пЫлеглот – Telegram
пЫлеглот
165 subscribers
1.41K photos
26 videos
9 files
371 links
Про книги, образование, языки от марксиста-преподавателя. Ковыряю бытие с целью его дальнейшего преобразования.
Download Telegram
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Концепцию развития наставничества в России до 2030 года, цель которой — подготовка специалистов для предприятий быстро и с минимальными затратами. Я думаю, что про стимулирование школьников на поступление в средне-специальные учебные заведения не слышал только ленивый. Обучение в СПО занимает 1,5–3 года, после чего выпускников ждут рабочие места. Однако вопрос в том, можно ли считать человека с базовыми знаниями специалистом? Власти, судя по всему, сомневаются — вот тут и возник, вернее, был вытащен из прошлого, из СССР, институт наставничества.

Согласно документу, наставничество позиционируется как универсальный инструмент не только профессионального, но и духовно-нравственного воспитания. Механизм, впрочем, напоминает попытку объять необъятное: от формирования патриотизма до решения кадрового голода. Главная загвоздка — где взять самих наставников? Концепция предлагает начать с работников предприятий, которые в рабочее время должны будут обучать новичков и, конечно, формировать соответствующие духовно-нравственные ценности. Но дальше — интереснее: к 2030 году 90% колледжей должны внедрить модель «студент-студент», а 70% — «специалист-студент». И здесь уже вопросы: не превратится ли это в самообучение под давлением, а работникам предприятий не придется ли стать еще и бесплатными педагогами? Мало того, предполагается, что наставники должны появиться и у 50% подростков, находящихся на учете в органах правопорядка.

Дополнительно к специалистам деятельность по наставничеству предполагается возложить и на наставников-волонтеров. Стимулировать их деятельность будут через похлопывание по плечу: материального стимулирования не будет, а их мотивация будет сводиться к личному удовлетворению. Ух, побегут.

Авторы концепции, видимо, догадываются, что что-то здесь не так, и среди рисков при ее реализации называют - бюрократизацию. Решение? Соцопросы среди работников. Ирония в том, что заложенные сроки адаптации новых сотрудников — от 3 до 12 месяцев — звучат как тихая насмешка над амбициозностью планов.

Вывод: в попытке решить противоречия капиталистического производства — дефицит квалифицированных кадров при избытке неквалифицированной рабочей силы — государство обращается к проверенному методу, а именно — переложить затраты на плечи самих трудящихся. Наставничество, формально преподносимое как инструмент «социализации», на деле становится механизмом эксплуатации: опытные работники, не получая достойной компенсации, обязаны воспроизводить трудовые ресурсы для системы, а студенты и волонтеры включаются в цикл самоэксплуатации. Так, под лозунгом развития, воспроизводится давно известный принцип: «Капитал экономит на всем, даже на костях рабочих».

Концепция развития здесь: https://colleagues.rgub.ru/files/concept_2030-104-2.pdf
💯4🔥1🥰1
В Госдуму внесен законопроект, предлагающий разрешить студентам старше третьего курса преподавать в школах. Документ внесен председателем комитета по науке и высшему образованию Сергеем Кабышевым (СРЗП), Ириной Белых («Единая Россия») и Александром Мажугой («Единая Россия»).

«Законопроектом предусматривается допустить к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности основных общеобразовательных программ и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, а также успешно освоивших программу профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки». При этом соответствие образовательной программы высшего образования направленности основной общеобразовательной программы будет определяется работодателем». Т.е. депутаты решили, что лучший способ ликвидировать дефицит учителей — не повышать зарплаты, а нанять студентов. И не важно, какая у тебя специальность, хоть «лесное хозяйство»! Работодатель сам решит – подходишь ты или нет.

Финансово-экономическое обоснование гордо заявляет, что закон «не потребует затрат из бюджета». Ну, студентам, конечно, повезло: теперь они смогут совмещать лекции, курсовые и 30 часов в неделю у доски — идеальный способ не отвлекаться на глупости вроде сна или личной жизни. Как отмечает законопроект, это «расширит возможности трудоустройства молодежи... с пользой для общества и государства». Да решите вы уже, что вы хотите – повышать демографию во благо государства или уничтожать молодежь во благо государства!

Законопроект формально закрывает 18,8 тыс. вакансий учителей, но это, как лепить пластырь на перелом ноги. Проблему недофинансирования образования это не решает. И если завтра студенты пойдут в школы, то послезавтра, закончив обучение и отпахав в школах, просто сбегут искать другие места с более высокими зарплатами. Текучка кадров обеспечена, нарушения учебного процесса в школах и вузах – тоже. Это не образование, а имитация, в которой и школьники, и студенты становятся заложниками некомпетентности чиновников. А краткосрочная экономия обернется катастрофой и для системы образования, и для экономики, где потребуются высококвалифицированные кадры, которых, возможно, просто не будет.

Новость готовила вчера, а сегодня законопроект уже направлен в Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию. Ознакомиться с документом можно здесь - https://sozd.duma.gov.ru/bill/926110-8
🤬3🥴1
На торжественной церемонии в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя вручили Патриаршую литературную премию 2025 года писателям Анатолию Байбородину, Андрею Воронцову и Сергею Дмитриеву. Ну что, вот и дожили до нового этапа сращения церкви с государством... Никогда такого не было, и вот опять. Опять вместе веселее продвигать правильные духовные и нравственные ценности.

Небольшая характеристика лауреатов.

Анатолий Байбородин – представитель деревенской прозы. Творчество писателя сосредоточено, главным образом, на ностальгическом изображении дореволюционной крестьянской жизни и православных устоев, а в его произведениях патриархальный уклад показан, как утраченная (Карл!) нравственная основа. Конструируем консервативную утопию, игнорируем эксплуатацию и нищету крестьян в царской России, провозглашаем традиционные ценности внеклассовыми.

Андрей Воронцов. Известен прежде всего военно-патриотической прозой, часто обращается к темам Великой Отечественной войны и современной армии. Пропагандируем героизм и жертвенность во славу капиталистического государства.

Сергей Дмитриев пишет преимущественно для детей и юношества, часто на историко-патриотические и православные темы. Прославляем традиционную семью и правильно воспитываем молодое поколение в рамках одобренной государственно-церковной идеологии.

В общем и целом, картина ясна: современные лауреаты усердно копаются в сундуках прошлого и настойчиво тащат туда же, пытаясь натянуть на нас вышиванку традиционных ценностей. Но нет, мне больше по душе Максим Горький - «Мы, рабочие, — победим! Наша сила несметна!», Михаил Анчаров – «Я не верю в райские селенья, я верю в силу сопротивленья и в справедливость воздаянья», Чингиз Айтматов – «Если ты стреляешь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки», Вениамин Каверин «Человек должен быть упрямым: в этом его сила»…

Продолжать можно бесконечно. Так что патриаршие премии вы, конечно, присудили, но заставить читателя искренне полюбить этот фальшивый литературный музей восковых фигур едва ли сможете, потому что мы понимаем роль общества и личности, мы принимаем наше прошлое, как учи́теля, и мы ценим семью, но они не должны подаваться, как бездушная икона, а потому мы идем дальше — в будущее.
🔥6👍1
#книжная рекомендация - "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" Карл Маркс

«Луи-Наполеон – человек, которого Франция заслужила» – эту фразу Маркса можно повесить над кроватью всем тем, кто ещё верит в случайных правителей. Восемнадцатое брюмера – не учебник по истории Французской революции 1848–1851 гг., а вскрытие трупа буржуазной демократии, проведённое с ядовитым остроумием.

Цитата о том, что «История повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй – как фарс», знакома даже тем, кто Маркса не читал. Но мало кто знает продолжение: «Калейдоскоп конституций, парламентов и республик, которые через несколько недель оказываются в мусорной корзине». Его описание парламентариев как «говорящих машин, производящих законы так же бессмысленно, как шарманка – свои мотивы» – разве это про 1851 год? Нет, это про сегодняшнее законодательство.

Но главная ценность книги не в язвительности, а в том, что Маркс показывает: политические кризисы – не случайность, а закономерность. «Когда кажется, что всё рушится, на самом деле просто один класс уступает место другому» – и это куда полезнее знать, чем все школьные учебники по истории вместе взятые.

После прочтения остаётся странное чувство: либо Маркс гениально предсказал наше время, либо мы по-прежнему наступаем на те же грабли, что и 170 лет назад. И, как заметил сам автор: «Трагедия в том, что, когда история повторяется, зрители уже не смеются».

P.S. Особенно рекомендую «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» тем, кто считает, что «раньше политика была серьёзнее». После этой книги иллюзии испарятся.
🔥25👏5👍2
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
С 1 сентября 2025 года в трех регионах России будет пробирована новая система оплаты труда учителей. Об этом сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. «Это как раз новая система оплаты труда, цель ее — навести порядок в системе оплаты труда педагогов», — сказал министр. Предполагается, что 70% зарплаты будет выплачиваться в качестве базовой части, 30% — это стимулирующие выплаты, которые могут устанавливаться школой. Ну… пожалуй, все. На просторах интернета четкое изложение новой системы оплаты труда учителей я не смогла найти. Однако, обнаружила нечто гораздо более интересное.

Еще 13 марта 2025 года профсоюз «Учитель» направил мэру Москвы обращение по поводу новой системы оплаты труда педагогических работников. В обращении говорится, что директора школ сообщили педагогам о реформе весьма размыто, с документами работники не были ознакомлены, однако изменения в коллективные договоры учителей должны быть внесены в течение недели (!!!). Естественно, учителей к обсуждению изменений в коллективном договоре не привлекли, так как Департаментом образования города Москвы было спущено четкое указание: «привести положения коллективного договора, локальных актов в соответствие с настоящим приказом в срок до 17 марта 2025 г.», а Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования отчиталась о всесторонней поддержке политики департамента на своем сайте: «МГО Общероссийского Профсоюза образования приветствует появление нового документа, который не только позволит педагогам уверенно смотреть в завтрашний день, но и предлагает мощный стимул для дальнейшего развития системы московского образования» (https://mgoprof.ru/?p=38896)

А теперь немного о реформе и о претензиях профсоюза «Учитель» к Департаменту Образования.

1) Предметы будут поделены на важные и неважные, каждому из них будет присвоен коэффициент оплаты труда: математика, информатика, физика, химия и биология – 1,3; русский язык, литература, история – 1,2; обществознание, география, иностранный язык – 1,1. Вот что пишет по этому поводу председатель МПРО «Учитель», Казаков Д.В.: «Чем химия важнее иностранного языка? А кто, кроме филологов, на своих плечах выносит обязательные для всех ОГЭ и ЕГЭ, итоговые собеседования и сочинения по литературе? Мало того, что такая ответственность никогда не оплачивалась, так теперь ещё и получать меньше придётся? Ответа нет, и никто не собирается нам отвечать — с учителями вообще говорить не о чем, они со всем согласятся».

2) Если раньше компенсационные доплаты за заведование кабинетами выплачивались всем учителям, то теперь предлагается их сохранить только для тех педагогов, которые поддерживают порядок в кабинетах физики, химии, биологии, информатики, технологии и начальных классов.

3) Выплаты за классное руководство будут снижены, так как воспитание не является основной функцией учителя.

4) Никаких мер поддержки молодых учителей не предполагается. Вспоминаем «чудесный законопроект» (https://news.1rj.ru/str/tipa_pyleglot/1850), предлагающий разрешить студентам старше третьего курса преподавать в школах. Он, кстати, был принят в первом чтении 10 июня 2025г.

Заканчивается обращение профсоюза «Учитель» к мэру Москвы Сергею Собянину следующими строками: «Мы требуем немедленно остановить начатую реформу! Мы требуем гласного широкого обсуждения всех возможных последствий этой реформы. Решать этот вопрос должны не только чиновники, но и учителя и родители».

К сожалению, больше информации пока не нашла, но ссылка на сбор подписей от профсоюза «Учитель» уже закрыта. Целиком обращение профсоюза «Учитель» по поводу новой оплаты труда педагогов можно прочитать здесь: https://pedagog-prof.org/profsojuz/podpishite-pismo-uchitelej-protiv-novoj-sistemy-oplaty-truda-v-moskve/

Ждем апробации…
👍153🙈3🤬2
Всем подписавшимся🫡

Во-первых, добро пожаловать. Я очень рада, что мои заметки интересны и, возможно, даже полезны. Во-вторых, здесь приветствуются вопросы, предложения и пожелания. Если они у вас имеются, то можете смело оставлять их под этим постом👇

О себе. Марксист, выходец из «Вектора», «благополучно» несколько раз развалившегося, однако несмотря на это давшего мне и возможность познакомиться/поработать с замечательными Товарищами, и необходимые знания для того, чтобы организовать уже свой марксистский кружок почти 3 года назад. С этого момента мы с супругом занимаемся обучением новых кружковцев, сами посещаем различные кружки, по возможности помогаем, изучаем действительность и распространяем полученные знания всеми имеющимися способами. Безусловно, без поддержки и помощи Товарищей ничего бы не вышло. Не получилось бы и меня такой, если бы не было споров и дискуссий с единомышленниками. Так, потихоньку мы движемся туда, где общество будет чуть более справедливым, честным, грамотным и свободным.

Давно преподаю и изучаю иностранные языки (английский, немецкий, испанский, турецкий, французский, слишком медленно ковыряю еще и японский), испытываю теплую привязанность как к художественной, так и к специализированной литературе. Работала в общеобразовательной школе, различных частных учебных учреждениях и на университетской кафедре. Сейчас, в силу неспособности существовать на 20-25 тысяч в месяц, нахожусь в статусе самозанятой. Такой формат работы дает возможность работать как на собственное, так и на общественное благо.

Здесь я пишу именно о сфере образования и книгах. Редко, но бывают посты, связанные тем или иным образом с языком. Когда-нибудь начну писать о связи мышления и языка и наверняка получу втык. Пока не спешу. Материалы копаю и изучаю сама, нередко апробирую степень понятности, полезности и аргументированности на друзьях и близких. Пишу здесь в свободное от работы и общественной деятельности время, поэтому не всегда получается писать часто, но я стараюсь.

Моя цель – делиться полученными знаниями. Все, что я пишу – результат размышлений и определенного труда, поэтому, если вам что-то показалось ценным, любопытным и полезным, делитесь с вашими Товарищами, друзьями, знакомыми и пр. Буду очень благодарна

пЫлеглот
👍197🔥5
На днях зашла в книжный магазин…

Не зря книжные сети жалуются на снизившиеся продажи. Цены уже откровенно кусаются – небольшая книжечка в мягкой обложке стоит 250 рублей и выше. Одну такую книгу купила и отковыряла наклейки со старыми ценами: 349, 319, 289, 259. Последняя цена датируется 17 сентября 2022 года. Лежала себе спокойно книга на полке почти три года, взращивала стоимость…

Пока шла дальше, наткнулась на табличку «Книги о Родине и настоящих патриотах». На стенде «Священная военная операция», аж две книги «Восемь лет с «Вагнером», «Русская война» А. Дугина, пара произведений З. Прилепина и т.д.

Дальше зависла у стеллажа «Экономика/финансы/инвестиции». Тут тебе и Карл Маркс, и Борис Литвак, и Наполеон Хилл, и Андрей Курпатов, и прочие гуру, готовые научить нищебродов техникам обретения богатства буквально через одно прикосновение к обложке. Несколько книг пролистала – буду ждать эффект.

Два шедевра хочу особо отметить, потому что очень уж они веселые. Алексей Марков не стал скромничать и смело размазал по обложке своего шедевра кровавое «Капитал». Аннотация поражает читательское воображение: «Алексей Марков — автор легендарной «Хулиномики» — разбирает экономические тонкости и исторические предпосылки современного мироустройства. Алексей не остановится, пока не ответит на главные вопросы: «Что делать, если денег не хватает? Почему их не хватает даже богачам? Что нужно поменять в себе и что можно исправить в своем отношении к деньгам, чтобы стать немного — или намного — счастливее?». Лучше бы он остановился. Хихикала всю дорогу, пока читала его рассуждения о деиндустриализации. Кусочек оставила в скриншоте.

И так как я девушка, но почти без денег, схватила с полки книгу «Девушка с деньгами» о финансах и здравом смысле. Общий смысл: если ваши доходы едва покрывают расходы, то вам нужно улучшить финансовое положение, а потом заняться инвестированием. Ну вот, а я только собралась обзавестись деньгами…

А если серьезно, то полки забиты подобной дрянью. И это я еще продолжаю проходить с закрытыми глазами мимо тех, над которыми красуются таблички «Популярная психология», «Эзотерика» и «Бизнес литература». Книг для изучения иностранных языков с каждым посещением становится меньше. Серии по художественной литературе все чаще выпускаются в мягких обложках, остаются лишь кое-какие бюджетные варианты в твердых. С новинками очень туго, печатаются все те же Прилепины, Кинги и Довлатовы.

Наверное, банальная мысль, но книжные магазины вымирают. Основные причины: растущие как на дрожжах цены, пропаганда, от которой читатели устали, ограниченный выбор, низкокачественные и по форме, и по содержанию произведения. И, наверное, это не так уж страшно, потому что повсюду маркетплейсы…

Кто-то скажет: «Да, ладно, и так никто не читает. Кому нужно – залезут в интернет и найдут». И это так. Вот только если исчезнут книжные магазины, на их месте вырастут очередные пункты выдачи заказов, а значит – действительность станет беднее, а пространство человеческого еще немного сузится… Поэтому я продолжаю ходить в книжные и выискивать бриллианты. В этот раз нашла книгу Л. Выготского «Психология искусства», в которой он пишет: «Искусство есть социальное в нас... Оно есть организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней...».

Каждая неожиданная находка на полке – это шанс на ту самую «организацию поведения на будущее», на внутреннюю перестройку. И когда мы заменяем эти места человеческого поиска и случайной встречи с идеей пунктами выдачи, мы рискуем сузить социальное в нас, лишить себя пространства, где рождается усилие «стремиться поверх» утилитарного мира доставки и алгоритмов. Книжный магазин и есть то самое требование, физическое напоминание, что есть нечто большее, чем просто «найти в сети».
15👍9🔥4
Рособрнадзор отчитался о результатах ЕГЭ-2025

Жалобы: всего – 58 обращений (в основном на запрет воды/еды и недоступность медкабинетов). Глава ведомства Музаев назвал это «высоким уровнем организации». Жалобы учителей, привлеченных к экзаменам, на низкую оплату труда – проигнорированы.

Химия: средний балл — 69,43 (рост с 67,57). Биология: средний балл — 54,5 (рост на 0,37). Согласно позиции правительства, рост баллов обусловлен улучшением качества естественнонаучного образования в стране, а также повышением интереса к техническим специальностям. К сожалению, верить на слово не представляется возможным, а общедоступных официальных данных, которые бы показывали, сколько российских школ оснащены соответствующим оборудованием, нет. Имеется лишь информация, что степень оснащенности каждой школы может варьироваться в зависимости от бюджета каждой конкретной школы. Я пролистала демоверсии ЕГЭ по химии и биологии, никаких практических заданий там и не предполагается, формулировки часто ограничены словами: «выберите», «рассчитайте», «напишите уравнение», «назовите причину» и пр., т.е. проверки практических умений по этим предметам нет. Можно ли назвать это улучшением качества естественнонаучного образования?

Едва ли. Тем более что результаты по математике и физике получились следующие:
Математика (базовый экзамен оценивают по пятибалльной шкале): средний балл — 4,08 (без изменений).
Математика (профильный экзамен): средний балл — 62,05 (снижение на 0,5).
Физика: средний балл — 61,79 (снижение с 63,21).

Базовая математика застыла на уровне вечных «четверочников», чьи навыки не перерастут в осознанность, а вот снижающийся балл по профильной математике явно намекает, что пора бы уже как-то взяться за восполнение дефицита учителей по этому предмету. Напомню, что в России не хватает 70 тысяч учителей, а 27% учителей математики — это учителя, которым 50–59 лет. Бесконечно ценю труд этих героев, но сказать, что им легко работать в условиях постоянно меняющихся ЕГЭ и ОГЭ – язык не поворачивается. Даже эксперты НИУ ВШЭ и ЦЭНО РАНХиГС бьют тревогу. Они отмечают, что нехватка учителей математики и физики в школах, особенно молодых, противоречит тому, что общество проявляет больше интереса к естественнонаучным и техническим отраслям знаний. Там же уточняется, что многие из молодых педагогов покидают школы всего через несколько лет работы, потому что соотношение «возложенная ответственность – оплата труда» явно не в пользу учителей.

Неожиданно совсем на каплю подрос средний балл по литературе — 61,91 (рост на 0,24). Это может стать приятным сюрпризом, если не знать, что в этом году общее количество сдающих литературу снизилось (с 42,5 до 37 тысяч), а школьники впервые писали итоговое сочинение, и оценка выставлялась по системе зачет/незачет. Уж простите меня, но не могу не упомянуть, что формат нового итогового испытания разрабатывался Советом по вопросам проведения итогового сочинения во главе с президентом Русского общественного фонда Александра Солженицына Натальей Солженицыной. Солженицына не имеет ни педагогического, ни филологического образования.

Продолжение👇
👍3
https://news.1rj.ru/str/tipa_pyleglot/1862

Сколько денег вложили в издание, переиздание новых учебников по истории, сколько говорили о патриотизме и необходимости понимания исторических событий правильным образом, а что-то все же работает неправильно – потому что в 2025 году средний балл ЕГЭ по истории едва-едва подрос по сравнению с предыдущим годом (2025 год – 55,85; 2024 год – 55,4), хотя количество сдававших экзамен выросло на 9 тысяч. Если хотите посмотреть, как дипломированные историки сдают ЕГЭ, то бесконечно рекомендую это видео: https://www.youtube.com/watch?v=xFelhgZPcmk. Очень познавательный обзор.

Существенно упал средний балл по русскому языку. В 2025 году он составил 60,7. В 2024 было – 63,88; в 2023 - 68,44. В Рособрнадзоре такое снижение связывают с «повышением объективности и реалистичности результатов экзамена» из-за внесенных изменений, которые исключают возможность воспользоваться «домашними заготовками» при написании сочинения. Сомнительное утверждение, потому что, если раньше ученики сами искали проблему в тексте, то в 2025 году проблема дается в готовом виде. Я вижу причину падения среднего балла в другом, а именно – изменения в экзамен по русскому языку вносятся почти каждый год, и вносятся они вовсе не теми, кто имеет отношение к преподаванию и знает не понаслышке, что происходит в школах.

Упал и средний балл по обществознанию - 53,61, что ниже результатов 2024 года (55,05) и 2023 года (56,4). Количество выпускников, сдающих этот экзамен не увеличилось, а значит этим и не оправдаешь снизившийся средний балл. Рособрнадзор хранит на этот счет молчание. В новости лишь сказано, что «результаты ЕГЭ по обществознанию сопоставимы с результатами прошлых лет». Ну, если учесть, что ЕГЭ по истории станет обязательным для поступления в вузы на ряд направлений, где сейчас сдают обществознание, то и невелика потеря. Да, и к чему выпускникам худо-бедно понимать, как работает общество, если есть уже готовый образец, представленный в учебниках по истории?


Результаты экзаменов – очередное доказательство того, что мы все живем в обществе, где приоритет образования и патриотизма декларируется, но делами не подкрепляется. Пока система выжимает из людей силы ради формальных показателей, а не вкладывается в их развитие и достойные условия труда, качественное образование останется лишь красивым, но пустым обещанием.
😢6💯3👍1
#книжная рекомендация.
Гимн простому человеку в эпоху перемен

Роман Лу Яо «Обыкновенный мир» — эпическое полотно жизни китайских крестьян и интеллигенции в переломный период (1975-1985 гг.), когда Китай мучительно переходил от коллективизма к рыночным отношениям под жестким контролем КПК. Автор, выходец из бедной крестьянской семьи, с пугающей достоверностью показывает социальный разрыв: интеллигенция (часто партийная) обладает привилегиями, а крестьяне, составляющие большинство, влачат тяжелое существование.

Социальное неравенство пронизывает быт. Достаточно взглянуть на систему обедов в школе: категория «А» (3 мао) — картошка, капуста, лапша с ломтями мяса; категория «Б» (вдвое дешевле) — то же самое, но без мяса; категория «В» — миска кипятка с вареной редькой и пятнышком перечного масла.

Образование формально доступно всем, но качество низкое и насыщено идеологией. Реальный шанс поступить в университет есть лишь у детей интеллигенции, чью легкомысленность в выборе жизненного пути Лу Яо противопоставляет отчаянной борьбе талантливых крестьян, например, главного героя Шаопина, вынужденного тяжело трудиться по 12-14 часов вместо учебы.

И хотя здесь партия присутствует как безликая «рука всевышнего», роман смело вскрывает замалчиваемые проблемы: чудовищную бедность, каторжный труд, беспощадную бюрократию и глупость чиновников. Лу Яо избегает прямого морализаторства и революционного пафоса, его сила — в беспристрастном показе реальности. Классовая борьба в романе – это борьба крестьян за элементарное человеческое достоинство и улучшение жизни в рамках системы. После окончания «Культурной революции» в 1976 году появляются крохи свободы: разрешены приусадебные хозяйства, а затем и мелкие предприятия. Но и это рождает драмы: герой, взявший кредит на кирпичный завод, разрывается между долгом перед голодной родней и мечтой о собственном доме, сталкивается с завистью односельчан.

Возвышенное в романе — это не героические подвиги, а упорное стремление героев к духовному росту и лучшей доле вопреки обстоятельствам. Прекрасное — в простых человеческих ценностях: трудолюбии, честности, верности, способности к состраданию и покаянию. Лу Яо не идеализирует, его персонажи — живые люди со слабостями, а действительность — часто уродлива. Но именно в обыденности, в способности оставаться человеком среди невзгод, и проявляется истинный гуманизм автора — не книжный, а выстраданный, человеческий. Яркий пример — сцена после гибели шахтерского бригадира, спасшего подчиненного (Соцзы). Главный герой по-мужски показал неправоту одного из работников (им оказывается спасенный Соцзы), распускавшего грязные сплетни о жене погибшего, а затем молча понес цветы на могилу. Позже к нему присоединяется раскаявшийся Соцзы с бутылкой водки. Без слов, через молчание и простые жесты, передается глубина потери и примирения.

«Обыкновенный мир» — не исторический документ, а школа понимания действительности. Роман можно еще долго переосмысливать, искать непонятое и неосознанное, но в нем, не смотря на его реалистичную мрачность, царит жизнь. Жизнь самая обыкновенная, но такая, которая тащит действительность вперед. «В ушах смутным эхом отзывался легкий посвист песни. Она была полна пылающей ярости, воспевавшей молодость и жизнь».
👍22🔥42
Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова заявила, что иностранные слова, имеющие аналоги в русском языке, не должны использоваться в сочинениях на ЕГЭ по русскому языку. Она также напомнила о ранее принятых поправках, нацеленных на защиту русского языка в публичном пространстве. «…нужно избегать использования иностранных слов, если есть достойные синонимы в русском языке», — сказала госпожа Решетникова на пресс-конференции, посвященной предварительным итогам кампании ЕГЭ 2025 года.

Из списка наиболее употребительных иностранных слов, имеющих аналоги в русском языке: информация (лат.) – сведения, данные; коммуникация (лат.) – общение; контроль (фр.) – надзор; нюанс (фр.) – тонкость; шанс (фр.) – возможность; эксперт (лат.) – специалист. С моей точки зрения, все эти синонимы, уже имеющиеся в русском языке, вполне достойны употребления, т.е. критерий, обозначенный госпожой Решетникой, удовлетворен.

И так как мы люди – ответственные и законопослушные, хотим знать, как правильно говорить и писать на русском языке, то посмотрим, какие слова употребляет Директор Федерального института педагогических измерений: «Информация о структуре и содержании КИМ содержится в спецификациях и кодификаторах». «Важна эффективная коммуникация между ФИПИ, Рособрнадзором и педагогическим сообществом». «Контроль за соблюдением процедуры ЕГЭ осуществляется с помощью видеонаблюдения и общественных наблюдателей». «Разработчики КИМ учитывают все нюансы учебной программы и возрастных особенностей выпускников». «У выпускников есть шанс пересдать экзамен в резервные дни при наличии уважительной причины». «Проверку развернутых ответов осуществляют подготовленные эксперты предметных комиссий».

Очевидно, что иностранные слова, употребленные госпожой Решетниковой, являются устоявшимися, но, к сожалению, сама она демонстрирует непоследовательность и использует те самые иностранные слова, которые имеют «достойные» русские синонимы. Возникают вопросы: Кто и как будет определять «достойность» синонима? А будет ли опубликован список недостойных слов?

Думается мне, что директор Федерального института педагогических измерений должна быть знакома с работами Льва Выготского, который говорит, что слова — не статичные «этикетки», а живые инструменты мышления. Должна бы госпожа Решетникова знать и то, что требование заменять устоявшиеся термины на синонимы вне контекста их реального употребления может привести к «отрыву слова от вещи», который Выготский называл главным врагом развития мысли: «Отрыв слова от вещи, символа от реальности, ведет к пустому словесному мышлению, лишенному корней в действительности». Должна бы, но кого это волнует?

ЕГЭ уже критикуют за оторванность от действительности: от учителей, от школ, от реального уровня образования. Искусственное ограничение используемого словаря по формальному признаку «наличия синонима» лишь усиливает этот разрыв, заменяя живой язык, отражающий реальные практики, на искусственно сконструированный. А слова, которые не подходят под рисуемый официальными лицами образ действительности, тоже уберем? А когда уже официально провозгласим, что мыслить - вредно?

«Бюрократический разум боится живой действительности, как черт ладана. Он предпочитает оперировать застывшими формулами, выхолощенными категориями, удобными для канцелярского применения, но мертвыми для понимания подлинного движения жизни и мысли» (Михаил Лифшиц)
👍17👏2
#стыдоба
Реальная вакансия... Заработная плата от 300 тысяч рублей.

Ваша задача — рьяно демонстрировать диалектику «трудятся все, кроме меня»

Ваш конь — не транспорт, а мобильный пункт надзора за эксплуатацией. Каждый ваш презрительный взгляд на холопов и громкий хруст французской булки — не просто перфоманс, а воспроизводство дореволюционных производственных отношений на радость оплачивающим этот аттракцион современным буржуа-туристам. Главное — не переусердствовать, а то пролетарии избушек внезапно осознают себя эксплуатируемым классом и организуют... страшно сказать... что организуют.
😁15🌚1
7:30 утра. Кофе. Новости образования. Истерический хохот. Только пригубила кофе – и вот оно, перлы дня.

Ректор Горного университета Владимир Литвиненко как отрезал: «Цель высшего образования - сформировать целостное мировоззрение в области специальности». Целостное... но узкоспециальное? Это как панорамный вид... из замочной скважины? Значит, идеал – физик, видящий мир только кварками, или филолог, измеряющий культуру спряжениями глаголов? А целостное мировоззрение слесаря – это когда вся вселенная кажется гигантской гайкой? Господи, дайте салфеток!

Не успела вытереть экран – Литвиненко продолжает: «Нужно прописать целенаправленную мотивацию студента работать по специальности». Блеск! Просто «пропишем» в методичке: «СТУДЕНТ. ГОРИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ. (пункт 5.2)» – и вуаля! Низкие зарплаты? Рутина? Отсутствие вакансий? Ерунда какая!

Перехожу к высказываниям от Валерия Фадеева, главы Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Он озабочен «лишним» в учебных программах. Цитирую: «...специалисты, в том числе, и из управляющих органов говорят, что на 20 процентов можно было бы сократить программы без потери качества». О, магическое число 20! Видимо, получено путем священнодействий над графиками в кабинетах. Отрежем пятую часть от любой дисциплины – и качество чудесным образом сохранится! А уверенность, что чиновник лучше преподавателя видит «лишнее» – это просто образец скромности.

Из-за результатов ЕГЭ по географии Валерий Фадеев же совершенно в панике: «Еще меньше людей будут знать, куда впадает река Волга». Тревога! Географический апокалипсис! Скоро Каспийское море объявит в розыск свою главную реку! Да, цифры не радуют, но сводить географию к устью одной реки – это как сводить кулинарию к умению варить яйца.

И апофеоз от политолога Дмитрия Журавлева: «...те, кто говорят по-русски, скорее всего, думают по-русски. Это обеспечивает их лояльность». БРИЛЛИАНТ! Выучил русский – и БАМ! – мысли синхронизированы с Кремлем, Лояльность активирована! Это же готовая формула мирового господства! Нобелевку – немедленно!

Свой утренний кофе я так и не допила – обхохоталась до слёз. А жестоко хромающая логика в высказываниях официальных лиц - это, пожалуй, сильный аргумент в пользу того, чтобы учиться мыслить самостоятельно.
🔥11👍6😁4🙈21