⚽️ И снова Михаил Ромм: приберег его цитату из статьи, которую вчера обозревал, — про состояние дел в советском футболе («Красный спорт», №69 от 19.05.1936):
Местами, в какой-то степени, даже сейчас актуально. С учетом «отрыва от зарубежного футбола». Без буржуазного спорта никуда.
«Как же играют наши советские команды? На какой стадии тактического искусства находятся наши мастера?
Отсутствие регулярного тренерского руководства (кроме последних двух лет) и отрыв от зарубежного футбола создали своеобразную диспропорцию между техническим и физическим уровнем наших игроков и тактической слаженностью команд. Сильные, выносливые, напористые с хорошей волей к победе, с очень неплохой техникой, наши игроки индивидуально стоят на высоком уровне. Но они не овладели тактикой игры. В их темпераментном и целеустремленном напоре нет системы. Это — не отсутствие коллективности, не стремление каждого игрока выделиться, забить самому мяч. Это — несистематизированная коллективность, передача недостаточно острая и целесообразная, расположение игроков в поле недостаточно четкое и определенное.
<...> Некоторые склонны видеть в бессистемности игры наших команд зарождение собственной советской системы.
Думается, что это не так. Мы несомненно создаем свою советскую тактику футбола, тактику, отвечающую новым качествам пролетарского спорта, но, как и в других областях культуры, мы создадим ее, лишь критически усвоив, а не отбросив в сторону наследие буржуазного спорта.
Сейчас же надо как можно скорее ликвидировать отмеченную выше диспропорцию между индивидуальной силой игроков и их тактикой.
<...> Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что после устранения тактического отставания наши команды выйдут на уровень сильнейших мировых профессиональных команд при условии, что в этот период мы будем встречаться с действительно первоклассными командами разных стилей».
Местами, в какой-то степени, даже сейчас актуально. С учетом «отрыва от зарубежного футбола». Без буржуазного спорта никуда.
👍4
📰 «Правда» пишет про подвиг пионерки (№140 от 23.05.1936):
Еще раз. Девочка 11-ти лет. Бросается в горящий дом. Чтобы вытащить из огня колхозный акт на бессрочное пользование землей. Широкую папку с бумажками. Хочется подойти к зеркалу, как авторитет Антибиотик из «Бандитского Петербурга», и начать орать: «ЧТО ПРОИСХОДИТ?».
В голову может закрасться крамольная мысль — мол, да брехня. Но уж слишком много подробностей: адрес и название колхоза, имена. В общем, что бы там ни было, просто взрыв мозга 🤯
«ЛЕНИНГРАД, 22 мая. (Корр. «Правды»).
В колхозе «Пчела», Мгинского района, Ленинградской области, вспыхнул пожар в доме председателя правления колхоза Дмитриева. Дочь Дмитриева 11-летняя пионерка Нюра, зная, что в одной из комнат хранится выданный колхозу государственный акт на вечное пользование землей, смело бросилась в огонь и спасла документ.
Президиум Ленинградского областного исполнительного комитета отметил самоотверженный поступок пионерки Нюры Дмитриевой, премировал ее 500 рублей и посылает в детский санаторий».
Еще раз. Девочка 11-ти лет. Бросается в горящий дом. Чтобы вытащить из огня колхозный акт на бессрочное пользование землей. Широкую папку с бумажками. Хочется подойти к зеркалу, как авторитет Антибиотик из «Бандитского Петербурга», и начать орать: «ЧТО ПРОИСХОДИТ?».
В голову может закрасться крамольная мысль — мол, да брехня. Но уж слишком много подробностей: адрес и название колхоза, имена. В общем, что бы там ни было, просто взрыв мозга 🤯
👍4🤨1
⚽️ Вы не поверите, но в «Красном спорте» вновь ругают буржуазный футбол. На этот раз уже хорошо знакомый нам В.Фельд чихвостит сборную Англии за «чес» по Европе (разворот №71 от 23.05.1936):
«Капиталец» по мнению Фельда наживают «футбольные диктаторы»: австриец Гуго Майзль (имя и фамилия в статье указаны с такой транскрипцией) и итальянский «кавалер» Поццо. Они используют осечки сборной английских гастролеров для собственного, как бы сейчас сказали, пиара: Майзлю после ряда неудач нужно восстановить свой престиж, а Поццо затаил обиду на родоначальников футбола после проигранного итальянцами товарищеского матча в 1934 году (цитата: «из-за «коварного Альбиона» Италия как была, так и осталась чемпионом мира в кавычках»). Англичане же тем временем, по мнению автора газетной статьи, после окончания сезона в своей футбольной лиге о футболе вообще не думают — на континент они приехали развлекаться на многочисленных приемах и банкетах.
Отдельно доставляет описание Майзля и Поццо. Мало того, что в статье их несколько раз называют «футбольными диктаторами», так рядом с тем же итальянцем и в связи с ним в тексте то и дело проскакивает упоминание фашизма (эту идеологию, конечно же, осуждаем). Майзль же еще и пытается заработать, восстанавливая «пошатнувшийся коммерческий кредит». Ведь в первую очередь, как пишет Фельд, «Майзель — этот вершитель судеб австрийского футбола — коммерсант», а «футбол для него лишь призвание, нечто вроде общественной нагрузки».
Если что, Хуго Майсль тренировал сборную Австрии на протяжении 18 лет — с 1919 года и вплоть до своей смерти в 1937 году, создав ту самую Вундертим. Неплохая общественная нагрузка!
Про тренерские заслуги Витторио Поццо я вообще молчу — дважды чемпион мира и победитель Олимпиады. 19 лет у руля национальной сборной.
Самое смешное, что сборная Италии… вообще не играла с Англией в том сезоне. Фельд притянул их за уши лишь в той связи, что после поражения англичан от Австрии (1:2), Поццо «не сомневается в том, что итальянцы «причешут» австрийцев». Буквально мастер-класс по приплетанию неугодных.
В общем, английские халтурщики вроде как развлекаются, а итальянские и австрийские чинуши от футбола на этом якобы пиарятся (бельгийцы вот только подгадили — тоже англичан обыграли и обесценили потуги австрийцев). И все при этом гребут деньги. Одним словом, буржуи 😄
📰 Финал статьи В.Фельда («Красный спорт», там же):
А кто-то считает, что и советским футболистам тоже есть чему поучиться у буржуазного футбола.
«Чуть не ежегодно повторяется одна и та же комедия. Так называемая английская сборная футбольная команда выезжает после окончания сезона в Англии на континент и там дает себя обыгрывать, кому не лень. В прошлые годы англичане соблюдали хотя бы внешние приличия и — плохо ли, хорошо ли — придавали таким гастролям характер действительно международных встреч. В этом же году все было шито белыми нитками. Всякому, кто мало-мальски разбирается в футболе, ясен истинный характер гастрольной поездки «английской сборной». Тем не менее, некоторые люди, причастные к футболу, пытаются нажить на этой халтуре капиталец».
«Капиталец» по мнению Фельда наживают «футбольные диктаторы»: австриец Гуго Майзль (имя и фамилия в статье указаны с такой транскрипцией) и итальянский «кавалер» Поццо. Они используют осечки сборной английских гастролеров для собственного, как бы сейчас сказали, пиара: Майзлю после ряда неудач нужно восстановить свой престиж, а Поццо затаил обиду на родоначальников футбола после проигранного итальянцами товарищеского матча в 1934 году (цитата: «из-за «коварного Альбиона» Италия как была, так и осталась чемпионом мира в кавычках»). Англичане же тем временем, по мнению автора газетной статьи, после окончания сезона в своей футбольной лиге о футболе вообще не думают — на континент они приехали развлекаться на многочисленных приемах и банкетах.
Отдельно доставляет описание Майзля и Поццо. Мало того, что в статье их несколько раз называют «футбольными диктаторами», так рядом с тем же итальянцем и в связи с ним в тексте то и дело проскакивает упоминание фашизма (эту идеологию, конечно же, осуждаем). Майзль же еще и пытается заработать, восстанавливая «пошатнувшийся коммерческий кредит». Ведь в первую очередь, как пишет Фельд, «Майзель — этот вершитель судеб австрийского футбола — коммерсант», а «футбол для него лишь призвание, нечто вроде общественной нагрузки».
Если что, Хуго Майсль тренировал сборную Австрии на протяжении 18 лет — с 1919 года и вплоть до своей смерти в 1937 году, создав ту самую Вундертим. Неплохая общественная нагрузка!
Про тренерские заслуги Витторио Поццо я вообще молчу — дважды чемпион мира и победитель Олимпиады. 19 лет у руля национальной сборной.
Самое смешное, что сборная Италии… вообще не играла с Англией в том сезоне. Фельд притянул их за уши лишь в той связи, что после поражения англичан от Австрии (1:2), Поццо «не сомневается в том, что итальянцы «причешут» австрийцев». Буквально мастер-класс по приплетанию неугодных.
В общем, английские халтурщики вроде как развлекаются, а итальянские и австрийские чинуши от футбола на этом якобы пиарятся (бельгийцы вот только подгадили — тоже англичан обыграли и обесценили потуги австрийцев). И все при этом гребут деньги. Одним словом, буржуи 😄
📰 Финал статьи В.Фельда («Красный спорт», там же):
«К сожалению, опыт последних лет показал, что футбольная халтура свила себе прочное гнездо, когда речь идет о показе английского футбола на континенте и о выступлениях так называемых «сборных Англии» за рубежом. Эту халтуру не следует смешивать с подлинным английским футболом, у которого есть чему поучиться не только бельгийцам, но и австрийцам, и итальянцам, и многим другим».
А кто-то считает, что и советским футболистам тоже есть чему поучиться у буржуазного футбола.
👍7
Вчера делал статью для Википедии — про заслуженного велосипедиста Григория Ивановича Козлова. Занимался этим впервые, потратил с непривычки кучу времени (и все равно похоже налажал с названием), поэтому сегодня без текстов.
Но если все одобрят — кину ссылочку на саму статью в Вики. Считаю, что такие люди все-таки заслуживают хоть какой-то общественной памяти.
Пост про Григория Козлова на канале
Но если все одобрят — кину ссылочку на саму статью в Вики. Считаю, что такие люди все-таки заслуживают хоть какой-то общественной памяти.
Пост про Григория Козлова на канале
👍3
📰 Центральный печатный орган Наркомата обороны СССР, она же советская газета «Красная Звезда», рассказывает о притязаниях Японии на Внутреннюю Монголию (№117 от 23.05.1936):
Обзоры международной хроники в советских газетах тех лет попадаются частенько. Что скажете, стоит подобный контент постить на канале? Будет ли вам это интересно? Или и без того актуальной политики в ленте новостей сейчас хватает?
«БЭЙПИН, 21 мая. Японское военное командование ведет подготовку к тому, чтобы к концу лета создать «армию Внутренней Монголии» численностью в 10 тысяч человек. Передают, что японцы намерены осенью провозгласить «независимость» Внутренней Монголии.
В состав «независимой» Внутренней Монголии, по японским планам, должны войти помимо Чахара провинции Суйюань и Нинся».
Обзоры международной хроники в советских газетах тех лет попадаются частенько. Что скажете, стоит подобный контент постить на канале? Будет ли вам это интересно? Или и без того актуальной политики в ленте новостей сейчас хватает?
👍3❤1
Пост-уточнение по братьям Разореновым. Писал про них, когда рассказывал о братских дуэтах футболистов из московского «Сталинца».
Наш подписчик под ником Ю.К. сообщил в комментариях интересную информацию: оказывается, Разореновых-спортсменов было не двое, а трое — собственно Петр и Федор, а также еще Алексей. И действительно, футболист с таким именем числился в дубле «Сталинца» тех лет.
Но это еще не все. Во-первых, по всей видимости братьев Разореновых было даже четверо — просто спортом серьезно занимались трое из них. Старшим вероятнее всего являлся все же Петр, погибший в годы Великой Отечественной войны. Также с фронта не вернулся и Алексей. А вот Федор остался жив и умер уже после войны. Это тоже нам поведал Ю.К.
Вот что удалось установить:
📌 Петр Михайлович Разоренов, 1909 г.р., из с.Костино Мытищинского района Московской области, погиб в августе 1943 года (более точная дата не указана).
📌 Алексей Михайлович Разоренов, 1914 г.р., из с.Костино Мытищинского района Московской области: указано, что отбыл из воинской части в ноябре 1941 года, также имеются сведения о человеке с таким же ФИО без иных установочных данных, погибшем 14 декабря 1942 года.
📌 Федор Михайлович Разоренов, 1911 г.р., из с.Костино Мытищинского района Московской области, прошел всю войну, лейтенант, награжден Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За освобождение Праги». Вот здесь подробнее о воинских качествах Федора Михайловича. Умер уже после войны, точная дата неизвестна.
📌 Мало того, из того же Костино попадался еще Разоренов Василий Александрович, 1917 г.р., — видимо, кузен.
Несмотря на ряд разночтений (в некоторых документах Федор Михайлович указан Разареновым, а в общедоступных сведениях старший именно Федор, а не Петр, первый также упоминается погибшим, родились все якобы в Орловской губернии), почти наверняка речь идет именно о Разореновых-футболистах. Просто разного рода описки/опечатки регистрирующим и прочим государственным органам тех лет вполне свойственны.
Могли ли на войне оказаться братья с такими установочными данными сразу из нескольких семей? Теоретически да, но вероятность подобного мне рассчитать сложно. Информация по Разореновым везде куцая. Ну а практически развеять остающиеся сомнения наверно можно, покопавшись в архивах (к сожалению, такой возможностью сейчас не располагаю).
Благодарю Ю.К. за информацию! Вообще, рад любой активности от подписчиков на канале — очень мотивирует на деятельность. Так что дополняем, пишем комментарии, ставим реакции и все в подобном духе 😉
📸 На фото: Ф.М. Разоренов (взято с сайта «Память народа»).
Наш подписчик под ником Ю.К. сообщил в комментариях интересную информацию: оказывается, Разореновых-спортсменов было не двое, а трое — собственно Петр и Федор, а также еще Алексей. И действительно, футболист с таким именем числился в дубле «Сталинца» тех лет.
Но это еще не все. Во-первых, по всей видимости братьев Разореновых было даже четверо — просто спортом серьезно занимались трое из них. Старшим вероятнее всего являлся все же Петр, погибший в годы Великой Отечественной войны. Также с фронта не вернулся и Алексей. А вот Федор остался жив и умер уже после войны. Это тоже нам поведал Ю.К.
Вот что удалось установить:
📌 Петр Михайлович Разоренов, 1909 г.р., из с.Костино Мытищинского района Московской области, погиб в августе 1943 года (более точная дата не указана).
📌 Алексей Михайлович Разоренов, 1914 г.р., из с.Костино Мытищинского района Московской области: указано, что отбыл из воинской части в ноябре 1941 года, также имеются сведения о человеке с таким же ФИО без иных установочных данных, погибшем 14 декабря 1942 года.
📌 Федор Михайлович Разоренов, 1911 г.р., из с.Костино Мытищинского района Московской области, прошел всю войну, лейтенант, награжден Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За освобождение Праги». Вот здесь подробнее о воинских качествах Федора Михайловича. Умер уже после войны, точная дата неизвестна.
📌 Мало того, из того же Костино попадался еще Разоренов Василий Александрович, 1917 г.р., — видимо, кузен.
Несмотря на ряд разночтений (в некоторых документах Федор Михайлович указан Разареновым, а в общедоступных сведениях старший именно Федор, а не Петр, первый также упоминается погибшим, родились все якобы в Орловской губернии), почти наверняка речь идет именно о Разореновых-футболистах. Просто разного рода описки/опечатки регистрирующим и прочим государственным органам тех лет вполне свойственны.
Могли ли на войне оказаться братья с такими установочными данными сразу из нескольких семей? Теоретически да, но вероятность подобного мне рассчитать сложно. Информация по Разореновым везде куцая. Ну а практически развеять остающиеся сомнения наверно можно, покопавшись в архивах (к сожалению, такой возможностью сейчас не располагаю).
Благодарю Ю.К. за информацию! Вообще, рад любой активности от подписчиков на канале — очень мотивирует на деятельность. Так что дополняем, пишем комментарии, ставим реакции и все в подобном духе 😉
📸 На фото: Ф.М. Разоренов (взято с сайта «Память народа»).
👍6
⚽️ Продолжаем разбираться с региональными футбольными лигами СССР в 1936 году. Москву и Ленинград уже обсудили, на очереди — Украинская ССР.
Весеннее первенство УССР по футболу 1936 года вышло скоротечным.
Участие в нем приняли 8 команд: «Динамо» (Киев), «Стахановец» (Сталино/Горловка), «Локомотив» (Киев), «Динамо» (Днепропетровск), «Харьковский паровозостроительный завод» (Харьков), «Динамо» (Одесса), «Завод имени Ленина» (Днепропетровск), «Динамо» (Харьков).
Разыгрывали по олимпийской системе (плей-офф). Фактически, получился кубок республики.
📌 Матчи ¼ финала прошли 11-12 мая. Результаты:
«Локомотив» (Киев) — ХПЗ (Харьков) — 1:0
«Динамо» (Киев) — «Динамо» (Днепропетровск) — 5:2
«Динамо» (Одесса) — «Стахановец» (Горловка) — 3:2
«Завод имени Ленина» (Днепропетровск) — «Динамо» (Харьков) — 2:0
📰 В «Красном спорте» есть отчет о матче динамовцев Киева и Днепропетровска (№66 от 13.05.1936):
На месте «встреч», по всей видимости, опечатка — сведений про еще одну игру нет, скорее всего имелось в виду «встречи».
📌 Полуфиналы весеннего первенства УССР по футболу среди показательных команд отыграли 18 мая. Результаты:
«Динамо» (Киев) — «Локомотив» (Киев) — 2:1
«Динамо» (Одесса) — «Завод имени Ленина» (Днепропетровск) — 1:0
Матч киевских команд проходил в торжественной обстановке, что было связано с открытием после реконструкции стадиона «Динамо» им. Балицкого (был такой чиновник, нарком внутренних дел Украинской ССР,расстрелян в ноябре 1937 года ). Встреча собрала 30 тысяч зрителей, а на правительственной трибуне снова присутствовали крупные республиканские «шишки» — Постышев, Петровский, Балицкий, Шлихтер и другие.
Дублем у хозяев отметился игрок сборной СССР Константин Шегоцкий. Динамовцы доигрывали встречу в меньшинстве, после удаления Константина Фомина. Также в прессе отмечают плохое судейство со стороны арбитра Бланка («Красный спорт», №69 от 19.05.1936).
К матчу в Одессе тоже приурочили открытие местного стадиона на 30 тысяч зрителей. Участвовать в праздничных мероприятиях туда приехал лично первый секретарь ЦК КП УССР Косиор, чье имя арене как раз и дали («Красный спорт», №69 от 19.05.1936).
🏟 Не поверите, но в тот же день, только уже в Харькове, открыли еще один стадион — «Металлист». Впрочем, к первенству республики по футболу отношения это уже не имело, там провели серию товарищеских матчей между местными командами («Красный спорт», №69 от 19.05.1936). Кстати, о ситуации со спортивными аренами в СССР к 1936 году на канале уже писал.
Также 18 мая прошли стыковые квалификационные игры (для распределения мест) среди неудачников четвертьфиналов. Днепропетровское «Динамо» разобралось с ХПЗ из Харькова — 3:1. А вот харьковские динамовцы в гости к донбасскому «Стахановцу» даже не поехали, горнякам присудили победу за неявкой соперника.
Ну а про финал весеннего первенства УССР, как и про дальнейший ход событий в чемпионатах Москвы и Ленинграда, поговорим уже в следующий раз.
Обзор первенства Москвы
Обзор первенства Ленинграда
Весеннее первенство УССР по футболу 1936 года вышло скоротечным.
Участие в нем приняли 8 команд: «Динамо» (Киев), «Стахановец» (Сталино/Горловка), «Локомотив» (Киев), «Динамо» (Днепропетровск), «Харьковский паровозостроительный завод» (Харьков), «Динамо» (Одесса), «Завод имени Ленина» (Днепропетровск), «Динамо» (Харьков).
Разыгрывали по олимпийской системе (плей-офф). Фактически, получился кубок республики.
📌 Матчи ¼ финала прошли 11-12 мая. Результаты:
«Локомотив» (Киев) — ХПЗ (Харьков) — 1:0
«Динамо» (Киев) — «Динамо» (Днепропетровск) — 5:2
«Динамо» (Одесса) — «Стахановец» (Горловка) — 3:2
«Завод имени Ленина» (Днепропетровск) — «Динамо» (Харьков) — 2:0
📰 В «Красном спорте» есть отчет о матче динамовцев Киева и Днепропетровска (№66 от 13.05.1936):
«КИЕВ, 12 (по телефону наш корр.). Сегодня состоялся футбольный матч между сильнейшими командами Украины — киевским и днепропетровским «Динамо». На матче присутствовало 15 тысяч зрителей.
Обе команды начинают игру в быстром темпе. Футболисты Днепропетровска дружно насели на ворота киевлян. Вратарю Идзковскому с первой же минуты пришлось взять несколько трудных мячей. На 10-й минуте с подачи Лайко левый полусредний Днепропетровска Кривошеев забивает первый мяч. Попытки киевского нападения сравнять счет ни к чему не приводят. Лишь на 32-й минуте первой половины игры правый полусредний Шиловский сравнивает счет. Через минуту Шегодский забил второй мяч.
Вторая половина игры прошла под знаком превосходства киевлян и закончилась со счетом 3:1. Общий результат встреч 5:2 в пользу киевского «Динамо».
Ответственную игру прекрасно судил харьковский судья Иоселевич.
На матче присутствовали секретари ЦК КП(б)У тт. Косиор, Постышев, секретарь обкома партии тов. Ильин и секретарь ЦК ЛКСМУ тов. Андреев».
На месте «встреч», по всей видимости, опечатка — сведений про еще одну игру нет, скорее всего имелось в виду «встречи».
📌 Полуфиналы весеннего первенства УССР по футболу среди показательных команд отыграли 18 мая. Результаты:
«Динамо» (Киев) — «Локомотив» (Киев) — 2:1
«Динамо» (Одесса) — «Завод имени Ленина» (Днепропетровск) — 1:0
Матч киевских команд проходил в торжественной обстановке, что было связано с открытием после реконструкции стадиона «Динамо» им. Балицкого (был такой чиновник, нарком внутренних дел Украинской ССР,
Дублем у хозяев отметился игрок сборной СССР Константин Шегоцкий. Динамовцы доигрывали встречу в меньшинстве, после удаления Константина Фомина. Также в прессе отмечают плохое судейство со стороны арбитра Бланка («Красный спорт», №69 от 19.05.1936).
К матчу в Одессе тоже приурочили открытие местного стадиона на 30 тысяч зрителей. Участвовать в праздничных мероприятиях туда приехал лично первый секретарь ЦК КП УССР Косиор, чье имя арене как раз и дали («Красный спорт», №69 от 19.05.1936).
🏟 Не поверите, но в тот же день, только уже в Харькове, открыли еще один стадион — «Металлист». Впрочем, к первенству республики по футболу отношения это уже не имело, там провели серию товарищеских матчей между местными командами («Красный спорт», №69 от 19.05.1936). Кстати, о ситуации со спортивными аренами в СССР к 1936 году на канале уже писал.
Также 18 мая прошли стыковые квалификационные игры (для распределения мест) среди неудачников четвертьфиналов. Днепропетровское «Динамо» разобралось с ХПЗ из Харькова — 3:1. А вот харьковские динамовцы в гости к донбасскому «Стахановцу» даже не поехали, горнякам присудили победу за неявкой соперника.
Ну а про финал весеннего первенства УССР, как и про дальнейший ход событий в чемпионатах Москвы и Ленинграда, поговорим уже в следующий раз.
Обзор первенства Москвы
Обзор первенства Ленинграда
👍2❤1
РОКОВАЯ ПТИЦА 🦜
📰 Журнал «Крокодил» о немецкой действительности в «тридцатых» (№13 за 1936 год):
Не ручаюсь, что этот анекдот про попугая впервые появился именно в «Крокодиле». Но по крайней мере, здесь он был 🙂
📰 Журнал «Крокодил» о немецкой действительности в «тридцатых» (№13 за 1936 год):
«Как известно, у птиц нет зубов. И язык им придерживать незачем. Это обстоятельство может привести к очень печальным последствиям в условиях фашистского режима.
Поэтому нечего удивляться, что в одной из эссенских газет наднях появилось такое об`явление:
«Улетел попугай. Всякому, кто его возвратит, будет вручено хорошее вознаграждение.
Примечание: политические взгляды попугая не являются моими».
Возвращен ли попугай владельцу, мы не осведомлены, но думаем, что вряд ли. Боимся, что если болтливая птица вслух повторяла все, что она слышала во время пребывания вне дома, ее хозяину придется отправить ей очередной корм в один из ближайших концлагерей».
Не ручаюсь, что этот анекдот про попугая впервые появился именно в «Крокодиле». Но по крайней мере, здесь он был 🙂
👍2
Какой формат публикаций вам больше нравится?
Anonymous Poll
23%
3-4 поста в день
27%
1-2 поста в день
50%
Все равно/На усмотрение автора
Наверняка заметили, что пробую на канале разные форматы публикации постов: прошлая неделя была насыщенная, эта — более «лайтовая» («спасибо» тут в том числе и провайдеру). В связи с чем и решил провести небольшой опрос.
P.S. Черновик статьи на Википедии про велосипедиста Григория Козлова все еще проверяется тамошними модераторами (справедливости ради, очень помогли со многими моментами, за что им огромная благодарность). Ну что поделать, ждем-с.
P.S. Черновик статьи на Википедии про велосипедиста Григория Козлова все еще проверяется тамошними модераторами (справедливости ради, очень помогли со многими моментами, за что им огромная благодарность). Ну что поделать, ждем-с.
👍3
Forwarded from Передовица, Вкладыш, Разворот и Задник
Ну слава богу, испанцы победили!
Заметил, что нынешний Евро смотрел как-то не с таким интересом, как в былые годы. Старею, наверное. А может продукт какой-то пресный стал, к тому же еще и разбавленный уже плохо перевариваемой политотой. На Западе давно заигрались с глобализмом и мультикультурализмом, эти явления естественно проникли и в футбол, так что все стали играть плюс-минус одинаково. Какого-то характерного национального стиля игры, который разительно отличал бы от других, был визитной карточкой, пожалуй ни у кого и не сохранилось. Смотришь на схожие команды, которые только футболками зачастую отличаются. И хорошо еще, если их манера пинать мяч не такая унылая, как англичан.
Кстати про них. Повторю свой тезис про Саутгейта: он в сборной Англии — это водитель «Астон Мартина» или «Ягуара» премиум-класса, который использует свою тачку для развозки навоза фермерам, или для ассенизационных работ. И похоже, наблюдать за этим нам придется еще как минимум года два. С чем всех и «поздравляю».
Лучший игрок турнира — Автогол.
Пост опубликован на резервном для Soviet Papers, Please канале, который был создан для подстраховки. Можете подписаться, чтобы не теряться в случае какого-нибудь форс-мажора: https://news.1rj.ru/str/editorialbackpage
Заметил, что нынешний Евро смотрел как-то не с таким интересом, как в былые годы. Старею, наверное. А может продукт какой-то пресный стал, к тому же еще и разбавленный уже плохо перевариваемой политотой. На Западе давно заигрались с глобализмом и мультикультурализмом, эти явления естественно проникли и в футбол, так что все стали играть плюс-минус одинаково. Какого-то характерного национального стиля игры, который разительно отличал бы от других, был визитной карточкой, пожалуй ни у кого и не сохранилось. Смотришь на схожие команды, которые только футболками зачастую отличаются. И хорошо еще, если их манера пинать мяч не такая унылая, как англичан.
Кстати про них. Повторю свой тезис про Саутгейта: он в сборной Англии — это водитель «Астон Мартина» или «Ягуара» премиум-класса, который использует свою тачку для развозки навоза фермерам, или для ассенизационных работ. И похоже, наблюдать за этим нам придется еще как минимум года два. С чем всех и «поздравляю».
Лучший игрок турнира — Автогол.
Пост опубликован на резервном для Soviet Papers, Please канале, который был создан для подстраховки. Можете подписаться, чтобы не теряться в случае какого-нибудь форс-мажора: https://news.1rj.ru/str/editorialbackpage
👍5
ВЫПУСК «М-1» и 35 СПОРТИВНЫХ АВТОМОТОКЛУБОВ 🚘
📰 23 мая 1936 года на первой полосе «Вечерней Москвы» — коротко о новостях с производства (№117 от 23.05.1936):
📰 «Известия» при этом сообщают, что не все так гладко (№119 от 23.05.1936):
🚗 ГАЗ М-1 — советский автомобиль из второго поколения легковых машин Горьковского автозавода. По устоявшейся легенде, М1 — это «Молотовский-первый», в честь председателя Совнаркома Вячеслава Молотова (Скрябина). Также автомобиль известен просто как «Эмка».
Прототипом для этого авто выступил Ford Model B, документация на который советским конструкторам во главе с монументальным Андреем Липгартом досталась от американцев в рамках программы сотрудничества. Заполучили, изучили, переработали, выпустили с конвейера — получилось уже нечто свое. Собственно, ничего плохого в этом не вижу. В итоге М-1 помимо прочего чуть ли не до «пятидесятых» стал основным таксомотором СССР.
📰 Ну и в заключение спонтанного автомобильного блока — новости спорта («Красный спорт», задник №71 от 23.05.1936):
📸 На фото: автомобиль ГАЗ М-1 (фото взято с сайта «Музей победы»).
📰 23 мая 1936 года на первой полосе «Вечерней Москвы» — коротко о новостях с производства (№117 от 23.05.1936):
«По телефону из Горького заместитель директора горьковского автозавода им. Молотова тов. Иванов сообщил нашему сотруднику:
— Вчера завод выпустил 10 легковых автомобилей «М-1». Серийное производство лимузинов мы постепенно начинаем осваивать. С каждым днем будем увеличивать выпуск автомашин. Первая партия новых автомобилей «М-1» уже отправлена в Москву».
📰 «Известия» при этом сообщают, что не все так гладко (№119 от 23.05.1936):
«ГОРЬКИЙ, 22 мая. (По телеф. от соб. корр.). За сутки к утру 22 мая с конвейера Горьковского автозавода им. Молотова сошли шесть автомашин «М-1». Машины недоукомплектованы мелкими деталями (подфарниками и др.).
Сегодня со складов завода на конвейер поданы последние фары. Отгрузку фар задерживает завод «Красный Октябрь» (г. Киржач)».
🚗 ГАЗ М-1 — советский автомобиль из второго поколения легковых машин Горьковского автозавода. По устоявшейся легенде, М1 — это «Молотовский-первый», в честь председателя Совнаркома Вячеслава Молотова (Скрябина). Также автомобиль известен просто как «Эмка».
Прототипом для этого авто выступил Ford Model B, документация на который советским конструкторам во главе с монументальным Андреем Липгартом досталась от американцев в рамках программы сотрудничества. Заполучили, изучили, переработали, выпустили с конвейера — получилось уже нечто свое. Собственно, ничего плохого в этом не вижу. В итоге М-1 помимо прочего чуть ли не до «пятидесятых» стал основным таксомотором СССР.
📰 Ну и в заключение спонтанного автомобильного блока — новости спорта («Красный спорт», задник №71 от 23.05.1936):
«По решению секретариата Всесоюзного совета физической культуры в Киеве, Минске, Тифлисе, Симферополе, Хабаровске, Одессе, Грозном, Ярославле и др. республиканских, областных и краевых центрах организуются в этом году 35 спортивных автомотоклубов.
В 1936 году в кружках и автомотоклубах будет обучено 20.000 физкультурников — членов добровольных спортивных обществ».
📸 На фото: автомобиль ГАЗ М-1 (фото взято с сайта «Музей победы»).
👍5❤1
📰 Газета «Известия» о волнениях арабов в Палестине (№119 от 23.05.1936):
В этом регионе ничего не меняется.
«ЛОНДОН, 21 мая. (ТАСС). Как сообщает агентство Рейтер, арабский верховный комитет в Иерусалиме опубликовал заявление, в котором отвергает проект посылки королевской миссии в Палестину для обследования жалоб арабов и евреев. Забастовка арабов продолжается».
В этом регионе ничего не меняется.
👍5
🎬 23 мая (по некоторым данным — 25 мая) 1936 года в советский прокат вышел фильм Григория Александрова «Цирк» производства киностудии «Мосфильм». Уже скоро картина станет культовым хитом. На днях я посмотрел это кино, и решил поделиться своим мнением об увиденном.
Послевкусия от просмотра хватило аж на целый реферат, поэтому я решил поступить так: избранные тезисы публикую как превью, а кому будет интересно ознакомиться с моей простыней текста по поводу фильма полностью (кстати, с картинками) — приглашаю к прочтению на Telegraph. Вот ссылочка: https://telegra.ph/Avangard-socrealizma-O-tom-pochemu-film-Cirk-1936--horoshee-kino-07-15
Кстати, это первая «кинорецензия» на канале — буду рад вашей поддержке, справедливой (что бы это ни значило) критике, да и мнению про пост и кино в целом 😉
***
О моем отношении к фильму: это очень смело. По форме. Это не то, что ты представляешь увидеть в советском фильме, тем более сталинских лет.
Есть ли в «Цирке» советская агитка? Да, конечно же. И пропаганда интернационализма, и соцреализма. Делает ли это фильм хуже? В какой-то степени, да. Но мастерство таких выдающихся художников, как Александров, заключается в том, что они в состоянии перекрыть своим творческим видением любую «повесточку». Этот фильм намного шире той пропаганды, которая в нем есть. Она смотрится здесь как артефакт времени, как вынужденная необходимость, которая не довлеет над всем сюжетом и не так сильно мешает раскрываться позитивным составляющим картины.
Смелость фильма отчасти и в его сексуализации. Все эти пробежки девушек с оголенными бедрами по лестнице, танцующие канкан физкультурницы, Мэри в обтягивающих и прозрачных одеждах, шутки в стиле «Должен быть крепкий… Спина? Да-да, спина» радуют глаза и сердца мужчин. И вряд ли все это было возможно в кино без наличия в нем пресловутой агитки.
Понравилась еще некая дань уважения дореволюционному цирковому искусству, когда Людвиг Осипович с другими коллегами решили тряхнуть стариной в номере на велосипедах, пытаясь спасти положение с главным выступлением вечера.
Что касается синтетичности русской культуры. Вот эта история с пушкой в фильме — взять что-то чужое, обобщить и проанализировать иной опыт, сделать свое (может быть даже и круче). Это буквально было свойственно историям с советской индустриализацией «тридцатых», созданием советского ядерного оружия, становлением хоккея с шайбой в СССР и т.д. Даже заимствования в языке, с которыми сейчас вдруг решили зачем-то бороться. И не только в советскую эпоху. И знаете, я не вижу здесь ничего плохо. Но даже наоборот. Возможно нынешней России этого сейчас не хватает.
«Цирк» вышел буквально на стыке культурных пластов. Уход немого и возвышение звукового кино (поэтому претензии о переигрывании актеров к фильму Александрова не приемлю — это не баг, а стилевая фича в духе слэпстика, возможно и дань уважения немецкому экспрессионизму). Прощание с авангардом в советской культуре, окончательно уступающим место социалистическому реализму. Первое появление в кино советского метро. И последнее — орлов на башнях московского Кремля. В конце 1936 года примут сталинскую Конституцию. А в 1937 году закроют Московский мьюзик-холл. Возможно недаром сеттингом для такого фильма было суждено стать именно цирку — месту, которое до последнего оставалось оплотом некоей старой свободы, пристанищем эскапизма для желающих оградиться от окружающей действительности. А сам фильм в каком-то смысле даже стал памятником стремительно уходящего и меняющегося времени (романтизировать его тоже не стоит — пока городской обыватель жил своей жизнью, людей в деревнях вовсю кошмарили коллективизацией, да и категории «старорежимных» граждан никто не отменял). Возможно в этом смысл появления кадров из «Цирка» в перестроечной картине «Защитник Седов». Сколь пропагандистки многое в фильме, столь и оппозиционно. Насколько весело от происходящего в кино, настолько и грустно от многих аспектов его предыстории. И «постистории» тоже.
Послевкусия от просмотра хватило аж на целый реферат, поэтому я решил поступить так: избранные тезисы публикую как превью, а кому будет интересно ознакомиться с моей простыней текста по поводу фильма полностью (кстати, с картинками) — приглашаю к прочтению на Telegraph. Вот ссылочка: https://telegra.ph/Avangard-socrealizma-O-tom-pochemu-film-Cirk-1936--horoshee-kino-07-15
Кстати, это первая «кинорецензия» на канале — буду рад вашей поддержке, справедливой (что бы это ни значило) критике, да и мнению про пост и кино в целом 😉
***
О моем отношении к фильму: это очень смело. По форме. Это не то, что ты представляешь увидеть в советском фильме, тем более сталинских лет.
Есть ли в «Цирке» советская агитка? Да, конечно же. И пропаганда интернационализма, и соцреализма. Делает ли это фильм хуже? В какой-то степени, да. Но мастерство таких выдающихся художников, как Александров, заключается в том, что они в состоянии перекрыть своим творческим видением любую «повесточку». Этот фильм намного шире той пропаганды, которая в нем есть. Она смотрится здесь как артефакт времени, как вынужденная необходимость, которая не довлеет над всем сюжетом и не так сильно мешает раскрываться позитивным составляющим картины.
Смелость фильма отчасти и в его сексуализации. Все эти пробежки девушек с оголенными бедрами по лестнице, танцующие канкан физкультурницы, Мэри в обтягивающих и прозрачных одеждах, шутки в стиле «Должен быть крепкий… Спина? Да-да, спина» радуют глаза и сердца мужчин. И вряд ли все это было возможно в кино без наличия в нем пресловутой агитки.
Понравилась еще некая дань уважения дореволюционному цирковому искусству, когда Людвиг Осипович с другими коллегами решили тряхнуть стариной в номере на велосипедах, пытаясь спасти положение с главным выступлением вечера.
Что касается синтетичности русской культуры. Вот эта история с пушкой в фильме — взять что-то чужое, обобщить и проанализировать иной опыт, сделать свое (может быть даже и круче). Это буквально было свойственно историям с советской индустриализацией «тридцатых», созданием советского ядерного оружия, становлением хоккея с шайбой в СССР и т.д. Даже заимствования в языке, с которыми сейчас вдруг решили зачем-то бороться. И не только в советскую эпоху. И знаете, я не вижу здесь ничего плохо. Но даже наоборот. Возможно нынешней России этого сейчас не хватает.
«Цирк» вышел буквально на стыке культурных пластов. Уход немого и возвышение звукового кино (поэтому претензии о переигрывании актеров к фильму Александрова не приемлю — это не баг, а стилевая фича в духе слэпстика, возможно и дань уважения немецкому экспрессионизму). Прощание с авангардом в советской культуре, окончательно уступающим место социалистическому реализму. Первое появление в кино советского метро. И последнее — орлов на башнях московского Кремля. В конце 1936 года примут сталинскую Конституцию. А в 1937 году закроют Московский мьюзик-холл. Возможно недаром сеттингом для такого фильма было суждено стать именно цирку — месту, которое до последнего оставалось оплотом некоей старой свободы, пристанищем эскапизма для желающих оградиться от окружающей действительности. А сам фильм в каком-то смысле даже стал памятником стремительно уходящего и меняющегося времени (романтизировать его тоже не стоит — пока городской обыватель жил своей жизнью, людей в деревнях вовсю кошмарили коллективизацией, да и категории «старорежимных» граждан никто не отменял). Возможно в этом смысл появления кадров из «Цирка» в перестроечной картине «Защитник Седов». Сколь пропагандистки многое в фильме, столь и оппозиционно. Насколько весело от происходящего в кино, настолько и грустно от многих аспектов его предыстории. И «постистории» тоже.
Telegraph
Авангард соцреализма. О том, почему фильм «Цирк» (1936) — хорошее кино
Фильм «Цирк» (1936) 23 мая (по некоторым данным — 25 мая) 1936 года в советский прокат вышел фильм Григория Александрова «Цирк» производства киностудии «Мосфильм». Уже скоро картина станет культовым хитом. На днях я посмотрел это кино, и решил поделиться…
👍4❤2
🎼 Небольшое дополнение ко вчерашнему обзору на «Цирк» (1936).
Музыка из фильма:
📌 Выходной марш. Композитор: И.Дунаевский. Исполняет: Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», дирижер — Д.Юровский, 2017 г.;
📌 Песня на пушке («Мэри верит в чудеса»). Отрывок из фильма;
📌 Песня о Родине («Широка страна моя родная»). Композитор: И.Дунаевский. Автор слов: В.Лебедев-Кумач. Исполняет: М.Рейзен. Хор и оркестр ГАБТ СССР под управлением И.Дунаевского;
📌 Лунный вальс. Композитор: И.Дунаевский. Автор слов: В.Лебедев-Кумач. Исполняет: Э.Жерздева (1966 г.);
📌 «Весь век мы поем». Отрывок из фильма;
📌 Колыбельная («Сон приходит на порог»). Отрывок из фильма.
Музыка из фильма:
📌 Выходной марш. Композитор: И.Дунаевский. Исполняет: Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», дирижер — Д.Юровский, 2017 г.;
📌 Песня на пушке («Мэри верит в чудеса»). Отрывок из фильма;
📌 Песня о Родине («Широка страна моя родная»). Композитор: И.Дунаевский. Автор слов: В.Лебедев-Кумач. Исполняет: М.Рейзен. Хор и оркестр ГАБТ СССР под управлением И.Дунаевского;
📌 Лунный вальс. Композитор: И.Дунаевский. Автор слов: В.Лебедев-Кумач. Исполняет: Э.Жерздева (1966 г.);
📌 «Весь век мы поем». Отрывок из фильма;
📌 Колыбельная («Сон приходит на порог»). Отрывок из фильма.
YouTube
ДУНАЕВСКИЙ. Марш из кинофильма «ЦИРК»
Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония»
Рождественский концерт, Московский Дом Музыки, 29 декабря 2017
Дирижер Дмитрий ЮРОВСКИЙ
Рождественский концерт, Московский Дом Музыки, 29 декабря 2017
Дирижер Дмитрий ЮРОВСКИЙ
👍2❤1
📰 Превью к матчу ЦДКА в чемпионате СССР по футболу от армейской газеты «Красная звезда» (задник №117 от 23.05.1936):
⚽️ Ну а мы на следующей неделе продолжим разбирать матчи весеннего первенства СССР по футболу 1936 года.
«Вчера начался розыгрыш весеннего первенства СССР по футболу, в котором участвуют 23 сильнейших команды Советского Союза, разбитых на три группы.
В группу А включена команда ЦДКА. Она будет оспаривать звание чемпиона СССР наравне с лучшими командами нашей страны: «Динамо», «Спартак» и др.
Команда ЦДКА провела подготовительную тренировку в Крыму под руководством П. В. Халкиопова. Выиграв два матча в Симферополе, футболисты ЦДКА в товарищеских встречах в Москве обыграли команду завода имени Сталина и сделали ничьи с «Серпом и молотом» и «Буревестником». Таким образом, команда ЦДКА, которая является чемпионом Москвы 1935 года, пока не имеет поражений.
Сегодня, в 6 часов вечера, на стадионе ЦДКА в Сокольниках команда ЦДКА будет играть первый матч на первенство СССР. Ее противником выступает неоднократный чемпион Ленинграда команда «Красная заря».
Футболисты ЦДКА будут играть в таком составе: вратарь — Леонов, защита — Саванов, Лесковский, полузащита — Зенкин, Малинин и Никишин (капитан команды). Нападение: Соснин, Шелагин, Рязанцев, Щавелев и Петров.
Следующий матч на первенство СССР футболисты ЦДКА будут играть 29 мая с командой московского «Спартака».
⚽️ Ну а мы на следующей неделе продолжим разбирать матчи весеннего первенства СССР по футболу 1936 года.
👍4
🥫Реклама мясных консервов с бобами в «Красном спорте» (задник №72 от 25.05.1936).
Специальноот Микояна для пайка туристов и спортсменов.
Состав: свинина (или свиное сало), белая фасоль, томат (по всей видимости, томатная паста), сахар, соль, лук, чеснок, сладкий перец, уксус.
Разогрел за 5 минут и кушаешь. Такой вот завтрак для чемпионов.
Цена одной банки «свино-бобовых» консервов весом 580г: с салом — 2 рубля 30 копеек, со свининой — 2 рубля 80 копеек.
Аж появился соблазн навернуть чего-нибудь на ночь глядя (конечно же, вредного). Но держим себя в руках, гусары! Отставить ночной жор!😁
Специально
Состав: свинина (или свиное сало), белая фасоль, томат (по всей видимости, томатная паста), сахар, соль, лук, чеснок, сладкий перец, уксус.
Разогрел за 5 минут и кушаешь. Такой вот завтрак для чемпионов.
Цена одной банки «свино-бобовых» консервов весом 580г: с салом — 2 рубля 30 копеек, со свининой — 2 рубля 80 копеек.
Аж появился соблазн навернуть чего-нибудь на ночь глядя (конечно же, вредного). Но держим себя в руках, гусары! Отставить ночной жор!😁
👍5😁1
📨 Снова из писем читателей в редакцию «Красного спорта» (Рубрика «Пишите, мы вам ответим», задник №72 от 25.05.1936):
Так вот оно что! Теперь знайте — если после пробуждения утром, или по ходу дня при выполнении профессиональной деятельности, у вас наблюдаются подобные симптомы, значит вы просто перетренировались (особенно накануне понедельника тренировки тяжелые, наверняка) 😄
«Чем определяется перетренированность?
(Феоктистов — Чебоксары).
Для перетренированности характерны сонливость, апатия, вялость, боязнь выступления, раздражительность и т.п.».
Так вот оно что! Теперь знайте — если после пробуждения утром, или по ходу дня при выполнении профессиональной деятельности, у вас наблюдаются подобные симптомы, значит вы просто перетренировались (особенно накануне понедельника тренировки тяжелые, наверняка) 😄
👍3❤1
А.ФИВЕБР ПРИСТУПАЕТ К РАБОТЕ ⚽️
Продолжаем разбирать похождения чехословацкого тренера Антонина Фивебра в СССР. Вот что 21 мая пишет «Красный спорт» (задник №70 от 21.05.1936):
Тренировать (полноценно, как главный/старший тренер), конечно, громко сказано. По всей видимости, предполагалось, что Фивебр будет именно принимать участие в тренировочном процессе указанных команд.
Обратите внимание также на фамилию Качалин в списке способных игроков. Гавриил Дмитриевич? На тот момент он как раз должен был играть за клубную команду (дубль) московского «Динамо».
📸 На фото: Антонин Фивебр рассматривает экипировку тренера «Динамо» Константина Квашнина («Красный спорт», разворот №66 от 13.05.1936).
Продолжаем разбирать похождения чехословацкого тренера Антонина Фивебра в СССР. Вот что 21 мая пишет «Красный спорт» (задник №70 от 21.05.1936):
«Известный футбольный тренер Антони Фивебр, приехавший в Советский Союз из Чехословакии, в ближайшие дни приступает к работе. Он будет тренировать четыре первых команды футбольных коллективов Москвы. Это — молодежь, которая не участвует в розыгрыше всесоюзного первенства. Предполагается, что Фивебр будет тренировать команды «Динамо», «Спартака», «Сталинца» и орденоносного института физкультуры им. Сталина, среди которых имеются такие способные игроки, как Егоров, Келлер (Инфизкульт), Н. Соколов, Качалин («Динамо»), Денисман, Кошелев («Сталинец»), Жигалин, Фролов («Спартак») и др.».
Тренировать (полноценно, как главный/старший тренер), конечно, громко сказано. По всей видимости, предполагалось, что Фивебр будет именно принимать участие в тренировочном процессе указанных команд.
Обратите внимание также на фамилию Качалин в списке способных игроков. Гавриил Дмитриевич? На тот момент он как раз должен был играть за клубную команду (дубль) московского «Динамо».
📸 На фото: Антонин Фивебр рассматривает экипировку тренера «Динамо» Константина Квашнина («Красный спорт», разворот №66 от 13.05.1936).
👍4
ИСКУССТВО СЧАСТЛИВОГО КАЗАХСТАНА
🏛 В мае 1936 года на сцене филиала Государственного академического Большого театра (ГАБТ) проходили спектакли в рамках гастролей Казахского государственного музыкального театра им.КазЦИК.
Все было приурочено к так называемым декадам искусства союзных и автономных республик, которые проводились в Москве. Наверняка это мероприятие имело большое значение и в рамках грядущего принятия новой Конституции СССР, по которой Казахская АССР в составе РСФСР получала статус самостоятельной союзной республики. Подобные декады по сути становились выставками искусства составных территориальных единиц Союза ССР — новых и уже утвердившихся. Казахская декада проходила с 17 по 23 мая 1936 года, вместе с музыкальным театром в гастролях была задействована и местная филармония.
Центральное место в этой выставке искусства советского Казахстана заняли оперы «Кыз-Жибек» («Шелковая девушка») и «Жалбыр». Автором либретто к первой стал драматург Габит Мусрепов, ко второй — Беимбет Майлин, в роли композитора для обоих произведений выступил Евгений Брусиловский.
Если в «Кыз-Жибек» в рамках романтического эпоса была критика феодального строя ханских времен, то «Жалбыр» уже ругал русский царизм. Впрочем, лучшего описания мероприятия, чем опубликованное в «Вечерней Москве», я все равно не представлю (первая полоса №117 от 23.05.1936):
В общем, вы поняли. Ужасный царизм vs Светлый путь к коммунизму.
Собственно «Жалбыр» и завершал декаду казахского искусства в Москве, став его кульминацией. На последнем спектакле присутствовала верхушка партии — Сталин (Джугашвили), Молотов (Скрябин), Ворошилов, Каганович, «горячо аплодировавшие прекрасной постановке и игре артистов» («Правда», первая полоса №140 от 23.05.1936). Те в ответ устроили овацию вождю и членам Политбюро.
📰 «Вечерняя Москва» (там же):
В еженедельнике «Советское искусство» автора пьесы «Жалбыр» Беимбета Майлина в свою очередь называют «одним из самых популярных и любимых драматургов республики» (статья «Казахские драматурги», разворот №24 от 23.05.1936).
***
Беимбет Жармагамбетович Майлин был расстрелян по обвинению в «контрреволюционной, буржуазно-националистической, повстанческо-террористической деятельности» 26 февраля 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1957 году.
🏛 В мае 1936 года на сцене филиала Государственного академического Большого театра (ГАБТ) проходили спектакли в рамках гастролей Казахского государственного музыкального театра им.КазЦИК.
Все было приурочено к так называемым декадам искусства союзных и автономных республик, которые проводились в Москве. Наверняка это мероприятие имело большое значение и в рамках грядущего принятия новой Конституции СССР, по которой Казахская АССР в составе РСФСР получала статус самостоятельной союзной республики. Подобные декады по сути становились выставками искусства составных территориальных единиц Союза ССР — новых и уже утвердившихся. Казахская декада проходила с 17 по 23 мая 1936 года, вместе с музыкальным театром в гастролях была задействована и местная филармония.
Центральное место в этой выставке искусства советского Казахстана заняли оперы «Кыз-Жибек» («Шелковая девушка») и «Жалбыр». Автором либретто к первой стал драматург Габит Мусрепов, ко второй — Беимбет Майлин, в роли композитора для обоих произведений выступил Евгений Брусиловский.
Если в «Кыз-Жибек» в рамках романтического эпоса была критика феодального строя ханских времен, то «Жалбыр» уже ругал русский царизм. Впрочем, лучшего описания мероприятия, чем опубликованное в «Вечерней Москве», я все равно не представлю (первая полоса №117 от 23.05.1936):
«Сквозь двойной гнет — царских колонизаторов и местных феодалов — пыталось пробиться на свет казахское искусство. Этот гнет не мог не оставить на нем следа. Заунывна и печальна старая казахская народная песня, в которой певцы-акыны отобразили вековую скорбь своего угнетенного народа…
И какой яркий, ослепительный контраст! Советская гулянка в новом Казахстане. Песни и пляски, острые шутки, веселый, жизнерадостный смех оглашают нынче степные просторы. Под звездным небом неудержимо веселится казахская молодежь. В братской семье народов СССР трудящиеся Казахстана обрели свое почетное место. Раскрепощенный Октябрем народ под руководством партии Ленина — Сталина строит новую, радостную, красочную жизнь. И небывало расцветает казахское народное искусство».
В общем, вы поняли. Ужасный царизм vs Светлый путь к коммунизму.
Собственно «Жалбыр» и завершал декаду казахского искусства в Москве, став его кульминацией. На последнем спектакле присутствовала верхушка партии — Сталин (Джугашвили), Молотов (Скрябин), Ворошилов, Каганович, «горячо аплодировавшие прекрасной постановке и игре артистов» («Правда», первая полоса №140 от 23.05.1936). Те в ответ устроили овацию вождю и членам Политбюро.
📰 «Вечерняя Москва» (там же):
«И естественным, гармоничным аккордом прозвучали в заключение взволнованные строфы песни акына Ержанова «Джасасын» («Да здравствует»), обращенной к вождю народов Сталину от имени благодарного казахского народа».
В еженедельнике «Советское искусство» автора пьесы «Жалбыр» Беимбета Майлина в свою очередь называют «одним из самых популярных и любимых драматургов республики» (статья «Казахские драматурги», разворот №24 от 23.05.1936).
***
👍3