Памятка по версионированию:
1. Наиболее распространено семантическое версионирование
MAJOR.MINOR.PATH-LABEL+MetaInfo
MAJOR - обратно несовместимые изменения
MINOR - обратно-совместимые изменения
PATCH - локальные изменения
2. Библиотеки при учете совместимости должны учитывать:
- бинарную совместимость
- семантическую совместимость (один и тот же код, должен должен приводить к одному и тому же результату)
- совместимость на уровне интерфейсов кода (один и тот же метод, должен иметь одну и ту же сигнатуру вызова)
Если хотя бы одно из условий нарушается - увеличивается MAJOR версия
3. API должны учитывать совместимость:
- по версии клиента (должен поддерживать все клиенты предыдущего API)
- по версии сервера (должен работать на серверах поддерживающих предыдущий API)
- по версии протокола (должен поддерживать все протоколы, что и предыдущий API)
Если хотя бы одно условие нарушается, увеличивается MAJOR версия.
4. Схемы данных
- При добавлении необязательных полей с дефолтным состоянием увеличивается MINOR
- При добавлении обязательных полей увеличивается MAJOR
1. Наиболее распространено семантическое версионирование
MAJOR.MINOR.PATH-LABEL+MetaInfo
MAJOR - обратно несовместимые изменения
MINOR - обратно-совместимые изменения
PATCH - локальные изменения
2. Библиотеки при учете совместимости должны учитывать:
- бинарную совместимость
- семантическую совместимость (один и тот же код, должен должен приводить к одному и тому же результату)
- совместимость на уровне интерфейсов кода (один и тот же метод, должен иметь одну и ту же сигнатуру вызова)
Если хотя бы одно из условий нарушается - увеличивается MAJOR версия
3. API должны учитывать совместимость:
- по версии клиента (должен поддерживать все клиенты предыдущего API)
- по версии сервера (должен работать на серверах поддерживающих предыдущий API)
- по версии протокола (должен поддерживать все протоколы, что и предыдущий API)
Если хотя бы одно условие нарушается, увеличивается MAJOR версия.
4. Схемы данных
- При добавлении необязательных полей с дефолтным состоянием увеличивается MINOR
- При добавлении обязательных полей увеличивается MAJOR
Чек-лист для проверки DDD архитектуры:
1) Проверка дизайна
существует несколько основных элементов домена, которые могут применяться для хранения стейта и реализации поведения:
- Entity, Value Object, Aggregate должны использоваться для хранения "стейта" и реализации "поведения"
- Data transfer Object - только "стейт"
- Service, Repository - только "поведение"
2) В DDD как правило используются следующие паттерны:
- Domain Object
- DTO
- Repository
- DAO
3) В DDD по возможности не должно быть:
- Анемичных моделей
- Fat Service
- Зацепления между разными Enteties
1) Проверка дизайна
существует несколько основных элементов домена, которые могут применяться для хранения стейта и реализации поведения:
- Entity, Value Object, Aggregate должны использоваться для хранения "стейта" и реализации "поведения"
- Data transfer Object - только "стейт"
- Service, Repository - только "поведение"
2) В DDD как правило используются следующие паттерны:
- Domain Object
- DTO
- Repository
- DAO
3) В DDD по возможности не должно быть:
- Анемичных моделей
- Fat Service
- Зацепления между разными Enteties
С DDD есть несколько нюансов, которые нужно помнить:
- DDD плохо ложится на Data Centric подход, т.е. если у вас простой CRUD+Rest вокруг него, то DDD скорее всего не нужен
- DDD не имеет смысла внедрять в маленьких приложениях, на самом деле если у вас порядка 30-40 User Stories, то это очень маленькое приложение, если начать делать его по DDD, то будет получен оверхед в виде ненужных Aggregate, Registry и Entities, куда проще использовать классический Transaction Script и сервисы.
- DDD плохо ложится на Data Centric подход, т.е. если у вас простой CRUD+Rest вокруг него, то DDD скорее всего не нужен
- DDD не имеет смысла внедрять в маленьких приложениях, на самом деле если у вас порядка 30-40 User Stories, то это очень маленькое приложение, если начать делать его по DDD, то будет получен оверхед в виде ненужных Aggregate, Registry и Entities, куда проще использовать классический Transaction Script и сервисы.
По поводу анемичных моделей надо помнить, что у нас есть совершенно разные "логики":
- бизнес-логика, независимая от приложения
- бизнес-логика, возникающая в следствие автоматизации (по сути создания приложения)
- логика приложения (по сути обязанность приложения обеспечивать свою работу)
- обязанность получения и доступа к данным (логика работы с данными)
Анемичная модель возникает в случае когда бизнес-логика в рамках домена утекает из доменной модели в другую часть программы. Но анемичная модель не может, возникать вне рамок домена.
- бизнес-логика, независимая от приложения
- бизнес-логика, возникающая в следствие автоматизации (по сути создания приложения)
- логика приложения (по сути обязанность приложения обеспечивать свою работу)
- обязанность получения и доступа к данным (логика работы с данными)
Анемичная модель возникает в случае когда бизнес-логика в рамках домена утекает из доменной модели в другую часть программы. Но анемичная модель не может, возникать вне рамок домена.
В чем причина разделения бизнес-логики и логики приложения в DDD?
Все дело в том, что бизнес-логика - это логика "реального" мира, на нее имеют влияние процессы, которые происходят за пределами "программы", поэтому причины и вектор развития бизнес-логики будут завязаны на "реальный мир", логика приложения же завязана исключительно на само приложение и изменение, и развитие будут происходить исключительно по внутренним причинам.
Так как темпы изменений и причины разные, то разделив логику приложения и бизнес-логику мы получим более гибкое решение, которое легче сопровождать и развивать.
Если же бизнес-логика и есть логика приложения (вырожденные случаи, когда мы разрабатываем приложение без бизнеса), то разделять их не имеет смысла.
Все дело в том, что бизнес-логика - это логика "реального" мира, на нее имеют влияние процессы, которые происходят за пределами "программы", поэтому причины и вектор развития бизнес-логики будут завязаны на "реальный мир", логика приложения же завязана исключительно на само приложение и изменение, и развитие будут происходить исключительно по внутренним причинам.
Так как темпы изменений и причины разные, то разделив логику приложения и бизнес-логику мы получим более гибкое решение, которое легче сопровождать и развивать.
Если же бизнес-логика и есть логика приложения (вырожденные случаи, когда мы разрабатываем приложение без бизнеса), то разделять их не имеет смысла.
Спасибо Хауди Хо за наводку про комментарии для постов, подключил чат для обсуждений, теперь должна появиться возможность комментировать оставленные сообщения.
В книге "Fundamentals of Software Architecture: An Engineering" Neal Ford, Mark Richards сформулирован офигенный "закон" архитектурного взгляда на проект, он звучит так: "'Why' is more important than 'how'"
Эта мысль мне нравится тем, что для понимания того как лучше реализовать ту или иную часть проекта, нужно последовательно понять следующие моменты:
- какие преимущества/недостатки есть в различных вариантах решения;
- какие ограничения есть в проекте;
- для чего мы реализуем тот или иной функционал.
Рассматривать поставленные вопросы нужно снизу вверх, тем самым мы как раз и приходим к простому закону: "'Why' is more important then 'how'".
- какие преимущества/недостатки есть в различных вариантах решения;
- какие ограничения есть в проекте;
- для чего мы реализуем тот или иной функционал.
Рассматривать поставленные вопросы нужно снизу вверх, тем самым мы как раз и приходим к простому закону: "'Why' is more important then 'how'".
Есть мнение, что монолит - это реализация какого-то конкретного архитектурного стиля, некоторые даже считают, что это самостоятельный архитектурный стиль.
На самом деле монолит - это характеристика архитектуры рассматривающая возможность раздельного развертывания и характеризующая силу зацепления между компонентами архитектуры.
Монолитные приложения могут быть созданы с использованием разных архитектурных стилей, как на рисунке выше.
Основная особенность, все же, в монолите почти всегда "Data centric" подход с единственной БД и единственной связью между БД и приложением.
На самом деле монолит - это характеристика архитектуры рассматривающая возможность раздельного развертывания и характеризующая силу зацепления между компонентами архитектуры.
Монолитные приложения могут быть созданы с использованием разных архитектурных стилей, как на рисунке выше.
Основная особенность, все же, в монолите почти всегда "Data centric" подход с единственной БД и единственной связью между БД и приложением.
Тут нужно отметить, что с архитектурной точки зрения "единственная БД" - это не совсем техническая реализация, т.е. СУБД у вас может быть несколько, они могут быть как SQL так и NOSQL и т.д. Архитектурное представление на высоком уровне не отражает физическую реализацию, а определяет назначение компонента, его обязанности, и связи.
Обдумываю в каких ситуациях можно и нужно прибегать к параллельным вычислениям, вот такой список причин получился:
- легко формулируются как параллельные таски - задача очевидным образом разбивается на типовые подзадачи, независимые друг от друга;
- тяжелая математика - очевидно, что лучше считать параллельно от основных задач;
- задача сводится к Map-Reduce - это доп. условие к первому пункту, тут понятно, что надо map-reduce-ом решать;
- обработка графики - очевидно, что это опять же компиляция 1-2 пункта, но по сути это целый класс хорошо изученных задач, поэтому хорошо бы их сформулировать отдельно.
Какие еще причины/случаи/задачи вам приходят в голову?
- легко формулируются как параллельные таски - задача очевидным образом разбивается на типовые подзадачи, независимые друг от друга;
- тяжелая математика - очевидно, что лучше считать параллельно от основных задач;
- задача сводится к Map-Reduce - это доп. условие к первому пункту, тут понятно, что надо map-reduce-ом решать;
- обработка графики - очевидно, что это опять же компиляция 1-2 пункта, но по сути это целый класс хорошо изученных задач, поэтому хорошо бы их сформулировать отдельно.
Какие еще причины/случаи/задачи вам приходят в голову?
SAGA - один из первых шаблонов для реализации транзакционной логики в распределенных системах. Он появился раньше чем микросервисная архитектура, но особую популярность приобрел вместе с микросервисами.
Идея шаблона сводится к идеи "целостность в конечном итоге", он состоит из цепочки нод, которые имеют свое состояние и работают по транзакционной модели ACID, каждая из нод либо выполняет транзакцию, либо инициирует цепочку отмены транзакции.
Взаимосвязь нод строится на базе событий, которые могут распространяться как синхронно, так и асинхронно.
Идея шаблона сводится к идеи "целостность в конечном итоге", он состоит из цепочки нод, которые имеют свое состояние и работают по транзакционной модели ACID, каждая из нод либо выполняет транзакцию, либо инициирует цепочку отмены транзакции.
Взаимосвязь нод строится на базе событий, которые могут распространяться как синхронно, так и асинхронно.
Существует несколько вариантов реализации паттерна на практике, все зависит от конечных свойств, которые нужно получить в решении:
Атомарность vs Модульность
Синхронность vs Асинхронность
Оркестрация vs Хореография
Атомарность vs Модульность
Синхронность vs Асинхронность
Оркестрация vs Хореография
Вариант атомарного, синхронного, оркестрированного поведения:
- существует одна большая распределенная транзакция (пунктир на рисунке)
- запросы получает медиатор, который принимает решение о том как исполнять запрос внутри транзакции
- существует одна большая распределенная транзакция (пунктир на рисунке)
- запросы получает медиатор, который принимает решение о том как исполнять запрос внутри транзакции
- ошибки обрабатывает так же медиатор, выполняя "откат транзакции" на уровне каждой ноды
- все запросы синхронные (например, http) и по результату запросу сразу приходит статус (медиатор ждет результата обработки)
- все запросы синхронные (например, http) и по результату запросу сразу приходит статус (медиатор ждет результата обработки)
Сегодня выпустил стрим для патронов на тему SAGA, слайды тут - https://s0er.ru/codelabs/arch_stream_18