Октябрь снова открыл портал в орденские замки и недавно я познакомилась с новым экспонатом музейчика «Риттербух» и по совместительству легендарным рыцарем из Штирии Ульрихом фон Лихтенштейном ⚔️
Пожил он в немало - семь с половиной десятков лет (и это в 13 веке!), и очень даже бурно пожил:)
Бился на турнирах, служил прекрасным дамам, 95 раз был упомянут при жизни в документах.
А около 1255 года (обращаем внимание на дату:) решил стать писателем и создал немецкий стихотворный роман «Frauendienst» («Служение дамам»), написанный от первого лица в форме автобиографии, где историческая реальность перемешана с поэтическим вымыслом.
Интересно описана в этом романе в знаменитая битва на Лейте (1246). И, судя по обилию весьма реалистичных подробностей, информатором Ульриха был непосредственный участник этой битвы и возможный свидетель гибели австрийского герцога Фридриха Бабенберга.
И тут снова знакомое имя - Бабенберги, первый княжеский род австрийских земель. После смерти Фридриха II. на поле боя династия Бабенбергов, правившая Австрией с 976 года, угасла, а его сестра Маргарита впоследствии … вышла замуж за Оттокара II. Пшемыслава!
Ну и как тут не вспомнить в этом контексте снова год 1255 и переплетение истории и судеб:)
Кстати, битва на Лейте в средневековых хрониках описана довольно скудно, в большинстве из них упоминается лишь само сражение и гибель австрийского герцога, имевшая далеко идущие политические последствия.
А вот Ульрих описал как надо:
Ну и коль речь зашла про рыцарство, напоминаю для тех (кто ждал и спрашивал) на следующей неделе стартует пРусский коллегиум 3:0 и моей темой ноября будут «Истоки рыцарства» ⚔️
Узнать о коллегиуме подробнее👉 @ann_tuz
Пожил он в немало - семь с половиной десятков лет (и это в 13 веке!), и очень даже бурно пожил:)
Бился на турнирах, служил прекрасным дамам, 95 раз был упомянут при жизни в документах.
А около 1255 года (обращаем внимание на дату:) решил стать писателем и создал немецкий стихотворный роман «Frauendienst» («Служение дамам»), написанный от первого лица в форме автобиографии, где историческая реальность перемешана с поэтическим вымыслом.
Интересно описана в этом романе в знаменитая битва на Лейте (1246). И, судя по обилию весьма реалистичных подробностей, информатором Ульриха был непосредственный участник этой битвы и возможный свидетель гибели австрийского герцога Фридриха Бабенберга.
И тут снова знакомое имя - Бабенберги, первый княжеский род австрийских земель. После смерти Фридриха II. на поле боя династия Бабенбергов, правившая Австрией с 976 года, угасла, а его сестра Маргарита впоследствии … вышла замуж за Оттокара II. Пшемыслава!
Ну и как тут не вспомнить в этом контексте снова год 1255 и переплетение истории и судеб:)
Кстати, битва на Лейте в средневековых хрониках описана довольно скудно, в большинстве из них упоминается лишь само сражение и гибель австрийского герцога, имевшая далеко идущие политические последствия.
А вот Ульрих описал как надо:
В пятницу, в день святого Вита,
Король [венгерский] с многими войсками
Отправился на битву с нами,
Изрядно подготовившись, и, как обычно,
Явился утром к нам на Лейту
Тогда собрал прекрасную дружину также
Храбрейший Фридрих,
Славный князь Австрийский
Я вам охотно опишу стихами битву,
Как здесь стояло войско против войска,
И как они переправлялись через Лейту,
И как здесь [воины] сражались браво,
И те, и те несли потери.
Если же я теперь о чем-то умолчать желаю,
Все то уже не раз описано стихами [мною] прежде,
И я наверняка того не упустил.
Ну и коль речь зашла про рыцарство, напоминаю для тех (кто ждал и спрашивал) на следующей неделе стартует пРусский коллегиум 3:0 и моей темой ноября будут «Истоки рыцарства» ⚔️
Узнать о коллегиуме подробнее
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤67👍26❤🔥10
🍁 16 ноября в 11:00 Архитектурная прогулка «Всё дело в Хоппе» совместно с @gidvkaliningrade и проектом Народный экскурсовод
2000 ₽, запись в л/с @reiseleiterin_tanja и Народный экскурсовод
🍁22 ноября «По землям Натангии» с посещением замка Пройсиш-Эйлау с Хобби-тур, запись у администратора Татьяны +7 (921) 710-42-52
🍁28 и 29 ноября мой выход в проекте «История в тарелке»
«Ужин с историей» с Татьяной Удовенко— вечер, где гастрономия встречается с историями о Калининграде.
Авторский гастросет с винным (либо б/a) сопровождением.
Бронирование уже открыто — успейте занять своё место в истории!
Все подробности на сайте проекта «История в тарелке»
🍁 30 ноября в 11:00 - экскурсия самой калининградской улице 9 Апреля в поддержку движения Хранители Руин.
Предварительная запись у администратора @ruin_keepers_admin
Количество мест ограничено, записываемся заранее🥰
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥46❤24
#этотденьвистории
По поводу - фрагмент из статьи Ю.Костяшова
«Восточная Пруссия как перевалочный пункт для русских нигилистов:
При существовавшем для советских историков тотальном запрете на изучение истории
Восточной Пруссии до 1945 г. для одного сюжета было сделано исключение.
Речь идет о теме «Ленинский маршрут газеты «Искра»», повествующей о нелегальной доставке революционной литературы из Европы в Россию. Ей были посвящены многочисленные публикации, на Историческом факультете Калининградского университета читался специальный курс лекций, а в Советске/ Тильзите был даже создан музей этого профиля.
С 70-х гг. XIX века за Восточной Пруссией закрепилась слава схрона, убежища русских нигилистов. Здесь при посредничестве местных еврейских контрабандистов они нелегально переходили границу и укрывались от репрессий царских властей. Из дипломатической переписки видно, что розыск анархистов и революционеров был постоянной головной болью российских консулов в Кёнигсберге, которым, кстати, прусские власти помогали без особого энтузиазма.
Вообще, граница России с Восточной Пруссией, если верить многочисленным мемуарам, представляла собой настоящий проходной двор: здесь курсировали толпы контрабандистов, гастарбайтеров, революционеров всех мастей, дезертиров, эмигрантов, жаждущих попасть в Америку, и масса всякой другой публики.
Нелегальным переходом границы занимался целый интернациональный коллектив из русских, поляков, литвинов, немцев при руководящей роли евреев, у которых чуть ли не на содержании находились прусские пограничники и таможенники, научившиеся не задавать лишних вопросов.
В ходу был паспорт жителя приграничной зоны, который позволял беспрепятственно перемещаться через границу и находиться в соседнем государстве в 30-верстной зоне.
В свете мемуарной литературы совсем не пафосно выглядит и приоритетный для советской историографии сюжет о транспортировке нелегальной литературы.
Как известно, «Искра» и другие революционные издания, которые печатались в Германии, Франции, Швейцарии, Англии, сначала доставлялись в Восточную Пруссию, откуда контрабандным путем должны были переправляться в Россию.
Однако похоже на то, что здесь их путь иногда и заканчивался. Во всяком случае, когда один проверяющий из ЦК РСДРП Марков в сентябре 1903 г. приехал в Восточную Пруссию с ревизией, он испытал шок и написал из пограничного городка Ширвиндт в редакцию «Искры», что у немецких товарищей социал-демократов (партнеров по контрабандному трансграничному бизнесу) он увидел подвалы, забитые тюками с нелегальной литературой, целые залежи тиражей «Искры», которые не доходят до русского пролетариата, а используются хозяевами вместо оберточной бумаги.
И это при том, что за переправку были уплачены немалые деньги (20-30 рублей за пуд)».
По поводу - фрагмент из статьи Ю.Костяшова
«Восточная Пруссия как перевалочный пункт для русских нигилистов:
При существовавшем для советских историков тотальном запрете на изучение истории
Восточной Пруссии до 1945 г. для одного сюжета было сделано исключение.
Речь идет о теме «Ленинский маршрут газеты «Искра»», повествующей о нелегальной доставке революционной литературы из Европы в Россию. Ей были посвящены многочисленные публикации, на Историческом факультете Калининградского университета читался специальный курс лекций, а в Советске/ Тильзите был даже создан музей этого профиля.
С 70-х гг. XIX века за Восточной Пруссией закрепилась слава схрона, убежища русских нигилистов. Здесь при посредничестве местных еврейских контрабандистов они нелегально переходили границу и укрывались от репрессий царских властей. Из дипломатической переписки видно, что розыск анархистов и революционеров был постоянной головной болью российских консулов в Кёнигсберге, которым, кстати, прусские власти помогали без особого энтузиазма.
Вообще, граница России с Восточной Пруссией, если верить многочисленным мемуарам, представляла собой настоящий проходной двор: здесь курсировали толпы контрабандистов, гастарбайтеров, революционеров всех мастей, дезертиров, эмигрантов, жаждущих попасть в Америку, и масса всякой другой публики.
Нелегальным переходом границы занимался целый интернациональный коллектив из русских, поляков, литвинов, немцев при руководящей роли евреев, у которых чуть ли не на содержании находились прусские пограничники и таможенники, научившиеся не задавать лишних вопросов.
В ходу был паспорт жителя приграничной зоны, который позволял беспрепятственно перемещаться через границу и находиться в соседнем государстве в 30-верстной зоне.
В свете мемуарной литературы совсем не пафосно выглядит и приоритетный для советской историографии сюжет о транспортировке нелегальной литературы.
Как известно, «Искра» и другие революционные издания, которые печатались в Германии, Франции, Швейцарии, Англии, сначала доставлялись в Восточную Пруссию, откуда контрабандным путем должны были переправляться в Россию.
Однако похоже на то, что здесь их путь иногда и заканчивался. Во всяком случае, когда один проверяющий из ЦК РСДРП Марков в сентябре 1903 г. приехал в Восточную Пруссию с ревизией, он испытал шок и написал из пограничного городка Ширвиндт в редакцию «Искры», что у немецких товарищей социал-демократов (партнеров по контрабандному трансграничному бизнесу) он увидел подвалы, забитые тюками с нелегальной литературой, целые залежи тиражей «Искры», которые не доходят до русского пролетариата, а используются хозяевами вместо оберточной бумаги.
И это при том, что за переправку были уплачены немалые деньги (20-30 рублей за пуд)».
❤63🔥33👍24❤🔥2👏2🥰1
Давайте сравним две карты - одна из легендариума Толкина, другая реальная середины 16 века.
На первой карте - Серые Гавани - порт на северо-западном побережье толкиновского Средиземья, откуда уходили Эльфийские корабли, дабы, переплыв Великое Море, прибыть в Бессмертные Земли, служившие обиталищем Валар. Туда отправились хранители Кольца Фродо и Бильбо Бэггинсы в конце знаменитой трилогии «Властелин колец».
На второй карте самбийские земли Пруссии, по которым мы сегодня путешествовали почти 10 часов, встречая волшебных людей и созерцая прекрасные ландшафты❤️
И ведь как же они похожи, эти карты!
А всё потому, что Средиземье - это здесь:)
На первой карте - Серые Гавани - порт на северо-западном побережье толкиновского Средиземья, откуда уходили Эльфийские корабли, дабы, переплыв Великое Море, прибыть в Бессмертные Земли, служившие обиталищем Валар. Туда отправились хранители Кольца Фродо и Бильбо Бэггинсы в конце знаменитой трилогии «Властелин колец».
На второй карте самбийские земли Пруссии, по которым мы сегодня путешествовали почти 10 часов, встречая волшебных людей и созерцая прекрасные ландшафты
И ведь как же они похожи, эти карты!
А всё потому, что Средиземье - это здесь:)
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤81🔥36💯11👍9🥰5❤🔥3
Иногда я слышу: «А что там экскурсии водить, разве это сложно?
Послушал, как «на Канта» экскурсоводы вещают - я тоже не хуже смогу!»
Чтобы так смочь сначала надо постигать азы, потом практиковаться, а потом всю жизнь учиться и совершенствоваться.
И по 7 часов пешком навыки отрабатывать, как мы сегодня со студентами ЦДПО БФУ, буквально от рассвета до заката 😊
Все молодцы, ну и мы с @Yulia_Grishanova тоже супер-герои, хоть колени и протестуют:)
Послушал, как «на Канта» экскурсоводы вещают - я тоже не хуже смогу!»
Чтобы так смочь сначала надо постигать азы, потом практиковаться, а потом всю жизнь учиться и совершенствоваться.
И по 7 часов пешком навыки отрабатывать, как мы сегодня со студентами ЦДПО БФУ, буквально от рассвета до заката 😊
Все молодцы, ну и мы с @Yulia_Grishanova тоже супер-герои, хоть колени и протестуют:)
Уважаемые преподаватели, спасибо вам огромное за сегодняшний практикум! Уровень самоотдачи и героизма просто зашкаливающий!)
❤129👍41🔥17❤🔥13💯10👏7🥰4
Вдохновившись сегодняшней лекцией @SvetlanaKaliningrad в пРусском коллегиуме 3:0, не могу не написать о Святом Мартине!
Традиционно в церковном календаре 11 ноября – это праздник Мартина Турского, жившего в стародавние времена, римского солдата, ставшего позже священником.
Как гласит легенда, однажды зимой, во время страшной метели, солдат Мартин ехал верхом на белом коне и повстречал раздетого нищего, дрожащего от холода.
Он вынул меч, разрубил им свой форменный плащ и отдал половину замерзающему бедняку.
На следующую ночь после случившегося Мартину привиделся сон, в котором перед ним явился Иисус Христос, завернутый в половину того плаща, и сказал: «Ты сделал добро для брата моего, значит, сделал добро для меня».
Мартин оставил военную службу и посвятил себя служению Богу.
Впоследствии он стал покровителем всех нищих, а за свою доброту и заботу о бедных был назван Милостивым.
Он считается покровителем бедных, нищих, беженцев, пастухов, домашних животных, виноградарей, мельников.
Раньше в Западной Европе Мартин Турский был одним из самых почитаемых святых. Сцена, как Мартин, сидя на коне, рассекает свой плащ надвое, была наиболее популярным сюжетом из жизнеописаний католических святых.
Спустя некоторое время его именины стали отмечать не только католики, но и представители других конфессий. Правда, для протестантов поводом присоединиться к празднику стало чествование другого Мартина – богослова и великого реформатора Лютера, крещенного как раз 11 ноября.
Вне зависимости от конфессий День Мартина издавна весело встречают по всей Европе, так как на него традиционно приходилось окончание сельского года - день оплаты батраков, выплаты налогов, смены хозяев, заключения арендных договоров на землю, гуляний перед началом тогдашнего предрождественского поста.
Не случайно именно в этот день в 1810 году в Пруссии было отменено крепостное право.
Главный обычай празднования дня святого Мартина – приготовление и торжественное съедение гуся.
По одной из легенд, Мартин долгое время не решался принять пост епископа Турского и попытался спрятаться в сарае для гусей. Но гуси громко разгалделись и выдали его горожанам.
Поэтому гусям теперь придется жариться:)
Гуся в этот день подают с краснокочанной капустой и хлебными или картофельными клецками.
Ну и рецепт, кто вдруг еще успеет пожарить праздничного гусика :
-Тушку гуся как следует вымыть, просушить и посолить – но только изнутри.
- Начинить ее кусочками чернослива и яблок, сдобренных щепоткой сахара, панировочными сухарями, корицей и коньяком.
- Положить гуся на решетку, а в емкость, куда будет с решетки капать жир, налить воды и бросить несколько ломтиков яблока.
- Выпекать гуся на самом нижнем уровне духовки при температуре 200 градусов, периодически поливая жаркое жиром.
- За 10 минут до готовности полить мясо холодной соленой водой и прибавить жару: так получится хрустящая корочка.
Гуся у меня не было, поэтому под Светины рассказы случились щи да котлеты🥰
Традиционно в церковном календаре 11 ноября – это праздник Мартина Турского, жившего в стародавние времена, римского солдата, ставшего позже священником.
Как гласит легенда, однажды зимой, во время страшной метели, солдат Мартин ехал верхом на белом коне и повстречал раздетого нищего, дрожащего от холода.
Он вынул меч, разрубил им свой форменный плащ и отдал половину замерзающему бедняку.
На следующую ночь после случившегося Мартину привиделся сон, в котором перед ним явился Иисус Христос, завернутый в половину того плаща, и сказал: «Ты сделал добро для брата моего, значит, сделал добро для меня».
Мартин оставил военную службу и посвятил себя служению Богу.
Впоследствии он стал покровителем всех нищих, а за свою доброту и заботу о бедных был назван Милостивым.
Он считается покровителем бедных, нищих, беженцев, пастухов, домашних животных, виноградарей, мельников.
Раньше в Западной Европе Мартин Турский был одним из самых почитаемых святых. Сцена, как Мартин, сидя на коне, рассекает свой плащ надвое, была наиболее популярным сюжетом из жизнеописаний католических святых.
Спустя некоторое время его именины стали отмечать не только католики, но и представители других конфессий. Правда, для протестантов поводом присоединиться к празднику стало чествование другого Мартина – богослова и великого реформатора Лютера, крещенного как раз 11 ноября.
Вне зависимости от конфессий День Мартина издавна весело встречают по всей Европе, так как на него традиционно приходилось окончание сельского года - день оплаты батраков, выплаты налогов, смены хозяев, заключения арендных договоров на землю, гуляний перед началом тогдашнего предрождественского поста.
Не случайно именно в этот день в 1810 году в Пруссии было отменено крепостное право.
Главный обычай празднования дня святого Мартина – приготовление и торжественное съедение гуся.
По одной из легенд, Мартин долгое время не решался принять пост епископа Турского и попытался спрятаться в сарае для гусей. Но гуси громко разгалделись и выдали его горожанам.
Поэтому гусям теперь придется жариться:)
Гуся в этот день подают с краснокочанной капустой и хлебными или картофельными клецками.
Ну и рецепт, кто вдруг еще успеет пожарить праздничного гусика :
-Тушку гуся как следует вымыть, просушить и посолить – но только изнутри.
- Начинить ее кусочками чернослива и яблок, сдобренных щепоткой сахара, панировочными сухарями, корицей и коньяком.
- Положить гуся на решетку, а в емкость, куда будет с решетки капать жир, налить воды и бросить несколько ломтиков яблока.
- Выпекать гуся на самом нижнем уровне духовки при температуре 200 градусов, периодически поливая жаркое жиром.
- За 10 минут до готовности полить мясо холодной соленой водой и прибавить жару: так получится хрустящая корочка.
Гуся у меня не было, поэтому под Светины рассказы случились щи да котлеты🥰
❤74🔥37👍23😁4👏2💯1
Будем изучать архитектуру модернизма и не только, вспомним Вальтера Гропиуса и школу «Баухаус»
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤🔥12❤6👍4
Forwarded from От Балтики до Атлантики
Кто не слышал про школу «Баухаус»?
Один из важнейших центров модернизма в межвоенной Европе, куда съезжались студенты и преподаватели отовсюду. Новые принципы архитектуры, неординарная педагогическая система, эксперименты в промышленном дизайне - отблески этих идей до сих пор видны в современном мире.
Но с чего всё начиналось? Ответ на этот вопрос прекрасно дает книга Фрэнка Уитфорда, изданная впервые ещё в 1984 году❤️
Получился любопытнейший текст на основе архивных документов, писем и воспоминаний учащихся и учителей, который дал возможность рассмотреть «изнанку» школы - чем она жила и дышала, какие у неё были сложности, как конфликтовали или мирно взаимодействовали её обитатели.
Особенно интересно было читать про годы в Веймаре, которые обычно проскакивают, переходя сразу к «золотым годам» в Дессау. Но когда погружаешься в историю и рассматриваешь неспешно, как эти периоды сменяли друг друга, лучше понимаешь, почему многие изначальные идеи «Баухауса» оказались романтичной утопией.
И, конечно, восхищает фигура Вальтера Гропиуса, с какой самоотдачей он погружался в дела школы и как отстаивал её интересы, удерживая весь проект на плаву долгие годы.
Один из важнейших центров модернизма в межвоенной Европе, куда съезжались студенты и преподаватели отовсюду. Новые принципы архитектуры, неординарная педагогическая система, эксперименты в промышленном дизайне - отблески этих идей до сих пор видны в современном мире.
Но с чего всё начиналось? Ответ на этот вопрос прекрасно дает книга Фрэнка Уитфорда, изданная впервые ещё в 1984 году
Получился любопытнейший текст на основе архивных документов, писем и воспоминаний учащихся и учителей, который дал возможность рассмотреть «изнанку» школы - чем она жила и дышала, какие у неё были сложности, как конфликтовали или мирно взаимодействовали её обитатели.
Особенно интересно было читать про годы в Веймаре, которые обычно проскакивают, переходя сразу к «золотым годам» в Дессау. Но когда погружаешься в историю и рассматриваешь неспешно, как эти периоды сменяли друг друга, лучше понимаешь, почему многие изначальные идеи «Баухауса» оказались романтичной утопией.
И, конечно, восхищает фигура Вальтера Гропиуса, с какой самоотдачей он погружался в дела школы и как отстаивал её интересы, удерживая весь проект на плаву долгие годы.
«Единственным настоящим плюсом для студентов Баухауса была столовая, организованная в бывшей прачечной госпиталя. Она работала и по вечерам, так что сотрудники и учащиеся минимум раз в день могли там как следует поесть.
Небольшая группа студентов получила возможность питаться бесплатно: Гропиус уговорил нескольких богатых жителей Веймара и других городов жертвовать средства на «бесплатные столы» и стипендии в обмен на привилегии со стороны правительства Тюрингии (состоявшего из социалистов). Но даже для тех, кто должен был платить, обед или ужин в столовой обходились не дороже чем в десять пфеннигов.
Овощи выращивали в основном на собственном огороде, устроенном на тех семи тысячах квадратных метров земли на окраине, что выделили власти. Садовнику на жалованье помогали учащиеся, получавшие за это жетоны на питание. Крайне важное условие, ведь у большинства не было ни гроша!
Гиперинфляция прибавила Гропиусу проблем. У многих студентов не было вообще ничего — они даже не могли купить себе обувь или одежду. Гропиус нашел средства на приобретение брюк и ботинок оптом - их раздавали тем, кто нуждался больше всего».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤71👍41😍7❤🔥4🥰1
И опять я целый месяц живу с рыцарями, практически в рыцарских конюшнях :)
Чертовски увлекательно, но очень много деталей, которые надо систематизировать для двух новых проектов.
В моменте:
#tanja_рыцари
Чертовски увлекательно, но очень много деталей, которые надо систематизировать для двух новых проектов.
В моменте:
«В конце XV века появляются ландскнехты с огромными барабанами - обычай, который был заимствован на Востоке. Барабаны с их чисто гипнотизирующим воздействием, лишенным всяческой музыкальности, знаменуют разительный переход от эпохи рыцарства к милитаристскому духу нашего времени: это один из элементов процесса механизации войн.»
#tanja_рыцари
🔥52👍32❤25💯3
Супер история от Ильи Дементьева!
А я то думаю - что этого меня на военную историю всё время поворачивает, а это он - гений места и жившая в моем дворе Мария Шарлотта Панкритиус🥰👇
А я то думаю - что этого меня на военную историю всё время поворачивает, а это он - гений места и жившая в моем дворе Мария Шарлотта Панкритиус🥰
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤17🔥10👍3💯1