Горелкин – Telegram
Горелкин
26.9K subscribers
1.05K photos
153 videos
11 files
2.28K links
Первый заместитель председателя ИТ-комитета Госдумы, председатель правления РОЦИТ

Для официальных обращений – gorelkin@duma.gov.ru
По остальным вопросам – @webstrangler_bot
Download Telegram
Я призываю российские медиа, несмотря на непростую ситуацию на рынке, не брать деньги у фармацевтических компаний Pfizer (США) и AstraZeneca (Великобритания-Швеция). По данным моего источника, эти компании заряжают негатив по российской вакцине от коронавируса “Sputnik V”. И Pfizer, и AstraZeneca в настоящее время разрабатывают вакцины от ковида.

Я не медик и не буду обсуждать качество российской вакцины. Ставить её себе или нет, я еще не решил. Но вполне очевидно, что рынок ковидных вакцин станет одним из самых перспективных в современном мире. Конкуренция на этом рынке будет жесткой – призываю коллег в этой связи к сдержанности и объективности. Российская вакцина имеет все шансы стать высокомаржинальным экспортным продуктом. Поэтому, когда АОКИ (Ассоциация организаций по клиническим исследованиям) генерит инфоповоды, призывая Минздрав не регистрировать российскую вакцину, нужно, на мой взгляд, оставаться над схваткой. Потому что учредители АОКИ - крупные зарубежные фармкомпании, в том числе конкуренты-разработчики Pfizer и AstraZeneca.

На рынке, как мы знаем, есть услуга по формированию сюжета в Яндексе. По моим данным, конкретно по кейсу заявления АОКИ была отработана технология с помощью «разгонных» сайтов (я их так для себя называю). Новостным алгоритмом Яндекса можно манипулировать с помощью платных внешних воздействий, что и было в данном случае сделано. По моему профессиональному мнению.
Детский омбудсмен Анна Кузнецова — человек, который сумел меня удивить на этой неделе. Она высказалась по поводу убийства двух девочек в Рыбинске педофилом-рецедивистом. Предложила не выпускать педофилов по УДО и создать общедоступный реестр граждан, совершивших сексуальные преступления против детей.

У меня аж дежавю приключилось, как в фильме «Матрица». Ну, когда там одна и та же кошка два раза проходит, а герою говорят: «Значит, они что-то меняют в программной оболочке».

Вот и мне кажется, что надо что-то в программной оболочке детского омбудсменства у нас менять. Потому что ровно четыре года назад Анна Кузнецова, будучи в той же должности, выступала по поводу такого же преступления и абсолютно с теми же предложениями. Предлагала не выпускать педофилов по УДО и создать реестр.

И тогда это так живо обсуждалось, что я все эти годы пребывал в уверенности, что хоть реестр так и не сделали, но по УДО теперь этих нелюдей точно не выпускают. Я крайне далек от темы криминала, и поэтому считал, что если человек статуса Кузнецовой поднял эту тему — она ее продавит. А, оказывается, ничего подообного. Поговорили и забыли! А теперь просто новый повод поговорить.

Когда речь идет о том, чтобы фотовыставку запретить или выступить против закона о домашнем насилии — Кузнецова в первых рядах. А когда домашний тиран с чудовищным прошлым убивает двух девочек в их собственном доме, пока их мама на работе, наша омбудсмен ставит старую пластинку про УДО и реестр. Действительно, «матрица» какая-то.
Совсем не удивлюсь, если спецслужбы США обнаружат в истории с рициновой посылкой Трампу «российский след». И на этом основании Запад введет какие-нибудь новые санкции против нас. Потому что санкции по кейсу с Навальным пока что-то не вводятся. Полагаю, мотивации не хватает. Вот и решили добавить однозначности. По-голливудски выпукло показать, кто тут «бэд гайз».

Да, я понимаю, что опускаюсь до конспирологии, но история с рицином очень уж символична. Это был первый яд, на котором мировое общественное мнение проштамповало страновую принадлежность — Россия/СССР. Кроме того, в виде посылки это очень безопасный яд. Рицин ведь сработает только если его съесть или вколоть шприцем. Вряд ли что-такое пришло бы в голову клеркам из канцелярии Белого дома. Поэтому жертвы были исключены изначально. Значит, рициновая посылка Трампу — это просто повод для политических заявлений, которые обязательно последуют.

Есть, конечно, еще одно возможное ответвление этой истории. Рицин отлично прорекламировал крайне популярный американский сериал «Во все тяжкие». Его показали там как абсолютное оружие, которое можно изготовить на территории США из подножного сырья в домашней лаборатории, не нарушая никаких законов. Но даже в этом случае, боюсь, у ФБР будет очень большой соблазн найти в посылке записку «From Russia with love», написанную твердой медвежьей лапой под наигрыш балалайки.
Года три назад мне довелось спросить Германа Оскаровича Грефа, не задумал ли он сделать из Сбербанка российский WeChat? Тогда обозначились в деятельности банка тенденции, ясно на это указывающие. Герман Оскарович хитро, по-ленински, прищурился и ответил в том духе, что планов громадье и раскрывать их преждевременно. Чем и подтвердил мои предположения.

И вот мы видим, что Сбербанка больше нет, а есть Сбер — набор цифровых сервисов под общим брендом. В их числе многие связаны с финансами, но пропорционально все больше становится небанковских: мобильная связь, маркетплейс, мессенджер, доставка и т. д. вплоть до почти половины скупленного Сбером Рамблера.

В этой дружной сберовской семье по-настоящему не хватает только одного: социальной сети. И Сбер, я уверен, имеет планы на ее покупку. Что именно станет Сбер-сетью, сказать пока сложно. Очевидные кандидаты - «Одноклассники» и «ВК». Но покупать стартап, чтобы годами раскручивать его без гарантии результата — бывший банк точно не будет. Это не в его стиле восточных «больших скачков».

Вообще, интересно, что, при всей европейской внешности Сбера, он пошел развиваться именно по азиатскому пути. Видимо, топ-менеджмент компании по какой-то причине проникнут конфуцианским духом. Ну, или просто сочли модель Вичата более перспективной, чем старый добрый европейский банкинг.
Российское государство, через госорганы и госкомпании, тратит на цифровую рекламу больше 8 миллиардов рублей в год. Причем, больше половины этих денег уходят зарубежным соцсетям, у которых нет в стране представительств и которые, по сути, игнорируют наше законодательство.

Для российских сервисов эти деньги можно считать вкладом в их развитие. Не прямой государственной субсидией, но тем не менее, существенным стимулом. Для зарубежных площадок, которые не соблюдают российское законодательство — это просто халява. К сожалению, у многих международных IT игроков с нашим государством сегодня отношения без обязательств. А нам нужен, если продолжать эту аналогию, законный брак. И зарплату в семью 🙂 Я считаю, мы вправе и должны использовать эти миллиарды как инструмент давления на зарубежные площадки для принуждения к сотрудничеству и, прежде всего, открытию их представительств в России. Об этом говорил сегодня на Российском Интернет Форуме.
Роскомнадзор направил в суд заявления о блокировке сайтов, которые торговали паспортными данными граждан, нелегальными сим-картами и верифицированными электронными кошельками. Деятельность мошенников будет пресечена по моему обращению, которое я направлял в РКН в начале августа. Но радоваться рано. Это лишь пять сайтов из множества.

Говорят, заблокировать сайт в России легко. На самом деле, нет. У РКН, при всем объеме полномочий, нет права вести оперативно-розыскную деятельность. Этим должны заниматься органы, у которых есть соответствующие подразделения и штаты. Сведения от МВД, прокуратуры, ФСБ — должны поступтать в РКН, оттуда — в суд. Но системная работа не налажена. Доказательство — тысячи действующих мошеннических сайтов в сети, которые никто не блокирует. Почему, предполагать не берусь. Тут нужны не догадки, а факты.

Нужна общая и достоверная картина происходящего, чтобы понять, в каком месте происходит сбой. Как ее получить, я пока не представляю. Если у вас есть идеи и соображения — пишите мне.
Получил, наконец, ответ от Apple по поводу проблем российских разработчиков с AppStore. Ответ содержательный, не отписка. Но, в то же время, оставляющий вопросы.

Например, ирландская Apple Distribution International Ltd в 2017 году зарегистрировалась в России в качестве плательщика НДС. Не открывая в России своего представительства. Наше законодательство, в принципе, такое позволяет. Хотя я считаю, что это неправильно. Потому что в случае серьезных проблем, как сейчас у российских разработчиков «яблочных» приложений, им просто не к кому обратиться в стране. Затруднено и общение с представителями государства: даже депутат Госдумы не с первого раза смог найти в структуре корпорации нужную инстанцию (потому что она в Ирландии).

С другой стороны, налицо юридическая уловка. Apple Distribution International Ltd значится среди учредителей ООО «Эппл Рус», где мне заявили, что не имеют отношения к цифровой дистрибуции, а занимаются продажей устройств. Такие матрешки, увы, дело привычное, но всегда оставляют не самое приятное впечатление. Заявлять при этом, что к делам «Эппл Рус» ирландская компания отношения не имеет — как-то не очень честно. Поэтому я за принятие нормы, которая обязывала бы иностранные «цифровые» компании открывать полноценные представительства в России. Чтобы без вот этого: «Наша хата с краю, звоните в Корк». Потому что сам факт того, что Apple Distribution International Ltd учреждает в России юрлица — говорит о том, что никакой предубежденности против работы в нашей стране нет. Просто раз законодательство в данном конкретном случае не слишком требовательное, то они лишних движений и не делают. Уверен, что если изменится закон, то и практику они изменят.

А что касается конкретных проблем российских разработчиков, то в Apple, как видите, утешают: проблемы не только в России. Ну, так себе утешение. В США и Китае, как мы знаем, проблем нет, а почему так — четкое объяснение отсутствует. Говорят, боролись с мошенниками и побороли заодно возможность нормально работать для честных людей. Создав, по пути, черный рынок аккаунтов. Обещают все исправить, но сроков не называют.

Я решил не ограничиваться перепиской и лично связался с представителем Apple в России. Договорились сотрудничать по всем возможным направлениям. Меня попросили собрать и лично передать им все жалобы российских разработчиков на проблему с рабочими аккаунтами Apple. Их направят пакетом специальному человеку, отвечающему за это направление работы в России, и он целенаправленно займется их разбором и решением.

Пост с контактами, куда разработчики могут присылать сообщения, я поставлю отдельно и закреплю в своем канале.
Если вы российский разработчик приложений для AppStore, вас есть проблемы с рабочим аккаунтом (его оплатой или функционированием), а техподдержка компании вам не помогает — пишите на anton.gorelkin@gmail.com, с подробностями. Обязательно оставьте все свои контакты и укажите номер тикета! Через несколько дней я лично передам все обращения российскому представителю компании для тщательного разбора. С вами свяжутся и, уверен, помогут.
Горелкин pinned «Если вы российский разработчик приложений для AppStore, вас есть проблемы с рабочим аккаунтом (его оплатой или функционированием), а техподдержка компании вам не помогает — пишите на anton.gorelkin@gmail.com, с подробностями. Обязательно оставьте все свои…»
Подписчики меня спрашивают, что я думаю о покупке любимым Яндексом ТинькоффБанка. В целом я предполагал, что наш большой IT структурно движется к нефтянке - 3-5 компаний поделят зоны интересов и будут жестко выжигать свои поляны) Но Яндекс и Сбер (а также принципиальность Артемьева) оставляют мне надежду, что рынок все же не станет сверхмонопольным.

Кажется, эти двое соревнуются, с разной степенью успешности и качества) И для рынка это чрезвычайно хорошая новость. Формируется новый российский стандарт цифровой экосистемы, в которой должен быть обязательный набор сервисов — от банка до поисковика.
Уже несколько дней обсуждают «костромской казус» - в поселке Повалихино Чухломского района Костромской области уборщица местной поселковой администрации выиграла выборы, обойдя главу этой же администрации. Естественно, пишут, в основном, оппозиционно настроенные граждане, видящие в этом победу простых людей над начальством.

Я, как человек, в отличие от наших оппозиционеров, от земли родной не оторвавшийся, вижу ситуацию под другим углом.

Мало кто пишет, что уборщица Марина Удгодская до победы над своим начальником уже была вполне себе местной «элитой» и даже «властью» - депутатом Совета депутатов Повалихинского сельского поселения. И продолжала при этом работать уборщицей.

О чем это говорит?

О проблеме, которая известна, практически любому российскому сельсовету: никто там не хочет быть начальством. Людей приходится уговаривать пойти в депутаты, баллотироваться на выборах. И далеко не всегда удается уговорить. Потому что бюджеты копеечные, зарплаты либо маленькие либо никаких (как депутат Удгодская не получала зарплату вообще), а местные жители требуют помогать им, и злятся, когда не помогают.

Удгодскую оба раза уговаривали пойти на выборы - и в сельсовет и на должность главы. Уговаривали не только ее. Но она, простая душа, не умела отказаться. В отличие от прочих.

Если говоря о выборах главы города, пусть даже небогатого, можно рассуждать о том, что мэр получает какие-то рычаги власти, то на селе глава получает только головную боль. Удгодская права, что не считает себя победительницей и мечтает «поскорее как-нибудь свернуть полномочия». Она, в отличие от радующихся столичных оппозиционеров, в своем Повалихино живет и прекрасно понимает, что уборщицей там быть лучше и выгоднее, чем главой поселения.
Мы и раньше знали, что Сбербанк коллекционирует активы, но сегодня он впервые и официально назвал их все единой системой под новым брендом — Сбер. Если подходить к делу строго, то ничего инновационного мы не увидели. Все эти технологии и раньше применялись разными другими компаниями, комплексно или по одной. Новшество, конечно, в том, что именно Сбер трансформировался в мультисистему, а не, скажем, ВТБ, Почта России или РЖД.

Хороший будет кофе в Сбере или не очень, на самом деле, не важно. А вот как будет работать система биометрической идентификации, посылочная логистика и рекомендательные сервисы — очень важно.

Лично меня заинтересовал учебный сервис Сбера. Если он удобный и надежный, то это реальный шанс наконец отказаться от американского Зума в школьных занятиях на удаленке — главной проблеме конца прошлого учебного года. Надеюсь, у Сбера есть бесплатный режим использования этого сервиса для школьников.
Меморандум о социальной рекламе — это, на мой взгляд, новый этап в развитии российского IT. Крупнейшие игроки нашего рынка добровольно разворачиваются от индивидуальной гонки за прибылью к совместной работе на благо всего общества. Надеюсь, в дальнейшем количество участников меморандума будет только расти.

Социальная реклама не приносит денег, но делает всех нас чуть лучше, внимательнее и ответственнее. Поэтому желаю АНО «Институт развития интернета» успешной разработки и быстрого внедрения этого нового инструмента преобразования нашей с вами социальной реальности.
Наброс американских СМИ про военное применение алгоритмов TikTok это подготовка общественного мнения к будущей блокировке. Очевидно, Вашингтон решил не уступать Китаю, а китайская сторона не готова на компромиссы. Для России похожий опыт — с Telegram — уже в прошлом. За Телеграмом не стояла полуторамиллиардная страна с высоким уровнем технологий, но эффективной блокировки все равно не получилось. Интересно со стороны посмотреть, как получится у США.
Прочитал заголовок и сразу подумал о могучей нейросети, которая будет выявлять фейки в Ютубе. На деле, конечно, оказалось все гораздо прозаичнее. Гугл тоже не знает, как бороться с недостоверной информацией и поэтому все ролики на предвыборную тему в Ютубе будет сопровождать специальной плашкой «узнайте больше о голосовании в своем штате» со ссылкой на официальные источники. Вот и вся борьба.

Проблема фейк-ньюс остается нерешенной. Искусственный интеллект с такой задачей даже близко не может справиться. Если набирать команду модераторов и фильтровать контент вручную, как делают в китайских соцсетях и отчасти в Фейсбуке и Твиттере — сразу придется забыть о нейтральности: команда примет совершенно определенную политическую позицию.

Когда-то казалось, что хороший вариант — опираться на общественное мнение. По принципу «миллионы мух не могут ошибаться». Но потом появились бот-фермы и способы манипулирования всем подряд: выдачей в поисковиках и новостных агрегаторах, абьюз-командами, трендами и топами. И даже если бы всего этого не было — не факт, что большинство пользователей предпочтут достоверную информацию, а не красивый фейк.

Так что в предвыборный период лучшие друзья избирателя в любой стране, по-прежнему, здоровый скепсис и здравый смысл. Ну, и ссылки на официальные источники, конечно.
Слишком уж разнонаправленные тенденции по отношению к интернет-ресурсам раздирают американский истеблишмент. То они вот-вот обещают заблокировать огромные и популярные соцсети — ТикТок и Вичат, то собираются запретить Фейсбуку, Твиттеру и Гуглу блокировать посты и ссылки с нарушающим закон содержанием: расистским, экстремистским, оскорбительным.

Последняя инициатива, как пишут в сети, вызвана очевидным в последние годы стремлением владельцев популярных ресурсов — перебдеть. Российские пользователи хорошо знакомы с этой тенденцией на примере Фейсбука, где уже давно «на всякий случай» блокируют исторические фото, картины и случайные политические комментарии.

Означает ли это, например, что в американских соцсетях смогут свободно создавать сообщества ближневосточные террористы или мексиканские наркокартели? С учетом того, что соцсети имеют популярность и влияние во всем мире — очень бы не хотелось.
Если в Азербайджане не отключен интернет (а он, судя по всему, не отключен), то я не думаю, что соцсети так уж недоступны на территории страны. Как мы знаем, любую блокировку можно быстро обойти. Но доступ аудитории к неофициальной информации это, очевидно, затруднит. У большинства граждан останется только то, что сообщает государство.

А если верить официальным сообщениям, то кажется, что воюют две милитаризованные огромные державы: счет потерям военной техники идет на сотни за сутки боев. Это проявление информационной войны, конечно. И раз Азербайджан пошел на тотальную блокировку соцсетей, значит, конкретно в сети выиграть не особо рассчитывает.

Со своей стороны могу только пожелать, чтобы эта война вся ушла в интернет, а в реальности два народа перестали убивать друг друга.
У меня, конечно, нет инсайдеров в Твиттере, поэтому даже гадать не стану, за что они ввели цензуру против РИА «Новости». Хочу только сказать, что сделали они это террористическим методом. Что называется, без объявления войны.

Что я имею в виду.

Если речь о нарушении внутренних правил Твиттера админами ленты РИА, то в таком случае принято предупреждать о введении санкций и, тем более, объяснять, за что они введены. А тут просто выкинули из поиска аккаунт крупного информагентства и молчат.

Это еще один повод ввести в России обязательные требования по работе с пользователями для всех соцсетей — по примеру Европейского Союза. Хотят работать на нашем рынке, пусть будут вежливы и корректны с нашими гражданами, компаниями, и СМИ.
Американские санкции в отношении китайской компании SMIC — это то, что на войне называется «обезоруживающий удар». SMIC — не из тех компаний, которые на слуху у обывателя. Но если у вас есть мобильный телефон, планшет или ноутбук китайского производства (а вероятность эта стремится к 100 процентам), то скорее всего в них есть чипы SMIC. Существующая при открытой поддержке китайского государства, SMIC — это производитель микросхем для китайских же компаний по выпуску электроники.

Компания ведет собственные разработки, но пока не может обойтись без американских лицензий. В принципе, если санкции ужесточатся, китайская компания останется на плаву. Она сможет заместить санкционные чипы продукцией собственной разработки. Но это будет означать заметное падение качества продукции многих других электронных производств Китая. Все же, собственные китайские чипы пока хуже. И тут расчет на то, что все эти производители будут тянуть руководство КНР и самой SMIC за рукав, прося не обострять отношения с американцами.

Возможно, расчет верный. Но стоит вспомнить отношения КНР с европейской компанией Siemens, которая когда-то поставила в Китай первые скоростные электропоезда. Которые китайцы тут же начали копировать. И пока Siemens пытался это запретить, китайские производители освоили уже собственные модели поездов, для которых не нужна была лицензия европейцев. Микроэлектроника гораздо сложнее электровозов, но и Китай прошел с тех пор далеко по пути прогресса.