Интернет ненужных вещей – Telegram
Интернет ненужных вещей
3K subscribers
329 photos
19 videos
23 files
539 links
Олег Артамонов. Техлид умных ТВ в Яндексе, сопредседатель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием, председатель ТИК ДЭГ 2024 и просто неприятный человек.

Рекламы здесь нет и не надо.

Для связи: @olartamonov
Download Telegram
А буду-ка я сюда бросать разное, относящееся к теме интернета вещей, внедрения, разработки и проблем.
ООО «Стриж-Телематика» (ИНН 7725828436) принадлежит на 100% ООО «Инвестиционные технологии» (ООО «ИТ»), гендиректор которого Андрей Синицин. 50,38% ООО «ИТ» принадлежит Валентине Ахмадишиной, 28,32% – Светлане Синицине, 9,3% у ООО «Аск Менеджмент», 7% у Александра Плигина, 4,98% у Андрея Бакуменко, и по 0,01% у Евгения Ахмадишин и Андрея Синицина.

ООО «Аск Менеджмент» на 50% принадлежит Юрию Алиеву. По 25% у Андрея Куприна и Таисии Стрельниковой. Юрий Алиев также является гендиректором компании «Стриж Менеджмент», которая также на 100% принадлежит ООО «Инвестиционные технологии». По словам Ахмадишина ООО «Аск Менеджмент» представляет инвесторов проекта.

Кроме того, Андрей Синицин также владеет 100% ООО «Стриж-Телематика» (ИНН 7725825234), которое зарегистрировано по тому же адресу, что и первый «Стриж». Андрей Синицин не ответил на запрос Firrma.
Это 2017 год, сейчас там всё ещё веселее — ООО «Вавиот», Ахмадишин под следствием, а действующих лиц стало ещё больше, хотя казалось бы, куда уж.
Боже, как скучно я живу.
photo_2018-09-07_14-32-30.jpg
149.2 KB
Железка сложной судьбы — на фото третья итерация GPS-трекера из пяти (четвёртая останется на бумаге, пятая сейчас пойдёт в производство)
Сначала возникла задача сделать GPS-трекер с биометрической авторизацией владельца — ну, чтобы было понятно, что этот трекер сейчас носит конкретный человек, а не какой-нибудь другой человек или его вообще не бросили валяться. По отпечатку пальца, понятно, до скана радужки глаза, как в кино, мы нескоро ещё дойдём.

Взяли китайский модуль с датчиком отпечатков R300 — это платка с собственно сенсором FPC1020AM на гибком шлейфе и процессором. Сенсор тупой, он просто отдаёт картинку, вся логика обработки живёт в процессоре. Процессор китайский, прошивок нет, общение командами по UART.

На основную плату поставили STM32L1 + SX1276, ну и в общем прототип получился быстро и страшно, толстый и с отваливающейся китайской платой

Изучение рынка показало, что есть несколько контор, которые продают алгоритмы распознавания пальчиков, которые можно было бы положить в свой процессор, прицепив к нему сенсор, тот же FPC1020. Одна проблема — конторы эти хотят примерно от 50 тысяч евро за лицензию на библиотеку, и работу её при этом гарантируют только на STM32F4, который слишком много жрёт, чтобы использовать его основным процессором.

Начали думать, что делать. Мы нашли, купили и выдрали прошивку из китайского модуля на GD32F105 — с мыслью, что уж лучше его в пару к STM32L1, чем дорогущий F4 и лицензию за 50К, заказчик стал писать свой алгоритм распознавания пальчиков.

Когда последнее у заказчика начало получаться, он прикинул системные требования — и мы, пошукав по рынку, начали делать прототип на ATSAMD51, который, с одной стороны, более-менее экономичный, с другой, до 120 МГц, с третьей, $4,50, а не как новые STM32L4+. Одновременно заказчик захотел маленький OLED-экран и NFC.

Это, соответственно, была вторая версия. Взлеть ей было не суждено — когда заказчик алгоритм дописал, он оказался настолько хорошим, что влезал в обычный STM32L451CCU6, который и стоит недорого, и ОСРВ наша его поддерживает более-менее, и в целом работать с ним проще, чем с атмелом, хотя бы в силу большей распространённости.

Вот на фоточке — версия на STM32L4, т.е. уже третья.

И всё, казалось бы, шло хорошо, но тут-то стали подтягиваться другие заказчики, которые немедленно возжелали иметь на карточке ещё и BLE — чтобы в помещениях делать зональную навигацию (сотрудник проходит мимо BLE-считывателя — мы знаем, в каком он помещении). И возжелали они это слишком массово, чтобы игнорировать.

BLE у нас имеется в nRF52832, вместо с 64 КБ ОЗУ — из которых минимум 40 КБ надо отдать алгоритму обработки пальчиков, а остального впритык хватает на остальное. Ну ок, за денёк набросали карточку на nRF52832.

И тут один заказчик сказал — а чой-та у вас там 3-осевой акселерометр? А можно 6-осевой гиро? А вам зачем? А у нас алгоритм хитрый. А алгоритм сколько ОЗУ хочет? Сколько?! Да вы там...

Так родилась пятая версия, на nRF52840. 256 КБ ОЗУ, мег флэша, 64 МГц, всё это за $3,90, что в общем вполне нормально. Тем более, остальная часть карточки удешевилась на полдоллара за счёт выкидывания отдельного контроллера NFC — у nRF52840 он встроенный, а на место этого контроллера встал контроллер беспроводной зарядки Wireless Qi. Одновременно антенну LoRa пришлось заменить на керамическую, потому что PCB уже не влезала, а делать многодиапазонную антенну LoRa + BLE и развязывать её между двумя разными чипами как-то очень не хотелось.

Ах да, будет ещё шестая версия. На NB-IoT вместо LoRa. Мы уже даже нашли модуль, который без вазелина влезает на существующую плату. А потом, видимо, и DecaWave подоспеет, для сверхточного позиционирования в помещениях — уже несколько запросов есть.

Так и живём.
Зато теперь у нас есть четыре сотни ненужных ATSAMD51.
Ох, а как мы отладку с этим D51 покупали...

Полтора месяца и подписание бумажек, о том, что мы обязуемся в оружии массового поражения её не применять.
Чтобы враг не догадался, российский диапазон LoRaWAN официально называется RU864-870 (см. LoRaWAN Regional Parameters 1.0.3a и выше), сокращённо — RU864. По факту занимает он оба безлицензионных российских диапазона — 864,0-865,0 МГц и 868,7-869,2 МГц.

В народе безлицензионный ISM-диапазон при этом известен как 868 МГц, хотя вот именно 868 МГц в России в него-то и не входит.

Разумеется, каждый второй заказчик смотрит на строчку «LoRaWAN 1.0.2, RU864, ADR, OTAA» в спецификации и, переминаясь с ноги на ногу, спрашивает «а можно нам 868 МГц сделать, а не 864?»
https://habr.com/company/sap/blog/325122/

Вот, кстати, пример искреннего схождения с ума (и да, там на фото наши модули видно). Целый SAP пытался продавать проект, нарисованный на бумаге людьми, вообще в принципе даже примерно не представляющими, как это всё должно работать хотя бы на самом базовом уровне.

Разбирать «почему это не будет работать никогда» там можно буквально на каждом абзаце.

Говорят, они его даже на конференциях показывали.

И вот одна из больших проблем IoT — в том, что у «мировых лидеров индустрии» проекты такие через один.
А вот вам часть коровы.
Такая штука меряет двигательную активность и температуру уха. Если корова заболевает, у неё уши становятся холодными, причём сильно так холодными, так что высокая точность градусника не нужна.
(На фото датчик CowManager, канал связи — Bluetooth. Ухо любезно предоставлено компанией Гейзер-Телеком. Ни одна корова при съёмках не пострадала)
Многие, кстати, удивляются, что у коров есть период охоты. Ну, мол, жвачное же травоядное, на кого она охотится-то?

Это на самом деле период половой охоты.

Определяется по акселерометру, корова начинает сильно активнее двигаться.
Ещё интересная тема — определение энергетического баланса тушки, т.е. сколько она сожрала vs сколько она двигалась.

Но тут всё немножко сложно, т.к. для определения двигательной активности именно туши акселерометр желательно крепить на холке, но там его в реальных условиях, не лабораторных, крепить нечем. На шее и на ушах же много мелких паразитных движений, которые надо отфильтровывать, а это жрёт батарейку.

Как вариант — измерение пульса, очень хороший показатель физической активности, но тоже непонятно, как.
Жрачку можно определять на ухе, акселерометром по наклону головы и движениям ушей, но вообще считается, что точнее — ларингофоном (sic!) на шее. Когда она жуёт, у неё там внутри шумит. А датчик вешается на шейный ремень с грузиком внизу, чтобы сам датчик к шее сбоку прижимался.
Но на шее бессмысленно измерять температуру.
О вреде преждевременного составления ТЗ.

Однажды к нам пришёл заказчик, который спрашивал, есть ли у нас датчик освещённости, который отличал бы безлунную ночь от полной темноты.

После лёгкого удивления с нашей стороны и расспросов заказчик сознался, что ему нужен датчик вскрытия люков, работающий с учётом, что крышку с люка могут спиздить и ночью.

Поставить туда полудолларовый акселерометр, который бы шевеление крышки фиксировал, ему просто как-то в голову не пришло.