SPQR-код – Telegram
SPQR-код
931 subscribers
4.36K photos
106 links
Наш веселый Древний Рим - то воюем, то горим...
Download Telegram
Channel created
Привет квиритам и матронам!
С вами римские бесплотные сущности — Лар и Лярва.
Лар — мелкое божество, парень добрый, хранитель этих руин, любит живых и римскую Республику.
Лярва — призрак. Ну, живых она тоже любит. Пугать, бесить, подставьте ваш вариант из гадского списка. Дух пакостный, зловредный и глумливый. Что поделать, и при жизни милашкой не была... 👻 Также любит Империю.
Приглашаем вас в эти развалины. Здесь будет весело и познавательно. О Древнем Риме — без пафоса. 😊
Вместе читаем древнеримские бестселлеры и современные произведения о Риме, травим байки, смотрим кино на тему, детально вглядываемся в посвященную Риму живопись — и многое другое!
Тэги мы решили ставить перед текстом, чтобы вы сразу видели, о чем пост, и читали интересное лично вам.
Да хранят вас великие боги!
34👍17🔥8👏2
SPQR-код pinned a photo
Channel photo updated
#римские_надписи
С вами Лар и чудесно сохранившаяся тарелочка инжира из Помпей.
Пепел Везувия на многие годы «законсервировал» не только постройки в Помпеях, предметы быта, останки людей и зверей — он сохранил для истории ценнейшее свидетельство эпохи. А именно — древнеримскую соцсеточку.
Гаджеты, чтобы сидеть в ней, принадлежали всем — были и частными, и общественными.
Это городские стены.
Древние римляне были целым народом экстравертов. В Риме ты рождаешься в толпе. Людей и божеств. С ней ты пойдешь в школу, в армию, на Форум, в сенат и даже в сральник.
Зачем им, таким общительным, спросите вы, еще и вести переписку, пачкая стенки?
А затем же, зачем вам сидеть в соцсеточках! Не все, не всем и не всегда ты выскажешь офлайн! А вдруг требуется большой охват аудитории? Не всякий пойдет орать на Форум (тут нужен какой-никакой талант) или просто на улицу (тут нужно много дури). А на стенке напишешь — увидит куча народу...
Римская соцсеточка содержала:
- беседы о личном;
- срачики;
- рекламу;
- политоту.
Все как сегодня!😁
38👏4🔥21
#римские_надписи
Начнем с самых интересных надписей. Любовных. С вами Лярва, Лар у нас сторонник семейных ценностей, а в соцсеточках, сами понимаете, рассадник… всего! Но у римской были свои особенности.
На стенке много не намалюешь (да порой и некогда — нужно управиться побыстрее, чтобы силы правопорядка, хозяин стенки или родная жена не застукали, да и просто чужие глаза не увидели). Вынужденно будешь краток, как спартанец.
Вот надпись простая и банальная:
«Сладчайшей и возлюбленнейшей — привет».
Очевидно, намалевано там, где сладчайшая точно увидит и порадуется. И не боялся мужик, что возлюбленнейшая не поймет, кто автор послания, даже не подписал его. Уверен, что он у сладчайшей единственный?
«Ах, если бы ты когда-нибудь чувствовал, как пылает огонь любви, ты привез бы меня быстрее к моей девушке. Поспешай в Помпеи — там живет моя любимая!».
Это человек нетерпеливо дожидался, пока возница напоит лошадей (или мулов), грезил о любимой и написал это прямо на колодце.
«Корнелию Елену любит Руф».
Кажется, Руф плевать хотел на общественное мнение... Или это написал не он, а какой-то доброжелатель решил поведать миру о его чувствах, паршивец этакий! Обратите внимание на имена. Сочетание римского номена (родового имени) с греческим именем у женщины скорее всего говорит о том, что она вольноотпущенница (бывшая рабыня) семьи Корнелиев. А кто у нас Руф (слово rufus означает «рыжий») — можно только гадать. Это может быть прозвищем раба, гладиатора или полноценного римского гражданина. Представители родов весьма известных (Сульпициев, Валериев, Корнелиев, Помпеев) и чуть менее известных (Целиев, Мунациев, Анниев) вполне носили это прозвище (когномен). И если это римский гражданин, уважаемый в обществе, вероятно, кто-то хотел ему напакостить, сообщив всему свету о его чувствах не к его благоверной матроне…
А вот надпись, очаровывающая своей наивной хитростью:
«Фонтикул своей рыбоньке — сердечнейший привет».
Рыбонька порадуется, но никто не узнает, кто она такая, парень назвал ее по прозвищу, каким они явно пользовались наедине. Интимным.
И еще одна хитрая надпись:
«Марк любит Спендузу».
Что хитрого? Кажется, вполне откровенно, оба названы по именам… Но не все так просто. Со Спендузой дело ясное — девушка не римлянка, а гречанка. А вот Марк, поведав о своей любви, весьма умно не поведал ничегошеньки о себе! Дело в том, что личное имя (преномен) Марк всегда было в топе самых популярных римских преноменов, наравне с Квинтом, Луцием, Гаем и Публием. То есть Марком зовут каждого пятого римлянина. И без родового имени (либо когномена) понять, кто автор надписи, совершенно невозможно! Если Спендуза у нас девушка свободной профессии — то знакомых Марков у нее от двух до легиона. Да даже если она рабыня — все равно знает не одного Марка! Возможно, начиная с хозяина…
Это почти исключает возможность, что надпись накарябал недоброжелатель, мечтавший испортить Марку репутацию: мало ли какой Марк имеется в виду… Ну, разве что дружок, отлично знающий и Марка, и Спендузу, прикололся над влюбленностью приятеля.
А вот человеку не терпится поделиться счастьем любви с окружающими:
«Кто не видел Венеры, нарисованной Апеллесом, пусть взглянет на мою любимую – она столь же прекрасна, как эта богиня».
36👍8🔥5
#римские_надписи
Предположительно, парень имел в виду вот эту Венеру (фреска из Помпей). Есть версия, что это копия картины великого Апеллеса «Афродита Анадиомена».
18🔥7🙏2
#римские_надписи
Но чаще любовные послания полны, не побоюсь этого слова, драмы!
«Получил твое письмо».
Римский Онегин, возможно. Еще более суровый к местной «Тане», чем пушкинский. Проинформировал, что просмотрел входящие — и хватит с тебя.
«Прошу тебя, госпожа, именем Венеры заклинаю — помни обо мне!»
Мсье Брошкин? И даже имя госпожи робеет назвать. Возможно, она для него действительно в статусе госпожи — допустим, он гладиатор, вольноотпущенник или вовсе раб. Поматросила госпожа да бросила, пусть хоть вспоминает… если захочет.
Вот еще один расстроенный брошенка:
«Нехорошо поступаешь, Сарра, оставляешь меня одного».
Регулярно? Ох уж эта прекрасная ветреная иудейка! И печально, если это пишет не хахаль, а внезапно муж...
«Счастье влюбленным! А тот, кто не знает любви, да погибнет. Дважды погибель тому, кто запрещает любить!».
А это какой-то римский Ромео, не иначе! Влюбленный подросток, желающий в надрывно-пафосных стихах провалиться в Тартар тем, кто запрещает ему любить. Вполне возможно, что это суровые родители. Вероятно, Джульетта действительно неподходящая — Капулетти, то есть из клана, с которым клан Ромео рядом срать не сядет из любого принципа, или вообще девица свободной профессии…
И еще один страдалец:
«Прощай, моя Савва, вспоминай меня хоть иногда. Ах, когда ты узнаешь, что такое любовь, и в тебе пробудятся чувства, сжалься тогда надо мной, о цветок богини Венеры».
А вот человек так обстрадался, что хочет дать звездюлей первопричине всех его бед, а именно, самой богине любви! Ишь ты, святотатец...
«Венера! Я переломаю тебе все ребра и отстегаю так, что ты охромеешь. Если ты могла пробить стрелой мое нежное сердце, то почему же я не могу расквасить твой череп?»
А вот то ли вопли отчаяния от брошенок, то ли просто недовольство качеством предоставленных услуг (а стало быть, надо оскорбить предоставившую):
«Хиэ, я надеюсь, что твои геморройные шишки так сильно трутся друг о друга, что болят хуже, чем когда-либо раньше!»
«Эпафра, ты лысая!».
Бедные Хиэ и Эпафра…
Завтра — продолжение: женские надписи (да, они тоже были!), похвастушки, ревнивцы и чатики!
🔥147👏6😁4
#roma_cinema
С вами Лар. Нерон из «Камо грядеши» как бы спрашивает: ты меня смотришь?!
Любите ли вы пеплумы так, как любим их мы? Нагромождение красивых домов с колоннами, великие побоища грекоримлян со всеми, кто не они, дрессированные толпы статистов, обязательно жаркая лавстори, пафос, кровища, счастье, пафос, здоровый жизнерадостный гогот историков… Ну как не любить этот прелестный жанр, способный превратить и муки Христа, и кровавую бучу Спартака, и приключения легионера-дурака, и шизу Калигулы в красивую живую картинку и большие деньги?
Понятно, у нас речь пойдет в основном про пеплумы с участием римлян — или хотя бы те, где они играют заметную роль. Первый пеплум в истории кино, считающийся провозвестником жанра, как раз издевается над историей Рима времен II Пунической войны, он называется «Кабирия» и снят, вы подумайте, в 1914 году. О нем мы обязательно расскажем, но сначала хотим вас удивить: имеются еще более ранние попытки освоить жанр.
👍12
#roma_cinema #роман_о_роме
И одна из этих попыток очень интересна. К сожалению, не с кинематографической точки зрения...
И называется она... «Бен-Гур»! Год выпуска — 1907.
Любовь американских творцов массовых зрелищ к славному иудейскому парню Иуде Гурычу (бен Гур на иврите — «сын Гура») началась с романа, написанного другим славным парнем. Бывшим генералом армии Севера в Гражданской войне, на момент написания книжки — губернатором Нью-Мексико Лью Уоллесом. Роман «Бен-Гур: история Христа» опубликовало в 1880 издательство Harper & Brothers. В ноябре, в качестве подарка к Рождеству. И не прогадало: творение сразу же по выходу вызвало не просто волну, а цунами хайпа.
Книга била все рекорды по продажам, переиздавалась неведомое количество раз, обойти ее по этим показателям сумел лишь понятно какой роман Митчелл, да и то только в 1936 и ненадолго: в 1960-х «Бен-Гур» опять вырвался в лидеры, но тут мы уже понимаем, почему: из-за голливудской экранизации 1959.
Любопытно, что далеко не все рецензии критиков, появившиеся после выхода романа, были доброжелательными. «Бен-Гура» хвалила церковная пресса, светская же и посмеивалась, и ругалась — и вполне справедливо отмечала, что романчик-то вовсе не шедевр литературы. Ну да кто их читает, критиков этих… Популярность «Бен-Гура» только росла, его заказывали для воскресных школ, по нему сочиняли фанфики-сиквелы, какие-то алканавты писали автору, что после прочтения бросили бухать и уверовали, в честь Гурыча назвали пароход… в общем, успешный успех. О причинах успеха, а также плюсах-минусах романа мы поговорим отдельно, но упомянем, что Рим в «Бен-Гуре» — Империя зла. Мало того, что победители и поработители свободной Иудеи — еще и язычники клятые!
Примерно в 1890 Лью Уоллес, не будь дурак, решил, что «Бен-Гур» — вполне себе торговая марка. И Гурыч продолжил обогащать своего творца. Интересно, как этот иудей-христианин отнесся бы к тому, что его именем называются сигары и особенно пудра?..
🔥10👍32
#roma_cinema #роман_о_роме
Реклама сигар, коробочка для них и реклама пудры. Как тебе такое, Иуда Бен-Гур?
Надеемся, производители пудрочки не имели в виду, что дамы, воспользовавшиеся этим косметическим средством, будут выглядеть как возницы с древнеримской арены, у которых песок налип на потные морды…
Любопытно, что, вовсю продвигая Гурыча в качестве бренда, Лью Уоллес не желал, чтобы его произведение стало зрелищем. В частности, возражал против его воплощения на сцене (о кинематографическом еще и речи не было).
😁13🔥1