Читал о работе генеративных нейросетей, принцип функционирования которых заточен не столько на порождение новых типов визуализаций (это вторично), сколько на воспроизведение механизмов памяти. Работа памяти ведь только отчасти похожа на работу человеческого зрения, но это "отчасти" играет в ИИ принципиальную роль. Нейросети вытаскивают отдельные факты из общей картины "памяти" и достраивают их до другой картины, уделяя внимание взаимосвязям, а не достоверности отдельных фактов. Для нейросетей конкретные факты неважны, им важны только связи. Отсюда и возникают проблемы с искажениями, число которых будет только расти.
Вспомнил по этому поводу недавно прочитанную байку о монахе-переписчике книг, основанную на игре слов "celebrate" (праздновать) и "celibate" (обет безбрачия). Молодой монах обратил внимание старого падре на то, что братия всё время переписывает священные книги с ранее написанных копий, в результате чего возрастает вероятность тиражирования случайных ошибок. Замечание показалось святому отцу разумным, и он полез в подвал сверяться с оригиналом. Нашли его там только через несколько суток. Он бился головой об пол, держа в руках выцветший пергамент из кожи, и причитал – "celebrate, celebrate, не celibate!"
Вспомнил по этому поводу недавно прочитанную байку о монахе-переписчике книг, основанную на игре слов "celebrate" (праздновать) и "celibate" (обет безбрачия). Молодой монах обратил внимание старого падре на то, что братия всё время переписывает священные книги с ранее написанных копий, в результате чего возрастает вероятность тиражирования случайных ошибок. Замечание показалось святому отцу разумным, и он полез в подвал сверяться с оригиналом. Нашли его там только через несколько суток. Он бился головой об пол, держа в руках выцветший пергамент из кожи, и причитал – "celebrate, celebrate, не celibate!"
❤32😁19👍10💯1
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Каждое воскресенье я выкладываю здесь фото произведений искусства с изображением патологоанатомического, либо анатомического вскрытия. Сегодняшний труп у нас образовался благодаря американскому художнику Эль Франко Ли II. Его произведение называется “Аутопсия Тупака Шакура”, 2009 г. и посвящено вскрытию одного из наиболее влиятельных хип-хоп исполнителей в истории (по версии журнала Rolling Stone). Обнимаю вас этим трупом!
🔥26❤7🥰5👍4🤨4
Сегодня часто приходится слышать о творческих способностях технических систем (ИТ, генеративные сети, робототехника и т.д.). При этом под творчеством понимается способность этих систем создавать "качественно новые" и "более сложные" творения. То есть в качестве критериев техновизионеры используют понятия "новизны" и "сложности". Однако с этими критериями есть проблемы. Критерий "нового" издавна порождает множество дискуссий и представителям гуманитарных профессий здесь точно есть что сказать по этому поводу. То же самое касается и критерия "сложности". Например, известный биолог-эволюционист Стивен Джей Гулд вообще боролся с высказываниями относительно того, что эволюция реализует всякие формы прогресса. В своей книге “Удивительная жизнь”, Гулд писал, что эволюцию жизни можно понимать как процесс, свободный от каких-либо тенденций сложности. Его главный аргумент – всё, что выглядит как эволюционный шаг вперед, на самом деле есть не что иное, как побочный продукт множества случайностей. Мне нравится аргумент, выдвинутый Гулдом. Хотя бы потому, что нарушает стройную и романтическую картину сторонников одновекторного развития – "из тёмного прошлого в светлое будущее" (увы, жизнь не подтверждает такие схемы). А также ещё и потому, что на фактор случайности часто делают ставку художники, полагая, что случайность не следует общим законам, таким как тенденция возрастания сложности.
👍31❤9🤔2
Forwarded from Чернозём и Звёзды
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Видео из Одеского Национального Художественного Музея с последствиями ночной атаки на город. В музее сейчас идёт выставка «Языки войны».
😢50🤬18🔥1😱1
Матвиенко предложила создать Министерство счастья и немедленно принять закон о счастье. Ведомство будет проверять все законы на предмет повышения счастья населения, объяснила спикер Совфеда. Я считаю принятие такого закона хорошим, годным делом. Только вот не уверен, что мои представления о счастье совпадают с представлениями Матвиенко на этот счет. Я конечно знаю то, что на короткое время могло бы сделать меня счастливым. Однако статью 280 УК РФ пока никто не отменял.
❤51👍18💩6🤡5💔3🤣2
Когда свобода художественного мышления доводится до крайности (как вариант, "Фонтан" Дюшана), искусство вступает в смежную с религией область. Разговор о подобной "религиозности" искусства становится неслучайным, учитывая то, что Religio (лат.) в том числе означает "связываю", "соединяю". Это поиск и исследование различных типов связей – между земными и неземными, человеческими и нечеловеческими агентами; связей внутри какой-то общности, биома (как вариант – общины), связей человека с доминирующими дискурсами (заповедями) и институциями. Все эти отношения могут быть рассмотрены как способы установления связей не только в секулярном плане (между людьми, верующими и неверующими), но и между человеком и Богом. Что любопытно, так это то, что все эти способы основываются на эстетике, если под эстетическим чувством понимать способность человека (или, допустим, ИИ и генеративных нейросетей) реагировать на связующий паттерн.
❤30👍6
Моя еженедельная рубрика – для тех студентов и коллег, кто по каким-то причинам прошёл мимо. Документальный фильм "Фрэнсис Бэкон: Кисть и насилие" (реж. Ричард Керсон Смит, 2017 г.) посвящен самому грубому, брутальному, но вместе с тем и самому востребованному британскому художнику ХХ века. Где-то я прочитал, что Бэкон восхищался "Броненосцем "Потемкиным" Эйзенштейна, был без ума от русских матросов (с двумя из которых, по его воспоминаниям, провел незабываемую ночь в Берлине) и зачитывался книгами о болезнях ротовой полости. С тех пор многие его живописные монстры – сгустки мускулистой плоти с раскрытым зубастым ртом – напоминают мне кричащий рот няни с коляской на ступенях Потемкинской лестницы в Одессе. Сегодня, спустя 30 лет после смерти художника, мне кажется, что все мы превратились в эту орущую одесскую няню. А провидец Бэкон ждёт всех в аду, поигрывая кнутом из своего знаменитого секс-гардероба. Фильм на русском смотреть здесь (платформа vk), в оригинале – здесь. Приятного вам просмотра!
🔥43👍15🥰3❤2❤🔥1
Только я закосил от воскресной публикации моей еженедельной рубрики "Труп выходного дня", как наши люди из Берлина сообщили, что Cannibal Corpse выпустили детскую тематическую книжку-раскраску. Которую сразу запретили в Германии. Показал раскраску дочке – она немедленно объявила, что хочет такую. Я об этом и говорю – по разные стороны границ окопались тётки с халами и скользкие мужички, которые стряпают свои мутные дела под бубнёж о духовности. А потом их одураченная паства под предлогом защиты неких морально-духовных ценностей идёт к соседям и творит невообразимые преступления. Просьба к френдам. Если вдруг вы являетесь счастливым обладателем этой раскраски – скиньте пожалуйста в комменты или в личку, мы с дочкой будем вам признательны. Обнимаю вас этим трупом!
🔥58👍12🥰6😱1
Портрет талибов, сделанный в нелегальной фотомастерской Кабула (в Талибанской интерпретации законов шариата фотографирование людей запрещено), 2002 г. Из коллекции Томаса Дворжака. Как пояснил директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар, в исламской культуре подводке глаз придается особенное значение: в мусульманских текстах можно найти рекомендации наносить на глаза сурьму для улучшения зрения и лучшего роста ресниц, которые давал своим последователям пророк Мухаммед – говорится, что он сам наносил ее на веки.
❤32🔥16👍8😁5🤗5👏2🤣2🍓2
На фото – проект Миндаугаса Гапсявичюса и Марии Сафроновой под названием “Ты и я”. Это набор головных уборов, которые при помощи Wi-Fi объединяются друг с другом в локальную сеть. Цель и предназначение этих технологических шапкок заключается в том, чтобы с помощью неинвазивных методов стимуляции мозга (постоянный ток, электроды tDCS) осуществлять коллективное лечение депрессивных расстройств. Разработка производилась в стенах Веймарского Университета-Баухаус и в настоящий момент представлена в App Store.
🔥37👍13❤4
Forwarded from ГЭС-2
#ges2event
Что: Цикл открытых лекций экспериментальной лаборатории «Неопознанные технические объекты. Тела»
Когда: 16, 22, 30 ноя, 8 дек 2023, 19:00
Где: Библиотека
Для кого: Для профессионалов и любителей, теоретиков и практиков, физиков и лириков.
Что будем делать: Обсудим художественные практики в области нестандартного технического изобретательства: от массового увлечения созданием механизмов и идеи организации общества на системе физиологических паспортов в СССР до неокибернетики и гипотез радиофизика и радиоастронома Всеволода Троицкого.
Почему стоит пойти: Двое лекторов впервые лично выступят в «ГЭС-2» — это исследователь позднесоветской культуры и литературы Алексей Конаков и художник и лауреат премии Сергея Курёхина Дмитрий Булатов.
Как попасть: Зарегистрироваться на сайте.
Фото: Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин
Что: Цикл открытых лекций экспериментальной лаборатории «Неопознанные технические объекты. Тела»
Когда: 16, 22, 30 ноя, 8 дек 2023, 19:00
Где: Библиотека
Для кого: Для профессионалов и любителей, теоретиков и практиков, физиков и лириков.
Что будем делать: Обсудим художественные практики в области нестандартного технического изобретательства: от массового увлечения созданием механизмов и идеи организации общества на системе физиологических паспортов в СССР до неокибернетики и гипотез радиофизика и радиоастронома Всеволода Троицкого.
Почему стоит пойти: Двое лекторов впервые лично выступят в «ГЭС-2» — это исследователь позднесоветской культуры и литературы Алексей Конаков и художник и лауреат премии Сергея Курёхина Дмитрий Булатов.
Как попасть: Зарегистрироваться на сайте.
Фото: Дмитрий Булатов, Алексей Чебыкин
❤22🔥9👍6
В эфире моя еженедельная рубрика "Труп выходного дня". Наш сегодняшний труп – вернее его фрагмент – в исполнении голландского художника Герарда де Лересса (1685 г.), которого во Франции называли "голландским Пуссеном". Перед нами во всей своей красоте и стати предстаёт нога ("это нога, кого надо нога"), с которой заметно свисает кусок кожи. Работы де Лересса этой серии часто называли ключевыми для тренда "нового анатомического реализма" и рассматривали в контексте голландского золотого века искусства, особенно традиции натюрморта. Кстати, сам де Лересс был убеждён в том, что художники должны изучать трупы. Разве можно с ним не согласиться? Обнимаю вас этим трупом!
❤31👍3
Изнывая от скуки, Хайдеггер исследовал её как профессионал. В “Основных понятиях метафизики” он определял скуку как часть основополагающего настроения современности (ну и своего, разумеется, тоже). В то время как знаменитая прусская зануда Иммануил Кант предлагал уклоняться от скуки при помощи карточных игр и курения табака (сразу видно маниакально-депрессивного педанта), Хайдеггер действовал более изобретательно. Вот какую стратегию в борьбе со скукой он предложил: “не сопротивляться, но позволить ей резонировать… только не противостоя ей, а позволяя ей приблизиться к нам и рассказать, чего же она хочет, и что она такое”. То есть, Хайдеггер определял скуку как нечеловеческого агента, с которым нужно было вступить в коммуникацию. Иными словами, здесь можно говорить об “эстетической парадигме” – создании разного рода ситуаций, где может быть опробована подобная экзистенциальная трансформация. Такая стратегия подразумевает включение человека в систему связей (в данном случае, со скукой) и растождествление с её механизмами за счет создания новых форм и идентичностей – в полностью субъективной, авторской манере.
❤40👍12🤔1🤯1