НемножкОкнижка – Telegram
НемножкОкнижка
130 subscribers
1.27K photos
10 videos
1 file
161 links
Меня зовут Милена, я люблю читать больше всего на свете, и это моя копилка рецензий.

@MilenaKushka

https://www.facebook.com/milena.kushka/
Download Telegram
*** и все это, как вы понимаете, от неспособности найти вариант, как носить с собой вторую часть "Квартета Фредерики", бумажную (((
Итак, теперь мы знаем, что Букера за "Клару и солнце" Исигуро не получит. Сиди себе, думают члены жюри, с "Остатком дня", давали ж уже? А раз это все равно та же книга, какие претензии??

На самом деле и я не уверена, что на месте жюри бы выбрала "Клару", - хорошо, что меня никто не спрашивает. При этом последний мною прочитанный роман-лауреат Букеровской премии - "Линкольн в бардо", с моей точки зрения, гениальный, но после него особо на победителей-то и не тянуло.

А с Кларой я расстаться пока не могу; бедный и счастливый искусственный интеллект с фасеточным зрением, личными отношениями с божественным солнцем (куда там Эхнатону), и вежливой манерой раба с плантации говорить о хозяевах в третьем лице, "мисс Джози", - и у меня в мозгу просто открылся шлюз, и я все время мысленно перебираю бусины драгоценного ожерелья книг об андроидах, - и один подытоживающий фильм, фермуаром.
И в результате набежал мой личный список (чистой воды вкусовщина и то, что важно лично мне, но что ж тут сделаешь; поэтому, например, нет Филипа Дика, нет андроидов из "Чужого" и мало ли ещё чего нет).

1. Станислав Лем, "Маска". Прекрасная женщина скрывает в себе металлическое насекомое-убийцу, но перед нами не триллер об обреченном беглеце, а история о горькой, жестокой и опустошающей силе любви.

2. Рэй Брэдбери, "Тело электрическое пою". Постоянство роботов здесь увидено как теплое пространство счастья - для того, чтоб сбежать от человеческого одиночества.

3. Айра Левин, "Степфордские жены". Страшнейший вопрос: ты как вообще, уверена, что твои близкие тебя любят со всеми твоими несовершенствами, или улучшенная и беспроблемная версия окажется куда соблазнительнее?

4. Станислав Лем, "Дознание пилота Пиркса". Андроиды как другой вид с трезво осознанными целями (кстати, Кайдановский из экранизации с ридлискоттовским Дэвидом бы хорошо смотрелся). А для людей - горечь осознания собственной несправедливости и предвзятости, на грани расизма.

5. Азимов, "Три закона роботехники". Такое прям вот на самом деле многообразие видов роботов, что огого. С разными интересами, разным уровнем интеллекта и эмпатии, и , как теперь понятно, увиденных совсем-совсем без затаенного страха, а с интересом и предвкушением.

6. Рассказы Шекли. Вот тут и не выделить, то ли это учинившая мятеж шлюпка, то ли брачующий робот. Тоже отношения между людьми и роботами в целом очень комфортные, - если не брать психопатов, конечно)

7. И обещанный фильм, Гарланд, Ex Machina. Вношу потому, что он внезапно раз и навсегда, как мне казалось, ответил на вопрос о том, где же начинается личность и свобода воли (ответ, как мы помним, был нерадостный: с возможности осознанно выбирать зло).

...
"Клара и солнце" определенным образом перекликается и с Брэдбери, и с Азимовым, и с Айрой Левиным, но по ощущениям больше всего мне напомнила "Рассказ собаки" Марка Твена: сплошные любовь и нежность, которых люди решительно недостойны, - а их в этом никто даже и не обвиняет(((( и ответ совсем другой, чем у Гарланда, в смысле, нет его, этого ответа: на самом деле кто личность, тот и личность, а в законе написано то, что написано.

Возвращаюсь к исходному тезису: безумно грустный роман.
С утра в воспоминаниях всплыла божественная цитата из "Махабхараты":
"Сверкающий бог, озаривший дороги,
Вошёл в ее тело при помощи йоги".
Мне кажется, пятница не совсем безнадежна)))
#цитатное
А иногда (ночью в тоскливом сентябре) кээээк наплюешь на все планы и засядешь, к собственному изумлению, за "Адепта" Пшехшты)))

Пока на середине. Немножко похоже на то (простите меня, люди добрые), как будто в гости пришел весь польский спектр, начиная с Хмелевской и кончая вторым "Ведьмаком", - и да, я об игре)

Начало двадцатого века, офицеры, аристократы, дуэли, интриги, служба, заговоры, шпионаж, дамы в роскошных платьях.
- Ага, - говорим мы удовлетворённо.

Демоны, коридоры между мирами, нашествие чудовищ из другого измерения, магия, алхимия, жертвоприношения.
- Ага-ага, - продолжаем мы потирать ручонки в предвкушении.

Но ё мое, так ведь ещё алхимик принимает эликсиры, говорит Тайные Слова и вступает в, хм, крайне неожиданные отношения, - которых мы, конечно, ещё как ждали!!
Нет, мы не говорим: "Геральт", мы просто благодарно всхлипываем))

*Даже то, что автора изрядно заносит при описании дворянской жизни, где вполне себе отпрысков аристократических фамилий родственники и близкие все время называют за глаза Сашкой и Наташкой. Даже то, что периодически для окончательного попадания в настроение очень хочется увидеть на странице фразу про Штирлица и лямки от парашюта. Даже...
Нет, это все неважно)

Важно только одно.

Осень. Можно. Пережить. #НочьВТоскливомОктябре
Ну-ну) прочитала "Адепта" и полезла сразу в продолжение, "Губернатор"

Пшехшта, конечно, тот ещё дразнилище-издевалище, и его интерпретация речи русских героев настоятельно требует того самого моего любимого метода: а представим, что речь о Корее?
Потому что иначе, когда на вас рухнет прекрасный обмен репликами между польским захудалым шляхтичем и русским офицером, лицо которого обезображено огого каким шрамом ("вот, возьмите: надеюсь, это решит ваши проблемы с девчатами") - так вот, если не думать, что это про далёкие экзотические края, как-то хочется всплакнуть.
Не исключено, конечно, что это троллинг от переводчика, - ибо тоже человек и развлечься хочет
А вот, вот ещё добыча: реплика княгини, - правда, не Марьи Алексеевны, а Марии Павловны, - но гранд-дамы как раз из серии "что станет говорить княгиня Марья Алексевна".

Княгиня обещает откорректировать, скажем так, определенные поведенческие паттерны жены воспитанника, в которой с избытком гонора, но не хватает сострадания. И звучит это так: "Уж я научу эту деваху хорошим манерам!"
А вот она же представляет двух потенциальных невест, наносящих визиты: "Надя Трубецкая и Люда фон Крис". Здесь забавно то, что Пшехшта осознанно использует именно сокращённые формы имён, о чем и сообщит спустя пару страниц.
Я, конечно, жопа, но с каким удовольствием я бы посмотрела на княгиню, которая такое произносит с серьезным лицом)))
При этом градус интриг все повышается и повышается, так что и правда выходит все вместе очень занимательно) Решительно советую как средство от осенней хандры)
Самый тяжело больной в мире Карлсон дочитал наконец-таки пшехштовского "Губернатора".

Я вам больше скажу, я бы сейчас и третью часть прочитала, если б был шанс, то есть русский вариант в наличии.

То есть вот трилогию я освоила на две трети, понимаете, да? И никто (никто, никто, никто!!!) из героев так и не стал живым человеком. Ладно, может, княгиня Марья под вопросом. Остальные у меня на глазах женились, воевали на одной стороне и друг против друга, теряли соратников, - и я так про них ничего и не знаю.

Книга вся напичкана русскими военными, женатыми на польках, российские войска штурмуют Варшаву, полегли тысячи с обеих сторон - всем фиолетово, жены никак не "выстреливают", хотя, прости Господи, на стене этих ружей пяток.

Польский маг превращает в труху пару русских дивизий, а русский жжет заживо несколько польских. После этого польский маг и начальник русского мага (а польскому магу друг и почти что родственник) встречаются ровно так, как будто те, кто умер, были картонными фигурами, а не друзьями и однополчанами.

И так всё, всё. В жизни бы не сказала, что такое буду читать, а вот поди ж ты, от осенней хандры прекрасно. И ещё в одном смысле хорошо, почти бесценно даже: получилась какая-то очень наглядная демонстрация того, что писать надо как умеешь, - кхм, если умеешь хоть как-то. То есть умеешь про шпионаж и про развлекать- так и не лезь в психологию, а отыгрывай свое*. Умеешь, как Лавкрафт, ужасы (и не умеешь, как мы помним из анализа Стивена Кинга, строить нормальные диалоги) - концентрируемся на атмосфере, а диалоги в пень. Не могу сейчас сообразить, у кого была чистая неразвлекательная психология, но в принципе вот они, эссе Яны Вагнер, которые сильно, на мой вкус, проигрывают, одеваясь сюжетом и превращаясь в "Вонг-озеро".

*Конечно, Сомерсет Моэм и Юлиан Семёнов зубами в этом месте скрежещут, но ой.

В целом-то мысль очень соблазнительная для начинающих писателей, и здравая, и полезная, да?) Всего-то надо понять, что ты умеешь, отсечь все остальное и херачить.

...И даже несмотря на то, что упорный т9 подпихивает мне вместо "херачить" - "закрасить", всё-таки выше было не про Микеланджело)
А ещё зато я немножечко тут снова почитала про красоту и ужас итальянского Возрождения. Обнаружила среди прочего, что Америго Веспуччи таки был отдаленным родственником Симонетты Веспуччи. Что после его смерти осталось несколько домашних рабов, одна из рабынь - с двумя детьми, и историкам страшно интересно, его это были дети или не его. И вот не помню, а я уже писала, что Лукреция Борджиа создала фабрику по производству моццареллы, пока Альфонсо д'Эсте играл в царя Петра задолго до того, как это стало трендом, и работал в кузнице? Что на роль первооткрывателя Нового Света претендовали не только Америго Веспуччи и Колумб, но и англичанин по фамилии Кэбот, и мы, в общем-то, на волосок прошли от мира, где бы существовали Южная Кэботия, Северная Кэботия и Соединённые Штаты Кэботии?
#культурненько
В эти выходные я щедро раздаю советы человека с насморком.
Во-первых, "Иерусалим" Алана Мура совершенно гениальный и божественный. Именно по этой причине читать его человеку с температурой невозможно. Открывающие книгу сны про Христа в заштатной лавке и его подручных, ангелов--плотников. Безумные оживающие под кистью реставратора фрески. Загадочные сущности, которые мечтают затащить тебя в потолок, как эльфы прежних времён в полый холм... Это все такое настоящее, что ох.
Проблема в том, что если у вас температура, все они заботливо переселяются в вашу квартиру, реальность, голову, и обитают в вас наглядно, настойчиво и ощутимо.

***
Я практически уверена, кстати, что и у здорового может произойти то же самое, но здоровому чего, ему если и жутковато от подобного проникновения в его мир, это должно быть в радость все равно? А больные - нет, е мое, так мы решительно не выздоровеем(

Так что подожди, пожалуйста, "Иерусалим", пока я оклемаюсь окончательно (пока ты - это что-то, что мне хочется поставить на полочку между "Улиссом", "Петровыми в гриппе" и Айрис Мердок, но как знать, как знать, я ещё и 10% не прочитала из твоей тысячи с лишним страниц).
Во-вторых, если Тана Френч прочитана, а вам хочется болеть уютно и чувствовать себя счастливым, берите с полки любой из томов Дика Френсиса, не ошибётесь.

Я вот цапнула "Движущую силу", и теперь с удовольствием слежу за тем, как бывший жокей, а ныне владелец конторы по перевозке лошадей разбирается с подозрительной фигнёй у себя в офисе, а переводчики с переменным успехом пытаются мне объяснить, что такое кокни. Прекрасно, просто прекрасно. И вот я честно заявляю - все в пень, все предыдущие книжные планы, концепт на октябрь сложился. Буду читать Дика Френсиса либо а) пока он у меня из глаз и из ушей не потечет, либо б) пока не перечитаю все свои любимые романы))

А это мнооого: про архитектора, который строил дом вокруг дерева, про мамашу чертовой уймы детей, которая прибиралась и ставила чай одним экономным движением, про первую жену Сида Холли, которая автоматически перекладывала масло в маслёнку, в то время как он так же на автомате оставлял его в обёртке, про высокомерную юную аристократку, которая врезалась в служащего своего отца, про учительницу в алом пальто и про специалистку по проблемным переговорам в бабушкиной вязаной кофте и в платье в цветочек, и про секретаршу, которая стоит жемчужины с себя весом
* поскольку названий я практически не помню, то буду честно грести все подряд)))

Либо в) пока не наткнусь на невнятные и мне лично совсем-совсем не похожие на правду романы про Советский Союз и Новую Зеландию, которых я терпеть не могу. Как повезет))
#детективы