Солнце Севера – Telegram
Солнце Севера
3.94K subscribers
2.2K photos
616 videos
5 files
2.55K links
Культурное пространство новой образовательной этики

По всем вопросам: @mseurko, @objekt_0

ВК: vk.cc/bW8BXg
ЮТУБ: goo.su/XTDM8M
ЯДЗЕН: dzen.ru/solsevera
РУТУБ: rutube.ru/channel/27176624/
ОК: ok.ru/group/70000005963164
Download Telegram
​​И воевать по совести нельзя, и не воевать нельзя

Гуманистических мыслей, мечтаний о совершенном мире, о братстве и любви в нашей философии значительно больше, чем рассуждений о войне. Но к войне также не было ненависти в плане обиды на бытие. Можно ли ненавидеть то, что и так будет?

Таким вопросом задался на философском соборе "Великое русское исправление имён" кандидат философских наук, специалист по русской этике войны Алексей Алексеевич Скворцов.

Вечный мир, как известно, возможен только на кладбище. Но для нашей культуры война – это не просто необходимый модус бытия: он сложен из трагического парадокса. Нет сомнения, что война – это зло, и «не то страшно, что люди умирают, а то, что они перестают быть людьми» (о. Г. Флоровский) .

Тем не менее, парадоксальным образом, свои лучшие, возвышенные, нравственные качества человек проявляет именно на войне: «В войне… совершается такое великое добро, как жертва своей жизнью за других» (Л.П. Карсавин).

Для русской философии война – это не часть науки о политики, как для немецкой философии, не экзистенциальное приключение, как для французских, не защита своих интересов, как для англичан и американцев. Это именно трагедия совести, когда мы понимаем, что и воевать по совести нельзя, и не воевать нельзя. Для нас война – это защита и себя, и тех, кто нуждается в этой защите

☀️Напомним, что в настоящее время мы ведём сбор средств на выпуск сборника избранных статей философского собора «Великое русское исправление имён».

Это издание предназначено для философов, широкого круга читателей и замполитов российской армии, которым мы доставим сборники через военкоров и наших друзей.

Сборник будет состоять из статей участников одноимённого философского собора. Его мы также посвящаем памяти Дарьи Дугиной, которая была одним из инициаторов и идейных вдохновителей собора.

Присылать пожeртвования можно на кapту Сбepa 2202 2062 2787 9199 сс пометкой "сборник" (владелец Анна Дмитриевна В.)
👍19🔥3😱1
Настоящее и ненастоящее
Человек "настоящего времени" — наш современник, рассуждая о времени (да и о чем угодно другом) несвободен и не может быть свободен от "гипноза настоящего" — от господствующей эпистемы. Если его рассуждение публичное: перед аудиторией, листом бумаги, клавиатурой, - то на ограниченный эпистемой набор символов, методов, допущений, и прочего, составляющего "среду обитания мысли", надевается еще более строгая смирительная рубашка предполагаемых когнитивных способностей аудитории, цензуры и прочего общепринятого.

Настоящее и ненастоящее, изображение №1
Уже одного этого достаточно, чтобы задать вопрос: а насколько любые рассуждения, вызревшие в настоящем — настоящие (истинные)? И можно ли вообще говорить об истинности истин, подверженной гипнозу "настоящего времени"? А если нельзя, и если нет сущностной разницы между истиной и "не истиной", тогда в чем смысл слова "смысл", и в чем ценность и цель любого рассуждения, если оно — не более чем "модное" (принятое в "настоящем" времени) складывание символов в последовательность с очень ограниченным сроком годности?

Отправной точкой для подобных вопросов для автора послужило сочетание в прослушанной лекции двух, на первый взгляд, естественных и даже необходимых взглядов на "суть времени" (позволим себе освободить это словосочетание, узурпированное известным современником): на время как таковое, время вне субъекта с одной стороны, и "время человека" - с другой стороны.

Понятно, что человек модерна, тем более — постмодерна, не может не использовать научный подход для осмысления чего-либо: в противном случае он не будет не то что понят, но даже до конца выслушан, и скорее всего будет признан чудаком и маргиналом. Научный метод познания предполагает изучение объективного, то есть - объекта, а не субъекта (в соответствии с такой традицией, изучение субъекта непременно начинается с его объективации). Следовательно, рассуждая о времени, мы тоже обязаны, следуя моде, выявить время-как-таковое, время-само-по-себе. Не может же быть, чтобы слово "время" было, а соответствующего объекта (желательно — материального), существующего вне и независимо от субъекта — не было.

Итак, мы имеем в одном и том же нарративе, рядом друг с другом и даже в некоторой взаимосвязи "время-объект" — физическое явление, которое регистрируется, измеряется, обладает собственными свойствами и "время субъекта" - интуитивно-понятное (в отличие от первого), время событийности, время смысла — живое, я бы даже сказал — душевное. Мы привычно проглатываем этот коктейль, не замечая под гипнозом "настоящего" несочетаемости, взаимной противоречивости его компонентов. Пожалуй даже, мы снимаем это противоречие, принимая по умолчанию "торжество объективного", убивая субъект, делая его некой, пусть сложной, но функцией каких-то материальных предпосылок и зависимостей.

Если же попытаться радикально освободиться от этого гипноза и признать по-настоящему настоящим только время субъекта, тогда мы оказываемся в совсем другом мире, где снимается противоречие между двумя смыслами "настоящего".

Настоящесть времени становится мерой его насыщенности истиной, его соответствия самому себе. Линейное время при этом становится одномерной иллюстрацией, пригодной для использования в каких-то прикладных задачах и перестает давить на нас роковой предопределенностью. И ответ на вопрос, что же мы измеряем, когда измеряем такое время, становится гораздо более радостным и, одновременно, ответственным, потому что мы измеряем самих себя. Измеряем соотношение между "актуальным Я" и "Я-абсолютным".

Таким образом, вопрос о настоящести-истинности времени сводится к выбору, какое из времен мы считаем "своим", в какой из миров мы себя помещаем: в мир физического времени с убитым субъектом или в мир живого времени, где физическое, если угодно, материальное время, — это время границы жизни и смысла, той границы, за которой полностью исчезает Истина и остается только хаос времени-самого-по-себе и бессодержательной материи.
👍4🤔4😱1
​​Заголовок "Настоящее и ненастоящее" заявляет претензию на на нечто большее, чем рассуждения о времени. Никакого набора смайлов не хватит, чтобы в должной мере посмеяться над наивной смелостью такой претензии, тем не менее, рискнем сделать последнее обобщение.

В самом деле, почему бы не применить принцип настоящести-истинности к чему-нибудь еще, ведь представление о времени как о мере истинности или "сбывания" позволяет говорить о времени чего угодно, например — о времени Луны, как о мере становления временной, "становящейся" Луны — "Луны всех Лун".

Более того, освободив время от гипноза "научности", мы обязаны, если хотим исключить оксюмороны из нашей картины мира, попытаться проделать это же и со всем прочим, что может прийти на ум.

Косвенно, как минимум — право на существования такого подхода обосновывается принципом самотождественности сущего, без которого не было бы, собственно, возможности быть (и даже рассуждать о несуществовании несуществующего было бы некому, негде и нечем). Раз Мир существует, раз существует существование, значит сохраняется структурность структур, то есть предназначенность одного для другого, то есть осмысленность. И, напротив, — Мир, в котором основой всего полагается бессмысленный, ничему не соответствующий объект-сам-по себе, ни из чего не состоящий и ни для чего не предназначенный, будет полюсом "ненастоящести".

Можно, например, предположить, что основой лжи (то есть ненастоящего, того, чего нет), ее атомом, является как раз такая, не содержащая ничего (ничего истинного) частица, атом лжи как элементарная пустота. Тогда существование лжи как паразитирование на истине объяснялось бы своеобразным прикреплением такой бесцельности и бессмысленности к чему-то, существующему в "мире смысла". Создавались бы "структуры лжи", поверх "мира смысла" возник бы такой темный "антимир" с объективно-мыслящими учеными. Получилось бы, что всяческое "само-по-себе" возникает в "ненастоящести", а в настоящести всё "для чего-то" и "к чему-то".

Может быть, рациональные умы, прописавшиеся в ненастоящем, смогут достроить онтологию этого мира, может быть она уже близка к завершению — поверхностное знакомство с современными мыслителями, да и просто чтение тиражируемых тестов дает повод то ли надеяться на это, то ли опасаться…

Деркачёв Андрей Анатольевич, студент курса Философия настоящего времени Народного Университета им. Дарьи Дугиной
👍8😱1
​​Философ Владимир Варава - об Институте философии и русской традиции философствования

В последнее время много говорят об Институте философии и его деструктивной деятельности. Самое обидное и печальное в этой истории, что дискредитируется само слово философия в общественном сознании, ассоциируясь с антироссийской, либеральной и русофобской политикой, которую проводил ИФ в постсоветский период.

Формируется совершенно ложная установка – философы они вот такие, оппозиционно настроенные к власти и тем более к СВО.

Статус философии и так традиционно невысок, а здесь еще это очернительство со стороны тех, кто должен был бы поддерживать цех мундира и культивировать отечественные философские традиции.

По правде говоря, то, чем занимался Институт в последние три десятилетия нельзя назвать философией. В лучшем случае это комментаторство современной западной философии, в худшем – «исследования» на западные гранты.

Исследования, в сущности, пустые (например, гендерные), поскольку ни к философии, ни к русской философии, ни к российской действительности они не имели отношения. Идеологическая макулатура либерализма.

И вообще, если говорить о философии в России, то она представлена двумя традициями: институциональная (вузовская, научная, западно-ориентированная) и вольная, как называл ее В. Розанов, «сектантская».

В этой сектантской как раз и свершается все подлинно философское, в ней живая мысль, обитающая не в научно-академических пространствах (хотя туда она тоже заглядывает), но где-то около литературы, искусства, «около церковных стен», на просторах родной природы, в ее таинственной тиши, на дорогах странствий, на кладбищах и в душах русских людей, ищущих правды и смысла.

Институт философии – это по своему статусу институциональная философия, ее либеральная идеология особого вреда самой философии не принесла. Можно говорить лишь об имиджевых потерях философии, что тоже, конечно, плохо.

Сейчас появляется надежда, что и научно-академический Институт философии будет работать на философскую истину, которая тожественна с истинами русской философии.
👍18😱1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Участника СВО с позывным Киргиз осудили на 10 лет

Сделал этот суд Бишкека за участие в СВО после того, как российского военнослужащего арестовали в Кыргызстане. Он вернулся на Родину, чтобы попрощаться со своим отцом, находящимся при смерти. И тут к нему нагрянули правоохранители.

- Отец знал, что я на войне, потому что я… когда уезжал, я у него благословения просил. Он меня одобрил, он сам, лично. Потому что наш дед воевал тоже во Вторую мировую, до Берлина дошёл, тоже против фашистов воевал…

Кажется, и некоторым гражданам России следует брать пример с «Киргиза», чтущего и своих предков и нашу общую историческую память. Воюет за русских Кубанычбек уулу Аскар (так зовут добровольца) с 2014 года.

Уверены, что это дело принципиальное для международного имиджа России. Необходимо не только выдать паспорт добровольцу, который уже давно заслужил это гражданство, но и задействовать все возможные дипломатические рычаги для вызволения «Киргиза».
👍32😢7🤔2😱2👏1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
ЕСМ продолжает выпускать передачу "Рупор Евразия"

В новом выпуске - о том, как же так получилось, что западное христианство не только попустительствует греху, но и с каждым днём всё более явно поощряет его. Как будто следует заветам Великого Инквизитора Достоевского.

"Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен, если сделан будет с нашего позволения", - говорил инквизитор Исусу Христу.

Этому процессу сопутствует западная философская мысль, предлагающая освобождаться от "идолов" на пути к свободе.

Автор выпуска Павел Киселёв призывает хранить твёрдо хранить истину восточного христианства. В выпуске не сказано, в чём она состоит и что в точности нужно защищать. Думается, мы это ещё услышим в "Рупоре Евразии"

Ждём продолжения!
👍8🥰4😱1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Открываем доступ ко всем лекциям курса Пространство политического в свете софиологии

Во второй лекции преподаватель философии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета Андрей Кузьмин раскрыл следующие темы:

1. Об актуальности консервативных идей
2. Об онтологических основаниях в социальной философии
3. Мiр в свете метафизики всеединства
4. Человечество и национальный проект

Также курс можно посмотреть на ютубе

Другие лекции:

Лекция 1. «Пространство политического»
Лекция 2. «Русская метафизика как руководство к социальному действию». Часть 1
Лекция 2. «Русская метафизика как руководство к социальному действию». Часть 2
Лекция 3. «Софиология и политика»

Напомним, мы подошли к тому моменту, когда все записанные в "Солнце Севера" лекции станут бесплатными и мы полностью перейдём на экономику дара.

Всем, кто поддерживал и продолжает поддерживать нас, огромное спасибо! Ваш вклад неоценим. Если вы хотите поддержать нас сейчас, то просим помочь гуманитарному проекту #МыФронту.
👍16😱1
​​Философ Владимир Варава - о том, как научиться смотреть на человеческую жизнь

Понять войну не значит ее оправдать, и философия войны ни в коей мере не есть апология войны. Жизнь, увы, не то, что кажется обывателю, не обремененному трагической рефлексией над смыслом бытия. Русская философия войны как раз учит этому – нравственно честному, мужественному взгляду на человеческую жизнь. Это сегодня самое необходимое для всех сомневающихся, страшащихся и потерявшихся людей.

Сейчас нужен Андрей Платонов и русские философы, писавшие о духовном и нравственном смысле войны, об отношении русского человека к войне, о поведение русского солдата на поле брани.

Итак, современная война – это борьба за человека, за бытие человека против постчеловеческого небытия, против лжи, фальши и лицемерия, которыми пронизан современный западный мир. Это возможность стать человеком, приняв на себя всю смертную тяжесть этого мира. Отказ от этой возможности через отрицание войны – это отказ от мира и человека.

Иными словами, духовная смерть или эвтаназия духа – самая сильная примета нынешнего времени. В этом смысл современного «пацифизма» как эвтаназии духа, как окончательной капитуляции человеческого перед натиском нечеловеческого.

☀️Напомним, что в настоящее время мы ведём сбор средств на выпуск сборника избранных статей философского собора «Великое русское исправление имён».

Это издание предназначено для философов, широкого круга читателей и замполитов российской армии, которым мы доставим сборники через военкоров и наших друзей.

Сборник будет состоять из статей участников одноимённого философского собора. Его мы также посвящаем памяти Дарьи Дугиной, которая была одним из инициаторов и идейных вдохновителей собора.

Присылать пожeртвования можно на кapту Сбepa 2202 2062 2787 9199 с пометкой "сборник" (владелец Анна Дмитриевна В.)
👍14👏3🥰2😱1
Forwarded from Россия 2062 / Большая Земля (Boris Akimov)
Подкаст 2062. Почему молодые идут в философы? Беседуем с создателем философского движения «Солнце севера» Николаем Арутюновым.

Есть устоявшейся стереотип - философы это какие-то античные старцы. То ли в виде статуй, то ли в виде глубоких пенсионеров с университетской кафедры.

Между тем, в последнее годы мы видим молодых людей, сознательно выбирающих путь философа. Причём, не кабинетного учёного или преподавателя - а практикующих философов. Они отправляются на Донбасс, создают общественно значимые проекты, меняют жизнь вокруг себя, внедряя в практическую реальность свои глубокомысленные теории.

Один из таких молодых философов-практиков Николай Арутюнов, создатель образовательного и исследовательского проекта «Солнце севера», Университета имени Дарьи Дугиной.

Зачем молодым людям нужна философия и как она становится практикой их новой жизни - об этом говорим с Николаем.

Слушайте: Яндекс Музыка или на радио Спутник.
👍22😱1
Русская сугой-ность города берёт!
🔥18😁4👏2😱2
Нина Сергеевна Ищенко - в "Солнце Севера"

Получился проникновенный и серьёзный разговор о трагических событиях на Украине и Донбассе последних лет. О том, как это начиналось и как мы пришли к дню сегодняшнему.

Напомним, Кандидат философских наук, культуролог выступила с докладом "Стигматизация и дегуманизация русских в украинских политтехнологиях (2013-2023)".

Видео уже монтируется!
👍22👏4🥰1😱1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Ничего не закончилось. В каком-то смысле всё только начинается

Случайно наткнулись на видео, посвящённое памяти русского парня Михаила Лучина. Впервые узнали из него про Михала. Но это видео надо, думается, посмотреть абсолютно каждому: в нём разруха, смерть и будни войны - вместе с цветением природы, пробивающемся через дым, с мудрой текучей русской речью.

Кажется, такое видео может сказать иной раз больше многих книг. Может быть, оно даже поможет каком-нибудь незадачливому нетвойнисту, проклинающему "орков", который откроет видео и увидит там человека.

У героически погибшего под Красногоровкой командира группы БПЛА Лучина Михаила Сергеевича было ещё одно высокое звание - верить в жизнь, приснотекущую, воскресающую и воскрешающую.
😢20👍6🔥2😱1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Русский язык - язык империи

Если людям на Украине дать свободу, то русский язык сам себе проложит дорогу и станет ведущим. Потому что он вмещает в себе опыт империи, а украинский - опыт села, который не может вместить всего многообразия жизни большого государства.

Так считает кандидат философских наук, культуролог Нина Сергеевна Ищенко, которая выступила в "Солнце Севера" с докладом "Стигматизация и дегуманизация русских в украинских политтехнологиях (2013-2023)".
👏28👍10🔥3😱2
Почему молодые идут в философы?

Руководитель культурного пространства «Солнце севера» Николай Арутюнов - в передаче "Россия 2062". Вместе с ведущими передачи Борисом Акимовым и Олегом Степановым рассуждали о том, зачем молодым людям нужна философия и как она становится практикой их новой жизни.

Цель проекта "Россия 2062" создать модель положительного и привлекательного российского будущего

В описании подкаста «Солнце севера» представили как философское движение.

Есть устоявшейся стереотип - философы это какие-то античные старцы. То ли в виде статуй, то ли в виде глубоких пенсионеров с университетской кафедры.

Между тем, в последнее годы мы видим молодых людей, сознательно выбирающих путь философа. Причём, не кабинетного учёного или преподавателя - а практикующих философов. Они отправляются на Донбасс, создают общественно значимые проекты, меняют жизнь вокруг себя, внедряя в практическую реальность свои глубокомысленные теории.

Слушайте:

Яндекс Музыка
радио Спутник.
👍13😱1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Когда на Украине менялись все вывески с русского на украинский, внедрялось «украинознавство» и проч., русские это сносили молча, полагая, что чем бы начальство не тешилось, лишь бы нас не касалось.

О том, как от вытеснения русского языка из официальной сферы дело дошло до консервов «с кровью русских младенцев», о технологиях дегуманизации рассказала в «Солнце Севера» кандидат философских наук, культуролог Нина Сергеевна Ищенко.
🔥19👍4🤔1😱1
Маленький шахтёрский город,
пограничный с Россией.
Здесь
из окон пятиэтажки
небо такое синее.
Мальчик клеил из картона модели,
он мечтал в океане
водить каравеллы.
Он бредил парусами,
хранил портрет Колумба,
изучал такелаж, галсы и румбы.
Он остался под обломками
рухнувшего здания.
Украинский лётчик доложил
о выполнении
задания.

Самая обычная младшеклассница
знойным
луганским
летом
упрямо ходила в ДК,
занималась балетом.
Она крутила фуэте,
она стояла на пуантах,
легко различала аллегро и анданте.
Осколок прошёл навылет,
когда по Камброду
отработали украинские
миномёты.

Он мог бы стать актёром,
врачом,
инженером,
шахтёром,
пилотом...
Просто парнишка ещё не определился
с будущей работой.
Он часто сбивал коленки,
ругался со сторожами,
прогуливал уроки,
иногда курил за гаражами.
«Скорая» не успела помочь
даже просто уколом,
когда он зацепил «растяжку»
по дороге в школу.

Первого сентября
они входят в райские классы
и садятся за райские парты.
Белые.
Ангелы.
Донбасса.

Автор Владислав Русанов
😢32🥰2👍1🔥1😱1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В России сосуществуют три линии, или традиции, которые раскалывают нашу страну. Каждая из них имеет своих героев и мучеников, свои памятные даты и отрицает остальные.

И чем закончится новый исторический виток неизвестно, считает кандидат философских наук, культуролог Нина Сергеевна Ищенко. Она выступила в "Солнце Севера" с докладом "Стигматизация и дегуманизация русских в украинских политтехнологиях (2013-2023)".
👍13😁1😱1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Мирча Элиаде. Между наукой о сакральном и сакральной наукой

Открываем доступ к заключительной лекции курса "Традиционализм и традиционалисты: влияние на науку и картину мира".

Публицист, геополитический обозреватель, философ, открывший русскому читателю сокровища румынской традиционалистской мысли, автор книги «Великая Восточная Европа: Геополитика. Геософия. Третий традиционализм» Александр Бовдунов в ходе лекции раскрыл следующие темы:

- Деконструкция Элиаде: приведение к контексту;
- Православие, Н. Крайник, Н. Ионеску, Л. Блага и другие;
- Сакральное как предмет научного исследования;
- Фольклор как инструмент познания»: левитация как научный факт;
- Антиредукционизм и реабилитация мифа;
- Новое Возрождение» и группа «Эранос;
- Новый гуманизм: тотальная человечность и тотальная сакральность.

Наш курс Традиционализм и традиционалисты: влияние на науку и картину мира. продолжает и развивает темы, поднимаемые в Кузнице русской научной мысли. Подробнее о проекте здесь
👍19🥰1😱1
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Как русских на Украине лишали человеческого статуса

Кандидат философских наук, культуролог Нина Сергеевна Ищенко в Солнце Севера проанализировала и разложила по полочкам процесс, начавшийся с официального запрета русского языка на Украине и закончившийся символическими каннибальскими практиками и убийством русских.

Русских с 2014 года подвергли, как выразилась докладчик, стигматизации и дегуманизации. Для чего? Чтобы можно было начать беспрецедентное насилие и не нести никакой ответственности.

Сегодня этот процесс продолжается уже во всём мире, считает Нина Сергеевна, и предлагает свои рецепты того, как нам на это реагировать.

Смотреть на ютубе
Смотреть в Я.дзене
👍14😱1