Bulatov Dmitry – Telegram
Bulatov Dmitry
9.51K subscribers
2.56K photos
36 videos
2 files
503 links
Общество, искусство, наука и технологии. Всё самое интересное происходит на границах. Инфо от художника, теоретика и куратора Дмитрия Булатова. Контакт: t.me/postbiology
Download Telegram
Мы думали, что третья мировая война будет ядерной, а она оказалась информационной. Видео под тегами "Израиль", "Палестина" набирают в тиктоках миллиарды просмотров, в разных странах люди сталкиваются лбами, инфопространство трещит по швам от фейков со всех сторон. Удивительно, как социальные сети, изначально использовавшиеся для установления профессиональных и культурных связей, превратились в ядовитое пространство ненависти и вражды. И как быстро люди эпохи ненависти взяли верх над человеком эпохи любопытства. Вот уж не думал, что уже в своей жизни буду созерцать инферно, оснащённое средствами ИИ. Очень надеюсь, что подъем из такого варварства будет происходить быстрее, чем в прежние времена.
85💔28👍20😢9🕊6🤗2🔥1🤯1🥱1
Вы всё ржете тут с патриарха Кирилла, который "аннексировал" Троицу и выписал себя на её фоне. А вот вам пример из немеркнущей сталинской классики - шедевр Гавриила Никитича Горелова – "Сталин и три богатыря", 1953 год. Так что - да, время клоунов продолжается.
😁49🤣1410🤡8👍6🔥4😭3👏2🤯2
Об открытом композиторском процессе в период пребывания Джона Кейджа в резиденциях Нью-Йоркского микологического общества. В его цикле "Музыка для фортепиано №№ 1-85" (1952-1962 гг.) ноты были записаны в тех местах, где находились фабричные дефекты бумажного листа – точки и пятнышки. Кейдж предельно внимательно исследовал эти дефекты, выделил их карандашом и подрисовал нотные линейки. "Музыка для колоколов № 5" (1967 г.) была записана на старой деревянной доске, шероховатая поверхность которой отразилась на бумаге при тщательном натирании её грифелем. На месте ямочек и бугорков появились нотные знаки, символизирующие сонорные точки, пятна, звуковые россыпи, линии, кластеры, исполняемые с помощью колоколов или электроники. "Эклиптический атлас" для оркестра (1961 г.) был написан на основе атласа планет Солнечной системы, а "Южные" и "Северные этюды" (1975 г.) – на основе карт южного и северного звёздных полушарий.
🔥36👍167👌2👏1🤔1
Взаимное кормление - таков кашмирский обычай высшего гостеприимства. 1955 г, фото: Д.Бальтерманц.
20👍14🤡10🌭2🔥1😱1🤮1
Размышляю над поэтикой неокибернетического тренда — направления, которое сформировалось в последние годы в технологическом искусстве и art&science. Специфика тренда: разработка гибридных решений между аналогом и цифрой. Основной пафос — по Тьюрингу и представителям британской кибернетики (Г.Паск, С.Бир): конечность цифровой парадигмы, неприменимость цифровых технологий для описания ряда непрерывных в пространстве и времени процессов. Одно из следствий для искусства — неспособность ИИ и нейросетей дать интересные эстетические решения, их тотальная вторичность и неэкологичность.

Есть несколько моментов, которые, как мне кажется, могут помочь "освободить воображение" и эмансипировать неокибернетику в искусстве. Сразу оговорюсь, что элементы этой "поэтики" не являются категорией критики и не имеют отношения к оппозициям в оценке произведений (значительные / незначительные, новые / устаревшие и т.д.). То есть эти характеристики не столько определяют эстетическую ценность художественных работ, сколько представляют собой программу, указывающую, в каком направлении работают художники — направлении, которое потенциально новой эстетикой.

С присущим мне иезуитством я именую для себя эти элементы тремя "К" (и это практически то, о чём вы подумали, поклонники "Джанго освобождённого", только с обратным знаком). Итак:

1. Коэволюция vs антропоцентризм. Вместо того, чтобы продолжать уклоняться от использования технологий в искусстве (робототехника, IT, нейро- и биомедицина и т.д.), нужно отказаться от присущего эпохе Просвещения тотального антропоцентризма, и перепридумать новую "культуру протезирования" — то есть сфокусироваться на исследовании тех моделей взаимодействия человека и нечеловеческого, которые развивают идеи коэволюции и "становления" (по У.Эко) в противовес исключению и эксплуатации одного другим.

2. Комплексность vs мистификация. Вместо того, чтобы и дальше повышать непрозрачность отношений человека и машины (мистифицировать "черные ящики" кибернетики по Г.Бейтсону), художникам стоит сосредоточиться на постижении машинных реальностей — на поиске множественных способов сосуществования человека с "до-физическим и до-живым" в режимах кибернетического беспорядка и случайности. Иначе говоря, постоянно удерживая концептуальную рамку способности искусства содействовать развитию био- и техноразнообразия (по Ж.Симондону).

3. Космогония vs эсхатология. Современные теории сложности бросают вызов "консервативным системам", формируя особые теоретические рамки, соответствующие онтологии открытого и нелинейного мира в противовес эсхатологическому пониманию истории: грубо говоря, конца света не будет. Можно сказать, что понимание художниками природы, общества и истории как открытых и "метастабильных" систем (по Н.Винеру) ведёт к формированию новых перспектив совместности с нечеловеческими сущностями — и поможет выработать новые паттерны этики и эстетики в эпоху постбиологии.
23👍15🤯8👎1
"Деньги не растут на деревьях" – излюбленная фраза взрослых и серьезных людей, видимо, пожизненно травмированных от прочтения сказки про Буратино. Однако в проекте "Alt-C" британского художника Майкла Седбона и специалистов Лондонского колледжа коммуникаций (LCC), вы можете обнаружить растения, на которых растут самые настоящие деньги. А всё из-за того, что они придумали, как майнить цифровые монеты, используя электроэнергию, вырабатываемую растениями и деревьями.

Майкл Седбон (Великобритания). "Alt-C", проект в развитии. Устройство, которое использует электроэнергию, вырабатываемую растениями, для питания одноплатного компьютера, добывающего криптовалюту.
41👏17🔥7👍42🤩2
Читал дискуссию "художник+ИИ" в ветке Марата Гельмана и бросилось в глаза обилие комментариев, сравнивающих ИИ с кистями, красками и прочими карандашами. А сам автор ветки, рассуждая об авторском праве, сравнивал отношения современных авторов между собой (и с ИИ) с отношениями Рембрандта со своими подмастерьями. Безусловно, все эти патерналистские суждения имеют право быть, равно как и любые другие – для этого и был придуман фб как место для дискуссий. Тем не менее, замечу, что когда художник начинает работать с каким-нибудь высокотехнологичным инструментом (будь то ИИ, робототехника или биомедицина), он начинает работать и со всеми "встроенными в него" способами управления этим инструментом. Включая общественные отношения. Иными словами – любой инструмент приходит к нам с соответствующими ему ценностями и социальными протоколами; вы не можете взять его "нейтрально". Так и здесь, казалось бы очевидная штука – нельзя использовать ИИ и при этом реферировать к социальным ценностям и протоколам, скажем, XVII века. Но нет.
👍4513💯7
Deep media studies. Давиде Бориани – одна из центральных фигур итальянского кибернетического авангарда 1960-х годов, основатель "Gruppo T" и участник легендарной выставки "Программируемое искусство" (Милан-Венеция-Рим, 1962 г.). Бориани был известен своим интересом к динамическим формам искусств и световым энвайронментам. В 1959 году он представил вниманию публики первую работу из серии "Магнитная поверхность" (1959-1966 гг.), в которой железные опилки приводились в движение невидимыми зрителю магнитами и складывались в постоянно изменяющиеся пейзажи. В работах Давиде Бориани время и случай играли основную роль – изображения больше не были привязаны к поверхности, но постоянно менялись под воздействием магнитных и электромагнитных сил. На видео здесь и здесь можно посмотреть, как работала инсталляция "Магнитная поверхность".

Фото: Давиде Бориани. "Магнитная поверхность №6", 1959 г. Венецианская биеннале современного искусства, 1964 г. Фото: Серджио дель Гранде\Мондадори.
🔥19👍139👌1
Моя еженедельная рубрика – для тех студентов и коллег, кто по каким-то причинам прошёл мимо. Документальный фильм "Микрокосмос" (реж. Клод Нуридзани, Мари Перену, 1996 г.), который, по мнению многих кинокритиков, считается одним из самых живописных произведений ХХ века. Полтора часа, проведенные на неизвестной планете, где работают иные физические законы. Обитатели этой планеты – удивительные создания: жуки, муравьи, пчёлы и прочее население трав и вод. Её пейзажи – непроходимые дебри травяных кущ, капли росы, огромные, как воздушные шары. Каждый раз я пересматриваю этот фильм с каким-то благоговейным ужасом, наблюдая за жизнью нечеловеческих агентов, которые на фоне всего того, что творит человек, божественно прекрасны – просто надо правильно на них посмотреть. Фильм – обладатель гран-при Каннского фестиваля и 5 премий "Сезар", в том числе за музыку (Бруно Куле).

Фильм можно смотреть здесь (vk, прямая ссылка, без регистрации). Приятного вам просмотра!
59👍122
В середине 2000-х я был в летней резиденции в небольшом немецком городке Аренсхоп на берегу Балтийского моря. Это чудное место до сих пор напоминает мне о том, как должны выглядеть морское побережье и коса, расположенная между морем и заливом. Так вот, однажды, окунувшись с утра и засев работать, я отправил письмо одному известному французскому философу. Речь шла о написании статьи для антологии, которую я в то время готовил. Не помню зачем, но к этому письму с изложением рабочих деталей, я зачем-то – просто так, для фана – присоединил фотку утреннего моря, на котором был штиль. Долго ждать не пришлось, уже через пару часов философ ответил отказом. "Можно ли понять, – написал он в коротком ответном сообщении, – чего хочет человек, который до такой степени лишён вкуса, что в своём письме ни словом не обмолвился о штиле?" Тогда это, помню, сделало мой день. До сих пор я читаю книги этого философа через призму его коротенького сообщения.
😁3022🤣8👍7
Музей современного искусства PERMM объявил результаты конкурса "Art&Science: Открытые тела" на реализацию междисциплинарных проектов в области искусства, науки и технологий. Экспертным советом конкурса были выбраны следующие проекты:

– Анастасия Алехина, Александр Лекарев. «Синтетическая морфология»;

– Куда Бегут Собаки (Алексей Корзухин, Наталия Грехова, Ольга Иноземцева). «Керосиновые хроники. Гриб». Проект в развитии;

– Мария Мощенская, Александра Бурнусуз. «Plantoverse 2.0»;

– Люси Оджомоко, Елена Никоноле. «Quorum Sensing». Проект в развитии;

– Анна Мартыненко, Варвара Семенова. «Зеленый шум».

Авторы получат стипендии на реализацию / развитие каждого совместного проекта. Все финалисты смогут принять участие в итоговой выставке в Музее PERMM и двухдневной научной конференции летом 2024 года. Программа реализуется совместно с Фондом «Норпексаль». Стипендиальную программу и выставку курирует Дмитрий Булатов – художник, организатор проектов в области Art&Science и новых медиа.
37🔥11👍7
Подведены итоги конкурса «Art&Science: Открытые тела» на реализацию проектов в области искусства и науки – стипендиальной программы Музея PERMM и Фонда «Норпексаль». Выбрано пять команд «художник + ученый / инженер», чьи проекты получат финансирование и будут представлены на выставке в Музее PERMM летом 2024 года. Программу курирует Дмитрий Булатов – художник, организатор проектов в области Art&Science и новых медиа.

Статистика. На конкурс было подано 60 заявок из 22 городов России. Самым популярным видом технологий, на которых основаны заявленные проекты, стали медиа-технологии (видео, аудио, VR, AR). Их выбрали авторы 37 из 60 заявок. На втором месте – биологические технологии (23 заявки), на третьем – электроника и DIY (21).

Среди институций, с которыми ассоциированы участники конкурса – Центр Art&Science ИТМО, Школа им. А. Родченко, БВШД, НИУ ВШЭ, Институт физиологии им. И. Павлова, МИСИС, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, Институт биоорганической химии РАН, МГУ, БФУ им. И. Канта.
👍19❤‍🔥1🦄1
Очень люблю высказывание Милана Кундеры: "Быть абсолютно современным – значит быть союзником своих могильщиков". Этот предельный по режиму требования принцип говорит мне о том, что современное искусство – это всегда открытый проект, который творится не его прошлым, а ежесекундным выбором самого художника, выбором, в котором всегда с нуля производится весь он сам и всё его прошлое в том числе. На осуществление такого шага нужна большая отвага и постоянная готовность к отказу от своих убеждений. Не каждый на это способен. У людей без убеждений (политиков, бюрократов, людей “пустотных” и т.д.), носителей идей современного общества, “быть современными” получается легко. Остальным – трудно.
14👌146👍6🤔1
ChatGPT безошибочно анализирует сюжет картинки, уважение мастерству нейросетей
😁78👍10🔥6🤣62🤮1
Жильберто Эспарца (Мексика). "БиоСоНот", 2015-2017 гг. Музыкальное устройство, которое сонифицирует уровень загрязнения природной воды: открытых водоемов, скважин, колодцев и т.д. Инструмент состоит из нескольких модулей с микробными топливными элементами, генерирующими энергию за счет метаболизма микроорганизмов, присутствующих в загрязненной воде. Эти элементы работают как биосенсоры, которые измеряют биоэлектрическую активность бактерий, и одновременно вместе с другими типами датчиков предоставляют данные об уровне pH, уровне растворенного кислорода, проводимости и температуре. Эти данные преобразуются в аналоговые сигналы, которые подаются на синтезатор, преобразующий эти значения в звук. Над этим проектом работала междисциплинарная команда сотрудников - художники, биологи, инженеры, музыканты и химики.
🔥3418👍5🤓3👾3👏2🤣1
Наш совместный с Алексеем Чебыкиным проект "Танцующий лес" стал лауреатом Премии имени Сергея Курёхина ("Специальный приз жюри"). Очень рад признанию коллег и особенно – тому, что эта премия носит имя, которое уже давно стало синонимом независимости и эксперимента. По нынешним тёмным временам это дорогого стоит.
🔥103👍24❤‍🔥1413