Лаврентий Берия – Telegram
Лаврентий Берия
783 subscribers
364 photos
173 videos
2 files
1.93K links
Никто не будет забыт
Download Telegram
Осенью 2024 года муниципалитет Омска озаботился сооружением ливневок. До конца октября за 19 миллионов рублей «Градстрой» Манукяна должен был обустроить 19 локаций в разных частях города. 7,7 миллиона рублей ушло летом на техническое обследование имеющейся ливневой канализации с последующей разработкой электронной схемы. Безусловно, радует, что проблему отведения талых и дождевых вод власти пытаются решать, ведь полноценной системы ливневок в городе не существует, и от избытка осадков улицы часто «плывут». Однако способность мэрии и выбираемых ею подрядчиков качественно завершить даже такие несложные работы вызывает большие сомнения.
Ярким примером стала ситуация на участке основной городской магистрали – улицы Красный Путь – от Городского дворца детского творчества до Аграрного университета. 29 октября в этом районе пассажирский автобус ПАЗ «Омскоблавтотранса» упал в канаву ливневой канализации, причем не обошлось без пострадавших. Мэрия разместила на месте происшествия временные знаки ограничения скорости, а сотрудники муниципальной дорожной службы, посовещавшись, решили укрепить обочину – то есть попросту засыпать ливневку песком и щебнем. Креатив не помог: через несколько дней, 7 ноября, в ту же канаву попал городской пассажирский автобус. В кювет съезжали и легковые автомобили.
Что за роковые чары действуют на водителей в данной географической точке? «Коммерческие вести» изучили историю вопроса. По заказу горадминистрации осенью 2018 года вместо желоба из плит советского времени фирма «ПСК «Строитель» Матвеенко за 5,3 миллиона рублей смонтировала более километра канализации из железобетонных лотков. Заказ выполнили не на совесть: весной 2019 года при обследовании объекта хозяйственники выявили выкрашивание бетона в стыках и полное отсутствие планировки земляного полотна. Линия регулярно забивалась и постепенно разваливалась. Летом 2024 года на средства областной субсидии компания «СибДор» Погосяна взялась за косметический ремонт Красного Пути с заменой верхнего слоя дорожного полотна. Лотки «недоливневки» выкопали, и получилась неглубокая траншея у кромки асфальта, невидимая в темное время суток в свете фонарей. Так возник «аварийно-опасный участок». К слову, у края дороги в 2018 году ставили металлическое ограждение, но оно быстро проржавело и исчезло в 2023 году. В итоге, в 2025-м городской казне опять придется потратиться – на новый перенос злосчастной ливневки и установку бордюров.
Перед нами кейс, объясняющий причины нынешнего упадка муниципальной инфраструктуры. У ответственных омских чиновников, прошедших отрицательный кадровый отбор, нет достаточного опыта и профессиональных знаний, чтобы организовать нормативное обустройство и содержание городских коммуникаций. Зато у них есть меркантильная мотивация приглашать удобных малоквалифицированных исполнителей, совместно уничтожать ресурсы и переделывать халтуру за бюджетный счет каждые пять лет.
Обманутым омским дольщикам указали на ответственного за срыв сроков достройки их домов за счет федерального бюджета. 19 ноября региональные следственные органы сообщили о предъявлении экс-руководителю Омского Фонда защиты прав дольщиков Георгию Пузикову обвинения в злоупотреблении полномочиями. Отметим, что директор фонда сделался бывшим неделей раньше, 13 ноября. Установление обстоятельств совершения преступления продолжается, а ходатайства об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого в суды не поступало. По версии правоохранителей, госслужащий незаконно организовал оплату некачественной проектно-сметной документации, чем нанес ущерб фонду в размере 47 миллионов рублей и замедлил завершение работ на нескольких проблемных домах. Речь, вероятно, идет о многоэтажках, вверенных СПК «Дорстрой» Авеяна и питерской ГК «Энергосистемы», а также о левобережной высотке, порученной заботам ООО «Строитель» Цатиняна. О последней ничего не слышно с середины сентября, когда готовность оценивалась в 70% при планируемой сдаче в декабре текущего года.
Мы много писали о внедренных местечковыми клептократами схемах распила денег на бюджетных стройках. Отдельными кормушками выступали основные стадии процесса: подготовка проектно-сметной документации, прохождение экспертизы, само строительство и строительный контроль. Конкурсы на подготовку ПСД зачастую выигрывали неквалифицированные, а то и просто левые компании, выдававшие негодный, полный ошибок результат. Затем его одобряли такие же малопонятные частные экспертные бюро. По этим фактически бесполезным бумагам соглашались работать карманные строительные фирмы, нацеленные своими бенефициарами на вывод казенных миллионов. Для проведения «правильного» стройконтроля, подразумевавшего согласование необоснованного увеличения стоимости работ, приемку невыполненных услуг и слепоту при виде нарушений и дефектов, приглашались удобные подрядчики из числа малоизвестных иногородних контор или уже прирученных омских организаций. При прежней областной власти такой меркантильный круговорот на стройплощадках соцобъектов повторялся настолько часто, что исполнители из числа чиновников, послушных тайным хозяевам местной экономики, достигли подлинной виртуозности в жонглировании госконтрактами и оплатами. Казенные деньги утекали в нужные карманы, школы и детсады превращались в долгострои, проштрафившиеся подрядчики менялись, а избранные стрелочники вроде замминистра Сычева периодически шли под суд. Федеральная инициатива по защите прав омских дольщиков была обречена на прожорливое внимание со стороны окопавшейся коррупционной матрицы. И ее разгулявшиеся аппетиты теперь могут повлиять на реноме Прииртышья в целом.
Полагаем, что омские затруднения в области доделки долгостроев были считаны извне как негативный сигнал. И отставка Георгия Пузикова вкупе с вниманием к его деятельности должны обозначать стремление исправить ситуацию. Однако, на наш взгляд, формулирования претензий к одному из второстепенных элементов живучей системы погубления бюджетных ресурсов недостаточно. Кроме Пузикова, о подноготной всех привлекаемых контрагентов знали, например, сотрудники областного Минстроя, ныне способные спокойно смотреть в глаза людям, много лет ожидающим вселения в уже оплаченные ими квартиры.
Заявление Президента России Владимира Путина 21 ноября 2024 года: Россия считает себя вправе применять оружие против объектов тех стран, которые позволяют использовать свое оружие против российских объектов.
Развертывание российских ракет средней и меньшей дальности будет зависеть от того, будет ли их разворачивать Запад.
Существующие системы ПРО, в том числе американские элементы в Европе, не смогут перехватывать такие ракеты, как "Орешник".
Новейшие российские ракеты атакуют цели со скоростью 2-3 км в секунду, существующие системы ПРО противника их не перехватывают.
Россия будет заранее предупреждать мирных жителей в случае применения таких систем, как "Орешник".
Применение "Орешника" — ответ на планы США по производству и развертыванию ракет средней и меньшей дальности.
В России с 2025 года начинается реализация новых национальных проектов. В рамках нацпроекта «Семья» на модернизацию учреждений культуры Омская область получит свыше одного миллиарда рублей. В планах регионального правительства – не только капремонт музеев и школ искусств, но и обновление театров. В списке значатся Северный театр в Таре, омские Музыкальный и Пятый театры. Отдельно обсуждается реконструкция Омского театра драмы.
Для современного здания Северного драматического театра имени Михаила Ульянова это будет первый капремонт. Оно открылось в январе 2006 года. Под молодой театр в 2003-2005 годах специалисты омской компании «АСК» полностью перестроили местный кинотеатр «Родина».
Омский музыкальный театр, основанный в 1947 году, въехал в нынешнее уникальное здание в 1982 году. В 2008-2009 годах оно пережило большой ремонт: строители из НПО «Мостовик» вручную перекрыли сложную, «трамплинообразную» кровлю трехслойной мембраной, обшили алюминиевым профилем козырек главного входа, обновили инженерные системы и сети. Много позже, в 2018-2020 годах, силами нескольких организаций в театре обустроили входную группу с центральной лестницей, сделали пандус, привели в порядок боковые фасады, в зрительном зале установили новые кресла, а также цветовое и звуковое оборудование.
Прекрасный Омский драмтеатр – памятник архитектуры начала ХХ века – реконструировали 20 лет назад профессионалы из омского «Стройподряда»: они усилили фундамент, технически переоснастили театр, выполнили ремонт зрительного зала, камерной сцены, внутренних помещений и фасада.
Меньше всего внимания досталось Пятому театру: капремонт фасада здесь должен завершиться в ноябре текущего года. Учреждение, появившееся в Омске в начале 1990-х, базируется в неприметном бывшем ДК «Юбилейный» Судоремонтного завода 1967 года постройки.
Перечень предполагаемых работ на зданиях пока не известен, однако хотелось бы отметить один момент. В «позапрошлую» эпоху ответственные контракты, касающиеся театров, власти заключали с известными омскими строительными фирмами, обладавшими опытом, ресурсами и необходимыми компетенциями. Сегодня, после десяти с лишним лет хозяйничанья в Омской области местечковых разбойников, компаний, способных качественно выполнить задачи по реконструкции подобных общественных объектов, в том числе с сохранением их исторического облика, не осталось – не выдержали навязанную меркантильную гонку на истощение. На смену им пришли невнятные, не слишком искусные подрядчики, выбранные по принципу готовности раскошеливаться.
Задуманное обновление крупных культурных учреждений в их исполнении вряд ли будет сильно отличаться от того, что мы в течение трех с половиной лет наблюдаем на площадке не сданного до сих пор омского ТЮЗа. И уж точно не послужит достижению целей нового нацпроекта.
Проблемный проект организации водоснабжения в поселке Черлак в рамках национального проекта «Чистая вода» вылился в уголовное дело против бывшего главы Черлакского района Виктора Горелова (ушел с поста летом 2023 года) и одного из его заместителей. Предварительно нарушения в деятельности местного самоуправления квалифицированы как превышение должностных полномочий. По мнению правоохранителей, фигуранты, достоверно зная о неготовности объектов системы, подписали акты о приемке работ, на основании которых исполнителю были перечислены бюджетные средства.
Напомним, что масштабный черлакский проект включает в себя два этапа общей стоимостью 367 миллионов рублей: строительство водовода, насосной станции с очистными сооружениями и реконструкцию водопроводных сетей. Два договора в декабре 2021 года администрация района заключила с фирмой «Смарт Групп» из Екатеринбурга. Исполнение первого госконтракта с 30% предоплаты уже полностью завершено, второй контракт оплачен наполовину. Суммарно подрядчику перечислили 300 миллионов рублей, но жители поселка Черлак до сих пор не получили обещанного бесперебойного снабжения питьевой водой, так как со сдачей станции и сетей «Смарт Групп» опаздывает на 16 месяцев.
События в Черлаке мы рассматривали весной 2024 года. При реализации нацпроекта «Чистая вода» в поселке с десятитысячным населением, похоже, имело место стандартное и весьма привычное при прежней региональной власти отгонно-меркантильное действо: авансированные суммы через подрядчика были выведены, а на остатки денег привлеченные субподрядчики вели работы крайне медленными темпами и с нарушением технологии. Между тем, эффективность и целесообразность расходования казенных средств остается на постоянном контроле правоохранителей, и мы предупреждали, что за провалы по «Чистой воде» придется расплачиваться, в том числе чиновникам, неосмотрительно или за толику малую поставившим подписи под документами.
Расследование продолжается, но печальный опыт черлакских коллег уже сейчас стоит осмыслить сотрудникам администрации Артынского сельского поселения Муромцевского района, где та же «Смарт Групп» с апреля 2023 года занимается обустройством системы очистки воды и прокладкой водопровода за 157 миллионов рублей.
Как сообщают местные СМИ, областное правительство планирует развивать экспорт услуг, в частности, медицинский туризм. Предполагается, что к 2030 году количество иностранных пациентов в Омской области увеличится до 26 тысяч человек. Для справки: в 2023 году омские врачи приняли 16,5 тысяч жителей зарубежья, а за 2024 года минздрав зафиксировал 14 тысяч пациентов с иностранным гражданством.
Идея не нова: развитием медицинского туризма в нашем регионе власти озаботились несколько лет назад, после того, как федеральное правительство в 2017 году запустило в работу соответствующую госпрограмму.
Ставку решено было сделать не столько на оздоровительный, сколько на клинический туризм – поездки на лечение в омские больницы. В августе 2017 года заработал специализированный сайт, где разместили контакты лечебных учреждений для привлечения иногородних и иностранных пациентов, а клиники обзавелись «туристическими» англоязычными разделами на своих сайтах. И тут же начались чудеса статистики: в 2017 году в области насчитали 42 тысячи пролеченных зарубежных граждан, в 2018 году – уже 54 тысячи. Потом изменилась методика сбора данных, исключившая скорую помощь, оказываемую бесплатно, и в 2019 году количество зарегистрированных «медицинских туристов» упало до 21 тысячи человек.
Кто же из иностранцев заинтересован в получении врачебной помощи в Омской области? В отчетах омского Минздрава фигурирует пять десятков стран, вплоть до Перу и Замбии, но в реальности основными потребителями местных медицинских услуг были и остаются граждане Казахстана, в том числе приезжающие в Омск учиться или работать. Второе место занимают выходцы из других государств ближнего зарубежья – Армении, Таджикистана, Узбекистана. Еще одна группа поклонников омской медицины складывается из наших бывших соотечественников, проживающих за границей. Для них стоимость, например, стоматологического лечения в Омске приемлема даже с учетом затрат на проезд.
Впрочем, за исключением, пожалуй, направления офтальмологии с его заслуженной репутацией, высококлассными специалистами и современным оборудованием, Омская область пока мало что может предложить состоятельному иностранному пациенту из стран дальнего зарубежья. Общее состояние системы регионального здравоохранения оставляет желать лучшего. Медицинские учреждения постоянно оптимизируются, ремонты зданий и замена вышедшего из строя оборудования проводятся нерегулярно, а иногда и вовсе только после вмешательства прокуратуры, опытных врачей и среднего медперсонала не хватает, объемы высокотехнологичной помощи не растут. На этом фоне новое возвращение к медицинско-туристическим инициативам выглядит несколько неуместным и имеет крайне мало шансов на успех.
В рамках «Транспортной недели-2024» в Москве состоялось чествование регионов-лидеров отрасли по реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». При подведении итогов дорожных работ за год регионы оценивают по целому ряду критериев, в том числе по достижению показателей эффективности реализации программ дорожной деятельности, качеству реализации объектов, финансовой и исполнительской дисциплине. В 2024 году за достижение наилучших показателей нацпроекта БКД отметили 18 субъектов РФ, из них 11 – впервые, еще два десятка наградили в специальных номинациях. Омской области, где насчитывается 24 тысячи километров автодорог, в списках лучших нет и не было, хотя местные СМИ несколько лет полнились оптимистическими отчетами об опережающих темпах капремонта автомагистралей, проведенных по нацпроекту.
Формально показатели, заложенные в региональную программу «Дорожная сеть», в той или иной степени достигнуты. Доля автодорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, постепенно увеличивается и составляет 45,1% при общероссийском показателе 54,1%. В Омске доля городской дорожной сети, находящейся в нормативном состоянии, превысила 80%.
Дороги делаются, но с одним «но» – проблемами качества. Результат труда дорожников часто омрачает радость жителей Прииртышья от реализации федеральной инициативы. В областном центре дорожный ремонт оказывается укладкой пористого, ползущего асфальта с моментально исчезающей разметкой и нулевым водоотведением. Полотно идет колеями, трескается и быстро разрушается. На обновленных трассах в районах области также отмечаются трещины и просадки покрытия, фиксируются деформация обочин и износ разметки. Между тем, характеристики асфальта, состояние обочин и дорожной маркировки влияют на аварийность, и Омская область, к сожалению, третий год подряд остается в тройке субъектов РФ с максимальным количеством ДТП с пострадавшими.
Мы поясняли, что низкое качество дорожных работ в регионе является следствием изощренного мздоимства и отсутствия контроля, принявших значительный размах при прежней областной администрации. После реорганизации системы областных ДРСУ, в Прииртышье сформировался пул постоянных частных участников нацпроекта. Благодаря небескорыстным усилиям дружественных чиновников, независимо от поступивших претензий, эти подрядчики выполняют растущие объемы заказов одновременно в муниципальных районах и на улицах областного центра, а некоторые умудряются параллельно ремонтировать мосты, завершать долгострои и благоустраивать скверы. Ни о каком качестве и соблюдении технологии дорожного строительства и ремонта в таких условиях, разумеется, речи идти не может.
Все вышеперечисленные моменты учитываются при внешней оценке работы Омской области по развитию дорожно-транспортной системы. И она адекватна.
В 2025 году стартует новый нацпроект «Инфраструктура для жизни», и Омская область рассчитывает на выделение дополнительных ассигнований. Однако если не навести порядок и не исключить пагубное воздействие меркантильного фактора, то при всей поддержке федерального центра мы еще долго не сможем увидеть Омскую область среди лидеров по эффективности строительства и ремонта дорожной инфраструктуры.
В канун наступления календарной зимы омских энергетиков снова помянули не очень добрым словом. Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев провел окружное совещание об итогах подготовки и о прохождении отопительного периода 2024-2025 годов в регионах СФО. Он, в частности, указал, что неполучение паспортов готовности к зиме несколькими крупными городами Сибири, в том числе Омском, является серьезным негативным сигналом.
Оценку, данную Анатолием Серышевым, поспешил дополнить мэр Сергей Шелест, опубликовавший в своем телеграм-канале акт проверки готовности муниципального образования от 15 ноября 2024 года. Глава города утверждает, что ответственность за отрицательные выводы комиссии Ростехнадзора лежит на теплогенерирующей компании, не исполнившей в полном объеме требования ведомства.
Тем временем в омском информационном пространстве уже начали циркулировать списки нарушений, допущенных на ТЭЦ-5, где в качестве весьма распространенного явления фигурирует эксплуатация базовых элементов котельного и иного технологического оборудования сверх ресурса без проведения мероприятий по продлению срока работы.
Фиксируемая изношенность агрегатов и трубопроводов при наличии заложенных в тариф затрат на их обновление вновь красноречиво свидетельствует о хроническом выводе средств и коррупционном обескровливании теплогенерации.
Энергетики в ответ на претензии бестрепетно заявляют, что до сих пор не устраненные нарушения на ТЭЦ-5, обогревающей треть жилого фонда в Омске, не влияют на прохождение отопительного сезона, и со всеми замечаниями персонал станции собирается разобраться в срок. Смелость операторов генерации можно было бы назвать безрассудством, если не принимать в расчет того, что растаскиваемыми ресурсами они щедро делились и делятся с целым сонмом местечковых крышевателей, способных пресечь любой правдоискательский интерес.
Именно поэтому несколько драгоценных месяцев 2024 года все возможные местные инстанции и представители власти, в первую очередь, омский градоначальник, исполняли вокруг теплоцентралей исключительно ритуальные танцы, так и не решившись подступиться с системной проверкой к этой цитадели лихоимства. Шелест и сегодня «надеется», что после реакции полпреда руководство теплогенерирующего комплекса одумается и «всерьез займется модернизацией своего хозяйства».
Судя по удручающей возне вокруг омской энергетики, горожане никак не застрахованы от повторения инцидентов на ключевых теплоисточниках. Повлиять на ситуацию может только жесткая реакция государства. Как раз сейчас Генеральная прокуратура России занимается обследованием сферы ЖКХ в Челябинской области. В ходе своего первого визита в уральский регион генпрокурор России Игорь Краснов обнаружил столько проблем, что поручил подчиненным не только дать уголовно-правовую оценку действиям управляющих компаний, но и проверить, что делают все уполномоченные органы. Аналогичное вмешательство критически необходимо и омскому коммунальному хозяйству, и прежде всего, энергогенерации и сфере теплоснабжения.
Пока по заказу региональных властей специалисты Высшей школы экономики разрабатывают мастер-план Тары, поступают новые сводки с полей реформирования Тарской центральной районной больницы – ключевого лечебного учреждения для второго по величине города Омской области и для всех северных муниципальных районов.
Месяц назад стало известно о том, что сразу три отделения Тарской ЦРБ – рентгенологическое, лечебно-диагностическое и лабораторное – собираются передать в ведение омского Клинического диагностического центра.
Первой «ласточкой» решено сделать рентгенологическое отделение. Согласно комментарию областного Минздрава, создание филиала Диагностического центра в Таре с закреплением за ним тяжелого оборудования, персонала и помещений, «снимет с Тарской ЦРБ финансовое бремя по ремонту и обслуживанию аппаратов, уменьшит время ремонтного простоя и увеличит объем обследований за счет возможности круглосуточно описывать результаты».
Из Тары возражают, указывая на то, что фактически к февралю 2025 года у больницы будет забрано не только «тяжелое» оборудование для МРТ и КТ, но и другие аппараты для рентгенографии, флюроографии и маммографии. Вместе с медтехникой учреждение потеряет и соответствующие статьи доходов, в том числе выплаты по ОМС. При этом потребность выполнять рентгенологические исследования в неотложном и плановом порядке сохранится. Сотрудники ЦРБ опасаются, что больнице, расставшейся с собственным оборудованием, за проведение подобных процедур для пациентов придется платить Диагностическому центру. После реализации весьма спорной управленческой модели в R-отделении «улучшатели» повторят алгоритм с оборудованием для функциональной диагностики и приборным парком лаборатории. В итоге Тарская ЦРБ рискует снизить эффективность работы и превратиться в большой фельдшерский пункт, зато под зонтиком Минздрава Диагностический центр, где в октябре 2024 года сменился главврач, сможет зарабатывать как на ОМС, так и на развитии платных услуг во вновь организованном подразделении.
Проблема состоит вовсе не в непреклонной нацеленности оптимизаторов на Тарскую ЦРБ. Настораживает очередная сомнительная перекройка государственной медицины в регионе на фоне провозглашаемой вслух заботы о будущем жителей Прииртышья. Кроме опорной северной больницы, под «ножницы» попала региональная служба крови, в миллионном Омске перетряхнули роддома, сократив число акушерских стационаров до трех, следом добрались и до городских поликлиник: одной ГП в Омске станет меньше, а ее основной корпус присоединят к упомянутому выше Клиническому диагностическому центру. Разумеется, чиновники уверяют, что все нынешние телодвижения направлены исключительно на причинение добра гражданам и упрощение получения последними расширенного спектра медицинских услуг, но наш прогноз скорее негативный. Меркантильно мотивированные слияния и ликвидации учреждений в системе регионального здравоохранения на деле обернутся уменьшением объема бесплатной помощи, оказываемой населению, и ухудшением ее качества. Между тем, сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей является одной из национальных целей развития России на ближайшие годы, поставленной президентом РФ Владимиром Путиным, и без обеспечения граждан доступной современной медициной достичь ее невозможно.
Зарубежные СМИ сообщают, что разведка европейских стран опасается контрабанды оружия и наплыва украинских военных после окончания конфликта на Украине.
На фоне боевых действий незаконный оборот оружия в Европе увеличивается. На старте гибридного противостояния с Россией западные страны старательно накачивали Украину всеми видами летального оружия в расчете на то, что удастся быстро нанести нашей стране поражение, изолировать ее и исключить из числа крупных международных игроков.
За без малого три года антироссийская коалиция поставила Киеву миллионы единиц оружия, военной техники и снаряжения на десятки миллиардов долларов. На Украине появились современные противотанковые комплексы, гранатометы и стрелковое оружие, мины, беспилотные аппараты, артиллерийские установки, ракетные системы, танки, самолеты и высокотехнологичные средства разведки. Однако Россию не удалось ни сломить, ни изолировать, и она продолжает работать над достижением целей специальной военной операции. Зато с затягиванием конфликта и постоянным увеличением объема поставок военной помощи на Украине активно развивается плохо контролируемый черный рынок оружия. Вооружение через даркнет и систему тайников распродается очень широко и – что важно – сбывается преступным группировкам в самой Европе. Открытые предупреждения со стороны России о том, что западное оружие расползается по миру, звучали с середины 2022 года, но наличие неудобной проблемы ближайшие союзники Украины предпочитали замалчивать, ограничиваясь осторожными выражениями обеспокоенности. Между тем, утекшее во время балканских войн оружие и тридцать лет спустя продолжает всплывать в руках европейских криминальных формирований. То же самое будет происходить с переданными Украине винтовками, гранатами и другими боеприпасами, которые уже просачивались в Финляндию, Швецию и Нидерланды.
Подпольное хождение огромного количества оружия превратится в еще бóльшую угрозу безопасности с связи с ожидаемым притоком в Европу бывших украинских военнослужащих. После завершения участия в боевых действиях значительная часть боевиков не вернется домой, а направится за границу. Многие из этих людей успели под видом беженцев вывезти свои семьи в Чехию, Польшу, Испанию и Германию, и постараются воссоединиться с родными. В экономике стран, предоставивших им убежище, места для чужаков нет, а прозябать на пособие недавние солдаты, воевавшие, в сущности, за европейские интересы, не согласятся. Для них останется один легкий путь к большим заработкам – преступная деятельность самого разного профиля. В конце ноября 2024 года, например, испанская полиция отчиталась о ликвидации наркогруппировки во главе с лидером-украинцем из числа бывших военных, доставлявшей грузы с помощью привезенных с Украины БЛА самолетного типа. Пока криминальная активность украинцев в ЕС носит ограниченный характер, но когда тысячи умеющих стрелять мужчин с ПТСР переместятся на запад, вооружатся и консолидируются, европейские страны могут захлестнуть волны доселе неведомых им бесчинств и бандитизма.
Таким образом, за глупую и близорукую политику поддержки Украины европейские государства заплатят не только экономическими неурядицами, но и безудержным шквалом преступности в своем доме. И это будет закономерно-справедливая цена.
В рамках XX Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Уфе омская делегация обсуждала с руководством Башкирии вопросы промышленной кооперации. Губернские власти считают, что такое сотрудничество поможет вывести отношения между Омской областью и Республикой Башкортостан на качественно иной уровень.
Отметим, что омские и башкирские предприятия ныне входят в межрегиональный промышленный химический кластер, зарегистрированный Министерством промышленности и торговли России в апреле текущего года. Кластер объединяет химические компании Иркутской области, Республики Башкортостан, Омской области, Чувашской Республики и Республики Марий Эл. От Башкортостана в число участников межрегионального объединения включена крупнейшая «Башкирская содовая компания». Омск представляет Завод нефтегазовых систем («ЗНГС»), поставщик трубопроводной арматуры. Еще один совместный межрегиональный промышленный кластер со специализацией в области производства стекла, сырья для стекольной промышленности, пленки и оконных изделий, внесенный в реестр Минпромторга России в феврале 2024 года, связывает более десятка башкирских и омских предприятий.
Рассматривая перспективы промкооперации, обратимся к событиям семилетней давности. В сентябре 2017 года правительства Башкирии и Омской области объявили о намерении создать первый в РФ межрегиональный кластер нефтехимии. Соответствующее соглашение главы двух субъектов РФ подписали в октябре того же года в Уфе, где проходил III Форум малого бизнеса регионов стран - участниц ШОС и БРИКС. По замыслу создателей, межрегиональное кластерное сотрудничество должно было способствовать развитию нефтегазового и нефтехимического комплексов обоих регионов. Объединение усилий за счет осуществления совместных инвестиционных программ и сотрудничества с НИИ и вузами позволило бы убыстрить и удешевить процессы, и обеспечить углубление переработки нефтехимической продукции. Кроме того, башкирская сторона могла предоставить омичам услуги по проведению проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ, а также по изготовлению промышленного оборудования. Предполагалось, что соглашение реализуют в течение 12 лет, а объем инвестиций составит 200 миллиардов рублей. И кто теперь об этом помнит?
Вполне возможно, что представители Башкирии, подписывая документ, имели конкретное практическое видение будущего взаимодействия, только вот в Омске базой развития должен был стать симулякр – небезызвестный Нефтехимический промышленный кластер Омской области. Это искусственное образование, наскоро слепленное ради федерального пиара местных чиновников и получения господдержки для якорных участников, изначально не предусматривало установления кооперационных связей, совместного использования инфраструктуры, подключения малого и среднего бизнеса. Оно угасло, едва появившись, и утянуло за собой в небытие первый омско-башкирский кластер.
Полагаем, что подход действующего омского регионального руководства все же выгодно отличается от позиции его предшественников, и в межрегиональные инициативы, координируемые из Иркутска и Уфы, заложены реальные прочные основы для будущего стратегического партнерства. Только в этом случае новые объединения с участием Омской области действительно смогут дать ожидаемый эффект.
В Омске к 2026 году собираются построить платный мост через реку Омь протяженностью 1,2 километра. Инициатива обсуждается с 2019 года и даже внесена в генплан города. За пятилетку сменились потенциальные инвесторы, изменилась организация системы взимания платы и пока до двух миллиардов рублей увеличились затраты на строительство. На бумаге все выглядит складно: благодаря мосту от большегрузного транспорта освободятся центральные улицы города, а «северный промышленный узел соединится с восточным». Ориентировочно стоимость проезда платного участка привяжут к цене литра топлива, а для общественного транспорта и машин экстренных служб пользование переправой сделают бесплатным.
Отметим, что несмотря на давнее существование механизмов по созданию инфраструктурных объектов усилиями частного бизнеса при поддержке государства и финансовых организаций, официально в России построены и функционируют единичные платные мосты и путепроводы. В их число входят путепровод в Рязани (2012), западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, ЗСД (2016), переправа через реку Пур на Ямале (2020), а также мосты через реки Каму и Буй в Удмуртии (2017). Рассмотрим специфику каждого из упомянутых проектов.
Так, рязанский путепровод, первый платный переход в России, связывающий два микрорайона, разделенные ж/д путями, вышел на окупаемость через три года, но из-за роста объема перевозок стал генерировать заторы в часы пик. С 2017 года концессионер упорно избегает перехода на современную безостановочную безбарьерную систему оплаты проезда и судится с мэрией, ссылаясь на отсутствие технической возможности и экономической целесообразности.
Западный скоростной диаметр с тремя мостами и тоннелем, на две трети профинансированный региональным и федеральным бюджетами, до 2020 года включительно не приносил дохода, и инвестору перечисляли из казны Санкт-Петербурга несколько миллиардов рублей в год недополученной прибыли. Уже после выхода ЗСД на рентабельность в рамках исполнения своих обязательств муниципалитет продолжает гасить займы, взятые на строительство Центрального участка.
По Пуровскому мосту, обеспечивающему круглогодичное сообщение жителей ЯНАО с Большой землей, проезжают бесплатно легковые автомобили, общественный транспорт, машины скорой помощи и пожарные, но для грузовых коммерческих автомобилей тарифы таковы, что эту платную переправу назвали самой дорогой в России. Зато уже через год после открытия уникальный для Севера объект превысил плановые параметры по выручке, что позволило провести в 2021-2022 годах выплату 900 миллионов рублей в бюджет субъекта РФ.
Самым проблемным со всех сторон оказался удмуртский проект. Комплекс из двух мостов построили на вложения концессионера, средства банка ВТБ и республиканского правительства с опозданием на год и отступлениями от технической документации. Мосты через Каму и Буй обошлись ныне покойному главе Удмуртии Александру Соловьеву очень дорого: весной 2017 года чиновник был задержан, а в 2020 году признан виновным в получении взяток на 140 миллионов рублей от компании, возводившей объекты. После из-за неверных расчетов транспортных потоков республике в рамках подписанного договора пришлось возмещать концессионеру выпадающие доходы в размере 450 миллионов рублей в год, и она несколько лет безуспешно ведет переговоры о передаче сооружений в федеральную собственность.
Омская платная инициатива вызывает много вопросов – по поводу условий концессионного соглашения, адекватности планируемой финансовой модели, корректности оценки трафика грузовых автомобилей, платежеспособности потребителей услуги, специфики отвода земель, выбора будущего исполнителя работ, а также касательно затрат из областного бюджета на подготовку подъездных путей. Очень важно уделить всем нюансам максимальное внимание, чтобы не реализовался пессимистический сценарий.
Все «стандартно»: частичное перекрытие моста через Иртыш у Телецентра в Омске в первые же будние дни парализовало движение в Кировском и Советском округах. Жители Левобережья, дружно опаздывающие на работу, не жалели добрых слов в адрес ответственных чиновников горадминистрации, которые сначала дали неверную информацию о количестве открытых для проезда полос, а потом в порядке антикризисных коммуникаций и вовсе попытались обвинить в возникновении пробок самих горожан. Представитель дептранса доверительно рассказал журналистам, что текущие условия благоприятны, и проезд по мосту занимает всего полторы минуты. Он и не солгал, ведь полтора часа времени, проведенных в заторах на подходах к переправе с двух сторон, не обязательно учитывать. Затем в прессе выступили подрядчики из «СтройТраста», ранее омичами на перекрытом мосту не замеченные, с повестью о мероприятиях, проводимых в теле сооружения. Впрочем, как показал не завершенный в срок комплексный ремонт бульвара Архитекторов, медийную активность данного исполнителя стабильно можно считать обратно пропорциональной полученным результатам.
Феерическим оказалось и послание мэра, поручившего своим замам, «СтройТрасту» и сотрудникам ГАИ выработать некие «дополнительные» варианты решения проблемы. Дополнительные, видимо, к судорожной перенастройке светофоров и сдвиганию вправо-влево перегораживающих мост бетонных блоков.
Мост другой, а обстоятельства повторяются как под копирку. 15 февраля 2023 года с подобного хаоса на прилегающих магистралях начинался капитальный ремонт старейшего в Омске Ленинградского моста. Перед его началом Сергей Шелест анонсировал опрос горожан на тему транспортного сообщения при частичном ограничении движения, и жители Омска прилежно отвечали. Однако сотрудники мэрии, имевшие в своем распоряжении несколько месяцев на подготовку, так и не проработали пути объезда и альтернативные маршруты.
Через полтора года снова двухгодичный капремонт моста, снова опрос, и снова коллапс, просьбы «потерпеть» и искренние упования на то, что ситуация в течение двух-трех предновогодних недель «сама нивелируется».
Но это еще не все. Впереди у горожан третье испытание – на обновление моста через Иртыш с октября 2025 года наложится капремонт Комсомольского моста через Омь в центре города, тоже, видимо, с бессмысленным предварительным «изучением мнения» людей.
Такие острые для города моменты максимально ярко демонстрируют полную неспособность муниципальных служащих к любой организационной и координационной деятельности. У нынешних омских властей отсутствует представление о динамике изменений транспортных потоков в городе, текущих и будущих транспортных потребностях омичей, они не могут наладить взаимодействие с профильными учеными специалистами для анализа и прогнозирования дорожной обстановки. Зато у муниципалов здорово получается раздавать госконтракты удобным подрядчикам, не спрашивая за качество и сроки, и угощать аудиторию гротескными комментариями.
В 2024 году отмечает 30-летие городской парламент. Первое заседание муниципального выборного органа состоялось 9 декабря 1994 года, и его представители решили, что будут называться «депутатами городского Совета», чтобы «сохранить историческую преемственность с предыдущими органами демократии».
С чем подошел законодательный орган к своему юбилею? Представление об этом можно получить, бегло пролистав омские новости о деятельности депутатского корпуса 7-го созыва, избранного в 2022-м.
За один только 2024 год парламентарии как минимум трижды безропотно проголосовали за непопулярные и сомнительные инициативы. Так, они не возражали против существенного повышения стоимости проезда в общественном транспорте, больно ударившего по льготным категориям пассажиров. Депутаты охотно согласовали передачу в концессию благоустроенного за федеральный счет парка «Зеленый остров» и одобрили мутную идею с введением инфраструктурного сбора с застройщиков, остановившую на полгода омские стройки. Члены горсовета попадали в громкие внешние скандалы. Например, вице-спикера Омского городского совета Дмитрия Саханя задерживали в Москве по делу о парковой земле, открытому против последователей бывшего омского мэра Виктора Шрейдера. Еще один народный избранник Александр Сокин сыграл в эфире федерального телеканала роль мальчика для битья вместо представителей муниципальных властей и был изгнан из студии. А какие странные предложения порой звучали из уст депутатов – одним хотелось на фоне отвода сразу 50 центральных улиц под платные парковки поставить в городе не прижившиеся даже в столице роторные модули, другим – передать зимнюю уборку окраинных улиц на аутсорсинг омским асфальтовым королям – компаниям, не слишком качественно выполняющим ремонт дорог.
Еще четыре года назад в Омском горсовете 6-го созыва были возможны прения, и отдельные, по-настоящему серьезные фигуры пытались отстаивать интересы города и омичей. Вспомним хотя бы расследование Юрия Федотова, в 2021 году публично разоблачившего «подвиги» улыбчивого уральца Андрея Жуковского при «освоении» миллиардных президентских субсидий в муниципальном «Омскэлектро». Председателю комитета по финансово-бюджетным вопросам коллеги тогда устроили срежиссированную травлю, а затем спешно и незаконно лишили мандата, что стало последним ударом по имиджу представительного органа.
С осени 2022 года, после плебисцита с симптоматично низкой явкой, горсовет покинули несколько депутатов, но их отсутствия никто не заметил, а на довыборах сочли нужным побывать 8-9% зарегистрированных в округах избирателей. По-другому и быть не могло: в нынешнем, зачищенном до скрипа предыдущей областной администрацией составе подавляющее большинство составляют разнообразные сбитые летчики, зависимые и скомпрометированные пешки и беспринципные карьеристы, не имеющие ни собственных взглядов, ни опыта, ни авторитета. Они не скрывают, что ориентированы не на профессиональную работу на благо омичей, а на исполнение прихотей своих патронов по коррупционному истреблению земельных и бюджетных ресурсов города.
Омский горсовет постепенно утрачивает какую-либо ценность в глазах наблюдающих за ним горожан. И этот процесс, к сожалению, практически невозможно остановить.
«Коммерческие вести» опубликовали отчет с заседания Госдумы РФ, на котором депутат от КПРФ Андрей Алехин продвигал поправку в бюджет о выделении средств на модернизацию коммунальной инфраструктуры Омска. Известно, что весь коммунальный комплекс областного центра, включая сети и энергогенерацию, находится в кризисе. Регресс начался не вчера. Десятилетиями, еще с эпохи Полежаева, проблемы игнорировались по принципу «есть-пить не просит, и хорошо». Теперь они накопились настолько тяжелым ворохом, что по щелчку пальцев ничего не исправить.
Казалось бы, что предосудительного в том, что представитель коммунистов, наконец, вышел с конструктивной инициативой на благо миллионного города? Но нет, некий Епанчинцев, мнящий себя аж политическим аналитиком, как всегда ,в тупо словесных испражнениях обвинил парламентария якобы в популизме.Выглядело сие действо весьма смешно: некое серое пятно упрекает депутата Алехина в исполнении депутатских обязанностей,поставившего вопрос о финансировании обновления омской сферы ЖКХ. Глупость дурака беспредельна, но в данном случае прихлебатель из бондаревской обоймы высказывает, как может, точку зрения своих хозяев. Альянс некогда всесильных подпольных властителей региональной экономики, скукожился, но продолжает судорожно тянуться за мздой ,противоположной чаяниям горожан.
Из комментария председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Андрея Макарова на запрос Андрея Алехина следует, что за Омской областью закрепили 1,9 миллиарда рублей на модернизацию коммунальной инфраструктуры, но в 2023–2024 годах ассигнований не дали, так как регион не представил проектно-сметную документацию ни на один объект. Речь идет, прежде всего, о муниципальной «Тепловой компании». Ситуация на городских теплосетях с износом в 70% единодушно оценивается как тревожная. «Увядшую» инфраструктуру необходимо приводить в порядок, однако до сих пор ревизии и паспортизации всех коммуникаций проведено не было. Часть имеющихся теплосетей, в том числе оставшихся после ликвидированных в 1990-е организаций, вообще не стоит на балансе, это «серая зона». На такие сети нет схем, они не входят в программы обслуживания и ремонта, зато на этих «ниточках» висит отопление жилых домов. Едва не обанкротившееся из-за хронического растаскивания ресурсов муниципальное предприятие не имеет полного представления о собственных потребностях, поэтому не может расставить приоритеты и уж тем более заказать ПСД на модернизацию отдельных участков. Впрочем, ругать одного мэра за развал «Тепловой компании» большого смысла нет: во-первых, взаимодействие осуществляют его подчиненные в статусе заместителей, а во-вторых, влияние мафиозного кружка на Шелеста падает по мере того, как растет эффективность сотрудничества градоначальника с действующим губернатором региона.
Муниципальная собственность, находящаяся под слабым контролем властей, – ценный плацдарм для местечковых решальщиков в условиях, когда из их рук выбывают значимые активы, а в запасе остаются разве что главы муниципальных районов. Андрею Алехину напакостили исключительно за то, что привлек к омским отопительным неурядицам внимание федерального центра, чем увеличил риски для коррупционных мокриц, справедливо опасающихся солнечного света.
Омские энергетики продолжают вести себя как кот Васька в известной басне Ивана Крылова не только при подготовке к зимнему сезону 2024-25, но и в вопросе устранения последствий ущербного функционирования золоотвала ТЭЦ-5.
В сентябре 2024 года в Омской области был введен режим повышенной готовности из-за подтопления двух сел Омского района (Ульяновки и Морозовки), а также омского микрорайона Осташково и 11 садоводств. Бедствие связывали с расположенным поблизости складом обводненной золы ТЭЦ-5, принадлежащим энергетикам, но последние свою причастность отрицали. Заболачивание земель, граничащих с золоотвалом, местные дачники заметили восемь лет назад после строительства новых секций хранилища. После ввода весной 2023 года в работу секции 4А надолго оказались под водой несколько СНТ в черте Омска, а в 2024-м подтопление вышло за границы города. В ответ на жалобы населения, публикации в СМИ и соцсетях региональные власти организовали откачку вод, однако мероприятие не дало ожидаемого эффекта.
Наступила зима. Вода не ушла, казенное насосное оборудование стало выходить из строя, а энергетики исчезли с радаров. Дачные участки в Осташковском микрорайоне остаются залитыми, и их владельцы смирились с потерями. Крайне тяжело приходится жителям сел Омского района: в Морозовке в воде оказались 160 домов, включая 35 двух- и трехэтажных, школа, детский сад и ДК, а в соседней Ракитинке в зону подтопления попали сотни домов. Судьба жилья под угрозой, так как фундаменты от влаги деформируются, а за окном – минусовые температуры.
Мы уже объясняли, что корнем проблемы можно считать разлагающий коррупционный фактор, много лет воздействующий на омскую энергетику. Части золоотвала строились с нарушениями, а ресурсы, выделенные на проектирование, возведение и нормативную эксплуатацию сооружения, тупо растаскивались местечковым криминальным сообществом.Судя по отсутствию радикальных решений в отношении генерирующей компании и ее должностных лиц, омские энергетики по-прежнему уверены в своей безнаказанности. Ибо уповают на подпольные коррупционные договорняки с контролирующими инстанциями.Даже зная, что вопрос соблюдения прав пострадавших из-за потопа граждан находится на контроле прокуратуры, они упорно не занимаются отведением поверхностных и стоковых вод, оспаривают выводы прокуратуры, но готовы потратить дополнительно 36 миллионов рублей на расширение злосчастной секции 4А.
Между тем, скандал имеет потенциал снова выйти за рамки региона. 27 ноября 2024 года газета «Коммерческие вести» в печатной версии опубликовала открытое обращение жителей сел Морозовка и Ракитинка к президенту России Владимиру Путину с описанием ситуации и просьбой о помощи.
Буксующее в потоке формализма дело о зольном затоплении, наряду с неустранением нарушений на ТЭЦ-5, доказывает, что вмешательство государства в энергохозяйство отдельно взятого субъекта РФ более чем назрело.
Интервью Генерального прокурора России Игоря Краснова (ТАСС)

Обращение в доход государства имущества чиновников, приобретенного на неподтвержденные доходы – очень эффективный способ воздействия на проигнорировавших закон должностных лиц. Изъятием такого имущества и доходов у конкретных коррупционеров мы обнуляем всякую целесообразность незаконной наживы. Такая вот таблетка от жадности. Уверен, что и профилактический эффект тоже есть.

За пять лет прокурорами предъявлено более 400 исков, в доход государства с коррупционеров взыскано свыше 11 тыс. объектов движимого и недвижимого имущества, а также денежных средств на сумму, превышающую 760 млрд рублей. Для сравнения, на эти деньги можно построить более 250 образовательных учреждений — средняя стоимость строительства одной школы составляет около 3 млрд рублей. Вот в этом и заключается вся гниль и мерзость коррупционеров. Вместо строительства школ, покупки лекарств, помощи многодетным семьям — набивают свои бездонные карманы.
Целых шесть месяцев 2024 года горадминистрация старательно выкручивала руки омским застройщикам, вынуждая их согласиться на увязывание выдачи разрешения на строительство многоквартирных жилых домов (РНС) с созданием социальной инфраструктуры. В июле-августе отраслевое сообщество наконец сдалось: условия мэрии приняли и крупные местные игроки, и пришлые девелоперы.
Итак, две омские компании «Брик» и «Полат» вскладчину отремонтируют здание бывшего детского сада, переданное гимназии №85, чем увеличат вместимость учреждения на 219 мест. Предполагаемый объем затрат не раскрывается. Группа компаний-застройщиков, связанная с Алексеем Царуком, в обмен на разрешение построить четыре высотных дома в Амурском поселке обязалась возвести детский сад на 310 мест. В стройку вкладывается и еще одна фирма того же владельца, работающая на Московке.
Иногородние строители активно сыплют обещаниями. Краснодарская «Догма», с опозданием на пару лет получившая свое первое РНС, откроет в Ленинском округе дошкольное учреждение на 290 малышей. Питерский «Эталон» в качестве социально ответственного частного партнера построит для Омска сразу три школы и семь детских садов суммарно на 5300 мест.
От уральской «Брусники» мэрия ждет ультрасовременный лицей на 1550 мест и детсад в «Кварталах Драверта». Впрочем, застройщик, запроектировавший здание с атриумом и прочей красотой за 3 миллиарда рублей, не готов сооружать его самостоятельно: он ищет инструменты, позволяющие вернуть часть средств из бюджета города или области. Вожделенный детсад компания все же планирует сдать – это будет встроенный объект в рамках четвертой очереди.
Московский «Глоракс», выкупивший площадку бывшего санатория «Рассвет», согласен возвести детский сад на 200 детей и выступить соинвестором строительства школы, хотя пока до подписания соглашения дело не дошло.
Картина в целом позитивная, но ее портят несколько моментов. Во-первых, отсутствует указание на сроки и не установлены реальные механизмы контроля исполнения обязательств. Во-вторых, с помощью сбора никак не решаются существующие острые проблемы доступности школьного и дошкольного образования в других ранее возведенных с благословения мэрии новых микрорайонах в Советском, Кировском и Ленинском округах. И, в-третьих, по-прежнему остается не проясненным назначение уже собранных денежных средств.
Известно, что муниципалитет заключил три «денежных» договора: один с «Горпроектом» и два – с ЗСЖБ №6. До конца 2025 года первый застройщик заплатит 50 миллионов рублей, а второй – почти 120 миллионов. На детсад, оценивающийся в нынешних условиях в полмиллиарда рублей, этого не хватит, на школу – тем более. Кто и как будет пользоваться полученными немалыми деньгами, где они осядут – вопрос, нуждающийся в пристальном изучении. Ведь очевидно, что закулисные вдохновители спорной инфраструктурной инициативы муниципалов не смогут пройти мимо столь лакомых сумм так же, как это было в свое время с фондами Союза строителей Омской области.
Судя по материалам брифинга, посвященного Международному дню борьбы с коррупцией, расследование нечистоплотной возни в министерстве труда и социального развития Омской области постоянно приносит плоды. Фактически идет разгром: признаны противозаконными действия 30 служащих министерства и руководителей подведомственных учреждений, возбуждено 21 уголовное дело.
Первым симптомом надвигающихся на региональный Минтруд проблем можно считать дело директора Пушкинского дома-интерната. В июле 2022 года его обвинили в получении 100 тысяч рублей взятки за заключение договора о приобретении товаров для учреждения. Вину чиновник признал и отделался миллионным штрафом. Уже тогда в поле зрения правоохранителей попали другие подведомственные учреждения и сам Минтруд, однако при прежней областной администрации тема заглохла. В ноябре 2022 года на фоне скандала с выплатами мобилизованным, появились было слухи о переменах в министерстве, однако поляна соцобеспечения, крышуемая местечковыми смотрителями, осталась неприкосновенной. Особый статус не исчез и после смены губернской власти. Профессионально информированные персоны, на протекцию которых полагался глава ведомства, использовали свое влияние, чтобы сохранить многолетний коррупционный оазис.
Мздоимство в министерстве по цепочке охватывало несколько уровней: руководители «подведов» брали барашка в бумажке за заключение договоров на ремонт зданий, поставку продуктов и иное обслуживание объектов, и делились с вышестоящими коллегами в обмен на общее покровительство, выражавшееся в том числе в обильных, систематических, противоречащих регламентам платежах, которые затем частенько обналичивались и исчезали. Еще один пласт злоупотреблений касался жилья, принадлежащего постояльцам социальных учреждений.
Когда накопилась критическая масса нарушений, этот нарыв вскрыл федеральный центр. Летом 2024 года в рамках борьбы с региональными группировками расхитителей бюджетных средств столичные оперативники задержали и этапировали в Москву только что отставленного министра труда и соцразвития Владимира Куприянова. Теперь он ждет суда по обвинению в получении подношений от давнего знакомого и подчиненного, директора Марьяновского дома-интерната. В сентябре и октябре подозреваемыми в совершении корыстных преступлений стали руководители Драгунского психоневрологического интерната, Омского и Такмыкского домов-интернатов, а также начальник одного из департаментов Минтруда. И пусть фигурирующие в делах взятки в две-три сотни тысяч рублей не вводят никого в заблуждение: реальный размер коррупционной добычи отдельных сотрудников достигает нескольких десятков миллионов рублей – суммы, достаточной для приобретения престижной недвижимости в Омске.
Любая коррупция отвратительна, но в омском Минтруда она приобрела особенно уродливые и циничные формы: за счет самых слабых и беззащитных – сирот, инвалидов, больных и одиноких стариков – госслужащие и их чуткие покровители без зазрения совести пировали годами. Теперь судьбу первых определит закон, а их крышеватели, хладнокровно слившие подельников, теперь ищут новых клиентов.
Похоже, что мэр Сергей Шелест, опрометчиво доверяя подчиненным, снова попадает в ту же ловушку, что нанесла ущерб его репутации прошлой зимой. Тогда он публиковал от своего имени сверхпозитивные сведения о результатах уборки города, перечисляя улицы, объемы вывезенных твердых атмосферных осадков и тоннаж высыпанных на асфальт реагентов, а в действительности Омск утопал в снегу. Теперь ответственные чиновники пичкают главу муниципалитета рапортами о стабилизации дорожной ситуации на подходах к ремонтируемому мосту имени 60-летия ВЛКСМ. Как уверяет Сергей Николаевич омичей и губернатора Омской области Виталия Хоценко, поручившего ему решить проблему заторов, дорожная обстановка улучшилась и пробки почти рассосались.
Горожане же, в частности, жители Советского и Кировского округов, сообщают, что поездки на работу и с работы в часы пик за полторы недели превратились для них в настоящую пытку: стоят два других моста через Иртыш, на правом берегу Иртыша на яндекс-картах горят багровым Красный Путь, проспект Мира и прилегающие к ним улицы, на левом берегу затруднено передвижение по улицам Лукашевича и 70 Лет Октября. Регулярные ДТП вынуждают многих идти пешком. Общественный транспорт на Красном Пути утратил преимущества, лишившись выделенных полос, и вмерзает в пробки. Из-за волшебной перенастройки светофоров автовладельцы прочно застревают на улицах центральной части города. Нагрузки добавляют бензовозы и фуры, прорывающиеся в северную промзону и обратно. В этих условиях преждевременные радостные заявления находящегося на больничном градоначальника с опорой на некий «анализ данных, полученных посредством визуального мониторинга и технических средств», просто излишне злят граждан, оказавшихся в канун Нового года заложниками специфической мосторемонтной и дорожно-обновленческой активности мэрии и всеобщих любимцев из «СтройТраста».
Дело ведь, к слову, не только в дорожном коллапсе из-за ремонта конкретного моста – пройдет несколько лет, и продолжение хаотичного освоения Левобережья превратит нынешнюю экстремальную картину в обыденность. Одни только «Брусника» с «Эталоном» способны переселить на левый берег почти 50 тысяч человек, а между тем в Кировском округе нет достаточного количества рабочих мест, практически отсутствует качественная дорожно-транспортная инфраструктура, не хватает развязок и мостов. Впрочем, бессмысленно ждать каких-либо чудес от муниципальных чиновников, которые ощущают себя местоблюстителями с полномочиями по расходованию бюджетных средств. Если уж они два раза кряду не смогли подготовить программу действий на случай частичного перекрытия переправ, то комплексным долгосрочным планированием территорий тем более пренебрегут в пользу сиюминутных личных и клановых выгод.
Врио губернатора Курской области Александр Хинштейн рассказал СМИ о планах на ближайшее будущее. Он подчеркнул, что к Курску сегодня приковано беспрецедентное внимание федерального центра, сюда идут огромные средства, и их объем будет возрастать. В этих условиях очень важно наладить жесткий надзор за освоением бюджетных ресурсов, для чего необходимо полное очищение Курщины от коррупции. Чтобы оценить истинный масштаб злоупотреблений, врио руководителя региона намерен применить практики, сложившиеся во многих субъектах РФ при смене губернатора, и инициировать комплексную ревизию силами Счетной палаты и Генпрокуратуры России.
Отметим, что косвенно о размахе мздоимской активности в Курской области можно судить хотя бы по делу экс-заместителя гендиректора местной Корпорации развития Игоря Грабина, обвиняемого в злоупотреблении должностными полномочиями при строительстве фортификационных сооружений на границе с Украиной. Ущерб от действий госслужащего составляет 173 миллиона рублей. Глобальный аудит способен вскрыть многократно бóльшие правонарушения со стороны курских чиновников и замаранных представителей служилой бюрократии, считающих казну своей дойной коровой и аффилированных в той или иной форме с бизнес-структурами.
Предвидя яростный саботаж со стороны локальной меркантильной смычки, Александр Хинштейн предупреждает, что противодействие изменениям, начатым в пользу абсолютной чистоты работы, будет воспринято как сопротивление задачам, поставленным главой государства Владимиром Путиным. Врио рассчитывает на поддержку команды регионального правительства и особенно – силовых ведомств, так как, в соответствии с указом президента России, руководители силового блока приграничных областей входят в состав оперативных штабов, возглавляемых губернаторами и обязаны всесторонне помогать главам исполнительной власти.
Реализации именно такой программы с тщательной проверкой сфер расходования государственных средств, чисткой аппаратных рядов от зараженных элементов и установлением четкой иерархии в отношениях с силовиками ожидали и в Омской области после смены губернского руководства. Однако усилия немедленно натолкнулись на попытки так называемого бондаревского кружка организовать компроматное давление.
Александр Хинштейн в отличие от большинства глав субъектов Федерации – не чиновник. Экс-депутат Госдумы РФ – уникальная фигура, недоступная для установления местечкового криминального контроля. У него нет бюрократического прошлого и воза довлеющего компромата, зато имеется полная поддержка со стороны Владимира Путина и федеральных структур. Если начавшийся в Курске антикоррупционный эксперимент будет удачным, то он станет зловещим прецедентом для судьбы всех традиционных региональных мздоимцев.