Лаврентий Берия – Telegram
Лаврентий Берия
783 subscribers
364 photos
173 videos
2 files
1.93K links
Никто не будет забыт
Download Telegram
В экспертном поле снова обсуждают возможность «губернаторопада». Аналитики выделили несколько факторов, которые могут обусловить весеннюю волну отставок: трудности адаптации к СВО, проблемы с реализацией нацпроектов и привлечением инвестиций, низкие качество и уровень жизни населения, системные коррупционные проблемы с привлечением внимания правоохранителей. В сущности, именно эти пункты и есть перечень претензий центра к главам регионов.
Омский губернатор «отметился» по всем направлениям.
Неспособность Буркова организовать выплаты мобилизованным в ходе СВО несколько раз выходила на федеральный уровень.
За пять лет он не привлек в регион значимых долгосрочных инвестиций, наоборот, произошел отток крупных налогоплательщиков. В Омской области постоянно срываются стройки в рамках нацпроектов «Образование» и «Демография», скандалами сопровождается реализация проектов по благоустройству, минимальна результативность проекта «Чистая вода».
Реальные доходы населения не растут, активная часть жителей уезжает, а в рейтингах благополучия Омская область опускается, занимая места в третьей четверти списка.
Большинство негативных моментов уже отражено в представлении Генеральной прокуратуры РФ, вынесенном Буркову по итогам декабрьского визита руководителя надзорного ведомства в Омск.
Что касается коррупции, то она стараниями Буркова стала основным движителем региональной системы управления. Масштаб криминального изъятия стал настолько грандиозным,что посыпалась вся программа национальных проектов в области. Страшась разоблачения,незадачливый мздоимец попытался через демагогические приемы скрыть от федералов свои вредоносные деяния. Вот и вышел губернатор на трибуну с лживыми призывами к борьбе с родным для себя антиобщественным явлением.
Пять лет средства, направленные из Москвы в Омскую область, уходят налево, а цели, поставленные президентом России, гарантированно не достигаются, но Бурков пытается убедить федералов в обратном и фактически прикрыть совершаемые преступления пустопорожними словами.
На кого рассчитана такая наглая, противоестественная ложь?
Татьяна Дернова креативно попрощалась с омичами в своем телеграм-канале. Бурков отозвался на это пустыми фразами о многостороннем подходе и перенастройке управленческой вертикали. Между тем, в подконтрольных губернатору пабликах отставка министра вызвала прилив острой радости с перечислением «грехов», приписываемых чиновнице: тут фигурируют и завал сроков строительства объектов, и отсутствие реформы органов опеки, и слабые позиции омских школ и вузов в профильных рейтингах, и обветшание материальной базы.
На своем посту глава ведомства находилась с апреля 2017 года. Ее деятельность никогда не отличалась самостоятельностью и не запомнится яркими прорывами, но и нынешний остракизм – всего лишь попытка отвлечь внимание от главного.
Напомним, что в январе руководителя внезапно лишилась и муниципальная система образования. На протяжении десятилетий чиновники в сфере образования региона кормились с поставок питания в детские учреждения. Губернатор Бурков, в жажде переизбрания хватающийся за любой способ пополнить свою тайную кубышку, наконец обратил внимание и на этот сравнительно мелкий источник нелегальных доходов. Дернова, сколько могла, сопротивлялась попыткам пододвинуть к контрактам «левые» свердловские фирмы. Указания ведь давались ей устно, но подпись должна была быть реальной, и перспектива отвечать потом за чужие преступления – тоже. В итоге министр извлекла верные уроки из опыта попавших под следствие Степановой и Сычева, и предпочла вовремя спрыгнуть с омского «Титаника».
Сергей Шелест посетил площадки возводящихся и ремонтируемых омских объектов. Как мы и предупреждали, избежать проблем в гимназии №88 не удалось.
О том, что школа сложна в реконструкции, знали заранее. И не потому, что она строилась хозспособом, как уверяет мэр. Главная сложность капремонта – замена деревянных перекрытий, требующая высоких специальных компетенций со стороны проектировщиков и строителей. Но о каких компетенциях можно говорить, когда региональная система распределения подрядов в строительной сфере в последние пять лет заточена под выбор фирм-прокладок для вывода средств? И это типичный случай.
Качество проекта сразу вызывало вопросы: его заказали в 2021 году у некой фирмы «Ютис+», но в июне 2022 года договор расторгли из-за невыполнения работ. Директор «Ютиса» числится руководителем еще десятка контор, стабильно выигрывающих госконтракты на проектирование.
Торги на ремонт выиграл единственный заявившийся претендент – сомнительный «Артсервис» без штата и опыта. Интересно, что главой «Артсервиса» является Виктор Овчинников – отец другого Овчинникова из скандальной СК «Лидер».
Итог: речь теперь идет об угрозе обрушения здания, и капремонт стоимостью 163 миллиона рублей, за который с помпой взялись осенью прошлого года, приостановлен. Понадобятся еще немалые средства, чтобы «создать дополнительный каркас жесткости». Ремонт, едва стартовав, уже затягивается, превращаясь в бездонную бочку, а, учитывая квалификацию исполнителей, может вообще завершиться сносом здания. Казенные деньги непременно «освоят», но понимает ли Сергей Шелест, действуя «в логике, обозначенной губернатором» и «замыкая вопросы строительства на себя», что за результат ответит именно он?
Справившись на «отлично» с поставленной задачей по организации универсальных ярмарок, руководитель МУП «Муниципальные рынки» Алгазин благополучно перешел в блок региональной безопасности в правительстве Омской области. Про специфику таких ярмарок, в сущности, скопищ киосков, сдающихся в субаренду, и про заинтересованность в их работе со стороны региональной правящей верхушки, мы неоднократно писали.
Теперь руками того же МУП регионалы начинают освоение территорий крупнейших муниципальных рынков. Они не стремятся сделать эти объекты прибыльными для городского бюджета, поддержать омский бизнес или в целом перевести торговлю с рук в цивилизованные формы. Их цель – паразитирование на площадях со сдачей их в субаренду и получение через подконтрольные ООО черного нала на тайные нужды.
Первой ласточкой станет Советский рынок: его планируется сдать единственному арендатору оптом сроком на 10 лет. За двухэтажное здание на 143 торговых места, подвал и гараж муниципалы просят 1,4 миллиона рублей ежемесячно, то есть почти 17 миллионов в год. Что будет с действующими арендаторами после заключения нового договора, МУП не уточняет. Не удивимся, если потенциальный победитель торгов уже известен.
Примечательно, что Советский рынок ранее бывал в похожей ситуации, но тогда часть территории сдавали в аренду под строительство торгового центра, который так и не появился. Теперь же существует риск полного выхода площадки из-под контроля муниципалитета. Никаких гарантий будущих вложений в объект от арендатора не требуется, зато он сможет назначать выгодную ему ставку на субаренду, что может обернуться повышением платежей для мелких предпринимателей.
И пока ушлые организаторы схемы будут доить бизнес и получать прибыль, омичам придется брать втридорога нужные им товары, а фермеры будут вынуждены продавать свою продукцию перекупщикам. И все это происходит на фоне того, что федеральные власти сегодня делают акцент на необходимости поддержки в регионах местных производителей.
Омские СМИ широко освещали переговоры губернатора региона с главой ЯНАО Дмитрием Артюховым, срок полномочий которого, между прочим, также истекает в 2023 году.
Личность ямальского коллеги Буркова интересна сама по себе. В 30 лет Дмитрий Артюхов возглавил один из самых богатых регионов в стране, сменив ушедшего на повышение в Москву Дмитрия Кобылкина. Губернатор эффективно занимается расселением ветхого жилья, развитием дорожной сети и социальной инфраструктуры, привлекает в регион молодые кадры. Он оперативно получает обратную связь от населения через проект «Честный маршрут» и соцсети. Результативного управленца давно оценили федералы: он выстроил продуктивные для региона отношения с нефтегазовыми элитами, выдержал испытание ковидом, избежал коррупционных скандалов. В 2021 году президент России назначил Дмитрия Артюхова председателем комиссии Госсовета РФ по направлению «Молодежная политика», чиновник также является членом Генсовета партии «Единая Россия».
Что может предложить ямальскому губернатору и его землякам Бурков, который все пять лет только на словах развивал судоходство по Иртышу, улучшал транспортное сообщение и поддерживал омских производителей? Подобострастные омские журналисты связали встречу с «трендом на выстраивание региональных коммуникаций».Но одно очевидно ,здесь лишь попытка использовать яркую фигуру Артюхова для подсветки репутационно-блеклой фигуры омского начальника.
Подсчитывая затраты на содержание региональных министерств, принято складывать заработную плату чиновников, командировочные и текущие расходы на поддержание работы. Однако есть еще один нюанс – например, обезглавленный, но подающий признаки жизни Минстрой с осени 2022 года обходится бюджету в дополнительные 13,5 миллионов за аренду офисных помещений.
Напомним, что реорганизация министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства в целях «совершенствования структуры и деятельности» прошла в апреле 2022 года. На тот момент в ведомстве числились 76 сотрудников, считая главу и его заместителей. В результате «совершенствования» общее количество персонала увеличилось в два раза: в Минстрое штатная численность достигла 84 сотрудников, в Минтрансе – 60 человек.
К лету специалистам по строительству уже потребовались отдельные площади, но подходящих мест в областной собственности чиновники не нашли и подались в здание, расположенное через дорогу от прежнего. Его владельцы с готовностью приняли госслужащих в 46 кабинетах на двух этажах. Оба соглашения – на 3,5 и 11 месяцев – подписывал ныне уволенный руководитель «Омскоблстройзаказчика», занимающегося материально-техническим обеспечением Минстроя.
Если судить по официальным причинам отставки Михаила Губина и его зама, то восемь десятков сотрудников и снимаемый явно не у посторонних лиц офис никак повысили эффективность работы министерства. Да и не могли. Все перекройки, переезды и географическое расползание – просто накладная для регионального бюджета маскировка, за которой областное руководство маскирует свою неэффективность.
Ребятишки, по три года ожидающие новые школы в Омске, Горьковском и Исилькуле, вместо того, чтобы вызывать у губернатора Омской области чувство стыда и неловкости, наоборот, стали для него неисчерпаемым источником вдохновения. На сей раз томительное ожидание он решил скрасить яркими картинками планировки внутренних помещений в будущей городской школе-«тысячнике» на Космическом проспекте. Выглядит впечатляюще: здание, возводимое в рамках нацпроекта, будет оснащено лифтами и спортзалами, в нем обещают создать доступную среду для маломобильных учеников и спальные места для оставшихся на продленку школьников. Только когда? Оцените простой факт: за пять лет при наличии федерального финансирования в регионе ввели в эксплуатацию всего одну новую школу!
Необходимое жителям молодого многоэтажного микрорайона учреждение с 2020 года успело сменить подрядчика и оказалось самым дорогим в регионе. Проблемы с объектом были изначально: во-первых, школу буквально впихнули в не слишком просторный участок, усложнив задачу проектировщику. Во-вторых, выделенная территория оказалась приаэродромной зоной. В-третьих, стройка подорожала настолько, что теперь разницу в стоимости в размере 700 миллионов рублей исполнителю – компании Антропенко – заботливо взялся компенсировать областной бюджет.
На сегодняшний день готовность здания составляет 28%, то есть построены стены первого этажа. Даже с учетом сохранения темпов, в срок сдачи в декабре текущего года, названный губернатором, верится с трудом. Если же держать в голове до сих пор неясную судьбу нынешней региональной власти и особенности организации строительства соцобъектов на казенные деньги, которые уже привели к череде провалов, то тревога возрастает.
Мобилизация страны в противостоянии с Западом требует изменений бюрократической системы. Государственный бюджет больше не избыточен, а значит, 2023-й должен стать годом оптимизации по всем направлениям. Увы, чиновничество на местах так и не научилось жить в новых реалиях. Оно по-прежнему пребывает в поле имитации: «наверх» подаются пустые отчеты, федеральные инициативы либо не доходят до людей, либо доводятся до абсурда или заменяются саботажем.
Центр уже дал сигнал к перестройке бюрократического аппарата, наделив губернаторов полномочиями для переформатирования местных элит и установления более тесной коммуникации с населением. Однако многие главы регионов не спешат действовать, хотя им недвусмысленно намекнули, что цениться будет эффективность управления и инициативность.
Омский губернатор, например, так и не осознал риски, связанные с возможным оскудением регионального бюджета, более чем наполовину наполняемого из Москвы. Нацелившись на второй срок, Бурков занимается своим продвижением, расходуя средства на примитивный пиар в отсутствие реальных достижений. Никакой стратегии, – наоборот, игнорируя декабрьские выводы Генпрокуратуры РФ, Бурков всячески демонстрирует стремление к продолжению стандартной работы по «освоению» казенных средств.
Федеральные задачи, будь то помощь аграрным производителям, поддержка мобилизованных и их семей или привлечение инвестиций выполняются после понуканий, и часто – чисто формально. Вертикаль не выстроена: будучи ориентированным на теневую экономику, губернатор лишь множит конфликты и не консолидирует элитные группы.Более того,он оказался крайне зависим от кланового воздействия. Усилившаяся кадровая чехарда в областном правительстве, городской администрации и подведомственных им учреждениях является всего лишь симуляцией вместо необходимого реформирования. По-прежнему делается ставка на отрицательный кадровый отбор: на места одних непрофессионалов приходят еще более никчемные личности, назначаемые исключительно по принципу лояльности, скомпрометированности и принадлежности к тем или иным кланам.
Федеральному центру для консолидации общества сейчас нужны губернаторы иного типа – настоящие лидеры, способные погружаться в местную повестку, чувствовать потребности граждан и незамедлительно реагировать на их запросы. Не это ли заставляет Москву медлить с определением перспектив свердловского «технократа»?
Президент РФ поставил перед регионами задачу – увеличить объемы выпуска военной продукции. Ее решение требует наращивания кадрового потенциала отрасли, и субъекты РФ по-разному стараются стабилизировать ситуацию с дефицитом персонала в ОПК.
В Санкт-Петербурге сделали упор на молодежь: запустили пилотный грантовый проект по раннему получению профессии для школьников. В рамках подготовки инженеров для судостроения местное правительство поддержало создание НТЦ «Приморская долина», в планах – строительство нового технического колледжа. Власти также озвучили центру идею в качестве стимулирующей меры засчитывать работу в ОПК как альтернативную службу в армии.
В Хабаровском крае действует федеральная программа с госсподдержкой на миллион для привлечения работников из других регионов: в 2023 году, в том числе для нужд ОПК, квота увеличена до 240 человек. Губернатор Дегтярев предложил федеральному центру также поучаствовать в строительстве льготного арендного жилья для специалистов. Потребность в кадрах местной оборонки он оценил в 710 человек.
В Тульской области власти провели более 80 мероприятий для организаций оборонного комплекса, сформировали перечень профессий и предприятий для предоставления частичной компенсации по выплате зарплаты иногородним работникам. Из региона сообщают о заполнении около 3000 вакансий.
В Новосибирской области по официальной информации дефицит кадров для ОПК составляет 1500 человек, еще более 2500 человек при поддержке центров занятости и соцслужб трудоустроены на оборонные предприятия с августа 2022 года.
В Омской области количество вакансий в отрасли постоянно растет: за последнюю неделю января оно увеличилось с 2000 до 3000 человек, а в перспективе составит 4000 человек. Омские заводы ОПК пытаются справиться, например, открывая собственные учебные центры, зато для губернатора Буркова важно, что в оборонке (!) «предприятия борются за кадры, конкурируют между собой за трудовые ресурсы». Своим традиционным пустословием губернатор лишь маскирует самоустранение от решения кадровых проблем омской оборонки.
Мы часто говорим о варварском расходовании Бурковым госресурсов. Журналисты «Коммерческих вестей» (см.– №3 (1574)) провели свое расследование, которое подтвердило наши выводы еще одним красноречивым примером.
Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что регионам необходимо сконцентрировать усилия на первичном звене здравоохранения. На его модернизацию, в том числе на строительство и переоснащение ФАПов, государство выделяет ежегодно миллиарды рублей. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» получила деньги на данные цели и команда Александра Буркова. А дальше начались чудеса.
В селе Петровка Омского района единственный ФАП должна была строить «ПСК «Вектор», в активе которой на момент подписания договора имелось пять судебных дел и пребывание в «черном» списке поставщиков. Контракт не только легко заключили, но и уже после начала исполнения его стоимость под предлогом возрастания расходов исполнителя увеличили в два раза – с заявленных 14,65 миллиона до 28,83 миллиона рублей. Подрядчик в 2022 году получил 14 с лишним миллионов, то есть половину от новой цены, но к установленной дате ФАП не построил, после чего региональные чиновники широким жестом разрешили ему увеличить срок исполнения контракта еще на год! Если стройка все же завершится, то Петровский ФАП станет очень дорогим – 260 тысяч рублей за квадратный метр. Для сравнения: новый кирпичный благоустроенный жилой дом в той же Петровке стоит всего 8 миллионов рублей (75 тысяч рублей за «квадрат»), а самый затратный ФАП в Новосибирской области с оснащением стоил 200 тысяч рублей за «квадрат». И это только один медицинский пункт, а ведь их в Омской области до 2025 года должно появиться 120! При таком бурковском «рачительном» обращении никаких федеральных средств не хватит для улучшения качества здравоохранения в муниципальных районах.
Но омский губернатор и не стремится достичь результата. Под дешевые актерские монологи о необходимости развития медицины на селе бюджетные деньги просто сливаются, как вода через решето, в подставленные карманы самого махинатора и его присных. И демагогия – не просто попытки пустить пыль в глаза центру, чтобы скрыть коррупционные шалости, а прямые выпады против президента страны и его инициатив. Александр Леонидович, толкаясь в высоких кабинетах, предлагает оставить все, как есть, еще на пять лет, и сохранить его уродливую и чудовищно неэффективную модель «освоения» казенных денег. Но в нынешних суровых для отечественной экономики условиях СВО может ли себе позволить Россия терпеть таких вот Бурковых у руля в регионах?
Президент России Владимир Путин побывал в Волгограде на праздновании 80-й годовщины победы советских войск в Сталинградской битве. Программа поездки главы государства включала в себя рабочую встречу с губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым. Владимир Владимирович похвалил Волгоградскую область за хорошие результаты в АПК и промышленности. Губернатор отчитался об объемах привлеченных инвестиций, программе поддержки участников СВО и их семей, росте экспорта несырьевой продукции и – что не могло не привлечь внимание президента – о крайне высоких темпах реализации национальных проектов.
Волгоградский губернатор – участник первой чеченской кампании, Герой России, и его слову можно верить. Детские сады, школы, ФАПЫ и инфекционные больницы планомерно строятся и сдаются, дороги прокладываются, работы по улучшению водоснабжения в прогрессе, на очереди – новые объекты.
Почему в Волгоградской области результат есть, а в Омской – провал за провалом? Все просто. В отличие от Буркова, приближенные которого любят превозносить некие якобы имеющиеся у омского губернатора «лоббистские возможности в Москве», Андрей Бочаров самостоятелен и реально управляет регионом: он не является ставленником властных группировок и в силу своего славного ратного прошлого не отягощен компроматной зависимостью. Глава Волгоградской области также сумел взять под контроль местные служилые и бизнес-элиты. С 2014 года, после его прихода на должность, агрокомплекс и промышленные предприятия Волгоградской области получили возможность уверенно развиваться: губернатор защищает промышленные предприятия от попыток шантажа и коррупционного обескровливания и усиливает конкурентоспособность производства.Социальная инфраструктура региона постепенно и неуклонно обновляется, так как принимаются меры по недопущению нецелевого расходования государственных средств.
Зависимый, неэффективный и меркантильно ориентированный руководитель Омской области на фоне таких сильных лидеров , как Андрей Бочаров, выглядит достаточно бледно.Уверены, что данная точка зрения заслуживает внимания .
Мы уже касались сферы закупок детского питания в системе образования. Иллюстрацией особой атмосферы, царящей в ней, служит рассказ от первого лица о трудностях казенного предприятия по производству молочной продукции для детей.
Организация была создана Минздравом Омской области и Минимущества в 2007 году для замены устаревших молочных кухонь. Однако несмотря на свой казенный статус, предприятие, образованное для решения государственных задач, в настоящее время 87% продукции реализует самостоятельно через торговые сети. Доля госзаказов составляет 13%, а на сферу образования и вовсе приходится только один процент. В 2021 году одним из опробованных способов убрать специализированного местного поставщика с городского конкурса стала установка в документации странных критериев. Так, например, поставляемый в детские учреждения йогурт должен был быть не для детского питания. То есть депобразования счел нужным давать маленьким омичам исключительно взрослую «кисломолочку». Обращение в УФАС предприятию не помогло.
При совершенно сознательном снижении требований к качеству продукции для детей, стоит ли удивляться, что омский Роспотребнадзор выявляет фальсифицированную и некондиционную «молочку» в питании детсадовцев и школьников? В наборе у недобросовестных производителей есть все – и использование растительных жиров, и просроченная закваска, и нарушения по кислотности. Чтобы войти в требования по цене, выплатить взнос за выигранный контракт и еще получить прибыль, поставщики, как могут, удешевляют продукт, нарушая технические регламенты – и отделываются небольшим штрафом.
Поставки питания в образовательные учреждения – стабильная «золотая жила» для муниципальных и региональных чиновников. «Левый» способ заработка заинтересованные лица и прежде ставили выше благополучия нового поколения, но если на освоение «поляны» выйдут свердловские структуры, такие же ненасытные, как и сам губернатор Бурков, их продвигающий, угроза здоровью омских детей станет еще серьезнее.
Ликвидация мусорных полигонов – задача государственной важности. Даже в условиях СВО правительство России, думая о будущем, находит средства на ее решение. Главное, чтобы эти деньги не были просто «закопаны в землю», а давали осязаемый и контролируемый результат.
В Омский регион в прошлом году на ликвидацию четырех городских свалок в рамках федерального проекта «Чистая страна» поступило почти 7 миллиардов рублей.
В самом конце 2022 года чиновники определили исполнителей – две иногородние фирмы. Подряд по Ленинской свалке на 3,5 миллиарда достался «Геосинтетике» из Красноярского края, которая получила в прошлом году ещё один «свалочный» контракт на 2,3 миллиарда на полигон ТБО в Ростовской области.
Владимирская компания «БМТ-сервис» работает сразу по трем договорам. В 2022 году при софинансировании из областного бюджета она взялась за закрытый полигон в Центральном районе за 1,3 миллиарда рублей, также рекультивирует на Советскую (840 миллионов) и Кировскую (2,3 миллиарда) свалки.
Судя по итогам торгов, от данных «мусорных» проектов, как и от ремонта федеральных трасс, более серьезные игроки оттеснили местечковых королей распила. Максимум, что последние могли получить – свою доляшку за нужную маршрутизацию средств. Но это также значит, что ни Бурков, ни уж тем более Лобов с Шелестом, охотно позирующие с ним на свалках, никак не смогут повлиять на сроки, объем, качество и главное – последствия проведенных работ.
Если уж выбрали вариант с захоронением, а не извлечением отходов, то должно быть, как в Челябинске: засеянный травой участок, три уровня разнотипной гидроизоляции, системы сбора и очистки фильтрата и ливневых стоков, сбор и утилизация биогаза плюс ежегодные затраты на обслуживание.
Но может закончиться, как на «рекультивированной» городской свалке в Таре: утрамбованный и засыпанный привозным грунтом мусор, на котором для верности высадили саженцы. Посмотрим, сделаем выводы…
Есть 500 000 просмотров!
В начале января государственно мыслящие горожане из «Омска Информационного» выпустили актуальное расследование о причинах провалов исполнения национальных проектов в Омской области. В материале они объективно рассказывают о проблемах региона и о тех, кто умышленно игнорирует поручения Президента России. За месяц к фильму проявили интерес полмиллиона зрителей. Это настоящий рекорд! Но точка еще не поставлена: видео продолжает свое победное шествие! Поздравляем авторов с однозначным успехом и ждем новых острых сюжетов!
Кроме общения с новосибирским губернатором Травниковым, в январе 2023 года президент России Владимир Путин в различном формате провел встречи с главами Санкт-Петербурга, Белгородской, Вологодской и Липецкой областей, республик Карачаево-Черкесии, Башкортостана и Татарстана. Февраль в графике лидера страны начался с Волгограда.
Бурков, как видим, в списке не значился, но Александр Леонидович в ожидании благих вестей продолжает вести кампанию имени себя. Бурков упорно верит в то, что, засмотревшись на январскую имитацию бурной деятельности с каруселью массовых отставок, в Москве забудут о предыдущих пяти годах, когда при наличии денежного дождя из столицы Омская область не показала ни одного достижения, кроме скандалов с исчезновением финансов в пространстве. Бормоча невнятные слова о новом курсе на преобразование региона, он предлагает федеральному центру обречь Прииртышье еще на один период упадка и безвременья.
Кстати, населению Омской области губернатор вообще ничего не предлагает. «Дорогих земляков» Александр Бурков в принципе не уважает. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на его работу с внутренней аудиторией. Раз за разом дно пробивают какие-то убогие елки в чужих кабинетах, престарелые домашние любимцы, помятые цветы на День студента и унылое стояние с клюшкой на пустом катке. Даже в простейших сюжетах, которые должны заставить омичей умилиться скромности, спортивности и приверженности губернатора семейным ценностям, топорность и фальшь не знают пределов. Но стоит ли ждать иного от управителя, который в угоду корыстным интересам пять лет лишал граждан школ, детсадов, медпунктов, адекватного транспортного сообщения и капремонта жилья, и собирается продолжать в том же духе?
Глядя на суетящегося чиновника с известным амплуа каждый здравомыслящий человек задает себе один вопрос: неужели Омская область и ее трудолюбивые жители не заслужили альтернативы?
Омские автолюбители и пользователи общественного транспорта с опаской ждут частичного перекрытия на капремонт Ленинградского моста, соединяющего аэропорт и спальные районы Левобережья с центральной частью города. Несмотря на наличие еще двух автомобильных переправ через Иртыш, именно это сооружение является ключевым для миллионного города, протянувшегося на сорок километров с севера на юг.
Ограничивать движение начнут уже 15 февраля, но точную схему сообщения и скорректированную городскую маршрутную сеть на ближайшие полтора года мэрия предоставить затрудняется. Зато за две недели до события градоначальник просит омичей пройти опрос для определения их потребностей при передвижении, чтобы специалисты дептранса использовали данные при подготовке вариантов объезда. Серьезно? Если это не неуклюжая попытка сыграть в диалог с населением, то показатель полной неспособности чиновников прогнозировать ситуацию и организовать собственную работу. Как минимум с августа прошлого года, после выбора подрядчика, уже была известна дата начала ремонта, а его неизбежность стала очевидной и вовсе пару лет назад. У мэрии было время подготовиться.
Еще одна вещь, которая должна волновать Шелеста с момента объявления итогов торгов – результаты и качество ремонта стоимостью под два миллиарда федеральных рублей. Еще раз напоминаем, что контракт отошел популярной у региональных чиновников дорожной фирме «Стройтраст», которая ни разу не ремонтировала стратегические объекты, зато имела опыт уклонения от уплаты налогов. На кону – не только деньги, и поэтому мэру стоит сменить легкий тон и взять тему под личный контроль.
Какой рейтинг ни возьми, Прииртышье занимает места во второй половине перечня, и ситуация за пять лет не меняется. Омская область сдала позиции и по результатам недавнего исследования агентства «РИА Новости», которое, опираясь на данные ЦБ РФ и Росстата, проранжировало регионы по размерам банковских вкладов населения.
Размеры банковских вкладов физлиц – один из индикаторов состояния дел в местной экономике. По объемам депонированных средств на душу населения, годовой динамике их прироста и доле валютных вкладов можно сделать вывод об уровне доходов различных групп населения. Чем ниже положение региона в списке, тем менее финансово благополучны его жители.
По итогам 2022 года Омская область опустилась на две строчки и находится на 56-й позиции. На декабрь прошлого года среднедушевой объем вкладов составил 137 тысяч рублей. Удивляться приведенной цифре не стоит, так как в расчеты включены не только депозиты, но и другие привлеченные средства, в том числе эскроу-счета. Доля вкладов в валюте в Омской области составляет всего 3,9%, а общий прирост вкладов в процентном выражении уменьшился относительно 2021 года. Большинство регионов Сибири – Красноярский край, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская и Томская области – традиционно разместились в итоговой таблице выше Омска. Лучшие показатели в СФО у новосибирцев – 21-е место.
Данный рейтинг составляется на протяжении нескольких лет и позволяет отследить воздействие внешних факторов: так, в 2020 и 2022 годах все субъекты Федерации попали в схожие обстоятельства, но одни регионы, благодаря грамотному управлению, продолжили улучшать благосостояние своих жителей, а другие пустили все на самотек и просели. Омская область, как видим, относится ко второй группе.
Могут ли омские чиновники быть результативными? И да, и нет. Рассмотрим ситуацию на примере последних новостей о работе мэра Омска Сергея Шелеста.
В 2019 году, еще при Оксане Фадиной, на ремонт закрыли оздоровительный лагерь имени Гагарина 1975 года постройки. Несмотря на ежегодное расходование семи миллионов рублей, детское учреждение никак не удавалось ввести в строй. Наконец, при новом градоначальнике, вопрос «добили» волевым усилием и 10 миллионами рублей на реконструкцию кухни. Летом лагерь примет детей. Далее, в январе 2023 года собственниками был продан ДК «Шинник», и без площадки остались несколько творческих групп, включая уникальную инициативу «Танцы без границ» для людей в инвалидной коляске. Вмешался мэр, и большая часть коллективов обрела базы. Обе простые задачи были успешно решены, потому что все зависело от муниципалитета.
Переместимся на другое, кратно более сложное направление –городские капремонты и крупные стройки. Кроме не раз упомянутой гимназии №88, хватает и других проблем. Омский исполнитель не укладывается в сроки по многострадальному дому для переселенцев из ветхого жилья: даже первого этажа нет. Кстати, еще на этапе заключения договора на 600 миллионов рублей у подрядчика возникли заминки с банковской гарантией, а официальная прибыль компании за 2021 год составила всего 300 тысяч.
Возведение школы в микрорайоне «Серебряный берег» тоже запаздывает и, к тому же, обросло судебными делами против мэрии, способными сдвинуть сроки реализации вправо.
И наконец, имеется еще один потенциальный источник забот – троллейбусное депо за 300 миллионов рублей. Проект по реконструкции отошел «Хатман групп» из Химок, имеющей в портфеле еще 18 (!) действующих госконтрактов на соцобъекты в нескольких регионах РФ, причем один контракт – в Пскове – с ней уже разорвали из-за вопросов к профессионализму.
И что после двух мэрских прогулок выходного дня сдвинулось с места в этих случаях? Ничего. Здесь эффективность Сергея Николаевича под большим вопросом, потому что регионалы, распрорядившиеся подрядами и уже урвавшие свое, просто бросили выжатый лимон зависимому градоначальнику, которому остается тщетно взывать к совести хищников, уже сожравших свою добычу. Утилизация обглоданных губернской командой бюджетных косточек-стандартная ловушка для неуверенного в своей позиции мэра.
На волне новостей о февральском графике встреч президента России с идущими на второй срок главами регионов и руководителями думских фракций, омский губернатор по обыкновению, как-то совсем неуклюже, напомнил о себе через соцсети.
Искусственное представление началось с якобы личного сообщения в официальном тг-канале Буркова в жанре «ошибся чатом». Выглядело все фальшиво и уныло, учитывая, что сам он канал не ведет. Затем последовала забавная перекличка связанных с Бурковым пабликов, через пять минут сменившаяся текстовой трансляцией с места событий.
В кофейне, в нарочито «бюджетной» обстановке губернатор «честно и открыто» отвечал на никому из присутствующих не интересные «острые» вопросы. Банальные истины про выстроенную в регионе систему сдержек и противовесов, а также тектонически глубокую, но тонкую настройку правительства чередовались с комплиментами отдельным застройщикам, похвалами в адрес независимого от Буркова дорожного блока и заочными упреками министру здравоохранения. Развивая тему потенциального переизбрания, губернатор упомянул что-то о начатых проектах, порохе в пороховницах и желании оправдать ожидания людей. «Неформальное общение» завершилось таким же «неформальным» селфи. Из него и стало понятно, что под продвинутыми «телеграмерами», с которыми Бурков встречался «без галстуков», подразумевалась всего лишь прикормленно-прирученная группа медиа-глашатаев, хронически ангажированных на его пресс-конференциях.
Неуклюжую эквилибристику, конечно же, многие заметили, но сомневаемся, что примитивная от задумки до воплощения постановка добавит баллов омскому губернатору. Господин Бурков еще раз показал, что при всей своей рациональности, хитрости и цинизме, он беспечно готов погрузиться в убого организованную инсценировку, усугубляя и без того невыдающийся имидж. Какого чуда в управлении регионом можно ждать от чиновника, запутавшегося даже в собственной пиар-кампании?
Как показывают результаты исследований общественного мнения, россияне трезво оценивают состояние отечественной экономики. Граждане понимают, что Россия вступила в ресурсоемкое противостояние. Люди готовы смириться с тем, что объем проектов развития в регионах может сократиться по сравнению с прошлыми годами, но при этом они ожидают эффективного решения уже существующих локальных проблем. Таким образом, «снизу» сформулирован запрос на активных и результативных руководителей, способных балансировать ситуацию на местах. Подобным ожиданиям граждан соответствует управленец, который видит долговременную перспективу, имеет сформированную стратегию действий и плотно работает по конкретным направлениям.
Александр Бурков так и не удосужился разработать за пять лет княжения истинную стратегию экономического развития региона. Вместо этого он избрал тактику лавирования между мафиозно-клановыми запросами, бездарно скармливая хищникам казенные ресурсы Омской области. Потому он не только не решил ранее существовавшие проблемы, но и добавил к ним новые. Обещания, которые тогдашний врио пачками выдавал жителям Прииртышья в 2017 году, остались пустыми словами. Инновационных промышленных проектов и инвесторов нет, крупные налогоплательщики уходят, дополнительных высокопроизводительных рабочих мест не создано, население области продолжает убывать, мусорная реформа провалена, положение сирот и дольщиков только ухудшилось, стройки по нацпроектам зависли, а на селе беда с транспортным сообщением, газом, качественной водой и медобслуживанием.
Теперь, при катастрофических итогах своей пятилетки Бурков вознамерился претендовать на второй срок. Гордится ему абсолютно нечем, а скрывать приходится слишком многое. Обман и ложное впечатление остаются непременными спутниками его публичной позиции. Хаотичность и велеречивость лишь дополняют облик типичного шулера, тщетно пытающегося выглядеть презентабельным господином. Организованная им модель истребления производительных сил Омской области не уменьшит свои аппетиты, ничего не исправит и останется чуждой к потребностям населения. Другой вопрос – согласятся ли жители Омской области продлить на несколько лет вредительство и саботаж социально-экономической политики Президента Владимира Путина, да еще и в условиях ожесточенной и массированной агрессии коллективного запада против нашей страны?
Создание комфортной и безопасной городской среды в Омской области всегда наталкивается на препятствия, а результат редко радует жителей. О проблемах же общественность стандартно узнает от кого угодно, но только не от ответственных чиновников мэрии.
На днях омская Контрольно-счетная палата рассказала горсовету о своих наблюдениях за проведенным в 2022 году облагораживанием общественных пространств в областном центре. Сквер «Рубиновая мечта», парк «Зеленый остров», улица Бударина, бульвар Веретено, Советский парк, сквер и площади Звезды – везде выявлено множество как мелких, так и крупных нарушений. В одних случаях на площадке вообще отсутствует газон, нет освещения или бортовых камней, в других – исполнители заменили урны на менее объемные, не доделали входную группу и вовремя не установили приствольные решетки. Хуже всего обстоит дело с деревьями. Так, из 14 лип, высаженных на улице Бударина, прижилось только одно дерево. «Зеленый остров», который при особом контроле депутата Оксаны Фадиной облагораживают третий год подряд, не желает приобретать изумрудный оттенок: здесь из 20 тополей прижилось всего два.
Мэрия, отвечая на замечания, отрапортовала о письменных претензиях, направленных подрядчикам, и о том, что меры приняты. Элегантное решение не подводит чиновников из года в год: виноваты недобросовестные исполнители, мы их на словах накажем, но продолжим приглашать на новые объекты. Откровенная халтура стала в последние годы системной характеристикой процессов омского благоустройства. По-другому и не бывает, если люди, призванные по должности блюсти интересы государства и контролировать качество работ, занимаются «обезжириванием» выделенных средств, позволяя до боли знакомым дружественным фирмам как попало высаживать деревья, тончайшим слоем раскатывать асфальт, а также ставить самые дешевые скамейки и урны. К сожалению, даже СВО, как выяснилось, отношение к казенным деньгам пока мало изменила.