МЕЖДУ СТРОКАНЬ – Telegram
МЕЖДУ СТРОКАНЬ
514 subscribers
54 photos
12 videos
1 file
1.48K links
Авторский канал писателя и журналиста Сергея Строканя. Делюсь своими мыслями о политике и жизни.
Download Telegram
Званный гость
К визиту президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Нахичевань

1. 25 сентября турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган по приглашению своего азербайджанского союзника Ильхама Алиева посетит Нахичевань.
2. Этот регион имеет особое значение для Баку и для Анкары.
3. После того, как влияние т.н. «нахичеванского клана» на внутриполитические процессы в Азербайджане ослабло, значение Нахичевани, как главного символа государственности заметно снизилось. Однако идея снятия барьеров между эксклавом и азербайджанским «ядром», напротив становится все более популярной. Ее популярность увеличивается по мере решения главной проблемы постсоветского Азербайджана- нагорно-карабахской. Мы четко можем проследить это с момента включения пункта (№9) про «безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой» в трехстроннее заявление Владимира Путина, Ильхама Алиева и Никола Пашиняна от 9 ноября 2020 года до недавний заявлений, предшествовавших непосредственно «третьей карабахской».
4. Для внешней политики Турции гарантии безопасности для Нахичевани также являются особой статьей. Еще в мае 1992 года тогдашний президент Турции Тургут Озал заявил: «Пошлем войска в Нахичевань. Их надо послать без колебаний, в противном случае там могут повториться события, произошедшие в Нагорном Карабахе». С того момента про особое значение Нахичевани говорили и Исмаил Джем, и Ахмет Давутоглу, и Реджеп Тайип Эрдоган, все те, кто так или иначе был причастен к формированию стратегических приоритетов Анкары. Да и турецкие подразделения в автономную республику отправлялись. Слава Богу/Иншалла для учений, не для войны. Впрочем, в условиях нарастающей мировой турбулентности всякие сценарии можно, как минимум, рассматривать.
5. Анкара и Баку пытаются закрепить политические результаты своей военной победы. Не раз писал об этом (и повторю в тысячный раз): мы имеем дело не с локальным карабахским, а с армяно-азербайджанским конфликтом. Он не только про статус отдельно взятого региона, но и про государственную конфигурацию двух соседних стран, их идентичность, иерархию в Закавказье. И с закрытием (точнее сказать, переформатированием) карабахского гештальта история не заканчивается. Остаются вопросы демаркации-делимитации армяно-азербайджанской госграницы (а это тема эксклавов, уточнения линии разграничения, т.н. «коридорная тема», прямо затрагивающая интересы Ирана, цена вопроса нормализации между Анкарой и Ереваном). «Турция готова оказать поддержку в расследовании фактов относительно азербайджанцев, депортированных из Западного Азербайджана». Процитированный выше текст- фрагмент из выступления турецкого посла в Баку Джахита Багчи (январь 2023 года). Внимание! «Западным Азербайджаном» в Баку и в Анкаре называют территории Армении. Нагнетать, конечно, не нужно, но видеть на горизонте разные инструменты влияния и воздействия на оппонента следовало бы.
6. И от локального к глобальному. В наших академических и экспертных кругах много и аргументированно говорится о полицентризме в мировой политике, как эффективном средстве от однополярного диктата. Все так, но только в этих спорах упускается один важный тезис. Полицентризм и однополярность- не выбор между хорошим и плохим, это выбор между разными наборами проблем. Более того, борьба за полицентризм является не только нашим ноу-хау, выраженном в стремлении к ослаблению американской гегемонии в мире и в отдельно взятых регионах. Это также и стремление разных «средних» и «малых» государств выйти из-под российской «опеки» и найти альтернативного патрона. Мы наблюдаем сегодня «восстание средних держав», которым тесно в модели «холодной войны-2.0». Они не рассматривают конфликт Россия-Запад, как «свою» борьбу, для них приоритетна собственная геополитическая оптика. И Турция, и Иран – примеры поиска некоего третьего, четвертого, «особого пути». В Закавказье (а также и в Центральной Азии, на Украине и где угодно) они будут совпадать с Россией ровно до той поры, пока это им нужно. А если не нужно, см. написанное выше.
НКР: политическая самоликвидация
Комментарий + статья в "Русском Форбсе
"

1. Непризнанная НКР объявила о самороспуске. К январю 2024 года такого де-факто государства не будет.
2. Некоторые комментаторы уже написали о неправовом решении главы НКР Самвела Шахраманяна и нарушении им карабахского закона. Во-первых, само положение непризнанной республики с точки зрения права, вызывает вопросы. Во-вторых, не о праве же здесь речь. Такие решения принимаются по совокупности политических обстоятельств, а не на основании каких-то абстрактных формальных положений. Так было с Сербской Краиной, так было с Республикой Сербской в 1995 году или со Смирной в 1922 году.
3. Пора уже прекратить эти досужие разговоры о «сдаче» и прочее. Политик нередко принимает неприятное и непопулярное решение не потому, что ему чего-то сильно хочется. Разве Слободан Милошевич так уж хотел «сдать» Краину? Или «малоазийская катастрофа» была мечтой Элефтериоса Венизелоса? Или аристократ и империалист Де Голль грезил об Алжире вне Франции, а Черчилль- о процессе деколонизации? Совокупность обстоятельств бывает сильнее и куда более мощных политиков, чем нынешнее армянское руководство, запуганное и дезориентированное.
4. С ликвидацией НКР конфликт не завершен, ибо такой его важнейший движитель, как максимализм никуда не делся. И если в 1990-х армяне стремились создать свой «пояс безопасности», то теперь Баку занимается и поясами, и подушками. «Западный Зангезур» - самая новая модель геополитических поясов сегодня на новом Кавказе.
5. Карабахский кризис сегодня показал очевидную несостоятельность старой школы времен «холодной войны». Ничего не имею против уважаемого Андрея Андреевича Громыко, но его подход, ориентированный на универсальность решения всего через диалог с США, сегодня уже мертв. Просто потому, что жизнь меняется, а косплеить что-то значит заведомо обрекать себя на неудачу. В регионе Кавказа (и не только в нем, но это- отдельный разговор) огромное количество игроков со своей мотивацией. Понимать Азербайджан, Армению (да, и ее тоже, несмотря на катастрофическое поражение), Израиль, Иран, Турцию, наверное, намного более важно, чем прочитывание ходов США, которые именно в Карабахе и вокруг играют роль вспомогательную. Вашингтон, скорее реагирует на угрозы и вызовы, которые создают другие, подкручивает и подстраивает ситуацию под себя. Но в формировании самой ситуации Баку и Анкара играют несоизмеримо бОльшую роль. Стоит, право слово, «спускаться» (или подниматься?) до их глубин (или высот?) военно-политической теории и практики.
6. Ссылка на сегодняшнюю статью в "Русском Форбсе": https://www.forbes.ru/mneniya/497432-provalennyj-arbitraz-kak-nagornyj-karabah-prisel-k-samolikvidacii
Моя статья об отношениях Канады с Индией и Россией - специально для Indian Narrative
Армяно-азербайджанский конфликт: последняя глава или продолжение следует?
Статья для сайта Росссийского совета по международным делам (РСМД)

1. При рассмотрении генезиса конфликта крайне важно пройти между двумя крайностями: быть заложником текущей динамики или «закопаться» в историю, не видя горизонтов будущего. Нужна выверенная диалектика, так как иные повестки столетней давности бывают сегодня «живее всех живых».
2. Суть армяне-азербайджанского конфликта в полной эксклюзивности двух национальных проектов, спор идет не о сосуществовании в мире, а об этнополитическом доминировании на «своей земле».
3. Акт трагедии-2023 был предопределен событиями второй карабахской войны и ее неоднозначными итогами. Азербайджан и Турция хотели укрепить свою победу, Армения - облегчить последствия травмы.
4. Сам конфликт не завершен, слишком много неразвязанных узлов осталось. Ставка на силу- штука надежная, но не всегда в стратегическом плане, а тактический не обеспечивает твердых гарантий на будущее.
5. Новый кавказский региональный порядок- не местное переиздание «холодной войны». Цветов здесь будет более двух.
6. Ссылка на полный текст статьи: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/armyano-azerbaydzhanskiy-konflikt-poslednyaya-glava-ili-prodolzhenie-sleduet/
Аббас Джума, журналист-международник, автор Telegram-канала @Abbasdjuma

Итак, почему именно сегодня произошла столь масштабная вылазка палестинцев против Израиля? Достоверно на этот вопрос смогут ответить только те, кто планировал операцию «Наводнение Аль-Акса». Планировал, по всей видимости, тщательно и давно, в условиях повышенной секретности. Планировал с привязкой события к определённой дате — годовщине войны Судного дня 1973 года (войны Египта и Сирии против Израиля с целью вернуть потерянные в ходе Шестидневной войны территории). И ко дню Шаббата.

Тем не менее Израиль застали врасплох. По всей видимости, для сил, обеспечивающих безопасность в стране, 50 лет Октябрьской войне — дата, не ассоциирующаяся с возможностью символического, но крайне болезненного удара со стороны палестинцев.

Почему символического? Да потому что силы этого удара явно недостаточно, чтобы нокаутировать Израиль. А вот посеять панику — вполне. Неожиданность и относительная непрогнозируемость нападения погрузит израильское общество в атмосферу страха и перманентного ожидания удара в любой момент. Вероятно, главная цель организаторов атаки была спровоцировать у населения Израиля паранойю.

НО НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО

Разумеется, у палестинцев были и геополитические основания начать действовать именно сегодня.

Во-первых, это сигнал тем государствам региона, которые стали задумываться о возможности нормализации отношений с Израилем. Прежде всего Саудовской Аравии. Разговоров о том, что Эр-Рияд может начать сближение с Израилем, в последнее время стало очень много. И на это не могли не отреагировать в Иране — стране, курирующей палестинские вооружённые группы. Так, на днях верховный лидер исламской республики Али Хаменеи сделал ряд важных заявлений, среди которых было следующее:

«Правительства, которые решили рискнуть и пойти на нормализацию отношений с сионистами, неизбежно пострадают и проиграют. Как говорят европейцы, они «поставили на проигравшую лошадь». Сегодняшняя ситуация (в Израиле) — причина не приближаться к нему близко. Они не должны совершать эту ошибку».

Помимо этого, иранский лидер сделал ещё ряд очень резких заявлений в адрес Израиля. А его фраза «сионистское образование умирает» набрала сегодня 1 млн просмотров в Twitter.

Во-вторых, операция «Наводнение Аль-Акса» начата тогда, когда всё внимание мировой общественности отвлечено на Украину. Как и большая часть ресурсов. Время, с точки зрения планировавших атаку, наиболее удачное. Напомню: полгода назад в СМИ появились сообщения о том, что США опустошают склады с вооружением в Израиле. Издание Israel Hayom писало о смене приоритетов и о том, что хранящиеся в Израиле американские боеприпасы сокращаются из-за конфликта на Украине. Притом что, согласно американо-израильским договорённостям, на протяжении многих десятилетий боеприпасы предназначались Израилю на случай чрезвычайной ситуации.

«Белый дом принял решение переместить эти ресурсы за пределы Израиля на другой фронт, но в свете хрупкой ситуации с безопасностью этот шаг может иметь последствия. Это резервные запасы Израиля на время войны», — писала газета.

ИТОГО

Как бы Израиль сейчас ни действовал, что бы ни предпринял, с какой бы жестокостью ни ударил в ответ, самое страшное для израильской власти уже произошло — образ непобедимости ЦАХАЛ и вездесущности израильских спецслужб серьёзно пошатнулся.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

🟩 Канал «Специально для RT»