Олег Чебулаев | 1000 шагов до миллиарда – Telegram
Олег Чебулаев | 1000 шагов до миллиарда
1.72K subscribers
298 photos
29 videos
166 links
Стратегия, разработка и экономика мобильных приложений без купюр.
📱@oleg_mad 💼 аутсорсинг разработки madbrains.ru 💼 марткетплейс цифровых решений x-kit.ru Perfluence
Download Telegram
Год назад мы в Mad Brains поставили себе амбициозную цель по масштабированию и трансформации компании в миллиардный бизнес, в котором Mad Brains — это группа компаний, состоящая из продуктов, услуг воплощающих смелые идеи в надежных решениях.

В канале я буду писать историю того, как мы идем к своей цели, какие решения мы принимаем и какие инструменты используем, про новые проекты, жизнь и то, что меня увлекает.

Я не буду пересказывать наш 10-летний путь, напишу лишь то, что представляет компания сейчас и итоги 2023 года. Но об этом далее.
КОМПАНИЯ ОБРАЗЦА 2023 ГОДА

Mad Brains
Общая выручка компании - 165 млн. руб., штат компании 70 человек.
Занимаемся заказной продуктовой разработкой мобильных приложений и веб-сервисов для заказчиков из e-commerce, финтеха, производственных и продуктовых ИТ-компаний. Больше 100 реализованных проектов для крупнейших заказчиков: Huawei, Русал, Магнит, Газпром Медиа, Интерфакс, Pfizer, Инград, CarPrice.

Mad Staff
Аутстаффинг ИТ-персонала. Подключаем специалистов к разработке крупнейших продуктов страны. Входим в ТОП-50 аутстафф-разработчиков в отраслевых рейтингах Tagline и RatingRuneta. Основные стеки: системная аналитика, Java, Flutter, DevOps, Go, SQL-разработчики, QA, Design.

Mad Partners
Партнерская сеть из более чем 250 компаний для закрытия широкого спектра услуг.

DevMonsters.com
Международный бренд по заказной разработке сайтов и мобильных приложений, запущенный в 2023 году.

Mad Products
Юнит продуктовых исследований и развитию собственных продуктов и ИТ-решений в рамках которого мы проводим исследования для наших заказчиков, для себя, развиваем несколько продуктов.

X-kit.ru - маркетплейс готовых цифровых решений для бизнеса. Больше 200 продуктов в каталоге. Таргет до конца года - 1000.

Много продуктов и процессов, про каждый из них можно написать отдельный пост. Но когда рабочий день заканчиваются, начинаются side-проекты, личные эксперименты и начинания. Расскажу, что меня увлекает по ночам и праздникам и на чем еще можно заработать.
Почему стоит создавать side-проекты, будучи IT-предпринимателем

Создание side-проектов - это один из эффективных способов, которым вы можете улучшить свои навыки, расширить перспективы и улучшить свои бизнес-модели. Вот несколько преимуществ создания side-проектов:

1. Новые знания: side-проекты позволяют экспериментировать с новыми технологиями, методологиями и инструментами. Это дает возможность углубить свои технические знания и улучшить навыки программирования.

2. Свобода: в отличие от коммерческих проектов, где приходится следовать требованиям клиентов или рынка, side-проекты предоставляют полную творческую свободу. Можно создать что-то совершенно новое и уникальное, без каких-либо ограничений.

3. Персональный BizDev: side-проекты - это отличная площадка для тестирования новых идей и концепций. Если ваш side-проект становится популярным, это может стать основой для нового бизнеса.

4. Развитие предпринимательских навыков: управление side-проектом требует применения многих предпринимательских навыков, таких как планирование, принятие решений, управление рисками и многое другое. Это приводит к развитию этих навыков и увеличению вашей предпринимательской эффективности.

5. Создание портфолио: Успешные side-проекты могут стать частью вашего портфолио, демонстрируя вашу экспертизу и способность создавать высококачественные продукты.

В заключении, создание side-проектов - это больше, чем просто хобби. Это инвестиция в ваше профессиональное развитие и будущее вашего бизнеса. Если вы еще не начали свой side-проект, возможно, сейчас самое время для этого.
👍2
Монетизация мобильных приложений 💸

Один из моих pet-проектов — мобильное приложение и виджет для пар We Together, которое закрывает простую задачу: напоминает о годовщинах и считает сколько дней вы вместе ❤️. Отсюда и название. Приложение простое, но оно дает простор для экспериментов с монетизацией продуктов и позволяет учиться управлять продуктом на практике.

Поделюсь одним из успешных экспериментов, который я провел в конце 2023 года и смог увеличить доход приложения больше чем в 7 раз.

Как была устроена монетизация.
Приложение использовало смешанную монетизацию основанную на внутренней валюте и рекламе. Действия в приложении снимали монеты по счета пользователя, регулярные заходы в приложение увеличивали баланс монет. Если монеты заканчивались, пользователь мог пополнить счет через внутренние покупки либо посмотреть рекламный ролик за вознаграждение.

Гипотеза.
Реализовать в приложении расширенную версию без рекламы за фиксированную цену. От подписок решил отказаться, поскольку ценность приложения для пользователя не высокая и они скорее всего не готовы регулярно платить. Запустил, заработало. На протяжении нескольких месяцев вижу регулярные покупки полной версии. Профит!

Задача следующих релизов — протестировать еще несколько гипотез по увеличению ценности для пользователей. Предложения приветствуются. Скачать приложение для iPhone тут.
👍3
Как добавить в мобильное приложение рекламу? Часть 1

Продолжая тему монетизации мобильных приложений, хочу поделиться своим опытом работы с инструментами, помогающими упростить работу с рекламным трафиком.

Какие есть варианты?

1. Ручная медиация. Выйти на рекламодателей и самостоятельно разместить их объявления в приложении.

Плюсы:
- высокий CTR на релевантной аудитории, соответственно высокая цена за 1000 показов

Минусы:
- большие затраты на поиск рекламодателей с релевантой аудиторией
- ручная модерация объявлений
- маленькая аудитория продукта не интересна большим продуктам
- высокие операционные затраты на управление рекламной кампанией, документооборот
- ограничения по локации
- необходимость предоставления отчетности в Роскомнадзор

2. Рекламные сети, AdMob от Google или Рекламная сеть Яндекса.

Плюсы:
- миллионы рекламодателей в одном флаконе
- нет привязки к геолокации рекламодателей
- автоматическая модерация объявлений и проверка на соответствие законодательству и дополнительным правилам
- легкость интеграции
- ежемесячные выплаты

Минусы:
- рекламные сети берут комиссию за обслуживание и предоставление платформы
- в AdMob есть ограничения по выплатам на счета в ключевых банках РФ
- средние показатели по доходности с 1000 показов
👍2
Как добавить в мобильное приложение рекламу? Часть 2

3. Сервисы мобильной медиации
Сервисы, которые позволяют в приложении показывать рекламу из нескольких рекламных сетей, включая AdMob, Рекламную сеть Яндекса и другие. Каждая рекламная сеть предлагает к показу объявления, а мобильная медиация автоматически выбирает из них наиболее выгодное для издателя. В последних проектах я использую Appodeal, достаточно стабильный отечественный продукт. Зарегистрироваться по моей реферальной ссылке можно тут.

Плюсы:
- высокие показатели доходности с 1000 показов
- миллионы рекламодателей в одном флаконе
- нет привязки к геолокации рекламодателей
- таргетирование рекламы
- медиация собственных объявлений
- ручное управления ставками и приоретизацией рекламных сетей
- автоматическая модерация объявлений и проверка на соответствие законодательству и дополнительным правилам
- ежемесячные выплаты
- документация и поддержка на русском языке, что важно в условиях постоянно меняющегося законодательства

Минусы:
- тяжелый SDK, который значительно увеличивает вес приложения
- достаточно сложная интеграция в приложение
ПРОДУКТОВАЯ АНАЛИТИКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Трудно переоценить важность отслеживания метрик в мобильном приложении, но аналитика гораздо информативнее, если отправлять правильные свойства вместе с событиями. Делюсь нашим набором по умолчанию.

1. ID пользователя
2. Device ID
3. Тип девайса
4. Дата, когда пользователь пришел в приложение (для последующего выделения когорт)
5. Источник трафика (если есть)
6. Тип подписки пользователя
7. Платящий/не платящий пользователь
8. Первая сессия: да/нет
9. Дата совершения самого эвента
1
ТУРЕЦКИЙ АУТСОРС. Как мы заказали разработку мобильного приложения в Стамбуле 🇹🇷

Предыстория
Мы решили запустить небольшое мобильное приложение для поиска и удаления дубликатов фотографий в медиатеке iPhone с кодовым названием Mad Cleaner.

Классический путь внутри агентства
Запуская разработку продукта инхаус, как это делают многие продакшны на "свободных ресурсах", мы сожги не один миллион рублей. Всегда все начинается бодро, есть 2 разработчика на бенче, давайте запилим MVP и быстро проверим идею в бою. Проходит месяц, появляется новый большой проект для заказчика, команду снимают на то, "что приносит деньги".

Но в этот раз мы решили поискать другой, более эффективный путь.

🟢 Гипотеза 1.
Найти open source решение, которое будет закрывать большую часть фич-листа и доработать. Провели ресерч, но качественных решений не нашли. Отмели.

🟢 Гипотеза 2.
Купить исходный код или готовое приложение со слабой монетизацией и долей рынка. Изучили конкурентов, собрали шорт-лист, провели несколько переговоров. Результат - либо высокая цена, либо слишком ранняя стадия развития продукта и покупать там нечего. Отмели.

🟢 Гипотеза 3.
Найти студии с похожими кейсами и запросить КП на разработку приложения с нуля и сравнить с себестоимостью внутри. Удача! Находим небольшую студию в Стамбуле, живые соцсети, фотки с летнего корпоратива на берегу моря, 30 человек в штате, релевантный кейс. Получаем КП по цене, сопоставимой с себестоимостью ФОТа нашей разработки с дизайном в подарок. По традиции торгуемся, чтобы не обидеть и бьем по рукам.

Пишите в комментариях ваши версии, что было дальше!
👍14
5 ГЛАВНЫХ ОТЛИЧИЙ В РАБОТЕ С ТУРЕЦКИМ ПОДРЯДЧИКОМ 🇹🇷

🔴 Сверх дружелюбность
Регулярная борьба со своей хмуростью, позитивный тон, чтобы не обидеть команду и сохранять благоприятную атмосферу. То, на чем себя ловил себя каждый раз в переписке.

🔴 Рабочий чат в WhatsApp
Единственный рабочий чат в WhatsApp. В прошлом году сдались и переехали в Telegram даже родственники.

🔴 Новые цифровые сервисы для работы с клиентами
Помимо привычных для работы звонилкок и таск-трекеров, пощупал брендированные сервисы для отправки митинг-репортов и подписания договора. Взял на заметку.

🔴 Работа без Технического задания
Классика небольших студий. Согласовали функциональные требования, дизайн-макеты, и в разработку. Как итог — доработки и разногласия на этапе приемки результатов.

🔴 Отсутствие тестирования
Со стороны это выглядело, что тестируют работу через раз, плюс отстутствие полноценного ТЗ добавило правок. После трех итераций я стал больше ценить качество нашей работы в Mad Brains.

🔴 Окружение
Из-за блокировок части подсетей, некоторые облачные сервисы могут работать некорректно в РФ. Неожиданно много потратили времени на обнаружение этого факта. Будьте внимательны.

Через 4 месяца мы получили стабильную версию и попали в App Store. Скачать приложение можно по ссылке тут. Сейчас собираем аналитику по использованию, потихоньку греем ASO и готовим новые фичи.
👍4
APPLE ОТКЛЮЧИЛА ПОДДЕРЖКУ PWA-ПРИЛОЖЕНИЙ В ЕВРОСОЮЗЕ

Apple отключила поддержку PWA в бета-версии iOS 17.4. Приложения по-прежнему можно сохранять на Домашний экран, но теперь они открываются в браузере по умолчанию (вместо полноэкранного режима). Отключение приведет к нарушению работы push-уведомлений, потере данных приложений между апдейтами iOS.

Apple пока не комментирует эти изменения, но, похоже, они связаны с законом ЕС о цифровых рынках. Согласно новому законодательству Apple должна разрешить разработчикам создавать веб-браузеры на собственном движке. В настоящее время каждый веб-браузер, доступный на iOS, должен быть основан на Apple WebKit.

Возможно, эти изменения не войдут в релизную версии, но это не точно.

Как это касается пользователей в РФ?
По заявлениям Минцифры в России планируется принять аналогичный закон, и стоит понаблюдать к каким последствиям это приведет в Евросоюзе. PWA-приложения стали доступной альтернативной для компаний, попавших под санкции, поскольку распространение приложений происходит не через App Store.
😢3
В понедельник посетил церемонию объявления победителей премии RB Awards, где мы попали в шорт-лист с кейсом мобильного приложения для журналистов Интерфакс в категории Операционная деятельность. Кстати, теперь через наше приложение проходят самые важные новости и инсайды страны!

RB Awards — независимая премия для компаний, использующих новые технологии в бизнесе. Статуэтку в этот раз не взяли, но оказаться среди лучших проектов цифровой транcформации таких компаний, как ММК, Газпром, Ростелеком, Банка ВТБ, Группы НЛМК тоже приятно.

Стряхнул пыль со смокинга, пообщался с заказчиком, зацепил пару лидов для Mad Brains, привлек несколько новых продуктов в x-kit — вечер прошел не зря! 😎
🔥11👍3🎉2
ПРЕДУПРЕЖДЕН — ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН. 7 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ МОГУТ ОТКЛОНИТЬ ВАШЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Отказ в размещении приложения в App Store и Google Play может не только сорвать планы маркетинговой компании, но и вовсе поставить в тупик развитие продукта на платформе, поэтому важно разбираться во всех правилах и политиках работы маркетплейсов.

Приложение, предназначенное для сотрудников компании.
Это частая причина, по которой отклоняют корпоративные приложения, мобильные интранеты. По правилам, они должны публиковаться через Enterprise-аккаунт, который достаточно сложно получить. Но есть хаки, которые помогают обойти такие ограничения. Проверено с РУСАЛ и Интерфакс.

Похожий бинарник, дизайн или концепция приложения.
Если вы пытаетесь перезалить купленное у стороннего разработчика приложение, скопировать чужой дизайн или даже концепцию приложения, берегитесь! Это серьезная причина отклонения, после которой практически невозможно пройти проверку.

Баги.
Команда ревью достаточно внимательна и отклоняет приложения, содержащие критические ошибки.

Использование приватного API.
По невнимательности или необходимости разработчики пытаются использовать приватные API, что запрещено.

Необоснованный запрос на доступ к файлам или функциям.
Если приложение запрашивает доступ к фотографиям, геолокации, то эта информация должна быть использована в функциях, а не просто коллекционироваться.

Несанкционированный доступ к данным пользователя.
Чаще всего отклонения (реджекты) связаны с тем, что мы не запросили разрешение на использование рекламного идентификатора пользователя. С недавнего времени этот процесс стал обязательным при показе таргетированной рекламы.

Ошибки в мета-данных.
Скриншоты, локализации, битые ссылки на политику конфиденциальности — частые, но быстро решаемые проблемы.

И помните, если ваше нарушение не заметили в одном релизе, это не значит, что его не найдут в следующем. Реджект может настигнуть вас в любой момент. Играйте по правилам!
👍6
Зачем заниматься ASO-продвижением приложения

App Store Optimization (ASO) - обеспечение видимости приложения по релевантным запросам пользователей. Видимость по ключевым запросам является источником качественных установок и притока пользователей в ваш продукт.

Принцип работы очень похож на SEO-продвижение сайтов. Составляется ядро запросов, по которым пользователи могут скачать приложение, сортируются по трафику и прописываются в мета-данные приложения.

Сколько установок можно получить через ASO?
Сильно зависит от ниши, конкурентной среды, доступных языков и локализаций в продукте, но достаточно, чтобы сделать его одним из важных инструментов стратегии продвижения.

Что еще влияет на количество установок?
Рейтинг приложения, скриншоты, отзывы, качество приложения, регулярность обновления, локализация приложения, поведенческие факторы.

Ну а все-таки, сколько?
Кейс по ASO-оптимизации приложения, в рамках которого были прописаны актуальные ключи по РФ и добавлены запросы для UK и US. Прирост установок после обновления +22%.
👍51🔥1
Стоит ли компании участвовать в отраслевых асссоциациях, бизнес-клубах, партнерках?

В первые годы развития Mad Brains мы вписывались почти везде: РУССОФТ, ISDEF, партнерские программы, резиденство в бизнес-клубах. И частый вопрос, который мне задают, что дает участие? Если просто вступить, то ничего не дает. Как и с любым инструментом, нужно работать.

Что сработало для нас?

Из ассоциаций — РУССОФТ. Крупное объединение ИТ-компаний. В списках участников как очень крупные, так и мелкие игроки рынка. Стараюсь посещать ежемесячные заседания правления. Само мероприятие достаточно скучное, но удобно тем, что на него собирается 30-40 человек, с которыми можно познакомиться в оффлайне. Помимо этого, в РУССОФТ есть отраслевые рабочие группы, но до них я пока не добрался.

Бизнес-клубы. Варианты: клуб Первых показался дорогим, в Атлантах не хватило резидентов с цифровым бизнесом, Среда — для совсем маленького бизнеса, клуб Реформа показался чем-то оптимальным по цене, качеству резидентов и активностям. Поработал с ним 1,5 года, но отказался от продолжения, поскольку значимой пользы для себя не нашел.

Партнерские программы. Мастхев на старте, когда нужны лиды, чтобы загрузить хоть как-то свою молодую, динамично развивающуюся компанию. Но кажется, что не нужно там надолго задерживаться, иначе есть риск застрять в развитии.

Банный клуб. Наверное, это самый кайфовый клуб, в котором я участвую. Периодически собираемся с директорами агентств погреться и поговорить за жизнь и работу.
На фото ожидания моей жены и моя реальность.
🔥8👍2😁2