МЕЖДУ СТРОКАНЬ – Telegram
МЕЖДУ СТРОКАНЬ
511 subscribers
53 photos
11 videos
1 file
1.48K links
Авторский канал писателя и журналиста Сергея Строканя. Делюсь своими мыслями о политике и жизни.
Download Telegram
Журналист, обозреватель издательского дома «Коммерсантъ» Сергей Строкань @strokan

«Безумие — это дорога с односторонним движением, причём, в отличие от автострады, съездов на ней нет», — сказал Стивен Кинг. В гонке санкционного безумия лидирует новость про карательные меры, под которые подпал Тургеневский дуб, отстранённый от конкурса «Европейское дерево года».

Посаженный 200 лет назад на Орловской земле главным западником в великой русской литературе, рвавшимся в Париж к Полине Виардо, Тургеневский дуб тоже подпал под западные санкции. Вот как повернулась история: ну его-то за что?

Живи Тургенев в XXI веке, он, возможно, утратил бы наш «великий, могучий, правдивый и свободный», глядя на всё это.

Не факт, что он добрался бы до Парижа — разве что на извозчике, учитывая, что самолёты не летают: воздушное пространство Франции и всего ЕС для россиян, к которым относится и Иван Сергеевич Тургенев, закрыто.

Конечно, это выглядит как безумие, но это нечто другое.

Ситуация, когда прагматизм уступает идиотизму (и Тургеневский дуб тому свидетель), возникла не на пустом месте.

Это называется евро-атлантическая солидарность, когда решения государств перестают быть индивидуальными и становятся коллективными. Не только банановые республики, но и ведущие государства западного мира как бы делегируют своё право принимать решения наднациональным объединениям — НАТО, ЕС, G7, над которыми главным смотрящим выступают США.

Они как бы отказываются от своего суверенитета, что позволяет, с одной стороны, опираться на силу коллектива, с другой — вынуждает в нём раствориться. Берут свой суверенитет, как заготовку, и вот обтёсывают его, обстругивают, шлифуют наждаком, чтобы вписаться в общий формат.

По-иному нельзя: таковы правила игры.

Движение против коллективного мейнстрима — привилегия немногих избранных государств, которые готовы и способны заплатить за это свою цену, порою весьма высокую. Сегодня пример такого плавания против евро-атлантического течения демонстрирует Россия. Сергей Лавров говорит об этом так: «Санкции — это своего рода налог на независимость».

Объявленный США и всем Западом поход против России не стал глобальным именно потому, что из формирующегося общего строя стали выпадать, выламываться те или иные государства, не желающие играть по коллективным правилам. К примеру, так поступили президент Бразилии Жаир Болсонару и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Моментом истины, позволяющим измерить длину суверенитета, стало состоявшееся на этой неделе на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке голосование по резолюции с осуждением операции России на Украине. Учитывая эскалацию информационной войны и давление США, за резолюцию проголосовала 141 страна, воздержались 35. Казалось бы, арифметика голосования говорит о том, что Россия оказалась в явном меньшинстве. Но дьявол в деталях, и если навести на эту цифру увеличительное стекло и рассмотреть её внимательно, то можно увидеть некоторые базовые, ключевые смыслы.

Чего только стоит «за», поданное Афганистаном. Талибы* против России? Вовсе нет, это проголосовал представитель не существующего уже, непризнанного прежнего Афганистана!

Среди воздержавшихся оказались Китай с Индией, а только эти две страны — чуть ли не 3 млрд жителей Земли. Вот они могут себе позволить жить своим умом и руководствоваться своими интересами, а не геополитическим стадным инстинктом.

* «Талибан» — организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.

@rt_russian
Журналист, обозреватель издательского дома «Коммерсантъ» Сергей Строкань @strokan

Через полторы недели после начала российской спецоперации на Украине в отношениях Запада с действующей властью в Киеве назревает фундаментальный сдвиг. На Днепре, похоже, трогается мартовский лёд. Или как минимум уже трещит.

Ещё недавно демонстрировавшие максимальную решимость в поддержке президента Зеленского, которую кто-то воспринял как готовность форсировать вступление Украины в НАТО и ЕС, западные партнёры спешно дают задний ход.

Не успели утихнуть страсти по поводу заявления Бориса Джонсона о том, что Украину ждёт «борьба до последней капли крови», как тот же Борис Джонсон — посмотрите его сенсационную статью в The New York Times — заговорил совсем по-другому. Оказывается, вступление в НАТО Украине по-прежнему не светит и британское участие в конфликте невозможно (как и участие любой другой страны альянса). А эта цитата из The New York Times вообще заставляет усомниться, что статью писал Борис Джонсон: «Мы не испытываем враждебных чувств к русскому народу. У нас нет желания бросить вызов великой нации и мировой державе».

Но нет, под текстом стоит его подпись — это он, Джонсон!

Одновременно с этим в Брюсселе дали понять, что никто и не собирался поставлять Киеву боевые самолёты, а что касается быстрого приёма страны в ЕС, то среди стран-членов единой позиции нет. А ведь на днях Европарламент стоя аплодировал Зеленскому, и тогда могло показаться, что вот он, момент истины, которого «евромайдан» ждал восемь лет. Теперь-то зашевелится европейская бюрократия, обретёт политическую волю.

Но нет, ведь не обрела!

Добавьте к этому решение НАТО не вводить бесполётную зону над Украиной. Не скрывавший негодования президент Зеленский обрушился на союзников по альянсу, обвинив их в том, что они хотят откупиться поставками горючего, в котором, по словам Зеленского, остаётся сжечь Будапештский меморандум.

Однако самым верным признаком того, что в отношениях США и Украины грядёт смена вех, можно считать публикацию The Washington Post, из которой следует, что администрация Байдена уже готовится к сценарию, когда Зеленский может возглавить «правительство в изгнании». The Washington Post — не кремлёвская пропаганда, и формулировка «правительство в изгнании» уже вброшена. Причём, отметим ещё раз, не Москвой, а Вашингтоном.

Что это значит? Это значит, что Владимира Зеленского весьма скоро может ждать судьба Светланы Тихановской или Хуана Гуаидо. Где они сейчас, кто о них помнит, чем руководят их «правительства»? Их личные судьбы и судьбы их стран разошлись окончательно и бесповоротно, второго шанса уже не будет.

Таким образом, «правительство в изгнании» — это способ эдакой почётной политической утилизации несостоявшегося государственного проекта, который в определённый момент теряет для Запада свою актуальность. Способ, который позволяет Западу как бы сохранить лицо: дескать, мы же вас не бросили, не предали, мы вас признали как «правительство в изгнании».

И вообще, что помешает после этого принять в ЕС и НАТО лично Зеленского с Кулебой (и ещё можно Порошенко с Тимошенко в придачу), вместо того чтобы принимать в ЕС и НАТО Украину? Принять их всех с хорошими командировочными.

Использованный Западом, чтобы противостоянием с Россией обрушить на неё девятый вал санкций, Владимир Зеленский с этой задачей справился. Мавр сделал своё дело, мавр может уходить. Возглавить правительство в изгнании.

Так и ему, и его союзникам будет проще.

@rt_russian
Журналист, обозреватель издательского дома «Коммерсантъ» Сергей Строкань @strokan

Стратегический поворот России на Восток, неизбежный в связи с полным коллапсом её отношений с США и их европейскими союзниками, не означает, что единственным светом в окошке для нас теперь станет Китай. Огромные возможности открываются во взаимодействии с другими центрами Индо-Тихоокеанского региона.

Важно не упустить момент и вовремя осознать: новая российская политика в Азии не может и не должна стоять на одной «китайской ноге». Такая поза сделала бы эту политику лишённой альтернативы, вынуждая соглашаться на любые условия Пекина. В этом случае можно было бы услышать рассуждения в том духе, что теперь Россия станет младшей сестрой или даже «китайской колонией» XXI века. Такой страшилкой пугал писатель Владимир Сорокин, придумывая московским улицам китайские названия.

Нет, этого не произойдёт. Восток — это не только Китай, но и Индия — нарождающийся мировой гигант, который к середине XXI века может обойти Китай, учитывая, что индийские темпы роста обгоняют китайские. Таким образом, есть все условия, чтобы российская азиатская политика обрела вторую, «индийскую ногу».

Настало время признать: долгое время российско-индийские отношения, имеющие официальный статус привилегированного стратегического партнёрства, при их особом характере иллюстрировали теорию замедленного старта.

Во многом это было результатом элементарной нехватки знаний, непонимания возможностей друг друга и невероятно живучих стереотипов общественного сознания, определявших и отношения между бизнес-элитами. Сегодня многим в России предстоит заново открыть для себя Индию. Понять и поверить в то, что Индия не «страна чая и слонов», не та наивная романтическая пещера с алмазами, не страна в коротких штанишках Раджа Капура с русской кепкой на голове, как и не гигантская свалка мусора с бегающими по ней крысами.

И пора перестать со снисходительной улыбкой называть индийцев индусами. Неужели это так трудно? Помимо индусов, последователей индуизма, в Индии проживают представители многих других религий. Одних только мусульман здесь 200 млн — больше, чем всё население России.

В ходе состоявшегося в декабре прошлого года визита президента Путина в Нью-Дели стороны договорились увеличить товарооборот до $30 млрд к 2025 году. Однако с учётом произошедших в последние недели перемен эти цифры могут быть на порядок выше. Подтверждением этого стал и состоявшийся на днях телефонный разговор вице-премьера России Александра Новака с министром нефти и природного газа Индии Хардипом Сингхом Пури. Стороны обсудили совместную работу в топливно-энергетическом комплексе в рамках проектов «Арктик СПГ 2», «Сахалин-1», продолжение поставок СПГ в Индию по линии «Газпрома» и работу в Индии «Роснефти».

Москва заинтересована в дальнейшем привлечении индийских инвестиций в российский нефтегазовый сектор и развитии сбытовой сети с участием российских компаний в Индии.

Несмотря на усиливающееся давление США, Индия твёрдо дала понять, что не откажется от сотрудничества с Москвой. Тем более что страна в своё время сама прошла через американские санкции и выкручивание рук со стороны Вашингтона и не уступила нажиму, как это сегодня делает и Россия. Так что пусть для кого-то Россия остаётся родиной слонов, теперь главное, не в пример персонажу басни Крылова, приметить ещё и индийского слона.

@rt_russian
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Типичный зал в России глазами иностранцев

Правые Хайлайты
Журналист, обозреватель издательского дома «Коммерсантъ» Сергей Строкань @strokan

Президент США Джо Байден будет говорить с китайским лидером Си Цзиньпином. О подготовке телефонного разговора лидеров двух мировых сверхдержав, инициированного Вашингтоном, сообщила пресс-служба Белого дома.

Зачем вдруг президенту США в эти дни понадобилось звонить в Пекин? Джо Байден спешит лично сказать Си Цзиньпину то, что на протяжении последних недель говорили американские представители своим китайским коллегам на более низком переговорном уровне: откажитесь от России, пока не поздно. Лишите её возможности уйти от американских и европейских санкций. Сделайте это подобру-поздорову, а если будете продолжать упрямиться, вы за это дорого заплатите.

Сколько должен будет заплатить Китай за отказ предать Россию и в чём будет заключаться американская месть, не уточняется. Это остаётся тайной. «Мы напрямую и конфиденциально доводим до сведения Пекина, что обязательно будут последствия. Мы не позволим России получить спасательный круг от экономических санкций со стороны любой страны в любой точке мира», — заявил в интервью CNN помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.

Пока Китай не только держит удар, но и контратакует, задавая вопросы о биолабораториях на Украине и вообще о том, кто наделил Америку правом быть глобальным Юпитером, которому позволено всё. «Китайский народ способен полностью разделить боль и страдания других стран, потому что мы никогда не забудем, кто бомбил наше посольство в Югославии. И нам не нужны лекции о справедливости от нарушителя международного права», — говорится в заявлении миссии КНР при ЕС.

И всё же чем активнее сопротивляется Пекин американским «домогательствам», тем больше распаляется Вашингтон, рассчитывая, что Китай в итоге сдастся.

Поэтому Джо Байден и намерен звонить Си Цзиньпину.

В связи с этим возникает вопрос: блефует ли Америка или она может пойти ва-банк, учитывая, что от позиции Китая будет во многом зависеть исход неоконченного противостояния Востока и Запада? Было бы неверным считать, что китайский гигант неуязвим для Америки и она не может нанести ему значительный ущерб.

Известно, что Китай хранит $1 трлн в американских казначейских обязательствах. И если окажется, что никаких правил вообще больше нет, то Америка может заморозить и эти активы, как она заморозила активы Центробанка России.

Ведь Джо Байдену нужна победа любой ценой, и где гарантия, что он остановится на полпути?

Этот сценарий выглядит безумным, но, наверное, его полностью нельзя исключать, учитывая то, что происходящее вокруг России выглядит продолжающимся парадом безумия.

Однако не следует думать, что Китай не сможет ответить так, чтобы вызвать в Штатах землетрясение огромной разрушительной силы. К примеру, Китай в ответ может предъявить к оплате все банковские и финансовые обязательства США, выраженные в долларах, а также заморозить активы всех американских компаний, действующих на территории КНР, включая Гонконг, где зарегистрировано большинство американских компаний, работающих в Азии. Но вот где после этого окажется Джо Байден и какой он будет иметь вид? Так что, скорее всего, шантажируя Китай, Вашингтон торгует воздухом, объявляя Пекину «последнее китайское предупреждение».

@rt_russian