Как в этом году прошел фестиваль «Пять вечеров» #союз_новости
Фестиваль прошел в седьмой раз — пять концертов на главных музыкальных площадках столицы — Концертный зал им. П. И. Чайковского, Камерный зал Филармонии, Малый зал Зарядья, Рахманиновский зал Московской консерватории и ДК Рассвет. Всего на концертах прозвучали произведения 35 композиторов из 15 городов.
Цифры о сочинениях и авторах
Если на первом фестивале в 2019 году средний возраст композиторов составлял 55,5 лет, а средний возраст исполняемых сочинений — 14,5 лет, то в 2025 году это 41,2 и 2,4 соответственно. Старшему композитору 76 лет, самым молодым — по 25. Еще в этом году женская часть почти сравнялась с мужской — исполнили 17 произведений композиторов-женщин и 18 — мужчин.
Музыковед Сергей Уваров о новой музыке фестиваля
«Тем и интересна новейшая музыка, что, не успев еще обрасти каноническими трактовками и не обретя исторического шлейфа, она открыта к непосредственному и ничем не скованному восприятию. Она говорит с публикой здесь и сейчас, и какие смыслы родятся в этом диалоге – заранее никому не ведомо.
Фестиваль представляет собой широчайшую, не имеющую аналогов в России панораму композиторских достижений, экспериментов, идей, устремлений. Лишь посетив все пять вечеров (или хотя бы прослушав их через интернет – благо, про трансляции тоже не забыли), можно в полной мере понять, какую музыку создают наши современники, каким языком и о чем они с нами говорят».
Читать статью в журнале «Музыкальная жизнь»
Подробнее о фестивале
Смотреть все концерты в записи
Фестиваль прошел в седьмой раз — пять концертов на главных музыкальных площадках столицы — Концертный зал им. П. И. Чайковского, Камерный зал Филармонии, Малый зал Зарядья, Рахманиновский зал Московской консерватории и ДК Рассвет. Всего на концертах прозвучали произведения 35 композиторов из 15 городов.
Цифры о сочинениях и авторах
Если на первом фестивале в 2019 году средний возраст композиторов составлял 55,5 лет, а средний возраст исполняемых сочинений — 14,5 лет, то в 2025 году это 41,2 и 2,4 соответственно. Старшему композитору 76 лет, самым молодым — по 25. Еще в этом году женская часть почти сравнялась с мужской — исполнили 17 произведений композиторов-женщин и 18 — мужчин.
Музыковед Сергей Уваров о новой музыке фестиваля
«Тем и интересна новейшая музыка, что, не успев еще обрасти каноническими трактовками и не обретя исторического шлейфа, она открыта к непосредственному и ничем не скованному восприятию. Она говорит с публикой здесь и сейчас, и какие смыслы родятся в этом диалоге – заранее никому не ведомо.
Фестиваль представляет собой широчайшую, не имеющую аналогов в России панораму композиторских достижений, экспериментов, идей, устремлений. Лишь посетив все пять вечеров (или хотя бы прослушав их через интернет – благо, про трансляции тоже не забыли), можно в полной мере понять, какую музыку создают наши современники, каким языком и о чем они с нами говорят».
Читать статью в журнале «Музыкальная жизнь»
Подробнее о фестивале
Смотреть все концерты в записи
❤20👍8🔥8
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Алексей Рыбников рассказывает о работе со звукорежиссурами над оперой «Юнона и Авось».
Чем процесс отличался от записи оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», какие стили и составы исполнителей использовал композитор и какую сложность их сочетание представляли для звукорежиссеров.
Чем процесс отличался от записи оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», какие стили и составы исполнителей использовал композитор и какую сложность их сочетание представляли для звукорежиссеров.
❤35🔥8🤔5👏4
Фестиваль современной музыки INDEX FEST, немые фильмы с музыкой, книга о Майе Плисецкой и другие #новости_композиторам
→→→ Новости
Новый концертный зал в Сириусе
В образовательном центре Сириус открыли новый концертный зал средней специальной музыкальной школы. Акустику зала проектировал легендарный японский инженер Ясухисо Тойота. Тойота — автор акустических проектов почти ста концертных площадок, звучание которых считают идеальными. Зал получился стильным, интересной формы, подходящий для камерных, сольных и симфонических концертов.
Подробности
ИИ улучшит акустику в зале
Во Франкфурте, в Старой опере искусственный интеллект улучшит акустику в зале Моцарта. Технологическая компания Müller-BBM проведет эксперимент, и в ближайшее время запишет звук в зале многочисленными микрофонами. Полученные данные помогут создать систему, которая будет точно настраивать звук для каждого отдельного места в зале с помощью множества скрытых динамиков. Программа полностью заработает в 2027 году.
Подробности
Наградили британских и ирландских композиторов
В Англии наградили британских и ирландских композиторов премией Ivors Classical Awards, учрежденной Академией музыки Айворса. Три премии «Дар Академии» вручили композиторам, авторам музыки к множеству британских сериалов и фильмов Энн Дадли, Анушке Шанкар и Дебби Уайзман. Также наградили еще восемь композиторов и либреттистов в шести номинациях.
Подробности
→→→ Книга
Книга о Майе Плисецкой
Издательство «СЛОВО/SLOVO» выпустило книгу Азария Плисецкого «Век Майи» к 100-летию великой балерины. Брат балерины Азарий Плисецкий включил в книгу фотографии, письма и другие материалы из семейного архива Плисецких, ранее никогда не публиковавшихся, а также рассказы и воспоминания о Майе Плисецкой, ее близких и коллегах.
Подробности
→→→ Лекции
«Театр композитора»
Опубликовали запись лекции кураторов Gnesin Week Ирины Севастьяновой и Татьяны Яковлевой о явлении театра композитора. Лекция состоялась на фестивале Gnesin Contemporary Music Week в октябре 2025 года.
Смотреть
«Структурализм и постструктурализм»
1 декабря в Санкт-Петербурге состоится лекция Карины Нестерук «Новая и новейшая: структурализм и постструктурализм». На лекции Карина расскажет о генеративной композиции, ее технике и приемах.
Подробности
→→→ Статья
В журнале «Музыкальная жизнь» опубликовали интервью с композитором Игнатом Красиковым. На фестивале Synesthesia Lab в Казани Игнат выступил как саунд-артист, композитор и исполнитель на контрабас-кларнете в мультижанровом проекте RITИAL. Игнат рассказал о рождении ритуала из духа музыки, меланхоличных четвергах и гранях исполнительской свободы.
Читать
→→→ Конференция
«Броненосец „Потемкин” и звукозрительный контрапункт»
В Московской консерватории с 25 по 27 ноября состоится международная конференция «Броненосец „Потемкин” и звукозрительный контрапункт: взгляд из XXI века». На конференции обсудят различные аспекты взаимодействия изображения и звука как в кинематографе самого Сергея Эйзенштейна, так и в произведениях других режиссеров, а также работу композиторов в пространстве аудиовизуальных искусств.
Подробности
→→→ Фильмы
Кино с импровизацией
25 ноября в Московской консерватории покажут немой фильм «Шестая часть мира» Дзиги Вертова с живой импровизацией. Саундтрек к фильму создадут импровизатор и пианист Дмитрий Шубин, композитор и импровизатор Олег Макаров, а также участники лаборатории «Импросхема» Светлана Железнова и Роман Селивёрстов.
Подробности
Фильм «4/4»
29 ноября в Казани на Международной лаборатории современной музыки Synesthesia Lab состоится показ и обсуждение документального фильма «4/4». В фильме покажут внутренний творческий мир современных композиторов — Романа Пархоменко, Лилии Исхаковой, Миляуши Хайруллиной и Романа Салахутдинова.
Подробности
1 • 2
→→→ Новости
Новый концертный зал в Сириусе
В образовательном центре Сириус открыли новый концертный зал средней специальной музыкальной школы. Акустику зала проектировал легендарный японский инженер Ясухисо Тойота. Тойота — автор акустических проектов почти ста концертных площадок, звучание которых считают идеальными. Зал получился стильным, интересной формы, подходящий для камерных, сольных и симфонических концертов.
Подробности
ИИ улучшит акустику в зале
Во Франкфурте, в Старой опере искусственный интеллект улучшит акустику в зале Моцарта. Технологическая компания Müller-BBM проведет эксперимент, и в ближайшее время запишет звук в зале многочисленными микрофонами. Полученные данные помогут создать систему, которая будет точно настраивать звук для каждого отдельного места в зале с помощью множества скрытых динамиков. Программа полностью заработает в 2027 году.
Подробности
Наградили британских и ирландских композиторов
В Англии наградили британских и ирландских композиторов премией Ivors Classical Awards, учрежденной Академией музыки Айворса. Три премии «Дар Академии» вручили композиторам, авторам музыки к множеству британских сериалов и фильмов Энн Дадли, Анушке Шанкар и Дебби Уайзман. Также наградили еще восемь композиторов и либреттистов в шести номинациях.
Подробности
→→→ Книга
Книга о Майе Плисецкой
Издательство «СЛОВО/SLOVO» выпустило книгу Азария Плисецкого «Век Майи» к 100-летию великой балерины. Брат балерины Азарий Плисецкий включил в книгу фотографии, письма и другие материалы из семейного архива Плисецких, ранее никогда не публиковавшихся, а также рассказы и воспоминания о Майе Плисецкой, ее близких и коллегах.
Подробности
→→→ Лекции
«Театр композитора»
Опубликовали запись лекции кураторов Gnesin Week Ирины Севастьяновой и Татьяны Яковлевой о явлении театра композитора. Лекция состоялась на фестивале Gnesin Contemporary Music Week в октябре 2025 года.
Смотреть
«Структурализм и постструктурализм»
1 декабря в Санкт-Петербурге состоится лекция Карины Нестерук «Новая и новейшая: структурализм и постструктурализм». На лекции Карина расскажет о генеративной композиции, ее технике и приемах.
Подробности
→→→ Статья
В журнале «Музыкальная жизнь» опубликовали интервью с композитором Игнатом Красиковым. На фестивале Synesthesia Lab в Казани Игнат выступил как саунд-артист, композитор и исполнитель на контрабас-кларнете в мультижанровом проекте RITИAL. Игнат рассказал о рождении ритуала из духа музыки, меланхоличных четвергах и гранях исполнительской свободы.
Читать
→→→ Конференция
«Броненосец „Потемкин” и звукозрительный контрапункт»
В Московской консерватории с 25 по 27 ноября состоится международная конференция «Броненосец „Потемкин” и звукозрительный контрапункт: взгляд из XXI века». На конференции обсудят различные аспекты взаимодействия изображения и звука как в кинематографе самого Сергея Эйзенштейна, так и в произведениях других режиссеров, а также работу композиторов в пространстве аудиовизуальных искусств.
Подробности
→→→ Фильмы
Кино с импровизацией
25 ноября в Московской консерватории покажут немой фильм «Шестая часть мира» Дзиги Вертова с живой импровизацией. Саундтрек к фильму создадут импровизатор и пианист Дмитрий Шубин, композитор и импровизатор Олег Макаров, а также участники лаборатории «Импросхема» Светлана Железнова и Роман Селивёрстов.
Подробности
Фильм «4/4»
29 ноября в Казани на Международной лаборатории современной музыки Synesthesia Lab состоится показ и обсуждение документального фильма «4/4». В фильме покажут внутренний творческий мир современных композиторов — Романа Пархоменко, Лилии Исхаковой, Миляуши Хайруллиной и Романа Салахутдинова.
Подробности
1 • 2
👍6🔥2❤1❤🔥1
→→→ Концерты
Концерт к 90-летию Хельмута Лахенмана
25 ноября в Московской консерватории состоится концерт «Искусство изобретать: Лахенман и Гайдн», на котором Ансамбль солистов «Студия новой музыки» исполнит сочинения Лахенмана и Гайдна.
Подробности
«Крокодил»
26 ноября в ДК Рассвет пройдет концерт «Крокодил» из цикла «Игры». В программе стилизации и подражания Равеля, Стравинского, Шнитке, Мартынова, Десятникова и других — их предстоит угадывать зрителям.
Подробности
Оркестр Центра современной музыки Губайдулиной
27 ноября в Казани на Международной лаборатории современной музыки Synesthesia Lab состоится концерт Оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением дирижера Романа Пархоменко. Исполнят мировые премьеры композиторов Маттео Ченерини, Франческо Мариотти (Италия), Кори Ридера (США) и российскую премьеру произведения Дэцинь Вэня (Китай).
Подробности
«Рождественское перерождение»
1 декабря в ДК Рассвет пройдет концерт «Рождественское перерождение» с музыкой Пярта, Шнитке, Свиридова и других композиторов 20-21 веков. Исполняет музыкальный ансамбль Vox Cordis.
Подробности
Фестиваль INDEX FEST
В Москве с 26 по 30 ноября пройдет фестиваль INDEX FEST, всего восемь контрастных концертов новой музыки в премьерных коллаборациях. На фестивале выступят ведущие исполнители современной музыки, а концерты посвятят музыке разных стилей — от этнической архаики до электронных экспериментов.
Подробности
1 • 2
Концерт к 90-летию Хельмута Лахенмана
25 ноября в Московской консерватории состоится концерт «Искусство изобретать: Лахенман и Гайдн», на котором Ансамбль солистов «Студия новой музыки» исполнит сочинения Лахенмана и Гайдна.
Подробности
«Крокодил»
26 ноября в ДК Рассвет пройдет концерт «Крокодил» из цикла «Игры». В программе стилизации и подражания Равеля, Стравинского, Шнитке, Мартынова, Десятникова и других — их предстоит угадывать зрителям.
Подробности
Оркестр Центра современной музыки Губайдулиной
27 ноября в Казани на Международной лаборатории современной музыки Synesthesia Lab состоится концерт Оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением дирижера Романа Пархоменко. Исполнят мировые премьеры композиторов Маттео Ченерини, Франческо Мариотти (Италия), Кори Ридера (США) и российскую премьеру произведения Дэцинь Вэня (Китай).
Подробности
«Рождественское перерождение»
1 декабря в ДК Рассвет пройдет концерт «Рождественское перерождение» с музыкой Пярта, Шнитке, Свиридова и других композиторов 20-21 веков. Исполняет музыкальный ансамбль Vox Cordis.
Подробности
Фестиваль INDEX FEST
В Москве с 26 по 30 ноября пройдет фестиваль INDEX FEST, всего восемь контрастных концертов новой музыки в премьерных коллаборациях. На фестивале выступят ведущие исполнители современной музыки, а концерты посвятят музыке разных стилей — от этнической архаики до электронных экспериментов.
Подробности
1 • 2
👍5❤3
Вышел календарь на 2026 год с юбилейными датами композиторов #союз_новости
О календаре
Как и в прошлом году, подготовили его вместе с издательством «Композитор» и журналом «Музыкальная жизнь». В календаре отмечены юбилеи выдающихся композиторов разных стран и эпох, чтобы вспомнить о них в течение года.
Юбилеи каких композиторов есть в календаре
Каждый месяц один юбилей — Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Софии Губайдулиной, Сергея Танеева, Вольфганга Амадея Моцарта, Дьёрдья Куртага, Белы Бартока, Эрика Сати, Жерара Гризе, Ханса Вернера Хенце, Микаэла Таривердиева и Пабло Казальса.
Как выглядит календарь
Он выполнен в формате «домика» — его удобно ставить на рабочий стол. В календаре запечатлены портреты композиторов петербургской художницы Ирины Ивановой. Мы надеемся, что календарь понравится всем любителям музыки и ценителям искусства также, как и нам!
Купить календарь
О календаре
Как и в прошлом году, подготовили его вместе с издательством «Композитор» и журналом «Музыкальная жизнь». В календаре отмечены юбилеи выдающихся композиторов разных стран и эпох, чтобы вспомнить о них в течение года.
Юбилеи каких композиторов есть в календаре
Каждый месяц один юбилей — Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Софии Губайдулиной, Сергея Танеева, Вольфганга Амадея Моцарта, Дьёрдья Куртага, Белы Бартока, Эрика Сати, Жерара Гризе, Ханса Вернера Хенце, Микаэла Таривердиева и Пабло Казальса.
Как выглядит календарь
Он выполнен в формате «домика» — его удобно ставить на рабочий стол. В календаре запечатлены портреты композиторов петербургской художницы Ирины Ивановой. Мы надеемся, что календарь понравится всем любителям музыки и ценителям искусства также, как и нам!
Купить календарь
❤23❤🔥15👍6
Вот как Гофман размышлял о Пятой симфонии Бетховена #конспект
В 1810 году Гофман опубликовал во «Всеобщей музыкальной газете» разбор Пятой симфонии Бетховена. В ней он последовательно описал для читателей музыкальные события симфонии и осмыслил место Бетховена и его Пятой в инструментальной музыке последних лет. Вот, какие наблюдения сделал Гофман и к каким выводам пришел.
В 1810 году Гофман опубликовал во «Всеобщей музыкальной газете» разбор Пятой симфонии Бетховена. В ней он последовательно описал для читателей музыкальные события симфонии и осмыслил место Бетховена и его Пятой в инструментальной музыке последних лет. Вот, какие наблюдения сделал Гофман и к каким выводам пришел.
❤35❤🔥13👏9🔥5
Нашли два неизвестных произведения Иоганна Себастьяна Баха, которые он написал в юности #союз_новости
Что случилось
Директор Архива Баха в Лейпциге Петер Воллни обнаружил два ранее неизвестных органных произведения, принадлежащие Баху. Исследователи подтвердили их подлинность и уже официально добавили в индекс произведений Баха (BWV). Музыкальная общественность признала находку мировой сенсацией.
Как нашли рукописи
Анонимные рукописи обнаружили еще в начале 1990-х в Королевской библиотеке Брюсселя. Водяные знаки на бумаге и особенности почерка указывали на происхождение из Центральной Германии около 1700 года. Авторство смогли установить только сейчас — тщательное исследование показало, что работы принадлежат 18-летнему Баху. При этом сами рукописи являются копией, которую сделал ученик Баха — Саломон Гюнтер Йон.
Какие это произведения
Две органные пьесы — чаконы, которые написал юный Бах, когда служил органистом в Арнштадте. Воллни провел стилистический анализ, который также указывает на авторство Баха. Обе чаконы содержат уникальные особенности, которые полностью свойственны творчеству Баха данного периода, например, сочетание вариаций и остинато с развернутой фугой.
Министр культуры Германии Вольфрам Ваймер назвал это событие «счастливым стечением обстоятельств, знаковым для музыкального мира и мировой сенсацией». Найденные произведения исполнили спустя 275 лет после смерти композитора в церкви Святого Фомы в Лейпциге, где Бах когда-то работал.
Подробности
Посмотреть трансляцию премьеры
Что случилось
Директор Архива Баха в Лейпциге Петер Воллни обнаружил два ранее неизвестных органных произведения, принадлежащие Баху. Исследователи подтвердили их подлинность и уже официально добавили в индекс произведений Баха (BWV). Музыкальная общественность признала находку мировой сенсацией.
Как нашли рукописи
Анонимные рукописи обнаружили еще в начале 1990-х в Королевской библиотеке Брюсселя. Водяные знаки на бумаге и особенности почерка указывали на происхождение из Центральной Германии около 1700 года. Авторство смогли установить только сейчас — тщательное исследование показало, что работы принадлежат 18-летнему Баху. При этом сами рукописи являются копией, которую сделал ученик Баха — Саломон Гюнтер Йон.
Какие это произведения
Две органные пьесы — чаконы, которые написал юный Бах, когда служил органистом в Арнштадте. Воллни провел стилистический анализ, который также указывает на авторство Баха. Обе чаконы содержат уникальные особенности, которые полностью свойственны творчеству Баха данного периода, например, сочетание вариаций и остинато с развернутой фугой.
Министр культуры Германии Вольфрам Ваймер назвал это событие «счастливым стечением обстоятельств, знаковым для музыкального мира и мировой сенсацией». Найденные произведения исполнили спустя 275 лет после смерти композитора в церкви Святого Фомы в Лейпциге, где Бах когда-то работал.
Подробности
Посмотреть трансляцию премьеры
❤34❤🔥23👍11🔥1👏1
Шведский музыкант научил осьминога играть на пианино #союз_новости
Что случилось
Шведский музыкант и блогер Маттиас Кранц провел эксперимент — он обучил своего осьминога игре на электронном пианино.
Осьминог научился нажимать клавиши, создавая простые мелодии. Эксперимент показал удивительные способности этих морских существ к обучению.
Как возникла эта идея
Кранц посетил рыбный рынок, где купил живого молодого осьминога, которого назвал Такояки. Зная, что осьминоги славятся умом, музыкант решил провести эксперимент и проверить его способности. Кранц говорит: «Теоретически, у осьминогов невероятный потенциал. Они умны, как трёхлетний ребёнок, прекрасно решают задачи, а у каждого из их восьми щупалец есть свой мини-мозг. Это как восемь пианистов в одном теле».
Как проходило обучение
Сначала Кранц пробовал разные методы обучения — подсвечивал клавиши, прятал игрушечных крабов внутри инструмента. В результате он спроектировал специальное «пианино-осьминог» для Такояки. Каждый раз, когда Такояки нажимает клавишу пианино, маленькая трубочка с едой опускает краба чуть ближе к нему. Только после исполнения мелодии краб достигает нужного расстояния.
Подробности
Посмотреть видео
Что случилось
Шведский музыкант и блогер Маттиас Кранц провел эксперимент — он обучил своего осьминога игре на электронном пианино.
Осьминог научился нажимать клавиши, создавая простые мелодии. Эксперимент показал удивительные способности этих морских существ к обучению.
Как возникла эта идея
Кранц посетил рыбный рынок, где купил живого молодого осьминога, которого назвал Такояки. Зная, что осьминоги славятся умом, музыкант решил провести эксперимент и проверить его способности. Кранц говорит: «Теоретически, у осьминогов невероятный потенциал. Они умны, как трёхлетний ребёнок, прекрасно решают задачи, а у каждого из их восьми щупалец есть свой мини-мозг. Это как восемь пианистов в одном теле».
Как проходило обучение
Сначала Кранц пробовал разные методы обучения — подсвечивал клавиши, прятал игрушечных крабов внутри инструмента. В результате он спроектировал специальное «пианино-осьминог» для Такояки. Каждый раз, когда Такояки нажимает клавишу пианино, маленькая трубочка с едой опускает краба чуть ближе к нему. Только после исполнения мелодии краб достигает нужного расстояния.
Подробности
Посмотреть видео
❤32🔥16👍13❤🔥3