Комендант кинокрепости – Telegram
Комендант кинокрепости
12.9K subscribers
3.54K photos
392 videos
8 files
3.99K links
Кинокритик и психолог Тимур Алиев

Связь: @mrtextortexel
Рассылки: mrtextortexel@yandex.ru
Реклама: https://telega.in/n/textortexel
Letterboxd: https://boxd.it/qVed
Download Telegram
Где-то в параллельной вселенной (читай, в другой жизни) я бы сделал на базе мини-сериала «Водоворот» видео-эссе часа на три.

Рассказал бы в нём, например, о том:

— почему история барабанщицы Катарины из 7-го эпизода это красивая аллюзия на личную историю Дэмьена Шазелла, игравшего на барабанах в юности, но бросившего музыку из-за признания собственной бесталанности;

— как музыка на самом деле побеждает смерть в 3-й серии и образует тандем с мусульманскими традиционными догмами;

— как именно вступительная сцена в клубе, снятая без склеек, перекликается с такой же сценой в «Ла-Ла Ленде»;

— в какой момент у сериала начинаются проблемы с бодро прописанными характерами персонажей;

— как подростки в сериале буквально косплеят образы из «13 причин почему» и «Эйфории»;

— как в сериале 2020 года отражается Новый Голливуд;

— почему Дэмьен Шазелл читал Жиля Делёза (и как это пошло первым двум эпизодам на пользу), а его соратники по съёмочной площадке «Кино» и не думали открывать.

Но реальность — та ещё дрянь. То, что мы иногда по-настоящему хотим рассказать, порой нужно лишь нам самим. Поэтому, потратив 8-часовой рабочий день на мини-сериал The Eddy, в скоротечной рецензии «на следующие сутки» для медиа о поп-культуре я пишу про другие аспекты сериала.

https://kanobu.ru/articles/retsenziya-na-vodovorot-parizhskij-kriminal-i-amerikanskij-dzhaz-v-seriale-ot-avtora-la-la-lenda-375368/
Написал за ночь и половину утра небольшое признание в любви фильму «Такси-блюз», который пересматривал к 30-летнему юбилею дебюта Павла Лунгина. В главных ролях — молодой Мамонов из «Звуки Му» и Пётр Зайченко, исполнивший одну из своих лучших ролей на заре карьеры. Господа бухают в прокуренной коммуналке и делают друг из друга «настоящих людей» на закате 80-х.

КиноПоиску веры нет — тамошние редакторы никак не исправят ошибку, считая, что премьера «Такси-блюз» была в Торонто (каннские награды, изображённые на странице фильма, их не смущают). Картину показали в Каннах в 1990-м, но точная дата — 11 мая — ни в одной из баз кино указана не была. Помог мне её обнаружить Иван Трифонов — автор канала @showti_me, где он пишет про разные сериальные и не только интересности (подписывайтесь).

https://kanobu.ru/articles/30-let-debyutu-pavla-lungina-taksi-blyuz-instruktsiya-kak-rodinu-lyubit-375372/
Выбрал для @kinotvnews 7 примечательных иранских фильмов, которые, кажется, видел только я. Тот случай, когда месяцами смотришь самое необычное кино на свете, и возникает, наконец, повод рассказать аудитории о том, что тебе нравится далеко не первый год.

Несколько человек уже сообщили, что взялись посмотреть мою «не самую очевидную» семёрку. Даёшь иранское кино в массы! С нетерпением буду ждать воскресного вечера дабы узнать их впечатления. Нерабочие дни отменили, но вы всё же присоединяйтесь к марафону ;)

План Б для тех, у кого совершенно нет времени на карантине: посмотрите один фильм из подборки (мой любимый) — «Который час в твоём мире?» Сэйфи Язданьян.

https://kinochannel.ru/digest/kino-raspisanie-7-ne-samyh-ochevidnyh-iranskih-filmov-na-kazhdyj-den/
Такие истории надо бы сводить в отдельную рубрику, но названия для неё пока не придумал. Пусть пока будет «Коллективное бессознательное».

В промежутках между русским стендапом и современной российской анимацией (чего только не посмотришь для работы!) глянул за обедом румынский фильм 1994 года «Море, море» Богдана Думитреску (Thalassa, Thalassa). Картина после очень скромного проката внутри страны — всего 25 копий — покаталась по разным фестивалям, крупнейшим из которых был Торонто-1997.

По сюжету толпа пацанов обнаруживает брошенный белый «Ягуар», садится в него — тачка оказывается на ходу. Бензина достаточно, чтобы устроить забег на длинную дистанцию: ребята замечают билборд с цифрой «42 км» и изображением девушки в бикини (Румыния в 1994-м — это вам не Иран) и, сидя в салоне кабриолета, толкают проникновенную речь о том, что никогда не видели моря.

Примерно тот же диалог прозвучит в популярном фильме «Достучаться до небес» Томаса Яна, вышедшем в начале 1997 года. Персонажи Тиля Швайгера и Яна Йозефа Лиферса задвинут ту же самую телегу с поправкой на смертельный диагноз, обнаруженный у одного из героев. Примечательно, что Дэниэл Зута, продюсер «Моря, моря», в то же время работал и над другими румынско-немецкими проектами — в том числе обращался с предложением делать кино и к Тилю Швайгеру в 1996-м, когда тот организовал с партнёром компанию Mr. Brown Entertainment и взялся за… «Достучаться до небес»!

Можно сколько угодно гадать, видел ли Швайгер или Томас Ян маленькое румынское кино о детях, отправившихся на море в ничейной тачке, у которой в багажнике несколько бутылок алкоголя, блок сигарет и чемодан с модной одеждой. На реакцию немецких зрителей в феврале 1997 года я бы взглянул: 15 февраля в эфире телеканала ARTE они посмотрели «Море, море», а уже с 20 февраля пошли в кинотеатры на «Достучаться до небес». И в обоих картинах услышали ± один и тот же диалог.
При упоминании Стеллана Скарсгарда обычно вспоминают Бориса Щербину из мини-сериала «Чернобыль», а в худшем случае говорят: «Это же чокнутый профессор, который бегал голый в „Торе 2”». Ответственно заявляю: роль Скарсгарда ст. в норвежско-шведской «Надежде» (Håp) Марии Сёдаль — одна из лучших в его карьере на сегодняшний день.

Это драматическая история Томаса, мужчины в возрасте, и Аньи — его молодой девушки, у которой находят метастазы в мозгу и легких. Жить ей, судя по прогнозам врачей, осталось около 3-х месяцев. Нужно как-то подготовить детей (её собственных и детей от первого брака Томаса), разобраться в отношениях с гражданским мужем (может, и свадьбу сыграть накануне рисковой операции) и, наконец, принять то, что (не) случится дальше.

Кажется, десятки подобных историй мы уже наблюдали: были и экранизации бестселлеров («Виноваты звезды» с Энселом Элгортом), и русское авторское кино («Я буду рядом» Павла Руминова), и голливудские трагикомедии («Жизнь прекрасна» с Джозефом Гордон-Левиттом). Наиболее близкой по духу к «Надежде» является британская «Обыкновенная любовь» (Ordinary Love), в которой Лиам Нисон, вылезший, наконец, из образа франшизы «Заложница», показал, что может и в мелодраме комфортно себя чувствовать. Стеллан Скарсгард, глава большого шведского актерского семейства, совершил нечто подобное (не в первый и наверняка не в последний раз).

Его Томас — олицетворения поддержки сильного мужского плеча, в котором Анья больше всего нуждается. Диалоги, мизансцены и даже финальный эпизод (no spoilers!) выдержаны в едином стиле. Даже придраться к искусственности и «слезовыжиманию» (частая претензия в адрес картин, взявшихся за подобные темы) в случае с «Надеждой» практически невозможно. Учись, Максим Свешников, как тактично и одновременно с этим достаточно глубоко отрефлексировать рак на экране (не то будем до конца дней своих смотреть позорище вроде «257 причин, чтобы жить» на Start).
Пятая серия сериала «Мир! Дружба! Жвачка» — пока лучшее, что предлагает Илья Аксёнов в своём шоу на Premier. Никакого мира — грядёт война с кавказской мафией. Никакой дружбы — внутри родной семьи зреет ненависть к былым заслугам, которые оказываются фальшью.

У создателей явно стальные яйца. Через призму подростков из 90-х нам показывают и зарождение коррупции в «демократической» России (попутно развеивается миф о «проклятых либералах», которые загубили страну приватизацией и реформами), и победобесие, скрывающееся за звонкими медалями, «заслуженно» полученными ветераном-дезертиром, и бессмысленность афганской кампании, в которой участвовал СССР (про репрезентацию афганцев у Бортко в «Афганском изломе», у Тягунова в «Ноге» и у Хотиненко в «Мусульманине» можно забыть). Выйди серия на 9 мая — разразился бы такой скандал, рядом с которым истерия вокруг «Братства» Лунгина казалась бы разборкой малышей в песочнице.

Кстати, не забывают авторы и о детях, впитывающих эту атмосферу, которая, очевидно, накладывает отпечаток на процесс их взросления. Например, в серии раскрывают историю одного из центральных героев. Его родители занимались бизнесом, а потом однажды «мама заказала папу, дело раскрыли и маму посадили». Теперь у 14-летнего пацана нервные срывы («место ему в психушке»), а воспитывать его пытается бабушка. Ну кто такое ещё показывал в российском кино- и сериальном пространстве?

Если вы до сих пор не начали смотреть этот сериал, то пора бы. Тем более Premier по-прежнему бесплатный. Не на screenlife-сериалы же тратить драгоценное время!

https://premier.one/show/10840
​В 2015 году смотрел картину Роя Андерссона с длинным и немного диким, как мне казалось, названием «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» на волне открытия для себя этого режиссёра. За месяц до выхода фильма в отечественный прокат (рисковое дело ныне канувшей в лету кинокомпании Arthouse, возглавляемой Сэмом Клебановым) глянул предыдущие части трилогии шведского режиссёра.

Лента «О бесконечности», в некотором роде эпилог 14-летнего труда Андерссона, показалась слабее остальных работ. Кажется, что режиссёр в большей степени стал художником, нежели кинематографистом. Не то чтобы это плохо или хорошо. Однако подобный подход к кино делает его чем-то другим. Чем-то большим. Или же у меня эффект «пост-ДАУ», из-за которого практически любое игровое кино выглядит деформированным, словно это пережиток прошлого. Пусть даже это прошлое может в гиперабсурд и сюрреализм так, как Андерссон.

У картины необычная судьба в российском прокате. Сегодня, 15 мая, «О бесконечности» стартует на цифровых платформах, а в конце июня компания «Русский Репортаж» надеется показать фильм на большом экране в кинотеатрах. Кажется, подобного прецедента в нашем кинопрокате ещё не было. Посмотрим, что получится.

https://www.timeout.ru/msk/artwork/368366/review
Люблю Тома Харди, но в «Лице со шрамом» Джоша Транка (он же Capone) без слёз на актёра не взглянешь. Лью слёзы по неудавшемуся фильму, а Евгений Ткачёв из @ghostwood в свою очередь встаёт на защиту проекта.

В глубине души оставляю 0,1% надежды на то, что когда-нибудь мы услышим «Джош Транк» в связи с более успешным фильмом или сериалом. Всё-таки «Хроника» была классной, глядишь и будущий мини-сериал про ЦРУ (опять же, Харди в главной роли) будет куда более годным.

https://www.afisha.ru/article/lico-so-sramom-pochemu-bayopik-pro-kapone-s-tomom-hardi-ne-pohozh-na-obychnuyu-gangsterskuyu-dramu/
На Hulu (в России на more.tv) вышел как бы исторический комедийный сериал «Великая», в котором роль русской императрицы Екатерины исполнила Эль Фаннинг. На самом деле от истории там разве что костюмы и экстерьер, а достоверности от Тони Макнамары (сценарист «Фаворитки») ждать не стоит.

Если коротко: представьте, что условному Тайке Вайтити доверили сделать «Смерть Сталина», а потом пришёл Армандо Ианнуччи и добавил политических интриг в духе «Гущи событий». Всё это происходит в Средневековье, на дворе XVIII век: русские пьют и стреляют в медведей, играющих на балалайках (ну, почти).

Подробнее: https://kanobu.ru/articles/retsenziya-na-pervyij-sezon-seriala-velikaya-make-russia-great-again-375392/

Мини-лайфхак: если, зайдя на @itsmoretv, вы введёте в поиске «Великая», сервис предложит сериал в русском дубляже. Но если ввести «The Great», обнаружится версия с оригинальной аудиодорожкой и русскими субтитрами. Довольно нелепый косяк — поиск не выдаёт одновременно оба варианта. Вероятно, со временем это исправят.
В апреле на платформе Premier вышел сериал «Мир! Дружба! Жвачка» — новый проект Ильи Аксёнова («На краю света», «КВНщики»). Продюсеры ТНТ решили обратить зрительский взор на «лихие 90-е», но показать их через призму подростков, которые открывают для себя дивный новый мир — джинсы из ГДР, шоколадные батончики Snickers, китайские Dendy, бандиты-кавказцы и вот это всё.

Юра Борисов, надежда русского кино, играет ветерана-афганца, а Степан Девонин («Сердце мира» Наталии Мещаниновой) — доцента кафедры литературы, вынужденного торговать шмотками на рынке. Завтра, 18 мая, сериал стартует на канале ТНТ.

После двух первых серий писал о своих впечатлениях от ельцинских 90-х: https://kanobu.ru/articles/pervyij-vzglyad-na-serial-mir-druzhba-zhvachka-podrostki-v-eltsinskoj-rossii-375314/

Ну и отдельный восторг — пятая серия
Мини-сериал «Нормальные люди», экранизация одноимённого романа Салли Руни, недавно полностью вышел на КиноПоиске HD. Теперь с чистой совестью предлагаю ознакомиться с 7 причинами, почему вам стоит его посмотреть. Забыл, конечно, самую главную причину в эпоху, когда нам даже на самоизоляции ни на что не хватает времени — более чем скромный хронометраж (12 серий по ~30 минут).

Надо сказать, что история, представленная в сериале, выбила почву у меня из-под ног и немного пошатнула эмоциональное состояние. Глянув 5 серий залпом среди ночи, я не смог заснуть. В голову закралась мысль «Это история про меня», хотя фактически параллелей между вымышленными героями и мной минимум.

Последний раз подобный триггер я ловил после болгарского «Отца», но там всё было куда более прозаичнее и лежало на поверхности (конфликт отцов и детей всё-таки).

https://www.timeout.ru/msk/feature/495911
Мой коллега, кинокритик Иван Афанасьев, запустил краудфандинг на съёмки уже второго своего фильма.

Кажется, режим самоизоляции активирует скрытые человеческие резервы! Кто знает, возможно талантливо сделанное кино рождается здесь и сейчас, и ни цифровые пропуска, ни угроза вируса ему не помеха :)

https://news.1rj.ru/str/goodcinemafromivan/375
Румынский арт-мейнстрим «Смерть господина Лазареску» режиссёра Кристи Пую на днях отметил 15 лет со дня премьеры (17 мая, если быть точным). Занятно, что весной этого года фильм появился в библиотеке Netflix; хочется думать, что стриминг-гигант не просто бездумно скупает абы что для пополнения списка тайтлов.

Написал, что из себя представляет один из важнейших фильмов румынской новой волны 2000-х. Отрадно, когда на страницах медиа развлекательного характера удаётся рассказать о любимом кино, которое не то чтобы однозначно подходит под термин «развлечение» — у старика рвота с кровью, камера трясётся, люди говорят на грубоватом румынском языке. В общем, 2,5 часа чистого удовольствия гарантировано!

https://kanobu.ru/articles/15-let-smerti-gospodina-lazaresku-pochemu-vam-stoit-posmotret-odin-iz-luchshih-rumyinskih-filmov-375406/
Сегодня на платформе Premier появилась «Гроза» Григория Константинопольского — киноосмысление пьесы Александра Николаевича Островского. С премьерой продюсеры на целый год затянули (фильм «Кинотавра» 2019).

Рассказал, почему анахронизмы 160-летней давности совершенно фильму не к лицу и как экстравагантные новшества Константинопольского в виде НЛО и русского рэпа из уст Макаревича мл. скорее оттолкнут, нежели привлекут потенциального зрителя к данному опусу.

https://kinochannel.ru/digest/groza-pokorstvo-otritsanie-i-propast/
Пересмотрел за вечер весь сезон «Последнего министра» Романа Волобуева. Понял, что вместо итоговой рецензии на сезон целиком интереснее рассмотреть представителя поколения Z — единственную героиню, трансформация которой а) достаточно ярко выражена; б) вызывает неподдельный интерес (Нечаева не в счёт).

https://kanobu.ru/articles/zumer-sredi-bumerov-pochemu-sonya-skvortsova-luchshij-personazh-poslednego-ministra-romana-volobuev-375412/
Вышел мой опрос кинокритиков о наиболее ярком киновпечатлении в их жизни. Один месяц на переписку, созвоны и согласования, плюс 2,5 месяца ожиданий вёрстки и дополнительных уточнений. Увы, опросить всех желающих по разным причинам не удалось, тем не менее выборка получилась весьма занятной. Дизайн бомбический!

Своими киновпечатлениями поделились:
- Татьяна Алешичева;
- Егор Беликов (@apichatpong);
- Антон Долин;
- Андрей Карташов;
- Марина Латышева;
- Егор Москвитин (@oembox);
- Андрей Плахов;
- Зинаида Пронченко (@ZinaidaPronchenko);
- Ксения Рождественская;
- Станислав Ростоцкий;
- Никита Смирнов (@onvisible);
- Василий Степанов;
- Алиса Таежная (@aliceinmovieland);
- Михаил Трофименков;
- Алексей Филиппов (@micmacs);
- Марат Шабаев (@thefirstpictureshow);
- Ольга Шакина

https://www.kinopoisk.ru/media/article/4001565/
Написал пару слов о сериале «Сквозь снег» по одноимённому фильму Пон Чжун Хо. Этот многострадальный проект добрался до эфира вопреки производственному аду, в котором варился многие годы.

Где-то в другой вселенной это мог бы быть «Мандалорец» по версии TNT, но увы. Кто-то, конечно, будет ждать уже анонсированный 2-й сезон, где обещают Шона Бина, но многие, предполагаю, бросят смотреть после первых эпизодов. Таинственность персонажа Дженнифер Коннели зрителей не удержит, а по части детективных хитросплетений те же «Страшные сказки: Город ангелов» удивляют куда больше.

https://kinochannel.ru/digest/serial-skvoz-sneg-etot-poezd-v-ogne/
Поговорил на днях с Ильёй Аксёновым, режиссёром сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», последний эпизод которого выйдет сегодня в 22:00 на Premier.

«Ну чо, как вам наши пацаны? Признайтесь, хотелось пустить слезу на пятой серии, — с такого вопроса Ильи в мой адрес эта беседа началась. Правда, позднее свернула в необходимое PR-щику русло.

Кажется, впервые столкнулся со сторонним вмешательством в духе «как бы чего не вышло» (не цензура, но где-то рядом), что, конечно, оставило на итоговом тексте след некоторой недосказанности. Но всё же большую часть интересующих вопросов герою задал.

С другой стороны, осторожность ТНТ отчасти можно понять: сериал сейчас идёт в эфире, а лишнюю головную боль на тему «ветеранов выставляете в негативном свете, ироды» никому на себя брать не хочется.

https://kanobu.ru/articles/kak-ne-nado-delat-russkoe-kino-intervyu-s-ilej-aksenovyim-o-seriale-mir-druzhba-zhvachka-375421/
Поговорил с польским режиссёром Малгожатой Шумовской о её последней на сегодняшний день ленте «Приди ко мне» (The Other Lamb), которая сегодня должна появиться на российских цифровых платформах. Не сказать, что фильм мне сильно понравился (и в вопросах это заметно — всё время хотелось найти параллели с теми картинами, что оставили более яркие впечатления), однако беседа всё-таки вышла интересной.

Узнал, что в Польше есть свой Харви Вайнштейн, а феминизм — это также естественно, как чистить зубы. Ну а «Приди ко мне» — феминистический пост-хоррор, главное зло в котором — мужчина-насильник. Если вам такое по душе — смотрите на свой страх и риск!

https://kinochannel.ru/digest/malgozhata-shumovska-esli-ty-zhenshhina-to-byt-feministkoj-absolyutno-estestvenno/
Сериал «Чики» Эдуарда Оганесяна выйдет на @itsmoretv через пару дней. Написал, что думаю о первых трёх эпизодах профеминистического проекта российских продюсеров, которые, кажется, не смогли друг с другом договориться.

В итоге Горбачёва опять затмевает всех, а сериал мечется от комедии к драме, от ЛГБТ к феминизму, продираясь через дебри бандосов из 90-х, малого предпринимательства и тлеющих надежд на светлое будущее, как у персонажа Горбачёвой, которая укатила в Ма-а-аскву, но вернулась в родные края мотивировать подруг из притона уходить, да в частный бизнес вкладываться.

Вот какому сериалу бы подошёл слоган «Россию удивлять будем», а не «Последнему министру» Волобуева.

https://kanobu.ru/articles/pervyij-vzglyad-na-serial-chiki-emansipatsiya-prostitutsii-s-irinoj-gorbachevoj-i-antonom-lapenko-375447/
Типичное иранское кино