кириенков – Telegram
кириенков
2.38K subscribers
418 photos
1 video
735 links
culture vulture
Download Telegram
​​«Ништяк, браток» — название, одолженное Александром Горбачевым у Михаила Круга, — оказался не столько фильмом о взаимоотношениях художника и его произведения (точнее, об утрате контроля первого над вторым: тут, прямо скажем, каких-то колоссальных открытий сделать не удалось; впрочем, ниже), сколько жестким высказыванием об устройстве современной культуры, довольно пугающем сочетании анонимности (каковую мы одно время полагали главным достоинством интернета) и троллинга (который есть во многом естественная, но совсем не безупречная реакция на окружающий мир) — а также расчетливом цинизме людей, которые умело оперируют обеими стихиями, решая тактические задачи своих работодателей. но тот, кто ждет сейчас лозунга vote Biden или чего-то в мичико-какутаниевском духе (договорившейся в своей «Смерти правды» до того, что во всем виноваты проклятые постмодернисты), будет разочарован: катастрофическая эта ситуация — не заговор людей, прозванных neet (глумиться в интернете одно, а вот чтобы прийти на избирательный участок; есть тут некоторые сомнения), но фантастическое равнодушие прогрессивной партии к миллионам людей, которые ощущают себя проигравшими — по выдуманным или реальным причинам. другое странное обстоятельство — сторона, которая очень гордилась своей технологичностью, умением обращаться к цифровому миру, оказалась жертвой злого мема и фейсбучных алгоритмов — словно и не было кампании Обамы 2008 года.

еще три мнемонические зарубки по мотивам увиденного:

(1) радикализация Пепе, прервращение печальной жабы в сообщника ИГИЛа — если следовать хронологии фильма — прямое следствие того, что любимый мем захватил нормальный, лопающий от самодовольства инста-мир. означает ли это, что не выложи Пепе условная Кардашьян, у него был бы шанс уцелеть, не начать зиговать, наблюдая, как дымятся башни-близнецы? что должно быть в исходном меме, чтобы из локальной забавы стать всеобщим достоянием? и так ли — цитируя Пепперштейна — невинна свастика? ответы на эти вопросы в фильме то ли бледно намечены, то ли отсутствуют вовсе, но, кажется, они тут самые важные.

(2) Мэтт Фьюри — автор оригинального персонажа, действующего лица инди-комикса. кто-то — чьего имени мы, вероятно, никогда не узнаем — доработал оригинал, превратил символ одиночества и тоски в гадкое, с пальцем на подбородке, существо — так, что теперь про него говорят по телевизору. делает ли это анонима большим — и бóльшим, чем Фьюри — художником?

(3) Фьюри нарисовал Пепе, работая в комнатушке без окон, заваленной всяким гиковским барахлом — ведя жизнь типичного neet (и своего героя). Фьюри в фильме — образцовый, в общем, «норми»: партнерша, дочь, красивые поездки на велосипеде, «приходите на мой TED Talk». в известном смысле мы имеем дело с двойным отчуждением: не только нацисты забрали себе Пепе, но и сам автор решительно изменил образ жизни и как бы отрекся от своего создания, перестал чувствовать с ним такую буквальную, feel your pain, связь. так Пепе-штрих отомстил своему творцу — состоявшемуся, в общем, художнику, который забыл («забыл»), что бывает иначе.
три слова, которые хочет услышать каждый мужчина
​​если Mad Men, кроме всего прочего, — пример честного разговора о том, как занятые в креативных индустриях мужчины пытались удержать за собой лидерские позиции, год за годом теряя связь с реальностью, то «Сопрано» из 2020 года (в каком-то смысле сериал-предшественник ММ, обкатавший многие его приемы) — находка для всех, кого интересует психоаналитический поворот в поп-культуре, депрессия как повествовательный прием, представление о человеческом сознании как о наборе инцидентов-триггеров — и странном, плохо проницаемом облаке слов и снов, которое их окутывает; не просто хай-концепт про бандита, который, играя желваками, вспоминает, как мать угрожала выколоть ему глаза вилкой, а папа на его глазах отмутузил бедолагу, но прекрасная, изящная мета-история, в которой каждый практически персонаж может найти себе прототипа из гангстерского канона, и только главный герой, 45-летний сердитый мужик, оказывается как бы недопредставлен внутри богатой этой традиции, равен себе одному — уникально-универсальный тип, с которым невозможно (да, в общем, и не нужно) всерьез ассоциироваться и которого при этом трудно совсем уж не понять.
​​«Охота», конечно, грубовата — как грубовата всякая мгновенная сатира, которая оперирует гиперболами, сводит конфликтующие стороны к набору выразительных, все-про-тебя-сообщающих черт, — но тем, кто любит Линделофа, будет интересно проследить за тем, что тут происходит с повествованием. замечательное, скажем, начало — по сути, на наших глазах разворачивающийся кастинг главного героя: не подошел — дробь в грудь. сама эта напоминающая Lost завязка — группа незнакомцев на таинственной, угрожающей территории. черный дымок, который вьется в одной из сцен: вроде бы последствия взрыва гранаты, но, может, и автоцитата. из той же метакатегории — рассказ Кристал (невероятная, один взглядом скальпирующая Бетти Гилпин) о черепахе и кролике, нечто в духе изнурительно длинной истории-параболы Лори Блейк в недавних «Хранителях». повисшие в воздухе вопросы, на которые никто и не думает отвечать. попытка пазловости, чуть-чуть меняющей перспективу, — не очень удачная, наверное, но если все это скетч, то какой-то непозволительно мудреный.

что до игры идей, то «Охоту» хочется отнести к той же категории фильмов, что и содерберговскую «Удачу Логана»: умник-либерал стреляет по своим — и возвращает людское обличье тем, кого его социальная группа привыкла обходить презрением; «говорите по-московски», «не потепление, а нагревание». наверное, именно потому, что это набросано такими широкими мазками, многие из потенциальной ЦА не узнают себя в этих дамах и джентльменах, охотящихся за лайком Авы ДюВерней. но в одной детали Линделоф и его соавтор Ник Кьюз как-то нечеловечески точны: новые дидактики, воспевающие социолингвистическую революцию, склонны обожествлять такого, в общем, дюжинного мыслителя, как Оруэлл — или (переведем разговор на родной диалект) его толмача.
роман Хилари Мантел «Волчий зал» переиздали под названием «Вулфхолл», чтобы не бесить москвичей.
​​«На Германию коммунисты обращают главное свое внимание потому, что она находится накануне буржуазной революции, потому, что она совершит этот переворот при более прогрессивных условиях европейской цивилизации вообще, с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Англии XVII и во Франции XVIII столетия. Немецкая буржуазная революция, следовательно, может быть лишь непосредственным прологом пролетарской революции.»

перечитывал — уже безо всякой связи с круглыми датами — «Манифест коммунистической партии», и помимо удовольствия от риторического блеска этого грозного текста, подумалось еще вот о чем. в коротком историко-политическом трактате Маркса и Энгельса заявлена очень современная мысль: капитализм — единственная экономическая система, которая заинтересована в регулярных потрясениях, постоянной перестройке социальных отношений в угоду трудовым. этот динамизм и делает его практически неуязвимым — и, как мы понимаем сегодня, ведет к такому психосоциальному явлению, как депрессия: есть сомнения, что человеческий ум и дух — при всей их гибкости и подвижности — рассчитаны на вечную турбулентность. тем глупее выглядят современные западные консерваторы, которые винят в эпохе тревожности левую профессуру, женщин, черных, китайцев — кого угодно, кроме системы, которая существует за счет более или менее опустошительных изменений. зато совсем не вызывает покровительственной усмешки левоконсервативное, скажем, направление — очень местный феномен, суть которого в том, чтобы сохранить социальное государство и амортизировать буржуазное; я не слежу за левым, «камрадовским», ютубом, но подозреваю, что его фронтмены говорят примерно то же — и десять этажей бесчеловечных глупостей про Сталина и геев.

ну а цитата — в ней достаточно заменить слово «Германия» на «Россия», и подивиться тому, какая прямая линия соединяет радикальный текст 1848 года и событие 1917-го. «еретик, изолгавший неплохую, в общем, идею» — перечитывая «Манифест», видишь, до чего Ленин верен марксистской догме в главных, опорных пунктах; что революция — безумная, нелогичная, — есть пример внимательного чтения одного стройного, страстного сочинения.
автор нашего любимого курса про Ленина возвращается с новой серией лекций — к 80-й годовщине со дня страшной, действительно, смерти автора «Литературы и революции»; особенно второй и третий эпизод интересуют, конечно.
​​давно не пересматривал — да что там, один ровно раз видел в отрочестве — Following и с удивлением обнаружил, что это, во-первых, экранизация романа (не текста даже, а заглавия) Юрия Буйды «Вор, шпион и убийца» (который тоже был про молодого амбициозного писателя), а во-вторых, что в нолановском дебюте с какой-то пугающей полнотой представлены главные мотивы его двадцатилетнего творчества. и надо сказать, что эта на гроши снятая черно-белая 70-минутная история — с мудреной хронологией, ложными обвинениями, роковой и уязвимой женщиной, взломами сейфов и психики — выглядит куда симпатичнее поздних, довольно посредственно смонтированных ноланесок. что Алекс Хоу — вор по имени Кобб — очень похож на покойного Григория Дашевского. что роман «Обладать», похоже, выполнял в 1990-е ту же функцию, что «Бесконечная шутка» в 2010-е — был, то есть, безупречным маркером не интеллектуального уровня героев, но их притязаний, отчаянной мечты казаться чуточку умнее и глубже — как хочет, конечно, и сам режиссер.

что до судьбы художественного фильма Tenet, за которым мы все пристально следим, то пресноватые отзывы критиков не должны вводить в заблуждение тех, кому отчего-то мил этот стиль и этот тон: сравните 71 на Metacritic с 74 у «Интерстеллара» или 66 у «Престижа»; это скорее «Дюнкерк» (94/100) — который впечатлил и Энтони Лэйна, и Манолу, и Эрлиха и который на самом деле приличнее прочих — аномалия: ну так и зритель любит его сильно меньше. короче говоря, вот эта репутация интеллектуального визиря — она абсолютно зрительская, «охлократическая», всегда шедшая поперек «экспертного» консенсуса (раздувающийся от собственной важности выскочка в шарфе — в некоторых редакциях эту фразу даже не вычеркивали перед публикацией); посмотрим, как скоро во всевозможных топ-250 появится новая строчка-палиндром.
1
​​и до чего спасительно, и отрадно, и страшно воодушевляет — жить и размышлять в присутствии настоящего гения. мы хорошо знакомы со всем тем арсеналом изобразительно-повествовательных средств, явленных в «Портрете мужчины в красном»: из «Попугая Флобера», из «Уровней жизни», из «Открой глаза»; но это не самоповтор, не отработка номера, а, скорее, операциия, проведенная при помощи индивидуального хирургического набора — своими собственными, с крохотными именными вензелями, ланцетами и зажимами. франкофил, историк культуры и великий литературный композитор — Барнс мог бы ткать свои сюжеты из воздуха, но он добросовестно погружается в любимую Прекрасную эпоху (список изученной литературы благоразумно опущен: читателю, листающему книгу на пляже, может стать не по себе) и терпеливо водит нас между комнатами, соединенными неожиданными переходами, потайными дверями, лазами, проемами. учиться, вдохновляться, держать пальцы за здоровье 74-летнего лестерского старца.
​​кого как, а меня в новом «Бэтмене» интересуют не подведенные глаза Паттинсона, не финчеровская атмосфера и даже не Пол Дано (которому давно пора залучить огромную — хоакин-фениксовскую по размеру — фанбазу), а фигура режиссера Мэтта Ривза. было в его «Планетах обезьян» что-то замечательно неуютное, какая-то несвойственная большому Голливуда поза: гуманизм без слова human; как сказано в одной хорошей рецензии, получилось кино «по ту сторону диковинного эволюционного скачка» — куда более радикальное, чем розовый «Аватар». и то, что он сейчас, под одобрительный гул массовки, берется за самого правого супергероя, который очищает город от покушающихся на статус-кво анархистов, либо сообщает нечто обескураживающее про «полевевший» будто бы мир, либо (и за это прямо хочется поболеть) анонсирует новое — анти-нолановское, получается — прочтение классического мифа. жалко, не дожил Марк Фишер, писавший про последнего «Темного рыцаря» в The Guardian: тот фильм предлагал довериться совестливому богачу, который если не исправит классовое неравенство, то хотя бы предотвратит локальный армагеддон; этому — выходящему после «Джокера» и BLM — явно нужна другая, менее компромиссная мораль.
​​обстоятельно рецензировать фильм за неделю до того, как его увидят самые бесстрашные зрители, было бы неправильно, — ограничимся наблюдением компаративистского толка. бондиана всегда была фантазией британского истеблишмента о своем месте в мире: на страже западного мира стоит поджарый офицер MI6, которому — что поделать — приходится иногда прибегать к помощи американских спецслужб (Феликс Ляйтер). «Довод» — во многом играющий по правилам главного шпионского сериала на свете, — инвертирует эту конструкцию: конечно, апокалипсис предотвращает агент ЦРУ, которому — ничего не попишешь — нужно ходить на ритуальный поклон к островной аристократии (Майкл Кейн) и действовать бок о бок с приятным британцем (Роберт Паттинсон). вроде бы дело в бикультурном провенансе автора, по-хичкоковски изменившему империи с империей, а вроде бы — проклятая память жанра, и, в общем, неважно, какого цвета Протагонист.

есть, правда, одно — и довольно возмутительное, если задуматься, — отличие: семья Брокколи уж по крайней мере нанимает на роль врагов мирового капитала датчан (Мадс Миккельсен), французов (Матье Амальрик), испанцев (Хавьер Бардем) или австрийцев (Кристоф Вальц). а вот атлантисты из Warner Bros., похоже, совсем не доверяют колониальным администрациям: даже русский злодей у них в известном стиле свой — уроженец Белфаста Кеннет Брана.
​​набоковедение в этом году несет чудовищные совершенно потери — сегодня не стало Дональда Бартона Джонсона, автора прекрасной книги «Миры и антимиры Владимира Набокова» и одного из самых остроумных его исследователей, который умел игриво объяснять сложнейшие, туманнейшие вещи. кроме того, он автор литературной биографии Саши Соколова, которая на русском вышла в качестве послесловия к «Палисандрии» («Глагол», 1992). вот бы «Полка» — или «Кольта», или кому еще есть дело до того, что мертвый ученый думал о писателе-призраке, — отыскали и опубликовали.
​​ты: ждешь, что Игорь Гулин опубликует рецензию на сборник НЛО про русский реализм, очередной катакомбный шедевр Kolonna Publicarions или хотя бы «Рекурсивность и контингентность» Юка Хуэя.

Игорь Гулин: выпускает «Краткий путеводитель по картошке в искусстве».

текст по обыкновению прекрасный, но заканчивается на тревожной, по-моему, ноте: «В любом случае очевидно, что разговор человека и картофеля еще не окончен».
«Неужели это правда?» — подумал Левин и оглянулся на невесту. Ему несколько сверху виднелся ее профиль, и по чуть заметному движению губ и ресниц он знал, что она почувствовала его взгляд. Она не оглянулась, но высокий сборчатый воротничок зашевелился, поднимаясь к ее розовому маленькому уху. Он видел, что вздох остановился в ее груди и задрожала маленькая рука в высокой перчатке, державшая свечу.

Вся суета рубашки, опоздания, разговор с знакомыми, родными, их неудовольствие, его смешное положение — вдруг исчезло, и ему стало радостно и страшно.


(29.08.2020 — )
​​то, о чем так долго говорили большевики, — в конце сентября. расшифровка выступления ББ на набоковедческом, ммм, симпозиуме — здесь.
можно понять!
все говорят, а они делают: на «Полке» на этой неделе вышел прекрасный подкаст про последние, почти синхронно опубликованные книги Сорокина и Пелевина — соответственно, сборник народной мудрости (кажется, по-прежнему никем толком не отрецензированный; поправьте, если не прав) и беспрецедентно длинный роман (вызвавший стандартную, в общем, реакцию). параллельность текстов, авторов и рецепций и стала основной темой выпуска — особенно мне полюбилась мысль Полины Рыжовой про взаимозаменяемость фабул ВГС и ПВО и соображение Юрия Сапрыкина о том, что оба писателя претендуют на толстовское наследство, воспринимают его как центральную фигуру русского интеллектуального мира, с которой нужно если не сверяться, то признавать ее гравитационную, так сказать, значимость; раньше, напомню, считалось, что Толстой у нас только один, во Внукове, а Пелевин так — Щедрин, только без саморазрушительных привычек.

ну а что сами новые тексты, которые уже не первый год находятся где-то на заднем плане дискуссии о том, не пора ли ветеранам московского концептуализма и чертановского постмодернизма обналичить уже пенсионную книжку — и уступить место писателям побойчее и прогрессивнее?

на первый взгляд кажется, что задача, поставленная перед собой Сорокиным, амбициознее: исследовав всевозможные литературные стили и регистры, нырнуть в примордиальные речевые слои, сформулировать правила жизни русского человека, обрисовать его космос, добавив (на самом деле — восстановив в правах) туда телесный низ — бздёх, жопу, пизду. 350 страниц довольно остроумных народных афоризмов пролетают быстрее, чем вы сможете выговорить слово «морфофобия», — но почему-то они оставляют сложное, почти неприятное ощущение. в подкасте предположили, что автор в этой книге воспроизводит строй мысли героев «Опричника» и «Теллурии», работает в несколько толкиновском жанре, но вообще ничто не указывает на металитературные игры. в 2020 году крупнейший русский писатель современности зачем-то решает фальсифицировать отечественный фольклор, описать тороватый, угловатый, уютно-опасный мир Анохи, его жены, тещи, коня, макарёка — и, бегая глазами слева направо, силишься понять, чтобы что. в невероятной способности писателя выдувать целые миры из своей головы никто не сомневается даже после сомнительной во многих отношениях «Манараги» — но здесь он выдает свое подсознание за какое-то тотальное миросозерцание, «воззрения славян на природу»; странное, пугающее мессианство. можно, конечно, сказать, что новый сборник — не более чем концептуальный эксперимент в духе Льва Рубинштейна, способ чем-то занять себя в холостой год, но и это, в общем, неудовлетворительное объяснение, если мы исходим из того, что в 2008-м Сорокин с концептуализмом вроде бы красиво порвал.
«чтобы что» — вопрос, который редко возникает в связи с Пелевиным: перед нами, как всегда, двуплановая, играющая с памятью площадно-интеллектульного жанра, конструкция, которая претендует на то, чтобы снова объяснить мир на актуальном, по мнению автора, языке. наверное, решить эту задачу — несмотря на то что повествование на этот раз ведется от лица ироничной москвички-феминистки, — не удалось; пожалуй, это не смешно; конечно, книга могла быть на четверть короче, — но все это почему-то снова неважно. в «Солнце» есть несколько предложений, сцен, абзацев, проникнутые тем чувством, за которые мы его единственно и любим: «многие знания — многие печали», мир отвратителен, но есть что-то — кто-то — способное это скрасить. такую эмоцию не поставишь на аватарку, чтобы показать миру, что ты занял правильную сторону истории, она вообще по умолчанию асоциальна, укромна, одинока — и великая трагедия момента состоит в том, что ее не способен вызвать никто, кроме 58-летнего ерника, который злоупотребляет многоточиями. понятно, почему всем хочется лишний раз указать на его ошибки, брюзжащую интонацию, сомнительность его позиции (разоблачитель мировых конфессий от буддизма до психоанализа, критик западного монетаризма — и при этом неотъемлемая часть этого интеллектуального рынка, много лет занимающий нишу этакого македонского критика), — но, по-моему, честнее публичных ламентаций («все пишут, а я показательно, на весь фейсбук, промолчу») выпустить в день выхода очередной книги ту самую статью про картошку или, вообще недостижимая высота, услышать абсолютную тишину. наверное, это и будет означать, что вы наконец выпустились из пелевинской школы, достигли той замечательной чистоты (= пустоты) ума, которую его протагонисты отчаянно ищут.

Подкаст «Полки»: https://polka.academy/materials/720
Разговор Владимир Сорокина и Николая Шептулина: http://moscowartmagazine.com/issue/22/article/344
Моя рецензия на «Непобедимое солнце»: https://style.rbc.ru/impressions/5f476cd49a7947d462149784
не раз откладывавшаяся смерть романа все-таки наступила — да здравствует романс.
​​респектабельная антисоветскость — может быть, единственное и вместе с тем главное, что сближает два самых обсуждаемых российских фильма этого года. и если про «Дорогих товарищей» Андрея Кончаловского — экранизацию расстрела Новочеркасского восстания от лица партработницы-сталинистки — пока приходится только читать сочувствующую прессу (и гадать, что это: предательство своего класса, о котором писали Ленин и Данилкин про Толстого и Франзена соответственно, или брутальный анонс десоветизации как центрального идеологического события 2020-х), то «Спутник» Егора Абраменко — вот он, крути в любую сторону. понятно, «что хотел сказать автор»: существо, терзающее героя СCCР Константина Вешнякова, — коммунистический вирус, который не разорвал тело носителя (в этом смысле сага Ридли Скотта предлагает куда более пессимистичный взгляд на человеческий материал и его резистентность), но сосуществует с ним в интригующем симбиозе. что такое советская власть, как не склизкий монстр, тетешкающий неваляшку и питающийся кортизолом, экстрактом человеческого горя и страха; сентиментальное чудище; инопланетяная форма жизни и сознания? штука в том, что в рамках системы ее невозможно раз и навсегда выблевать: убить вирус можно только убив себя — что, собственно, и произошло в 1985-1991 гг. так у вполне дюжинной, залюбленной сверх всяких приличий картины появляется странное (стивен-коткиновское, я бы сказал) измерение — кажется, не предусмотренное оригинальным хай-концептом.
​​последнего Кауфмана хотелось уничтожить: окказиональный двойник Нолана, в «Думаю, как все закончить» он показался ничуть не тоньше или умнее автора «Довода» (который у меня все никак не получается возненавидеть — довольно честное, осознающее свои достоинства и просчеты кино). но, как я успел заметить на личном опыте, в подкасте Леши Филиппова не получается рубить сплеча, взрывать мосты, клеймить и припечатывать — так что говорили мы в основном про Дэвида Марксона, кризис аутеризма и напряжение формы (по-своему блестяще переданное Кауфманом); яд тут на правах постороннего, не относящегося к заказу ведра.