Подведены итоги конкурса «Art&Science: Открытые тела» на реализацию проектов в области искусства и науки – стипендиальной программы Музея PERMM и Фонда «Норпексаль». Выбрано пять команд «художник + ученый / инженер», чьи проекты получат финансирование и будут представлены на выставке в Музее PERMM летом 2024 года. Программу курирует Дмитрий Булатов – художник, организатор проектов в области Art&Science и новых медиа.
Статистика. На конкурс было подано 60 заявок из 22 городов России. Самым популярным видом технологий, на которых основаны заявленные проекты, стали медиа-технологии (видео, аудио, VR, AR). Их выбрали авторы 37 из 60 заявок. На втором месте – биологические технологии (23 заявки), на третьем – электроника и DIY (21).
Среди институций, с которыми ассоциированы участники конкурса – Центр Art&Science ИТМО, Школа им. А. Родченко, БВШД, НИУ ВШЭ, Институт физиологии им. И. Павлова, МИСИС, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, Институт биоорганической химии РАН, МГУ, БФУ им. И. Канта.
Статистика. На конкурс было подано 60 заявок из 22 городов России. Самым популярным видом технологий, на которых основаны заявленные проекты, стали медиа-технологии (видео, аудио, VR, AR). Их выбрали авторы 37 из 60 заявок. На втором месте – биологические технологии (23 заявки), на третьем – электроника и DIY (21).
Среди институций, с которыми ассоциированы участники конкурса – Центр Art&Science ИТМО, Школа им. А. Родченко, БВШД, НИУ ВШЭ, Институт физиологии им. И. Павлова, МИСИС, Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, Институт биоорганической химии РАН, МГУ, БФУ им. И. Канта.
👍19❤🔥1🦄1
Очень люблю высказывание Милана Кундеры: "Быть абсолютно современным – значит быть союзником своих могильщиков". Этот предельный по режиму требования принцип говорит мне о том, что современное искусство – это всегда открытый проект, который творится не его прошлым, а ежесекундным выбором самого художника, выбором, в котором всегда с нуля производится весь он сам и всё его прошлое в том числе. На осуществление такого шага нужна большая отвага и постоянная готовность к отказу от своих убеждений. Не каждый на это способен. У людей без убеждений (политиков, бюрократов, людей “пустотных” и т.д.), носителей идей современного общества, “быть современными” получается легко. Остальным – трудно.
❤14👌14✍6👍6🤔1
Жильберто Эспарца (Мексика). "БиоСоНот", 2015-2017 гг. Музыкальное устройство, которое сонифицирует уровень загрязнения природной воды: открытых водоемов, скважин, колодцев и т.д. Инструмент состоит из нескольких модулей с микробными топливными элементами, генерирующими энергию за счет метаболизма микроорганизмов, присутствующих в загрязненной воде. Эти элементы работают как биосенсоры, которые измеряют биоэлектрическую активность бактерий, и одновременно вместе с другими типами датчиков предоставляют данные об уровне pH, уровне растворенного кислорода, проводимости и температуре. Эти данные преобразуются в аналоговые сигналы, которые подаются на синтезатор, преобразующий эти значения в звук. Над этим проектом работала междисциплинарная команда сотрудников - художники, биологи, инженеры, музыканты и химики.
🔥34❤18👍5🤓3👾3👏2🤣1
Наш совместный с Алексеем Чебыкиным проект "Танцующий лес" стал лауреатом Премии имени Сергея Курёхина ("Специальный приз жюри"). Очень рад признанию коллег и особенно – тому, что эта премия носит имя, которое уже давно стало синонимом независимости и эксперимента. По нынешним тёмным временам это дорогого стоит.
🔥103👍24❤🔥14❤13
В Русском музее записали рабочий материал для моей видеолекции по неокибернетике – направлению, которое сформировалось в последние годы в технологическом искусстве и art&science. Рассказывал о том, что этот подход напоминает мне форму адаптивного проектирования в природе. Его суть – открытый поиск возможностей, при котором эти возможности не могут быть исчерпывающе предсказаны заранее. В такой перспективе произведения неокибернетического искусства (ИИ, робототех, биомедицина и т.д.) заставляют нас думать об окружающем мире, как о материальной, открытой, динамичной и дискурсивной системе. Что это означает? “Материальные” – означает то, что эти системы объединяют в себе разные материальные “сцепки” (геофизика, биохимия, электробиология и тд.), “открытые” – подразумевает, что эти системы способны менять свои границы и свойства, “динамичные” – то, что они обладают порождающим характером; ну и “дискурсивные” – значит то, что мы можем проследить историю взаимоотношений элементов этой системы. Эти характеристики говорят нам о том, что у неокибернетических машин гораздо больше агентности, чем может показаться на первый взгляд. Наряду с наличием у них петель обратной связи – центральным понятием кибернетики как научной дисциплины – это позволяет сделать вывод о принципиальной способности этих машин к рефлексии, а в перспективе – к мышлению. На фото Анны Пейчевой выше – медирасчленение по-питерски, лол.
❤17🔥9👍3👏2
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждую субботу или воскресенье я выкладываю здесь фото произведений искусства, связанных с анатомическим либо патологоанатомическим сюжетом. Сегодняшний труп – мастурбирующий мертвец из Музея доколумбова искусства Ларко (Лима, Перу). Этот музей представляет предметы индейцев мочика – культуры, существовавшей с I по VIII век на побережье Тихого океана. Большая часть экспозиции отведена керамическим сосудам с изображениями людей, животных и мифологических персонажей. Эти изображения многое рассказывают об образе жизни индейцев. В частности – о том, что туземцы сильнее всего верили в божественную силу ебли. Обнимаю вас этим трупом!
❤45😁19👍9👏7🔥5🍾2💩1🕊1
В 1970 году эпичный тролль, плут и концептуальный маньяк Джон Балдессари принял решение раз и навсегда порвать с живописью и сжег все свои работы, сделанные в период с 1953 по 1966 годы, а из пепла этих картин изготовил печеньки. После этого он решил отточить свои педагогические способности и научить растение алфавиту. В одноимённом видео 1972 года Джон Балдессари с терпением, достойным японского самурая, подносит к растению серию карточек с английским алфавитом. Мы слышим, как он без устали повторяет буквы: "A A A A – B B B B – C C C C…" В своих дневниковых записях, которые стали основой для этой видеоработы, художник задаётся вопросом: "Есть ли смысл учить растение алфавиту? Имеет ли смысл обучать студента искусству?". Видео можно посмотреть тут.
На фото: Джон Балдессари. "Обучая растение алфавиту", 1972 г. Из коллекции Художественного музея Лихтенштейна.
На фото: Джон Балдессари. "Обучая растение алфавиту", 1972 г. Из коллекции Художественного музея Лихтенштейна.
❤🔥37😁20👍9🔥6❤4
Диана Шерер (Германия). "Запутывание", 2022 г. Проект по одомашниванию корневой системы растений. Работу над своими произведениями Диана Шерер называет "сотрудничеством с природой", которое сводится к постепенному формированию паттернов корневой структуры растений в уникальные сплетения. В процессе выращивания своих живых работ художница обращает особое внимание на корни растений, которые выступают в качестве интеллектуальных систем, способных развиваться по своим собственным законам (корни реагируют на гравитацию, могут определять местонахождение влаги и питательных веществ). В своих проектах Шерер работает с т.н. "ксилемой" — проводящей тканью сосудистых растений, обеспечивающей транспортировку воды и минеральных веществ в растениях. Помимо проведения веществ, ксилема также выполняет в растениях опорную и физиологическую роль. Тысячелетняя практика разведения "бонсай", поставленная на новый уровень — мягкое манипулирование природными процессами и творческий диалог с природными интеллектуальными агентами.
❤51👍20🔥11
Электронный альбом Морта Гарсона "Mother Earth's Plantasia", впервые выпущенный в 1976 году, был написан специально для растений и людей, любящих растения.
После выпуска альбом разошёлся ограниченным тиражом и был доступен только людям, купившим комнатное растение в магазине "Mother Earth" в Лос-Анджелесе или тем, кто купил матрас Simmons в магазине Sears.
В результате альбом не смог добиться широкой популярности к моменту его релиза. С тех пор он приобрёл статус культового как раннее произведение электронной музыки. Для записи Гарсон преимущественно использовал модульный синтезатор Moog.
Слушать здесь.
После выпуска альбом разошёлся ограниченным тиражом и был доступен только людям, купившим комнатное растение в магазине "Mother Earth" в Лос-Анджелесе или тем, кто купил матрас Simmons в магазине Sears.
В результате альбом не смог добиться широкой популярности к моменту его релиза. С тех пор он приобрёл статус культового как раннее произведение электронной музыки. Для записи Гарсон преимущественно использовал модульный синтезатор Moog.
Слушать здесь.
❤21👍12❤🔥1
Под руку попалась книга детства – "Рыбы поют в Укаяли" поляка Аркадия Фидлера, в которой он описывает многообразие звуков "поющих" рыб на Амазонке. Помню, тогда меня потряс его рассказ о сомах-пирарара, издающих звуки, похожие на рёв слона и слышимые на расстоянии 100 метров. Эти звуки они издают, выталкивая воду и воздух через жабры, отпугивая хищников. Или описание рыб хараки, которые во время нереста издают звуки, напоминающие треск мотоцикла. Помню, всё пытался себе представить, как звучит Амазонка, когда эти рыбы "заводят свои мотоциклы". Тогда я понял, что окружающий меня водный мир весь наполнен звуками: морской петух "квохчет", ставрида – "лает", рыба-барабанщик – в буквальном смысле слова барабанит, а налим – "хрюкает" и урчит. Именно тогда я, житель Прибалтики, начал воспринимать пословицу "нем как рыба" с улыбкой. Короче, перечитал несколько строк из этой книги и вспомнил свой восторг, когда часами просиживал в библиотеке, а мир казался открытым и полным чудес. Он конечно и сейчас остался таким, только я стал реже об этом вспоминать.
❤88👍23🐳6😁2
В очередной раз увидел суждение коллеги, который говоря о найденных объектах Дюшана, утверждает об их незначимости, мотивируя это тем, что “из ничего не выйдет ничего”. Удивительно, но до сих пор эта глубокая, хотя и неполная истина продолжает вызывать баттхерт, когда встречается со своим противоречием из области информации – ноль, то есть полное отсутствие какого бы то ни было события, может быть сообщением. Вот простой пример из природы – клещ взбирается на травинку или куст и сидит в ожидании жертвы. Если он чувствует запах пота – он пытается прицепиться, с некоторой вероятностью попасть на животное или человека и, тем самым, обеспечить себя едой. Однако если в течение времени клещ не ощущает запаха пота, он перебирается на другой куст.
Если вы НЕ ответили на электронное письмо, НЕ попросили прощения за нанесённую обиду, НЕ покормили, в конце концов, своего кота – всё это может быть достаточным и эффективным сообщением, потому что ноль, помещённый в определённый контекст, может приобрести смысл; а контекст воспроизводит тот, кто воспринимает сообщение. Вот это умение создавать контекст (пусть и для отсутствия события) – это способность, а формирование этой способности – задача для школ и учебных программ по современному искусству. И кто же виноват в том, что в своё время вас не научили решать такие задачи?
Если вы НЕ ответили на электронное письмо, НЕ попросили прощения за нанесённую обиду, НЕ покормили, в конце концов, своего кота – всё это может быть достаточным и эффективным сообщением, потому что ноль, помещённый в определённый контекст, может приобрести смысл; а контекст воспроизводит тот, кто воспринимает сообщение. Вот это умение создавать контекст (пусть и для отсутствия события) – это способность, а формирование этой способности – задача для школ и учебных программ по современному искусству. И кто же виноват в том, что в своё время вас не научили решать такие задачи?
👍40✍19❤13🔥13
Люси Моро (Франция). "Будущее", проект в развитии. Инсталляция из сот, напечатанная из пчелиного воска на 3D-принтере. Соты для ульев сделаны на основе архитектурных планов Фаланстера – коммунального дворца, придуманного Шарлем Фурье в 1845 году. В учении утопического социализма такие общественные дворцы были рассчитаны для проживания коммун из 1500 человек, трудящихся вместе для взаимной выгоды. Сам Фурье так не смог основать ни одного фаланстера из-за отсутствия средств (печальная участь большинства прожектёров), однако некоторым его последователям из числа представителей Art&Science это удалось. Правда, только для нечеловеческих агентов, живущих вблизи фруктовых садов.
🔥43❤12👍9🤩4
Вице-мэр Екатеринбурга Алексей Бубнов заявил, что лепка мужских половых органов из снега — это провокация. Он призвал правоохранительные органы и общественность бороться с фаллосами. В октябре в Екатеринбурге выпал снег, и неизвестные вылепили большого снеговика в виде члена в сквере под окнами Оперного театра и здания Уральского федерального университета, чем запустили своего рода "хреновый" флешмоб. Теперь горожане лепят скульптуры членов по всему городу. Сир, беда пришла откуда не ждали!
🍾97😁28👍22👏10❤7🌭4🔥3