Сретенская духовная академия – Telegram
Сретенская духовная академия
5.87K subscribers
13.8K photos
511 videos
4.33K links
Официальный канал Сретенской духовной академии в Telegram

📲 Интернет-страницы СДА: https://taplink.cc/sretenskytheologicalacademy
Download Telegram
Научная библиотека Сретенской духовной академии

В статье профессора кафедры Богословских дисциплин Сретенской духовной академии протодиакона Владимира Василика рассматриваются представления о власти известного латинского экзегета III в., автора первого дошедшего до нас толкования на Апокалипсис, свт. Викторина Петавского. Анализируются уровень его образованности, направленность его трудов, а также его жизненный и политический опыт. Исследуется вопрос о войнах, гонениях, упомянутых в Толковании, и высказывается точка зрения, по которой Толкование могло быть написано в широкий промежуток между 252 и 304 гг.

Показывается, что, хотя свт. Викторин в богословском отношении зависит от Малоазийской школы, тем не менее он чужд концепции симфонии Римской империи и Церкви, присутствующей в зачаточном виде у свт. Мелитона Сардийского. Несмотря на связи с наследием Тертуллиана, у него отсутствует представление о Римском государстве как заградительной стене против Антихриста. Напротив, Антихрист концентрирует в себе римскую власть и ее беззаконие и преступления, ибо им является воскресший Нерон.

📖 Исследование опубликовано на Яндекс.Дзен Сретенской духовной академии
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
174
Повесть о том, как один монах легион бесов поборол. Житие преподобного Диодора Юрьегорского

🇷🇺 3 декабря Церковь чтит память основателя и строителя Юрьегорской Демьяновой пустыни близ города Олонца преподобного Диодора Юрьегорского.

...Будучи молодым монахом, Диодор услышал от одного из иноков повесть о пустыннике Андрее, некогда трудившемся в монастырской солеварне. Андрей, убоявшись Бога, бежал из солеварни, на которой он трудился как наемный работник и получал причитающиеся ему барыши, и ушел в глубь архипелага, где вырыл собственными руками пещеру, чтобы провести в ней остаток жизни в молитвенном делании и оплакивании собственных грехов. Ужасы и страхи одолевали праведника в первые годы его затвора: «от диаволя навождения с помыслы брахся, аки со зверми лютыми». Тело его изнемогало от холода, жажды и истощения («бе бо весь наг, скудобрад, тело же его аки земля черно»), душа изнывала от тоски одиночества, но всякий раз, как предательская мысль оставить свое уединенное пристанище посещала его, Бог посылал подвижнику помощь свыше.

📖 Эта случайно услышанная Диодором история поразила его воображение, так что «воскипе сердце его, еже водворитися с пустынножители в пустыни», однако время для пустынного подвига еще не наступило...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
22
Есть ли основания считать исихастом архимандрита Иоанна (Крестьянкина)? Часть 3

📚 Часть 1, Часть 2

Перейдем к вопросу об исихастской аскезе в личном опыте о. Иоанна. Понимание его опыта в контексте исихазма открывает для нас существен-ные аспекты его подвига, которые на поверхности не лежат <...> В преклонном возрасте о. Иоанн не мог участвовать в монастырских службах и принимать паломников как прежде, он с оттенком иронии называл себя и своих помощников келлиотами. О своем «келлиотском» этапе о. Иоанн писал: «А я, всю жизнь прожив в народной молве, сейчас благодарю Бога, что хоть в последний час жизни Он даровал мне сладость уединения и молитвы неразвлекательной».

На первый взгляд старец Иоанн коснулся внешних обстоятельств — долгие годы у него не было возможности предаться молитвенному деланию из-за народа, теперь молитва стала более уединенной и внимательной. Сладость молитвенного уединения он вкусил в последний час жизни, этот символ напоминает нам притчу о делателях в винограде (Мф 20:1–16).

📖 Теперь поставим слова о. Иоанна в исихастский контекст...

🪶 Фрагмент статьи из журнала «Сретенское слово»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
25👍1🙏1
📆 Сретенские святцы — 4 декабря

Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Введение Пресвятой Богородицы во храм — один из великих церковных праздников. День посвящения Девы Марии Богу остался в Предании Церкви. Родители Марии, праведные Иоаким и Анна, долгие годы страдавшие неплодством, дали обет: если родится дитя, посвятить его на служение Богу. И вот, когда Пресвятой Деве исполнилось три года, они решили выполнить свое обещание.

Собрав близких, они одели свою Дочь в лучшие одежды, после чего с пением священных песней и с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Деву Марию первосвященник с другими служителями. В храм вела лестница в 15 высоких ступеней. Как только трехлетнюю Деву Марию поставили на первую ступень, Она, поразив всех, быстро преодолела лестницу.

Первосвященник, по внушению свыше, ввел Ее в Святая святых, куда было позволено входить только ему, и то с очистительной жертвенной кровью и только раз в год. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Известия об этом событии сохранило церковное предание, нашедшее отражение в таком апокрифе, как «Протоевангелие Иакова».

#СретенскиеСвятцы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
25🙏11
«Истинно вышши всех еси, Дево Чистая»

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря / 21 ноября) – один из великих двунадесятых богородичных праздников, в который Православная Церковь воспоминает приведение в Иерусалимский храм трехлетней Отроковицы Марии, Которая впоследствии станет Той, Кто родит в мир Спасителя.

Юная Богородица прожила при храме 12 лет, постоянно пребывая в молитве, изучении Священного Писания, рукоделии, и по прошествии этого времени была обручена праведному Иосифу.

Эти события не находят отражения в канонических текстах Нового Завета. Однако о них мы узнаем из апокрифического «Протоевангелия Иакова» (II век), содержащего также и повествование о событиях, предваряющих приведение в храм юной Отроковицы.

Сам праздник Введения Пресвятой Богородицы отмечается в некоторых месяцесловах VIII века, а с IX столетия он получает широкое распространение на христианским Востоке.

Одной из особенностей богослужения, как двунадесятых праздников и периода их попразднства, так и некоторых иных дней церковного года, является пение задостойника – гимна, заменяющего собой песнопение «Достойно есть» на Божественной Литургии. Он состоит из припева и ирмоса девятой песни канона, посвященного празднику.

Поэтому и в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также последующие за ним дни, в храме верующие слышат задостойник праздника, раскрывающий глубину воспоминаемого события.

Читайте комментарий здесь.
22
В Сретенской духовной академии отметили праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

⛪️ В Сретенской духовной академии 3 и 4 декабря состоялись торжественные богослужения, посвященные празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы.

📚 Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы посвящен событию, описанному в церковном Предании. Родители Пресвятой Девы, праведные Иоаким и Анна, дав обет посвятить долгожданное дитя Богу, привели трехлетнюю Марию в Иерусалимский храм. Пораженный благодатью, первосвященник Захария ввел Отроковицу во Святая святых – место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику раз в год. Это событие стало знамением конца ветхозаветного храма и явления Нового, живого Храма – Самой Богородицы, Которая впоследствии станет обителью для Невместимого Бога.

📜 Гимнография праздника, наполненная глубокими образами, раскрывает смысл события. В одном из ирмосов канона поется: «Ты бо, Неискусобрачная Дево, внутрь вошла еси в храм Божий, якоже честнейший храм». Церковь воспевает Богородицу как «честнейший храм», вместивший Невместимого Бога, подчеркивая, что Ее введение стало приготовлением к Воплощению Спасителя.

🎶 Как поется в праздничном тропаре, это день «благоволения Божия предображение» – проявление замысла Божия о спасении людей. Пребывая при храме в молитве и богомыслии, Дева Мария приготовлялась к Своей великой миссии – стать Матерью Спасителя мира.

🕯 Богослужения в день праздника в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской возглавил ректор Сретенской духовной академии, наместник Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев). Ему сослужили преподаватели и студенты Академии в священном сане.

🇷🇺 В этот знаменательный для всей Церкви день произошло важное для братии монастыря событие: во время полиелея на всенощном бдении игумен Иоанн (Лудищев) совершил постриг в иноки послушника Михаила (Пелипенко).

🎵 За богослужениями пел Хор Сретенского монастыря под управлением Станислава Медведева и хор Сретенской духовной академии под руководством Марка Качанкина.

🍵 По окончании Божественной литургии насельники монастыря и студенты Академии совершили чин о панагии.

🎥 Богослужения транслировались на YouTube- и RUTUBE-каналах Сретенского монастыря.

📸 Фотогалерея
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
23🙏7👍4
Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Событие, которое мы сегодня вспоминаем, происходило в Иерусалимском храме, построенном в VI веке до Рождества Христова. Во время появления здесь Богородицы храм стоял в своем внешнем великолепии: кровли, покрытые золотом, сияли ярким блеском под жарким палестинским солнцем. Но ветхозаветная святыня – храм Иерусалимский был лишь ступенью для «Храма, Палаты и Неба» – Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов. Иногда в интерьере храма между столпами изображаются херувимы и серафимы, чтобы подчеркнуть исключительность события. Важнейшая из тем праздника – явление в храме Богородицы как одушевленного Храма, вместившего невместимого Бога.

Внутренняя часть храма ко времени Введения Богородицы во храм тоже была почти полностью восстановлена: он уже был убран кипарисом и кедром так же, как и первый Иерусалимский храм. И хочется вспомнить, что Дева Мария нередко сравнивается с ливанским кедром, кипарисом с горы Сион. Многие святыни храма были в то время утрачены, но Сама Пресвятая Дева была Чистым Кивотом и Кадильницей златой – так Ее называли пророки.

📖 Событие Введения во храм Пресвятой Богородицы...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
19
«Воспитываться на самом небе»: Введение во храм Пресвятой Богородицы

🌿Богослужебные тексты часто являются источником, не только раскрывающим смысл празднуемого события, но и его значение для современных людей. Не исключение — и праздник Введения во храм Пречистой Девы. Нужно лишь внимательно вслушиваться в слова песнопений и чтений и стараться понять, что именно необходимо делать, чтобы отмечаемый день изменил нас к лучшему.

...Через все песнопения праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы мы духовно возносимся к тому самому историческому моменту, сердечно воспеваем нашего великого Господа, о всем Промышляющего, и искренне молимся нашей Заступнице Деве Марии. И здесь вспоминаются слова протоиерея Константина Камышанова: «Обращаясь мысленным взором к самой Деве Марии, мы должны увидеть, что Святая Святых открыта для всех, кто чист душой, как ребенок, кто любит Бога, как царь Давид, кто праведен, как тот первосвященник».

А что нужно сделать нам, верующим XXI столетия, чтобы войти во Святая Святых? На этот вопрос отвечает наш современник — уже упомянутый о. Константин: «Для этого надо перестать быть злыми, мстительными, гордыми, хитрыми, корыстолюбивыми, болтливыми, двоедушными и самолюбивыми… Тем самым уподобиться юной Марии и пережить свое маленькое личное введение в небесный храм...
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
28👍1
📆 Сретенские святцы — 5 декабря

▫️ Память благоверного князя Михаила Тверского

Святой князь Михаил Тверской был замучен в Золотой Орде в 1319 году. По доносу московского князя Юрия Даниловича тверской князь был обвинён в том, что у него в плену скончалась супруга Юрия — Агафия Кончака, сестра хана Узбека.

Хан потребовал прибытия князя Михаила в Орду. Князь понимал, что его ждёт в Орде, но отказался от побега. В случае его непослушания Твери грозил карательный рейд монголов и неизбежная война с Москвой. По приказу хана Узбека Михаил был казнён самым жестоким образом.

В его подвиге не было прямого исповедания веры, но его смерть Церковь признала мученической. Князь Михаил добровольно пошёл на смерть «за други своя»; он пожертвовал собой, чтобы спасти вверенных ему Богом подданных и не возбуждать междоусобной розни.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🙏2410🎉1
«Брак и семья: радость созидания»

31 октября 2025 г. старший преподаватель кафедры Пастырского душепопечения протоиерей Максим Первозванский встретился со студентами Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Беседа прошла в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом «Наследие: ориентиры будущего».

🤩 Смотрите встречу на RuTube-канале Сретенской духовной академии

#наследие
#ориентирыбудущего
#финуниверситет
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
13👍2🕊1
«Служение Богу – это величайшее счастье»

17 лет назад в этот день, 5 декабря, почил о Господе Святейший Патриарх Алексий II (Ридигер). Во время отпевания покойного в храме Христа Спасителя протоиерей Димитрий Смирнов сказал о нем: «Сердце его, глубоко переживая каждую человеческую трагедию, содрогалось. Он боль чужого человека всегда встречал собственной печалью, а радость – радостью. Подобно апостолу Павлу, он умел и сорадоваться, и печалиться. Он всегда соучаствовал в твоей беде. Святейший Патриарх был не только мудрый епископ, он был еще и любящий пастырь, и отец». В этот день приобщимся к наставлениям, произнесенным приснопоминаемым Святейшим владыкой в проповедях и беседах разных лет.

Есть бесценное правило в сокровищнице вселенского православного христианства: если ты хочешь изменить мир в лучшую сторону и если тебе активно что-то не нравится в окружающем тебя обществе и людях, и ты точно знаешь, что дальше так жить нельзя, начни непременно в первую очередь с себя.


*
Милосердие должно вернуться в нашу жизнь. Господь обещает помилование и жизнь вечную тем, кто милостив к другим людям. Миром должны править не вражда и гордыня, не злая воля и амбиции, но согласие, самоотверженность, правда и любовь.


*
У каждого есть свой крест. Но ни у кого не бывает креста выше его сил. И когда трудно и тяжело, когда нас постигают болезни и скорби, испытания и потери, разные житейские неурядицы, мы должны помнить об этом... Каждый из нас должен нести свой крест с терпением, взирая на Божественного Крестоносца Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.


*
Наш долг – просвещать и научать, проповедовать слово Божие, звать людей к покаянию, к вере в Христа Спасителя, к умножению добра, преодолению злобы и нетерпимости в мире. Каждый из нас жизнью своей должен свидетельствовать свою веру и принадлежность к Православной Церкви, вынесшей в минувшие десятилетия тяжелейшие испытания. Это должно давать нам силы и мужество преодолевать стоящие на нашем пути трудности и с ответственностью пред Богом совершать свое служение Господу и людям, наставляя и поддерживая тех, кто нетверд еще в вере.


📎Далее здесь

#БогИЧеловек
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
24🙏14🕊1
🔔 9 декабря в начале Божественной литургии в Сретенский монастырь будут принесены мощи святителя Луки Крымского. После Литургии будет отслужен молебен с акафистом.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы будет принесен ковчег с частицей мощей святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского.

Мощи пробудут в монастыре с 9 по 20 декабря

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – один из самых почитаемых святых XX века, выдающийся хирург, чьи научные труды до сих пор не потеряли своего значения. Все военные годы он самоотверженно возвращал к жизни раненых бойцов.

Это была личность удивительного масштаба, в которой сочетались талант врача, пытливый ум ученого и глубокая вера в Бога. Его жизнь – пример самоотверженного служения людям, несмотря на гонения и лишения. Научные труды и духовное наследие святителя Луки продолжают вдохновлять людей по сей день.

После канонизации святителя, с марта 1996 года, его мощи находятся в Свято-Троицком женском монастыре Симферополя и к ним, помещенным в серебряную раку, притекают тысячи верующих, ищущих духовного утешения и исцеления.

Верующие обращаются к святителю Луке с молитвами об исцелении от болезней, о благополучном исходе предстоящих операций, об укреплении сил в трудных жизненных ситуациях, о семейном благополучии.

📎Доступ к мощам будет открыт с 9 по 20 декабря с 8.00 до 20.00. 

🔴В течение дня между богослужениями перед мощами будут совершаться молебны с акафистом:

- в будни в 10:00, 12:00, 14:00 и 16:00;

– в субботу и воскресенье в 12:00, 14:00 и 16:00.

#ЖизньОбители
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
18🕊2