Национальный рынок труда – Telegram
Национальный рынок труда
244 subscribers
46 photos
2 videos
73 links
Официальный канал Сергея Нуждина — ведущего эксперта по рынку труда

Главы Комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по развитию национального рынка труда и мониторингу миграционных процессов


Обратная связь: Nlc.chair@yandex.ru
Download Telegram
Дефицит кадров решается не только зарплатой. Почему я поддерживаю инициативу по налоговому вычету на жилье.

В СМИ прошла информация о важной законодательной инициативе, внесенной правительством Нижегородской области.

Речь идет о поправках, которые предоставят промышленным предприятиям инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль для организаций, строящих или приобретающих арендное жилье для своих сотрудников.

По моему мнению, как эксперта по рынку труда, данная инициатива является своевременной и крайне необходимой.

Кадровый голод, особенно в части высококвалифицированных специалистов, — это системный вызов для всей региональной промышленности.

Предприятия сталкиваются с невозможностью привлечь специалистов из других городов и регионов именно из-за отсутствия доступного жилья.

Я считаю, что предлагаемый механизм эффективен именно своей адресностью и долгосрочностью: стабильные арендные условия в течение 10 лет и возможность последующего выкупа жилья, кардинально повышают привлекательность переезда и закрепляют специалиста в регионе.

Такая мера системно расширяет комплекс мер поддержки бизнеса.

Опыт Нижнего Новгорода заслуживает самого пристального внимания.

Думаю, анализ результатов действия такого закона, в дальнейшем, даст возможность распространить данный инструмент борьбы с кадровым голодом на федеральный уровень.

Это могло бы стать реальным стимулом для развития промышленности и закрепления высококвалифицированных кадров в регионах по всей стране.



Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
👍13🔥51
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Заявление Президента открывает новые горизонты для кадров и бизнеса

На полях Восточного экономического форума Президент России дал поручение о развитии беспилотных систем для нужд внутренней экономики.

Акцент был сделан не только на технологии, но и на ключевом элементе успеха — кадрах, которые должны "хотеть здесь работать", для чего необходимо создавать все условия.

Мы наблюдаем формирование целого кластера высокотехнологичных профессий. 

Как эксперт по рынку труда, считаю, такого рода поддержка развития новой технологичной отрасли беспилотных технологий со стороны главы государства влечет за собой открытие колоссальных возможностей. 

Бизнес получит серьезный импульс для роста и точки для развития.

Что крайне важно, выигрывают и кадры.

Особо отмечу, у нас в стране уже готовится сильная база. 
Кадры, которые обучаются на базе ведущих вузов Российской Федерации, получат шанс применить свои знания на практике внутри страны.

Развитие этого направления позволит активно применять беспилотные технологии в гражданском секторе независимо от внешних ограничений, обеспечивая технологический суверенитет.

Дальний Восток, с его огромными территориями и сложной логистикой, станет идеальной площадкой для апробации и внедрения этих решений.

Исполнение поручения главы государства станет мощным катализатором для развития экономики России. Это повышение эффективности ключевых отраслей, и, что самое главное, — создание тысяч высококвалифицированных рабочих мест внутри страны.



Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
💯10👍2💩1
Интеграция или депортация: как должен работать механизм отсева не готовых к школе детей - иностранцев

Опубликованные «Коммерсантом» данные Рособрнадзора по итогам первого этапа тестирования детей-иностранцев на знание русского языка носят, по моему мнению, тревожный и показательный характер.

Из 23,6 тысяч подавших документы, лишь 12,6% (2,9 тыс.) успешно справились с испытанием.
Более 10 тысяч детей либо изначально не были допущены из-за проблем с документами, либо получили "неуд".

Эта статистика наглядно демонстрирует масштаб проблемы, которая ложится дополнительной нагрузкой на российские школы.

Я считаю, что текущая процедура, которая ограничивается лишь не допуском к обучению, является половинчатой и не решает системной проблемы.

Она создаёт правовой вакуум, в котором ребенок, не готовый к интеграции в образовательное пространство России, остаётся на территории страны, пополняя собой группу риска.

В связи с этим, действия госслужб должны быть пересмотрены.

Логичным и оправданным следующим шагом должно стать — взаимодействие миграционных служб с образовательными ведомствами.

Данные о не сдавших экзамен следует передавать в Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД России для проведения проверочных мероприятий в отношении семей таких детей.

Необходим переход от пассивного запрета на обучение к активному контролю за прибывающими вне социального контура своих сверстников и родителей, которые проигнорировали обычные социальные правила по подготовке своего отпрыска к поступлению в образовательную организацию, осознанно выбирая ему возможный негативный вектор пребывания в России.

Является ли текущая модель "ситом", отсеивающим неподготовленных, или государство должно взять на себя роль "проводника"?

Жду ваши аргументированные мнения в комментариях.


Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
👍75🔥95
Региональный контроль над миграцией: нужна ли «тонкая настройка» на местах?

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин выступил с существенной инициативой о передаче регионам дополнительных полномочий в сфере регулирования трудовой миграции.

Я считаю, данный подход не только своевременным, но и структурно верным для решения острых проблем российского рынка труда.

В публичной плоскости, иностранный гражданин всегда приезжает работать на конкретную территорию.
Правонарушения он совершает на территории конкретного субъекта.
Его поведенческая модель и культура взаимодействия с работодателем тоже отнесена к конкретной территории Российской Федерации.

При этом текущая модель регулирования направлена на взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, как с точки зрения контрольно-надзорной деятельности, так и по направлению формирования объема разрешений и предельного объема иностранных работников в каждой отрасли.

Инициатива Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина о передаче регионам дополнительных полномочий в сфере регулирования трудовой миграции затрагивает ключевую проблему современного управления – дисбаланс между ответственностью и реальными возможностями.

Действительно, регион сегодня участвует в процессе: формирует заявочную кампанию, определяет потребности в рабочей силе. Однако на этом его влияние заканчивается. Ключевые решения – финальное нормирование, корректировка квот и определение структуры миграционного потока – принимаются на федеральном уровне без учета локальной специфики. Фактически, текущая модель исключает регион из системы прямого управления.

Такой подход неэффективен. Только региональные власти могут адекватно оценить сезонные колебания спроса, точное количество требуемых специалистов и структуру локальной экономики.
Предлагаемые изменения направлены на устранение этого противоречия. Речь идет не о создании новых функций с нуля, а о передаче регионам реальных, а не формальных полномочий в сфере трудовой миграции.

Это повысит эффективность восполнения кадрового дефицита и возложит на губернаторов полную ответственность за результаты миграционной политики на вверенной территории.

А как вы считаете? Будет ли эффективна передача части полномочий регионам?
С какими рисками и возможностями это может быть связано?
Поделитесь вашим мнением в комментариях, это важно для формирования объективной оценки данной инициативы


Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
👍122🤬1
Закрыт период легализации: наступает этап строгого контроля

Завершился ключевой этап масштабной программы по легализации иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации.
Об этом уже написали многие СМИ.

По моему мнению, предоставление временного окна для урегулирования правового статуса позволило апробировать эффективную модель интеграции в правовое поле нескольких сотен тысяч человек, которые смогут платить налоги в бюджет и, уже точно, вести себя максимально законопослушно.

По крайней мере, мы бы им рекомендовали так действовать, ведь новые подходы к регулированию миграционной отрасли сразу заблокируют, и направят на контролируемый выезд всех нарушителей.

Положительный итог легализации очевиден.


Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
🔥31😁9💯7👍42
Регионам дают больше власти по мигрантам. Кто должен платить за медицину для трудовых мигрантов? Дискутируем в комментариях

#нампишут

В первую очередь хочу поблагодарить аудиторию за вовлеченность, глубокие и содержательные комментарии.

Так, под публикацией об инициативе председателя ГД РФ о передаче полномочий по регулированию отношений в сфере трудовой миграции регионам, вы подняли ряд крайне важных и справедливых вопросов, которые волнуют многих.

Позвольте мне, как эксперту, высказать свое мнение, основанное на представленной информации и практике регулирования рынка труда.

Ваша тревога относительно нагрузки на социальную инфраструктуру и бюджет абсолютно понятна. Однако, я считаю необходимым внести некоторые уточнения касательно предлагаемых изменений.

Привлечение мигрантов, чей трудовой статус часто носит временный и непостоянный характер, создаст дополнительную финансовую нагрузку на медицинские учреждения, без долгосрочного наполнения фондов ОМС, что может привести к распределению и без того ограниченных ресурсов в ущерб гражданам России.

Аргумент о противоэпидемиологической безопасности абсолютно верен. Ежегодное медосвидетельствование иностранных граждан – действенный фильтр. Его замена на доступ к общей системе здравоохранения через ОМС повышает риски завоза и распространения инфекционных заболеваний, что прямо угрожает национальной безопасности.

Двойная нагрузка на социальную инфраструктуру – предоставление равного с гражданами РФ доступа к поликлиникам и больницам неминуемо приведет к росту очередей, снижению доступности медицинской помощи для коренных жителей и перегрузу медицинского персонала.

Принятие законопроекта в текущей редакции, без тщательной оценки последствий, может обернуться неконтролируемым ростом нагрузки на социальную и медицинскую инфраструктуру, ухудшением качества жизни граждан России.

Тема требует широкого публичного обсуждения.

Считаете ли вы экономически и социально обоснованным предоставление полного соцпакета временно пребывающим иностранным работникам?
Поделитесь вашим мнением в комментариях.


Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
🔥238👍6👏4🤨1
Станет ли Россия роботизированной державой? Анализ точек роста и кадровых рисков.

Имел возможность ознакомиться с исследовательским отчетом Университета Иннополис о состоянии рынка промышленной робототехники.

Этот документ, на мой взгляд, является одним из наиболее релевантных и своевременных анализов, которые я видел за последнее время.
Он идеально ложится на впечатления от Всемирной выставки робототехники 2025 в Пекине, о которой я ранее рассказывал в этом канале.
Если в Пекине мы наблюдали апогей технологического развития — футуристичные роботы, интеграцию ИИ на каждом шагу, то отчет по России возвращает нас к суровой, но не менее важной реальности — фундаменту, на котором только предстоит строить это будущее.

По моему мнению, ключевой вывод исследования лежит не в технологической, а в кадровой плоскости.

Российский рынок демонстрирует впечатляющий рост — парк роботов за год вырос на 62%, но его абсолютное значение и плотность роботизации (29 на 10 000 работников) катастрофически отстают не только от лидеров вроде Кореи (1220 единиц), но и от собственной цели в 145 единиц к 2030 году.

Я считаю, что для достижения даже этой, довольно скромной цели, потребуется настоящая революция в подготовке инженерных кадров.

Исследование выявляет системный кадровый голод: 71% компаний нуждаются в переподготовке, а дефицит инженеров по автоматизации и конструкторов испытывают 43% и 41% организаций соответственно.

Это создает парадоксальную ситуацию: роботы, призванные компенсировать нехватку рабочих рук, сами упираются в человеческий капитал.

Сильные стороны, однако, тоже есть — 85% сотрудников в отрасли имеют высшее образование, а прием на направления «Мехатроника и робототехника» за пять лет вырос почти на 50%. Проблема в качестве и скорости адаптации этих знаний под запросы реального производства.
Таким образом, я считаю, что перспективы развития отрасли в России напрямую зависят от нашей способности перестроить систему подготовки. Речь идет не просто о выпуске большего числа инженеров, а о создании непрерывной образовательной траектории в тесной связке с бизнесом, о чем справедливо говорится в рекомендациях отчета. Технический прогресс не купить — его можно только вырастить в собственных инженерных школах и на предприятиях.

А как вы считаете, какие меры будут наиболее эффективны для ликвидации инженерного дефицита в робототехнике: масштабные государственные программы, корпоративные университеты или точечные стажировки на ведущих предприятиях?
Жду ваше мнение в комментариях



#рыноктруда
#дефициткадров


Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
4🔥3
Дженсен Хуанг прав: сантехники и электрики станут ключевыми фигурами экономики в век развития ИИ

Заявление президента и CEO NVIDIA  - Дженсена Хуанга о становлении сантехников и электриков в качестве новой элиты рынка труда – это не гипербола, а точный и дальновидный анализ грядущего дисбаланса.

Как эксперт по рынку труда, я полностью солидарен с тезисом одного из ключевых экспертов в области развития технологий микроэлектроники компании NVIDIA – мировом лидере в производстве высокопроизводительных графических процессоров (GPU) и программного обеспечения, участвует в обработке алгоритмов в ИИ, который верно идентифицирует ключевое противоречие эпохи искусственного интеллекта.

ИИ, действительно, способен автоматизировать и упростить труд множества белых воротничков, включая часть задач программистов.
Однако, физическая инфраструктура не строится сама собой. Ее возводят люди конкретных, высококвалифицированных рабочих профессий.
Спрос на них будет только расти, в то время как предложение на рынке труда ограничено.

Хуанг абсолютно прав, прогнозируя строительный бум. Доходы электриков, монтажников и строителей будут закономерно и существенно расти, что станет рыночной реакцией на острейший дефицит.

Глобальный рынок труда стоит на пороге фундаментального пересмотра ценности «синих воротничков».
Страны, которые уже сегодня делают ставку на современное профессионально-техническое образование получат решающее конкурентное преимущество в новой формирующейся экономике.

Будущее строится, буквально, руками мастеров.


Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
5🔥4💯2
Господдержка в действии: почему я поддерживаю инициативу Минтруда

Минтрудом России подготовлен проект постановления Правительства РФ для приведения Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходов при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей и результатов федерального проекта «Активные меры содействия занятости», который входит в состав национального проекта «Кадры», и направлен на повышение мобильности трудовых ресурсов.

По моему мнению, инициатива Минтруда России по корректировке госпрограммы «Содействие занятости населения» — это весомый и стратегически выверенный шаг в укреплении кадрового потенциала ключевых, но сложных для проживания регионов.

Повышение размера финансовой поддержки для работодателей, привлекающих сотрудников в Арктическую зону РФ, до 1 млн. рублей является адекватным ответом на вызовы времени.

Как показывают данные пояснительной записки, покупательная способность ранее установленной суммы в 225 тыс. рублей за 10 лет значительно снизилась из-за инфляции, особенно на рынке жилья.
Это делало меру недостаточно эффективной для реального закрепления специалистов на новых местах.

Уравнивание условий с Дальним Востоком справедливо и логично, учитывая схожую остроту кадрового дефицита и сложные климатические и социальные условия.

Анализ практики 2024 года, приведенный в документе, наглядно демонстрирует, что регионы уже используют существующие механизмы для привлечения разнообразных специалистов — от инженеров до агрономов и сварщиков.

Устранение правовых коллизий и расширение возможностей для трудоустройства граждан из любых субъектов РФ, даже не реализующих свои программы, повышает гибкость и отдачу от всей системы.

Я считаю, что данная мера не просто точечно решает вопрос с компенсациями. Она работает на стратегическую цель — стимулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение квалифицированных кадров в пользу регионов, испытывающих устойчивый миграционный отток.

Но, одной лишь финансовой поддержкой кадровый кризис в арктических регионах не разрешить полностью — необходимы комплексные решения в области инфраструктуры, здравоохранения и социальной сферы.

Однако, это важный и мощный стимул.

Как вы считаете, способна данная инициатива стать переломным моментом в решении кадровых проблем Арктики?

Поделитесь вашим мнением в комментариях.
 
Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
3👍3🔥2
Поднимали эту тему не раз. И снова правы.

Тезис спикера ГД РФ Вячеслава Володина о важности подготовки собственных кадров и прямой связи между квалификацией и производительностью — это не просто актуальная мысль, это стратегический курс, который мы неоднократно подробно разбирали в нашем канале.

Мы полностью поддерживаем этот подход. Действительно, экономика не может зависеть от модели «дешевого» труда.
Упор на профобразование, переобучение и рост эффективности — единственно верный путь для устойчивого развития.
Это повысит качество жизни и доходы граждан.

Страна движется к рынку труда, где ценятся не «руки», а компетенции.
Это сложный, но необходимый переход.
В перспективе нас ждет более технологичная, высокопроизводительная и, как следствие, более высокооплачиваемая работа для российских специалистов.

Будущее — за качественным трудом, и мы на правильном пути!


Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
4👍3🔥2🤣1
Профессионалитет: создаем новую реальность для среднего профессионального образования или просто осваиваем бюджет?

Как эксперт по рынку труда, имел возможность ознакомиться с информацией о ходе реализации федерального проекта «Профессионалитет» на официальном портале и в материалах Минпросвещения.

Хочу поделиться оценкой хода реализации этого масштабного федерального проекта.
На сегодня создано 506 кластеров в 86 регионах, а к 2030 году планируется охватить более 900 кластеров с контингентом в 3,7 млн студентов.
Это беспрецедентные цифры, демонстрирующие амбиции государства в подготовке кадров для ключевых отраслей экономики.

Я считаю, что ключевым достижением является активное вовлечение реального сектора: в проекте участвуют 2485 предприятий-партнеров, включая гигантов вроде «Росатома», «Ростеха» и «РЖД».
Это прямой мост между системой СПО и запросами рынка труда.

Объем финансирования в 90,4 млрд рублей, значительная часть которого – федеральный бюджет, подчеркивает приоритетность задачи.

По моему мнению, оснащение колледжей современным оборудованием, аналогичным производственному, и заключение 75,9 тысяч целевых договоров с гарантией трудоустройства – это именно те шаги, которые способны кардинально повысить престиж рабочих профессий и сократить разрыв между образованием и практикой.

Проект формирует новую образовательную экосистему, ориентированную на результат. Однако устойчивый успех будет зависеть от качества образовательных программ и реального трудоустройства выпускников.

Как считаете вы, сможет ли «Профессионалитет» за 5 лет переломить сложившийся стереотип о «втором сорте» среднего профессионального образования?
Поделитесь вашим мнением в комментариях.

 

Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
👍43🔥1
Курица или яйцо? Сначала государству платить за ипотеку заводчанам, или заводу – за кадры для государства?

В СМИ активно обсуждается новая законодательная инициатива: введение беспроцентной ипотеки для работников заводов.
Цель, озвученная депутатом Владимиром Кошелевым — возрождение рабочих династий и решение острого кадрового голода в обрабатывающей промышленности, где, по данным Минпромторга, не хватает около 1,9 млн человек.

Как мы отмечали в этом канале, вопрос обеспечения сотрудников доступным жильем является системным вызовом для российской экономики и ключевым фактором мобильности и закрепления кадров в моногородах и промышленных центрах.
В этом контексте сама постановка вопроса заслуживает однозначной поддержки. Очевидно, что без радикальных мер приток молодежи в рабочие профессии и удержание квалифицированных специалистов на предприятиях останется слабым.

Однако, как верно отмечают цитируемые в новости эксперты, между правильным посылом и работоспособным механизмом — дистанция огромного размера.

Главный вопрос, который останавливает любую подобную дискуссию — вопрос финансирования.

Субсидирование даже существующих льготных программ ипотеки уже создает значительную нагрузку на бюджет, а программа под 0% потребует дополнительных сотен миллиардов рублей.

Это упирается в вечную дилемму: кто должен стать основным драйвером решения жилищной проблемы сотрудников?

Здесь я хотел бы сделать акцент на перспективной модели, которую также упоминают аналитики — гибридном подходе с активной ролью самого крупного работодателя. Если вопрос поддержки с жильем берет на себя компания, это создает принципиально иную ситуацию. Мы видим успешные кейсы: «Ростех» и РЖД через корпоративные программы уже демонстрируют, как можно эффективно снижать жилищную нагрузку для своих кадров. В такой конфигурации государство могло бы не нести всю нагрузку, а выступать в роли со-инвестора и регулятора, создающего специальные условия для кредитных организаций (например, в части рефинансирования), а бизнес — напрямую участвовать в субсидировании ставки или первоначального взноса.

Именно синергия трех сторон —
✔️государства, создающего рамочные условия и часть субсидий;  
✔️кредитора, демонстрирующего лояльность и гибкость;
✔️и работодателя, непосредственно заинтересованного в долгосрочном закреплении ценного сотрудника, — может дать реальный результат.
Такой подход превращает ипотеку из «кабалы», как её справедливо называют некоторые эксперты, в осознанный карьерный актив, привязанный к конкретному предприятию.

Это формирует ту самую связку «квартира – работа – династия», о которой говорят авторы инициативы.
Хочется верить, что результатом этих обсуждений станет не просто очередная декларация о намерениях, а появление детально проработанной финансовой модели, которая распределит ответственность между всеми участниками процесса. Успех подобной инициативы будет измеряться не громкостью заголовков, а конкретными цифрами притока и удержания кадров на предприятиях, что в конечном итоге отвечает интересам развития и экономики в целом, и рынка труда.

А как вы считаете?
В чьей зоне ответственности должно находиться решение жилищного вопроса ключевых сотрудников? Может ли корпоративная ипотека с господдержкой стать панацеей для российской промышленности или мы снова упираемся в проблему низкой оплаты труда?

Жду ваши мнения и кейсы в комментариях.

Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
👍52
Кадровый голод ГИБДД:
спасение придет с неба?

В Совете Федерации обсуждают легализацию автоматической фиксации нарушений ПДД с помощью дронов.
Уже сейчас беспилотники помогают ГИБДД — с их помощью выявили десятки тысяч нарушений. Процесс хотят полностью автоматизировать, как с камерами в потоке.

Сенатор Тресков прямо заявляет:
дефицит кадров растет, и новые формы контроля без участия человека — необходимость.

И это логично.
Технологии берут на себя рутину: фиксацию нарушений, оперативный выезд на ДТП, поиск машин в розыске, мониторинг дорожных работ.

Как эксперт по рынку труда, я вижу в этой новости классический пример подхода к автоматизации в госсекторе. Озвученная сенатором Тресковым проблема дефицита кадров в ГИБДД — абсолютно реальна.
Государственная служба сегодня проигрывает конкуренцию за кадры по зарплатам и гибкости.
В этом ключе перевод рутинных функций (фиксация нарушений, наблюдение) на БПЛА — это логичный и правильный шаг.
Поможет ли это решить проблему?
Да, но частично.
Это не создаст новые высококвалифицированные кадры, но изменит их структуру.
Вместо «гаишника с жезлом» потребуются «гаишник с пультом управления» или «гаишник с ноутбуком».
Вопрос в том, насколько быстро система переобучит одних и привлечет других. И не приведет ли это к новой кадровой проблеме, но уже на более высокотехнологичном уровне.

А как вы считаете, готова ли наша система подготовки кадров к такой роботизации?
Это неизбежный технический прогресс, или же удобный инструмент для тотального контроля и массовой выписки штрафов?

Жду ваши мысли в комментариях.
Эта тема касается практически каждого, кто садится за руль. 

Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
👍32
Миграционная политика 2026-2030: курс на целевой оргнабор и ответственность работодателей

Президентом России утверждена новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2026–2030 годы.
Документ носит комплексный характер, однако его трудовой аспект заслуживает отдельного внимания.

Новая Концепция задает стратегические ориентиры, ключевым из которых для работодателей становится переход к целевым механизмам привлечения иностранной рабочей силы и значительное повышение их ответственности.
Основной акцент сделан на организованные формы найма. Центральная идея – переход к целевому организованному набору иностранных работников, прежде всего из безвизовых стран, для работы у конкретного работодателя на основании трудового договора и разрешения на работу.
Это позволит точечно закрывать кадровый дефицит и минимизировать нерегулируемый сегмент рынка труда.

Важнейший аспект – повышение ответственности работодателей.
Концепция прямо предусматривает необходимость принятия дополнительных мер, направленных на это. В планах – возложение на работодателей обязанностей по сопровождению процесса пребывания иностранных работников в РФ, а также усиление контроля за соблюдением ими трудового и миграционного законодательства.
Стимулирование к использованию организованных форм найма будет сопровождаться жесткими мерами к нарушителям. 
Принципиальная позиция документа – приоритет естественного воспроизводства трудовых ресурсов и обеспечения ими экономики страны.
Это полностью соответствует современным вызовам, стоящим перед российским рынком труда: структурным дисбалансам, дефициту кадров в отдельных отраслях и регионах, необходимости повышения производительности.

Миграционная политика определена как вспомогательный инструмент для покрытия дефицита кадров в приоритетных отраслях на период демографического спада.
Дополнительно отмечается усиление цифровизации всех процессов – от биометрического учета до заключения трудовых договоров в электронной форме, а также обеспечение качественной профессиональной подготовки должностных лиц госорганов, реализующих миграционную политику.

Особого внимания, по моему мнению, заслуживает пункт 20 Концепции, в котором прямо закреплена задача «защиты национального рынка труда». Данная формулировка несет значительную смысловую нагрузку.
Речь идет о необходимости:
- четкого определения приоритетных для трудоустройства иностранцев отраслей и профессий на основе объективного мониторинга потребностей; 
- создания эффективных инструментов защиты прав как трудовых мигрантов, так и российских работников для предотвращения демпинга заработной платы и ухудшения условий труда; 
- стимулирования легализации трудовых отношений.

Таким образом, «защита» в данном контексте – это синоним «сбалансированного и управляемого развития», а не изоляции.
Успех реализации Концепции будет зависеть от слаженности действий Минтруда РФ, МВД России и бизнеса в достижении этой тонкой балансировки.

Очевидно, что в ближайшие годы работодателям предстоит работать в условиях повышенной административной и юридической ответственности при привлечении иностранных кадров.

Смогла ли новая Концепция найти баланс между интересами экономики и защитой отечественного кадрового потенциала?

Жду ваше мнение в комментариях.

Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
👍107🙏3🤬21
От перегрева к балансу: как меняется регуляторная повестка на рынке труда
 
По моему глубокому убеждению, основанному на постоянном мониторинге ключевых индикаторов, текущая ситуация на рынке труда требует от регулятора исключительно точечных и сбалансированных решений.
Как отмечают аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования , мы наблюдаем неустойчивую динамику: исторически высокий индикатор перегрева начал снижаться, а уровень безработицы приближается к техническому минимуму.
 
Я считаю, что классические меры стимулирования занятости сейчас неэффективны. Данные ЦБ и РАН подтверждают: спрос демонстрирует легкую тенденцию к понижению, а дефицит кадров, хоть и снизился в целом по экономике, остается критичным в ключевых секторах — обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и др.
При этом, как фиксирует регулятор, компании уже сдерживают темпы роста оплаты труда и ухудшают планы по найму. 
 
В этих условиях регуляторная политика должна быть адресной.
Необходимо фокусироваться не на общем стимулировании, а на точечных мерах: поддержке программ переобучения под нужды конкретных дефицитных отраслей, мобильности трудовых ресурсов и оптимизации миграционных процессов. 
 
Ситуация многогранна и меняется ежемесячно.
Как вы оцениваете необходимые меры регулирования?
Поделитесь вашим видением в комментариях.

#рыноктруда
#дефициткадров

Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
2
Легально или формально: какой путь выберет работодатель?
 
Статистика первых шести месяцев текущего года демонстрирует беспрецедентную активность контролирующих и судебных органов в сфере миграционного законодательства.

Наложение штрафов на общую сумму 1,6 млрд рублей — это не просто цифра, а наглядный сигнал бизнесу об ужесточении государственного курса.
 
Рост количества привлеченных к ответственности юридических лиц в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подтверждает: фокус контроля смещен именно на компании-работодатели.
 
Финансовые риски становятся существенными: штрафы для юрлиц по статьям 18.15-18.17 КоАП РФ могут достигать 1 млн рублей, а главной угрозой является полная приостановка деятельности на срок до 90 дней.

В условиях экономической нестабильности такая мера может стать фатальной для бизнеса любого масштаба.  

Государство четко обозначило приоритет: биометрический контроль, предотвращение рисков и максимальная формализация процессов. 

С позиции бизнеса подобные риски становятся неприемлемыми. Помимо значительных финансовых потерь — штрафов как для компании, так и для должностных лиц, вплоть до уголовной ответственности — нелегальный найм ведет к репутационным издержкам, приостановке деятельности предприятия.
 
В данной ситуации единственным стратегически верным решением для работодателя является переход на стопроцентно легальные модели привлечения иностранной рабочей силы.
 
Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
💯81
Квота-2026: работу для россиян — в приоритет, несмотря на рост потребности в иностранцах
 
Минтруд России опубликовал проект постановления Правительства РФ, устанавливающий потребность в привлечении иностранных работников из визовых стран на 2026 год.
Цифра предложена на уровне 278 940 разрешений, что существенно выше показателя 2025 года (234,9 тыс.) и требует глубокого профессионального анализа.
 
Абсолютный рост квоты, основанный на подтвержденной работодателями потребности, не отменяет ключевого принципа государственной политики.
Полностью поддерживаю позицию замминистра труда и соцзащиты Дмитрия Платыгина о том, что безусловный приоритет остается за трудоустройством российских граждан.  
Данная квота — это точечный инструмент для закрытия конкретного дефицита в секторах, где собственный кадровый резерв на текущий момент объективно недостаточен.
 
По моему мнению, структура распределения потребности по профессионально-квалификационным группам полностью подтверждает этот тезис.
Основной объем квот сконцентрирован в сферах, требующих высокой квалификации и опыта, а также характеризующихся сложными условиями труда.
 
Ключевые группы на 2026 год:
🔹специалисты-техники в области науки и техники — 12 123 человека; 
🔹рабочие пищевой, деревообрабатывающей, текстильной и швейной промышленности и рабочие родственных занятий — 71 088 человек;
🔹рабочие, занятые в строительстве, и рабочие родственных занятий (за исключением электриков) — 55 312 человек;
🔹рабочие, занятые в металлообрабатывающем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники — 45 391 человек;
🔹рабочие в области электротехники и электроники — 6829 человек;
🔹операторы промышленных установок и стационарного оборудования — 19 747 человек;
🔹неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности, строительстве, обрабатывающей промышленности и на транспорте — 13 287 человек;
🔹иные профессионально-квалификационные группы — 37 095 человек. 
 
Таким образом, привлечение иностранной рабочей силы является не замещением российских кадров, а дополнением для реализации крупных инфраструктурных и производственных проектов, что в конечном итоге создает новые рабочие места и для наших соотечественников.
Квота формируется исключительно на основе подтвержденных заявок от работодателей и субъектов РФ, прошедших межведомственное согласование.
Основной приток по этому каналу ожидается из Китая, Турции, Индии.
Данная мера позволяет сохранить темпы экономического роста, не поступаясь интересами российских трудящихся.
 
Какие меры, по вашему мнению, будут наиболее эффективны для сокращения будущей потребности в иностранной рабочей силе?
Достаточны ли усилия по подготовке национальных кадров для отраслей?
Жду ваши мнения в комментариях.

#рыноктруда

Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
41
Коллеги, друзья, соотечественники!
Поздравляю вас с Днём народного единства!🇷🇺

Этот праздник – глубокий символ того, что наша страна черпает свою мощь не в отдельной личности или группе, а в сплочённости многонационального народа России.
Именно в этом единстве, в уважении к уникальным культурам и традициям каждого народа и кроется наша главная сила и устойчивость.

Как эксперт по рынку труда, я вижу прямое и яркое отражение этого принципа в нашей ежедневной работе.

Российская экономика – это сложный и многогранный организм, где труд каждого человека, независимо от его национальности и вероисповедания, вносит свой неоценимый вклад в общее дело.

Как отмечает Президент России - Владимир Путин в обращении к гражданам нашей страны:

именно единство народа было и остаётся основой всех наших успехов.


Пусть этот праздник вдохновит нас на новые свершения.
Желаю вам уверенности в завтрашнем дне, профессионального роста и благополучия!

С праздником!
С Днём народного единства!
🇷🇺

Национальный рынок труда|Экспертиза и решения
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
4👍2🔥1
Форум «Сообщество»: как совместить безопасность и кадровые нужды МСП

На прошлой неделе принял участие в экспертной сессии на всероссийском форуме «Сообщество», организованном Общественной палатой РФ в честь ее 20-летия.
Тема дискуссии была крайне своевременной — обсуждение реализации новой Концепции государственной миграционной политики, утвержденной 15 октября. 
Ключевой посыл Концепции — безопасность и защита интересов граждан России и национального рынка труда — абсолютно верен и разделяется бизнес-сообществом.

Мы понимаем, что приоритет в восполнении кадрового дефицита должен отдаваться коренному населению.
Однако реальность такова, что малый и средний бизнес, который и составляет более 2/3 всех работодателей, привлекающих иностранных работников, все еще нуждается в этом трудовом ресурсе для выполнения своих задач.
В рамках практического анализа и сбора информации от работодателей, нами выработаны концептуальные предложения, которые могут лечь в основу Плана, планируемого к утверждению до 31 декабря 2025 года.

От лица МСП озвучил ряд конкретных предложений, направленных на повышение прозрачности и эффективности контроля:
🔹Цифровизация и автоматизация. Обратился к представителям вновь созданной Службы по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан с просьбой о повышении цифровой зрелости сервисов. Бизнесу необходимо надежное «цифровое окно», где в режиме одного клика можно проверить легальный статус иностранного работника и все необходимые документы.
🔹Профессиональные стандарты для сотрудников. Мы предлагаем законодательно обязать работодателей подтверждать компетенции своих сотрудников, ответственных за ведение иностранных работников в организации. Профстандарт уже существует, но его применение не носит обязательного характера. Такое требование станет хорошим инструментом профилактики правонарушений в миграционной отрасли.
🔹Общественный контроль за проверками. Чтобы избежать избыточного давления на добросовестный бизнес, и повысить объективность, предложил вовлекать в контрольно-надзорные мероприятия представителей общественных бизнес-объединений, Общественной палаты и уполномоченных по защите прав предпринимателей. Это сделает процесс прозрачным и точечно направленным против реальных нарушителей — фирм-однодневок.
🔹Контроль за кадровыми агентствами. Важен инструмент эффективного государственного контроля, которые поставляют трудовые ресурсы. Их деятельность должна быть легальной, прозрачной и либо подконтрольной государству, либо осуществляться через механизмы саморегулирования.
🔹Контрактная система как инструмент контроля. Поскольку основная масса мигрантов работает на объектах по госзаказу, предлагаем ввести профилактический инструмент — запрет на доступ к госзаказу при наличии административных правонарушений установленных судом при использовании иностранных работников.

Благодарю коллег по сессии за содержательный и предметный разговор.
Надеюсь, что выстроенное межведомственное и общественно-деловое взаимодействие позволит нам совместно реализовать положения новой Концепции и добиться 100% легального использования иностранной рабочей силы российскими предпринимателями при безусловном приоритете интересов и безопасности граждан России.

#Рыноктруда
#МиграционнаяПолитика
#ОПРФ

Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
🤡5719🙏12👍8🥴6👎4🤯2🤣2👌1
Цифровой прорыв: как ИИ повышает конкурентоспособность российских предприятий
 
На основании анализа текущих рыночных тенденций, включая данные из открытых источников, можно констатировать, что российский бизнес демонстрирует высокую динамику в области технологической трансформации.
Массовое создание компаниями специализированных офисов по внедрению искусственного интеллекта, как свидетельствуют последние данные, является не краткосрочным трендом, а стратегическим курсом на качественное повышение эффективности.

Рост количества соответствующих вакансий на 62% за январь-октябрь 2025 года лишь подтверждает системный характер данного процесса.
 
Ключевой аспект, который необходимо подчеркнуть, — это фундаментальная роль ИИ как катализатора производительности труда.

Технологии искусственного интеллекта берут на себя выполнение рутинных, повторяющихся операций: аналитика оборудования, контроль качества на конвейере, оптимизация логистических маршрутов, высвобождая тем самым человеческий капитал для решения более сложных, творческих и стратегических задач.
 
Как следствие, мы наблюдаем не замещение работников, а их эволюцию: появляются новые роли, такие как ИИ-менторы и эксперты по продуктивности, требующие более глубоких аналитических и управленческих компетенций. Это закономерный этап в оптимизации бизнес-процессов, ведущий к росту добавленной стоимости, создаваемой каждым специалистом. 
 
Сегодня одним из ключевых векторов развития экономики Российской Федерации является повсеместная цифровизация и внедрение высоких технологий в промышленный сектор. Данный курс абсолютно оправдан с точки зрения повышения глобальной конкурентоспособности и обеспечения технологического суверенитета.
Главным драйвером роста в этом процессе выступает не просто механизация, а качественное повышение производительности труда.
 
Искусственный интеллект – это уже не будущее, а настоящая реальность отечественной промышленности. Он становится незаменимым инструментом, который кардинально меняет саму структуру труда, переводя его на качественно новый уровень эффективности и создавая запрос на новые, более высококвалифицированные профессии.
 
Как считаете, подготовлена ли действующая система профессионального образования и переподготовки кадров к запросу на новые компетенции в эпоху ИИ?
Как на ваших предприятиях обстоят дела с внедрением ИИ?

Поделитесь в комментариях.

Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
2👍2
ИИ как новая нефть: почему поручение Путина о штабе изменит рынок труда
 
Как и прогнозировалось в канале, тема искусственного интеллекта окончательно перешла из плоскости теоретических дискуссий в поле практического применения.

Это в полной мере подтвердил Глава государства на Конференции по ИИ в Сбере, обозначив, что технологии машинного обучения — это уже не будущее, а настоящие «точки роста» для экономики и основа технологического суверенитета.

Тот самый технологический прорыв, о неизбежности которого мы говорим, наступил.
И он фундаментально меняет ландшафт рынка труда. Это уже не гипотеза, а государственная стратегия.

Как эксперт по рынку труда, считаю: настоящий технологический прорыв измеряется не числом стартапов, а их интеграцией в запросы реальных отраслей.

Именно об этом, на мой взгляд, и шла речь на ключевой конференции по ИИ в Сбере 19 ноября.

Президент четко обозначил вектор:

ИИ должен быть «состыкован» с жизнью, экономикой и обществом.

Это не про абстрактные нейросети для генерации картинок, а про решение прикладных задач — от медицины и ЖКХ до логистики и госуправления.

И здесь кроется главный вызов и для бизнеса, и для рынка труда: нам критически нужны не просто айтишники, а специалисты, способные применять ИИ внутри своих предметных областей.

Важнейшее поручение — создание специального штаба по развитию ИИ.

По моему мнению, это именно тот системный шаг, которого не хватало для координации между образованием, наукой, бизнесом и госзаказом.

Штаб должен стать тем самым «мостом», который соединит технологический потенциал с потребностями экономики.

Президент также поручил правительству страны и региональным властям сформировать национальный план внедрения генеративного искусственного интеллекта на уровне всего государства.

По его словам, к 2030 году продукты на основе ИИ необходимо применять во всех ключевых отраслях.

Путин отметил, что ИИ-агенты нужно использовать в большинстве управленческих и производственных процессов.
Совокупный вклад ИИ в ВВП должен составить 11 трлн рублей.

Компаниям уже сегодня нужно готовить кадры, а специалистам — активно прокачивать навыки работы с ИИ-инструментами в своей профессии. Кто успеет сделать это первым, окажется в абсолютном выигрыше.

Система образования пока догоняет, и здесь ключевую роль играет не классический вуз, а симбиоз науки и практиков из самих компаний. Подготовка кадров становится точечной и адресной.

Технологический прорыв — это не про то, чтобы «всем срочно внедрить ИИ». Это про то, что те, кто уже построил базовые процессы, используют его как ключ к новому уровню конкурентоспособности.

Как отметил Президент,
за ИИ — будущее, и Россия активно играет в этой лиге.


#рыноктруда
#ИИ
#Президент
#образование

Национальный рынок труда| Экспертиза и решения
2👍1