно-культурной жизни России. Тогда рэперы стали посещать оппозиционные митинги и публично высказываться. Их звали на телевидение. Они собирали стадионы. По ним писали диссертации. Тогда же выстрелил Fаce со своим альбомом "Пути неисповедимы", который я заслушал до дыр и тд. Мой профессор поинтересовался, а может ключ к изменениям в России - в рэперах? Может они смогут повлиять на общество своим остросоциальным словом, добавят свежести в бунт и молодости в закостенелую оппозицию? Я ответил, что вряд ли. Но то, что на данном отрезке времени рэп был общественным феноменом, это факт. Сегодня я слушаю рэпа намного меньше. Могу иногда Макулатуру послушать. Но это больше поэзия, чем рэп. А большинство тех "бунтарей" очень быстро, почувствовав запах зелёных, забыли про улицу. Да и украинский вопрос провёл демакрационную линию. Но это не значит, что они не талантливы. Нет. Они просто балаболы.
❤6💯1
Мне говорят, что я бездарность.
Литературная нелепость.
В ней графоманская вульгарность
Сокрушена как Бреста крепость.
Мои шальные зарисовки,
Души ущербной наработки,
Не променяю на кроссовки,
Я босоногий, но не кроткий!
Я нищий Блок, хмельной Довлатов,
В поэзии как опечатка,
Я кладезь рифм плюс пара матов,
Я вам пощёчина перчаткой!
Казалось, смысл - стихи в журнале
И критиков ворчливых свора.
Рэп умер сам, а рок взорвали,
Воскрес лишь Генри Дэвид Торо.
Беда словестному подполью,
Я настоящий андерграунд!
Пишу стихи своею болью,
Кричу всём понторезам: "Раунд!".
2018 г.
Саша "Нефер". Рукописи из шкатулки. Москва: Радикальная теория и практика, 2021.
Литературная нелепость.
В ней графоманская вульгарность
Сокрушена как Бреста крепость.
Мои шальные зарисовки,
Души ущербной наработки,
Не променяю на кроссовки,
Я босоногий, но не кроткий!
Я нищий Блок, хмельной Довлатов,
В поэзии как опечатка,
Я кладезь рифм плюс пара матов,
Я вам пощёчина перчаткой!
Казалось, смысл - стихи в журнале
И критиков ворчливых свора.
Рэп умер сам, а рок взорвали,
Воскрес лишь Генри Дэвид Торо.
Беда словестному подполью,
Я настоящий андерграунд!
Пишу стихи своею болью,
Кричу всём понторезам: "Раунд!".
2018 г.
Саша "Нефер". Рукописи из шкатулки. Москва: Радикальная теория и практика, 2021.
👍10❤4🔥1
У меня есть определённое количество личной лирики. Очень личной. Частью этого творчества я обязательно поделюсь. Считаю, что именно она является самой сильной стороной в моём стихосложении. Всё потому, что её источник зарождается в наиболее глубинных переживаниях и в самых сокровенных страданиях. Как-то разговаривал на эту тему со своим старинным другом. Известный беларуский музыкант, прекрасный гитарист, личность творческая. Для него вдохновение приходит в минуты радости. Его творчество - это восторг и эйфория. Он созидает, когда счастлив. У меня совсем наоборот. Мне кажется, что лучшее, что я написал (это не касается научных и публицистических текстов), было написано во время тяжёлых внутренних скитаний. Душевные муки - вот настоящие виртуозы слова. Для меня лучшая муза - это боль. Миры, по которым путешествует мой лирический герой, порой пересекаются с реальностью. Иногда он вторгается в будущее, предвидя и касаясь сопряжённых миров окружающих меня людей. Так и с этим стихом.
❤4👍1🔥1
